- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 3,19 Mb
Памятные места Иерусалима
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине "Культурология"
по теме: "Иерусалим"
Содержание
Введение
1. Старый город
1.1 Армянский квартал
1.2 Стена плача. Еврейский квартал
1.3 Мечети Омара и Аль-Акса. Мусульманский квартал
1.4 Храм Гроба Господня. Христианский квартал
1.5 Виа Долороза (Скорбный путь)
1.6 Цитадель Давида
1.6.1 Могила Давида
1.6.2 Горница Тайной Вечери
1.6.3 Город Давида
1.7 Бассейн Султана
1.8 Иемин-Моше
1.9 Кедронская долина
1.10 Масличная гора. Церковь страстей господних
1.11 Гефсиманский сад
1.12 Русская православная церковь Марии Магдалены
1.13 Вифания (Дом пальм)
2. Новый Город
2.1 Главная магистраль нового Иерусалима – улица Яффо
2.2 Яд-Вашем
2.3 Здание Кнессета. Монастырь Креста
2.4 Синагога Часовой башни
2.5 Парк независимости (Ган Ацмаут)
2.6 Гехал Шломо (Дворец Соломона). Большая синагога "Ешурун"
2.7 Площадь Давидка
2.8 Прочие достопримечательности Нового Города
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Иерусалим – не самый древний город на Земном шаре. И стоял он в стороне от главных торговых путей, и воды в нем всегда было мало, так что приходилось заботиться о водоснабжении, и холм, на котором он вырос, был не самым благоприятным местом для защиты, и земель, пригодных к обработке, было немного. А полезных ископаемых и вовсе не было. И при всем при этом ни один город на земле не может сравниться с Иерусалимом.
Во все времена поэты и пророки наделяли Иерусалим эпитетами, выражающими любовь, надежду и глубочайшее почтение: "святой город", "город Бога", "город справедливости", "гора мира", "вершина красоты", "прекрасный город".
Иерусалим считается центром, на котором зиждется весь мир. Несмотря на многочисленные работы про прошлое и настоящее Иерусалима, как российских, так и зарубежных исследователей тема этой работы остается актуальной.
Остановимся немного на истории этого древнего и прекрасного города.
Борьба за Иерусалим между представителями трех ведущих мировых религий – христианства, мусульманства и иудаизма началась 30 веков тому назад и продолжается по сей день. Три тысячи лет тому назад двенадцать колен Израилевых вышли из Египта и после сорокалетних скитаний по пустыне отвоевали у ханаанеев обещанную им землю. Но Иерусалим они не сумели взять. Город к тому времени существовал более 1000 лет. Он был расположен у источника Тихон. Город населяли иевусеи. Он был сильно укреплен. Когда еврейский царь Давид решил его завоевать, иевусеи насмехались над ним. Но бастион иевусеев превратился в город Давида. Давид велел перенести в город Ковчег Завета, в котором хранились каменные Скрижали с Десятью Заповедями, полученными Моисеем от Бога на горе Синай. Это было в 995 г. до н.э. когда Ковчег был внесен в Иерусалим, город стал местом Божественного присутствия.
Мысль соорудить на горе Мориа над краеугольным камнем Храм для Ковчега пришла к Давиду сразу после торжественного внесения Ковчега в Иерусалим, и он начал подготовку к строительству. Но построил Храм его сын Соломон. В Израиле не было ни искусных ремесленников, ни умелых строителей, и Соломон выписывал мастеров из Финикии.
После освящения Храм стал главной святыней для народа Израилева, гора Мория – Божьей горой, а Иерусалим – не только политическим, но и религиозным и духовным центром евреев. Рядом с Храмом Соломон соорудил царский дворец, обширный и роскошный. Соломон царствовал 40 лет. После его смерти в 928 г. до н.э. царство раскололось на два: Израильское – на севере и Иудейское – на юге. Иерусалим стал столицей Иудейского царства.
Более 300 лет этими царствами правили разные цари. Одни отходили от иудаизма, возводили капища, поклонялись деревьям и камням, доходили до того, что вносили в Храм статуи разных богов. Другие, наоборот, пытались укрепить веру в единого Бога, объединить народ и занимались строительством. И при тех, и при других неприятель часто занимал Иерусалим, и те, и другие всякий раз откупались сокровищами из Храма и царского дворца.
Когда в 539 г. до н.э. Вавилонскую империю завоевали персы, персидский царь Кир Великий разрешил евреям вернуться на свою землю, приказал отдать храмовую утварь, а наместнику Иудеи – выдать средства для восстановления Храма. Однако не все евреи вернулись, потому что в Вавилоне они жили свободно и некоторые разбогатели.
В 332 г. до н.э. Александр Македонский занимает Иудею. Иерусалим сдается ему без боя.
Когда до Иерусалимского первосвященника Шим’она ха-Цадика (Симона Праведника) дошли слухи, что греки хотят разрушить Храм, он облачился в первосвященническое одеяние и пошел к Александру. Едва взглянув на Шим’она, Александр Македонский сошел с колесницы и поклонился ему. Тогда приближенные Александра воскликнули: "Тебе ли, великому царю, кланяться иудею этому?!" "Лицо этого человека, – отвечал полководец, – живое подобие лика ангела победы, в битвах предшествующих мне".
Евреям было даровано политическое и религиозное самоуправление.
В 63 г. до н.э., когда римский полководец Помпей подошел к стенам Иерусалима, город раскрыл перед ним ворота. Иудея превратилась в римскую провинцию, разделенную на 5 округов, а Иерусалим – в столицу одного из них. В 41 г. до н.э. Царем этого вассального царства римский сенат назначил Ирода Великого, сына обращенного в иудаизм идумея. Но евреи не хотели признать Ирода царем, и он взял Иерусалим штурмом.
После смерти Ирода римская провинция Иудея управлялась римскими прокураторами. Но для евреев Иерусалим оставался центром. В праздники город заполнялся евреями не только со всех концов страны, но и из других стран. В такие дни римский прокуратор Иудеи прибывал в Иерусалим. В 66 г. во время праздника Песах очередной римский прокуратор Флор вырядился в одежды еврейского первосвященника и потребовал от евреев 17 талантов золота (приблизительно 500 кг). Это послужило началом Великого восстания, или Иудейской войны. В том же году отряд повстанцев напал на римские легионы возле Иерусалима и обратил их в бегство.
Примечательно, что Александру Македонскому понадобилось 32 тысячи солдат, чтобы основать свою империю. Римлянам же понадобилось 80 тысяч, чтобы сломить защитников Иерусалима. Весьма примечательно, что римлянам для покорения маленького строптивого государства евреев понадобилось приложить гораздо больше усилий, чем для покорения Британии. И они решили отомстить евреям, вытравив их из истории. Поэтому название покоренной страны – Палестина – они взяли от названия ранее жившего там народа – плиштим, к тому времени давно уже не существовавшего. Сведения об этом народе и его название римляне взяли из Торы. Этот термин затем вошел и в историю, и в языки.
Еще в начале 1 в. н.э. в Палестине зарождается новая религия – христианство.
Так как римляне, правители Палестины, были язычниками, первые христиане подвергались жестоким гонениям почти 300 лет. Только в начале 4 века, когда Римская империя разделилась и восточная стала самостоятельной Византийской империей со столицей Константинополь, официальной религией в обеих империях стало христианство. Когда в 324 г., Палестина попала под власть Византийской империи, в Иерусалиме начало преобладать христианское население, и он приобрел христианский облик.
Иерусалим превратился в крупнейший центр христианства. В нем было более 300 христианских религиозных заведений. Началось паломничество христиан. Были паломники, которые оставались в городе, образуя различные общины (греческую, сирийскую, латинскую, армянскую, грузинскую и другие). Когда в христианстве зарождается монашество, Иерусалим становится одним из его важнейших центров. Привлеченные святостью Иерусалима, монахи поселяются в нем и в его окрестностях.
В начале VII в. в Аравии зарождается ислам – новая религия, возвещенная пророком Мухаммедом. Она начинает распространятся с арабскими завоеваниями Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Юго-Восточной Азии. На пути этих завоеваний лежал и Иерусалим.
В 638 г. после двухлетней осады иерусалимский патриарх сдал город мусульманам на почетных условиях.
С 750 г., Когда Палестина попадает под власть новой династии Аббасидов со столицей в Багдаде, Иерусалим приходит в упадок. К 800 г. Харун ар-Рашид отдал христианские святыни Иерусалима на попечение императора Священной Римской империи Карла Великого, который щедро одарял школы, монастыри, библиотеки и госпитали. Христиане жили в районе церкви Гроба Господня, и вся северная часть города была застроена церквами и монастырями. В это время в Иерусалиме было более 20 тысяч жителей разных вероисповеданий. Религиозная вражда между ними не раз приводила к открытым столкновениям.
