- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 432,01 Кб
Особенности организации культурно-досуговой деятельности подростков в условиях сельской местности
КУРСОВАЯ РАБОТА
особенности организации культурно-досуговой деятельности подростков В УСЛОВИЯХ сельской местности
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы организации культурно-досуговой деятельности подростков
1.1 Сущность понятий «досуг» и «культурно-досуговая деятельность»
1.2 Социально-психологические особенности культурно-досуговой деятельности подростков
.3 Современные тенденции культурно-досуговой деятельности подростков
Глава 2. Особенности организации культурно-досуговой деятельности подростков в условиях сельской местности
2.1 Анализ организации культурно-досуговой деятельности подростков в агрогородке Крулевщина Докшицкого района Витебской области
.2 Разработка плана мероприятий по организации культурно-досуговой деятельности подростков в Крулевщинском Центре культуры и досуга
Заключение
Библиографический список
Приложения
Введение
Проблема свободного времени детей и подростков является весьма актуальной и социально значимой. Современное общество требует новых технологий в деятельности всех социальных институтов, работающих с детьми и подростками, в связи с возникшей проблемой социальной и индивидуальной адаптации детей, из-за быстро меняющихся условий жизни, эволюции различных форм обучения, воспитания и развития, необходимости подготовки к жизни и социальному успеху [2, с.3].
Сфера свободного времени и досуга всегда являлась объектом научного интереса. Большой вклад в осмысление сущности досуга внесли М.А. Ариарский, Д.М. Генкин, В. Д. Патрушев, Ю.А. Стрельцов, А.Ф. Воловик, А.Д. Жарков, Л.Е. Романенко, И.Л. Смаргович и др.
Несмотря на все богатство теоретических материалов и системных исследований, посвященных культурно-досуговой деятельности, проблема досуга подростков остаётся актуальной не только для теоретиков, но и для специалистов-практиков, так как большой объём неорганизованного свободного времени подростков и неумение распорядиться им нередко приводит детей к социальным проблемам. Досуг оказывает огромное влияние на все сферы жизнедеятельности человека. Особенно велико его значение в подростковом возрасте, являющемся периодом интенсивного развития и формирования личности. Известно, как несложно увлечь подростка чем-либо. И также известно, как трудно сохранить, поддержать и развить этот интерес.
В современных условиях усилия специалистов учреждений культуры должны быть направлены на то, чтобы научить детей стремиться к богатой, разнообразной и свободной культуре, которая существует не только для того, чтобы познавать её, но и, прежде всего, для воспитания и совершенствования себя в ней. Она – идеальное средство для развития и самовыражения личности.
Досуг – необходимая часть жизни любого человека, а особенно подростка, который находится в активном процессе развития. В связи с этим организация досуга приобретает большую значимость, так как свободное время является одним из важнейших средств формирования личности молодого человека. В этих условиях основная задача учреждений культуры, как социального института, заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности, организации разнообразных форм досуга и отдыха, применении новых форм работы, создание условий полной самореализации в сфере досуга [6, с.110].
Объект исследования: культурно-досуговая деятельность подростков.
Предмет исследования: процесс организации культурно-досуговой деятельности подростков в условиях сельской местности.
Цель работы: выявить особенности организации культурно-досуговой деятельности подростков в условиях сельской местности (на примере Крулевщинского Центра культуры и досуга Докшицкого района).
Задачи работы:
1. Изучить теоретические основы, сущность досуга и культурно-досуговой деятельности.
. Рассмотреть социально-психологические особенности подросткового возраста.
. Раскрыть содержание досуга современного подростка.
4. Проанализировать организацию культурно-досуговой деятельности подростков в условиях сельской местности.
5. Разработать план мероприятий по организации культурно-досуговой деятельности подростков в Крулевщинском Центре культуры и досуга.
Для решения задач мы используем следующие методы: теоретические (анализ литературы по проблеме исследования; систематизация и обобщение информации); эмпирические (анализ документов, анкетирование).
База: агрогородок Крулевщина Докшицкого района Витебской области.
Глава 1. Теоретические основы организации культурно-досуговой деятельности подростков
.1 Сущность понятий «досуг» и «культурно-досуговая деятельность»
психологический культура подросток досуговый
Использование в повседневном обиходе слова «досуг» представляет собой в смысловом плане своеобразный коктейль из понятий «отдых», «развлечение», «рекреация», «игровые занятия», «хобби», «спортивно-оздоровительные увлечения», «туризм» и т.д. Все это в реальной структуре досугового времени действительно присутствует. Однако бытовое толкование в силу своей зыбкости и недостаточной определенности явно не подходит для научного и учебного использования.
К сожалению, в подходах к вычленению и пониманию досуга как такового, нет до сих пор полного единства и в специальной литературе. Исторически сложилось так, что здесь одновременно существовали три позиции. Первая из них – деление временного бюджета взрослого человека на «работу» и «неработу», в рамках которой досуг и внерабочее время рассматриваются как одно и то же (Л.К. Балясная, Т.В. Сорокина и др.). Суть второй позиции составляло отождествление понятий «досуг» и «свободное время» (Ф.С. Махов, А.Т. Куракин, В.В. Фатьянов и др.). В рамках третьей позиции досуг квалифицировался в качестве части свободного времени, где из последнего исключались все более или менее серьезные занятия, связанные с развитием личности, и досуг сводился к отдыху и развлечениям [20, с.115].
Досуг – это часть внерабочего времени, которая остаётся у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей (передвижение на работу и с работы, сон, приём пищи и другие виды бытового самообслуживания) [23, с.218].
