- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 27,25 Кб
Творческие источники дизайна
Введение
Творческими источниками при проектировании одежды могут быть любые явления природы, события в обществе, предметы действительности, которые окружают дизайнера.
Дизайнера одежды всегда интересуют форма вообще, сопряжения объемов, сочетание разнообразных построений. Творческими источниками могут быть: произведения архитектуры, сопряженные машинные формы, инженерные сооружения, предметы быта, декоративно-прикладного искусства (стекло, металл, керамика, дерево), бионика, растительные формы; форма лужи на асфальте, блеск льда, фактура грязи на дороге или земли на пашне, капли дождя на стекле, морозные рисунки на окне – все это дает пищу для придумывания. Правда, для этого необходима постоянная профессиональная тренировка, для того чтобы мыслительный аппарат дизайнера был настроен в определенном направлении. (Кристиан Диор признавался: «Собственно, все, что я знаю, вижу или слышу, все в моем существовании превращается в платья»); художественная литература, кино, театр, цирк, события в мире; традиционные творческие источники: исторический, национальный, классический костюм, ретро-мода, когда происходило дословное прочтение костюма; использование декора на тех же конструктивных поясах, что и в источнике; разработка только кроя; перенесение традиционных способов отделки на новые материалы; прием стилизации в сторону упрощения при сохранении узнаваемости; «метод цитат» (выхватывание фрагмента из целого и перенесение его в новую форму, в новый комплекс); «метод эклектики» (смешение разных стилей, форм, фрагментов); прием пародии.
Каждый дизайнер одежды пользовался своими излюбленными творческими источниками. Одни – использовали народный костюм, другие – возвращались к одежде разных периодов XX в. (ретро-моде) и там черпали идеи, третьи – были апологетами классики, четвертые – брали идеи (корсет, кринолин и пр.) в истории костюма. Некоторые известные кутюрье, такие как П. Карден, П. Рабанн, И. Мияке, Р. Кавакубо, исповедуют принцип «не оглядываться назад». Они не используют в качестве творческих источников ни исторический костюм, ни ретро-моду, ни классику, а изобретают новые формы, новые материалы, новые технологии изготовления, новый подход к ношению одежды. Например, П. Рабанн с 1960-х гг. предлагает одежду из пластика, металла, стекла, пленок. П. Карден вдохновлялся космической эрой 1960-х гг. и новыми материалами. И. Мияке, создавая одежду для всех и каждого, предложил трикотажные готовые изделия в рулонах, как ткань. Можно было отрезать себе любую готовую вещь.
Каждый источник творчества обладает только ему присущими признаками, которые могут натолкнуть модельера на создание оригинальной идеи. Например, в природных объектах и архитектурных сооружениях вдохновляют пластика силуэтных линий и пропорциональность элементов формы; в музыке и танце – ритм и эмоциональная экспрессия; в народном и историческом костюмах – красочность и декоративность.
При моделировании современной бытовой одежды нельзя забывать, что самым важным источником творчества был и остается человек, его фигура, внешний вид, внутренний мир. Он же является и объектом, для которого создаются модели одежды, главная цель которых – служить человеку, совершенствовать его внешность, воспитывать вкус и эстетические представления.
Цель курсовой работы – выяснить, какие бывают источники вдохновения для творчества. На примерах увидеть плоды работы дизайнеров, вдохновленных чем-либо для своих коллекций.
1.Народные промыслы, как источник вдохновения
История народных промыслов – это история простых изделий, ставших шедеврами мастерства. Секреты его передаются из поколения в поколение. Народное творчество всегда привлекало внимание дизайнеров. Каждый брал от этого свое: форму, цвет, настроение и прочее. Самобытность народного искусства не может не вдохновлять и с практической точки зрения изделия, созданные по мотивам уникальных произведений народного искусства, будут иметь успех и как нельзя лучше демонстрировать национальный колорит. Выработанные за многие века традиции, формы, узоры, дополняющие современный крой и дизайн, непременно освежают и заинтриговывают.
Несколько сезонов назад внезапно обнаружилось, что нет ничего актуальнее пресловутого свитера с северными узорами, а начиная с прошлой зимы, на подиуме все чаще мелькают вязаные коврики и лоскутные полотнища.
Кристофер Кейн на показе сезона осень / зима 2010-2011 одел моделей в кожаные платья, обильно украшенные яркими цветочными вышивками. Сочные букеты одновременно напоминают и традиционную венгерскую технику вышивания «калоча», и контуры баварского рисунка по дереву, и живописные розочки, которыми принято расписывать бока английских лодок.
Вслед за Кейном флористикой увлеклись Пол Смит, Рикардо Тиши и Раф Симонс. На показах сезона осень / зима 2011-2012 дизайнеры ввели сразу несколько «цветочных» выходов: платья Paul Smith расцвели пышными кустами роз, у Jil Sander сложные конструктивистские наряды плотно запринтованы астрами, ромашками и другой садовой порослью, а пуловеры Givenchy украшены крупными аппликациями в виде венков, что явно напоминает зрителю о жостовской росписи и узорах павлопосадских платков.
Главным источником вдохновения для греческого дизайнера Мэри Катранзу служат турецкая керамика и майолика. Зимняя коллекция Mary Katrantzou сезона 2011-2012 выглядит как сервиз из множества предметов: расписные, щедро запринтованные платья буквально превращают их обладательницу в ожившую вазу. Похожий прием использовал и Николя Гескьер при создании коллекции pre-fall 2011: в причудливых переплетениях узоров платьев Balenciaga явно считываются мотивы и итальянской майолики, и мейсенского фарфора, а модели в них выглядят как декоративные предметы интерьера. Подозревать Марко Занини, дизайнера Rochas, в увлечении керамикой особых оснований нет, но, тем не менее, некоторые платья Rochas из текущей коллекции тоже отдаленно напоминают фарфоровые изделия родом из Саксонии. Cестры Маллави же, судя по моделям из летней коллекции Rodarte, черпают идеи из дефлтской школы росписи фарфора.