В 1071 г. Иерусалим захватили турки-сельджуки (тюркские кочевые племена) и присоединили его к великой империи султана Ирака и Персии. Сельджуки ужесточили контроль над святыми местами и обложили население тяжелыми налогами. Христианскую Европу это возмутило и послужило причиной крестовых походов.
В 1099 г. после 40-дневной осады Иерусалим был взят крестоносцами, которые безжалостно вырезали почти всех евреев, мусульман и караимов. Еврейской общине Иерусалима пришел конец. Так прерывается 400-летнее правление мусульман.
Крестоносцы создали свое королевство со столицей в Иерусалиме и назвали его Иерусалимское Латинское королевство или Королевство Давида.
В XII же веке возникает целый ряд христианских традиций, связанных с Иерусалимом и его окрестностями. Эти традиции основывались на удивительной смеси исторической памяти, христианских легенд и библейских сюжетов. Так возникает обычай паломников следовать по Крестному пути (Виа Долороза). Число христианских паломников росло с каждым годом. В южной части города появилось кладбище, где хоронили паломников.
Крестоносцам не удалось продержатся в Иерусалиме и 100 лет. В 1187 г. его захватили мусульманские войска Саладина. В дальнейшем Иерусалим еще несколько раз переходил из рук в руки.
К концу XVIII в. в Иерусалиме проживали мусульмане, евреи и христиане. Мусульманское население Иерусалима оставалось почти целиком арабским. Иерусалим остается малозначительным городом как с точки зрения экономической, так и стратегической. И даже когда в 1799 г. Наполеон входит в Палестину, он не предпринимает ни одной попытки войти в Иерусалим.
В самом начале XIX в. Иерусалим был небольшим городом, окруженный стеной и разделенный на 4 квартала, которые назывались (и сейчас называются): Еврейский, Христианский, Мусульманский и Армянский. С 30-х гг. XIX в. в Эрец-Исраэль начались политические и экономические перевороты, которые привели к большим переменам.
В 1837 г. тяжелое землетрясение разрушило города Цфат и Тверию, и большая часть еврейского населения этих городов бежала в Иерусалим. В том же году европейские страны помогли туркам отобрать власть у египетского правителя Мухаммада-Али, но за это потребовали от них отменить дискриминационные меры по отношению к немусульманам. Поэтому христианам было разрешено строить церкви, евреям – синагоги, свидетельствовать в судах, но покупать землю можно было только турецким подданным.
Так начался тот период турецкой власти, который получил название реформ. Европейцам был открыт доступ в Палестину, их влияние проникает в страну. В Иерусалиме открывается 10 консульств, и среди них британское, французское, русское, прусское и американское.
В 1857 г. знаменитый филантроп сэр Моше Монтефиоре на свои средства и на пожертвования богатого еврея из Америки Йосефа Туро построил несколько домов и фабрику вне стен города. Район назвали Керем-Моше и Иехудит. Но евреи не приняли его начинание: они привыкли жить под защитой крепостных стен. Тогда иерусалимским нищим стали платить за то, чтобы они жили в этих домах. Но нищие жили там только днем, а ночью прокрадывались в город. Так продолжалось несколько лет. Иерусалимцы дали этому району второе название – Мишкот-Шаананим (пристанище бездомных).
В 1868г. в Иерусалиме разразилась эпидемия, которая унесла сотни жертв, а из обитателей Мишкот-Шаананима никто не пострадал, так как в этом районе были чистые водоемы. Люди восприняли это как чудо и знак того, что за пределами города можно уберечься от болезней. Вскоре был построен еще один район – Махане-Исраэль (лагерь Израиля) и квартал Нахалат-Шэва (надел семерых). Постепенно евреи перебираются в Новый город, как стали называть районы вне стен Иерусалима.
В конце 70-х гг. XIX в. Новый и Старый город слились в единый Иерусалим. Большинство евреев перебралось в Новый город, в старом осталось всего 2000, в основном старики, женщины и дети.
К концу XIX в. Иерусалим приобретает вид европейского города. Когда началась Первая мировая война, турки вошли в союз с Германией. Связь с Европой прервалась. Начался голод. Прекратилась алия (переселение евреев в Эрец-Исраэль). Население Иерусалима сократилось. Турки потерпели поражение, и Палестина стала по решению Лиги Наций подмандатной территорией Британии.
В ноябре 1917 г. английские войска под предводительством генерала Алленби вступили в Иерусалим. Город стал центром английской администрации. За 30 лет правления англичан площадь Иерусалима увеличилась в 3 раза, а население – почти в 8 раз. Еще в начале своего правления англичане издали знаменитую Декларацию Бальфура, в которой обещали евреям помощь в создании национального очага в Палестине. Арабы усмотрели в этом покушение на свои права, что привело к столкновениям.
29-го ноября 1947 г. в ООН было принято решение о разделе Палестины на два государства: еврейское и арабское. Иерусалим должен был находиться под международным контролем, а большая часть Иудейских гор – отойти к арабам.
К 1967 г. военная угроза Израилю со стороны арабских стран стала настолько ощутимой, что пришлось нанести превентивный удар. Началась война, которая вошла в историю под названием Шестидневной. Через 3 дня после ожесточенных боев Иерусалим был освобожден.
Для всего еврейского народа это был великий день. Через 20 дней после победы декретом израильского правительства юрисдикция Государства Израиль была распространена на весь Иерусалим. Тогда же израильский премьер-министр пригласил к себе глав всех религиозных общин и заверил их, что израильское правительство гарантирует им сохранение всех прав. Разделявшие Иерусалим заграждения были уничтожены, и жители Иерусалима после 19-ти летнего перерыва смогли свободно передвигаться по городу. Правительственные учреждения стали размещаться как в западной, так и в восточной части города.
Цель данной работы – описать достопримечательности Иерусалима. Работа состоит из введения, двух глав (первая глава состоит из тринадцати параграфов, вторая – из семи), заключения и приложения с иллюстрациями Иерусалима. На основании цели ставятся задачи – подробно описать памятные места Старого и Нового Города.
1. Старый город
1.1 Армянский квартал
Иерусалим можно разделить на Восточный и Западный. Восточный включает древнюю часть города, в том числе Старый город, Кедронскую долину, Масличную гору. Западный (или Новый) – в основном районы, возникшие во второй половине XIX в. и построенные в наше время.
С течением времени внутри Старого города сложились четыре квартала, заселенные по религиозному принципу. Мусульманский квартал на Храмовой горе с обеими великими мечетями и на базарной улице. Еврейский квартал западнее Стены Плача, где могут жить только евреи, Христианский квартал, где находится Храм Гроба Господня и несколько других храмов и церквей, а также Армянский квартал, окружающий церковь св. Якова.
Основные достопримечательности Армянского квартала – Армянская патриархия, монастырь и церковь св. Иакова и церковь Ангелов – Дом первосвященника Анны (Ханана).
Кафедральная церковь Св. Иакова принадлежит Армянской Патриархии и находится на ее территории. Церковь построена в XII веке на развалинах византийской церкви VI века. По преданию, в 44 году здесь был убит апостол Иаков. Однако посвящена она одновременно и другому Иакову – брату Господню и первому епископу Иерусалима. Вблизи к церкви – церковь Ангелов, музей истории армянской общины, библиотека Армянской Патриархии.
Церковь Ангелов принадлежит Армянской Патриархии и находится в глубине Армянского квартала. Древнейшая церковь Иерусалима построена на месте дома Первосвященника Анны (Ханании), к которому привели Иисуса перед тем, как отвести на допрос к Каиафе. Посвящена ангелам, закрывшим свои лица, чтобы не видеть поругательства над Иисусом. Вблизи к церкви – церковь Св. Иакова, музей истории армянской общины, библиотека Армянской Патриархии.
1.2 Стена плача. Еврейский квартал
Почти три тысячи лет, минуло с эпохи царя Соломона, второго поколения в жизни столицы. В те времена Ковчег завета (в котором хранились свитки с божественными заповедями), укрытый незатейливым навесом, был установлен на узкой вершине высокой горы. Царские архитекторы, решая задачу строительства храма в условиях гористой местности, выложили широкую белокаменную лестницу из тысяч каменных монолитов, доставленных сюда с западного и южного склонов горы.