Для определения свободного времени отдельного человека из его суточного бюджета времени (24 часа) следует вычесть время, которое он затрачивает:
на производственно-трудовые функции, включая дорогу к месту работы и обратно;
физиологический отдых (ночной сон);
оздоровительные и санитарно-гигиенические нужды (включая утренний туалет, гимнастику, стирку белья, мытье посуды и др.);
покупку продуктов, их приготовление, прием пищи;
приобретение необходимых вещей, товаров повседневного спроса и длительного пользования;
воспитание малолетних детей, неотложную помощь близким людям (например, уход за больным) и др.
Доля суток, которая остается в распоряжении человека после указанных вычислений, может быть определена как его досуг, или «чистое» свободное время в течение дневного бодрствования. Именно этой частью времени человек может распорядиться по своему усмотрению [1, с.7]
Выделяются следующие виды досуга: отдых, развлечение, самообразование, творчество. Отдых снимает усталость и напряжение, восстанавливает физические и духовные силы человека. При пассивном отдыхе напряжение снимается расслаблением, а также созерцанием природы, размышлениями о жизни, молитвой, непринужденной беседой. При активном отдыхе напряжение снимается физкультурой, чтением, слушанием музыки, работой на садовом участке. Однако активный отдых не должен вызывать утомление физической или культурной деятельностью.
Развлечение как вид досуговой деятельности имеет компенсационный характер. Развлекаясь, человек включает в свой досуг те физические и духовные способности и склонности, которые не может реализовать в труде. Развлечениями являются просмотр художественных фильмов, посещение концертов, театральных представлений, спортивные соревнования, путешествия, прогулки, дающие человеку смену впечатлений.
Отдых и развлечения как виды досуга сочетаются в праздниках. В празднике человек получает возможность освободиться от повседневных забот и дел, ощущает эмоциональный подъем и получает возможность открытого выражения чувств.
Самообразование как вид досуга направлено на приобщение людей к ценностям культуры и, как правило, не связано с профессиональной или организованной учебной деятельностью. Оно основано на интересе личности к какой-либо сфере. К самообразовательной досуговой деятельности можно отнести чтение литературы (как художественной, так и научной, публицистической), участие в семинарах, диспутах, деловых играх, прослушивание лекций и музыки, просмотр научно-популярных и документальных фильмов. Некоторые из видов самообразовательной досуговой деятельности связаны с приобретением знаний и одновременно с развлечением. Так, к примеру, просмотр научно-популярных фильмов связан с познанием и удовлетворением интересов личности.
Творческие виды досуговой деятельности представляют собой самый высокий уровень досуга, так как именно он поднимает личность на новую ступень – от потребителя духовных ценностей до их созидателя. К данному виду досуга можно отнести: техническое и художественное творчество, различные хобби, коллекционирование, любительские занятия, например, музыкой, шитьем, вязанием и др. [9, с.120]
Таким образом, "досуг", "досуговая деятельность", "свободное время" можно классифицировать как синонимичные, взаимозаменяемые понятия. "Досуг" приобретает реальный смысл лишь в том случае, если его антитезой является деятельность, вызванная необходимостью достижения практического, утилитарного результата, открывающая человеку возможность поддержать свою жизнь как биологического существа. В различных житейских ситуациях трудовая деятельность выражается в формах познавательной, художественной и любой другой деятельности. В качестве труда может выступать и учеба, если она направлена на подготовку человека к выполнению в будущем профессиональных обязанностей (например, обучение детей в школе, студентов в вузах, техникумах, колледжах и других средних специальных учебных заведениях, получение среднего образования в системе вечернего и заочного обучения и т.п.). Следует отметить, что употребление слова "досуг" в значении времени, свободного от работы, имеет глубокие исторические корни: оно было обусловлено особенностями образа жизни древних народов [7, с.28].
Однако наиболее четко смысл понятия "досуг" как деятельности, противостоящей труду, про явился лишь в период индустриального и постиндустриального развития человеческих обществ в связи с выделением сферы производства в самостоятельную, жестко отграниченную от всех других область человеческой жизнедеятельности и втягиванием в ее орбиту больших масс людей.
Углубление научных исследований, изучение досуговой сферы на операциональном уровне правомерно выдвинули вопрос о более точной характеристике содержательного аспекта досуговой деятельности. На рубеже 70-80-х гг. в рамках философско-социологического подхода к анализу досуга обозначились альтернативные позиции. Одна из них сводилась к определению досуга как деятельности, предназначенной для интеллектуального, физического, социального развития и активного отдыха людей. В соответствии с другой при выделении параметров досуга следовало учитывать все многообразие занятий, осуществляемых человеком за пределами выполнения обязанностей в сфере труда, семьи и быта. Подчеркивалась разновекторность социальной направленности таких занятий: для одних людей они могут выступать как развивающие личность, для других – не развивающие [7, с.95].
Западные социологи особенно фиксировали внимание на том, чтобы при характеристике досуга не выпускать из поля зрения явления антикультуры различные виды отклоняющегося поведения: преступную деятельность, правонарушения, алкоголизм, наркоманию и т.п. Только при учете всего круга занятий, осуществляемых людьми за пределами рабочего и необходимого внерабочего времени, можно воспроизвести полную картину досуга.
Некоторой попыткой снять возникшее противоречие явился анализ феномена досуга с позиций общесоциологической теории культуры. При рассмотрении всей совокупности потребностей, удовлетворяемых в сфере досуга, делается акцент на культурных потребностях, являющихся побудительной силой для осуществления культурной деятельности, т.е. деятельности человека по производству, освоению, распространению, сохранению и потреблению ценностей духовной культуры. Для выделения данного направления досуговой деятельности из совокупности всех возможных в отечественных научных исследованиях стал употребляться термин "культурно-досуговая деятельность". В настоящее время расширяются теоретико-методологические исследования культурно-досуговой деятельности, уточняются их методы, отрабатывается понятийный аппарат.
