- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 280,10 kb
Парфенон
Парфенон
"Совершеннейшее творение античного зодчества и даже сейчас,в развалинах, – поразительный и волнующий памятник". – Бедекер, 1889
Реферат
Ученика 10 “Э” класса
Лингвистической гимназии №1531 Киселя Кирилла
Руководитель темы
Преподаватель
Мировой жудожественной культуры
Стрижекурова Ж.И.
Москва
2001
Акрополь
(греч. akropolis, от akros – верхний и polis – город), возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, крепость, убежище на случай войны. На Акрополе обычно строили храмы в честь божеств-покровителей данного города. Наиболее знаменит Акрополь в Афинах. Его постройки изысканны по пропорциям и гармонично связаны с пейзажем. Этот ансамбль, созданный под общим руководством Фидия, состоит из парадного входа Пропилей (437–432 до н.э., архитектор Мнесикл), храма Афины Нике (449–420 до н.э., архитектор Калликрат), главного храм Акрополя и Афин Парфенона (447–438 до н.э., архитекторы Иктин и Калликрат), храма Эрехтейон (421–406 до н.э.).
История создания
Афинский Акрополь, представляющий собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину), место древнейшего поселения в Аттике. В микенский период (15-13 вв. до н. э.) являлся укрепленной царской резиденцией. В 7-6 вв. до н. э. на Акрополе велось большое строительство. При тиране Писистрате (560-527) на месте царского дворца был построен храм богини Афины Гекатомпедон (т. е. храм длиною в сто шагов; сохранились фрагменты скульптур фронтонов, выявлен фундамент). В 480 во время греко-персидских войн храмы Акрополя были разрушены персами. Жители Афин дали клятву восстановить святыни только после изгнания врагов из Эллады.
В 447 по инициативе Перикла на Акрополе началось новое строительство; руководство всеми работами было поручено знаменитому скульптору Фидию, который, видимо, и явился автором художественной программы, легшей в основу всего комплекса, его архитектурного и скульптурного облика.
Ансамбль Акрополя
Акрополь возвышается над всеми Афинами, его силуэт формирует силуэт города. Поднимающийся над холмом Парфенон в древности можно было видеть из любого конца Аттики и даже с островов Саламин и Эгина; подплывающим к берегу мореплавателям уже издали был виден блеск копья и шлема Афины-Воительницы. В древности святилище было известно не только как знаменитый культовый центр, но и как памятник великого искусства, подтверждающий славу Афин как «школы Эллады» и самого прекрасного города. Продуманная композиция всего ансамбля, прекрасно найденные общие пропорции, гибкое сочетание различных ордеров, тончайшая лепка архитектурных деталей и необычайно точный их рисунок, тесная взаимосвязь архитектуры и скульптурного убранства делают сооружения Акрополя высшим достижением древнегреческой архитектуры и одним из самых выдающихся памятников мирового искусства.
Парфенон
Парфенон (греч. Parthenón, от parthénos – дева), храм богини Афины Парфенос в Афинах. Величайший памятник древнегреческого искусства, построен на Акрополе в 447-438 до н. э. Иктином и Калликратом. Скульптурная отделка велась под руководством Фидия, окончена в 432 до н. э. Парфенон представляет собой мраморный дорический периптер (30,89 м Х 69,54 м; число колонн 8 Х 17, их высота 10,43 м).
Парфенон самое большое сооружение в Акрополе и самое прекрасное создание греческой архитектуры. Он стоит не в центре, а несколько сбоку, так что можно сразу охватить взглядом передний и боковой фасады, понять красоту храма в целом. Древние греки верили, что храм с основной культовой статуей в центре представляет собой как бы дом божества, и потому в его наосе, окруженном с трёх сторон двухъярусной колоннадой, находилась хрисоэлефантинная (выполненная из слоновой кости и золотых пластин на деревянной основе) статуя Афины с Никой на правой руке была изготовлена самим Фидием. С запада к наосу примыкала сокровищница, где хранилась казна Афинского морского союза. Фриз фасада был украшен метопами1 с изображениями кентавромахии2, амазономахии3 и гигантомахии4, фронтоны – скульптурными композициями (тема восточного
Фронтона – миф о рождении Афины, западного – спор Афины и Посейдона из-за господства над Аттикой), а вокруг целлы шёл зофор, изображающий шествие во время праздника Панафиней.
