- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 42,87 Кб
Перенос и организация деятельности концертных площадок на примере города Москвы
Контрольная работа
Перенос и организация деятельности концертных площадок на примере города Москвы
Содержание
1. Фестиваль современного искусства «FORMA»
. Клуб «Дом у Дороги»
Библиография
Приложение 1
Приложение 2
Введение
Обращение к музыкальным практикам, разворачивающимся в конкретной музыкальной среде, позволяет обратить внимание на то, какие социальные отношения и символические связи в них складываются и как они структурируются (Frith, 1996, 124). Иными словами, рассмотреть то, как абстрактное «пространство» наделяется индивидуальными характеристиками и смыслами, превращаясь в конкретное «место», значимое для отдельных социальных групп.
В рамках исследования ставится вопрос о том, какое значение в подобном процессе имеет смена музыкальной площадкой своей локации. Проще говоря, играет ли переезд роль в тех отношениях, которые сформировались к площадке? Этот вопрос рассматривается с учетом более широких экономических, общественных и политических изменений в контексте Москвы, которые влияют на работу культурно-развлекательных заведений города. Вследствие этого основная выдвигаемая гипотеза заключается в том, что передислокация площадки воздействует на структуру взаимосвязей между музыкальными практиками, представленными в ней, и посетителями. Основное внимание посвящено двум примерам – блюзовому клубу «Дом у Дороги» и фестивалю современного искусства и музыки «FORMA». Выбор, с одной стороны, был обусловлен стремлением рассмотреть, как в рамках двух типов площадок происходит выстраивание связей между пространством, музыкой и слушателями и какие особенности они могут иметь каждый в своем случае. С другой стороны, обе площадки позиционируют себя как тематические, что подразумевает направленность на группы людей с определенными музыкальными предпочтениями. Это позволяет сфокусироваться на более узких сообществах поклонников и их опыте взаимодействия с музыкой в конкретном месте. музыкальный слушатель фестиваль
Выбор респондентов в обоих кейсах осуществлялся посредством обращения к кругу лиц, посещающих музыкальные мероприятия и концерты, а также через поиск в рамках специальных тематических групп и сообществ в социальных сетях Вконтаке и Facebook . Цель исследования заключалась в том, чтобы понять, какие изменения происходят в отношениях между аудиторией, местом и музыкой, поэтому ключевым параметром в данном случае было неоднократное посещение клуба или фестиваля. В случае фестиваля «FORMA» поиск проходил в пабликах проведенных мероприятий, а также в группе агенства-организатора. Исходя из предположения, что не все пользователи, предварительно подтвердившие свое участие в фестивалях, действительно присутствовали на них, был использован дополнительный механизм отбора – отслеживание постов и фотографий по хештегам, комментариям, отзывам как подтверждения присутствия на мероприятии. Всего по данным критериям было отобрано 55 человек в социальных сетях Вконтакте и Facebook, которым был задан вопрос о том, сколько фестивалей «FORMA» они посетили. Интерес в первую очередь был обращен к тем, кто был на двух и более мероприятиях (всего четыре) Из числа откликнувшихся (23 человека) на более чем одном фестивале присутствовали семь человек, из них пятеро согласились дать интервью. В отношении клуба «Дом у Дороги» поиск информантов происходил по схожему принципу через тематические встречи и сообщества в Facebook и Вконтакте. Всего было проинтервьюировано четыре человека (из откликнувшихся 13).
Отдельно стоит отметить ряд интервью, проведенных с экспертами (2 – с организаторами фестиваля, 1 – с основателем клуба). Основная их цель состояла в том, чтобы понять обстоятельства смены мест и механизм выбора новых локаций, а также то, в какой степени организаторы соотносят музыку с тем пространством, где она звучит или будет звучать.
Разработанные гайды затрагивали несколько сфер, объясняющих, как складываются отношения между аудиторией и конкретной музыкальной площадкой. В первую очередь в них содержались вопросы, направленные на выявление общих критериев выбора музыкальных мероприятий для посещения, после чего были затронуты впечатления и практики, связанные с конкретным местом, в данном случае с фестивалем и клубом. Наконец, важным пунктом являлась попытка выделить характеристики того, как в представлении организаторов и аудитории должна выглядеть идеальная площадка, на которой может проходить музыкальное выступление. Подобное решение обусловлено предположением, что прослушивание той или иной музыки задает определенный горизонт ожиданий о том, где и как она может звучать наиболее выигрышно, и напротив – какие ожидания от музыки публике может задавать присутствие в том или ином месте (Basso, 1996, 31).
Необходимо указать также на несколько ограничений, которые были выявлены в ходе исследования. В первую очередь это проблематичность покрытия всех аспектов, связанных со сменной локации в случае указанных музыкальных площадок. В частности, это касается анализа фестиваля «FORMA». Среди проинтервьюированных посетителей не было никого, кто присутствовал на всех четырех фестивалях. Максимальное число посещенных мероприятий в каждом случае было два. В отношении фестивалей это чаще продиктовано характером подобного события, проходящего раз в год, и даты его проведения по тем или иным причинам могут быть неудобными для посетителей, учитывая то, что «FORMA» проводилась несколько раз в течение различных сезонов. В случае с клубом можно отметить схожую тенденцию. Некоторые информанты отмечали, что были не на каждой площадке, где размещался клуб. Однако в данном случае причинам, по которым те или иные места не посещались, уделялось более детальное внимание. Необходимо подчеркнуть также аспект, который был выявлен в ходе поиска информантов. В случае с посетителями «Дома у Дороги» несколько раз в качестве причины отказа от интервью использовалось указание на невключенность интервьюера в сообщество постоянных гостей клуба: «Зачем Вам со мной разговаривать, если вы в ДуДе сами почти не бываете? Приходите сюда и общайтесь с людьми», «Вам надо просто сюда приходить, и все поймете. Не вижу смысла об этом говорить». Таким образом, несколько раз упоминается необходимость наличия собственного опыта посещения мероприятий клуба, который расценивается в качестве проясняющего механизма.
Интервьюирование проходило в Москве в рамках личных встреч или разговора по Skype в течение пяти недель – с 1 апреля по 9 мая 2016 года. За этот период было проведено 13 интервью, в том числе 3 экспертных.
Выделенные на их основе характеристики перемещений музыкальнымх площадок будут представлены далее в рамках разбора отдельных кейсов.
. Фестиваль современного искусства «FORMA»
Первый фестиваль современного российского искусства «FORMA» (Festival of Russian Modern Art) состоялся 29 сентября 2012 года. Его кураторы и организаторы – Юрий и Екатерина Кассины – описывая его концепцию, указывают на то, что идея его проведения была продиктована, с одной стороны, желанием следовать «общемировым тенденциям в организации мероприятий, посвященным разны видам современного искусства», а с другой, стремлением предоставить «площадку для молодых российских художников и музыкантов». Согласно имеющимся описаниям и пресс-релизам в качестве одной из целей фестиваля обозначается «формирование культурной идентичности у горожан». Активные горожане, отслеживающие основные культурные тенденции, позиционируются в качестве центральной аудитории. Так, например, имеются указания на то, что «фестиваль соединяет все то, что современный москвич считает важным и к чему относится серьезно». Подобные формулировки достаточно широки, чтобы понять, кто именно попадает в категорию «современные москвичи». В связи с этим отдельно стоит обратить внимание на участников фестиваля. Преимущественно это молодые и независимые группы и артисты, для которых выступление на крупном фестивале может стать возможностью для привлечения внимания новой аудитории. Стилистически представленная музыка весьма разнообразна – от гаражного рока и электроники до инди-попа и авторской песни. Помимо этого приглашаются также исполнители, имеющие более широкую базу поклонников , а также пользующиеся поддержкой в среде критиков и журналистов (Наадя, Sonic Death, Poco Cox). Краткая информация об исполнителях, представленная на официальном сайте фестиваля и в тематических группах в социальных сетях, часто содержит указания на наличие опыта международных выступлений или сотрудничества с зарубежными лейблами:
Группа «Труд» – основоположники так называемого стиля "Russky Rock". Участники крупнейших европейских музыкальных фестивалей Exit и Primaverа.
(Описание к видео «Группа Труд на фестивале FoRMA»)- самый молодой участник фестиваля, успевший за неполные два года выпустить два релиза на бельгийском лейбле Blackwallrecord и кассетный релиз на отечественном Isaiah Tapes (…). В ближайших планах – первый виниловый релиз на берлинском лейбле Analog Versions и лайв с новым материалом на ФОРМЕ.
(Из описания артиста в группе мероприятия на facebook.com)
Наличие референций на общемировые ориентиры в выборе участников и проведении фестиваля присутствует и в ряде интервью с организаторами:
Под словом «модные» имеется в виду полное попадание в мировой контекст. Мы, безусловно, увидим следование западным культурным трендам – 80-м в музыке и европейскому контемпорари в направлении арт
(Юрий Кассин. The-Village.ru)
Что касается программы современного искусства, то преимущественно к участию привлекаются московские художники, известные на локальном уровне. В рамках фестиваля представляются их работы: паблик-арт объекты, перформансы, инсталляции и художественные выставки. Все эти составляющие вместе призваны «показать многообразие современной российской культуры». Кроме того, сам фестиваль позиционируется как site-specifiс, то есть как событие, все элементы которого создаются с ориентацией на конкретную местность для достижения определенных впечатлений у публики. По этой причине то, как посетители воспринимали художественную составляющую фестиваля в рамках представленного пространства, вызывало основной интерес в ходе проведенных интервью.