В свете современных представлений понятие "культурно-досуговая деятельность" целесообразно рассматривать как видовое по отношению к более общему, родовому понятию "досуговая деятельность" ("досуг") и обладающее в связи с этим всеми присущими ему признаками: обозначаемая им деятельность является результатом свободного выбора занятий, не продиктована "внешней" необходимостью, осуществляется не с целью заработка. Вместе с тем данное понятие заключает в себе и специфические особенности. Культурно-досуговая деятельность направлена на освоение человеком мира культуры. Побудительным моментом для нее являются культурные потребности личности: в познании, творчестве, общении, общественно-политической и религиозной деятельности, спорте, туризме, различного рода игровых занятиях. Как любую человеческую деятельность, ее можно охарактеризовать с точки зрения субъекта, цели, средства, результата, самого процесса, а также механизмов ее осуществления – психологических компонентов, лежащих за пределами собственно деятельности: ценностных установок, ориентаций, мотивов. В культурно-досуговой деятельности проявляется осознанное отношение человека к природе и социальной жизни. Субъектом ее могут выступать слои, социальные и социально-демографические группы населения, отдельные индивиды. [7, с.132]
Содержание культурно-досуговой деятельности, виды занятий динамичны, изменяются на протяжении жизни поколений по мере накопления людьми опыта в освоении окружающего мира, развития техногенных процессов. Они обусловлены определенным типом культуры, сложившимся в конкретном человеческом сообществе, связаны с традициями, менталитетом, образом жизни отдельных народов.
Культурно-досуговая деятельность проявляется в различных формах. Эти формы могут быть классифицированы по разным основаниям: по субъекту деятельности (культурно-досуговая деятельность в форме массовой, групповой или индивидуальной деятельности); по месту осуществления деятельности (домашние и внедомашние формы культурно-досуговой деятельности); по характеру организации деятельности (институциональные или общественно организованные и неорганизованные формы культурно-досуговой деятельности); по наличию творческого элемента (активные и пассивные формы культурно-досуговой деятельности). Сегодня многие ученые сходятся во мнении о том, что такие виды занятий, как чтение книг, журналов, просмотр телепередач, посещение кинотеатров и др. относятся к пассивным формам культурно-досуговой деятельности, а любительские занятия, занятия художественным и техническим творчеством и т.п. – к активным.
Правомерно говорить о социальной роли культурно-досуговой деятельности. Культурно-досуговая деятельность конструктивна. Она обогащает духовный мир человека, формирует его личность, развивает эстетически, нравственно, физически. Культурно-досуговая деятельность способствует умножению духовной культуры (например, высокие образцы народного художественного творчества), содействует созданию культурной среды, положительно влияет на человеческие взаимоотношения.
.2 Социально-психологические особенности культурно-досуговой деятельности подростков
Подростковый возраст (12-15 лет) – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, – это самопознание, самовыражение и самоутверждение.
В подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы. В эти же годы открыто проявляется абсолютное большинство жизненно необходимых личных и деловых качеств человека. Например, высшего уровня своего развития в детстве достигает непосредственная, механическая память, образуя вместе с достаточно развитым мышлением предпосылки для дальнейшего развития и совершенствования логической, смысловой памяти. Высокоразвитой, разнообразной и богатой становится речь, мышление оказывается представленным во всех его основных видах: наглядно-действенном, наглядно-образном и словесно-логическом. Все эти процессы приобретают произвольность и речевую опосредствованность. У подростков они функционируют уже на базе сформировавшейся внутренней речи [2, с.32].
Подростковый возраст отличается конкретными социальными обстоятельствами, и, прежде всего, изменением места ребёнка в обществе, когда подросток субъективно вступает в новые отношения с миром взрослых, что составляет новое содержание его сознания, формируя такое психологическое новообразование этого возраста, как самосознание.
По мнению И.С. Кона "Характерной чертой самосознания является проявление у подростка способности и потребности познать самого себя как личность, с её специфическими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению и саморазвитию. Этому способствуют и те новые обстоятельства, которые отличают образ жизни подростка от образа жизни детей младшего школьного возраста. Прежде всего, это повышенные требования к подростку со стороны взрослых, товарищей, общественное мнение которых определяется не столько успехами школьника в учении, сколько многими другими чертами его личности, взглядами, способностями, характером, умением соблюдать "кодекс нравственности", принятый среди подростков, всё это порождает мотивы, побуждающие подростка обратиться к анализу самого себя и к сравнению себя с другими. Так, у него постепенно формируются ценностные ориентации, складываются относительно устойчивые образцы поведения, которые, в отличие от образцов детей младшего школьного возраста, представлены уже не столько в виде образа конкретного человека, сколько в определённых требованиях, которые подростки предъявляют к людям и к самому себе" [8, с 48].
Подростков в это время характеризует импульсивность, эмоциональность, чувствительность, негативизм, критический склад ума, максимализм, мечтательность. В подростковом возрасте значительно расширяется объём деятельности ребёнка, качественно изменяется её характер. Существенные сдвиги происходят в интеллектуальной деятельности. Возрастает желание заниматься сложными, требующими творческого напряжения видами деятельности. К подростковому возрасту человек обладает достаточно зрелым мышлением, способностью анализировать те или иные явления действительности, способностью понимать их сложную противоречивость.
Многие исследователи, вслед за Руссо, недаром называют подростковый возраст "возрастом второго рождения личности". Здесь многие истоки, начала всей дальнейшей жизни. Возраст этот хрупкий, ранимый, изменчивый, оказывается, больше чем какие-либо другие, зависим от реальной социальной жизни, потому что подросток впервые открывает ее для себя [4, с.89].