Образы русской национальной культуры являются постоянным источником вдохновения для дизайнера Валентина Юдашкина с тех пор, как – в 1991 году в Париже была показана его коллекция Haute Couture, созданная по мотивам Фаберже. Поиски новой элегантности на стыке традиционного русского образа и современной функциональности, легли в основу его весенне-летней коллекции pret-a-porter в 2011 году.
Визуальный образ коллекции основан на контрастной цветовой гамме русских промыслов, в частности речь идет о дымковской игрушке. Силуэты иллюстрируют развитие упрощенных фольклорных форм в сложные, подчеркнуто женственные образы, близкие к haute couture. Баски, квадратные проймы, турнюры, косые застежки, а также платья-рубашки и сарафаны делают коллекцию узнаваемо русской.
Знаменитый на весь мир кутюрье Вячеслав Зайцев, который так же постоянно использует в своем творчестве национальные мотивы, при создании коллекций «Ожидание перемен» сезона осень / зима 2007-2008 и «Истоки» сезона осень / зима 2010-2011 вдохновлялся павлопосадскими платками.
Молодой российский модельер Денис Симачев практически ввел в моду китчевую хохлому после выхода коллекции «ЁПРСТ» сезона весна / лето 2007[Рисунок 1.7]. Сейчас хохлома прочно ассоциируется с именем именно этого дизайнера. Сам модельер так смотрит на данное явление: «…в последнее время я пришел к мысли, что хохлома стала настоящим социальным трендом. Она вышла за рамки лубка. И хотя есть четкая ассоциация с моим брендом, я не хочу здесь перетягивать одеяло на себя. Хохлома связана не столько с Denis Simachёv, сколько с новой формацией «русскости». Это новый лубок. Я понял, что сейчас хохлома может появиться везде. Люди сами выбирают хохлому в качестве важного узора и повсюду ее внедряют. Эта тема стала шире промышленного дизайна».
Но, если выше речь идет о профессиональных дизайнерах, хотелось бы упомянуть и о будущих модельерах. В 2010 году Студенты Саранского художественного училища им. Ф.В. Сычкова создали коллекцию «Берегиня». Источником вдохновения для создания послужила традиция древних славян украшать дома резными деревянными наличниками, носившими культовый характер. Славяне наносили на своё жилище языческие знаки призванные оберегать жилище, обеспечивать плодородие и защиту от врагов и природных стихий. Каждый костюм украшен индивидуальной композицией стилизованного орнамента (резного кружева) расписанного вручную в технике «холодного» батика.
Обращение дизайнеров к народному творчеству выглядит вполне закономерной тенденцией: использование ручного труда или его имитация сообщают одежде дополнительный лоск и обаяние.
2.Этнический костюм, как источник вдохновения
Если говорить о любой европейской стране, то, чем она цивилизованнее и чем унифицированнее ее национальный костюм, тем чаще люди в ней скучают по утерянной самобытности и яркости. Хочется необычного, пестрого, экзотичного. Поэтому они заимствуют забавные этно-детали чужеземной моды.
В допетровскую Россию, закрытую для чужеземных влияний, другая мода (платья, ткани, обувь, украшения) входила с Востока – из Индии, Персии, Китая – с купеческими караванами. Впрочем, Восток в его этническом разнообразии был множеством народов рассеян по России. Если внимательнее всмотреться в васнецовский портрет Ивана Грозного, то, глядя на одежду, его можно назвать татарским ханом. Халат, тюбетейка, мягкие сапоги были любимой княжеской, а позже и купеческой, и домашней мужской одеждой.
Этника как стиль и философия ворвалась в мировое модное пространство вместе с движением хиппи в 60-х годах XX века. Необычной, непривычной, шокирующе яркой была цветовая палитра заимствованная ими из восточной одежды. Индийские сари, роскошные расписные платки, марокканские туники, индийские мокасины – все это удивительно удачно вписывалось в хипповую идеологию свободной личности.
Говоря о кутюрье которые смогли уловить необычные элементы уличной одежды и виртуозно перенести их в высокую моду, нельзя не озвучить имя легендарного Ив Сен-Лорана. Его коллекция, в которой он использовал восточные мотивы, вдохновленный хиппи получила высокую оценку.
Стоит отметить, что одежда хиппи тех времен у многих ассоциировалась с неопрятными обветшалыми вещами, и скорее вызывала какие-то смешанные брезгливые чувства, нежели другие, но Ив Сен-Лоран вселил в эту одежду другой смысл, в его руках она приобретала облагороженный салонный вид. Столь обожаемый стиль хиппи, с его лоскутной одеждой и смешением разнообразных узоров YSL вылился в романтические одеяния из шелка и органди, которые предназначались для хиппи-аристократов. Люди, чье состояние исчислялось миллионами, теперь тоже могли почувствовать себя истинными бунтарями, покупая необычную облагороженную одежду хиппи в исполнении Сен-Лорана. Из-под руки мастера выходили этнические костюмы, которые включали в себя элементы ретро. Мотивы народов Марокко, Китая, Африки и Перу были одними из самых любимых мотивов в коллекциях Великого кутюрье.