Храм сиял как ожившее чудо. Великолепное сооружение было выстроено не во славу монарха, а как святилище Бога, способное приблизить божественное откровение к народу. Спустя несколько веков храм был разрушен, восстановлен и снова разрушен. Но время и разрушения оказались бессильны. Храм по-прежнему занимает самое святое место для сердце еврейского народа. В наши дни, символом прошлого и надеждой на будущее стала Стена плача. Первоначально она не обладала особой святостью. Это была всего лишь оборонительная стена вокруг Храмовой горы. Позже царь Ирод камень за камнем превратил ее в мощную крепостную стену, надежную опору Храмовой горы. Судьба творения царя Ирода превзошла самые смелые его ожидания. Сегодня, две тысячи, лет спустя, стена, возведенная по его приказу слезами и потом людей, продолжает оставаться символом надежды и возрождения. Воплощение мечты народа, который видит в этой стене свое прошлое, настоящее и будущее…
Со временем святость этого места все больше укреплялась. Поколения сменяли друг друга, а стена, сооруженная некогда для зашиты от врагов, стала духовным символом еврейского народа. Еще не так давно Стена плача была лишь частью одной из городских улиц, вдоль которой стояли лавки и дома. Никто не молился около нее. Даже после разрушения Второго храма верующие предпочитали собираться у более пышных стен восточной и южной части города.
И только в XVI веке, когда город оказался под властью Османской империи, святость Стены для еврейского народа получила всеобщее признание. С тех пор началась новая эра в истории этого места. Стена стала объектом паломничества для евреев, которые в соответствии с религиозной традицией должны трижды в год приходить к Иерусалимскому храму.
Население Старого города росло, строились новые дома, и улица подле Стены превратилась в узкий темный проулок, куда в праздничные дни на молитву могли попасть лишь немногие счастливчики.
Наряду с еврейской традицией развивалась и мусульманская, согласно которой именно с этого места пророк Магомет был вознесен на небо. В результате возникли серьезные разногласия по вопросу о контроле и уходе за этим историческим местом. Во время Войны за независимость 1948 г. Стена попала в руки Иорданского легиона. По условиям перемирия 1949 г. за евреями сохранялось право посещать ее, однако это соглашение никогда не соблюдалось. В ходе Шестидневной войны 1967 г. израильские парашютисты освободили город, а вместе с ним и Стену плача.
В последние 30 лет площадь Стены была расширена, чтобы обеспечить свободный доступ для молящихся и всех, кто приходит сюда. В результате возобновившихся археологических раскопок были обнаружены дополнительные слои Стены. В настоящее время это место стало как бы гигантской синагогой на открытом воздухе. Многие люди отмечают здесь свои семейные торжества.
В районе Стены плача есть и другие достопримечательности, среди которых Южная стена, Хасмонейские туннели, арка Робинсона, колодец Уоррена, арка Вильсона и арка Беркли.
В еврейском квартале можно также посмотреть следующие интересные места.
Улица Кардо – центральная улица римского периода пересекала город из конца в конец, с Севера на Юг. Археологические раскопки вскрыли остатки ее южной части. Обнаружились колонны, каменная облицовка, выявился уровень нахождения улицы.
Синагога "Хурда" – название переводится как "руина". Построена выходцами из Европы в 1700 году, была вскоре разрушена мусульманами. Рядом построена мечеть. В 1856 году была построена новая синагога, частично финансированная бароном Ротшильдом, но в 1948 году ее постигла судьба первого строения – она была взорвана арабским легионом. В настоящее время отреставрирована арка главного входа. Расположена в центре Иудейского квартала на одноименной площади.
Четыре сефардские синагоги построены на том месте, где в соответствии с традицией преподавал Тору выдающийся рабби Иоханан бен Заккай. Отсюда название "Синагога Иоханна бен Заккая". Построена в конце XVI века. Вторая синагога, возведенная евреями выходцами из Турции, получила название "Истамбульской". В соответствии с легендой, после строительства третьей синагоги на молитве появился Пророк Элиягу (Илия). Синагога получила название "Элиягу ха-Нави". Четвертая, являясь переходом из первой во вторую, стала называться "Средней". Принадлежит сефардской общине – выходцам из стран Северной Африки и Испании.
Синагога Рамбана – получила имя крупного талмудиста Рабби Моше бен Нахмана, сокращенно – Рамбан. Построенная впервые в 1267 году, претерпела разрушения, новые строительства, использование не по назначению и лишь после войны 1967 года вновь стала синагогой. Находится в непосредственной близости к синагоге "Хурва".
Синагога Тиферет, построенная в 1864-1872 годах по инициативе рабби Исраэля Бека при финансовом содействии Исраэля Фридмана наряду с синагогой "Хурва" являлась украшением квартала. Однако, в мае 1948 года она вместе с синагогой "Хурва" была взорвана арабским легионом.
Синагога Западной Стены находится в арке бывшего моста, связывавшего Храм с Верхним городом. Может считаться, в связи с этим, самой святой синагогой. Здесь молятся только мужчины. Представляет туристический интерес, так как дает представление о фундаменте древнего Храма.
Тоннель Хасмонеев был обнаружен в позапрошлом веке английским ученым, сэром Чарльзом Уорреном. Видимая часть Стены Плача переходит в подземную, в которой находятся еще 18 рядов каменных плит, уложенных с высоким мастерством. Подземные сводчатые переходы, коридоры, комнаты и, главное, подлинный фундамент Храма, вводят посетителей в состояние восхищения сооружением и духовного трепета от святости места.
Церковь Неа (Новая церковь Девы Марии) основана императором Юстинианом в VI веке, разрушена в VIII. Часть раскопок находится на открытой территории, часть – на закрытой.
1.3 Мечети Омара и Аль-Акса. Мусульманский квартал
Мечеть Аль-Акса, "Крайняя", знаменует вознесение Магомета на коне Аль-Бурак – "Молния". Она поставлена на юге от Скалы, с тем чтобы мусульмане не молились на еврейский храм. Построена Каабом аль-Ахбаром, затем перестроена халифом Валидом I между 709 и 715 гг. Разрушена землетрясением в 749 г., затем в 776 г. – еще одно землетрясение. Восстановлена Эль-Маади. В 1033 г. вновь разрушена при землетрясении и восстановлена в XI в. при правлении Фатимидов. Еще раз отремонтирована рыцарями-тамплиерами по указу короля крестоносцев Болдуина I как церковь по имени Темплюм Саломонис. При Болдуине II стала жилым и складским помещением и здесь был его тронный зал. После победы Саладина в 1187 г. – снова мечеть. В конце XIII в. мамелюки окончательно расширили помещение и снова сделали его мечетью. Прошла капитальный ремонт в 1938-1943 гг. на деньги фашистов. Муссолини подарил колонны из каррарского мрамора, король Египта Фарук – потолок. Современное здание построено с XI в., но в точности по тому же плану, что и раньше фатимидское, которое, видимо, было значительно меньше, чем самая древняя мечеть, построенная эль-Валидом. Строить его начинали с восточной стороны, там, где стоит михраб – алтарь, указывающий направление молитвы, на Мекку. Над михрабом – купол. Мечеть украшена 280 колоннами в 14 рядов, сами колонны и арки еще эпохи крестоносцев. Сохранилось довольно много мамелюкских украшений.20 июля 1951 г. в ней был убит иорданский король Абдалла, а будущий король Хусейн, его племянник и преемник, правивший до 1999 г., чудом спасся благодаря массивному украшению на шее. На колоннах видны до сих пор следы выпущенных пуль. В 1969 г. мечеть была подожжена сошедшим с ума туристом-христианином.
Мечеть Омара, cимвол Иерусалима и его визитная карточка это – одно из чудес древнего мира. Является великолепным примером Омейадского искусства. Этот величественный храм с золотым куполом был возведен в 691 году н.э. халифом Абд Эль-Мелик Ибн-Мерваном. Храм построен на месте жертвоприношения Авраама на горе Мориа, это также место, где находились жертвенник Давида и святилище храма Соломона. Мечеть построена в конце VII в. на месте Первого и Второго Иерусалимского храма. Целью омейядского халифа Абд аль-Малика было создать памятник в честь вознесения пророка Магомета на небеса после его "Ночного путешествия" в Иерусалим. В святилище находится деревянный амвон времен крестоносцев, превращенный в подставку для Корана. Сохранился также баптистерий. Северная дверь называется "Врата рая", восточная – "Врата Давида".
В Мусульманском квартале можно также найти следующие достопримечательности:
Церковь Св. Анны.
Монастырь и церковь бичевания.
Монастырь и церковь осуждения.
Женский монастырь сестер Сиона.
Церковь Ecco Homo.
Римская мостовая литостротос.
Соломоновы каменоломни.
Пещеры Иеремии.
1.4 Храм Гроба Господня. Христианский квартал
Для сотен миллионов христиан Храм Гроба Господня в Иерусалиме – это святая святых. Здесь был распят и похоронен Христос. Отсюда берет свое начало новая религия, во многом изменившая облик планеты. История этого места отражает страдания и муки человечества в его вечных поисках веры и справедливости.
В дни Иисуса здесь находился сад, удаленный от застроенной части города. Называлось это место – Голгофа. Здесь Иисус был распят римскими легионерами и похоронен, а через три дня произошло чудо его воскрешения. С этого события началась история христианской религии.