Досуг для подростков – это сфера, в которой, выступая в новых ролях, отличных от семейных и школьных, они особенно остро и полнокровно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении.
Можно выделить основные характерные черты досуга подростков:
· Досуг имеет ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты.
· Досуг основан на добровольности при выборе занятий и степени активности
· Досуг формирует и развивает личность, формирует позитивную "Я – концепцию".
· Досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия.
· Досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков.
· Досуг стимулирует творческую инициативу подростка.
· Досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности.
· Досуг способствует формированию ценностных ориентаций.
· Досуг способствует самовоспитанию личности.
· Досуг формирует социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе.
Согласно классификации С.А. Шмакова досуг подростков может быть:
пассивным (зрительский, слушательский) и активным (деятельностный);
организованным (педагогически целесообразно используемое свободное время) и стихийным (спонтанно протекающий процесс использования ребенком свободного времени);
контролируемым и неконтролируемым;
коллективным и индивидуальным;
подражательным и творческим;
опережающим и нормативным.
Таким образом, особенностями подросткового возраста являются: новые отношения с миром взрослых, изменение характера и интересов, расширение объёма деятельности, способность к абстрактному мышлению, формирование целеустремлённости, самостоятельности, инициативности, умение выстраивать логические схемы. Подростки, в силу своих возрастных психологических особенностей, готовы воспринимать все новое и непознанное, не задумываясь о последствиях. При этом они еще идеологически неустойчивы, в их умы легче внедрить как положительный, так и отрицательный образ. В данной ситуации досуг является значимым пространством для развития культуры личности [7, с.63].
Правильная организация досуга способствует формированию у подростков культуры общения, создаёт условия для самореализации и самовоспитания личности. Содержательный отдых и досуг, наряду с образованием и удовлетворением основных потребностей личности, играют большую роль в развитии его определённых качеств, организует его, придает ему уверенность в своих действиях и в своей компетентности. Именно поэтому основной задачей учреждений культуры должна стать организация досуговой занятости подростков, совершенствование и расширение перечня предоставляемых культурных услуг.
1.3 Современные тенденции культурно-досуговой деятельности подростков
Досуг – возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. В силу ряда причин современные подростки не в состоянии организовать свой досуг интересно, содержательно и полезно для себя. Эти причины носят как субъективный (например, отношения в семье) так и объективный характер (социально-экономическое положение в стране). Молодое поколение в большинстве своём оказалось без надёжных социальных ориентиров.
На сегодняшний день проблема досуга подростков стоит очень остро. Фактором, во многом определяющим образ и стиль жизни молодых людей, становится криминализация и коммерциализация их досуга. Приобретает всё более актуальный характер проблема личной безопасности молодых людей: социологические исследования свидетельствуют, что около 50% из них подвергались когда-либо физическому насилию со стороны сверстников или взрослых, а 40% испытывали на себе рукоприкладство родителей [12, с.106].
Стремление уйти от реальных проблем в иллюзорный мир способствует массовому распространению алкоголизма и наркомании среди подростков. Большое влияние на подростка оказывает телевидение, где с экранов обрушивается на молодёжь заряд огромной разрушительной силы. Ежедневно показ сцен жестокости и насилия – нравственный беспредел. Убийства, насилия, грабежи, смерть – не сходит с экранов. Телевидение методично, изо дня в день разрушает духовную среду общества, насаждая культ стяжательства, наживы, красивой, богатой радостями и приключениями жизни, полной сексуальной распущенности и насилия. Это прямая психологическая атака на молодое поколение, у которого ещё не выработан иммунитет на такое растлевающее влияние. [15, с.12]. Мощным орудием воздействия на подростка выступает компьютер. Многие из подростков своё "компьютерное время" проводят в форме примитивных игр, не требующих большого умственного напряжения и совершенно не способствующих развитию. Многочасовая бессмысленная погоня за "условным противником", "уничтожение врага" нехитрыми примитивными способами постепенно ведут к интеллектуальной деградации игрока. Другая реальная опасность таких игр состоит в том, что неокрепшая детская психика подсознательно воспринимает игровой девиз: "Убей всё, что движется" как некое руководство к действию в реальной жизни.
По утверждению психологов, зачастую компьютерные игры такой категории становятся причиной детских страхов и даже неврозов. У детей меняется психика, они становятся агрессивнее. Считается, что более всего выматывают детей игры, рассчитанные на быстроту реакции (так называемые "войнушки", "стрелялки"). Совершенно очевидно, что компьютерные игры, способные причинить вред детской психике, провоцирующие жестокость, насилие и другие низменные чувства, не должны использоваться в досуговых развлечениях подрастающего поколения [19, с.25].
Среди массы организаций, занимающихся организацией досуга подростков, лидирующее место занимают учреждения культуры. Грамотная организация досуговой занятости, просвещение средствами культуры и искусства рассматривается сегодня как альтернатива подростковой преступности, как одна из составляющих большой работы по первичной профилактике асоциальных процессов [6, с.42].
Создание положительного, привлекательного имиджа учреждения культуры позволит привлечь в его стены больше детей и подростков, что создаст определенную альтернативу праздному времяпрепровождению, являющемуся одной из предпосылок совершения преступлений. Особенно это актуально для подростков сельской местности, где культурный уровень населения намного уступает этому же уровню городского населения. В сельской местности и посёлках подросткам иногда не с кого брать пример, они не знают, как можно с пользой проводить свободное время.
