- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 10,5 kb
Общественные профессиональные объединения: принципы организации, задачи, содержание деятельности
СОДЕРЖАНИЕ
1. Нормативы по штатам
. Нормативы по фондам
Библиографический список литературы
1. НОРМАТИВЫ ПО ШТАТАМ
Комплекс нормативных библиотечных документов – это своеобразный свод правил, регулирующих отношения, возникающие в процессе совместной трудовой деятельности. Персонал библиотеки регламентируется также как и другие библиотечные процессы. Основой организации деятельности персонала является Трудовой кодекс РФ. Он определяет время работы, время отдыха, ответственность работодателя и ответственность работника, условия охраны труда, находит решение многим проблемам, возникающим в процессе трудовой деятельности.
Большое значение для определения порядка и организации деятельности персонала имеют: Федеральный закон Российской Федерации о библиотечном деле в Российской Федерации, Закон Белгородской области о библиотечном деле в Белгородской области, Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки Российской библиотечной ассоциации. На основе этих основополагающих документов в прямой зависимости от местных условий создаются подзаконные локальные нормативные акты: Устав или Положение о библиотеке, Положение об оплате труда, Штатное расписание конкретной библиотеки, Тарификационный список сотрудников, Персональная должностная инструкция, Аттестация рабочего места.
Любая организация начинается с определения целей и задач деятельности, численности сотрудников. Численность персонала библиотеки определяется нагрузками. В сфере обслуживания это 750 читателей на 1 работника в городской местности, 500 – в сельской местности, 650 читателей – на 1 детского библиотекаря. Ставка библиографа вводится в штат при наличии 5 тысяч читателей. Отдел комплектования формируется традиционно от числа новых поступлений. Их должно быть не менее 6 тысяч печатных единиц на 1 сотрудника.
В настоящее время, когда количество новых поступлений не соответствует указанным нормативам, в числе поступлений все чаще появляются электронные документы, а устаревание информации происходит с интенсивностью снежного кома, пересматриваются и нагрузки ОКиО с учетом процессов интенсивной очистки морально устаревшего документного фонда (рекомплектования), создания электронных версий каталогов, внедрения штрихового кодирования литературы и т.п.
Распределение обязанностей начинается со штатного расписания, которое определяет структуру библиотеки в зависимости от ее группы по оплате труда, должности сотрудников, разряды по оплате труда, размеры должностных окладов с учетом конкретных должностей, профессиональной подготовки сотрудников, наличия или отсутствия регулярных доплат. Здесь же закладывается количество обслуживающего персонала с учетом размеров площадей, технического состояния помещений. Так, ЦБС г. Губкина имеет 14 помещений, для обслуживания которых предусмотрено 1,5 ставки рабочего, 11 ставок уборщиков, 2 сторожа. Гардеробщики принимаются при наличии гардероба с 150 крючками для одежды. Их в системе 8 человек.
Штатное расписание составляется на каждое структурное подразделение библиотечной системы: филиал, отдел, сектор, отдельные должности. Все это суммируется на месяц, год.
Усложняются процессы, появляются новые виды работ и изменяется штатное расписание. Так, должность художника, которая была введена с момента централизации библиотек, была упразднена и заменена на должность заведующего сектором библиотечного дизайна. В сектор введена дополнительная единица библиотекаря-дизайнера. Это вызвано современными реалиями, когда придается большое значение организации пространства для книги и читателя. Изменились и требования к профессии художника. От оформления выставочного пространства к созданию интерьера библиотечных зон.
Определив численность и качественный состав персонала, перейдем к нормативам по оплате его труда. Положение об оплате труда библиотеки разрабатывается на основе законных и подзаконных актов о труде, отраслевых законов и нормативов. «Положение» учитывает такие параметры как характер трудовой деятельности, наличие вредных для здоровья факторов, доплаты за интенсивность труда, творческий потенциал сотрудника, наличие правительственных и отраслевых наград.
Далее составляется персональный тарификационный список, где заработная плата каждого сотрудника исчисляется в зависимости от характера его деятельности и интенсивности труда, размера его доплат, премий и т.д.
