- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 19,33 kb
Первый русский фарфор
1. Первый русский фарфор
Первыми изделиями Невской порцелиновой мануфактуры, которые дошли до нас, являются образцы русского фарфора 1748 года. Предметы, изготовленные ранее, по-видимому, не сохранились до наших дней. Наиболее ранним образцом виноградовского фарфора является уже упоминавшийся ставок. Ставок еще не имеет живописи, но украшен лепным рельефным рисунком. На нем нанесена подглазурной кобальтовой краской марка. Она представляет собой как бы дробь, в числителе которой стоит год изготовления «1748», а в знаменателе «W». Так Д.И. Виноградов помечал свои изделия, ставя год изготовления и заглавную букву своей фамилии латинским шрифтом.
В первые годы создания Невской порцелиновой мануфактуры там изготовлялись лишь изделия небольших размеров – «посуда малой руки», как выражался Виноградов. Такие изделия менее капризны в производстве. Кроме того, объемы существовавших тогда обжигательных печей не давали возможности делать крупные вещи.
Об ассортименте изделий, выпускавшихся на порцелиновой мануфактуре в 1749-1750 годах, можно судить по «Запискам о фарфоре» Д.И.Виноградова, где он упоминает о миске, чашках с крышками, о кофейнике, чайных чашках и фарфоровых яйцах. В апреле 1750 года были изготовлены блюда, а также коробки с выпуклыми цветами. Д.И.Виноградов писал, что коробки, которые «цветами обложены», он сам возил «господину барону».
Из выполненных в 1749 году изделий до наших дней дошла чашка с рельефным украшением, изображающим виноградную лозу. На чашке имеется марка ——- , нанесенная подглазурной кобальтовой краской.
Этот редкий экземпляр первого русского фарфора хранится сейчас в Государственном Эрмитаже в Ленинграде.
К числу первых виноградовских изделий принадлежит также высокая фарфоровая стопка с восьмигранным низом, хранящаяся в Русском музее в Ленинграде. Синей подглазурной краской на изделии изображена марка —- ——– , а также выдавленный в массе знак «4.16». Знак, очевидно, показывает номер массы, из которой было изготовлено изделие.
Та же, в Русском музее, среди образцов старого фарфора можно увидать несессер в виде спеленутого ребенка с маркой — ————- ; знак «СПБ» точно устанавливает, что это изделие было изготовлено на Невской порцелиновой мануфактуре.
В 1751 году на порцелиновой мануфактуре было начато изготовление фарфоровых табакерок. Как известно, в то время в среде придворной знати была распространена мода нюхать табак. В 1753 году в большом ходу были фарфоровые табакерки, изображавшие запечатанный почтовый конверт со штампом и фамилией адресата. Они понравились Елизавете Петровне, и на порцелиновой мануфактуре было налажено их производство по заказу знатных особ.
В газете «Санктпетербургские ведомости» от 19 марта 1753 года было опубликовано такое объявление:
« Господин бергмейстер Виноградов объявляет всем знатным особам, а особливо придворным обоего пола, которые изволят иметь порцелиновые табакерки в форме пакета с надписями, те б изволили присылать к господину Советнику Монетной канцелярии Ивану Андреевичу Шлаттеру, в Санктпетербург, формуляры, какую кто надпись и на каком языке изволит, которыми он господин Виноградов желает всех того требующих удовольствовать, а цена за табакерку с надписью, кроме обделки по 20 рублев» .
Кроме пакетовых табакерок, то есть имевших форму конверта, на порцелиновой мануфактуре делались также табакерки самых разнообразных форм и размеров. Так, например, среди вещей, оставшихся после смерти Д.И.Виноградова и хранившихся у него, значилось около ста круглых, овальных, четырехугольных табакерок, расписанных пурпуром, золотом и прочими красками.
В 1758 году порцелиновая мануфактура выпускала, кроме табакерок, самые различные фарфоровые изделия: чайники, молочники, масленки, кружки, чайницы, чашки, колокольчики, пуговицы, сахарницы, чашки полоскательные, блюдечки, подсвечники, кофейники, пуншевые ложки, курительные трубки, шпажные эфесы и др.