Основными направлениями в организации досуга подростков могут стать привлечение детей и подростков в клубные объединения и коллективы любительского художественного творчества и проведение культурно-массовых мероприятий, непосредственно направленных на воспитание правовой культуры подрастающего поколения, на формирование позитивных жизненных установок и культурных стереотипов, которые помогут подросткам и молодежи легче адаптироваться во взрослом мире. При проведении мероприятий очень важно учитывать психологические особенности подростков и молодежи, максимально уходить от дидактики и принципа запрета. Вместо "нельзя" (нельзя совершать преступления, употреблять наркотики, пить, курить и т.д.) лучше говорить "можно" – можно заниматься творчеством, читать, петь, рисовать, играть на гитаре, танцевать рэп и т.д. И тогда ваша жизнь станет интересной, насыщенной и практически не останется времени на пустое времяпрепровождение [14, с.10].
Самой популярной и востребованной формой организации подросткового досуга по-прежнему остаётся дискотека. Дискотека способна синтезировать в себе самые разные виды художественного творчества, любительского увлечения. Впитывая в себя веяние нового времени, она создаёт прекрасные возможности для проявления творческой активности, расширения различных познаний и интересов. Не смотря на то, что сочетания познавательного и увлекательного в дискотеке ограничены в силу специфики данной формы работы, всё же она позволяет подросткам реализовать потребность в полноценном содержательном отдыхе и развлечении. Ведь именно в основу дискотеки заложено общение молодых людей, посредством молодёжной музыки, несмотря на то, что музыкальные увлечения молодёжи одного поколения весьма разнообразны. Именно на дискотеке собирается разносторонняя аудитория с широким кругом ориентации и требований.
Востребованной остается такая форма работы с подростками, как различные тематические вечера (идейно и сюжетно организованная цепочка устных выступлений, образов, объединённых между собой сценарием и режиссёрским ходом). Специфика тематического вечера: общие интересы аудитории, праздничная ситуация, развлечение, театрализация, игровая ситуация, понятная и близкая тема, понимание глубины содержания и затем активного участия-творчества, использование информационно-логических и эмоционально-образных моментов, строгая композиционная последовательность, связь со знаменательной датой в жизни общества, или отдельного коллектива, человека, документальная основа, местный материал, присутствие реального героя [15, с.18].
Таким образом, сложившаяся в настоящее время тенденция культурно – досуговой деятельности ставит перед собой основную цель – духовное развитие личности подростка, построенного на взаимоотношении с социальной средой и обществом в целом.
Глава 2. Особенности организации культурно-досуговой деятельности подростков в условиях сельской местности
.1 Анализ организации культурно-досуговой деятельности подростков в агрогородке Крулевщина Докшицкого района Витебской области
На уровне местного управления и самоуправления Докшицким районным исполнительным комитетом разрабатываются Постановления и Распоряжения с целью регулирования культурно-досуговой деятельности детей и подростков. Главными социальными институтами работы с данной категорией населения являются учреждения образования и культуры. В районе насчитывается 25 сельских клубных учреждений, городской Центр культуры, районный учебно-методический центр, деятельность которых направлена на усовершенствование работы с подростками.
С целью выявления особенностей организации культурно-досуговой деятельности подростков, мы провели исследование в агрогородке Крулевщина Докшицкого района Витебской области.
Задачи исследования:
1) Подобрать выборку исследования;
) Разработать диагностический инструментарий;
) Организовать проведение анкетирования;
) Провести обработку данных;
5) Сделать выводы и дать рекомендации;
) Дать характеристику (описание) организации досуга подростков в городском Доме культуры городского поселке Бегомль.
Этапы:
1. Подготовительный: подбор диагностического инструментария, определение базы исследования, выявление количества подростков городского поселка, проведение анкеты.
2. Основной: осуществление исследования.
3. Заключительный: обработка и анализ результатов, написание выводов и рекомендаций.
База: агрогородок Крулевщина Докшицкого района Витебской области
Выборка: 23 подростка.
Диагностический инструментарий: анкета
Анкетирование проводилось с целью определения направленности досуговой деятельности и степени удовлетворенности организацией досуга в поселке городского типа. Анкета была предназначена для того, чтобы выявить интересы подростков, какие кружки они предпочитают посещать, чем хотели бы занятьсвоё свободное время, как его организуют на данном этапе.
Нами был проведён опрос на тему "Досуг подростков" (Приложение А).
В опросе приняли участие 23 подростка ГУО «Крулевщинская средняя школа» из них 11 мальчиков (47,8%) и 12 девочек (52,2%). Подростки в возрасте от 13 до 15 лет, а именно учащиеся 7-9 классов. Возрастной состав выборки выглядит так: 13 лет – 6 человек, 14 лет – 6 человек, 15 лет – 11 человек. Мы ставили цель определить наиболее популярные виды проведения досуга, выявить предпочтения в проведении досуга.
Диаграмма №1. Степень удовлетворенности организацией досуга подростков.
Исходя из результатов данной диаграммы, мы можем сделать вывод, что большинство подростков, недостаточно довольны организацией досуга в их местности. Это можно объяснить тем, что агорогодок не располагает всеми доступными средствами для организации разносторонней и полной организации досуга для подростков. В основном с ребятами работает только Дом культуры и школа.
Диаграмма №2. Занятие в свободное время.
Самым предпочтительным времяпровождением для большинства подростков в возрасте 13-15 лет, участвовавших в опросе, является просмотр ТV (20%), просто отдыхают, ничего не делая 18 % опрошенных подростков,
свое свободное время посвящают общению с близкими и друзьями (18/%), играют в компьютерные игры (16%),слушают музыку 10%. Менее распространенным видом деятельности среди подростков является чтение (8%), занятие любимым хобби (9%).
