- Вид работы: Эссе
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 9,59 Кб
Особенности национальных традиций Японии
Особенности национальных традиций Японии
Одним из важнейших методов востоковедения является изучение национальных традиций как всего дальневосточного региона, так и конкретного государства. В случае Японии, нужно уделять этому гораздо больше внимания, так как эта далекая и долгое время закрытая страна имеет некоторые характерные особенности, отличающие ее от любого государства мира.
В наше время Япония объективно считается одной из самых высокотехнологичных и экономически перспективных стран-участниц процесса глобализации, поэтому сейчас японистика привлекает все больше внимания не только людей интересующихся японской культурой, искусством и наукой, но и экономистов, политологов, ученых.
Несомненно, сами японцы тоже стремятся к экономико-политическим контактам и, может, даже альянсам с западными и восточными (проект «великой восточноазиатской сферы совместного процветания») государствами и блоками. Причиной тому могут стать и не слишком широкие дипломатические связи Японии, и непонимание со стороны дальневосточных геополитических соседей, и нехватка ресурсов на Островах, и банальная необходимость в наращивании экспорта товаров.
Однако японское «экономическое чудо» и модель развития экономики являются одними из самых передовых в мире, и многие страны охотно перенимают концепции развития государства и более качественного и продуктивного участия в процессе глобализации, глядя именно на Японию. Пытаясь понять причины сделанного японцами рывка, ведущие экономисты и политологи заходят в тупик, не понимая исторических, географических, лингвистических и социокультурных особенностей становления нынешней «Страны Восходящего Солнца».
Таким образом, можно сделать вывод, что изучение национальных традиций Японии необходимо для упрощения понимания менталитета современных японцев. То есть это важный аспект, который может существенно упростить дипломатические и экономические связи, помочь предпринимателям чувствовать себя уверенно на переговорах и, в итоге, привести к взаимовыгодному сотрудничеству.
Итак, начать анализ Японских традиций, на мой взгляд, нужно с выявления черт характера, присущих современным японцам и причин, по которым они сформировались в прошлом и продолжают активно проявляться в наше время. Предполагается комплексное рассмотрение сфер общественной жизни на протяжении всей известной истории «Страны Восходящего Солнца».
Большинство современных японистов выделяют следующие особенности национального характера: развитое чувство прекрасного, почитание природы, традиционализм, прагматизм, тяга к заимствованиям, трудолюбие, дисциплинированность, уважение авторитета и коллективность мышления.
Важную роль в формировании мировоззрения японцев сыграла религия. Хотя жителей «Страны Восходящего Солнца» нельзя назвать слишком набожными, синтоизм и буддизм проникли во многие сферы общественной жизни и сохраняют влияние и по сей день. В основе Синтоизма лежит миф о сотворении мира богами Идзанаги и Идзанами и рождении ими солнечной Аматэрасу, культ которой и является важнейшим элементом обожествления окружающих вещей. То есть, именно синто («путь богов») подарил японцам чуткость к природе и умения восхищаться миром вокруг. Буддистская философия наполнила собой различные формы японского искусства и принесла идею о недолговечности и непостоянности всего сущего, в чем люди постоянно убеждались, глядя на сменяющие друг друга снег и жару, штиль и тайфуны. Сама Япония всячески подтверждала верования народа. Последним пришла мораль конфуцианства, научившая японцев понятию вежливости, верности, дисциплины и долга. Именно из нее в будущем родится дух самурая и кодекс чести «Бусидо», влияющий на японское общество по сей день.
Другой ключевой вехой в развитии национального характера является эпоха Эдо (1603-1868). Именно тогда произошел почти полный переход к политике изоляционизма, за этим последовало ужесточение иерархической структуры и фактическое сосредоточение власти в одних руках. То есть, люди стали осознавать себя элементами «властной лестницы», обязанными уважать тех, кто стоит выше по положению.