Из перечня видно, что порцелиновая мануфактура в то время представляла собой вполне налаженное производство.
Д.И.Виноградов был всей душой предан новому делу и страстно его любил. Он говорил: «Порцелинная фабрика ничто иное есть, как горная манифактура и между всеми прочими великолепнейшая».
Когда в России не было фарфора
До появления собственного фарфора Россия, как и Европа, покупала диковинный «звонкий товар» у иноземных купцов. Это были фарфоровые изделия из Китая, где впервые их стали изготовлять на рубеже VII-VIII веков. В Европу фарфор завезли купцы в XIII веке
Несмотря на то, что ввоз фарфора в европейские государства с годами заметно увеличивался, в описях королевского и княжеского имущества XVI века фарфоровые предметы все еще находились среди самых ценных и считались дорогими подарками. Вскоре фарфор стал модой, предметом собирательства и украшения дворцов.
Фарфор начали употреблять также и в качестве парадной посуды.
Европейцы пытались сами найти способ производства фарфора, но все их попытки до начала XVIII века кончались неудачами. Однако во время поисков был изобретен ряд превосходных материалов, по своему внешнему виду очень напоминавших дорогостоящий китайский фарфор. Так появилось венецианское молочное стекло, испано-мавританская керамика, итальянская майолика, английские и голландские фаянсы.
С открытием Мейсенской мануфактуры в обиходе русской знати стал преобладать саксонский фарфор.
В Европе фарфор называли порцелином. Это слова произошло от итал. «porcellino», что значит поросенок или свинушка. Своим внешним видом (формой, цветом, блестящей поверхностью) фарфоровые черепки напоминали вынутые из воды морские раковины, очень похожие на маленьких бело-розовых поросят. Слово «фарфор» появилось в русском языке в середине XVIII века. О его происхождении среди ученых существуют различные суждения. По мнению наиболее вероятному, оно произошло от арабского слова «фахфури», что значит императорский, – так называли на Востоке лучший по качеству фарфор, предназначавшийся для царствующих особ.
Привозной фарфор по-прежнему стоил недешево. Им могла пользоваться только знать. Простые люди во всем мире пили и ели, используя глиняную, деревянную и металлическую посуду.
Не знавшая своего фарфора Россия достигла непревзойденного мастерства в обработке художественных изделий из дерева, металла и керамики, среди которых большое место занимала посуда.
Рубеж между XVII и XVIII веками – период резкого перелома в истории России, она становилась на путь промышленного развития. Только в первой четверти XVIII века было создано свыше двухсот навых предприятий металлургической, текстильной, судостроительной и других отраслей промышленности. Россия постепенно освобождалась от необходимости ввозить многие промышленные изделия из-за границы. Некоторые отрасли промышленности приходилось создавать заново. Тогда же, при Петре I, были сделаны попытки наладить и производство фарфора.
Отсутствие фарфора чувствовалось все острее.
Тезисы
– Фарфор в течение многих столетий служит символом роскоши, достатка владельца. Фарфор – как и дорогие ювелирные украшения, например, – всегда в моде, он радует и восхищает, дорогой фарфор и антикварный фарфор по-прежнему доступны немногим.
– До появления собственного фарфора Россия, как и Европа, покупала диковинный «звонкий товар» у иноземных купцов.
– Европейцы пытались сами найти способ производства фарфора, но все их попытки до начала XVIII века кончались неудачами.
– Отдельные образцы китайского фарфора появились в России, по-видимому, в то же время, что и в европейских странах, – в XIII-XIV веках. Об этом свидетельствуют черепки разбитых блюд и кувшинов, найденные в разное время в старых культурных слоях на территории Московского Кремля.
– С открытием Мейсенской мануфактуры в обиходе русской знати стал преобладать саксонский фарфор.