Свои африканские коллекции именитый модельер украшал яркими цветами и очень недорогими для высокой моды материалами, такими как: лен, солома, стеклянные и деревянные аксессуары. Китайская коллекция пестрила театральной роскошью и сочетанием «рискованных» в то время оранжевого с розовым, лилового с желтым. Индейские мотивы в коллекции поражали своей воздушностью. По мнению самого Сен-Лорана его самой красивой этнической коллекцией стала именно русская коллекция. Вдохновение он почерпнул из проходящих в Европе «Русских сезонов». Немало восхищенных отзывов получили наряды Ива в русском стиле. Критики писали: «Эта коллекция полностью изменит развитие моды во всем мире. Это, безусловно, революция». Естественно, что русской революции не суждено было произойти, но тот интерес, который кутюрье пробудил в те времена, и по сей день существует.
Вторым модельером, который масштабно повлиял на развитие этнического стиля, стал выдающийся японский кутюрье – Кензо. Покорить представителей мира моды он смог благодаря нетрадиционному фольклорному стилю, который отличался своей пестротой. Со своей родины Кензо взял скромный и простой покрой кимоно, но сумел скомбинировать его с южноафриканскими, скандинавскими, восточными элементами. В своих коллекциях он успешно экспериментировал с цветами и формами. Всевозможные ткани в цветочек отлично сочетались с энергичной клеткой, а китайская жакетка со стойкой – с оборками в стиле кантри из белого хлопка. Этнические коллекции Кензо включали в себя: испанские болеро, бедуинские аба, индийские «пайджама», русские косоворотки и меховые шапки, а также индейскую бахрому. Модельер соединял в одной модели фольклорный стиль с классическим или же спортивным. Отныне классический пиджак можно было носить с романтической блузой с кружевами, а широкую «крестьянскую» юбку – со свитером. Дом моды Kenzo уже, не смотря на то, что сам Кензо больше не работает с брендом, продолжает традиции своего основателя в лице креативного директора Антонио Марраса.
Элементы фольклора всегда можно было найти и в творчестве талантливого провокатора Жана-Поля Готье. Впервые появившись в дебютной коллекции дизайнера 76-го года, они до сих пор сопровождают его путешествии во времени и пространстве. Коньком Готье стало смешение стилей и элементов костюмов разных народов, идеи он берет с окружающего его мира. Случайно увидев хасидских раввинов на улицах Нью-Йорка вначале 90-х, он создал коллекцию одежды «Рабби-шик» с рубашками на выпуск, жилетами, шапочками «кипа» и длиннополой черной одеждой. Коллекция Жан-Поля «Тату», которая создавалась под влиянием мотивов Африки и Юго-Восточной Азии, стала определяющим моментом в мире моды целого десятилетия для молодежи, основными элементами которого становятся пирсинг и имитация татуировок с помощью граффити.
Творчество Готье напрямую связано с этническим стилем, так полюбившемуся автору, он доминировал в его коллекциях «Большое путешествие», «Монголы», «Африканская сага». Со слов самого Жан-Поля: «Этника – это как свежая кровь, которая должна вдохновлять на новые модные направления новую жизнь».
На сегодняшний день, этнический стиль уже успел завоевать звание одного из самых влиятельных модных трендов и вряд ли захочет уступить это звание какому-то другому стилю. Основные причины этого: многообразие, самовыражение, яркость, естественность, которые он несет в себе. Последователями такого стиля одежды зачастую являются творческие личности, люди, которые не боятся показать, что они чем-то отличаются от других, которые делятся с окружающим миром своей радостью, при этом они остаются в гармонии с собой. Стиль фольклора разных народов дает уникальную возможность любому человеку выделиться из серой массы, дать волю его фантазиям и способностям. Развитие именно этого необычного стиля повлекло за собой моду на hand made.
3.Живопись, как источник вдохновения
Не секрет, что модные дизайнеры черпают вдохновение для своих коллекций, обращаясь к произведениям художественного искусства. Образы, созданные художниками на полотнах, несут в себе особый смысл для дизайнера. Живопись может подтолкнуть к попытке воссоздания в реальности невероятной формы, цвета или образа. Особой популярностью среди модельеров пользуются творения, созданные в начале XX века, которые отличаются особенной эстетикой, риском и яркостью; творения, созданные во время буйства множества направлений. Но, тем не менее, классическая живопись также привлекает к себе внимание.
Александр Маккуин, вероятно, являлся поклонником русской исторической живописи. Особенно дизайнеру, видимо, понравилась романтическая история самозванки, которая выдавала себя за дочь Елизаветы Петровны. Поэтому и взял за основу своей коллекции картину «Княжна Тараканова» Константина Дмитриевича Флавицкого. В костюмах передан контраст алого и белого, объем и настроение, свойственное картине.
Джон Гальяно, очевидно, так же вдохновляется русским изобразительным искусством. Только в отличие от Маккуина предпочитает сказочные мотивы в стиле импрессионизма. Картина М.А. Врубеля «Царевна-лебедь» вдохновила Джона Гальяно на создание коллекции a-la Rus; во время показа шел искусственный снег, дополняя неповторимый волшебный колорит коллекции.
Одна из самых интересных работ Джона Гальяно – его коллекция для Christian Dior 2008 года, для которой основной идеей были работы Густава Климта. Невероятные рисунки и цвета платьев Dior очень напоминают картины Климта, но нельзя в то же время сказать, что Гальяно скопировал принты или элементы декора. Его коллекцию роднит с работами художника общее восприятие. Бренд Balenciaga так же берет за источник вдохновения работы Гюстава Климта.
Поклонником художников-импрессионистов прослыл и Марко Занини, креативный директор марки Rochas. Ему ближе, судя по всему, французское искусство и Клод Моне, тот самый, один из основателей художественного течения импрессионизма. Занини практически в точности скопировал «Водяные лилии в отражении ивы» в качестве принтов ткани, использованной для одной из своих коллекций.