Римляне, стремясь отомстить непокорным жителям города, переименовали Иерусалим в Элия Капитолина. Двести лет спустя после смерти Христа над его могилой был построен языческий храм в честь Венеры, богини любви. Еще через сто лет византийский император Константин решил принять христианскую веру. Языческий храм был разрушен, а на его месте построены две богатые церкви. Со временем Римская империя утратила свое могущество, и Иерусалим стал объектом многочисленных нападений, переходя от одних завоевателей к другим. Обе церкви были разрушены, а само место захоронения Иисуса уничтожено персами в 614 году.
Восстановление Храма Гроба Господня началось в эпоху крестовых походов XII века. Его открытие состоялось в 1149 г. н.э. С тех пор храму пришлось пережить неоднократные землетрясения, пожары и разрушения. Так, после сильного пожара 1808 года сама конструкция здания оказалась под угрозой. Реставрационные работы все время откладывались из-за разногласий между различными ветвями христианской религии. И только в 1955 году было достигнуто соглашение между католической, православной и армянской церквями. В 1960 году начались широкомасштабные работы по реконструкции Храма Гроба Господня, которые продолжаются и по сей день.
По достигнутому соглашению под крышей храма разместились фактически шесть христианских церквей: три крупные, упомянутые выше, и три небольшие: коптская, эфиопская и сирийско-маронитская.
Сама церковь также разделена на приделы, принадлежащие различным направлениям христианства. На самом нижнем уровне находится церковь Святой Елены, матери императора Константина. В армянском приделе можно видеть остатки каменоломни времен Первого храма и более позднюю фреску.
На крыше церкви – небольшие хижины "эфиопской деревни", привезенные из Африки. Отсюда открывается прекрасный вид на сам храм и Крестный путь.
Храм открыт для посетителей ежедневно. В нем нет дорогого убранства и роскошных икон. Притягательная сила его святости и величия – в событиях, связанных с этим уголком Иерусалима.
В Христианском квартале также можно посмотреть:
Лютеранскую церковь Спасителя.
Церковь Спасителя (Сан-Сальвадор) и монастырь францисканцев.
Церковь Иоанна Крестителя.
Александровское подворье – церковь Александра Невского.
Церковь Св. Антония.
Церковь Св. Георгия.
Церковь Св. Марка.
Рынок Муристан.
1.5 Виа Долороза (Скорбный путь)
Если православная церковь делает основной акцент на Воскресении Иисуса, то католическая на первый план выдвигает Его страдания, как наиболее важный элемент иерусалимской части Евангелий. Крестоносцев не могли удовлетворить сдержанные рассказы о казни, имеющиеся в Новом Завете, в которых события, фактически, распадаются на два эпизода: осуждение в помещении римской Претории и распятие на Голгофе.
Им нужно пространство страданий множество мест, где Он принимал муку за нас. Этого требовала также традиция католических театрализованных шествий с избивающими себя флагеллантами как основное средство мощного эмоционального давления на массы, создания атмосферы религиозной экзальтации.
В каждом городе Запада была своя "дорога страданий", по которой проходил маршрут этих процессий – модель той, главной, иерусалимской. Теперь же появилась возможность создать оригинал. Конец пути известен. Местонахождение Голгофы и могилы Иисуса определено еще в IV в. св. Еленой и не подлежит ни малейшему сомнению. Иное дело начало! Неясно, где именно находилась Претория, внутренняя городская крепость, в которой размещался римский гарнизон. В источниках нет ни звука о том, чтобы римляне сами строили что-нибудь для этого – значит, использовали одно из уже существовавших укрепленных мест. Например, огромный дворец Ирода, находившийся в наиболее высокой части города, рядом с цитаделью, позже названной христианами Башней Давида. Окруженный высокой стеной с башнями, комфортабельный и безопасный, он вполне мог служить резиденцией прокуратору во время его редких наездов в Иерусалим. Так и считалось в византийский период. При Юстиниане даже пробовали начинать оттуда пасхальные шествия к Голгофе, но затем вернулись к более раннему маршруту от Гефсиманского сада через Кидрон, восточные ворота (Гефсиманские) и далее почти через весь город к церкви Гроба Господня. Этот путь проходил мимо места, где находилась еще одна крепость Ирода, Антония, предназначенная для военного контроля над Храмовой Горой. Весьма удобное место для прокуратора: из своего окна он мог видеть бесчисленные толпы иудеев, пришедших к Храму, и точно выбрать момент, чтобы подать сигнал для их разгона. В эпоху Иерусалимского королевства пасхальные шествия изменили свой характер. Место медлительного и торжественного православного ритуала заняли эмоциональные и мрачноватые католические церемонии. Протяженность их пути сократилась, против прежней почти вдвое. Вместо Гефсиманского сада он начинался у новоопределенной Претории, откуда продолжался до церкви Гроба Господня по прежнему маршруту. Новые элементы представлений появились в XIII в., уже после потери крестоносцами Иерусалима. В это время возникло понятие Остановки – места, где произошел тот или иной эпизод казни, евангельский или из устного предания. На первых порах их количество было довольно велико (21), затем неоднократно менялось, то уменьшаясь, то увеличиваясь, пока в XVII в. не остановилось на числе 14.9 остановок находятся на VIA DOLOROSA, последние 5 внутри церкви Гроба Господня.
Скорбный путь начинается от Львиных ворот, рядом с которыми стоит католическая церковь святой Анны – матери Девы Марии, основанный во времена крестоносцев (ХII в) на месте предполагаемого рождения Святой Девы. Подземные помещения монастыря сохранились с более древних времен. По преданию, на этом месте Анна произвела на свет Святую Деву.
Перечислим остановки:
1. Осуждение
Первая остановка на Скорбном пути Христа скрыта во дворе медресе Эль-Омария – здесь Христос был осужден на смерть. Именно здесь был расположен римский преторий с башней Антония, где, по библейскому преданию, римский прокуратор Понтий Пилат судил Христа. Отсюда каждую пятницу в 3 часа дня отцы-францисканцы устраивают шествие с несением Креста, чтением отрывков из Библии и песнопением. Теперь на территории бывшего римского претория стоит женский католический монастырь Сестер Сиона.
2. Бичевание.
На площади перед Преторией Пилат предлагает толпе выбор между Иисусом и Варравой, умывает руки, здесь же происходит избиение, надевание тернового венца и багряницы, положение креста на спину Иисуса. Теперь здесь находятся часовня Осуждения и монастырь Бичевания.
3. Первое падение.
В Евангелиях нет ни одного падения, на VIA DOLOROSA их три, каждое имеет свои нюансы. Первое происходит по физическим причинам: от боли и тяжести креста. Теперь за железной оградой стоят две гранитные колонны, сохранившиеся со времен крестоносцев.
4. Встреча с матерью.
В Евангелии от Иоанна это было на Голгофе, в остальных отсутствует вовсе. Простой, откровенный, сильный своей эмоциональной прямолинейностью эпизод. На этом месте стоит церковь Богоматери-великомученицы.
5. Симон из Киераники помогает нести крест.
В Евангелии он, собственно, и несет крест на Голгофу. Здесь солдаты заставляют его помочь Иисусу в начале долгого подъема. Здесь стоит церковь. Справа от церкви в стене выделяется большой камень, в котором есть углубление. Согласно христианской традиции, это след руки Иисуса.
6. Св. Вероника промокает платком лицо Иисуса.
И на белоснежной ткани отпечатывается "Лик Нерукотворный". Эпизод, хотя и отсутствующий в Евангелиях, но чрезвычайно важный – это латинская версия истории происхождения первой иконы. Здесь стоит часовня Св. Вероники.
Оно происходит по эмоциональным причинам: пройдены городские ворота. Сделан еще один шаг.
8. Дщери иерусалимские.
Евангельский эпизод: Иисус отвечает сопровождающим его плачущим женщинам, в последний раз предсказывая близкий Конец Света и гибель Иерусалима. Здесь стоит часовня Св. Харлампия.
9. Третье падение.
Сделан еще один шаг: Иисус увидел Голгофу, место распятия. На этой остановке стоит колонна. Здесь когда-то находились ворота, называемые "Судные врата", на месте которых сегодня – русская православная церковь Александра Невского.
10. Снятие одежд.
Первый из трех эпизодов, происходящих непосредственно на Голгофе. (Придел разделения риз Христа).
11. Прибивание к кресту.
В этот момент Иисус говорит Марии, что вместо него сыном ей будет его любимый ученик. (Придел пригвождения к кресту).
12. Голгофа – место распятия.
Завершающий эпизод казни. Он сопровождается целой серией чудес: накануне смерти среди бела дня наступает кромешная тьма, Иисус умирает очень быстро, в этот момент со страшным грохотом разламывается скала и разрывается завеса Святой Святых Храма.
