- Вид работы: Статья
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 143,92 kb
Остров художников и богов
Остров художников и богов
Яна Наумовна Лукашевская, искусствовед
Европейские путешественники в XIX веке называли Индонезию страной «тысячи островов». На самом же деле в составе Индонезии островов вовсе не тысяча, а около пятнадцати тысяч. Историческая судьба каждого острова уникальна и противоречива, а потому и рассказ даже о самых малонаселённых, почти необитаемых, островах подобен повествованию о человеческой жизни, в которой слёзы радости и горя смешиваются в непрерывном потоке дней.
Интересно отметить, что те, у кого нет возможности посетить Индонезию, но кого интересует история этой страны, практически не могут узнать о ней информацию из первоисточников. Дело в том, что летописи или хроники, как в Китае, на Руси или в средневековой Европе, жители этих экзотических островов не оставили, сохранились лишь мифы и предания в устной традиции, с трудом переводимые на европейские языки. Мы знаем о быте и культуре народов Индонезии главным образом из сообщений путешественников (часто субъективных и предвзятых), то есть смотрим на эту страну чужими глазами. Однако, у нас всё-таки есть шанс попытаться понять Индонезийскую культуру без всяких посредников, сколь бы авторитетны и умны они ни были. И этот шанс даёт нам изобразительное искусство, ведь именно в нём сокрыто не только отражение духовного мира людей, но ещё и те образы, что из века в век запечатлевали легенды, оставляя в них священный опыт предков, продлевая бесконечную «связь времён».
Гора Гунунг Агунг, Бали
В этой небольшой статье мы коснёмся вопросов, связанных с основными тенденциями развития современного изобразительного искусства на острове Бали. Важным фактором культуры Бали является его географическое положение. Остров представляет собою вполне чёткую границу между двумя крупными социо-культурными регионами – азиатским и тихоокеанским. Здесь влияния буддизма, ислама и индуизма постепенно уступают место древним представлениям о духах и богах. Жизнь балийского общества соизмеряется в большей мере не с конституциями или правительственными постановлениями, а с адатом, то есть с обычным правом, с традиционным укладом жизни, не закреплённым гербовыми печатями, но известным каждому и устраивающим всех. Высший принцип балийского адата гласит: «человек трудится на землe, но она принадлежит богам». Каждый балиец понимает свою жизнь как длительную церемонию жертвоприношения богам, а труд для него не просто способ поддержать свою жизнь, а своеобразный ритуал, освящённый традицией. Между трудом крестьянина, торговца и художника практически нет разницы, поэтому естественное для индусов деление на касты не прижилось на Бали, зато персонажи индуистских мифов и герои индийского эпоса «Рамаяна» пришлись балийцам по душе, ведь в их ярких характерах, сближающихся с характеристиками природных стихий, много общего с местными балийскими языческими божествами. А боги, «собственники» балийских земель, воплощаются в каждом природном явлении, а так же и в самих людях, обладающих удивительным умением строить свою жизнь в гармонии с природой.
Балийские мастера, с древних времён славившиеся резьбой по дереву и камню, воссоздавали мир духов и богов, устремляя к нему свои мысли и чувства. И древнейшие барельефы храмового комплекса Боробудур, и произведения многих современных мастеров являются ярким тому подтверждением. Кстати, один из источников современного изобразительного искусства – традиционный театр «ваянг бебер», поэтому, переходя непосредственно к рассказу о живописцах с острова Бали, важно уделить некоторую долю внимания этому непростому искусству, связанному одновременно с духовной жизнью балийцев, с их особым пространственным восприятием и мировоззрением.
Театр на Бали возник как один из способов создать связующее звено между миром людей и богов. Оба эти мира, согласно индуистской и буддийской философии, иллюзорны, то есть они не обладают собственным бытиём, а обусловлены вращением колеса Сансары. Боги и люди существуют по-сути по одним и тем же законам, их внешняя форма переменчива и обманчива, а следовательно нет ничего лучше, чем показать не эту бренную оболочку, а только её тень. «Ваянг бебер» – это кукольный театр теней. На длинном холсте показывают рисунки, подобранные в сюжетной последовательности
Мастера, изготавливающие кукол для театра, обладают тонким художественным вкусом, их понимание пластики подобно чувству мелодии и ритма, присущему лишь наиболее одарённым и опытным танцорам. При создании театральной куклы художнику важно учитывать, что зритель видит не саму куклу, а её тень, скользящую по специальному, подсвеченному лампой экрану. Неслучайно, из поколения в поколение балийские художники передают умение выражать характер через жесты и силуэты. Эта черта традиционного искусства нашла отражение и в творчестве современных живописцев, освоивших технические и стилистические приёмы европейского изобразительного искусства и сохранивших собственно балийские представления о красоте. Так, холст художника И.Мадэ «Косьба травы» кажется красочной, но плоскостной прорисовкой сценки, отражённой в зеркале. Фигуры людей запечатлены в динамичных позах, их плавные движения напоминают изящный танец, а вовсе не процесс нелёгкого крестьянского труда. В творческой манере Мадэ и его многочисленных последователей ощущается явное влияние живописи Климта, поражающей взгляд изысканной игрой плоских причудливых цветовых пятен, а так же стилистика традиционных росписей «лангси», настенных покрывал для внутреннего убранства храмов.