В Европе фарфор называли порцелином. Это слова произошло от итал. «porcellino», что значит поросенок или свинушка. Своим внешним видом (формой, цветом, блестящей поверхностью) фарфоровые черепки напоминали вынутые из воды морские раковины, очень похожие на маленьких бело-розовых поросят. Слово «фарфор» появилось в русском языке в середине XVIII века. О его происхождении среди ученых существуют различные суждения. По мнению наиболее вероятному, оно произошло от арабского слова «фахфури», что значит императорский, – так называли на Востоке лучший по качеству фарфор, предназначавшийся для царствующих особ.
– Рубеж между XVII и XVIII веками – период резкого перелома в истории России, она становилась на путь промышленного развития.
– Тогда же, при Петре I, были сделаны попытки наладить и производство фарфора.
Отсутствие фарфора чувствовалось все острее.
– Первые опыты организации фарфорового производства в России относятся ко времени царствования Петра I. В 1718 году в Россию был выписан голландский мастер Эггебрехт. Он имел свою фаянсовую фабрику в Дрездене и отправился в Россию испытать счастье. Однако Эггебрехт пробыл здесь недолго, и получить фарфор ему не удалось.
– фарфоровое производство намечалось организовать на Невских кирпичных заводах, расположенных в 8 километрах от Петербурга. «Порцелинная ея императорского величества манифактура, что при Санкт-Петербурге на кирпичных заводах» – как назвал Д.И.Виноградов первый русский фарфоровый завод – разместилась на левом берегу реки Невы по дороге в Шлиссельбург, на том самом месте, где ныне находится Государственный фарфоровый завод имени М.В.Ломоносова.
– Первыми изделиями Невской порцелиновой мануфактуры, которые дошли до нас, являются образцы русского фарфора 1748 года. Предметы, изготовленные ранее, по-видимому, не сохранились до наших дней.
– Наиболее ранним образцом виноградовского фарфора является уже упоминавшийся ставок. Ставок еще не имеет живописи, но украшен лепным рельефным рисунком. На нем нанесена подглазурной кобальтовой краской марка. Она представляет собой как бы дробь, в числителе которой стоит год изготовления «1748», а в знаменателе «W». Так Д.И. Виноградов помечал свои изделия, ставя год изготовления и заглавную букву своей фамилии латинским шрифтом.
– В 1758 году порцелиновая мануфактура выпускала, кроме табакерок, самые различные фарфоровые изделия: чайники, молочники, масленки, кружки, чайницы, чашки, колокольчики, пуговицы, сахарницы, чашки полоскательные, блюдечки, подсвечники, кофейники, пуншевые ложки, курительные трубки, шпажные эфесы и др.
– Д.И.Виноградов был всей душой предан новому делу и страстно его любил. Он говорил: «Порцелинная фабрика ничто иное есть, как горная манифактура и между всеми прочими великолепнейшая».
– Создатель первого русского фарфора Дмитрий Иванович Виноградов твердо верил в то, что его труд не пропадет даром и будет продолжен будущими поколениями. Он писал:
«Дело порцелина…, которое в России… еще почти в начале своего ращения находится, чаятельно современем к совершенному созрению придя и желаемые плоды принесет».
