- Вид работы: Отчет по практике
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 15,39 Кб
Отчет по практике в музее
ВВЕДЕНИЕ
Современная индустрия туризма – одна из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей мировой экономики, на долю которой приходится около 10 процентов мирового ВВП, мировых инвестиций, общего числа рабочих мест и мировых потребительских расходов. Развитие туризма оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, производство товаров народного потребления и т.д., и составляет одно из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики.
Значимость туризма в современном мире постоянно растет, по оценкам специалистов, XXI век станет веком туризма. Туризм в его нынешнем виде становится своеобразным мостом, по которому люди начинают все успешнее преодолевать пространство и время.
Моя практика проходила в Национальном музее Хотя все предполагают, что музей организация довольно скучная, нудная, мне воочию удалость узнать и прочувствовать, как это заблуждение далеко от истины. Состояла она, вопреки моим ожиданиям, не из сдувания пыли с экспонатов, а из самой, что ни на есть, активной, творческой работы. Цель практики – закрепление в практической деятельности студентов теоретических знаний предметных дисциплин, полученных во время обучения; обретение опыта эмпирического изучения, описания многообразных явлений и памятников культуры, ознакомление с характером и особенностями организации музейного дела и его структурой.
В задачи музейной практики студентов университета входит следующее:
углубление и закрепление знаний, полученных в университете по базовым предметам: экскурсионное обслуживание, музееведение и др.;
приобретение навыков конструктивного анализа экспозиций музеев, понимание концептуальных решений музея;
развитие интереса к посещениям художественных выставок, галерей и музеев;
воспитание у студентов любви к изобразительному искусству и развитие творческих решений в самостоятельной работе будущих педагогов;
воспитание нравственных качеств студентов приобщением к культурному наследию;
повышение общего уровня культуры студентов.
Казалось бы, что такого интересного и нового есть в музеях? Все как всегда и много лет назад.… Однако, это распространенное заблуждение не имеет под собой никаких маломальских оснований. Но обо всем по порядку.
История возникновения музеев уходит в глубокую древность. Предшественники музеев появились, когда общество достигло того этапа развития, на котором предметы хранятся не только из хозяйственных соображений, а как документальные свидетельства, как ценности не материальные, а эстетические.
Предшественниками современных музеев стали хранилища реликвий в храмах. Они появились в античной Греции. В них хранились произведения искусства и культовые предметы. Это были места для созерцания, познания окружающего мира, раздумий и философских размышлений. Здесь собирались древние философы, поэты, музыканты и артисты, которые состязались в своем мастерстве.
Музеи существовали не только в храмах и святилищах, но и в домах именитых аристократов, где веками, из рода в род накапливались предметы искусства, дорогие предметы домашнего обихода и дары, приносимые подданными в подтверждение их верности. В Акрополе в Афинах, в Дельфийском храме, в Олимпии, в Каренах количество статуй, ваз, тканей, ювелирных изделий выросло настолько, что они уже не помещались в храмах и для их хранения строились дополнительные помещения, которые впоследствии и стали называться музеями.
Музеи бывают исторические, художественные, сельскохозяйственные, естественнонаучные, искусствоведческие, технические, литературные, мемориальные, комплексные, краеведческие и др.
Итак, музей – это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов – памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.
РАЗДЕЛ 1. ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1История музея
Государственное автономное учреждение культуры РБ «Национальный музей Республики Бурятия» создано в 2011 г. путем слияния трех музеев: Музея истории им. М.Н. Хангалова, Художественного музея им. Ц.С.Сампилова и Музея природы Бурятии. В настоящее время проводится работа по проектированию здания для вновь созданного музея.
Основной фонд ГАУК РБ «Национальный музей Республики Бурятия» насчитывает 75193 тыс. единиц хранения. Национальный музей Бурятии в период с 2009 по 2012 год (данные на 17.05.2012г.) реализовал: 19 проектов в музее природы Бурятии, 20 проектов в Художественном музее им.Ц.С. Сампилова, 21 проект в музее истории Бурятии им. М.Н.Хангалова.
