- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 20,9 Кб
Особенности развития и специфика культуры России
Содержание
Введение
. Специфика культуры Московской Руси: общее описание
. Конфликт двух культурных традиций
. Специфика культуры Российской империи
. Художественная культура России XIX века
5. Серебряный век русской культуры
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Слово "культура" вошло в русский язык довольно поздно – в середине 30х годов XIX века. А появилось оно в латинском языке (colere), которое имело очень много значений: населять, культивировать, возделывать, ухаживать, почитать, покровительствовать. В 18 веке появилась проблема объяснения образа жизни человека, особенностей человеческого бытия. Для этого стали активно использовать термин culture, который противопоставляли слову naturale – природа. Культура трактовалась как средство возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправления пороков общества. Т.е. к культуре относилось только то, что касалось развития, самосовершенствования человека. Таким образом, не все, что являлось результатом деятельности людей, можно было назвать "культурой". В конце XVIII века оно имело два понятия: первое – господство над природой с помощью знания и ремесел, второе – духовное богатство личности человека.
Культура Московской Руси – период русской культуры XIII-XVII вв. Со второй половины XVI в. начинается подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития и первой победой над иноземными завоевателями в Куликовской битве (1380). Это событие стало важным шагом для освобождения страны от монголо-татарского ига. Возрождаются старые центры хозяйственной жизни и культуры, а также появляются новые. Определяется ведущая роль Москвы, она возглавляет борьбу за объединение русских земель. Возрастает влияние Руси как одного из культурных центров.
Специфика культуры Московской Руси: общее описание
В XIV-XV веках на северо-востоке Руси складывается централизованное государство со столицей в Москве. Социально-политическая система, формировавшаяся в Великорусском государстве, несла на себе черты сильнейшего восточного влияния, особенно с середины XIV века, когда Орда приняла ислам. Подобная «исламизация» некоторых сторон социальной культуры не способствовала смягчению деспотических начал русской жизни и системы государственного управления. Страна оставалась христианской, и драматические события истории восточно-христианской церкви оказали решающее влияние на формирование той системы ценностей и картины мира, которые были характерны для средневековой России. С падением Константинополя в 1454 году Русская православная церковь постепенно обретает самостоятельность и одновременно отдаляется от западного христианского мира. Русь осознает себя единственной защитницей христианства. Она принимает миссию спасения, возрождения и распространения по миру православия.
Таким образом, Московская Русь осознает себя «Святой Русью», а Москва – «третьим Римом». С XIV века в связи с хозяйственным подъемом росла потребность в записях. Началось использование бумаги вместо дорогого пергамента. На смену «уставу», когда буквы квадратной формы выписывались с геометрической точностью, приходит полуустав – более беглое и свободное письмо, а с XVI века – скоропись, близкая к современному письму.
Интерес к всемирной истории, стремление определить свое место среди народов мира вызвали появление хронографов – своеобразной всемирной истории того времени. Первый русский хронограф был составлен в 1442 году сербом Пахомием Логофетом. Выдающимся памятником публицистики явилась переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Важным достижением было начало книгопечатания. Первая типография в России начала работать около 1553 г., но имена ее мастеров неизвестны. В1563-1564 гг. Иван Федоров, дьякон одной из кремлевских церквей, и его помощник Петр Мстиславец создали на Печатном дворе на Никольской улице в Москве первую печатную книгу с выходными данными. Качество печати было исключительно высоким, Иван Федоров был не только мастером – типографом, но и редактором: исправлял переводы книг «Священного писания», приближал их язык к языку своего времени.
Во Львове Иван Федоров выпустил первый русский букварь с грамматикой. Уже в XVI веке работали типографии в Москве и в Александровской слободе.