Основной правовой формой индивидуального регулирования труда, юридической базой трудовых отношений в библиотеке является трудовой договор. В отличие от других локальных нормативных актов он позволяет всесторонне учесть способности конкретного работника. Трудовой кодекс РФ устанавливает, что трудовой договор является двусторонним соглашением между работником и работодателем (ст. 56). Только после подписания этого договора юридически оформляется прием сотрудника на работу.
Трудовой договор заключается в письменной форме (в двух экземплярах) с каждым вновь принимаемым на работу независимо от срока договора (на неопределенный срок, определенный срок) и характера работы (по основному месту работы, по совместительству, надомная работа и т.п.) (ст. 57,58,60 ТК РФ).
По трудовому договору работодатель обязуется предоставить работу по конкретной трудовой функции, обеспечить условия труда в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором и профильными локальными нормативными актами, своевременно и в полном размере выплачивать заработную плату. Работник, заключивший трудовой договор, должен выполнять работу по соответствующей трудовой функции (специальности, квалификации или должности), соблюдая Правила внутреннего трудового распорядка (ст.56 ТК РФ). Укажем, что администрация библиотеки не вправе требовать выполнения работы, не обусловленной трудовым договором (ст.60 ТК РФ).
Содержание трудового договора регламентировано статьей 57 Трудового кодекса РФ и включает такие обязательные позиции, как:
фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя, заключивших трудовой договор;
сведения о документах, удостоверяющих личность работника;
место работы (с указанием структурного подразделения);
трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии или специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работы);
дата начала работы;
условия оплаты труда (размер должностного оклада, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);
режим рабочего времени и времени отдыха;
условие об обязательном социальном страховании работника.
Не менее ответственный момент в деятельности библиотеки – составление должностной инструкции сотрудника. Каждый сотрудник библиотеки должен иметь персональную должностную инструкцию. Ее цель – регламентировать организационно-правовое положение, круг обязанностей, прав и ответственности работника, что обеспечивает условия для эффективной трудовой деятельности.
Должностные инструкции дают возможность рационально распределять кадровые ресурсы, а также определяют параметры и показатели оценки работников. Они же выступают в качестве основы для аттестации сотрудников. В должностной инструкции представляется характеристика исполнителя должности, содержатся требования к образованию, повышению квалификации, стажу работы. Описывается круг конкретных функций сотрудника, его права, ответственность, кому подчиняется и дает распоряжения (если руководит подразделением).
Должностные инструкции составляются в соответствии с «Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих» (1998 г., с последующими изменениями). «Тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями) по должностям работников культуры РФ» (1995). Еще один документ, необходимый для составления должностной инструкции – «Межотраслевые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках» (1997). Здесь нормированы все основные виды работ, выполняемых сотрудниками библиотеки: комплектование и учет фонда, библиотечная обработка документов, обеспечение сохранности фонда, обслуживание читателей, методическая, массовая, справочная, информационно-библиографическая работа и другие. Именно данные нормы рекомендованы для использования при организации труда и установлении конкретного задания для библиотечного персонала.
Кроме нормирования отдельных процессов важно выработать критерии оценки конкретных видов деятельности для распределения участков работы между сотрудниками. Помимо учета квалификации работника эти критерии оценки должны содержать и основные требования к рабочему месту, так как в библиотечной деятельности в равных долях существует труд регламентированный и творческий. Процедура оценки сложности и качества работ предусматривает описание состава трудовых функций, характерных для той или иной должности. Для этого должны быть изучены квалификационные требования к рабочим местам, технология конкретных видов работ, организационно-технические условия их выполнения, после чего оформляется должностная инструкция на конкретное рабочее место.
Наряду с обозначенными параметрами при составлении персональной должностной инструкции целесообразно принимать во внимание психологические и физические особенности работника библиотеки.