Два первых фестиваля (2012, 2013) состоялись в московских парках – Саду им. Баумана и Парке культуры и отдыха «Красная Пресня». Позднее (2014, 2015) мероприятия проходили в центре дизайна Artplay, расположенного в помещении бывшего завода, и на территории завода «Кристалл». Основная масса посетителей – в возрасте до 30 лет, лишь одному из опрошенных на момент проведения интервью было 34. Это люди с высшим или неоконченным высшим образованием, посещающие музыкальные мероприятия в среднем два раза в месяц. Музыкальные предпочтения их достаточно широки – от популярных иностранных поп и рок-исполнителей таких как Grimes. Radiohead, Tame Impala, The White Stripes до известных (СБПЧ) или не очень (SZCZAW) отечественных музыкантов. Если попытаться выявить общий интерес, то это будет электронная музыка, хотя все респонденты указали, что им скорее нравится направление в целом, нежели какие-то конкретные исполнители. В качестве причины посещения фестиваля «FORMA» указывались заинтересованность в музыке в целом или стремление ознакомиться с тенденциями в современной российской музыке. Несмотря на то, что в рамках фестиваля представляются и художественные проекты, только один интервьюируемый выделил это как одну из причин визита. Говоря о пространстве, где проходил фестиваль, наиболее характерным стало разграничение между парковым и индустриальным типом мероприятия. Данные типы связывались, прежде всего, с разными формами пространственного взаимодействия, музыкального наполнения, поведения аудитории.
В целом можно охарактеризовать их следующим образом:
.Апеллирование к общей схожести музыкальных мероприятий, проводящихся в московских парках. В частности, посредством указания на их подчиненность одной формуле с небольшой долей вариативности, даже если на уровне заявленной концепции они представлены, как отличные друг от друга.
Иван, 29 лет: «Я тогда весь парк обошёл пару раз как минимум [про фестиваль 2013 года]… Красиво, мило, аккуратно, но неинтересно это все, не увлекательно, неазартно. Никак. Сделано будто для отчетов. Я вот рядом с Сокольниками живу, и у меня там каждые выходные по такому же фестивалю проходит».
Марина, 26 лет: «Как правило, в парках везде то же самое – фудкорты, маркеты, лекции какие-то. Компании, которые на фудкортах, всякие там. Я даже не вспомню, кто там у нас – всякие бургерные, чебуречные и так далее – они все одинаковые, что на «Пикнике», что на «Форме» той же, что на «Faces and Laces».
2.Разграничение между парковым и индустриальным фестивалями также служит основным ориентиром в том, какая музыка может быть представлена. Парковый фестиваль рассматривается как событие более открытое и рассчитанное на большое количество посетителей, поэтому приглашаемые исполнители должны быть либо достаточно известными, либо их музыка должна обладать широким стилистическим разнообразием.
Марина, 26 лет: «Просто в парковых обычно проводят фестивали, куда приглашают ну, более таких знаменитых людей, исполнителей. Или там Bosco Fresh как-то зовет иностранных артистов, а на индустриальных площадках больше как-то наши. Диджеи, например».
Алла, 25 лет: «Когда идешь на завод какой-нибудь бывший, то готовишься услышать что-то такое экспериментальное, что ли…Что не каждый слушает или хочет слушать. В парке же народ отдыхает, гуляет, развлекается, и много людей разных, и музыка тоже разная».
.Различный характер ожиданий от программы и места проведения фестиваля связывался также с тем, как представлена концептуальная сторона мероприятия. В целом можно отметить затруднения в ее понимании, однако в случае с парковым фестивалем это артикулировалось более конкретно, в то время как в рамках индустриальной площадки выбранное место рассматривалось как художественный объект, который в большей мере взаимодействует с происходящим.
Семен, 34 года: «Для фестиваля, который позиционируется как фестиваль современного искусства, мягко говоря, не во всем это просматривалось. Особенно в музыке, которая к актуальным художественным музыкальным тенденциям не имела никакого отношения, если только SZCZAW, но я их мало застал. Всё остальное, что было на чёрно-белой сцене, не являлось чем-то экспериментальным и авангардным, как это заявили организаторы. Я в какой-то момент решил по парку походить и посмотреть перформансы, но там такое пространство, что я либо найти это не мог, либо, если заставал, терял интерес. Даже те, что хорошими были, все-таки больше камерные».
Алла, 25 лет: «Мне хоть и не все понравилось, конечно. Арт-инсталляции иногда было сложно найти, и хотелось бы немного разностороннего арта, но сама площадка была очень удачная. Особенно электронная сцена. Странные конструкции на лестницах, на стенах и трубах выглядели завораживающе».
Иван, 29 лет: «Самым крутым в фестивале была площадка завода. Эти безликие многоэтажки вокруг, которые на цеха уставились, где когда-то беленькую разливали….и музыка кругом. Будто в параллельном пространстве каком-то».
В случае с заводом «Кристалл», где проходил последний на данный момент фестиваль, описанию площадки, а также впечатлениям от нее придавалось большое значение в речах опрошенных. В одном из интервью проведение «FORMA» на его территории указывался как дополнительный фактор, повлиявший на решение о посещении.
Ольга, 18 лет: «Я не интересовалась предварительно, где будет фестиваль проходить, но потом мне сказали, что на заводе «Кристалл», и это меня еще больше привлекло. Я там не бывала и не помню, чтобы вообще кто-то из моих знакомых там был до этого»
Расположение площадки вдалеке от метро (интервьюируемые, в частности, указывали на то, что путь до площадки в среднем занял от 20 до 30 минут) в целом не вызвало негативных откликов. Непосредственно во время фестиваля внимание посетителей смещалось от представленной программы к окружающей среде – зданию завода, его территории. Так, некоторые респонденты указывали на то, что в какой-то момент они предпочли гулять по коридорам, цехам, забираться на крышу или в подвал. Эти рассуждения затрагивали вопросы свободы перемещения и охраны мероприятия. Возможность самостоятельно перемещаться по территории без ограничений описывается как позитивный фактор. Кроме того, подобного рода действия связываются с запретным или недоступным в повседневной жизни характером, что также представляется в позитивном ключе как нечто вызывающее яркие впечатления и эмоции.
Марина, 26 лет: «Совсем недавно сам завод переехал то ли на Варшавку, то есть он функционирует, но переехал в другое здание. А вот это здание красивое, старинное оно осталось, и…Там даже вот я зашла, походила по этому зданию. Ну, оно огромное…То есть заходишь в какую-нибудь комнатку, и там до сих пор календари висят старые. На столе лежит какой-то справочник. Толстенный, тяжеленный, старинный какой-то. На полу краска какая-то валяется. Такой «приходил Антошка, поиграл мы немножко» (смеется). То есть, блин, ну, на стене там висит старый-старый телефон – видимо, связь с вахтером или кем-то еще. Много интересных вещей. Мы просто ходили, рассматривали это все, как в музее. То есть в столе там какие-то бумажки, гайки, бутылки. Ходишь там, все это трогаешь, рассматриваешь. И все это можно трогать.»
Иван, 29 лет: «Я не выдержал морального насилия и ушел бродить по окрестностям завода. Из цехов еще пахло водкой. Старые бутылки и этикетки разброшены по всему заводу. О******* архитектура! Ближе к ночи удалось пробраться на крышу, насладиться видом ночной Москвы и распить бутылку вина. В общем, хапнул еще молодости на год вперед»
Ольга, 18 лет: «Завод был похож на необжитый сквот. Никакой техники безопасности. Охрана вылезала из окон и просто глядела на людей, которые весело карабкались на крышу по пожарным лестницам. Кругом куча невывезенного хлама, который там еще остался. Нетрезвые любители современного искусства радостно разбирали его на сувениры».
Необжитость, заброшенность, отсутствие ограничений на передвижение , ассоциирующиеся с проявлениями свободы, между тем, противопоставлены ряду организационных запретов и инициатив, которые препятствовали взаимодействию публики и исполнителей в ходе живых выступлений. Так, в рамках двух интервью упоминался инцидент, произошедший с петербургской группой «Отстой», который получил достаточно широкую огласку в социальных сетях и прессе. Согласно версии, представленной в материале портала «Афиша-Волна», во время их выступления техник сцены повалил вокалиста Костю Кайро и ударил ногой по голове. Подобное поведение было вызвано тем, что солист якобы пытался сломать концертное оборудование, предоставленное фестивалем (Никитин, 2015). По словам участников группы, организаторы пытались прервать их музыкальный сет, однако, публика выступила против, что позволило музыкантам окончить свою программу. Этот эпизод, по мнению одного из присутствующих, отчасти обозначил стремление некоторых посетителей преодолеть формульный подход проведения концертов, которого придерживались организаторы.
Иван, 29 лет: «После них [группа «Рука Дочери»] вышла на сцену группа «Отстой», чисто аутсайдерская тема, р************, каким оно и должно быть. Разбитые гитары, полеты со сцены, сломанные барабаны. Под конец выступления вокалист получил п**** от охраны за прыжок на барабаны. Так, конечно, не делают. Это же нормально для таких мероприятий. Народ хоть драйв чувствует какой-то. Не стоять же всем весь вечер в сторонке. Особенно, когда дождь идет».
Другой интервьюируемый, не будучи свидетелем данного инцидента, тем не менее, упомянут его в качестве негативного впечатления от фестиваля в целом, способного навредить его репутации:
Семен, 34 года: «Ситуация с избиением участника панк-группы «Отстой» охранником площадки не ок. Лично не видел и, конечно, не берусь судить, кто прав, а кто виноват, но сам факт дурно сказался на репутации фестиваля. С другой стороны, вокалист якобы что-то там из казенного бэклайна сломал. Не знаю. Отстой, короче».