Работы мексиканской художницы Фриды Кало также послужили источником вдохновения. Что интересно, костюм героини Миллы Йовович из фильма «Пятый элемент», созданный Жан-Полем Готье практически полностью повторяет костюм с картины «Сломанная колонна».
Интересно смотрится эксперимент марки Louis Vuitton. Бренд выпустил коллекцию, созданную по мотивам работ Ричарда Принса из цикла «Медсёстры».
Говоря о живописи, как об источнике вдохновения, нельзя не вспомнить Ив Сен-Лорана. Маэстро черпал вдохновение для своих коллекций в работах Пикассо, Ван Гога, Уорхолла; а коллекция, созданная по мотивам работ нидерландского художника-абстракциониста Пита Мондриана, имела в свое время оглушительный успех, и до сих пор платье из этой коллекции, украсившее собой обложку журнала Vogue, является одним из самых известных работ кутюрье.60-ые годы XX в. как в моде, так и в искусстве продолжался поиск новых идей… Ив Сен-Лоран разработал вечернее шерстяное платье-джерси в стиле, навеянном работами испанского художника Пабло Пикассо. У этого простого одноцветного платья длинные, до запястий, рукава. И на этом темном одноцветном фоне от плеч до бедер простирается аппликация, сделанная в стиле направления кубизм.
Продолжая тему кубизма в творчестве модельеров, стоит отметить и бельгийского дизайнера Дриса ван Нотена, который любит использовать в своих работах мотивы картин Казимира Малевича, так же как и консервативный бренд Chanel. А марка Etro предпочитает черпать вдохновение в работах Марка Ротко.
Даша Гаузер в своей новой коллекции сезона весна-лето 2012, прошедшей в рамках Mercedes-Benz Fashion Week Russia, затронула один из самых ярких этапов истории русского изобразительного искусства – Русский авангард – а в частности картины приверженцев кубизма и супрематизма. Коллекция включает в себя сочетания розового и оранжевого; бежевого с синим Кляйна; оранжевого и фиолетового на белом «загрунтованном холсте».
В качестве осязаемого примера хотелось бы привести дипломную коллекцию студентки ИНК МГУ им. Н.П. Огарева Ирины Гореловой, созданную по мотивам французского художника Жоржа Брака. Мотивы полотен художника были переведены на ткань с помощью техники «холодного батика».
Стиль поп-арт является одним из самых популярных творческих источников среди дизайнеров уже многие десятилетия. Культовой персоной этого течения является американский художник и дизайнер Энди Уорхолл, чьи работы до сих пор продолжают вдохновлять модельеров.
В 1964 году Уорхолл создал свой легендарный Диптих Мэрилин. На сегодняшний момент сложно представить более эксплуатируемый и узнаваемый образ поп-арта в современной культуре. В качестве примера можно привести работы знаменитого шляпника Филиппа Трейси, который создал шляпу по мотивам этого шелкографического полотна.
Компания Pepe Jeans получила лицензию на использование изображений Энди Уорхола в 2007 году и с тех пор создает сезонные эксклюзивные модели одежды и аксессуаров под своим брендом.Jeans – единственная текстильная компания в Европе, которая создает коллекции с принтами Энди Уорхола полноценно, начиная от одежды и заканчивая мелкими аксессуарами. Это дает возможность создать свой оригинальный и неповторимо яркий образ, используя всю линейку коллекции.
Молодежный бренд D&G в сезоне осень / зима 2011-2012 представил коллекцию в стиле поп-арт, явно навеянную творчеством Роя Лихтенштейна. Успех коллекции можно объяснить во многом благодаря тому, что дизайнеры не стали полностью переносить идеи Лихтенштейна, а оставили простор для фантазии.
4.Кинематограф и телевидение, как источник вдохновения
вдохновение дизайнер фольклор
Нередко источником вдохновения для создания коллекций служит кинематограф. Есть фильмы, которые изменили историю моды – «Завтрак у Тиффани», «Дикарь», «Бабетта идет на войну»…
Одри Хепберн, сыгравшая эксцентричную и суперэлегантную Холли Голлайтли в культовом фильме 1961 года «Завтрак у Тиффани», вернула моду на простое черное платье. В этом фильме, как и во многих других, Хепберн носит наряды от Givenchy. Юбер де Живанши, можно сказать, создал знаменитый стиль Одри, который до сих пор копируют модницы: little black dress, туфли-балетки, большие солнечные очки.
Знаменитая картина Квентина Тарантино «Криминальное чтиво», сделавшая известной Уму Турман, – еще одна веха в истории моды. Стиль героини Мии Уоллес в исполнении Умы олицетворяет собой сексуальную простоту.
Ее черные брючки, белая блузка (crisp white shirt), короткий черный парик а-ля china doll вошли в моду с 1994 года и стали деталями стиля женщины-вамп. Подобные дамские рубашки до сих мор можно увидеть в журналах моды, а парик в стиле китайской куклы – в любом магазине париков.
Стоило выйти «Властелину Колец», как в коллекциях ведущих дизайнеров стали появляться как готические мотивы, так и откровенно фентезийные. А в свое время выход фильма «Мемуары гейши» так же обратил взоры модельеров на восток, надолго закрепив первенство азиатского стиля в моде.
В далеком от мировой модной суеты Советском Союзе также были свои фильмы, которые вдохновляли и вдохновляют до сих пор. Например, кинокартина «Карнавальная ночь». Сразу после выхода этой новогодней комедии в моду вошли капроновые блузки и максимально приталенные платья с пышной юбкой-полусолнце, как у Лены Крыловой в исполнении Людмилы Гурченко.