Однако печатная книга даже в XVII веке не вытеснила рукописную, ибо печатали в основном богослужебные книги, летописи же, повести, сказания и даже жития святых по-прежнему переписывали от руки. Шел процесс накопления теоретических и практических знаний. Строились крепостные сооружения, храмы, церкви, для которых требовались строгие математические расчеты. Были написаны первые пособия по математике, геометрии. Развивалась техника. Русские первые изобрели вышки-копры для бурения скважин при добыче соли. Выдающиеся гидротехнические сооружения были созданы в Соловецком монастыре. Система каналов соединяла десятки озер. Мельницы, молоты приводились в движение водой, каменная дамба с многочисленными мостами соединяла острова. Путешествия русских людей, открытия, присоединение земель привели к рождению картографии. Создаются первые карты русского государства. Развитие торговли, политических, культурных связей с иностранными государствами привели к необходимости составления первых кратких словарей иностранных слов – азбуковников.
Особое развитие получает живопись. Ее расцвет приходится на XIV-XV века, начинается в Новгороде. Здесь работал приглашенный из Византии Феофан Грек. Он расписывал церковь Спаса на Ильине. Грек – гениальный колорист, свободно владеющий техникой письма и мастерством тональной живописи. Его образы отличали особая выразительность, динамика, душевность, порыв. Совместно с Андреем Рублевым он расписал иконостас Благовещенского собора в Москве. Высший подъем русского иконописного искусства связан с творчеством гениального русского художника Андрея Рублева. Он работал на рубеже XIV-XV веков. Знаменитая «Троица», ставшая одной из вершин мирового искусства, воплотила основные черты и принципы живописной манеры Рублева. Философская глубина, внутреннее достоинство и сила, гармоничное, мягкое сочетание чистых, неярких красок художника создают впечатление цельности и законченности его образов.
Возрождение декоративно-прикладного искусства в послемонгольское время было осложнено тем, что многие мастера были угнаны в плен и ряд навыков ремесла утрачен. С середины XIV в. оживляется ювелирное искусство.
До нас дошли немногие крупные образцы резьбы по дереву XIV-XVI вв. Трон Ивана Грозного с шатром и резными историческими сценами и святительские места XVI-XVII вв. при относительно дробном узоре отличаются архитектурной четкостью сложно скомпонованных завершений. Изощренная ярославская ажурная резьба напоминает четкостью форм металл. С середины XVII в. в Москву приезжает ряд белорусских резчиков во главе с Климом Михайловым, которые вводили западноевропейские барочные формы.
Шитье имело много общего с живописью. Лучшие мастерские шитья были в XVI в. сосредоточены в Москве при царском дворе. Из мастерской Старицких вышли две большие плащаницы, отличающиеся глубинно психологической характеристики персонажей и безупречной артистической техникой.
Характерными чертами русского быта XVI века оставались консервативность и дифференцированность: разница в быте между господствующим классом и черными людьми по-прежнему была скорее количественной, чем качественной. Мало отличались друг от друга в это время городские и сельские жилища. Город был комплексом усадеб, на улицы и переулки выходили не дома, а высокие глухие заборы. В каждой усадьбе были изба, хозяйственные постройки, небольшой огород с садом. Боярская усадьба имела большие размеры, разнообразнее были хозяйственные постройки, кроме господского дома, стояли людские избы, в которых жили холопы.
Больше различий было в одежде. Крестьянское платье этого периода не отличалось от одежды предыдущего времени. Зато знать одевалась богато и разнообразно. Среди боярства были распространены одеяния из дорогих привозных тканей – фландрского сукна и венецианского бархата, из восточного «рытого» бархата и из атласа, из тафты и парчи. Если простые люди носили шубы из дешевых мехов – овчины и белки, то на боярские шел соболь, а то и одни брюшка собольи, встречались даже горностаевые шубы. Шуба беличья или даже кунья была недостаточно престижна для знатного боярина. Цена шубы зависела не только от стоимости меха: серебряные или даже золотые пуговицы могли стоить столько же, а то и еще дороже, чем сама шуба. Одежда и украшения знатных женщин стоили не меньше. К платьям боярынь пришивали куски цветной ткани или кожи, часто с вышивками, с драгоценными камнями. Отличались и головные уборы. У крестьян – дешевые войлочные шляпы, зимой – шапки из недорогих мехов, у горожан – разнообразные колпаки.