Музей истории Бурятии
Музей создан 10 октября 1923 года по постановлению Бурятского ревкома. В 1958 году музею было присвоено имя выдающегося бурятского этнографа Матвея Николаевича Хангалова (1858- 1918) в фондах музея хранятся уникальные памятники культуры народов Бурятии, Центрально-азиатского региона, историко-этнографические материалы сибирских родов и племен. Вещественные и документальные памятники разных эпох и народов составляют широкую палитру, раскрывающую историю и культуру народов Байкальского региона.
Художественный музей им. Ц.С.Сампилова
В 1943 году совместным Постановлением Совета Народных комиссаров Бурят-Монгольской АССР и бюро Бурятского обкома ВКП (Б) было решено открыть в г. Улан-Удэ Государственный художественный музей. Основой фондов музея послужили произведения бурятских художников. В январе 1946 года для посетителей официально открылась первая экспозиция музея. С 1947 года в дар музею поступили подлинники работ известных русских художников конца XVIII – начала XX вв. из Государственного Русского музея. В 1966 году музею было присвоено имя основоположника профессионального искусства Бурятии, народного художника, заслуженного деятеля искусств Ц.С.Сампилова.
Музей природы Бурятии
Музей открыт 12 июля 1983 года на основе отдела краеведческого музея им.М.Н.Хангалова. Расположен музей в здании – памятнике федерального значения «Дом общественного собрания». У истоков создания музея стояли краеведы -энтузиасты В.А.Кольчугина, З.Н.Яковлева, Э.П.Пильман.
Современный объем фондов музея включает палеонтологические, зоологические, геологические, ботанические коллекции, отражающие биоразнообразие природы Бурятии. Экспозиция музея построена ландшафтным метолом, ее основная тема – «Природа и человек». Главное место в экспозиции занимает показ озера Байкал – уникальной водной экосистемы с особым режимом природопользования.
.2 Общие сведения о музее
Национальный музей Республики Бурятия (официальное название ГАУК РБ «Национальный музей Республики Бурятия») – единственный в мире музей, специализирующийся на хранении, изучении и популяризации истории и произведений искусства Бурятии.
Тип организации Национального музея РБ – культурно-массовый, исследовательский. По организационно- правовой форме является некоммерческой организацией.
Классификация организации : художественная (декоративно-прикладного и народного искусства, изобразительного исскуства), историческая (общеисторическая
В структуре организации имеются:архив, научная библиотека, экспертная группа.
Площадь Национального музея составляет 3674,6 кв.м , в том числе экспозиционно-выстовочная территория -2482 кв.м. Площадь фондохранилищ составляет 1192,6 кв.м. В музее представлено 124 832 единиц хранения ( штук) , из них предмета общего фонда 57577 штук. Основные экскурсии представленные в Национальном музее это – «Сокровища буддийского искусства» , «Рождение Республики» ( 1905-1933гг.) , « Свет веры православной» .
В коллекциях музея хранится более 100 тысяч единиц хранения.
Группы коллекций:
Археологически (начали формироваться до начала музея).
Нумизматические. Более 2000 предметов в коллекции медалей.
Этнографические.
Религиозные: шаманизм, буддизм, православие (Начали формироваться в 1930-е годы).
Редкие книги (Начали формироваться в 1930- е годы). В 1979 году фонд редких книг был выделен из библиотеки музея.
Документальные. 7652 единиц хранения документов с середины XIX века по 1999 год.
Фотодокументальные. 7875 единиц хранения фотодокументов с 1870 года по 1988 год.
Фонодокументальные. Грампластинки с записями русских народных песен , романсов, вальсов, арий из опер исполнения И.С Козловского ,С.Я Лемешева , Ф.И Шаляпин .
Кинодокументальные. 714 единиц хранения кинодокументов с 1930г года по 1989 год. Документальные фильмы о быте, жизни бурят и эвенков.
Живопись, графика, предметы современности.
Площадь помещений для фондового хранения – 462 кв.м. Общая площадь музея для хранения и показа коллекций -1600 кв.м.