Благодаря таким легендам стиля, как Людмила Марковна, в 50-е годы советская мода достигла пика женственности и изящества. Женщины носили приталенные платья в форме песочных часов с юбкой до щиколоток, под которую для пышности надевалось несколько нижних юбок.
Еще один фильм, оставивший заметный след в истории советской моды, «Ирония судьбы, или С легкий паром!». Главную героиню, учительницу Надю, сыграла небезызвестная польская актриса Барбара Брыльска. И, конечно же, после выхода картины на экраны советские женщины стали ей подражать.
Прежде всего, подражание касалось огромной меховой шапки. Теперь такие шапки можно увидеть на показах ведущих дизайнеров, представляющих коллекции в стиле a la russe. Также после «Иронии судьбы» в моду вошли простые, но в то же время элегантные пальто.
Не стоит также забывать и о маркетинговой части моды. К примеру, многие дизайнеры перед тем, как приступить к созданию новой коллекции, сверяются со списком кинокартин, премьера которых намечена на будущий сезон. Выбрав себе фильм, «вдохновившись» им, они начинают творить на основе сюжета картины.
Желательно, чтобы этот фильм претендовал на получение Оскара – так коллекция станет более заметной. Таким образом, дизайнеры убивают сразу двух зайцев. Во-первых, экономят время, во-вторых, сразу попадают в тренд (особенно в случае, если фильм получит Оскар или какую-либо другую престижную кинопремию). Этот нехитрый трюк гарантирует высокие уровни продаж одежды.
Например, многие коллекции весны-лета 2011 были вдохновлены фильмом «Черный Лебедь», хотя они были созданы задолго до премьеры картины и получения главной актрисы Натали Портман премии Оскар за лучшую женскую роль. Результат – вещи с балетной тематикой – юбки, стилизованные под балетные пачки, невесомые платья пастельных оттенков и кружево (Chloe, Brioni, Donna Karan, Lanvin) – пользовались особой популярностью среди покупателей.
Но не только фильмы вносят свой вклад в развитие мировой моды, но и сериалы. В отличие от фильмов, сериалы по большей степени не создают моду, а приносят ее в массы. В таких культовых сериалах как «Секс в большом городе» и «Сплетница» мода становится не просто фоном, а одним из главных героев. В данном случае тенденции вечером выходят на подиум, а уже утром это носят герои сериалов. Поклонники стремятся быть похожими на своих любимых героев и на этой волне создаются новые тенденции на основе образов телесериалов. Например, бренд Motivi создал новую коллекцию весна / лето 2012 по мотивам сериала «Сплетница».
5.Политика, как источник вдохновения
Политические события в мире так же влияют на моду и вдохновляют на создание новых идей и образов. Во время интервью интернет-порталу «Театрал» знаменитый российский историк моды Александр Васильев так ответил на вопрос «Влияет ли политика на моду?»:
«На моду влияет все, потому что мода – это зеркало истории. На нее влияет климат, тайфуны, крах доллара или подъем евро. На нее влияют теракты. Безусловно, влияет все, что нас окружает, и политика в том числе. Представьте – политика Мао Цзедуна: уравниловка. Китайцы ходят в синем. А политика Сталина? Мужчины ходят во френче и носят усы, а если можно – курят трубку. Это и есть влияние не только политики, но и непосредственно политиков на моду. Помните, костюмы с подкладными плечиками Маргарет Тэтчер? Или принцесса Диана Уэльская. И прически, и платья, и необычайная манера увлечь за собой поколение женщин – все это влияет на моду».
История XX века и сложная политическая обстановка в мире как нельзя лучше демонстрирует эту тенденцию. Октябрьская революция 1917 года в России, уничтожившая дворянство и буржуазию, как класс установила новый социальный состав общества – общество рабочих и крестьян. Изменился быт: появились коммунальные квартиры, отдых стал массовым, стали обязательными демонстрации, партийные комсомольский собрания и съезды; значительно изменился ритм жизни.
Наступившая эпоха во многом изменила отношение к моде. После Первой мировой войны наблюдалось переход к массовому производству одежды и вследствие чего упрощение костюма.
Эмансипация так же во многом повлияла на моду. В одежде стал выражаться дух освобождения – платки теперь повязывали на затылке, а не под подбородком как раньше. Появление женщин на флоте, в армии ввело в моду мужские и грубые мотивы в одежде.
Вторая мировая война ввела в моду строгий военизированный минимализм, что было обусловлено не только творческой составляющей, но и необходимостью. Экономия ткани привела к крайней узости костюма, а характерной особенностью того времени являются подкладные плечи.
Одно из самых громких и интересных за последнее время политически-вдохновленных коллекций стала коллекция дизайнера Яны Недзвецкой осень / зима 2012 «Апельсиновая революция». На подиум модного показа Яны Недзвецкой вышли самые яркие девушки российской оппозиции, героини протестных акций на Болотной и Сахарова.
Так же дизайнер Катя Добрякова, известная во многом благодаря дизайну принтов для футболок. Источником для одной из ее последних коллекций послужила гражданская позиция москвичей на происходящие в настоящее время политические события, и лица первых политических героев на сегодняшний период.
Парадоксально, но большинство вещей в гардеробе женщины ХХI в, берут свое начало в образцах мужского костюма XIV в. и ранее. Современное пальто – трансформированная шинель, жакеты – укороченные сюртуки и камзолы, узкие брюки, леггинсы и даже чулки – все это неотъемлемая часть мужского гардероба XVI, XVII, XVIII веков и далее…
К примеру, корсеты, исчезнувшие из гардероба женщин в начале ХХ в., вернулись в моду в 40-х годах с легкой руки Кристиана Диора в купе со стилем «new look», но более предприимчивые модельеры «надели» этот предмет женского туалета поверх платья. Подобная манера носки популярна до сих пор и постоянно обыгрывается во многих коллекциях.