Э. Сукиасян обращает внимание на то, что со сменой библиотечного работника на освободившуюся вакансию часто приходят люди с более низкой квалификацией. Как в этом случае составить должностную инструкцию, чтобы сохранить мотивацию у специалиста к повышению квалификации и защитить права читателя на качественное обслуживание? Он в частности предлагает. «Любая должностная инструкция в части, начинающейся словами «Работа в данной должности требует от работника следующей квалификации…», должна содержать опережающие требования. Сотрудник обязан знать, по каким именно параметрам он не соответствует занимаемой должности. Если речь идет об образовании – придется учиться. Нет нужных навыков, опыта – надо освоить новый для себя процесс, участок.
Должностная инструкция – тот самый инструмент, который может заставить сотрудников лучше трудиться, больше учиться, осваивать новое. Это происходит в том случае, если в библиотеке до того, как начался процесс составления «на каждого» должностной инструкции, была составлена «Характеристика рабочего места». Противоречия между требованиями «Характеристики», с одной стороны, и знаниями, умениями конкретного сотрудника – с другой, создают проблемную ситуацию, которая разрешается с помощью непрерывного образования.
Независимо от характера и содержания деятельности библиотеки, ее организационно-правовой формы, компетенции, структуры и других факторов руководство библиотеки наделяется правом издания распорядительных документов (РД).
Основное назначение РД – регулирование деятельности. РД содержат решения, идущие по системе управления «сверху вниз», поэтому только они реализуют управляемость библиотеки по вертикали. В юридическом плане РД относятся к нормативным правовым актам. Издаваться РД могут в условиях коллегиальности или единоличного принятия решений, от чего зависит вид РД. Так, в коллегиальных органах управления издаются постановления и решения. Во всех случаях единоличного принятия решений издаются приказы, указания и распоряжения.
Важнейшим моментом в издании РД данного вида является процедура документирования. Основанием для издания РД могут являться различные документы из состава других систем документации: заявления, докладные записки, справки, предложения, заключения, акты, деловые (служебные) письма. Эти документы инициируют решение.
Таким образом, работа персонала любой библиотеки регламентируется специальными нормативами, отражающими специфику библиотечного учреждения и профессиональную подготовку сотрудников.
библиотека фонд штатный документный
2. НОРМАТИВЫ ПО ФОНДАМ
Документный фонд публичной библиотеки обязан отвечать сложившемуся в обществе многообразию мнений, точек зрения, потребностям населения в информации. Кроме того, политика формирования фонда ориентирует библиотеку на стратегию доступа ко всей имеющейся информации, а не только к ее собственным ресурсам.
Там, где имеются значительные социокультурные различия или иные особые обстоятельства, средний показатель может корректироваться (увеличиваться или сокращаться), так как величина фонда зависит практически от реальных потребностей местных жителей, места и роли конкретной библиотеки, близости других библиотек, доступа к внешним ресурсам, финансовых возможностей. Центральная библиотека должна располагать увеличенным объемом фонда: дополнительно из расчета от 0,5 до 2 томов на одного жителя.
В универсальном фонде публичной библиотеки, если в микрорайоне обслуживания нет специализированной детской библиотеки, литература для жителей в возрасте до 15 лет должна составлять от 30 до 50% фонда библиотеки и включать документы на различных носителях, а также обучающие и развивающие программы, игры и т.п.
Величину собраний для этнических групп пользователей целесообразно определять с учетом международных принципов, т.е. при численности 500 жителей – 100 томов; при численности до 2000 жителей – из расчета 1 том на 10 человек.
Для сохранения значимости фонда публичной библиотеки необходимо его постоянное обновление. В составе фонда должно содержаться до 50% наименований новых изданий на различных носителях. Ежегодные поступления соответствуют пропорции: 1 том на 50 человек для районов, где проживает более 2000 и 1 том на 25 человек для районов, где проживает до 2000 представителей национальных меньшинств. Для сохранения значимости фонда публичной библиотеки необходимо его постоянное обновление. В составе фонда должно содержаться до 50% наименований новых изданий на различных носителях.
Публичная библиотека любой территории должна иметь возможность получать местные газеты и журналы, в том числе не менее одного экземпляра региональной периодики (газеты, журналы) не менее двух государственных ежедневных полноформатных газет; не менее одной общегосударственной воскресной полноформатной газеты. Объем фонда периодических изданий определяется из расчета 10 изданий на 1000 жителей; базовая обеспеченность публичной библиотеки периодикой – не менее 150 названий.