Так же музей предоставляет образовательные услуги в виде лекционных циклов, таких как : "Верхнеудинск купеческий", "Страницы из жизни казаков Забайкалья", "Эвенки – "Идущие вдоль хребта", "Загадки и тайны шаманской коллекции", "Уникальные православные книги", "Монголия и Тибет глазами бурятских ученых-путешественников конца XIX – начала XX", "Выдающиеся деятели Бурятии кон. XIX – нач. XX вв", "Востоковедческие труды известных русских ученых-путешественников", "Кяхта – былое величие".
На территории музея имеются киоск/магазин, лекторий/кинозал и публичная библиотека. Недалеко от музея Вы можете воспользоваться гостиницей и местами группового питания.
Таблица 1- Контактная информация
Телефоны(3012) 213-299, (3012) 213-299, факс:(3012) 212-909Почтовый адрес670000, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Профсоюзная, д. 29Интернет: Адрес Сайт Афиша Эл. почтаwww.museum.ru/m2791 <#”justify”>muzeyrb@mail.ru/
РАЗДЕЛ 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ»
.1 Основные экскурсии
Богаты коллекции Национального музея – в них тысячи единиц хранения: предметы гуннской эпохи, старинные бурятские серебряные изделия, буддийское искусство (танка, скульптуры, культовые предметы), произведения русских мастеров 19 века (И.И. Шишкина, И.К. Айвазовского, В. Перова, братьев Маковских и др.), работы первых бурятских живописцев, скульптура, декоративно-прикладное искусство, современное изобразительное искусство. В музее предоставлены все условия для знакомства и изучения истории, культуры, быта и искусства народов, проживающих на территории Бурятии. Не зря говорят: «Солнечная Бурятия – толерантная республика».
Расскажу о трех интересных выставках. «Тривизор», «Сокровища буддийского искусства» – впервые представлены уникальные культовые предметы из фондов музея. Уникальность фондовых собраний музея составляет буддийская коллекция. Это культовые предметы , попавшие в фонды 30-е годы их закрывшихся дацанов. Они являются памятниками истории и культуры мирового значения. Среди них экземпляр Атласа тибетской медицины.
Впервые в Сибирском регионе стартует новый проект по внедрению современных цифровых технологий. На выставке «Сокровища буддийского искусства. Новые грани» работает тривизор с электронным контентом «Дары XII Пандито Хамбо Ламы Д.-Д. Итигэлова» императорской семье из царской сокровищницы Российского этнографического музея (г. Санкт-Петербург).
Тривизор- это стеклянная 3D пирамида для трансляции объемного изображения. Сверху на три стороны 3D пирамиды с помощью монитьра проецируется изображение в специальной 3D раскладке. Благодаря напылению на стекле и правильной геометрической форме пирамиды создается эффект, что демонстрируемый объект находится внутри пирамиды. Объект словно парит в воздухе, меняя свой цвет, свойства, состояние.
Тривизор был впервые использован на выставке «Буддизм в России» в рамках проведения саммита АТЭС-2012 в городе Владивостоке лдя показа Даров императорской семье из коллекции Российского этнографического музея и уникальных произведений буддийского искусства из Национального музея Республики Бурятия.
Партнером проекта является Центр комплексных программ «Наследие»(г. Москва).
В настоящее время в музее представлена новая экспозиция «Сокровища буддийского искусства. Новые грани». В коллекции представлены следующие экспонаты:
Будда Шакьямуни с великими учителями буддийского Учения. В Центре изображен Будда с двумя бодхисатвами, рядом с ним – Богдо Цзонхава со своими учениками. Вокруг Будды восседают учителя – «шесть драгоценностей» Индии: Нагарджуна, Дигнага, Арьядева, Асанга, Васубандху и Дхармакирти. Бурятия начало XX в. Грунтованное полотно; минеральные краски,позолота.
Будда Майтрейя ( бур. Майдар-бурхан). Будда Грядущего. Китай конец XIX в. Сплав металлов : литье, чеканка, позолота ,инкрустация.