13. Снятие с креста и помазание.
Заботу над телом умершего Иисуса берет на себя Иосиф Аримафейский. Он снимает тело с креста, спускает с Голгофы и кладет на плоский камень, где умащает благовониями и заворачивает в плащаницу.
14. Положение в гроб.
Последняя четырнадцатая остановка – Гроб Господень представляет собой небольшую купольную часовню из розового мрамора, стоящую посреди храма Гроба Господня. Она воздвигнута в 1810 году над пещерой, в которой находится библейское место захоронения Христа. Часовня имеет два придела: придел Ангела (здесь находится Фигура сидящего на гробовом камне ангела, причем часть камня вделана в мраморную чашу) и собственно гробница, куда ведет низкий проход, проходя по которому, невольно склоняешься в низком поклоне. Гробница, освещаемая только лампадами великолепной работы, имеет два метра в длину и полтора метра в ширину. В ней и находится вделанное в стену мраморное надгробие. Здесь Иосиф Аримафейский уступает Иисусу собственный, еще не использовавшийся склеп, кладет туда его тело, а римляне закладывают вход огромным камнем. На следующий после субботы день здесь произойдет Воскресение.
1.6 Цитадель Давида
1.6.1 Могила Давида
За пределами Старого города, у Сионских ворот стоит скромное здание с минаретом. На первом этаже можно увидеть могилу царя Давида. Это место во времена Давида находилось за пределами Иерусалима и, как считают многие историки, не является местом захоронения легендарного царя. Но, согласно преданиям и тысячелетней традиции, принято считать, что Давид покоится здесь. В XVI в. стоявший здесь христианский храм превратили в мечеть Неби Дауд (пророка Давида) и возвели минарет. Могила Давида представляет собой огромный каменный саркофаг, покрытый бархатным покрывалом. В день, когда празднуют годовщину независимости Израиля, на саркофаге можно увидеть небольшие серебряные короны. Число их соответствует числу лет существования современного Израиля.
1.6.2 Горница Тайной Вечери
Горница находится на втором этаже того же здания, где могила Давида. Христианские предания утверждают, что здесь происходила знаменитая Тайная Вечеря. От тех времен осталось лишь несколько колонн и свод, на котором еле видно изображение пасхального агнца, сохранившееся от церкви, стоявшей здесь с XIV по XVI в. Церковь эту построили монахи-францисканцы на месте разрушенной церкви крестоносцев. В XVI в. францисканцы были изгнаны, а христианский храм превращен в мечеть.
1.6.3 Город Давида
Эта старейшая часть Иерусалима находится на холма Офел за пределами Старого города напротив Сионских и Мусорных ворот. Здесь царь Давид основал город, ставший столицей Иудеи. Раскопки показали, что город строился на террасах, поддерживаемых мощными подпорными стенами – толщиной около 2,5 м. Раскопаны остатки сооружений VII в. до н.э. VIII в. н.э.
1.7 Бассейн Султана
Бассейн Султана расположен против Яффских ворот в Долине ада" (Геином). Бассейн, построенный при султане Сулеймане Великолепном в 1536 г., служил для сбора воды ручьев и источников долины Гихона. В наше время бассейн используют как огромный концертный зал под открытым небом. Многотысячная публика располагается на древних камнях, так как кресел и скамей здесь нет.
1.8 Иемин-Моше
К бассейну Султана примыкает городской район Иемин-Моше, основанный Мозесом Монтефиоре в середине XIX в. Ныне здесь живут люди свободных профессий. Их дома построены своеобразно, с большой изобретательностью. Отсюда открывается прекрасный вид на Старый город. Этот район привлекает туристов и иерусалимцев, которые часто прогуливаются по его узким улочкам.
1.9 Кедронская долина
Кедронская долина отделяет Старый город от Масличной горы. По дну долины протекает ручей, который дал ей имя. К Кедронской долине удобнее всего пройти из Старого города через Львиные ворота.
Склоны долины представляют собой древние кладбища с гробницами разных эпох и народов, веками наслаивавшимися друг на друга.
Верующие трех мировых религий – иудеи, христиане и мусульмане – ожидают, что когда-нибудь здесь прозвучит труба архангела, мертвые восстанут из могил и предстанут перед судом Божьим. Согласно еврейской религиозной традиции, мессия должен прийти с востока, миновать Масличную гору и пройти по Кедронской долине на Храмовую гору.
1.10 Масличная гора. Церковь страстей господних
Самая высокая гора в Иерусалиме находится к востоку от Старого Города и Храмовой горы через долину Кидрона. Она получила свое название по оливковым плантациям, существовавшим на ее склонах с древности. В Гефсиманском саду сегодня сохранились самые древние в мире оливы, которым исполнилось по 700-800 лет, правда, христианская традиция утверждает, что эти деревья 2000-летнего возраста и являются свидетелями событий евангелий.
Масличная гора является средоточием еврейских и христианских святынь. С ней связан ряд еврейских традиций о приходе Мессии и Страшном суде, перенятых также христианством и мусульманством. Через южный склон Масличной горы ведет старая дорога к Мертвому морю, существующая еще со времен Первого Храма. Когда-то по этой дороге вели "козла отпущения" в пустыню, для того чтобы сбросить его со скалы. В древние времена – практически до середины нашего века – эта дорога, от которой сейчас осталась только грунтовка местного значения, была самой важной дорогой страны. Именно по ней приходили в Иерусалим еврейские паломники, чтобы принести жертвы на 3 основных праздника – Суккот, Шавуот и Пейсах – даже из самых отдаленных районов Голан и Галилеи. Западная дорога была опаснее, она проходила по прифронтовой полосе – во все времена на побережье жили чужие народы, и не всегда в мире с евреями. Дороги, ведущие по верху горного хребта, также были либо опасны, либо просто неприятны, например, дорога, которая вела в Иерусалим с севера, проходила через Самарию, народ которой не относился к евреям дружелюбно, а, кроме того, религиозному иудею здесь сложно было найти приличный ночлег и кошерное питание. Путь же через Иорданскую впадину был ровным и безопасным, проходя через самый центр тогдашнего Израиля. Поэтому именно от Мертвого моря здесь поднимались основные массы народа, идущего в Иерусалим. В те времена у подножия Масличной горы на этой дороге стоял городок под названием Эйн-Шемеш. Это место, недалеко от нынешнего Маале-Адумим, упоминается в книге Иисуса Навина, глава 15, как граница наделов колен Иегуды и Биньямина. Граница эта шла от Кумрана через вади Кельт к вади Эйн-Шемеш, которое в раннехристианские времена называли "фонтан апостолов". Иосиф Флавий упоминает этот путь, по которому шли религиозные евреи, причем замечает, что эллинизированные их собратья вполне могли двигаться и через Самарию, поверху. Дорога упоминается в евангелиях прямо или косвенно 8 раз. По этой дороге идет святое семейство из Галилеи в Вифлеем, где должен родиться Иисус. Приход волхвов к младенцу также произошел отсюда. В Евангелии от Луки в рассказе о двенадцатилетнем Иисусе, который отстал от своих родителей в Иерусалиме во время празднования Пейсаха – его семья уже начала спуск в сторону Иорданской впадины, и вынуждена была вернуться в город, чтобы забрать мальчика. Есть также упоминания в третьей главе Евангелия от Иоанна – рассказ о разговоре с Никодимом, а также празднование Суккота. (Что интересно, синоптические евангелия упоминают об одном приходе Иисуса в Иерусалим, не считая последнего, во время которого он был арестован и распят, а Евангелие от Иоанна о двух – на Пейсах и на Суккот) В 1964 г. была построена новая дорога от Иерихона к Иерусалиму, немного южнее, через Эль-Азарию, а в наше время скоростное шоссе проходит с другой стороны, огибая Масличную гору и гору Скопус с севера, встречаясь с библейской дорогой и иорданской 1964 г. и районе современного еврейского города Маале-Адумим. В то короткой время, когда Иерусалимом владела Иордания, власти пытались обновить дорогу и использовали для ее покрытия надгробные плиты с еврейского кладбища. После освобождения Иерусалима еврейская администрация была вынуждена разобрать дорогу и вернуть плиты на кладбище. Затем весь путь был обследован Раввинатом и в начале шоссе стоит табличка, возвещающая, что "плит нет" и по дороге можно ездить. Это особенно важно для коэнов, которым запрещено заходить на кладбище и касаться чего бы то ни было, связанного с мертвыми. Дорога эта ведет через арабскую ныне деревню, расположенную на самом перевале между Масличной горой и горой Ашпала. Деревня носит название Эль-Азария, а в древности здесь стояло еврейское село, известное как Бетания, или в русской транскрипции, Вифания.