После окончания фестиваля на вопрос, касающийся посещения будущих мероприятий, все респонденты отвечали, что это зависит скорее от музыкальной программы фестиваля, а не от его концепции в целом. Что касается места проведения, то в данном случае, опыт посещения воспринимался как позитивный, вызывающий желание его повторить в схожей среде:
Алла, 25 лет: «Я обычно рассматриваю фестиваль независимо от места, но, думаю, что в этот раз мне было легче во многом из-за площадки. Там очень много было мест, куда вообще никто не заходил, а я такое люблю. Словно открытия совершаешь».
Марина, 26 лет: «Было на что посмотреть. Не просто голая площадка, а действительно завод. Такое здание старинное. Погулять надо, посмотреть, что это. Я потом, после этого фестиваля, прочитала, что вообще этот завод был старым и функционировал то ли до 2013 года».
Ольга, 18 лет: «Идти до «Кристалла» было далеко, но это того стоило. Я потом даже возвращалась туда пару раз после фестиваля. Просто интересно было прогуливаться».
В случае общения с организаторами и кураторами фестиваля можно отметить их стремление, с одной стороны, сформировать более узкую группу посетителей (молодые люди от 20 до 30 лет), но при этом затронуть широкое количество людей из данного возрастного спектра. Первые фестивали проводились на парковой территории при поддержке Мосгорпарка – одного из учреждений Департамента Культуры города Москвы, образованного в 2011 году и занимающегося реализацией программ по развитию парковых территорий. Цель данной программы – благоустройство городских парков и создание в них инфраструктуры сервисов и услуг. Кроме того, дополнительное внимание уделяется различного рода досуговым мероприятиям, которые в них проводятся. По итогам 2015 года городские фестивали, чье число выросло примерно в 3 раза с начала 2010 года, принесли в городскую казну около 3 миллиардов рублей. Формирование и расширение календаря различных мероприятий в рамках города – праздничных, музыкальных и тематических становится одной из основных статей дохода муниципального бюджета, поэтому создание комфортной среды для потребления представляет собой одну из задач организации фестивалей. В 2012 и 2013 годах Мосгорпарк предоставлял территории для проведения «FORMA», а также брал на себя часть его расходов, в свою очередь это требовало также ориентацию на более широкую аудиторию. Так, например, на фестивале 2012 года в Саду им. Баумана проводилось соревнование местных дворовых команд по футболу, что подразумевало привлечение локальных жителей. В связи с этим организация фестиваля должна была проводиться с возможностью привлечения людей, не увлекающихся современным искусством или музыкой. Большое внимание также в этом случае отдавалось устройству маркетов и фудкортов, так как вход на парковые мероприятия был бесплатным и свободным для всех желающих. Данный фактор упоминается в качестве одного из тех, что повлиял на желание организаторов сменить площадку:
Екатерина Кассина: «Если ты организовываешь фестиваль подобного рода в городском парке, то ты не можешь брать деньги за билеты. Учитывая то, что по меркам российского и тем более мирового фестивального бизнеса мы достаточно молоды, то нам сложно что-то требовать. Мы не «Пикник» и не «Субботник». Там ситуация, конечно, несколько другая. К тому же надо постоянно составлять план мероприятия – так, чтобы и время было подходящее, и чтобы с другими фестивалями или концертами не пересекалось. Сейчас всего много, и надо это внимательно продумывать».
В качестве дополнительных причин перемены формата площадки называется стремление найти более узкий сегмент аудитории, которая может стать в будущем потенциально лояльной, а также иметь больший контроль над содержательной стороной мероприятия:
Юрий Кассин: «Парки – это все-таки государственная институция, а это диктует, как фестиваль будет выглядеть. Там много тонкостей разных. С государством просто сотрудничать в рамках подобной истории достаточно тяжело, поэтому мы решили уйти в самостоятельное плаванье. Но мы продолжаем что-то делать с музеями, парками теми же»
Екатерина Кассина: «Мы вообще стремились делать наши мероприятия более камерными. В парки люди приходят отдыхать. Им как-то не до искусства особенно. Приходят и уходят»
Выбор дизайн-центра Artplay, а позднее завода «Кристалл» в качестве площадок для проведения последующих фестивалей (2014, 2015), по словам организаторов, решало несколько задач. В первую очередь, закрытые пространства предоставляют возможность более выигрышно представить инсталляции и перформансы в своих рамках:
Юрий Кассин: «Работа с природой – это немного другое. То есть открытые пространства для перформанса должны быть более масштабные, а перформансы в закрытых пространствах, там в гаражах или в каких-то павильонах, то там уже можно обойтись несколькими людьми. Уличные перформансы это всегда более, с точки зрения количества людей, более затратно»
Юрий Кассин: «Крупные фестивали часто работают в закрытых пространствах, изолированные или огороженные. Из-за того, что фестиваль предполагает платный вход, то территория фестиваля – это всегда какая-то должна быть «вещь в себе». То есть либо завод со стенами, либо остров, либо замок, как в Авиньоне [театральный фестиваль в Авиньоне], либо что-то такое»
В связи в случае с организаторами основные причины смены локации можно разделить на несколько пунктов:
·Концептуальные. В более узком смысле это стремление найти
пространственное соответствие заявленной идее фестиваля. В рамках замкнутых пространств, внимание к художественным объектам и перформансам представляется более сконцентрированным, что позволяет произвести более глубокое воздействие на аудитории. В данном случае одним из ориентиров выступает имеющийся мировой опыт освоения промышленных пространств, которые используются в качестве центров современного искусства, и представление о том, что фестиваль должен разворачиваться на изолированной территории.
·Организационные. В данном случае смена формата проведения
сопровождалась прекращением сотрудничества с государственными учреждениями, что, с одной стороны предоставляет контроль над содержательной и организационной сторонами фестиваля. Вместе с тем, это накладывает дополнительные издержки, так как в рамках городских программ обеспечивалось предоставление бесплатной площадки, помощь в привлечении аудитории, а также имелся доступ к более широкому числу посетителей, которые могли быть не заинтересованы первоначально в посещении фестиваля, но он привлек их внимание. Выбор бывшей промышленной площадки сопровождается введением в продажу билетов, а также обращением к более специализированной публике. Например, организация новогоднего фестиваля в Artplay (2014) происходила с расчетом на постоянную аудиторию дизайн-центра, где неоднократно проводятся выставки современного искусства. С другой стороны, это требует также дополнительных усилий для привлечения зрительского внимания. Наиболее активно деятельность организаторов развернулась в преддверии четвертого фестиваля (2015). Согласно информации на официальной странице мероприятия в социальной сети Facebook всего было приглашено более двадцати тысяч человек, из которых 8 800 пользователей подтвердили свое участие. Тогда как количество и приглашенных, и подтвердивших свое участие в 2013 и в 2012 годах было ниже – 9 800 (875) и 8 100 (4 100), соответственно. Помимо этого, в случае с заводом «Кристалл», удаленного от станций метро, посетители должны были понимать, что проведут на его территории весь день или длительное количество времени. Разделение музыкальной программы на три тематические сцены – акустика, рок и электроника – позволило привлечь большее число исполнителей, в том числе и тех, для кого это было первое крупное выступление.
Вместе с этим, организационные решения по поводу программы в целом и ее соотношении с заявленной концепцией продолжали вызывать вопросы у ряда респондентов:
Семен, 34 года: «Общая идея очень интересно звучит – актуальное искусство там, современная музыка, но в плане участников я особых изменений не увидел. Панков, наверное, побольше стало, да грязи».
Некоторые указывали на то, что происходящее в какой-то момент переставало их интересовать: «Я не выдержал морального насилия и ушел бродить по окрестностям завода», «хотя я пришла вроде музыку послушать как бы, но получилось, что не только музыку, потому что мне вроде стало скучно, и решила пройтись по территории». Один из информантов на вопрос о впечатлениях от фестиваля указал на инсталляции и перформансы.
Ольга, 18 лет: «Было много странных крутых вещей. Можно походить и поразмыслить над разными инсталляциями, и это круто».
Прочие же ориентировались скорее на пространственный контекст, который складывался из нескольких аспектов:
фестиваль, описывалось как «старое» и «старинное», «видевшее» разных людей, которые оставили свои следы присутствия – справочники, наклейки, гвозди, бутылки, календари. Можно отметить и то, что эти следы характеризовались как недавние («приходил Антошка, поиграли мы немножко»), позволяющие «соприкоснуться» с предшествующим окружением. Это, в свою очередь, также сопровождалось обращением к его специализации – производству ликероводочной продукции: «помнят еще, как тут беленькую разливали», «из цехов пахло водкой».
·Визуального. Отмечалась архитектура постройки, ее красота,
вызывающая аналогии с арт-объектом. Указывался также ее контраст с окружающими многоэтажками, что также актуализировало соотнесение нескольких временных периодов в рамках одного пространства.
· Тактильные, обонятельные и слуховые впечатления. Здание и
территорию можно было не только беспрепятственно обойти, но и прикоснуться к найденным артефактам, или же почувствовать запах водки в цехах. В одном из интервью внимание также было обращено на то, как материальные характеристики постройки влияли и на звук.
Семен, 34 года: «Звук в кирпичных застенках летает и резонирует, «гуляющий» такой. Сабы на эмбиентных треках гудели, а на танцульках – заставляли внутренности дрожать. Кому-то такое может и нравится, а мне не очень».