Публичная библиотека стремится обеспечить достаточную полноту фонда справочных и библиографических изданий (не менее 10% к общему фонду). Фонд справочных и библиографических изданий должен быть доступен любому пользователю в любое время, поэтому преимущественно должен использоваться в стенах библиотеки. Библиотека является источником библиографических данных о собственном фонде и о внешних библиотечных ресурсах. В этой связи в справочно-библиографическом аппарате публичной библиотеки находит адекватное отражение не только фонд самой библиотеки, но и местонахождение документов или информации в других библиотеках и организациях.
Публичная библиотека отражает местную историю и сохраняет культурные традиции в контексте истории и культуры всей страны. В этой связи ценность ее фонда возрастает от наличия в нем краеведческих изданий, местных документов, документов на языках этнических групп, других уникальных коллекций.
Сроки хранения отдельных частей фонда библиотеки зависят от существующих потребностей и востребованности со стороны пользователей, а также от состояния документов, степени их устарелости или износа. Документы, изъятые по той или иной причине из состава фонда, но еще пригодные к использованию, необходимо предложить другим библиотекам.
Документы, имеющие непреходящее значение для данной местности, должны оставаться в составе фонда библиотеки. Единственный экземпляр таких документов может храниться в традиционном виде (если имеются для этого условия) или быть преобразован в иной вид носителя (например, в электронную форму).
Эти нормативы Модельного стандарта публичной библиотеки, разработанные Российской Библиотечной Ассоциацией носят рекомендательный характер, хотя и необходимо стремиться к ним уже потому, что каждый человек согласно Конституции РФ имеет право на исчерпывающую информацию. Библиотека также, по закону, наделена правом разработать свою инструкцию или положение о нормативах на недостачу, но делать это она не обязана. Тем не менее, если подобный документ создается, он должен быть утвержден у учредителя и согласован с собственником имущества. Кроме того, библиотека имеет право создавать локальные нормативно-правовые акты по методике проверки фонда, о сроках хранения документов в принадлежащих им фондах (если это не обязательные экземпляры документов).
Таким образом, документные фонды библиотек имеют свою специфику и нормативы комплектования, рекомплектования, обеспечения сохранности. Использование указанных нормативов обеспечивает конституционное право населения на доступ к информации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Конституция Российской Федерации 1993 г. – М.: АСТ, 2002. – 64 с.
2.Трудовой кодекс Российской Федерации 2001 года в редакции федеральных законов на 27.04.2004 г. // Полный сборник кодексов Российской Федерации. – М.: «Информэкспо», Воронеж: Изд-во Борисова, 2005. – С. 613 – 666.
.Федеральный закон Российской Федерации «О библиотечном деле» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ) (Излечения) //Б-ка и закон: Юридич. журнал-справочник. Вып. 20 – М.: Либерея, 2006. – С. 178-179.
4.Закон Белгородской области о библиотечном деле в Белгородской области от 9 ноября 1999 г. №81 //Б-ка и закон: юридич. журнал-справочник.- М.: Либерея, 2001. – Вып. 10. – С. 55-74.
5.Бойкова, О.Ф. Локальные нормативные акты библиотек / О.Ф. Бойкова //Библиотека и закон: справ. Вып. 15. – М.: Либерея, 2003. – С.59-62.
6.Клюев, В. Современная правовая база управление персоналом библиотеки / В. Клюев // НБА. – 2007. – №2. -С.30-45.
.Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки / Российская Библиотечная Ассоциация (РБА); Сост. Л.В. Куликова и др. – Новоуральск, 2002. – 24 с.
.Сукиасян, Э. Должностная инструкция и непрерывное образование / Э. Сукиасян // НБА. – 2000. – №3. – С.43-46.
.Уралова, А. Внутренняя нормативная документация ЦБС / А. Уралова // НБА. – 2001. – №.2. – С.63-65.
.Шилов, В. Можно ли заложить в нормативы недостачу? / В. Шилов // НБА. – 2001. – №.1. – С.22-31.