Изучение творчества того или иного индонезийского художника всегда связано с попыткой соотнести его с каким-либо направлением западной живописи. Действительно, техника масляной живописи была заимствована балийцами у европейцев, а потому именно у европейских мастеров учились они так же и композиции, и рисунку. Но и европейские мастера, оказавшись на острове Бали, были очарованы его особым колоритом и отказывались от многих прежних художественных принципов, насыщая свои полотна палящим солнечным светом, будто растворяющим реальные образы мира, превращая их в прекрасные миражи. Один из таких «балийских» художников – американец Антонио Бланко. Его картины ценны не только с художественной, но и с этнографической точки зрения, ведь он создал яркие и проникновенные образы жителей Бали, чутко передавая своей искусной кистью их характерные черты. Одно из наиболее лиричных его произведений «Портрет балийской девушки. Взгляд юной красавицы словно излучает какое-то завораживающее сияние, а едва заметная улыбка не менее загадочна, чем у прославленной Джоконды!
Многим присуще мнение о том, будто у народов Востока коллективное начало преобладает над личностным. Это распространённый стереотип, вводящий нас в ряд заблуждений, особенно, когда речь идёт об искусстве. На самом деле традиции народов Востока не держат личность в неких тесных и подавляющих рамках, а лишь помогают ей найти компромисс между индивидуальным и социальным. В западной культуре такой компромисс практически не достижим – столкновение личности и общества всегда драматично (достаточно вспомнить таких архетипических героев как Гамлет или Онегин). Именно в этом факте и кроется основное отличие восточного миропонимания от европейского. Так, теперь нам будет понятно, почему живопись балийских художников столь разнообразна, но почти всегда воспринимается нами как явление традиционной культуры, почему восточные мастера так охотно перенимают западный опыт, при этом оставаясь верными своим идеалам.
Пожалуй, самый знаменитый балийский живописец Аффанди, стоявший у истоков организации «Молодые деятели искусства Индонезии» (основана в 1946 году) в одном из интервью говорил так: «Одни считают, что я нахожусь под сильным влиянием Ван Гога, другие полагают, что я и Ван Гог плаваем в одной лодке, в лодке экспрессионизма… Каким бы ни было искусство, в Европе или Индонезии, художник – это всегда неповторимая личность, со своим индивидуальным восприятием окружающего мира». Картина Аффанди «Балийский петушиный бой» – наглядное подтверждение этих слов. Традиция проведения петушиных боёв восходит к древнейшим представлениям о поддержании мирового порядка и гармонии, которая представляет собой борьбу двух начал. Балийские петушиные бои – один из наиболее ярких ритуалов, полный оптимизма и веры в бесконечное торжество жизни. В композиционном построении полотна Аффанди вихреобразные потоки света создают ощущение напряжённого противостояния.
Роль художника Аффанди в становлении современной живописи Бали без преувеличения огромна. Он первым открыл свою частную галерею, сделав, таким образом, своё творчество доступным не только для соотечественников, но и для зрителей со всего мира. Творческий путь Аффанди, его общественная деятельность – неиссякаемый источник вдохновения для многих современных мастеров Бали.
Каждый год на острове Бали открывается всё больше и больше художественных галерей, а практически в каждой сувенирной лавке можно приобрести картины и скульптуры популярных и даровитых мастеров. В наши дни на Бали знаменит художник Кришна Судхарсана, автор поэтичных женских образов. «Портрет балийской девушки» словно возникающий из бурлящих потоков краски, не может оставить зрителя равнодушным. Линии и формы, переливающиеся, как волны океана, приковывают взгляд тревожной красотой. Художник уподобляет своё творение живой стихии, хранящей множество тайн и зовущей в свою неизвестность.
Творчество – это ведь своего рода ритуал, служение душе и духам. Балийские художники в своих произведения выражают не только собственный внутренний мир, но они воссоздают сущность традиционного сознания, проникнутого красотой древних мифов и сказаний.
Путешественник и учёный Улиг Гельмут назвал Бали «островом живых богов». Стоит думать, что до тех пор, пока балийским художникам не изменит их вдохновение, боги на острове точно не умрут!
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.wm-painting.ru/