Появились рукописные учебники, самоучители, печатались книги по математике. Наметились перемены и в гуманитарном знании. Вырос слой потребителей и авторов исторических сочинений. В XVII веке старые формы исторических сочинений (летописи, хронографы) постепенно теряют значение и исчезают. Появляются новые виды сочинений, в которых даются более психологические характеристики правителей России, создаются более широкие картины исторического прошлого. Таков «Синопсис» И. Гизеля – первый учебник русской истории.
В XVII веке завершилась история средневековой русской культуры и зарождались элементы культуры нового времени. Для него был характерен процесс всестороннего «обмирщения». В литературе это проявилось в формировании демократического, светского направления; в архитектуре – в сближении облика культовых и гражданских построек; в науке – в росте интереса к обобщению практического опыта; в живописи – в разрушении иконографических канонов и появлении реалистических тенденций. В практике XVII века широко использовались знания в области механики (в строительстве, на первых мануфактурах). Заметные изменения произошли в медицине. Продолжает развиваться народное целительство, закладываются основы государственной медицины. Открыты первые аптеки, больницы. Об «обмирщении» культуры свидетельствует развитие общественной мысли.
Господствующий класс осознает необходимость сильной власти в стране, и публицисты выдвигали, обосновывали идеи абсолютизма. Впервые они прозвучали в произведениях Ю. Крижанича и С. Полоцкого. Наиболее полно и ярко противоречия общественной жизни отразила литература. Она приобрела светский характер. Первые ростки его находились в устном народном творчестве – исторических песнях, пословицах. Их начинают записывать. Традиционный средневековый жанр – жития переходит в новую форму, больше напоминающую повесть. Новыми жанрами были мемуары и любовная лирика. В литературе XVII века появляется силлабическое стихосложение. Об изменении вкусов и интересов русских читателей свидетельствует переводная литература с занимательным сюжетом – рыцарский роман, авантюрно-приключенческая повесть.
Под влиянием Запада в XVII веке возникают первые театральные постановки. В 1672 году был организован придворный театр. В нем играли иностранные актеры, ставились пьесы на библейские сюжеты. Вначале на немецком языке, затем их переводили на русский и нанимали актеров из мещан. В 1675 году на сцене русского театра впервые был поставлен балет. В русских городах и селах широкое распространение получил бродячий театр – театр скоморохов, Петрушки, хотя правительство и официальная церковь преследовали скоморошество. Одна из особенностей культурной жизни России XVII века связана с сосредоточенностью основных художественных сил в Москве. Архитекторы, художники, ювелиры работали в Приказе каменных дел – «Оружейной палате» в Кремле. Это была своеобразная школа искусств и ремесел. Москва становилась непререкаемым авторитетом в области художественного творчества. Здесь трудились русские, иностранные художники, Наиболее отчетливо новшества в художественной культуре обнаруживаются в памятниках архитектуры. Возводятся гражданские сооружения, терема, царские дворцы, трапезные. Общая черта этих зданий – богатое декоративное убранство. Культовая архитектура XVII века перестала соблюдать каноны церковного строительства, становится более праздничной, живописной. В русской архитектуре в этот период появляются постройки, в которых можно различить черты нового стиля «барокко», господствующего в архитектуре Западной Европы. Это так называемое «нарышкинское барокко». Для него характерно сочетание белого и красного цветов в убранстве зданий, четкая этажность построек. Высшего расцвета достигает деревянное храмовое зодчество. Таким образом, период XIV-XVII веков – это время складывания великорусского этноса и его основных стереотипов в сознании, самоопределения русской церкви, обретения ею своего места на культурной карте мира. В эти века окончательно формируется «слободской» тип русского города и маргинальный, полукрестьянский тип культуры городских слоев населения. Все это наложило серьезный отпечаток на последующее развитие культуры России.
Конфликт двух культурных традиций
Влияние монголо-татарского нашествия на развитие русской культуры.
Ключом к разгадке русской является то, что средневековая Монголия и Русь – это одно и то же. Средневековая Монголия – многонациональное государство, находящееся на территории, которая совпадает с Российской империей начала XX века. Это государство иноземцы не завоевывали. Оно было уже заселено народами, которые жили на своей земле (русскими, татарами и другими). Иностранцы называли Русь Монголией.