Таким образом, проведение фестиваля на промышленной площадке, которая до недавнего момента была действующей, предоставило возможность выделить ряд особенностей, ассоциировавшемся с мероприятием, что, например, противопоставлялось опыту посещения мероприятий «FORMA», в парках, который описывался как аналогичный визиту на другие парковые фестивали. Противопоставление паркового и индустриального фестиваля создавало и определенные ожидания по поводу содержания. Отсылки к освоению промышленных пространств в рамках крупных городов, в том числе и в Москве, задавало примерные ориентиры того, что можно увидеть или услышать – нечто экспериментальное, авангардное, малоизвестное, малопонятное, локальное (в качестве аналогий приводились, например, «Винзавод», «Artplay», иногда «Флакон»), которые в некоторых случаях совпадали не в полной мере. Решение о будущих посещениях, тем не менее, по словам опрошенных, будет складываться исходя их программы фестиваля, несмотря на то, что в предыдущих случаях никто не приходил на выступление конкретного исполнителя. Несмотря на то, что место проведения будущих фестивалей и фестивалей вообще не описывается, как «имеющее первостепенное значение», в ходе интервью ряд впечатлений связывался именно с выбранной локацией, что компенсировало содержательную неопределенность.
Немаловажно отметить также те примеры, которые респонденты указывали в качестве удачных или идеальных по отношению к проведению музыкальных фестивалей. В их числе фестивали, имеющие более узкую тематическую направленность, к работе над которыми привлечены представители музыкальных субкультур – Faces&Laces (стрит-арт и хип-хоп), а также Outline (техно). В случае с Outline, который также позиционируется как site-specific фестиваль, реорганизация территории, на которой он проходит (завод под снос или заброшенный остров) тесно связана с рейв-культурой, в рамках которой «музыка и обстановка представляет собой то, что вытаскивает людей из привычного мира» (По, 2015). В связи с этим и сроки проведения (два дня), и программа (наличие одной сцены, а не нескольких отдельных) в условиях изолированной территорией направлены на создание цельного, беспрерывного опыта участия в событии. Что касается организаторов «FORMA», то для них в качестве одной из приоритетных задач выступает стремление сделать фестиваль стационарным. Это позволило бы увеличить аудиторию посредством снятия ряда организационных вопросов и создать условия для развития репутационных связей. Из этого можно заключить, что публика и организаторы рассматривают место проведения в несколько различном ключе. Обращение к окружающему контексту в случае зрителей артикулируется скорее как способ преодоления затруднений в отношении заявленной концепции, или же, напротив, акцентирования внимания не ее слабостях, и дальнейший интерес к фестивалю для них будет продиктован его содержательными аспектами. В то время как организаторы, обращаясь к концепции, не намерены ее уточнять или трансформировать на данном этапе и опираются в первую очередь на то, что перманентный характер площадки будет способен потенциально увеличить интерес аудитории.
.Клуб «Дом у Дороги»
В отличие от фестиваля, который представляет собой площадку с более высокой степенью мобильности, способную перемещаться в рамках достаточно широкой территории .Музыкальный клуб имеет более тесную связь с теми местами, где он размещается. Помимо этого, понятие «клуб» имеет несколько измерений. Клуб, с одной стороны, можно рассматривать как общественное развлекательное заведение для публичного времяпрепровождения. С другой стороны, клуб характеризует и объединение людей, связанных общими интересами – музыкальными, литературными, спортивными и т.д. Два этих типа также могут совпадать, то есть в рамках одного заведения собираются люди, разделяющие схожие вкусы и предпочтения.
Московский клуб «Дом у Дороги» появился в 2003 году и, по словам его организатора Юрия Костина, первоначально не имел конкретной стилистической направленности. Он был открыт на улице Доватора в районе станции метро «Спортивная». Его расположение в относительном отдалении от центра описывается как то, что обеспечивало «местечковый» характер заведения. В связи с этим в ряде интервью «Дом у Дороги» фигурирует как конкретная локация, отдельные атрибуты которой описываются в воспоминаниях о первом посещении.
Светлана, 37 лет: «Впервые я туда попала, дай бог памяти, в 2003 или в 2004 году, когда он был еще на Фрунзенской. Первые впечатления у меня были – очень накурено. Тогда было принято курить в таких заведениях, и это было, ну, немножко утомительно. Второе, что мне запомнилось, это сыр кашкавал пане, потому что нигде больше в Москве его не было в меню, а там он был. И я туда ходила даже в какой-то момент прям с таким, значит, вожделением, что я этот кашкавал пане в панировке там съем (смеется). Вот. А в остальном я не могу сказать, что мне что-то запомнилось из концертов».
В качестве блюзового клуба, по воспоминаниям Костина, «Дом у Дороги» стал позиционироваться к 2005 году. Это было обусловлено тем, что близкий круг его знакомых составляли музыканты, увлекавшиеся блюзом и организовавшие тематические концерты. Этот же период описывается как время формирование «правильной аудитории». В связи с этим «Дом у Дороги» в интервью рассматривается и как сообщество людей, разделяющих интерес к блюзу.
Юрий Костин: «Вообще, наверное, если говорить о блюзовом клубе как сообществе, как месте, как месте сбора музыкантов и самых правильных людей, которые в этом кругу, то это сформировалось примерно года через два после открытия».
Помимо этого указывается, что основная часть этого сообщества сложилась в рамках первоначальной локации клуба. По отношению к ней со стороны организатора используются такие выражения как: «наши люди вернулись», «наша публика идет за нами». Характерно также и то, что лишь один из информантов стал посещать его после переезда в 2010 году, в то время как основная часть опрошенных относит свой первый визит в «Дом у Дороги» к периоду с 2003 по 2008 год. С 2010 года клуб сменил четыре локации: с 2011-2013 был объединен с «Ритм энд Блюз кафе», с 2013-2014 находился на улице Щепкина, с 2014-2016 проводил программы в пабе «Джон Донн», а весной 2016 переехал в клуб «Zdes». В рассказах, описывающих данный процесс, «Дом у Дороги» фигурирует именно как сообщество музыкантов и наиболее лояльных слушателей, для которых место его расположения не имеет значения при посещении.
Алексей, 35 лет: «Вообще я поеду в любую дыру, чтобы послушать хорошую живую музыку и пообщаться с этими людьми. Я иду туда, чтобы позитив получить, и у меня до сей поры это получается».
Валерия, 33 года: «Здесь всегда очень душевно. Не знаю, в новом клубе на Таганке еще не была, но я обязательно схожу, потому что люди очень приятные, и энергетика отличная».
Такие характеристики как «душевный», «приятный», «приветливый» являются довольно распространенными. Особенно вариации со словами «дом» и «домашний», которые используются, чтобы подчеркнуть общие впечатления от окружения, уюта, комфорта. Они же описывают и степень вовлеченности опрошенных, для которых музыканты и посетители соотносятся с кругом близких знакомых, с семьей.
Алексей, 35 лет: «Туда всегда хочется возвращаться. Можно прийти и всё…как дома, в общем. Тепло, хорошо и кругом свои».
Екатерина, 38 лет: «Меня в «Дом у Дороги» муж повел на первое свидание, поэтому для меня это действительно дом в некотором смысле (смеется), и окружение всегда приветливое. Я очень быстро там расслабляюсь, когда мне удается выбраться».
Сложившаяся ситуация постоянных переездов вместе с названием клуба в тематических сообществах начинает соотноситься с атрибутами блюзовой культуры. В частности, к фигуре музыканта, который вынужден постоянно перемещаться в поисках заработка.
Дом у дороги – как идея в принципе очень блюзовая, ибо, как мы знаем, блюзмены передвигаются в основном такими средствами, которые в любой момент могут вышвырнуть тебя на дорогу (как раз на порог этого дома).
(Борис Бородянский. Vkontakte.ru)
Вместе с эти мотив «поиска дома» в отзывах посетителей, а также в словах организатора становится одним из ключевых. Однако обращение к такому понятию как «дом» связывается с необходимостью наличия у новой площадки, куда перемещается клуб, определенных критериев, которые соответствуют статусу клуба. Он в свою очередь складывается из того, насколько политика выбранной площадки соответствует интересам клуба. В их числе называются публика или концертная программа, утверждающие то или иное заведение в качестве музыкального клуба.
Юрий Костин: «Условно родственные – ну, тот же «Ритм энд Блюз кафе», хотя я бы даже не стал так говорить, потому что когда случаются очень хорошие концерты нам родных, не родственных, а родных музыкантов, и при этом тут же появляется в сетке рядом концерт Родиона Газманова, то это не ритм энд блюз кафе. Это просто вообще…это просто какое-то кафе с музыкой, где происходит, что происходит».
Алексей, 35 лет: «Я стараюсь на негативе внимания не заострять. Мне все обычно нравится, но бывают и плохие концерты, да. Что касается концертов на Пятницкой, то там часто много пьяной публики, которая там просто есть. Им музыка не очень-то интересна. Например, одна подвыпившая компания непременно желала танцевать с певицей. Было очень неприятно, но – по-моему, как раз Полина Касьянова выступала – ребята разрулили».
Блюзовый клуб, таким образом, должен обладать рядом атрибутов, отличающих его от «кафе с музыкой», которые во многом исходят из определенной иерархии. Она касается не только других жанров музыки, но и исполнителей, которые позиционируются как блюзовые. Так как «Дом у Дороги» в ряде случаев функционировал в рамках уже существующих площадок таких как «Ритм энд блюз кафе», «Джон Донн» и «Zdes» с собственной направленностью, то содержательные разночтения так или иначе упоминаются в качестве фактора, влияющего на проведение мероприятий. Вопросы о том, какая музыка должна исполняться, обсуждаются и в интернет-сообществах. Например, говорится о том, стоит ли организовывать неблюзовые концерты в рамках клуба. Иногда эти обсуждения продолжаются и во время отдельных мероприятий.