Несправедливо обвинять дизайнеров в плагиате, ведь это с их легкой руки гардероб современной женщины стал более удобным и разнообразным, чем например, у женщин в средние века. Но заслуга дизайнеров не только в отличном знании истории искусства и умении трансформировать вещи, но и гениальная возможность адаптировать их под современный образ жизни. Это непросто – дать вещи, к примеру, начала XVII в., новый вид и актуальность XXI в., да так чтобы она была носибельной, оригинальной и даже немного из будущего. В сезоне весна / лето 2010 Александр Маккуин, воссоздал этот образ, выпустив на подиум моделей в мини-платьях, напоминающих штаны-буфы, образца 1614-1641 гг.
Сейчас многие модные дома, имеющие многолетнюю историю и репутацию, возглавляют уже не их основатели, а приглашенные дизайнеры, близкие по духу общей концепции бренда. При необходимости сохранять традиции марки, приглашенные модельеры черпают вдохновение в прошлых коллекциях дома.
Некоторые бренды, без которых невозможно представить моду, имеют в своей истории традиционные вещи, которые как визитная карточка, представляют их. Нередко именно эти знаковые вещи служат вдохновением для модельеров-продолжателей традиций. Например, ни один показ Chanel не обходится без традиционных твидовых жакетов с окантовкой, которые ввела в моду основательница бренда Коко Шанель, а каждая коллекция от Yves Saint Laurent обязательно включает несколько вариаций женских брючных костюмов, ставших популярными после показа Лорана в 1962 году.
Еще один кутюрье, моду без которого представить невозможно – Кристиан Диор. Одним из его вечных изобретений был стиль New Look, чрезвычайно актуальный в последнее время. Жакет Бар, главная деталь этого стиля, прекрасно смотрится спустя почти полвека в кутюрной коллекции Christian Dior, созданной Билом Гайтеном.
Модный дом Balenciaga был основан в 1920 году. Николя Гескьер, занимающий пост главного дизайнера с 1998 года, в своей весенне-летней коллекции 2012 использовал дизайн шляпы, похожей на шляпу в образе невесты, созданном Кристобалем Баленсиага в 1967 году.
Возвращение бренда Paco Rabanne в этом году всколыхнуло модный мир. Его коллекция для сезона весна / лето 2012, продемонстрированная на неделе моды в Париже, была полностью выдержанна в футуристическом стиле Paco Rabanne. Главной отличительной чертой бренда всегда были необычные материалы. И вот, спустя годы, Маниш Аврора, возглавляющий Paco Rabanne в настоящее время, создал «металлические» платья, которые напоминают платья из металлических пластинок 1969 года.
Риккардо Тиши, главный дизайнер Givenchy, черпает свое вдохновение в коллекциях 60-х Юбера Живанши. Обилие шелковых отделочных лент, приверженность черному цвету и элегантный крой, делает похожими образ от Givenchy из коллекции весна / лето 2012 и платье из 70-х.
Итальянский дом Emilio Pucci был основан в середине 50-х. Свою известность в мире моды он получил, во многом, благодаря, красочным платьям в пол, и спустя полвека яркие жизнерадостные макси-платья по-прежнему являются визитной карточкой Emilio Pucci.- модный дом, пропагандирующий утонченную женственность. Образ изящной девушки в белом платье в своей весенне-летней коллекции использовали дизайнеры бренда: Мария Грация Киури и Пьер Паоло Пиччиоли, вдохновившись ранними творениями Валентино Гаравани.
Американский бренд Ralph Lauren – это эталон классического элегантного стиля. С течением времени приоритеты бренда не изменились, и в подтверждение этому – пальто, похожие как две капли воды.
Недавно назначенная на пост главного дизайнера Chloe Клер Уэйт Келлер, по всей видимости, тоже черпала свое вдохновение в 70-х. В подтверждение этому, образы с юбкой одинакового фасона в комплекте с воздушной блузой, украшенной бантом на шее.
Главный дизайнер модного дома Nina Ricci, Питер Коппинг чтит модные традиции бренда. Милая шапочка и комплект светлых оттенков очень похож на женственный образ из 70-х.
Тенденция возвращать современную моду то в 20-е, то в 50-е и др. также уже сама по себе является классической. Старые детали кроя или отделки, фасон или силуэт могут вдохновить на создание абсолютных новых форм.
К примеру, коллекция Джона Гальяно для Chistian Dior весна / лето 1998 возвращает зрителя в атмосферу 20-х годов ХХ в. Гальяно неоднократно утверждал, что для него вторым по значимости (после Кристиана Диора) источником вдохновения являются работы Поля Пуаре. При создании моделей из коллекции весна / лето 1998 Джон Гальяно явно вдохновлялся экзотически силуэтами ансамблей Пуаре. В этой коллекции гальяно воскресил силуэт Пуаре, который в свое время саркастически называли «древесный клоп», из-за объемных форм платьев-кимоно, узких ниже коленей и свободных на талии.
7.Природа, как источник вдохновения
Находясь в ритме жизни «каменных джунглей», дизайнеры все чаще обращаются к теме природы, как к источнику вдохновения. Земля, вода, цветы, деревья, животные, воздух и многое другое вдохновляет модельеров на создание очередной коллекции.
Стоит начать с животного мира. Первой одеждой предков человека были шкуры животных, поэтому, возможно, на подсознательном уровне людям так близки животные мотивы в одежде.
Звериный принт актуален вот уже много сезонов. По мнению психологов, ходить в леопардовых или тигровых одеждах – означает демонстрировать свои преимущества, фурор и мощь.