Парфенон отличался исключительной соразмерностью частей, синтезом дорического и ионического ордеров, ясной величественностью и глубокой человечностью архитектурных и скульптурных образов.
С четырех сторон Парфенон окружают стройные колонны, между их беломраморными стволами видны просветы голубого неба. Весь пронизан светом, он кажется воздушным и легким. На белых колоннах нет ярких рисунков, как это встречается в египетских храмах. Все колонны каннелированы, то есть украшены продольными желобками, от чего храм кажется выше и еще стройнее. В средней части ствола, совсем незаметно для глаз, они утолщаются и кажутся от этого упругими, прочнее выдерживающими тяжесть каменных блоков. Фронтон, карниз и колонны выполнены из мрамора, и только крыша храма была из дерева.
Вообще архитектурный облик Парфенона берет свои истоки в деревянном зодчестве: сложенный из камня, храм сохранил в своих очертаниях легкость и изящество деревянной постройки. Однако внешняя простота этих очертаний обманчива: зодчий Иктин был великим мастером перспективы. Он очень точно рассчитал, как соразмерить пропорции сооружения, чтобы сделать их приятными взгляду человека, взирающего на храм снизу вверх. Иктин и Калликрат, продумав каждую мельчайшую деталь, создали здание, поражающее удивительной соразмерностью, предельной простотой и чистотой всех линий.
Вся постройка была возведена на фундаменте более раннего храма Афины. В целле стояла статуя богини, выполненная скульптором Фидием из мрамора и слоновой кости. Афина Парфенос была богиней-воительницей, но считалось также, что она покровительствует искусствам и ремеслам.
Однако Парфенон был не только храмом, но и чем-то вроде художественной галереи или музея, он создавал превосходный фон для множества произведений пластического искусства. Фронтон и карнизы здания были украшены скульптурами. На фронтонах собрались боги Греции: громовержец Зевс, могучий властитель морей Посейдон, мудрая воительница Афина, крылатая Ника. По периметру внешних стен целлы на высоте 12 метров лентой тянулся знаменитый Парфенонский фриз, детали которого, правда, снизу были почти неразличимы. Этот фриз считается одной из вершин классического искусства. При всем композиционном единстве он поражал своим разнообразием. Из более чем 500 фигур юношей, девушек, старцев, пеших и конных ни одна не повторяла другую, движения людей и животных были переданы с удивительным динамизмом. Фигуры скульптурного греческого рельефа не плоские, у них есть объем и форма человеческого тела. От статуй они отличаются только тем, что обработаны не со всех сторон, а как бы сливаются с фоном, образуемым плоской поверхностью камня.
Легкая расцветка оживляла мрамор Парфенона. Красный фон подчеркивал белизну, четко выделялись синевой узкие вертикальные выступы, отделявшие одну плиту фриза от другой, ярко сияла позолота. Позади колонн, на мраморной ленте, опоясывающей все четыре фасада здания, была изображена праздничная процессия. Здесь почти нет богов, а люди, навек запечатленные в камне, двигались по двум длинным сторонам здания и соединялись на восточном фасаде, где происходила торжественная церемония вручения жрецу одеяния, сотканного афинскими девушками для богини. Каждая фигура характерна своей неповторимой красотой, а все вместе они точно отражают подлинную жизнь и обычаи древнего города.
Перед Парфеноном располагались также святилища Артемиды Бравронии и Афины Эрганы (Ремесленной), хранилище оружия и священных доспехов Халкотека (450). Открытую площадь Акрополя занимали многочисленные алтари и дары богам статуи, стелы.
К северо-западному склону Акрополя примыкали храм и театр Диониса (6 в. до н. э. перестроен в 326), Одеон Перикла (крытое круглое здание для музыкальных состязаний) (2-я пол. 5 в. до н. э.), театр Герода Аттика (2 в. н. э.), святилище Асклепия, Стоя (Портик) Эвмена.