Светлана, 37 лет: «Я, в общем, так себе меломан. Но мы решили как-то совместно с ребятами [организаторы и музыканты «Дома у Дороги»] танцевальный вечер устроить, и началось «блюз – не блюз, тру – не тру». Но этого и у танцоров много – техника, музыкалити… Какая, к черту, музыкалити? Уши открой и танцуй. А хорошие концерты в этом помогают. Блюз – это сотворчество, а на живых концертах прямо всеми внутренностями звук ощущаешь. Если прочувствовал, то к концу вечера затанцуешь, как бог».
Несмотря на то, что в рамках интервью неоднократно подчеркивалось, что общение публики клуба происходит независимо от того, где он размещается, некоторые условия упоминаются в качестве благоприятствующих. Так, организатором отмечалось, что посетители клуба консервативны не только по отношению к исполняемой музыке, но и также к окружающей среде:
Юрий Костин: «Как-то так получилось, что наша публика довольно консервативна. Люди привыкают к месту. Это очень важно, конечно. Всегда, любое переселение с потерями большими. Вот. Есть, конечно, другая история – концертная. Когда устраиваются концерты каких-либо групп или людей, персонажей неважно где, просто у них есть свои поклонники, и они туда за ними идут. Но у нас не так. То есть совсем не так».
Все опрощенные как минимум в течение пяти лет посещают «Дом у Дороги», однако некоторые отмечают, что количество слушателей за несколько лет снизилось.
Екатерина, 38 лет: «Меньше публики стало, ну вот по сравнению с тем, что было, там все время битком народу. Сегодня, я смотрю, что-то как-то не очень много. Может, это новое место, конечно. В новое место обычно посетители туда долго доходят. В привычное место как-то охотнее он подтягиваются».
Вместе с тем в рамках одного из интервью причина ухода или более редких посещений мероприятий клуба объясняется и отсутствием конкретных физических условий – сцены, танцплощадки, пространства для общения.
Светлана, 37 лет: «Честно говоря, я лет 6-7 назад стала туда реже ходить, потому что график работы поменялся, да и для танцующих людей этот клуб не самым лучшим местом стал. Почему? Потому что там не с кем танцевать. Там очень мало танцующих людей и мало хорошо танцующих людей, а танцоры все такие очень аддиктивные персоны. К тому же пол должен быть гладкий, но нескользкий, чтоб ноги не переломать. В «Доме у Дороги» сейчас пол практически идеальный. Но они, видите как, они не очень любят оставлять место для того, чтобы люди танцевали. То есть, как таковой танцпол там не предусмотрен. Поэтому мы, конечно, можем встать там в уголочке, возле сцены: одна пара, две пары, три пары. Но это не танцевальная вечеринка, повторюсь. Соответственно, большого количества танцоров в такой ситуации ждать не стоит».
Данного рода условия налагают иногда ограничения и на проведение некоторых концертов и мероприятий, не позволяя на постоянной основе приглашать иностранных исполнителей или проводить крупные концерты, джэмы.
Юрий Костин: «Так сложилось с 2006 года, можно сказать, случайным образом, у нас стали появляться блюзовые музыканты из Америки и из Европы, и сначала я как-то не мог к этому привыкнуть, потому что я вообще плохо представлял, как это могло случиться. Когда этого не стало по ряду причин. Особенно с последним переездом. Это была беда. Вот прямо (запинается, пауза) голод. И это просто огорчало. Угнетало просто сильно. Мало того, в том же «Джон Донне», где мы были последний год, перебивались, так сказать, мы не могли полноценно работать…Ну, там был совсем маленький зал. Мы не могли в пятницу-субботу работать допоздна».
В связи с этим также артикулируется проблематика «правильного блюзового места», которое могло бы сочетать в себе подходящие технические и концептуальные критерии для зрителей и выступающих, соответствующие статусу заведения. Этот статус складывается из представлений о том, какая музыка должна звучать, а также, кто должен ее исполнять. Другой фактор – публика, понимающая и ценящая подобного рода музыку. Несмотря на то, что никто из опрошенных не позиционировал себя как меломан или любитель блюзовой музыки, некоторые из них указывали на то, что ценят «хорошую концертную музыку», и круг людей, разделяющий подобные интересы, позволяет найти в их лице единомышленников
Алексей, 35 лет: «В целом мне нравится, что собираются люди с хорошим музыкальным вкусом, которые в музыке разбираются, с нестандартными взглядами. Можно вполне легко единомышленников найти».
Екатерина, 38 лет: «Тут больше единомышленников, чем в простом кафе. Хорошая компания, с которой можно музыку обсудить, что-то новое узнать. Много людей заинтересованных. Это хорошо».
Наконец, так или иначе, внимание обращается и на то, как конкретно должно выглядеть подобное место, чтобы наиболее успешно отвечать необходимым требованиям:
Алексей, 35 лет: «Мне кажется, что «Дом у Дороги» дорос до такого уровня, знаете…Чтобы у него была полностью своя территория, обязательно двухэтажный дом – отдельный, полностью свой. Как у «Ночных волков» в их логове. И открытая площадка чтобы была летняя при клубе. И сами помещения чтобы были просторные и с хорошей акустикой. Ну, это мечты скорее».
Екатерина, 38 лет: «Как минимум он должен иметь постоянный адрес. Это было бы лучшей переменой, на мой взгляд. Идеальный клуб должен быть не большим-не маленьким, не дорогим, но и не забегаловкой, иметь пусть и не обширное меню, но вкусное и доступное, удобный зал с комфортным расположением столов по отношению к сцене, хороший звук. Персонал доброжелательный должен быть, ну и большой бар».
Фигурируют ссылки на то, что подобного рода заведения могут быть «доступными», но не «дешевыми». В дешевизне в некоторых репликах усматривается расхождение с вкусами и требованиями публики. Таким образом, блюзовый клуб, несмотря на свою доступность, рассматривается и как объединение людей, имеющих ряд конкретных запросов. Организатор также характеризует публику клуба как консервативную, причем не столько по отношению к музыке, сколько – к привычной обстановке.
Юрий Костин: «Им удобно ходить в одно и то же место, и они знают, то, что они получат здесь всегда то, что им хочется, и они не смотрят в расписание, какой сегодня у нас концерт».
Несмотря на то, что ряд окружающих условий отмечается и посетителями, и организаторами как влияющих на проведение концертов и впечатления от них, основное внимание отводится значению сообщества. Сообщества профессиональных музыкантов, любителей блюза, танцоров, которые сформировались преимущественно в раках самой первой локации, необходимо поддерживать, поэтому иногда размещение на определенной площадке объясняется как необходимость, чтобы клуб продолжил свое существование и как группа людей, и как определенное место, куда можно прийти.
Юрий Костин: «Всегда приходится учитывать обстоятельства. В «Джон Донн» тот на Пятницкой я, конечно, никогда бы не поехал, но лучше хоть что-то, чем ничего, иначе еще бы полгода и мы сидели бы, как старики, и вспоминали: «Эх, были времена. Был «Дом у Дороги»». Надо было тему держать на плаву хотя бы».
Как и в случае с фестивалем, наличие перманентной локации рассматривается как то, что может привлечь аудиторию – как старую, так и новую. Это же позволяет быть независимым в планировании программы, приглашении подходящих музыкантов, как отечественных, так и зарубежных, а также ориентироваться на конкретные запросы и желания публики. Данный процесс организатор описывает как «приручение места». В отношении клуба, и в первую очередь блюз-клуба, тем не менее, озвучивается ряд более конкретных критериев о том, как он должен выглядеть и работать. В этой связи территориальное расположение может не быть важным. Так, все опрошенные отметили, что для них не очень принципиально, в какой части города клуб располагается, при этом существуют определенные ожидания от того, какая будет публика, сервис, технические характеристики. В таком случае локация должна быть наиболее адаптивной к ожиданиям и действиям организаторов и посетителей. В противном случае это может приводить к конфликтам, которые выходят за рамки экономических и служат одним из поводов для дальнейшей передислокации.
Библиография
1.Connell J., Gibson C. (2007) Music, Tourism and the Transformation of Memphis, Tourism Geographies // An International Journal of Tourism Space, Place and Environment. №2. P.160-190.
2.Crotty J., Lane M. (1999) The Mad Monks Guide to NYC. London: MacMillan.
3.Crystal D. (2014) Words in Time and Place: Exploring Language Through the Historical Thesaurus of the Oxford English Dictionary <https://books.google.com/books?id=STv_AwAAQBAJ&pg=PA220>. Oxford: Oxford University Press <https://en.wikipedia.org/wiki/Oxford_University_Press>.
4.De Bres K., Davies J. (2001) Celebrating group and place identity: a case study of a new regional festival // Tourism Geographies. №3. P. 326-337.
5.Forbes K. (2012) Glasgow as a live-music city: an analysis of the legendary Apollo venue and its audience // Social Semiotics. №5. P. 605-621.
6.Frith S. (1996) Music and Identity, in Questions of Cultural Identity, (eds.) S. Hall, P. Du Gay. London: Sage Publications. P.108-127.
7.Gessen K. Between Punk Rock and a Hard Place // Сайт nymag.com (<#”justify”>Приложение 1
Гайд
Добрый день! Давайте познакомимся. еня зовут Анастасия. Мы проводим социологическое исследование, цель которого состоит в изучении связей между пространством, музыкой и аудиторией. Нам важно понять, каким образом они могут формироваться.
Все данные будут анализироваться в обобщенном виде, без указания конкретных имен.