Интересно смотрятся коллекции Prada, Chloe. Missoni, Christian Dior, выполненные с вкраплением змеиного принта, созданные для сезона осень / зима 2011-2012.
Есть мнения, что принт-окрас уже изживает себя и поэтому дизайнеры пытаются найти новые реализации животного мира в моде. Например, фишка прошлого заключалась в том, что уже не сам принт, а изображения животных появлялись на одежде, а, например, для любителей орнитологии дизайнеры Miu Miu сделали особый подарок – в их коллекции преобладают изображения птиц, также появилась тенденция смешивать звериные принты между собой, чтобы разнообразить образ.
Ярым приверженцем звериного принта является бренд Givenchy, который из сезона в сезон рефреном выводит в свет новые решения звериной тематики.
Но не только животный мир завоевывает модные позиции, но и подводный. Кораллы и ракушки, водоросли и рыбы, лунная дорожка на глади моря и рябь от легкого ветерка, волны и грозы – дизайнеры так же нередко обращаются к теме моря. Она проявилась в цвете, принтах и крое платьев, который подчас приобретает самые неожиданные и экстравагантные формы.
Сара Бертон для Alexander McQueen для одной из коллекций выбрала для своих нарядов коралловую историю, окрасив платья в соответствующий цвет и придав им особый рельеф. Рикардо Тиши для коллекции в рамках Дома Givenchy придумал историю любви между русалкой и серфером, а Карл Лагерфельд перенес свой показ на морское дно, подчеркнув настроение с помощью Флоренс Велш и ее песни What the water gave me (Что дала мне вода).
Жабры, плавники, хвосты и колючки послужили вдохновением для создания необычных форм одежды, многие из которых носить в обычной жизни едва ли получится, хотя другие вполне могут иметь место для каких-то особенных выходов. Новатором в морской теме стала Эльза Скиапарелли, поместив на вечернем платье огромного красного лобстера.
Цветочная тематика вряд ли, когда-либо изживет себя. Она является одной из первых на всех показах летних сезонов и альтернативу этой идеи пока еще не придумали. Возможностей передать цветочную идею в костюме превеликое множество – от различных принтов, до формы самого костюма.
Природа – это то, что близко людям не смотря ни на что, и, устав от различных новаторских технических идей, дизайнеры снова и снова возвращаются к истокам.
8.Материал, как источник вдохновения
Самые интересные решения для создания новых тенденций и образов дизайнеры находят на специализированных текстильных выставках Европы. В Париже это – Мировой салон тканей PREMIERE VISION, а так же международная выставка тканей TEXWORLD World-Wide Fabrics Rendez-vous, в Милане – это выставка тканей и аксессуаров MODA IN, в Германии – две основные выставки CPD в Дюссельдорфе и Международный форум для будущих направлений в текстиле AVANTEX во Франкфурте-на-Майне.
Именно там собирается вся элита мирового производства тканей. Большое количество предприятий специально для выставок создают каталоги с образцами тканей будущего сезона. Для успешного прогнозирования модных тенденций ведущие колористы каждый сезон проводят колоссальные исследования.
Для большинства не только западных, но и российских дизайнеров, специализированные выставки тканей являются реальным источником вдохновения, и случается, что на подобных мероприятиях рождаются новые идеи для будущих коллекций. Большинство российских дизайнеров специально выезжают на международные текстильные выставки, чтобы ознакомиться с новейшими предложениями текстильного производства.
Например, модельер Лена Макашова рассказывала, что на выставке в Париже, совершенно неожиданно нашла ткань, которая и стала вдохновением для новой коллекции марки «Ширпотреб» для сезона осень-зима 2006, представленной этой весной на Российской Неделе Моды.
Грузинский дизайнер одежды Маке Асатиани считает, что бывать на выставке такого уровне не только приятное занятие, но очень продуктивное. «Я стараюсь каждый год бывать на выставках тканей в Париже. А там приходится видеть такое! Новая ткань, произведенная по новым технологиям – это что-то совершенно особое. Она по-другому «движется», по-новому «звучит». Смотришь и понимаешь, какие потрясающие творческие возможности открывают эти материалы».
Ольга Ромина так же предпочитает покупать ткани для будущей коллекции на парижской выставке. Это является гарантией не только хорошего качества материала, но и дает уверенность в том, что выбранная ткань стопроцентно впишется в тенденции будущего сезона.
Городской шик ярко выражен в блеске шелковых костюмов, стиль сафари – в натуральных хлопковых и шелковых тканях, а этнический стиль прекрасно передает многоцветие флоральных набивных тканей и этнические орнаменты.
Последний писк набивного рисунка – принты и аппликация в виде цветов и фигурок животных орнаменты и аппликация и великое многоцветие в стиле рисунков Эмилио Пуччи.
Благодаря возрождению этнического стиля струящийся шифон используется теперь для платьев свободного кроя. Рукава, воротники и юбки из плиссированного шифона вновь возвращаются в моду – смотрится очень романтично. Эта идея как нельзя лучше прозвучала у старейшей французской марки Lanvin.
Динамичный образ жизни влияет на появление универсальной одежды, в которой спокойно можно прийти и в офис и на вечеринку, таким образом, задается четкая направленность для появления комфортных тканей из натуральных волокон с налетом небрежного гламура. Например, клешенные юбки из льняного шитья в сборку в коллекции Celine. Лидером этнических орнаментов по-прежнему остается Etro, правда в этом сезоне марка несколько вышла за рамки традиционных персидских огурцов и создала орнаментальный микс из африканских, античных и растительных орнаментов.