«Татаро-монгольское иго» – это период военного управления в истории нашего государства. В это время все население страны было поделено на две части. Одна – мирное население, управляемое князьями. Вторая часть – постоянное регулярное войско – орда. То есть в этот период времени действовали рука об руку две администрации: военная – в Орде и гражданская – на местах. Князья должны были собирать дань на содержание русского войска. Некоторые княжества отказывались платить дань. Из-за этого происходили карательные татарские набеги.
В 1613 году произошел резкий перелом русской истории – на престол взошла династия Романовых – Захарьиных – Юрьевых, была изгнана казачья Орда из пределов Московского княжества. Не подчинившиеся войска древней империи – Орды были изгнаны из центра Московского княжества. Разгромленная Орда превратилась в «захватчиков».
По версии историков Д. Калюжного и С. Валянского: «Татаровцами являются западные крестоносцы». Было так: территория одного государства, которую завоевывает другое государство, должна быть богаче, могущественнее в военном, научно-техническом отношении, иметь более высокую культуру и прочее. И тогда монголы решают бросить ремесло и идти войском (без карт) – на Пекин, Бухару, Хиву, Багдад, Кавказ, на Русь.
До прихода монголов многие русские княжества, расположенные в бассейнах рек, которые впадают в Балтийское и Черное моря, почти не составляли одного государства. Под влиянием монгольского владычества эти княжества были слиты воедино. В результате этого образовалось Московское царство, а потом и Российская империя.
Золотая Орда оказала большое влияние на усиление власти Московского княжества. Московские князья скупали земли у частных лиц, монастырей и мелких князей. Денег ни у кого из них не хватило, чтобы собрать Московское царство. Главная причина возвышения Москвы – это сильная помощь золотоордынских ханов московским князьям.
Восточные обычаи распространялись очень быстро на Руси во время монголов, которые приносили с собой новую культуру. Изменилась даже одежда: теперь это были не белые длинные славянские рубахи и длинные штаны, а золотые кафтаны, цветные шаровары и сафьяновые сапоги. Также были изменения в быту у женщин: он полностью перешел с Востока. Церковные колокола – это русская особенность, пришли из Азии. До монголов не колокола, а «било и клепало». Литейное искусство было развито в Китае, оттуда и могли прийти колокола.
По мнению многих историков на Руси влияние монгольского завоевания на культуру является отрицательным: наступил культурный застой, выразившийся в прекращении летописании, каменного строительства и т.д. Также влияние Востока отразилось и на народном творчестве: старинные и свадебные обряды, народные песни составлены в «индокитайской» гамме. Значительная часть великорусских народных песен, старинных и свадебных обрядов составлена, в так называемой «пятитонной», или «индокитайской» гамме. Такая гамма существует у башкир, у сибирских татар, у всех монголов.
Специфика культуры Российской империи
Культурный уровень подавляющего населения Российской империи был невысок, но она на протяжении всего своего существования заимствовала многие элементы западноевропейской культуры и обычаев. Но конечно же, невозможно переоценить вклад российских деятелей в мировую культуру.век в истории России стал судьбоносным, временем коренных перемен, вызванных петровскими реформами, исторические предпосылки которых вызревали в предшествующее столетие.
Петром Первым были проведены первые военные и гражданские реформы. Большое внимание Петр уделял развитию мануфактурной промышленности. В России возникло более 100 мануфактур, которые быстро становились крупными фабриками и заводами. Главными отраслями промышленности были металлургия, производство оружия, полотна и сукна. Развивалась внутренняя торговля, что способствовало строительству каналов (Вышневолоцкий, Ладожский) и крупное речное судостроение. Во внешней торговле главную роль играли порты Балтийского моря (Петербург, Выборг, Ревель). В 1724 г. был введен первый торговый тариф, поощрявший вывоз русских товаров за границу и ограничивавший ввоз товаров, в которых страна уже не нуждалась. С целью усовершенствования местного управления и усиления верховного контроля за ним в 1708-1709 гг. вся территория державы была разделена на восемь губерний, которые, делились на уезды.