Авалокитешвара Тысячерукий. Арьябало (бур). Бодхисаттва «Беспредельного» сострадание ко всем живым существам. Авалокитешвара вместе с другими бодхисатвами – Манджушри и Ваджрапани составляет триаду наиболее почитаемых бодхисатв во всех школах тибетского буддизма. Внутренняя Монголия, XIX в. Медь, латунь; чеканка, частичное литье , позолота, тонирование , инкрустация.
Хашин хан с 8-ю спутниками-детьми. Бурятия, Селенгинский район. Начало XX в. Папье-маше, дерево, краски; резьба, роспись.
Лобсан Галдан Аюшеев – настоятель (Ширээтэ) Анинского дацана. Автор: Дараев Цыренжап (1880-1935). Бурятия. Папье-маше, краски; роспись.
Так же в данной коллекции имеются и другие не менее важные экспонаты, несущие огромную историческую ценность в буддийском искусстве.
Следующая выставка называется «Рождение республики 1905-1933гг». Посвященная 90-летию со дня образования республики. В экспозиции представлены около 200 предметов, раскрывающих историю становления Республики Бурятия. Хотя зал для выставки сравнительно не большой, это не мешает сполна окунуться в историю рождения республики. В этой выставке мы можем узнать о некоторых исторических личностях, которые оставили след в «рождении республики», а так же посмотреть их личные вещи.
Иванов Федор Николаевич (19051968). Боец Буркавдивизиона, участник боевых действий на КВЖД 1928г., организатор колхозного движения, делегат II Всесоюзного съезда колхозников-ударников 1935г. в Москве.
Шиповских Иван Дмитриевич (1902-1968),член РКП (б) с 1920г., коммунист-ленинец, активный участник борьбы за установление Советской власти в Бурятии.
Алексеев Иван Иванович, кавалер двух орденов Ленина и Трудового Красного Знамени , заслуженный врач РСФСР, начальник больницы станции Улан-Удэ.
Орден «Трудовое Красное Знамя, РСФСР.
Значок «Почетному железнодорожнику».
Личные вещи Ромаева Василия Алганаевича (1900-1941), участника установления Советской власти в Забайкалье, политического и общественного деятеля. В 1918 г., являлся студентом Коммунистического университета трудящихся Востока. В 1929 г. был направлен в Монголию. Репрессирован и казнен в 1941г. Станок бритвенный и футляр для лезвий «Gillette» 1920г., США, г. Бостон, компания «Gillette» , брошь с фотографией Ромаева В.А, Аяга (бур.). Чаша для напитков, часы «Мозер» Швейцария, начало XX в .
Платье шелковое нарядное Эрдынеевой Дулгар Гунцыреновны, члена ЦИК СССР. Эрдынеева Д.Г была премирована в 1933 юбилейном году отрезом ткани за производственные показатели.
Не оставила без впечатлений выставка «Свет веры православной »- предметы культа из серебра, плащаница, ряд икон, впервые представленных, облачения епископа, исторические документы, отражающие деятельность церквей на территории Бурятии.
Образки с изображением Двунадесятых праздников. Серебро, эмаль,стекло. Кон. XIX в .
Пресвятая Богородица Печерская. Икона Селенгинского полка. Дерево, бархат, темперная живопись. XIX в .
Ефросинья Полоцкая. Хрусталь, литье. Начало XX в.
Икона «Богоматерь Умиление». Жесть, роспись, олеография. Начало XX в.
Блюдо для благословения хлебов. Латунь, медь; серебрение, обработка на станке, литье. Кон.XIX – нач. XX в .
«Распятие» в стеклянной бутыли. Дерево, стружка, бумага; резьба, монтаж 1884г.
Богоматерь – утоли болезни. Дерево, позолота, паволока, темперная живопись. Кон. XIX в .
.2 Услуги предоставляемые музеем
Музеем представлен следующий спектр услуг: экскурсии по выставкам, лекции, просмотр видеофильмов об изобразительном искусстве, выездные выставки и лекции, фото-видеосъемка в залах музея, музейно-образовательные программы для детско-юношеской аудитории, презентации, научно-практические конференции, семинары, культурно-массовые мероприятия и не только.