Принт, состав, фактура материала с которым приходится работать, непременно, вдохновляют дизайнеров на новые идеи, формы и тенденции. Струящиеся ткани дают широкий простор для фантазии кутюрье, позволяя творить на основе складок, воздуха и легкости, а плотные ткани дают простор для работы над сложными конструктивными формами.
Заключение
В мире моды вдохновение – творческая необходимость при создании коллекций. Речь идет уже не только об искусстве, но и о финансовой составляющей вопроса. Периодичность смен сезонов диктует выходы новых коллекций. Для того, чтобы не стать скучным, дизайнерам приходится искать все новые и новые идеи, для своих работ.
Некоторые черпают вдохновение в искусстве, другие путешествуют по миру, а третьи ищут его в коллекциях, ставших историей, следуя истине, что новое – хорошо забытое старое!
Речь не идет, ни в коем случае, о плагиате, а о лаконичном продолжении источника вдохновения. Дизайнер словно дает первоисточнику вторую жизнь через свое творение. Наверняка удачная работа кутюрье поможет напомнить миру о, возможно, уже подзабытом оригинале, послужившем вдохновением для костюма. Нередко бывает и так, что побочное творение затмевает собою первоисточник.
В процессе работы над курсовой удалось выяснить, какие бывают источники вдохновения для дизайнеров, увидеть на реальных примерах плоды их труда, созданного под впечатлением от того или другого творческого источника.
Выяснилось, что одним из самых популярных источников для творчества является прошлое, а именно: этнический костюм, ремесла и ретро. Мода никогда не стоит на месте. Изжив все элементарные моменты творчества, она постоянно ищет что-то новое, чтобы быть интересной, но порой консерватизм и ностальгия побеждают, и чтобы смягчить угловатость нового нередко в костюм добавляют мягкость классического.
Нет ничего более творческого, чем искать вдохновение в искусстве ради искусства. Живопись является так же очень популярным первоисточником для дизайна. Нет ничего интереснее, чем попытка передать настроение плоской картины в четырехмерном костюме. Дизайнер сам является художником, только несколько иной направленности, чем живописец и как нередко сами живописцы вдохновляются от прекрасного костюма, надетого на модели, так и модельеры черпают идеи с полотен.
Живя в век информационных технологий, сложно адаптироваться от влияния внешнего мира на творчество, да в принципе модельеры и не думают этого делать. Они пытаются найти свежие идеи в кинематографе, телевидении и политике.
Кино, ворвавшееся в жизнь людей в ХХ веке, ставшее самостоятельным искусством оказывает огромное влияние на умы людей. Вместе с телевидением оно способно навязать какие-либо стандарты и тенденции, из которых, выбирая лучшее, можно создать уникальные вещи, так как кино и телевидение еще сравнительно молодое явление в человеческой жизни.
Но, едва ли есть что-то сильнее политики. Она беспощадно навязывает свои идеи, с которыми можно лишь либо мириться, либо развивать их в нужном направлении. Люди хотят высказать свою гражданскую позицию и это тоже, несомненно, влияет на творческую составляющую. Мода, как губка, впитывает все новые веяния и как зеркало отражает их собой.
Что касается материала, то еще Чарльз Ворт, заложивший основы высокого шиться, работал непосредственно с самой тканью, позволяя ей диктовать ему условия. Прямая работа с материалом является одной из основных идей «от кутюр».
Природа – это, несомненно, то, что знакомо и понятно каждому. Она так же как и мода разнообразна и постоянно изменяется. Но разница в том, что мода меняется сама по себе, а моде нужно вдохновение, которое она и черпает из природы.
Вдохновение – штука серьезная. Сегодня оно будоражит воображение, а завтра от него не осталось и следа, и, чтобы его вернуть, приходится искать идеи в окружающем дизайнера мире и, если внимательно приглядеться, то можно увидеть вокруг себя массу новаторских идей.
Список источников
1.Арутюнов Александр. Политика, как источник вдохновения // Мода на баррикадах: #”justify”>2.Баранова Екатерина. Водная гладь, как вдохновение // #”justify”>.Васенко Анна. Motivi создал коллекцию по мотивам сериала «Сплетница» // Thefashion: #”justify”>.Весёленькая расцветочка коллекций летнего сезона 2005 года // FashionTame: #”justify”>.Интернет-энциклопедия Look at me. Мода любит Россию // Интернет-энциклопедия Look at me: #”justify”>.Интернет-энциклопедия Look at me. Модные традиции или где черпают свое вдохновение дизайнеры? // Интернет-энциклопедия Look at me: #”justify”>.Интернет-энциклопедия Look at me. Оппозиция оденется в Lo
. // Интернет-энциклопедия Look at me: #”justify”>.Кино как вдохновение для моды или отличный маркетинговый ход // Мода и стиль: #”justify”>.Косарева Дарья. Живые ремесла // Vogue: #”justify”>.Мемуары гейши: тренд сезона // FashionTame: #”justify”>.Мода и исскусство // Fashiony.ru: #”justify”>.Мода за железным занавесом. Часть первая // Beta-версия журнала «Сноб»: #”justify”>.Мотивы народных промыслов в моде // Fashiony.ru: #”justify”>.Топ-10 фильмов, совершивших модный переворот // Passion.ru. Женские страсти: #”justify”>.Пешкова Юлия. Поп-арт // Журнал «Коммерсантъ Weekend», №61 (3392)
.Стиль этники // TLTnews.ru: #”justify”>.Этнический стиль в одежде // Интернет-портал «ИКиев»: URL: #”justify”>.Коллекция Энди Уорхола // Мультибренд: #”justify”>20.DASHA GAUSER SS 2012 // digital inspiration: http://digitalinspiration.ru/events/dasha-gauser-ss-2012 (2012. 3 мая)