В царствование Петра I была сформирована сильная регулярная армия.
Культурный прогресс отвечал цивилизационной перестройке общества. При Петре I были заложены основы для создания новых отраслей науки и техники, строительных технологий, городской архитектуры европейского типа, развития инфраструктуры культурных учреждений (типографий, театров, музеев, библиотек и т.п.). В Петербурге и Москве открылись Морская академия, артиллерийские и военно-инженерные школы. Старый церковнославянский алфавит был заменен новым, гражданским. По инициативе царя в России были открыты первые научно-технические лаборатории, астрономические обсерватории с телескопами; химики и медики пользовались микроскопом.
В развитии российской науки ведущую роль сыграла Петербургская академия наук, созданная Петром и открытая в 1725 г.
Но и в послепетровское время развитие просвещения продолжалось. Важнейшим событием в российской науке и образовании было основание в 1755 г. Московского университета, ставшего крупным центром по подготовке специалистов в основных отраслях знания. В 1783 г. была основана Российская академия наук, которая готовила ученых специалистов разного профиля. В целом можно сказать, что в течение одного столетия российская наука совершила мощный рывок вперед. Начав почти с нуля, она смогла подняться до европейского уровня.
российский духовный светский культура
Художественная культура России XIX века
век – эпоха блистательного развития русской культуры, которая сыграла ведущую роль в духовном и нравственном развитии русского общества – она оказала влияние на мировой культурный процесс.
Самой важной особенностью эпохи является скульптура, живопись, прикладное искусство, ансамблевое мышление при решении градостроительных задач.
Но развитие художественной культуры России было неравномерным, потому что во второй половине XIX века были постоянные спады или подъемы общественно-политической борьбы. И только расширение национальных связей повлияло на культурный процесс.
Большие события произошли в литературе, музыке, изобразительном искусстве, архитектуре и скульптуре, а также в театральном искусстве.
В развитии музыки в России знаменательным событием становится создание Русского музыкального общества в 1859 году. Благодаря инициативе А. Рубинштейна открываются консерватории в Москве и Санкт-Петербурге.
Во второй половине XIX в. творили такие известные композиторы, как М. Мусоргский, А. Бородин и Н. Римский-Корсаков. Особенностью их идейно-нравственных взглядов становятся национальные мотивы, историко-эпические сюжеты и желание раскрыть "правду жизни".
Творчество П. Чайковского повлияло на развитие оперного, балетного и симфонического музыкального искусства.
В изобразительном искусстве художники стараются передать социальный портрет эпохи через свои картины. Например, Е. Репина создал картину "Бурлаки на Волге", портрет М. Мусоргского и "Иван Грозный и сын его Иван".
Русская живопись решала общественные вопросы. Критический реализм стал ведущим направлением. Например, В.Г. Петров – показал много не очень хороших сторон жизни: "Сельский крестный ход на Пасхе" (из-за которой даже произошел общественный скандал – на картине изображен пьяный поп, упавший на крыльцо).
Репин и Суриков любили изображать на картинах реальную жизнь. Репин писал портреты. На полотнах Сурикова главным героем был русский народ. Также большое внимание художники уделяли пейзажу, природе. Картины Шишкина создают впечатление могущества и силы русской природы.
Архитектура и скульптура. Очень известным скульптором второй половины 19 века был Антокольский. Он создал серию исторических портретов.
Открытие памятника Пушкину в Москве (скульптор Опекушин) в июне 1880 года стало важным событием.
В архитектуре появились новые типы зданий государственных учреждений, вокзалов, театров, больниц и т.д. Распространенным становится неорусский стиль. Чаще стали встречаться узорчатые декоры, башенки. Также появлялись многоэтажные и многоквартирные дома.
Театральное искусство. Театр – это было единственное публичное место, ставшее серьезным культурным развлечением, действовавшие более чем в ста городах. В 1865 году по просьбе Островского, Одоевского в Москве были организованы артистические кружки и первый народный театр.