Традиция заимствования стала одной из самых важных частей культуры страны и менталитета японцев. Однако сразу стоит заметить, что все перенимаемое носило прагматический характер, потому что, во многом благодаря своему островному положению, Япония осваивала новые элементы так, чтобы их можно было легко приспособить к своим собственным условиям и интересам на определенном этапе исторического развития. Ученые делят заимствования на несколько периодов: древний – большая часть культуры и науки пришла из Кореи, затем до XVIII века распространено было увлечение Китаем, XIX век, после «открытия», стал временем обширных заимствований из Европы (пиво, натурализм в литературе, некоторые правовые элементы), а после поражения во Второй Мировой Войне началось насаждение американцами своей культуры. В современной Японии мы видим огромное количество элементов, пришедших из других стран (от английских названий до русских пирожков, встречающихся в некоторых специфических закусочных).
Следующей характерной чертой, присущей каждому японцу, является обращение к традициям прошлого как в обыденных ситуациях, так и в разнообразных церемониях. В основе этого лежит почитание исторической памяти прошлых поколений и уже сложившегося уклада общественной жизни. В XXI веке жители «Страны Восходящего Солнца» сумели сохранить такие культурные традиции, как икебана, различные формы театра, чайная церемония.
Завершая рассмотрение национального характера японцев, нужно проанализировать такие особенности, как коллективное мышление и трудолюбие, которые, я считаю, тесно связаны. Некоторые ученые-японисты считают, что начало объединению в группы было положено н рисовых полях. Так как выращивание риса было непосильной задачей для одного человека, работники начали объединяться в коллективы, со временем создавая отлаженный механизм, который до сих пор действует на многих предприятиях. Другие придерживаются теории моноэтнического государства, согласно которой групповое сознание закономерно оформилось из-за того, что в Японии всегда было очень мало иностранцев (даже сейчас 98% населения – японцы). То есть, люди осознавали себя часть не просто единого народа, но и, в некотором смысле, единого разума. Трудолюбие же сформировалось под воздействием многих агроклиматических факторов. Одним из основных источников пищи в древности было земледелие, а Япония – страна с очень сложными погодными условиями, в которой большую часть суши занимают горы, была трудна для освоения, поэтому человеку приходилось работать очень много, чтоб сберечь возделанное и прокормить семью. Важно отметить, что подавляющее большинство японцев работают всю жизнь в одной и той же компании не только из-за того, что фирмы обеспечивают благоприятные условия работникам, но и из-за приверженности самих людей старым традициям. Ученый-японист Александр Раевский в одном из своих интервью проводил параллель с феодальной Японией, когда каждый самурай служил определенному даймё и не имел права предать его, как сейчас не приветствуется переход с одного места работы на другое.
Рассмотрев характерные черты японского менталитета, гораздо проще будет понять особенности национальных традиций, большинство из которых уходят корнями в древность.
Как я писал выше, именно религия стала ключевым элементом становления нынешнего уклада жизни. Японцы, согласно традиции синтоизма, почитают духов, давая некоторым из них облик животных. Самым узнаваемым зверем-духом является Тануки – добродушная енотовидная собака, любящая саке, покровительствующая питейным заведениям и торговле. Второй по популярности – это Кицунэ. В отличие от Тануки она совсем не добродушна, а очень часто даже обманывает людей и сводит некоторых с ума. В образе духа-кошки предстает Бакэнэко, которая может быть, как злой и проказливой, терроризируя своих хозяев, так и хранительницей, защищающей их даже после собственной смерти. Другими важными обожествляемыми животными стали Оками (волк, защищающий леса и горы) и Осамэ (акула, оберегающая моряков и рыбаков). Синтоистский пантеон включает в себя бессчётное множество духов, каждый из которых олицетворяет определенное природное явление, растение или животное. Важнейшими богами являются Идзанаги и Идзанами – творцы, Аматэрасу, чьими потомками, по легенде, являются японские императоры и гора Фудзияма, восхождение на которую считается священным ритуалом.
Многие японские национальные праздники обязаны своим появлением именно религии. Но какой? Традиционно самые светлые и радостные праздники отмечаются согласно синтоистским канонам, а грустные, такие как похороны, проходят в соответствии с буддистским вероисповеданием. Так же праздники делятся на государственные и мацури, которые бывают как местные (свойственные только какой-то префектуре или даже деревне), так и масштабные, проходящие с большим размахом.