Важная христианская точка на восточном склоне Масличной горы между вершиной и деревней Эль-Азария, называемая по-русски Вифагия, а на иврите – Бейт-Паги. Название происходит от того же корня, что и греческая "фига", так что в переводе деревня называется "фиговый дом".
В действительности здесь и сейчас есть сады инжира, или, как этот плод называется по-русски, смокв. В соответствии с христианской традицией, Иисус остановился здесь в Вербное воскресение перед въездом в Иерусалим со стороны Вифании и потребовал привести ему осла. Затем уселся на это животное при помощи камня и въехал в Святой город. Собственно говоря, это дает нам основание считать, что муниципальная граница города проходила здесь, Вифагия входила в городскую черту – так как Иисус не вошел в поселок, а ждал осла снаружи, чтобы исполнить предсказания пророков о том, что Мессия должен въехать в Иерусалим через восточные ворота на белом осле. Еврейское предание о Мессии и осле базируется на книгах пророков Иоиля и Захарии. Кстати, этот же факт является серьезным аргументом в споре, считал ли Иисус себя Мессией. При въезде Иисуса встречали люди с пальмовыми ветвями в руках, крича ему: "Осанна!", как это описано у Марка. Слово "осанна", или, вернее, на иврите "хошана", означает "спаси нас", причем именно этим кличем евреи встречали, например, повстанцев во времена Иудейской войны, т.е. спасение имеется в виду не столько духовное, сколько физическое, от римской власти. Пальмовые ветви в тогдашней еврейской традиции являлись символом национальной независимости и государственности – неслучайно их изображение на монетах всех независимых израильских царей, и в период хасмонейской династии, и на монетах Ирода Антипы 24-25-х гг., да и на современном шекеле. От этих пальмовых ветвей пошло англоязычное название праздника – "пальмовое воскресение".
В 1920 г. при расчистке территории был найден большой квадратный камень, оказавшийся амвоном церкви периода крестоносцев, с частично сохранившимися на нем фресками. По представлениям рыцарей, это был тот самый камень, при помощи которого Иисус садился на ослика в вышеупомянутой истории, а на этом месте стояла церковь XII в., посвященная данному событию. Участок земли, на котором был найден артефакт, немедленно купил францисканский орден и построил тут современную церковь. "Посадочный" камень крестоносцев был установлен внутри церкви за специальной оградой, фрески частично реставрированы. О существовании этого камня, кстати, несколько раз упоминается в христианской теологической литературе, в частности, первое такое упоминание относится к 870 г., о нем писал отец Бернар. Фиги, росшие и тот момент, описанный евангелиями, еще не плодоносили, и голодный Иисус проклял дерево на вечное бесплодие.
На Масличной горе можно также выделить следующие памятные места:
Больница и церковь Аугуста Виктория.
Капелла вознесения ("Стопочка").
Церковь вознесения ("Русская свеча").
Часовня Обретения главы Иоанна Крестителя.
Русский православный Елеонский монастырь.
Монастырь кармелиток и церковь "Патер Ностер".
Церковь Доминус Флевит.
Женский Русский православный Гефсиманский монастырь.
Церковь Агонии (Всех Наций).
Иудейское кладбище.
Церковь страстей господних примыкает к Гефсиманскому саду, в котором растут оливковые деревья, которые христианская традиция относит к первому веку н.э. Ее второе название – Церковь Всех Наций.
1.11 Гефсиманский сад
Гефсимания, находится у подножия и на западном склоне горы Елеон в Кедронской долине. Долина носит название Иосафатовой. Она, как и ее склоны – это тысячелетнее кладбище с многочисленными гробницами.
У ограды сада находится Церковь Всех Наций (Базилика мук Мессии). Базилика, построенная в 1925 году на средства 12 католических стран на месте, где, согласно библейскому преданию, Иуда предал Христа, поражает своей грандиозностью. В Храме отсутствует дневной свет. Нет статуй. Картины на стенах изображают "Гефсиманское моление", "Предание Спасителя" и "Взятие Мессии под стражу". Перед главным престолом лежит большой природный камень – олицетворение лобзания Иуды. Двенадцать куполов украшены гербами государств, участвовавших в постройке Базилики. Сама Базилика расположена в Гефсиманском саду, где когда-то Христос находил приют и отдых. Здесь же его предал Иуда. В саду находится также Гефсиманский грот, в котором молился Мессия, когда он удалился от апостолов. Можно увидеть место на полу, где капли кровавого пота Мессии растопили холодный камень и прошли насквозь. В саду восемь древних оливковых деревьев. Считают, что им около 2000 лет. Название сада происходит от "Гефсиман – сад оливковой давильни". Во времена Мессии здесь стояли прессы, на которых давили оливки.
1.12 Русская православная церковь Марии Магдалены
Русский храм Марии Магдалины – находится в ведении Русской Православной Зарубежной Церкви. Представляет собой изящный пятиглавый храм в русском стиле (архитектор Д.И. Гримм). Освящен в 1888 г., в год девятисотлетия Крещения Руси. Построен императором Александром III в память о своей матери Марии Александровне. В храме – иконостас белого мрамора с черной бронзой, а также иконы кисти академика В.П. Верещагина и чудотворный образ Богоматери Одигитрии XVI в. Живописец Сергей Иванов написал для храма холсты со сценами из жизни св. Марии Магдалины (самый большой, над иконостасом, представляет Марию, протягивающую пасхальное яйцо римскому императору Тиверию). Кроме того, в этом храме находятся гробницы преподобномучениц Великой княгини Елисаветы Феодоровны и ее келейницы инокини Варвары, замученных большевиками в Алапаевске в 1918 г. Их мощи были перевезены в Иерусалим в 1920 г. Гробницы белого мрамора расположены справа и слева от алтаря. Слева перед алтарем икона св. Марии Магдалины с частицей ее мощей. Справа – чудотворная икона Пресвятой Богородицы Одигитрии (Путеводительницы), привезенная из Ливана. Сам монастырь основан в 30-е годы XX в. двумя сестрами шотландками, принявшими православие. Они же основали Вифанскую школу для девочек. Монастырь располагается вокруг церкви. На территории монастыря сохранились ступени, по которым шел Христос во время Входа в Иерусалим (проход к ним доступен не всем). Также есть камень, на который, по преданию, Богоматерь уронила свой пояс для уверения апостола Фомы в своем вознесении на Небо. На террасе чуть повыше установлена икона в честь этого события.
1.13 Вифания (Дом пальм)
За этой деревней – снова возвышенность, небольшой холм, на котором виден зеленый остров сада. Это гора Поругания или гора Апшала на иврите. В наше время все арабское поселение от Маале-Адумим до горы Поругания является одной большой деревней Эль-Азария, она же Бетания, она же Вифания. В византийскую эпоху деревня называлась Лазарион.
Здесь часто останавливался, в соответствии с христианской легендой, Иисус и здесь произошло чудо воскрешения Лазаря, откуда современное арабское название деревни. Упоминания о селе есть в Евангелии от Иоанна. Есть и в других евангелиях. Если въезжать в село снизу, то первая христианская постройка – греческий православный монастырь, посвященный въездам Иисуса в Иерусалим, в честь чего появился праздник Вербное воскресение: пророка встречали пальмовыми ветвями, которые в России заменили вербой. В этот праздник здесь закрывают дорогу, и по ней идет процессия паломников с пальмовыми ветвями. Главной и центральной достопримечательностью Вифании является современная францисканская церковь Марии, Марфы и Лазаря, которая стоит справа у дороги, если ехать в сторону Иерусалима.
С этим поселением также связан рассказ, о том, как Иисус со своими учениками находился в Вифании в доме человека по имени Симон, болевшего проказой, и сидели они за столом. В комнату вошла женщина с кувшином мира и, разбив кувшин, вылила масло на голову Иисуса. Сидящие возроптали, говоря, что миро можно было бы продать за большие деньги и раздать их бедным. На что Иисус ответил, что женщина сделала доброе дело, ибо приготовила тело его к погребению.
Таким образом, с моей точки зрения Старый Город Иерусалима – является наиболее интересной частью города. Его исторические и архитектурные памятники представляют большой интерес для туристов всего мира.
2. Новый Город
2.1 Главная магистраль нового Иерусалима – улица Яффо
Строительство Нового города за пределами городских стен началось в 1860 г. В течение многих веков еврейская община Иерусалима ютилась в Старом городе. Большая скученность, отсутствие каких бы то ни было санитарных условий были тогда характерны для него.
В это время лондонский банкир сэр Мозес Монтефиоре, сефардский еврей по происхождению, купил участок земли вне стен города и финансировал строительство нового района Иерусалима, который получил название Миш-Кенот Шеананим (обитель мира).