Я буду вам задавать вопросы, а вы отвечать на них. Правильных и неправильных ответов быть не может, нас интересует именно Ваше мнение, Ваши практики и Ваш опыт. Поэтому большая просьба высказывать именно свое мнение, даже если оно различается, по Вашим представлениям, с общепринятым.
Нашу с вами беседу я буду записывать на диктофон. С этими записями буду работать только я, они не будут воспроизводиться в какой-либо другой аудитории.
Вопросы: Насколько значимым является место для посетителей и организаторов музыкальных мероприятий? Формируется ли у посетителей «чувство места» по отношению к определенны муз. площадкам? Из чего оно складывается? Изменяется ли оно, если меняется локация муз.площадки?
Категория: Посетители клуба «Дом у Дороги» (респонденты)
Блок 1. Вводная часть. Интересы и увлечения. Досуг.
1.Расскажите о себе. Сколько Вам лет?
.Каковы ваши музыкальные предпочтения?
.Как часто вы посещаете музыкальные мероприятия/концерты? Как давно Вы это делаете?
Блок 2. Критерии выбора. Музыкальное содержание
1.Что влияет на ваш выбор при посещении музыкальных мероприятий?
. Какие у вас имеются ожидания при посещении музыкальных мероприятий?
.Что, по вашему мнению, определяет хороший концерт?
.Как часто вы посещаете данный клуб?
.Как давно Вы его посещаете? Как часто Вы это делаете?
. Как бы вы описали свои впечатления от первого посещения клуба? Помните ли Вы свой первый визит сюда? Не могли бы Вы рассказать о нем поподробней?
.Какие мероприятия оставили положительные впечатления? Расскажите подробнее. Какие негативное?
.Какие еще заведения подобного плана вы посещаете?
.Посещаете ли вы клуб один или вместе с кем-то?
.Откуда вы узнали о данном клубе?
.Знакомы ли вы с его историей? Если да, то что вам известно о ней?
.Есть ли у вас какие-нибудь яркие воспоминания, связанные с данным местом?
Блок 3. Физическое пространство
1.Интересуетесь ли вы предварительно о месте, где будет проходить какой-либо концерт? Если да, то что конкретно вы хотите узнать в первую очередь? Где вы ищете информацию?
.Как вам кажется, пространство удобно расположено?
.На что в обстановке вы обращаете внимание во время посещения музыкальных мероприятий?
.Что вам в целом нравится или не нравится в клубе «Дом у Дороге»?
.Имеет ли для вас значение место его размещения?
.Что может вас заставить провести больше времени в данном месте после выступления ожидаемого исполнителя?
.Является ли для вас удобным пространство, где сейчас проходят концерты? Насколько комфортно для вас пребывание в данном месте?
8.Довольны ли Вы в целом организацией работы клуба? Какие изменения Вы можете отметить в организации в связи с проведением фестиваля на новом месте?
9.Хотелось бы вам что-нибудь изменить? Если да, то что? Каким, на ваш взгляд, должен быть идеальный музыкальный клуб?
.Изменилось ли ваше отношение к клубу в связи с его переездом (переездами)? Если да, то каким образом? Как бы вы описали свои впечатления от старой и новой локации клуба?
.Готовы ли вы посещать клуб, если он вновь поменяет свое местоположение?
Блок 4. Коммуникация
1.Как вы проводите время в течение мероприятия?
.Чем вы можете заниматься в клубе помимо прослушивания музыки?
.Общаетесь ли вы с кем-либо из других посетителей?
.Как вы думаете, в целом, легко ли тут общаться, знакомится? Легче, чем в других заведениях? Почему?
.Делитесь ли вы своими впечатлениями после мероприятий, прошедших в клубе, в социальных сетях или на форумах? В каких случаях Вы это делаете? Можете ли вы вспомнить конкретный пример?
Категория: посетители фестиваля «Форма» (респонденты)
Блок 1. Вводная часть. Интересы и увлечения. Досуг.
1.Расскажите о себе. Сколько Вам лет? Какое у Вас образование?
.Каковы ваши музыкальные предпочтения?
.Как давно Вы посещаете музыкальные мероприятия/концерты? Как часто Вы это делаете?
Блок 2. Критерии выбора. Музыкальное содержание
1.Что влияет на ваш выбор при посещении музыкальных мероприятий?
.Что, по вашему мнению, определяет хороший музыкальный фестиваль?
.Какие у вас имеются ожидания при посещении музыкальных мероприятий?
.Что, на ваш взгляд, составляет «атмосферу» места, где проходят концерты? / Из чего складывается «атмосфера» того или иного места?
.Как давно вы посещаете данный фестиваль? Как бы вы описали свои впечатления от первого посещения фестиваля? Не могли бы Вы рассказать о своем первом визите его, если помните?
.Какие еще заведения подобного плана вы посещаете?
.Посещаете ли вы фестиваль один или вместе с кем-то?
.Откуда вы узнали о данном фестивале?
.Знакомы ли вы с историей фестиваля?
.Есть ли у вас какие-нибудь яркие воспоминания, связанные с данным местом?
Блок 3. Физическое пространство
1.Интересуетесь ли вы предварительно о месте, где будет проходить фестиваль? Если да, то что конкретно вы хотите узнать в первую очередь? Где вы ищете информацию?
.Являлось ли для вас удобным месторасположение фестиваля?
.На что в обстановке вы обращаете внимание во время посещения музыкальных мероприятий?
.Что вам в целом нравится или не нравится в данном фестивале?
.Имеет ли для вас значение место его проведения?
.Что может вас заставить провести больше времени в данном месте после выступления ожидаемого исполнителя?
.Довольны ли Вы в целом организацией фестиваля? Какие изменения Вы можете отметить в организации в связи с проведением фестиваля на новом месте?
.Является ли для вас удобным пространство, где проходит фестиваль?/ Насколько комфортно для вас пребывание в данном месте?
9.Хотелось бы вам что-нибудь изменить? Если да, то что? Каким, на Ваш взгляд, должен быть идеальный фестиваль?
.Изменилось ли ваше отношение к фестивалю в связи с его переездом? Если да, то каким образом? Как бы вы описали свои впечатления от старой и новой локации фестиваля?
.Готовы ли вы посещать фестиваль, если он вновь поменяет свое местоположение?
Блок 4. Коммуникация
1.Как вы проводите время в течение мероприятия?
.Чем вы можете заниматься в клубе помимо прослушивания музыки?
.Общаетесь ли вы с кем-либо из других посетителей?
.Как вы думаете, в целом, легко ли тут общаться, знакомится? Легче, чем в других заведениях? Почему?
.Делитесь ли вы своими впечатлениями после фестиваля в социальных сетях или на форумах? В каких случаях Вы это делаете? Можете ли вы вспомнить конкретный пример?
Категория: организаторы клуба (эксперты)
Блок 1. Ключевые функции и процесс организации
1.Расскажите о себе. Сколько Вам лет? Какое у Вас образование? Когда вы впервые занялись организацией музыкальных мероприятий?
2.Расскажите коротко о концепции клуба, его истории клуба и вашей работе в нем.
3.Что входит в ваши обязанности?
4.Опишите основные этапы организации концертов в клубе.
Блок 2. Проведение
1.С какой частотой обычно проводятся концерты?
.Как происходит отбор исполнителей? / Каких исполнителей вы приглашаете?
.Есть ли у вас примеры или ориентиры при проведении мероприятия? Какие мероприятия пользуются наибольшей популярностью? Расскажите, пожалуйста, как обычно проходит концерт в клубе?
.Какие мероприятия оставили положительные впечатления? Расскажите подробнее. Какие негативное?
.Расскажите поподробнее о предыдущих местах расположения клуба. Каковы факторы смены места клуба? Как происходил выбор места для переезда? Как проходило перемещение на новое место?
.Существовали какие-либо важные критерии выбора? Соотносится ли он каким-либо образом с концепцией?
.Какие отличия нынешней площадки кажутся вам наиболее существенными от предыдущей?
.Есть ли у клуба другие места в Москве «близкие по духу»? (Пытаетесь ли Вы с ними сотрудничать?)
Блок 3. Взаимодействие с публикой
1.Каковы для вас признаки (критерии) удачно проведенного мероприятия?
.Какой вы видите свою центральную аудиторию? Сегментируете ли вы ее?
.На какие группы аудитории вы ориентируетесь прежде всего?
.Кто чаще всего сюда приходит? Если у вас постоянная аудитория? Какую примерно часть она составляет от общего числа посещений, скажем, за месяц?
.Посетители чаще всего приходят с друзьями или по одиночке? Быстро ли они включаются в коллективные действия?
.На что вы хотите, чтобы зритель обратил свое внимание? За счет чего это достигается (может достигаться)?
.Как проходит ваше взаимодействие с посетителями? Приведите, пожалуйста, пример. Получаете ли вы фидбэк от публики во время или после мероприятия?
.Учитываете ли вы пожелания публики? Каким образом?
Категория: организаторы фестиваля (эксперты)
Блок 1. Ключевые функции и процесс организации
1.Расскажите о себе. Сколько Вам лет? Какое у Вас образование? Когда вы впервые занялись организацией музыкальных мероприятий?
2.Расскажите коротко об истории и концепции фестиваля и Вашей работе в нем.
3.Что входит в ваши обязанности?
4.Опишите основные этапы организации фестиваля
Блок 2. Проведение
1.Как происходит выбор места для проведения фестиваля? Существуют ли какие-то важные критерии выбора? Соотносится ли он каким-либо образом с концепцией?
.Как происходит отбор исполнителей? / Каких исполнителей вы приглашаете?
.Вовлекаете ли вы участников в работу над созданием программы фестиваля?
.Есть ли у вас примеры или ориентиры при проведении мероприятия?