Жизнь и обычаи древнего города
Действительно, раз в пять лет в один из жарких дней середины лета в Афинах происходило всенародное празднество в честь рождения богини Афины. Оно носило название Великих Панафиней. В нем принимали участие не только граждане Афинского государства, но и множество гостей. Празднество состояло из торжественной процессии (помпы), принесения гекатомбы (100 голов скота) и общей трапезы, спортивных, конных и музыкальных состязаний. Победитель получал особую, так называемую панафинейскую амфору, наполненную маслом, и венок из листьев священной маслины, растущей на Акрополе.
Самый торжественный момент праздника было всенародное шествие на Акрополь. Двигались всадники на конях, шли государственные мужи, воины в доспехах и молодые атлеты. В длинных белых одеждах шли жрецы и знатные люди, глашатаи громко славили богиню, музыканты радостными звуками наполняли еще прохладный утренний воздух. По зигзагообразной панафинейской дороге, вытоптанной тысячами людей, поднимались на высокие холмы Акрополя жертвенные животные. Юноши и девушки везли за собой модель священного панафинейского корабля с прикрепленным к его мачте пеплосом (покрывалом). Легкий ветерок развевал яркую ткань желто-фиолетового одеяния, которое несли в дар богине Афине знатные девушки города. Другие девушки высоко поднимали над головой священные сосуды для жертвоприношений. Постепенно шествие приближалось к Парфенону. Вход в храм был сделан не со стороны Пропилей, а с другой, словно для того, чтобы каждый сначала обошел, осмотрел и оценил красоту всех частей прекрасного здания.
В отличие от христианских храмов древнегреческие не предназначались для богослужений внутри их, народ во время культовых действий оставался вне храма. А в глубине храма горделиво высилась статуя девы Афины, лицо и руки которой сияли белизной слоновой кости, одежда, шлем и щит чистотой сверкающего золота.
Акрополь в последующие эпохи
О Парфеноне написано множество книжных томов, среди них есть монографии о каждой скульптуре и о каждом шаге постепенного упадка с той поры, когда после декрета Феодосия I в 5 в. Парфенон стал церковью Богоматери, статуя Афины Парфенос была перевезена в Константинополь. После завоевания Греции турками (в 15 в.) храм превратили в мечеть, к которой пристроили минареты, затем в арсенал; Эрехтейон стал гаремом турецкого паши, храм Ники Аптерос был разобран, из его блоков сложена стена бастиона. В 1687 после попадания ядра с венецианского корабля взрыв уничтожил почти всю центральную часть храма Афины-Девы, при неудачной попытке венецианцев снять скульптуры Парфенона несколько статуй были разбиты. В начале 19 в. англичанин лорд Элгин выломал ряд метоп, десятки метров фриза и почти все сохранившиеся скульптуры фронтонов Парфенона, кариатиду из портика Эрехтейона.
После провозглашения независимости Греции в ходе реставрационных работ (в основном в кон. 19 в.) по возможности был восстановлен древний облик Акрополя: ликвидирована вся поздняя застройка на его территории, заново выложен храм Ники Аптерос и т. п. Рельефы и скульптуры храмов Акрополя находятся в Британском музее (Лондон), в Лувре (Париж) и Музее Акрополя. Остававшиеся под открытым небом скульптуры заменены в настоящее время копиями.
Парфенон сегодня
Литература:
Колобова К. М. Древний город Афины и его памятники. Л., 1961.
Павсаний. Описание Эллады. СПб., 1996.
Большая Советская Энциклопедия.
1 Метопы, прямоугольные деревянные, глиняные, по преимуществу каменные плиты. Иногда украшались росписью или рельефами. Фрагмент фриза дорического ордера.
2 Кентавромахия , битва между лапифами (мифические обитатели горной Фессалии) и кентаврами.
3 Амазонмахия, борьба греков против амазонок.
4 Гигантомахия, борьба богов Олимпа с гигантами.