Вблизи нового квартала была построена мельница, чтобы обеспечить население работой. Вскоре здесь возник новый квартал, рядом с первым, – Йемин Моше, названный в честь Мозеса (Моше) Монтефиоре. В 1868 г. был основан квартал Махане Исраэль (пристанище Израиля), в 1869 г. Нахлат Шива (надел семи). Дома квартала стояли вдоль мощеной дороги, которая со временем стала главной магистралью Иерусалима -улицей Яффо.
За пределами Старого города возникли другие кварталы своеобразной планировки, вход в которые был лишь через железные ворота, запиравшиеся на ночь. К ним относится квартал Меа Шеарим (сто крат). Квартал был основан в 1874 г. на той неделе, когда в синагогах читали раздел Торы со словами: "И сеял Ицхак в земле той и получил в тот год ячменя во сто крат…" Дома в нем строились в виде каре, двери квартир, обращенные внутрь, выходили на длинные террасы. Внешние окна были забраны решетками и подняты над землей выше человеческого роста. Вход в квартал был через запиравшиеся на ночь железные ворота.
В наши дни сохранился образ жизни обитателей Меа Шеарим. Живут здесь ортодоксальные верующие, в том числе представители самых крайних течений в иудаизме. Мужчины ходят в черных сюртуках и черных шляпах, с бородами и длинными пейсами. Женщины носят закрытые платья, парики, чулки в любую погоду. В пятницу жизнь в квартале замирает с наступлением темноты. Движение перекрывается барьерами.
В Новом городе в конце XIX в. продолжали селиться евреи-иммигранты из многих стран. Возник Бухарский квартал. Интерес представляет синагога этого квартала Баба Тама (середина XIX в) на улице Бухарим. Был построен сефардский квартал Махане Иегуда (пристанище евреев) и др.
В конце XIX в. началось также строительство церквей и монастырей различных конфессий за пределами Старого города.
После окончания "шестидневной войны" и объединения Иерусалима началась массовая застройка города. Возникли новые районы: на юге – Гило, на севере – Неве-Яаков, на востоке – Тальпиот-Мизрах, на западе – Рамот. Строительство в этих районах продолжается и в настоящее время.
Во время массового строительства на древней земле Иерусалима сделано немало археологических находок. На вершине холма в районе Неве-Яаков обнаружены остатки еврейского поселения времен Бар-Кохбы, в руинах синагоги этого поселения сохранилась часть мозаичного покрытия пола.
Главная магистраль Нового Иерусалима – улица Яффо. Она пересекает город с юго-востока на северо-запад. Улица начинается у стен Старого города и заканчивается в районе Центральной автобусной станции, недалеко от городской черты. Продолжением ее является бульвар Вейцмана, переходящий в многорядное шоссе Иерусалим – Тель-Авив. Застройка улицы Яффо началась в 1870 г. Улицы Яффо, Бен-Иегуда (по имени воссоздателя иврита), Кинг Джордж (в царствование короля Георга обнародована декларация Бальфура о создании национального еврейского очага в Палестине) образовали деловой и торговый центр современного Иерусалима.
2.2 Яд-Вашем
В западной части Иерусалима у подножья горы Герцля находится Национальный институт – мемориал памяти Катастрофы и Героизма. Яд-Вашем в переводе означает "память и имя".
Яд-Вашем посвящен памяти 6 млн. евреев, убитых нацистами во время второй мировой войны. Он объединяет институт, занимающийся вопросами, связанными с катастрофой евреев Европы, и музей, посвященный памяти ее жертв.
Экспозиция Яд-Вашем освещает все этапы Катастрофы. Среди сооружений и памятников мемориала производит особое впечатление Зал имен. Уже известно и зарегистрировано около 3 млн. имен из 6 млн. погибших. Каждый побывавший в музее имеет возможность заполнить и оставить здесь карточку родственника или знакомого. В зале памяти на мозаичном полу начертаны названия двадцати двух самых больших лагерей уничтожения. Аллея праведников народов мира посажена в честь людей различных национальностей, спасавших евреев от уничтожения. В память погибших и в ознаменование героизма борцов с нацизмом воздвигнут обелиск высотой 21 м. В Мемориале проводятся траурные церемонии, приемы официальных лиц. Яд-Вашем открыт в 1957 г. на основании Закона об увековечении памяти жертв и героев Катастрофы, принятого кнессетом в 1953 г. Яд-Вашем оставляет очень сильное впечатление. Гора Герцля находится в западной части Иерусалима. Ее высота – 831 м над уровнем моря. На горе могила Герцля и музей, посвященный его памяти. Здесь похоронены выдающиеся государственные деятели Израиля. в том числе президенты Ицхак Бен-Цви, Залман Шазар, премьер-министры Леви Эшкол, Голда Меир, Ицхак Рабин.
На склонах горы расположено военное кладбище.
2.3 Здание Кнессета. Монастырь Креста
Здание кнессета расположено на возвышенности Гиват Рам. Кнессет начал работу в этом здании в 1966 г. Архитектура здания сочетает элементы классицизма и модернизма (архитектор Кларвин), для него характерны стройность и легкость архитектурных форм.
Холл украшен грандиозным гобеленом, сотканным по рисункам Марка Шагала. Зал рассчитан на 120 членов кнессета, членов правительства, есть ложи для гостей и др.
У здания кнессета находится пятиметровая бронзовая менора (семисвечник) – герб Еврейского государства. На меноре – 29 барельефов с изображением знаменательных моментов еврейской истории. Менора выполнена скульптором Венно Эльками и преподнесена английской парламентской делегацией кнессету в начале 50-х годов.
Вне стен Старого города на запад в новой части города, близ современных зданий правительства (Кнессет) и музея Израиля, в лощине стоит древний православный монастырь, посвященный святому Кресту Господню.
Монастырь Креста воздвигнут на месте, где по христианской легенде, росло дерево, из которого был сделан крест для распятия Иисуса.
Дерево, говорит легенда, было посажено Лотом после разрушения Содома. Существует ряд апокрифов, связанных с этим деревом. По одному из них, Лот – в другом варианте Авраам – посадил в одну лунку сразу 3 породы деревьев: кедр, сосну и оливу, которые переплелись в один мощный ствол. Дерево было срублено царем Соломоном для строительства Храма, однако не подошло ни к чему и было оставлено на земле. По другому апокрифу, дерево или ствол все время охраняли разбойники, сменяя друг друга, поскольку было предсказание, что тот кто умрет – будет распят рядом с этим деревом – удостоится царствия небесного. Серебряный круг указывает то место, где росло это дерево. Первая базилика, уже не существующая, относилась к позднему византийскому периоду (VI в), хотя само место было определено императрицей Еленой в IV в.
Монастырь был основан царем Багратом в 1040 г., еще по указу грузинского царя Марьяна I, который получил эту землю в IV в. от самого императора Константина, как один из самых первых христианских царей, однако грузинам пришлось ждать 6 веков, пока, наконец, монастырь не был построен. Нынешнее здание построено Георгием II и грузинами – иверийцами в XIII в. Существует версия, по которой монастырь был основан императором Юстинианом. Однако само здание построено в XI в., в 1040 г. отцом Прохором еще до прихода крестоносцев. Рыцари в 1187 г. перестраивают церковь, а 100 лет спустя сюда приезжает специальная делегация из Грузии для основания единственного в Иерусалиме грузинского монастыря. Эта делегация была столь велика, что даже построила специальную деревню для проживания своих членов в районе нынешнего торгового центра Малха, которая существовала почти 500 лет, на деньги, присылаемые из Грузии. Однако к XVII в. денежная помощь прекратилась и жители деревни, под давлением арабов, были вынуждены принять ислам. Монастырь, который также был не в состоянии прокормить себя самостоятельно, продает землю и строения греческо-православной церкви. В 1885 г. греки основывают здесь монашескую школу и библиотеку, которая вскоре становится одном им крупнейших и полнейших библиотек, содержащей древние рукописи на греческом языке. Существует даже легенда, в соответствии с которой в монастыре находились вещи и рукописи, связанные или принадлежащие Второму Храму, увезенные в Карфаген, а затем возвращенные императором Юстинианом.
Школа монахов была закрыта в 1909 г. и сейчас здесь живут лишь несколько монахов и настоятель, которые время от времени меняются.
Существует легенда, поддерживаемая грузинами, что здесь жил и похоронен великий поэт и художник монах Шота Руставели. В архивах Грузии, относящихся к посылке делегации для ремонта монастыря, действительно упоминается имя некоего Шота Руставели, отправленного как художник в составе этой делегации. Однако и фамилия и имя настолько распространены в Грузии – почти все выходцы из города Рустави того периода носят такую фамилию – что сказать достоверно, тот ли Шота имеется в виду, увы, нельзя.