% опрошенных являются членом какого-либо кружка, секции или любительского объединения в агрогородке Крулевщина.
Диаграмма №3. Участие в клубном формировании.
На базе Крулевщинского Центра культуры и досуга работают клубные формирования различной жанровой направленности: вокально – хоровые, хореографические, театрально-драматические, любительские объединения и клубы по интересам. В ГУО «Крулевщинская СШ» работают спортивные кружки и секции.
Диаграмма №4. Реализация хобби.
25% опрошенных респондентов считают возможным реализовать свои хобби, увлечения в условиях населенного пункта, где они проживают, частично имеют такую возможность 30% опрошенных, для 35% опрошенных в данном населенном пункте недостаточно возможностей для самореализации и занятия любимым хобби, 10% затруднились ответить на этот вопрос.
Преобладающим мотивом участия является желание получить новый для себя объём информации, знания, умения и навыки (41%). 32% респондентов хотели бы проявить свои творческие способности, умения, навыки. С целью расширить круг общения в клубных формированиях участвуют 23% опрошенных, 4% респондентов просто заполняют свое свободное время, посещая клубные формирования.
Диаграмма №5. Посещение культурно-массовых мероприятий.
Из данной диаграммы следует, что наиболее посещаемыми культурно – массовыми мероприятиями среди подростков по прежнему остаются дискотеки, шоу программы, вечера отдыха.
Диаграмма №6. Предпочтение в выборе клубного формирования
Наиболее востребованным занятием среди подростков является участие в эстрадной студии (39%), 21 % опрошенных хотели бы заниматься в театрально-драматическом коллективе, 18% – в танцевальном. Желание посещать спортивно-оздоровительные секции высказали 21% респондентов. Лишь 7% отдали свое предпочтение декоративно-прикладному искусству.
2.2 Разработка плана мероприятий по организации культурно-досуговой деятельности подростков в Крулевщинском Центре культуры и досуга
В современных условиях учреждение культуры призвано стать для человека любимым местом отдыха, встреч с друзьями и знакомыми, разумного проведения своего досуга.
Для изучения распределения свободного времени подростками, мы провели анкету "Мой день" (Приложение Б). Обработав результаты, мы внесли все полученные данные в сводную таблицу и вычислили средний показатель каждого вида деятельности (таблица 1).
Таблица 1.
Вид деятельности | Количество затраченного времени |
1. Сон | 8 ч. 50 мин. |
2. Прием пищи | 1 ч. 30 мин. |
3. Забота о своей внешности | 1 ч. 05 мин. |
4. Забота о родителях и других членах своей семьи | 0 ч.30 мин. |
5. Самообслуживание (приготовление пищи, уборка квартиры, комнаты и т.д) | 0 ч. 50 мин. |
6. Работа по домашнему хозяйству, в домашнем производстве | 0 ч. 40 мин. |
7. Длительность занятий в школе | 6ч. |
8. Самостоятельная подготовка к школьным занятиям, выполнение домашнего задания | 1 ч. 10 мин. |
9. Занятия в кружках | 0 ч. 45 мин. |
10. Занятия физкультурой и спортом | 1ч. |
11. Общественная работа | 0 ч. 15 мин. |
12. Общение с близкими и друзьями | 1 ч. 20 мин. |
13. Чтение литературы, журналов, газет | 20 мин |
14. Просмотр телевизора | 1 ч. 40 мин. |
15. Слушание музыки | 0 ч. 40 мин. |
16. Настольные игры | – |
17. Занятия с компьютером | 1 ч. 40 мин. |
18. Подвижные игры | 0 ч. 30 мин. |
19. Прогулки | 0 ч. 55 мин. |
20. Полный отдых (отсутствие всякой деятельности) | 0 ч. 15 мин. |
В качестве оценки полноценности досуга и свободного времени мы использовали два основных критерия. Первый – объём свободного времени (время), отведенного на организацию досуга. И второй критерий – это содержание досуга (формы досуговой деятельности). Согласно полученным результатам, представленным в таблице, средний показатель досугового времени подростков (п. 9-20), составляет 7 часов 20 минут в день. Содержание досуга определяется интересами подростков. Важное место в структуре досуга подростки уделяют игре на компьютере 1 час 40 минут, просмотру телепередач 1 час 40 минут, физкультуре и спорту – 1 час, общению с близкими и друзьями – 1 час 20 минут, около часа для прогулки.
На основании проведенных исследований и полученных результатов, в первую очередь необходимо организовать системный подход к организации досуга подростков, направленный на повышение уровня организации и проведения культурно-досуговых программ, применение учреждениями культуры в своей деятельности новых, более современных форм работы. Кроме этого, конечно же, должен быть комплексный подход к решению данной проблеме, позволяющий активизировать работу всех социальных объектов, расположенных на территории агрогородка, выстроив единую стратегию работы. Необходимо предложить качественно новый этап построения и организации культурной среды. Предоставить подросткам возможность проведения свободного времени на качественно новом уровне. В связи с этим был разработан план мероприятий по организации культурно-досуговой деятельности подростков, проживающих в агрогородке Крулевщина.