.Расскажите поподробнее о предыдущих местах проведения фестиваля.
.Каковы факторы смены места клуба/фестиваля?
.Как проходило перемещение на новое место?
.Какие отличия нынешней площадки кажутся вам наиболее существенными от предыдущей/предыдущих?
.Есть ли у данного фестиваля особенности, которые отличают его от прочих, проходящих в Москве? Есть ли, напротив, в Москве места «близкие по духу» вашему фестивалю? (Пытаетесь ли Вы с ними сотрудничать?)
Блок 3. Взаимодействие с публикой
1.Каковы для вас признаки (критерии) удачно проведенного мероприятия?
.Какой вы видите свою центральную аудиторию? Сегментируете ли вы ее?
.На какие группы аудитории вы ориентируетесь прежде всего?
.На что вы хотите, чтобы зритель обратил свое внимание?
.За счет чего это достигается (может достигаться)?
.Как вы обычно взаимодействуете с посетителями? Получаете ли вы фидбэк от публики во время или после мероприятия?
.Учитываете ли вы пожелания публики? Каким образом?
Приложение 2
Транскрипт интервью
Анастасия (интервьюер): Привет. Меня зовут Анастасия. Я студентка Высшей Школы Экономики. Сейчас я провожу исследование, посвященное тому, какое значение место проведения музыкальных мероприятий имеет для посетителей. Для начала я бы хотела, чтобы ты представилась и немного рассказала о себе. Сколько тебе лет? Где учишься?
Марина (информант): Надеюсь, возраст останется между нами? Я его в последнее время стесняюсь. Я Марина. Мне 26 лет. Родилась я в городе Санкт-Петербурге, но побывала в нем только в прошлом году. А так я пятнадцать лет прожила в Актау. Это портовый город такой в Казахстане, на берегу Каспийского моря. Последние восемь лет живу и работаю в Москве. Как-то так.
А: Какие концерты, музыкальные мероприятия, фестивали ты посещаешь? Как ты их выбираешь?
М: На самом деле я выбираю всегда по исполнителю. Мне не столь важна площадка, как важен исполнитель. Конечно, зимой проще, потому что какие у нас там площадки? «Yotaspace»….Так вот, зимой проще решать этот вопрос, как правило, потому у нас там «Yotaspace», «16 тонн». Что там еще? «Stadium Live», но и то я там как-то редко бываю. Я за последние года четыре была там два раза. В основном это «Yotaspace». Ну, как-то так получилось. Вот. Раньше еще была более такая площадка, куда я часто ходила, называлась «Arena». Сейчас там нет моих любимых исполнителей, на каких я могла бы пойти, послушать. Вот. Летом гораздо…(пауза). Ммм…летом (задумчиво). Ой, в принципе, летом тоже можно что-то посмотреть. Фестивалей очень много – в пределах города и за городом. Ну, единственные фестивали, которые я пропускаю, которые очень далеко. То есть «Alpha Future People», туда я не попадаю. Там, такие…Какой у нас еще фестиваль есть? «Дикая мята». Тоже очень хотела бы попасть, но далеко. То есть пока я доеду, мне уже на работу нужно будет. То есть как-то так.
А: А как давно ты увлекаешься походами на концерты?
М: На самом деле, блин, я сегодня открывала Last. Last.fm, может, слышала такой сайт?
А: Знаю
М: Вот. Заходила туда, и там удобная функция – смотреть события, которые ты посетил, либо которые близки по твоим предпочтениям. Вот. И я сегодня как раз заходила туда. Посмотрела…с 2012 года я начала ходить на концерты. Аааа…все началось с группы The Kooks (смеется).Вот. Как-то потом…. Ну, я как-то начала интересоваться, потом познакомилась с людьми, которые более-менее прошаренные в концертах. У меня есть человек, который (пауза) прошарен настолько, что он на любой концерт может попасть бесплатно, но это надо знать, к кому обращаться, что делать. Он может просто даже не ради концерта пойти на концерт, а ради, того, чтобы, не знаю, автограф получить, барабанную палочку словить, медиатор словить. Я потом подхожу: «Ромка, че сегодня словил? Какой улов?» Он показывает: «Два медиатора и барабанная палочка!» (смеется).Я этого чувака, кажется…откуда я его знаю? С Боско Фрэша, кажется, трехлетней давности…То есть он на всех фестивалях, концертах. Как-то так. Ну, мне самой это интересно. Я думаю: «Блин, живем один раз». Приезжает какой-нибудь хедлайнер, да и не только какой-нибудь. Вон, я была на концерте группы A-ha, которая недавно приезжала. Я такая: «Ну, мама обзавидуется!»
А: А что, по твоему мнению, представляет собой хороший фестиваль? На который бы ты точно пошла?
М: Хороший? Хммм….хороший. Где мало народу (смеется). Чем меньше народу, тем лучше. Но, к сожалению так, не получится, потому что все хотят послушать, все хотят прийти. Вот. Ну, я даже не знаю. Вроде сейчас на фестивалях все есть: и фудкорты, и лаундж-зоны, и какие-то увеселительные мероприятия, и конкурсы. Вот на «Пикнике Афиши» бываю. Там мне нравится, что ты приходишь, гуляешь, смотришь. Где-то там инсталляция чего-то, где-то – магазинчики, где-то – магазины одежды. В том году было, по крайней мере, нововведение – магазины одежды там выставили свои. Вот. Тоже можно было походить-побродить.
А: А про «Форму» ты откуда узнала?
М: Ой, про «Форму» я узнала…Эм. Ну, сначала – это было, кажется, тоже в году 2012 – мы туда пошли с однокурсницей. Он тогда еще в Бауманском саду был. Маленький такой парк, и народу не очень много было. Вход к тому же свободный был – можно было зайти, посмотреть, послушать. Но (пауза) я там и недолго была. Но вроде неплохо было. А в прошлом году…Я просто работаю на Винзаводе, и у нас там часто, когда проходишь, такая ну…пока идешь вдоль Винзавода, на стенах там часто рисуют граффити и что-то пишут, плакаты вешают обычно. Недавно вот открытие клуба «Шаги» было, и плакаты висели там: «Открытие клуба «Шаги»»!». Смотрю на число: «Нет, я в этот день работаю». Прохожу мимо. То есть вот эту «Форму» я увидела как раз-таки идя мимо, идя по дороге к «Винзаводу» на работу. И «О, что-то интересное! Надо сходить». Вот.
А: Ты ничего не узнавала предварительно о том, где это будет проходить? Или про историю фестиваля?
М: Нет. Про историю не узнавала. А так (пауза). Ну, там было написано…что там? Завод «Кристалл», бывший завод «Кристалл». Думаю: «Ну, прикольно!». Сейчас же модно устраивать площадки музыкальные, какие-то площадки именно…ну, как ЦФИ «Фабрика». Я, правда, не знаю, где это находится (смеется). На карте надо посмотреть. Вот тоже такая какая-то наподобие промзоны, может быть, на знаю. Заброшенное место такое, которое превратили в площадку. Вот. А тут «Кристалл». Я потом, после этого фестиваля, прочитала, что вообще этот завод был старым и функционировал то ли до 2013. То есть совсем недавно сам завод переехал то ли на Варшавку, то есть он функционирует, но переехал в другое здание. А вот это здание красивое, старинное оно осталось, и… Там даже вот я зашла, походила по этому зданию. Ну, оно огромное… То есть заходишь в какую-нибудь комнатку, эм…и там до сих пор календари висят старые. На столе лежит какой-то справочник. Толстенный, тяжеленный, старинный как-то. На полу краска какая-то валяется. Такой «приходил Антошка, поиграл мы немножко». (смеется). То есть, блин, ну, на стене там висит старый-старый телефон – видимо, связь с вахтером или кем-то еще. Много интересных вещей. Мы просто ходили, рассматривали это все, как в музее. То есть в столе там какие-то бумажки, гайки, бутылки. Ходишь там, все это трогаешь, рассматриваешь. И все это можно трогать.
А: Можно было свободно ходить по заводу?
М: Да-да. То есть все вокруг было абсолютно свободно.
А: Понравился ли тебе сам фестиваль?
М: Ну, если по музыке, то там в основном диджеи играли Честно говоря…блин, я особо не запомнила, кто там играл. К сожалению, не запомнила. Я больше гуляла, и для меня это было больше познавательное мероприятие. Больше не музыкальное, хотя я пришла вроде музыку послушать как бы. Но получилось, что не только музыку, потому что мне вроде стало скучно. Я пошла одна. Вот. Решила пройтись по территории. Подумала: «Что это за место такое?». Не просто голая площадка, а действительно завод. Такое здание старинное. Погулять надо, посмотреть, что это. Вот. Ну, знаешь, как фестиваль «Экстрасенса». Хотя нет, «Экстрасенса» был на закрытой площадке, в «Yotaspae» в феврале, и…На «Экстрасенсе» тоже как-то…Если бы он проходил тоже на такой площадке, и было бы много увеселительных мероприятий…Там же всякие лекции были на вот этой площадке, на «Форме». Лекции. Потом я зашла в огромный зал. Какой-то склад, видимо. Там люди… Знаешь, такие большие тележки грузовые? Такие низкие и широкие на четырех колесах, а сбоку держалка сама. И заходишь, в общем, на этот склад, и люди на этих тележках катают друг друга. Просто на скоростях там, блин. Понимаешь, гонки без правил. Даже было смешно (смеется). То есть я уже плюнула на музыку. Думаю: «Ну, ладно!». Все равно все незнакомые какие-то играют. Я там постояла сначала, посмотрела. Paloma Hik, по-моему, выступали. H-I-K. Вроде правильно. Вот. Ну, вроде ничего. Как-то так.