Музейные уроки и лекции являются одной из перспективных форм работы со школьной аудиторией и организуется с целью приобретения учащимися знаний по определённой учебной программе или же с целью закрепления и углубления знаний, полученных на уроке в школе.
Музейно-образовательая программа – располагает специальными методами и средствами приобщения человека к культурному наследию с помощью бесценных сокровищ, хранящихся в музеях, а также окружающего предметного мира. К музейно-образовательным программам относят определенные формы и методы взаимодействия музея и ребенка. Музейно-образовательные программы активно внедряются в дошкольную и школьную практики, используются в рамках гуманитарно-эстетического и естественно – научного профиля.
На сегодняшний день многие музеи активно внедряют в свою деятельность новые формы работы с посетителями. Одной из таких форм являются праздничные мероприятия – это существенно новая форма массовой научно-просветительной работы музея. Термин "музейные праздники" появился сравнительно недавно, но многие музеи России уже активно используют этот вид услуги. Так и наш Национальный музей предоставляет такую услугу. Проведение музейных праздников в Национальном музее оказывают положительное влияние на его деятельность, способствуют росту престижа музейного учреждения, генерируют интерес общественности и увеличивают поток посетителей.
Роль праздничных мероприятий в музеях заключается в следующем – праздники активизируют культурную жизнь, прежде всего потому, что в это время свободное от будничных обязанностей, проявляются основные ценности, придающие смысл человеческой жизни. Праздничные мероприятия через обновление ценностей напоминают важные события, выполняют роль механизма передачи культурных традиций из поколение в поколение. А ведь для музея важна поддержка связи из поколения в поколение, так как одна из функций музейного учреждения это – хранение и передача исторических культурных ценностей. Это говорит о том, что праздник как бы связан с музеем, это видно из приведенных выше фактов.
Так же Национальный музей занимается экспертизой предметов музейного значения – это процесс комплектования, который можно разделить на этапы, последовательность которых может быть достаточно изменчивая. Приведем наиболее значимые: 1) выделение интересующих музей исторических фактов или фактов современной жизни; 2) определение объектов действительности в качестве объектов музейного изучения с целью комплектования фондов; 3) выявление предметов музейного значения; 4) окончательная экспертиза предметов музейного значения; и наконец, 5) их приобретение музеем и придание им статуса музейного предмета.
К следующей услуге, предоставляемой Национальным музеем относится воспроизведение музейных предметов. Воспроизведение музейных предметов – объекты, точно передающие облик музейных предметов. К основным видам воспроизведений относят:
· копию – предмет, создаваемый с целью имитации или замены другого, выступающего по отношению к копии как подлинник (точно повторяет все свойства подлинника). Может быть авторским повторением (выполнена тем же автором, что и подлинник); историческим воспроизведением (как римские копии греческой скульптуры); современным воспроизведением. В первых двух случаях копии, как правило, относят к музейным предметам, а в последнем – к научно-вспомогательным материалам. Примером, когда копия приобретает значение самостоятельного памятника, может служить храм Христа Спасителя в Москве (представляющий копию разрушенного в 1930-е гг. храма XIX в., выполненную с применением современных технологий).
· реконструкция – научно аргументированное восстановление облика поврежденного или разрушенного памятника истории и культуры, природного объекта;
· муляж – предмет, который воспроизводит размер, форму, цвет и фактуру подлинника, но может отличаться по размерам;
· репродукция – воспроизведение произведений живописи, графики, рукописей, карт ручного изготовления, рукописных и уникальных печатных книг и т.д., выполненное с использованием множительной техники с целью получения как можно большего числа повторений;
· новодел – точная копия, выполненная из того же материала, что и подлинник (например форма студента Восточного института во Владивостоке, представленная в Музее истории ДВГУ, сшитая на основании документов и рисунков XIX – XX вв.);
· макет – объемное воспроизведение внешнего вида подлинника, выполненное в масштабе и допускающее условность изображения (за счет опущения или утрировки каких-либо несущественных деталей подлинника);
· модель – копия, сохраняющая конструктивные принципы и фактуру оригинала;
· голограмма – объемная трехмерная копия, созданная посредством лазерной техники или записи на светочувствительную пластину и с нее воспроизводимая.