План мероприятий по организации культурно-досуговой деятельности подростков в агрогородке Крулевщина
Таблица 2
Название мероприятия | Срок реализации | База реализации |
Арт-кафе «Таня, Таня, Танечка» | Январь 2015г. | Крулевщинский ЦКиД |
Шоу-программа «Подари мне валентинку» | Февраль 2015г. | Крулевщинский ЦКиД |
Конкурс эстрадной песни «Я пою» | Март 2015г. | Крулевщинский ЦКиД |
Шоу программа «Великолепная 7Я» | Апрель 2015г. | ГУО «Крулевщинская СШ» |
Велопробег по памятным местам «Помним и гордимся» | Май 2015г. | Крулевщинский сельский совет |
Ток-шоу «Мода на здоровый образ жизни» | Июнь 2015г. | |
Шоу-программа «Мисс Дюймовочка» | Июль 2015 г. | Крулевщинский ЦКиД |
Джинсовый ФЕСТ «Зажигай!!!» | Август 2015 г. | Крулевщинский ЦКиД |
Интеллектуальная игра «Брейн-ринг» | Сентябрь 2015г. | Крулевщинский ЦКиД |
Бал-маскарад «Осенний марафон» | Октябрь 2015г. | Крулевщинский ЦКиД |
Спортивный праздник «Веселые СТАРТЫ» | Ноябрь 2015г. | ГУО «Крулевщинская СШ» |
Конкурс любительской фотографии «Мой край, такой один на свете…» | Декабрь 2015 г. | Крулевщинский ЦКиД |
Также в Крулевщинском Центре культуры и досуга для подростков запланированы тематические вечера, дискотеки, конкурсно-игровые программы, акции, выставки, велопробеги и многое другое.
При разработке данного плана мы преследовали определенные цели и задачи.
Цель: Программа направлена на активизацию и совершенствование работы культурно-досуговых учреждений агрогодка с подростками, поиск новых методов культурной адаптации. Привлечение подростков к общественно полезной деятельности.
Задачи:
активизация деятельности культурно-досуговых учреждений по организации досуга и развитию творческого потенциала подростков, профилактике их асоциального поведения;
поиск эффективных методов работы с неформальной молодежью;
– поддержка творчески одаренных представителей молодежи в сфере социальной креативности и гражданского воспитания;
– содействие развитию позитивных интересов подростков, их полезной деятельности в свободное время;
формирование у молодого поколения осознанной необходимости в здоровом образе жизни – занятия танцами, физической культурой и спортом;
– направление энергии участников молодежных субкультурных объединений в русло взаимодействия с культурно-досуговыми учреждениями.
анализ системы ценностей и мотивации представителей молодежных субкультур, поиск путей формирования общего социально-культурного пространства.
Заключение
Данная работа была посвящена вопросу организации культурно-досуговой деятельности подростков в условиях сельской местности. Мы проанализировали литературу по проблеме организации досуга, изучили теоретические основы, сущность досуга и культурно-досуговой деятельности, социально-психологические особенности досуга подростков, а также разработали и провели исследования, основной целью которых было определение направленности досуговой деятельности, степень удовлетворенности организацией досуга в агрогородке и каким образом распределяют свое свободное время подростки. Анкетирование позволило выявить интересы подростков, какие кружки они предпочитают посещать, чем хотели бы занять своё свободное время и как его организуют на данном этапе.
Проведенное нами исследование показало, что досуговая самореализация подростков в большей степени осуществляется вне учреждений культуры и обусловлено воздействием современных телекоммуникационных систем – телевидения, интернета, которые выступают как наиболее влиятельные источники эстетического и социализирующего воздействия. В данной ситуации именно культурно-досуговым учреждениям отводится ведущая роль по организации досуговой деятельности подростков. Результатом данной деятельности должен стать переход от простых форм деятельности к более сложным: от пассивного отдыха – к активному, от физических форм рекреации – к духовному наслаждению, от пассивного усвоения культурных ценностей – к творчеству.
Правильная организация досуга способствует формированию у подростков культуры общения, создаёт условия для самореализации и самовоспитания личности. Содержательный отдых и досуг, наряду с образованием и удовлетворением основных потребностей личности, играют большую роль в развитии его определённых качеств, организует его, придает ему уверенность в своих действиях и в своей компетентности. Именно поэтому основной задачей учреждений культуры должна стать организация досуговой занятости подростков, совершенствование и расширение перечня предоставляемых культурных услуг с учетом досуговых предпочтений этой категории населения.
Разработка и внедрение комплексного плана мероприятий по организации досуга подростков позволит нам:
1. Активизировать деятельность культурно-досуговых учреждений по организации досуга и развитию творческого потенциала подростков, профилактике их асоциального поведения;
. Внедрить в работу эффективные методы работы с неформальной молодежью;
. Поддержать творчески одаренных представителей подрастающего поколения;
. Содействовать развитию позитивных интересов подростков, их полезной деятельности в свободное время;
. Сформировать у молодого поколения осознанной необходимости в здоровом образе жизни – занятия танцами, физической культурой и спортом;
Очевидно, что применение специально разработанной программы по организации досуга подростков с использованием социально-культурной деятельности положительно повлияет на развитие и становление подростка как высококультурной личности.
Список использованной литературы
1. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: Учебное пособие для студентов вузов / Г.А. Аванесова – М.: Аспект Пресс, 2006 – 236с.
2. Гимазетдинова О.В., Крючек В.К. Научно-педагогические основы организации досуга детей и подростков: Теория, методика и организация культурно-просветительской деятельности: Монография / О.В. Гимазетдинова, В.К. Крючек – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003 – 218с.
. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Ю.В. Василькова – М.: Изд-во центр "Академия", 2002 – 159с.
4. Дробинская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности /Е.И. Дробинская, Э.В. Соколов – Л., 1983. – с.7-17
5. Ерошенко И.И. Работа клубных учреждений с детьми и подростками / И.И. Ерошенко – М.: Просвещение, 1986 – 126с.
. Еремин В.А. Улица – Подросток – воспитатель / В.А.Еремин – М., 1991 – 85с.
7. Жарков А.Д., Чижиков В.М. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / А.Д. Жарков, В.М. Чижикова – М.: МГУК, 1998. – 461 с.