Самыми интересными из государственных являются: День совершеннолетия (второй понедельник января), День рождения покойного императора Хирохито (29 апреля), День моря (третий понедельник июля), и День благодарности труду (23 ноября).
На мацури стоит остановиться более подробно, так как именно они помогают лучше понять культуру Японии. Одним из ярчайших фестивалей является Танабата, отмечающийся 7 июля. Он посвящен возлюбленным Орихимэ и Хикобоси и всегда сопровождается масштабными шествиями и фейерверками. Грандиозный праздник отмечается 5 февраля в Саппоро, и основной его тематикой являются снежные фигуры, а иногда и целые здания из снега и льда. А 10 января празднуют «День номера 110», в который все японцы выражают свое глубокое почтение полиции, оберегающей и защищающей их. Важными праздниками можно назвать Ханами – день любования сакурой (19 марта) и Сецубун – день смены одного сезона другим (3 февраля). Практически в каждом празднике отразились характерные черты национального характера – тяга к природе и развитое чувство красоты.
Переходя к более обыденным традициям Японии, нужно подробно остановиться на характерных особенностях деловой беседы и переговоров. Изучить именно этот аспект полезно будет тем, кто собирается связать свою жизнь не просто с изучением языка и культуры, но с работой в крупной японской компании.
Деловое общение начинается с коллективного духа фирмы, который воспитывается не только в офисе. Начинается все с формы одежды, которая одинакова практически для каждого офисного служащего в Японии: для мужчин это костюмы серого или черного цвета, для женщин юбки, блузки и жилеты. Также во многих компаниях можно увидеть стенды, на который сотрудники вешают объявления с собственными идеями о рационализации работы предприятия. Так руководство показывает внимательность к работником, давая им шанс проявить себя. После тяжелого рабочего дня компания коллег (часто вместе с руководителем) собирается в питейном заведении идзакая и начинает процесс под названием «хасиго», что переводится буквально как «лестница», основной смысл которого обойти как можно больше заведений от самого дешевого к более дорогому. Алкоголь является излюбленным путем к компромиссам.
Стоит добавить к особенностям делового общения несколько интересных фактов. Необходимо носить в кейсе не только ручки и документы, но и…носки. Да, это важно, так как в неформальной обстановке мероприятий очень часто придется разуваться, поэтому, чтобы не произвести дурного впечатления на партнеров нужно тщательно проверять носки, ведь, японцы являются очень чистоплотной нацией. Также нужно помнить о благотворном влиянии алкоголя и неформального общения на поиск компромисса. Так, в традиции японцев, заключать самые важные соглашения в ресторанах.
Поскольку ни история, ни экономика, ни политология, ни многие другие отдельные науки не способны полностью проанализировать уклад общественной жизни всего Востока, а особенно такого сложного государства, как Япония, была создана комплексная наука востоковедение, которая имеет свое собственное проблемное поле и основывается на долгосрочном анализе исторического развития страны. Студенческая программа школы востоковедения неспроста строится таким образом, что начинается именно с курса национальных традиций региона. На мой взгляд, это сделано для того, чтобы дать студентам увидеть наиболее полную картину мира, разобраться в сложностях восточного характера и менталитета, изучить традиции и обычаи, веками складывавшиеся под воздействием различных факторов. Благодаря изученному курсу, востоковеды будут гораздо легче понимать сложные экономико-политические закономерности и процессы, происходящие в изучаемом государстве, станут увереннее чувствовать себя на переговорах и в обычном общении с жителями Дальнего Востока.
Список литературы
экономический глобализация японец национальный
1.Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы
2.Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1956.
.Жуков Е. История Японии. Краткий очерк. М., 1939.
.Кочетов А.Н. Буддизм. М., 1965.
.Поздпеев Д. Япония. Страна, население, история, политика. М., 1925.
.В.В. Алексеев Очерки экономики Японии Москва: МГИМО-Университет, 2005.