Малый театр занимал первое место в театральном мире, в котором руководителем постановок пьес был Островский. Он выступал против невежества, отсталости. Его интересы совпадали с интересами молодежи. Также большими успехами пользовался Александрийский театр в Петербурге.
Серебряный век русской культуры
«Серебряный век» – это новая эпоха, в которой появилось много литераторов, художников, музыкантов, философов. За короткий промежуток времени – с ХIХ по ХХ вв. – произошло много важных событий, появилось много ярких индивидуальностей, а также множество художественных объединений. Россия переживала тогда интенсивный интеллектуальный подъем, в первую очередь – философии и поэзии. Духовная жизнь России этого периода отличалась насыщенностью и продолжением художественных традиций.
Просвещение. Наблюдались коренные в социально-экономической и политической сферах, повышение грамотности и образовательного уровня населения. С 1900 по 1915 г. государственные расходы на народное образование увеличились более чем в 5 раз. Основное внимание уделялось начальной школе.
Правительство намеревалось ввести в стране всеобщее начальное образование, но школьная реформа проводилась непоследовательно. Поэтому сохранилось только несколько типов начальной школы (наиболее распространенными были церковно-приходские).
Началась перестройка системы среднего образования. Число гимназий и реальных училищ возросло, расширилась сеть высших учебных заведений (появляются новые технические вузы, педагогические институты).
Наука. В начале XX в. страна внесла огромный вклад в мировой научно-технический прогресс, который был назван "революцией в естествознании", так как сделанные в этот период открытия привели к пересмотру устоявшихся представлений об окружающем мире.
Физик П.Н. Лебедев впервые в мире установил волновые процессы различной природы (звуковые, электромагнитные, гидравлические и др.), сделал новые открытия в области физики волн. Им была создана первая в России физическая школа.
Большие открытия были сделаны Н.Е. Жуковским в теории и практике самолетостроения. Его учеником и соратником был выдающийся механик и математик С.А. Чаплыгин. К.Э. Циолковский в 1903 г. опубликовал ряд блестящих трудов, обосновавших возможность космических полетов и определявших пути достижения этой цели.
Проходили исследования в области биологии, психологии, физиологии человека. И.П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности, об условных рефлексах, в области физиологии пищеварения. В 1908 г. Нобелевскую премию получил биолог И.И. Мечников за труды по иммунологии и инфекционным заболеваниям. Начало века ознаменовалось появлением трудов представителей оригинальной русской религиозно-философской мысли (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский и др.). Большое место в трудах философов занимала так называемая русская идея – проблема самобытности исторического пути России, своеобразия ее духовной жизни, особого предназначения России в мире.
В начале XX в. были популярны научно-технические общества. Самыми известными были: Вольное экономическое общество (оно было основано еще в 1765 г.), Общество истории и древностей (1804 г.), Общество любителей российской словесности (1811 г.), Географическое, Техническое, Физико-химическое, Ботаническое, Металлургическое, несколько медицинских, сельскохозяйственных и т.д. Эти общества не только являлись центрами научно-исследовательской работы, но и широко пропагандировали научно-технические знания среди населения. Характерной чертой научной жизни того времени были съезды естествоиспытателей, врачей, инженеров, юристов, археологов и т.д.
Литература. Также образ "серебряного века" проявился в литературе.
С одной стороны, в произведениях писателей сохранялись устойчивые традиции критического реализма, поднималась проблема сопротивления личности к нормам жизни. Например, А.П. Чехов в эти годы создал пьесы "Три сестры" и "Вишневый сад", отразившие происходящие в обществе изменения; И.А. Бунин исследовал не только внешнюю сторону процессов, происходивших в деревне (расслоение крестьянства, постепенное отмирание дворянства), но также и психологические последствия этих явлений, то, как они влияли на души русских людей ("Деревня"); А.И. Куприн показал сторону армейского быта: бесправие солдат, опустошенность. Одним из новых явлений в литературе стало отражение в ней жизни и борьбы пролетариата – А.М. Горький ("Враги", "Мать").