Под этой фреской при греческих реконструкциях нашли захоронения мужчины и женщины. В 1969 г. сюда приезжала научно-археологическая делегация из Тбилиси, с просьбой дать ученым возможность произвести раскопки в монастыре и исследовать остатки библиотеки, чтобы подтвердить или отвергнуть эту версию, однако руководство греческой православной церкви разрешения на работы не дало и грузины уехали ни с чем. С Шота Руставели связана еще одна очень красивая легенда. Говорят, что он был безумно влюблен в великую грузинскую царицу Тамар – и безответно, отчего и ушел и монахи.
Когда царица Тамар умерла, но ее завещанию тело должны были похоронить в Святой Земле. Мало того, что бы враги не добрались до ее могилы, царица перед смертью приказала создать ряд ложных захоронений в разных местах и странах. Поэтому из Мцхеты вы шел сразу десяток караванов с гробом царицы в разных направлениях. Шота, подозревая, что настоящий гроб все-таки отвезен в Палестину, отправился вслед за ним, чтобы быть похороненным там же, где и его любимая.
2.4 Синагога Часовой башни
Синагогой Часовой башни принято называть ашкеназийскую синагогу, находящуюся напротив главного рынка в четырехэтажном большом здании, отличительной особенностью которого является часовая башня. На ней большие солнечные часы и двое электрических. Одни часы показьвают израильское время, другие – среднеевропейское. Синагога построена в 1906 г.
2.5 Парк независимости (Ган Ацмаут)
Ганн Ацмаут является одним из крупнейших в Иерусалиме. Он находится между улицами Кинг Джордж, Гилель и Арон.
В парке находится бассейн Мамилла – часть системы водоснабжения города еще со времен Второго храма. Бассейн Мамилла соединен водопроводом длинной 750 м. с бассейном Хизкии, расположенном в Старом Городе.
Бассейн Мамилла находится в центре средневекового кладбища. На сохранившемся мавзолее указана дата – 1289 г.
2.6 Гехал Шломо (Дворец Соломона). Большая синагога "Ешурун"
На улице Кинг Джордж расположен Гехал Шломо (Дворец Соломона). В массивном здании с куполом находится главный раввинат Израиля и Верховный Суд раввината. Рядом – большая синагога, построенная в 1982 г. Это – самая большая синагога в Израиле, отделанная с большой пышностью.
Рядом с большой синагогой на ул. Кинг Джордж находятся Еврейское Агентство Сохнут, Керен а’Йесед и Керен а’Каемет.
По соседству находится одна из крупнейших синагог "Ешурун".
2.7 Площадь Давидка
Давидкой назывался самодельный миномет, применявшийся во время войны за Независимость и наводивший страх на противника. На площади поставлен памятник этому миномету.
На пьедестале памятника высечены слова Всевышнего: "И буду всегда оберегать и защищать город".
2.8 Прочие достопримечательности Нового Города
Кроме упомянутых выше в Новом Городе есть также такие памятные места как:
Шотландская церковь Св. Андрея.
Св. Андрей – один из апостолов и первый ученик Иисуса. Церковь была заложена в 1917 году фельдмаршалом Алленби, а освящена в 1927 году в честь шотландских солдат, павших в I Мировую Войну. В молитвенном зале стоят знамена шотландских батальонов. В пол вмурована плита в память Роберта Брюса, короля Шотландии XIV века. Здесь же – гостиница для паломников и консульство Великобритании.
Французская церковь (часть Нотер-Дам де Франс).
Церковь находится напротив Новых ворот Старого Города. Нотр-Дам де Франс – больница и хостель для паломников из Франции. При церкви существует музей и подворье Св. Людовика.
УМСА (Ассоциация христианской молодежи).
Молодежный центр. Здание построено на пожертвования христианина из штата Нью-Джерси (США). В здании – зал для церемоний, спортивный комплекс, рестораны, кафе, коллекция древностей. Со смотровой площадки башни открывается восхитительный вид.
Академия художеств Бецалель.
Академия основана по иициативе Бориса Шаца, основоположника нового еврейского изобразительного искусства. Здание возведено в 1906 г. и узнается по большой меноре, установленной на его крыше.
Академия названа в честь библейского персонажа. Наряду с воспитанием художников, скульпторов, оформителей, Академия осуществляет большую выставочную и просветительскую деятельность.
Академия музыки и танца им. Рубина.
Это здание было построено семьей богатых евреев из Германии, а впоследствии приобретено С. Рубиным. Были поставлены цели создания авторитетного музыкального учебного заведения, а также развития народной музыки. Академией собрана большая коллекция антикварных и современных музыкальных инструментов, доступная для осмотра посетителями.
Русское подворье (Миграш ха-Русим).
Этот участок земли был куплен Русской Духовной Миссией в ХIХ в. На нем возведен комплекс зданий постоялых дворов для приема русских паломников, резиденции членов царской семьи, Кафедральный Троицкий Собор.
В настоящее время здесь расположена администрация Русской Духовной Миссии и возможен заказ обрядов Крещения и Венчания.
Церковь Сент-Джордж.
Кафедральная англиканская церковь названа в честь известного христианского святого, уроженца города Лод Св. Георгия, который является, в соответствии с традицией, патроном Англии. В церкви, построенной в типично английском стиле, доминируют окна с витражами, отображающими сцены жизни Сент Джона – Иоанна Крестителя. А установлены они в честь миссионера Джеймса Барклая, знаменитого исследователя Иерусалима.
Театр Иерусалима.
Это современное здание – оригинальное архитектурное решение. В нескольких зрительских залах, помимо основной деятельности, проводятся фестивали, концерты, кинопоказы. В просторном фойе устраиваются выставки изобразительного искусства. Это место встреч творческой интеллигенции Иерусалима.
Интерес в Новом Городе вызывают также Русская Духовная Миссия и здание Верховного израильского суда.
Таким образом, можно сделать вывод, что в Новом городе сосредоточены в основном современные достопримечательности Иерусалима.
Заключение
За всю историю Иерусалим не был таким многолюдным и большим, как сегодня. Объединенный, он стал и многонациональным.75% его полумиллионного населения составляют евреи. Кроме евреев, здесь живут: арабы-мусульмане, арабы-христиане, армяне, копты, сирийцы, греки, русские, итальянцы, французы, эфиопы.
В настоящее время Иерусалим разделен на Старый и Новый Город. Наиболее памятные места этого города расположены в Мусульманском, Еврейском, Христианском и Армянском кварталах Старого Города и его окрестностях. Именно здесь находятся основные архитектурные, исторические, культурные и религиозные ценности Иерусалима.
Если Старый Город – прошлое Иерусалима, то можно сказать, что Новый Город это – его настоящее и будущее. Здесь расположен Кнессет (парламент), театры, академии, мемориал памяти Яд-Вашем. При этом Новый и Старый Город неразрывно связаны, ведь без прошлого нет настоящего и будущего.
Иерусалим – Святой город. Таковым он стал в тот момент, когда царь Соломон завершил в нем строительство Храма. А может быть и того раньше, когда царь Давид перенес в Иерусалим Ковчег Завета. Фактически ведь с этого началась история иудаизма.
С веками не только краеугольный камень, на котором разыгрывалась великая драма веры, но и все камни города стали священными для трех религий: иудаизма, христианства и ислама. Они, эти камни, пропитаны кровью жертвенных животных. На этих камнях пролилась кровь Иисуса Христа и первых мучеников. На этих камнях не раз текла кровь жителей города, смешиваясь с кровью захватчиков. Течет она и сегодня.
По крайней мере, дважды завоеватели сравняли город с землей. Но он снова воскресал и никогда не терял своей святости для всех трех религий. Все три не перестают притязать на него потому, что их история началась здесь, хоть и в разное время.
Рождались религии, менялись властители, но оставалось одно: еврейская мудрость, которую поддерживала Тора. Только благодаря вере, народ смог сохранить себя и донести до чуда из чудес: нового возрождения государства, провозглашенного в мае 1948 г. Путь был долгим, катастрофы тяжкими, но результат компенсировал все: Иерусалим вновь иудейский, вновь столица, столица Израиля.
Здесь в Иерусалиме корни разных народов, здесь начало всех начал, здесь краеугольный камень мира. Здесь, как сказано в библии, пересекутся дороги всех людей в день Страшного Суда. Здесь начнутся новые времена после конца дней.
Литература
1. Библия. Новый Завет.
2. Всеобщая история архитектуры в 12-ти томах. Т.1.М., 2003.
3. Губарев М.В. Низовских А. Ю.100 великих храмов мира, М.: Вече, 2000.
4. Иванова О. Величайшие чудеса света. М., 2002.
5. Иерусалим и окрестности. #”_Toc247096101″>Приложение
Панорама Иерусалима
Старый Город
Храмовая гора
Башня Давида
Храм гроба Господня
Виа Долороза
Стена плача
Гефсиманский Сад
Горница Тайной Вечери
Церковь Марии Магдалены
Вифания. Могила Лазаря.