8. Кон И.С. Юность как социальная проблема // Молодёжь и общество / И.С. Кон – М.: Просвещение, 1973 – 250с.
. Киселёва Т.Г., Красильников Ю.Д.: Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников – М.: Изд-во Московского государственного университета культуры, 1995 – 136с.
11. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. Учеб. Пособие для студентов высш. Учеб. Заведений / А.Г. Лидерс – М.: Изд. Центр "Академия", 2003 – 256с.
12. Мадорский Л.Р., Зак А.З. Глазами подростков. Книга для учителя / Л.Р. Мадорский, А.З. Зак – М.: Просвещение, 1991 – 95с.
. Махов Ф.С. Подросток и свободное время / Ф.С. Махов – Л., 1982 – 180с.
14. Наумчик В.Н. Воспитание творческой личности / В.Н. Наумчик – Мн.: «Университетское», 1998 – 189 с.
. Новаторов В.Е. Культурно-досуговая деятельность. Словарь-справочник В.Е. Новаторов – Омск, 1992 – 192 с.
16. Немов Р.С. "Психология" книга 2 / Р.С. Немов – М.: – издательство "Владос", 2004 – 240с.
. Полукаров В.В. Клубная деятельность как модель организации школьной и внешкольной среды // Моделирование воспитательных систем: теория-практика / В.В. Полукаров – М., 1995 – 118с.
18. Свободное время и духовное богатство личности. / Е.М. Бабосов, Н.А.
Барановский, С.В. Кузьмин и др.; Науч. ред. Е.М. Бабосов. – Мн.: Наука и техника, 1983 – 143 с.
19. Соколов Р.В. Привлечение населения к организации досуга детей и подростков по месту жительства / Р.В. Соколов – М.,1992 – 120с.
. Стрельцов Ю.А. Клуб – организатор отдыха и развлечений / Ю.А. Стрельцов. – М.: Сов. Россия, 1978 – 102с.
. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга / Ю.А.Стрельцов – М.,2003 – 296с.
. Фельдштейн Д.М. Психология воспитания подростков / Д.М. Фельдштейн – М.,1978 – 167с.
23. Энциклопедический социологический словарь. М., 1995 – 939с.
. ЗАКОН РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ 4 чэрвеня 1991 г. № 832-XІІ Аб культуры ў Рэспубліцы Беларусь
Приложение А
Анкета
Уважаемый респондент!
Просим Вас принять участие в анкетировании "Досуг подростков", проводимом с целью определения направленности досуговой деятельности и степени удовлетворенности организацией досуга в вашем населенном пункте. Большинство предлагаемых вопросов содержат варианты ответов: отметьте те из них, которые соответствуют вашему мнению. Для нас это очень важно.
Благодарим за участие!
· Да, достаточно;
· Нет, не достаточно;
· Затрудняюсь ответить;
2. Каким видом деятельности Вы предпочитаете заниматься в свободное время?
. Смотрю телепередачи;
. Читаю (книги, газеты, журналы);
. Общаюсь с близкими, друзьями;
. Занимаюсь любимым хобби;
. Слушаю музыку;
. Играю в компьютерные игры;
. Просто отдыхаю, ничего не делая
3. Являетесь ли Вы членом какого-либо кружка или любительского объединения в своем посёлке?
4. Да;
5. Нет;
4. Имеете ли Вы возможность реализовать свои хобби, увлечения в условиях вашего населенного пункта?
· Да;
· Нет;
· Частично;
· Затрудняюсь ответить;
5. Какой мотив участия в клубном формировании для Вас является преобладающим?
· Просто заполнить свободное время;
· Расширить круг общения;
· Получить новый для себя объем информации, знания, умения, навыки;
· Самореализоваться, проявить свои творческие способности, умения, навыки;
. Какие культурно – массовые мероприятия, проводимые в вашем учреждении культуры, Вы посещаете наиболее часто? (допускается несколько вариантов ответа)
· Концерт;
· Спектакль;
· Конкурсно – развлекательная программа;
· Вечер отдыха;
· Дискотека;
· Тематический вечер;
· Шоу программа;
· Конкурсы, фестивали;
7. Участником какого коллектива Вы хотели бы быть:
ü Эстраднаястудия;
ü Театрально-драматический коллектив;
ü Танцевально-хореографический коллектив;
ü Спортивно-оздоровительный;
ü Декоративно-прикладной;
Спасибо за ответы!
Сообщите, пожалуйста, данные о себе:
Пол _______
Возраст_________
Приложение Б
Анкета
Уважаемый респондент!
Просим Вас принять участие в анкетировании "Мой день", проводимом с целью изучения распределения свободного времени подростками. Вам необходимо указать количество времени, которое Вы тратите на тот или иной вид деятельности в течение суток. Для нас это очень важно.
Благодарим за участие!
Вид деятельности | Количество затраченного времени |
1. Сон | |
2. Прием пищи | |
3. Забота о своей внешности | |
4. Забота о родителях и других членах своей семьи | |
5. Самообслуживание (приготовление пищи, уборка квартиры, комнаты и т.д) | |
6. Работа по домашнему хозяйству, в домашнем производстве | |
7. Длительность занятий в школе | |
8. Самостоятельная подготовка к школьным занятиям, выполнение домашнего задания | |
9. Занятия в кружках | |
10. Занятия физкультурой и спортом | |
11. Общественная работа | |
12. Общение с близкими и друзьями | |
13. Чтение литературы, журналов, газет | |
14. Просмотр телевизора | |
15. Слушание музыки | |
16. Настольные игры | |
17. Занятия с компьютером | |
18. Подвижные игры | |
19. Прогулки | |
20. Полный отдых (отсутствие всякой деятельности) |