Зачинателями нового направления в искусстве стали поэты-символисты, которые объявили войну материалистическому мировоззрению, которые утверждали, что поэты наделены способностью приобщаться к запредельному миру посредством художественных символов. Первоначально символизм принял форму декаданса (настроение упадничества, тоски и безнадежности, резко выраженный индивидуализм). Эти черты были свойственны ранней поэзии К.Д. Бальмонта, А.А. Блока, В.Я. Брюсова.
После 1909 г. наступает новый этап в развитии символизма. Он окрашивается в славянофильские тона, демонстрирует презрение к "рационалистическому" Западу, предвещает гибель западной цивилизации. Вместе с тем он обращается к стихийным народным силам, к славянскому язычеству, пытается проникнуть в глубины русской души и видит в русской народной жизни корни "второго рождения" страны.
В Русской художественной культуре появился еще один вид направления – авангардизм. Это течение включало в себя различные художественные направления, объявившие о своем разрыве с традиционными культурными ценностями и провозгласившие идеи создания "нового искусства". Яркими представителями русского авангарда были футуристы (от лат. "футурум" – будущее). Их поэзия отличалась повышенным вниманием не к содержанию, а к форме поэтической конструкции. Футуристы в своих произведениях использовали вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиши («Пощечина общественному вкусу», «Дохлая Луна» и др.) Выдающимися людьми стали В. Хлебников, Д.Д. Бур-люк, В.В. Маяковский, В.В. Каменский.
Живопись. Сходные процессы протекали и в русской живописи. Прочные позиции удерживали представители реалистической школы, действовало Общество передвижников. И.Е. Репин закончил в 1906 г. грандиозное полотно "Заседание Государственного совета". В раскрытии событий прошлого В.И. Сурикова в первую очередь интересовал народ как историческая сила, творческое начало в человеке. Реалистические основы творчества сохранялись и у М.В. Нестерова.
Законодателем моды стал стиль "модерн", который затронул творчество таких крупных художников-реалистов, как К.А. Коровин, В.А. Серов. Художники этого направления объединились в обществе "Мир искусства". "Мирискусники", которые занимали ведущие позиции, считали, что остальные, выполняя не ту функцию в искусстве, нанесли вред русской живописи. Они считали, что искусство – это самостоятельная сфера человеческой деятельности, которое не должно зависеть от политических и социальных влияний. За длительный период (объединение возникло в 1898 г. и просуществовало до 1924 г.) в "Мир искусства" входили почти все крупнейшие русские художники – А.Н. Бенуа, Б.М. Кустодиев, Ф.А. Малявин, К.А. Сомов и многие другие. Такое общество оставило глубокий след в развитии живописи, оперы, балета, декорационного искусства, художественной критики и выставочного дела.
Ряд крупнейших мастеров – В.В. Кандинский, А.В. Лентулов, М.3. Шагал, П.Н. Филонов и др. – вошли в историю мировой культуры как представители уникальных стилей, соединивших авангардные тенденции с русскими национальными традициями.
Скульптура. Творческий подъем в этот период переживала и скульптура. Значительных успехов на этом пути обновления достиг П.П. Трубецкой. Широкую известность получили его скульптурные портреты Л.Н. Толстого, С.Ю. Витте, Ф.И. Шаляпина и др.
Важной вехой в истории русской монументальной скульптуры стал памятник Александру III, открытый в Петербурге в октябре 1909 г. Значительный след в русском искусстве "серебряного века" оставил С.Т. Коненков. Его скульптура стала воплощением преемственности традиций реализма в новых направлениях.
В целом же русская скульптурная школа была мало затронута авангардными тенденциями, не развернула столь сложную гамму новаторских устремлений, характерную для живописи.
Архитектура. Во второй половине XIX в. новые возможности архитектуры были связаны с техническим прогрессом. Быстрый рост городов, их промышленное оснащение, развитие транспорта, перемены в общественной жизни требовали новых архитектурных решений. В столицах и в провинциальных городах строились вокзалы, рестораны, магазины, рынки, театры и банковские здания, дворцы, особняки и др. Наиболее известным архитектором был Ф.О. Шехтель. Он опирался не на русские, а на средневековые готические образцы (особняк фабриканта С.П. Рябушинского (1900-1902).