А: А есть какое-нибудь яркое впечатление, связанное с посещением этого фестиваля?
М: Вот эти кабинеты с календарями, со справочниками. Вот.
А: А запомнилось что-то во время первого посещения фестиваля?
М: Особо нет (пауза, задумывается). Там особо и места не было, по-моему, чтобы как в Парке Горького гулять, где зелень кругом. Фудкорты они, как правило, везде те же самые…Компании, которые на фудкортах, всякие там. Я даже не вспомню, кто там у нас – всякие бургерные, чебуречные и так далее – они все одинаковые, что на «Пикнике», что на «Форме» той же, что на Faces&Laces. Тоже вот каждый год хожу. Самое любимое мероприятие. Так уж повелось, что я люблю граффити, правда, сама нифига рисовать не умею. Я люблю смотреть, как рисуют другие, и, если они рисуют хорошо, то это очень круто.
А: Faces and Laces, в частности, тебе из-за этого нравится?
М: Да. Там вот эта вот субкультура. Хип-хоп. То есть там музыкальная тема очень… Какая-то музыкальная тема – тоже там акустическая, диджеи, хедлайнер. Потом какая-то спортивная тема.
А: А есть что-то, что тебе не понравилось в «Форме»? Допустим, в организации?
М: Ой, я такой человек в розовых очках. На самом деле мне сложно…Ну, я не знаю, не скептик в этих делах. Я просто понимаю, что люди все равно стараются и пытаются сделать жизнь молодежи ярче. Единственное, это пример Bosco Fresh…что-то он каждый год меняет площадку. Как-то это немножко грустно. В этом году они собираются провести фестиваль на ВДНХ, где пусто. То есть, ну, блин… Ну, Bosco сейчас будет в пятый раз. Сейчас вот на ВДНХ они будут. Прошлый раз они были в саду Эрмитаж, год назад. Потом в Музеоне были и два раза были – в Парке Горького. (Пауза) Просто в парковых обычно проводят фестивали, куда приглашают ну, более таких знаменитых людей, исполнителей. Или там Bosco Fresh как-то зовет иностранных артистов, а на индустриальных площадках больше как-то наши – диджеи, например. Я бы не удивилась, если бы «Экстрасенсу» куда-нибудь закинули…там либо на улицу 1905 года. Там вот, если проехать, не помню адрес, там тоже индустриальная площадка есть. Не помню, как называется. Трехмануфактурная что-то там. Что-то недавно ее открыли. Вот как-то так.
А: Возвращаясь к «Форме». Насколько удобным для тебя было пространство, где проходит фестиваль?
М: Ну, я взяла карту, и в принципе мне легко было ориентироваться. На входе можно было взять карту мероприятия. Естественно, я на этом заводе была впервые. Я, конечно, пока нашла дорогу…Вроде на карте дома посмотрела: «Так, это вроде, если идти мимо Винзавода, мимо бывшей Армы. Так, там перейти дорогу, перейти реку. Ляляля-тополя». И даже с Курского вокзала этот завод видно. Там вот эти две трубы высокие. Его видно. Но идти до него очень долго, то есть я шла, не знаю, минут тридцать от метро. То есть долго. А так в принципе хорошо все. Была карта. Я потом посмотрела…ну, так, прошлась по каждой зоне. Акустическая сцена – так, диджеи – ага, так, электронная – угу, фудкорт – понятно. То есть как-то так. Вот. Потом погуляла по самой территории, потом внутрь зашла в конце. Ну, было весело. Прилично в принципе.
А: А сколько времени ты вообще там провела?
А: А ты бы в этом году пошла на него, если бы он проходил в том же месте?
М: Почему бы и нет?
А: А если бы он поменял площадку?
М: Тоже можно. То есть это мероприятие такое недорогое в принципе, и есть на что посмотреть. Я бы вот на новогодний их концерт сходила. Он, кажется, в прошлом году было, но о нем вообще как-то мало людей знало. Никаких плакатов я не видела.
А: По поводу публики? Как тебе публика фестиваля «Форма»?
М: Ну, молодежь. Такие ребята-хипстеры, конечно. Вот.
А: А ты в принципе общалась с кем-либо из других посетителей? Познакомилась?
М: Ммм, да. Я там познакомилась с молодой парой, но, правда (пауза). В общем, молодой человек девушки что-то сильно напился, и его не пустили на площадку короче. И я как бы…Ну, в общем, вечер был у нее испорчен, и пришлось ее как-то, ну, утешать немного. Блин, хотя вроде, только познакомилась…Мне ваши проблемы вообще как-то не алё. Как вы, так и мои вам. Просто я потом…Света ее зовут, да. Я потом ей сказала: «Света, блин, ну, вы же знаете, что на фестивалях, на концертах не пускают с напитками, тем более алкогольными». А он, значит, взял с собой. Стоит и прямо вот около входа прибухивает короче. Я не знаю…я не помню, что он там взял. Джеймисон, по-моему. Бутылка Джеймисона была. Ну, естественно, Света не может его оставить как бы. В принципе там легко познакомиться, просто (пауза) Ну, и в принципе я обычно на концерты одна хожу. Никогда никого на буксире не тащу, потому что в последний момент всегда этот буксир как бы: «Ой, я не могу. Ой, я заболела. Ой, у меня планы поменялись. Ой, меня попросили с ребенком остаться». (стучит ладонью по столу). И я всегда одна. Купила билет, и если мне хочется какую-нибудь компанию, я просто пишу вконтакте в статусе: «Ребята, кто идет туда-то сюда-то? Погнали». Никто не ответил – ну, ладно иду одна. Повеселюсь одна. Я как-то такой открытый человек, и если настроение есть, то и познакомиться могу, и телефон дать, в контакте добавить, ляляля-тополя.
А: А ты делишься впечатлениями после концерта? Вообще, насколько часто?
М: Ой, конечно. Ну, если мне не лень. Ну, например…Я, конечно, стараюсь это делать, потому что, ну, тоже хочется показать, что я не просто дома сижу. Не просто какой-то валенок, который свои выходные там дома пролеживается (смеется). Значит, обычно дело это происходит в инстаграме, и в инстаграме, слава богу, уже есть такая функция – дубляж на фейсбук и дубляж в контакте. То есть я обычно в конакт и на фейсбук дублирую. Вот. Но…я все хотела про Земфиру написать. Я ж на концерте Зефиры 3 апреля была. Тоже, блин, она такая замечательная. Такая крутая. Такой циник. И что-то все думала-думала. Ну, я…Ну, я типа журналист же, да. Я обычно, если пощу что-то, то надо же такую телегу запостить, чтобы все почитали. Кучу хештегов еще обязательно, чтобы там понаходили меня. И находят. Вот твой пример. Но что-то я как-то обленилась и «Ну, через неделю», «ну, через две», «ну, в конце месяца, когда буду подводить итоги апреля», а потом первое мая. Твою мать! (Пауза) Все равно на любом концерте, на любой площадке всегда запоминается что-то: либо исполнитель, либо какая-нибудь любимая песня спетая, которую ждешь весь концерт, и исполнитель ее поет…или там по каким-то ощущения, либо по каким-то знакомым. Вот. Как-то так.
А: А есть какие-нибудь планы на ближайшие концерты и фестивали в этом году?
М: Ну, вот я хочу попасть на фестивали. Ммм…На Bosco Fresh это просто уже традиционно. Я каждый годы хожу, даже если исполнители незнакомые, но я все равно хожу посмотреть, себя показать, послушать, познакомиться с новыми какими-то талантами или старых послушать людей. На «Пикник Афиши» тоже хочу попасть. Там вроде обещают неплохой лайн-ап. Что еще? Что-то я еще смотрела сегодня. Сейчас вот в мае я иду в клуб «Конструктор»…Кстати, по поводу неудобства площадки. Самая неудобная площадка – это клуб «Конструктор». Просто вроде, когда посмотришь по карте, ну, клуб «Конструктор», Кутузовский проспект, там-то сям-то. Идти вроде недалеко. Пока я нашла этот клуб, я просто обматерила всех. Он тоже находится на территории, кстати, какой-то фабрики, что-то такое. Я подошла к одному входу, а там шлагбаум прямо впритык к стенам расположен, то есть ты никак не пройдешь. Там не то чтобы машина не проедет, там даже человек мимо него не пройдет. И стоит охранник. Я говорю: «Мне нужен клуб «Конструктор». А там виниловая ярмарка происходила, и мне нужно было туда попасть. И он: «Ну, это со стороны набережной». А я говорю: «А где набережная? В какую сторону пилить-то?». А вокруг дом везде, везде тупики какие-то, гаражи стоят. Никакой набережной не видно. И потом оказалось, что вход в клуб «Конструктор» это вообще с другого корпуса, и там надо обойти через набережную, блин, зайти. Я там уже начала просто отлавливать взглядом людей с пластинками. Так, человек с пластинкой! Он вышел оттуда. Значит, надо идти туда. То есть как-то так. Вот. То есть неудобная по расположению прям жуть. Но, видимо, аренда дорогая в центре. То есть, если клубы «16 тонн» рядом с метро, на «Улице 1905 года». Там Powerhouse. В принципе он…ну по крайней мере, я знаю, где он находится. Тоже была там много раз. Но там тоже надо идти по улице какой-то так. Ляляля-тополя. (Пауза) Вообще, я себя комфортно чувствую там, где я знаю, что и где точно находится. Знаешь куда идешь. Знаешь куда сесть или встать, когда придешь. Как-то так.
А: Спасибо тебе большое за ответы.
М: Рада была помочь, если что.