Так же к перечню услуг, предоставляемых Национальным музеем относят: абонементы, консультационные услуги, методическое обеспечение музеев Республики Бурятия, услуги научной библиотеки, а так же сувенирный киоск.
Национальный музей Республики Бурятия для успешного решения целевых задач, кроме хранительской, выставочной и научной деятельности обращает особое внимание на оказание музейных услуг туристам и гостям республики посредством предоставления искусствоведческой, краеведческой, этнографической информации на русском, бурятском и английском языках на современном и качественном уровне с использованием традиционных и новейших музейно-информационных технологий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Пройдя учебную практику в «Государственном автономном учреждение культуры Республики Бурятия «Национальном музее Республики Бурятия» я открыла для себя новый мир музейного искусства. Узнала огромное количество важной и интересной информации о Национальном музее и его удивительных экспонатах.
В условиях, когда в Бурятии развивается особая туристско-рекреационная зона, музей становится одним из основных участников реализации Программы. Музей отражает национальную идею, становится своеобразной визитной карточкой, брендом республики. Музей – сокровищница республики, символ нашей культуры, витрина, по которой туристы судят о людях, которые здесь живут, об их отношении к своей истории, а по большому счету – о месте и роли Бурятии в России.
В г. Улан-Удэ определено место под новое здание Национального музея Бурятии, в районе Верхняя Березовка, откуда начинается дорога на озеро Байкал. Это будет достаточно большой комплекс, объединяющий фонды музеев истории, природы и художественного, с парком скульптур и лесной зоной. В планах республики построить музей к 2015 году.
Национальный музей Республики вправе претендовать на получение премии по номинации «Лучший региональный музей».
Одним из важнейших направлений музейной работы является экспозиционно-выставочная деятельность, осуществляющая крупные международные, межрегиональные и местные выставочные проекты. Музей имеет соглашения о сотрудничестве с лучшими музеями страны: Эрмитаж, Государственный Русский музей, Третьяковская галерея и др. Лидирующее положение в музее занимает научно-образовательная деятельность, запланировано и выполнено множество социально-значимых проектов для детей дошкольного и школьного возрастов, студентов лицеев, колледжей и ВУЗов, военнослужащих, пенсионеров, ветеранов, туристических групп и одиночных посетителей. Музей успешно занимается издательской деятельностью – выпуском буклетов, каталогов выставок, открыток и афиш. Помимо основной деятельности является координирующим центром народных музеев и картинных галерей г. Северобайкальска, с. Сосновоозерска Еравнинского района и с . Петропавловка Джидинского районов в плане оказания методической помощи, заботы о пополнении фондов, встреч с художниками Бурятии.
Чем больше разнообразных выставок, чем они интересней, тем сильней притяжение потенциальных туристов. Туристы, в свою очередь, становятся генераторами прибыли для гостиниц, предприятий питания, транспорта, развлечений, торговли, производства сувениров. Налоговые поступления от работы этих предприятий и созданные в них рабочие места могут составлять основу республиканской экономики. Важно отметить, что понимание такой роли нашего музея должно являться частью республиканской культурной и экономической политики и России в целом.
национальный музей бурятия
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.<http://rubur.ru/>
.<http://www.minkultrb.ru/>
.<http://www.muzeyrb.ru/>
.Приказ Министерства образования РСФСР «Об утверждении нормативных документов по туристско-краеведческой деятельности» № 293 от 13.07.92 г.// Турконсультант. – Вып. 6. – 1999.
.Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами российской федерации (приложения к приказу Министерства образования от 13.07.92г., № 293) // Турконсультант. – Вып. 6. – 1999.
.Гецевич В.Г . Основы экскурсоведения: учеб. пособия.- М.,1998.- 102с.
.Культурология и экскурсоведение: курс лекции/ Сост. К.В. Кулев; Российская международная академия туризма. – М .: Соф. спорт,1998.- 158с.