Вместе с тем наряду с архитекторами "новой волны" значительные позиции удерживали поклонники неоклассицизма (И.В. Жолтовский), а также мастера, использующие прием смешения различных архитектурных стилей (эклектику). Наиболее показательным в этом плане было архитектурное решение здания гостиницы "Метрополь" в Москве (1900), сооруженной по проекту В.Ф. Валькотта.
Музыка, балет, театр, кинематограф. Начало XX в. – это время творческого взлета великих русских композиторов-новаторов А.Н. Скрябина, И.Ф. Стравинского, С.И. Танеева, С.В. Рахманинова. В своем творчестве они пытались выйти за рамки традиционной классической музыки, пытались создать новые музыкальные формы и образы. Была открыта русская вокальная школа выдающимися оперными певцами Ф.И. Шаляпина, А.В. Неждановой, Л.В. Собинова, И.В. Ершова.
К началу XX в. русский балет занял первое место в мировом хореографическом искусстве. Русская школа балета опиралась на академические традиции конца XIX в., ставшие классикой сценических постановок выдающегося балетмейстера М.И. Петипа. Примечательной чертой культуры стали работы выдающихся театральных режиссеров (К.С. Станиславский – основатель психологической актерской школы).
Также стали соединяться различные виды творческой деятельности. Во главе этого процесса стоял "Мир искусства", который объединял художников, поэтов, философов, музыкантов.
В первое десятилетие XX в. в России появился новый вид искусства – кинематограф. В 1903 г. возникли первые "электротеатры" и "иллюзионы", а к 1914-му уже было построено около 4 тыс. кинотеатров. В 1908 г. была снята первая русская игровая картина "Стенька Разин и княжна", а в 1911-м – первый полно метражный фильм "Оборона Севастополя". Кинематография быстро развивалась и становилась очень популярной. Кинематограф был доступен всему населению – в этом его отличительная особенность.
Серебряный век русской культуры оказался удивительно коротким, продолжавшимся, примерно, четверть века: 1898-1922 гг. Дата начала серебряного века совпадает с годом создания объединения «Мир искусства», основания Московского художественного театра, а конец – с годом высылки из уже Советской России большой группы философов и мыслителей. Краткость периода вовсе не решает его значимости, а наоборот, со временем эта значимость возросла. Она заключается в том, что часть русской культуры первой осознала пагубность развития, ценностными ориентирами которого выступают односторонний рационализм, безрелигиозность и бездуховность.
Заключение
Характерной особенностью развития российской культуры является светская направленность различных видов творческой, преобразовательной деятельности, которые ослабили духовное господство церкви. Россия, переживала свой «век Просвещения», который характеризовался появлением оригинальных и глубоких мыслителей, талантливых и смелых исследователей, отвечавших уровню современной науки, общественно-философской мысли, которые внесли большой вклад в российскую и общеевропейскую культуру. [3, с. 133]
В течение XVIII в. в России сложился качественно новый тип общенациональной культуры и цивилизации. Архаичный византизм остался в безвозвратном прошлом, однако крепостничество, самодержавие и коррумпированная система бюрократического управления по-прежнему тормозили общественный прогресс.
Благодаря произошедшему культурному сдвигу и обновлению общества возникли и утвердились вполне европейские, но обладавшие ярко выраженной национальной (русской) спецификой виды и стили архитектуры, живописи, скульптуры, литературы, театрального и музыкального творчества.
Литература
1.Яковкина Н.И. История русской культуры XIX век – СПб.: Лань, 2008
2.Федорова В.А. История России XIX-начала XX в. – М.: Проспект, 2006
.Зегина М., Кошман Л., Шульман В. История русской культуры. М., 2007
.Эренгросс Б.А. «Мировая художественная культура». М.- 2009
.Маркова А.Н. «Культурология. История Мировой культуры». М. – 2006
6. Т.В. Ильина «История Искусств» Ширшов И.Е. Культурология. Теория и история культуры: учебное пособие. Мн., 2010