Технология фарфора
Фарфор – благороднейший и наиболее совершенный вид керамики. От всех других видов он отличается рядом особых свойств, например, тем, что его масса не только на поверхности, но и в изломе абсолютно бела. Характерна также прозрачность в наиболее тонких местах черепка. Состоит фарфор из смеси различных сортов глины и просвечивающей глазури, которой покрыт черепок. Если дважды обожженная фарфоровая масса оставляется без глазури, как было принято на некоторых фарфоровых заводах при изготовлении мелкой пластики, медальонов, реже посуды, то образуется особый вид фарфора – бисквитный. В зависимости от состава фарфоровой массы и глазури различаются твердый и мягкий фарфор. Промежуточный вид представлен так называемым костяным фарфором. Твердый фарфор содержит в основном два исходных материала: каолин (чистая глина – тугоплавкая, жирная и крайне пластичная масса) и полевой шпат (чаще всего в соединении с белой слюдой – относительно легко плавится). К этим основным веществам добавляется кварц или песок. Свойства фарфора зависят от пропорции двух главных веществ: чем больше каолина содержит его масса, тем труднее ее плавить и тем она тверже. Смесь эту перемалывают, замешивают, промывают и затем высушивают до тестообразного состояния. Возникает пластичная масса, которую можно либо отливать в формах, либо обтачивать на гончарном круге. Отформованные предметы дважды обжигаются, сначала при 600-800оС, а потом уже с глазурью – при 1200-1500оС. Глазурь состоит из тех же компонентов, что и черепок, только в других пропорциях, и благодаря этому соединяется с черепком в совершенно однородную массу. Глазурь нельзя ни отбить, ни отслоить. Твердый фарфор отличается крепостью, сильной сопротивляемостью температурам и кислотам, непроницаемостью, прозрачностью, раковистым изломом, и, наконец, чистым колокольным звуком. В Европе он изобретен в 1708 году в Мейсене Иоганом Фридрихом Бетгером. Мягкий фарфор, именуемый также художественным или фриттовым, состоит преимущественно из смесей стекловидных веществ, так называемых фритт, содержащих песок или кремень, селитру, морскую соль, соду, квасцы и толченый алебастр. По истечении определенного времени плавления к этой массе добавляют мергель, содержащий гипс и глину. Всю эту массу размалывают и фильтруют, доводя до пластичного состояния. Отформованный предмет обжигается при 1100-1500оС, становясь сухим и непористым. Глазурь состоит преимущественно из стекла, то есть из легкоплавкого вещества, богатого окисью свинца и содержащего песок, соду, поташ и известь. Уже глазурованные изделия подвергаются вторичному обжигу при 1050-1000оС, для соединения глазури с черепком. По сравнению с твердым, мягкий фарфор прозрачнее, белый цвет его нежного, иногда почти сливочного тона, однако жароустойчивость этого фарфора ниже, излом прямой, причем неглазурованная часть в изломе зерниста. Сначала европейский фарфор в большинстве случаев был мягким, чему примером служат прекрасные и очень ценимые изделия старого Севра. Изобретен он в XVI веке во Флоренции (фарфор Медичи). Костяной фарфор представляет собой известный компромисс между твердым и мягким фарфором. Его состав открыт в Англии, и там же около 1750 года началось его производство. Кроме каолина и полевого шпата, он содержит фосфат извести из пережженной кости, делающий возможной более легкую плавку. Обжигается костяной фарфор при 1100-1500оС. Здесь речь идет по существу о твердом фарфоре, но таком, который путем примешивания пережженной кости делается мягче. Его глазурь в основе та же, что на мягком фарфоре, но содержит кроме окиси свинца, некоторое количество буры для лучшего соединения с черепком. При соответствующей температуре эта глазурь плавится и прочно соединяется с черепком. По своим свойствам костяной фарфор занимает промежуточное положение между твердым и мягким. Он выносливее и тверже мягкого фарфора и менее проницаем, но у него довольно мягкая глазурь. Цвет его не такой белый, как у твердого фарфора, но чище, чем у мягкого. Впервые костяной фарфор применен в 1748 году в Бау Томасом Фраем. Выделяются два принципиально разных вида декора: рельефный (пластическим образом налепливаемый декор) и роспись. Рельефный декор вделан непосредственно в материал самого предмета – граверным путем, перфорацией или посредством рельефообразных завышений. Предмет либо отливается в формах вместе с рельефом, либо рельеф или же пластические части декора (цветки, почки, листья, фигурки в качестве рукоятей и т.д.) формируются отдельно и потом наклеиваются. Красочный декор исполняется либо под глазурью (inglazed), либо над глазурью. Во время подглазурной росписи, особенно часто встречающейся на китайском фарфоре, окиси металлов, способные вынести большую температуру (кобальт, гематит), наносятся непосредственно на черепки и затем обжигаются вместе с глазурью. Современная технология нанесения подглазурного декора так же основывается на высокой температурной выносливости декоров, в связи с чем при обжиге 1100-1400 0С глазурь поднимается над декором и запекается над ним. Благодаря этой технологии получается вечный декор, а посуду с «подглазурным» декором можно использовать в микроволновых печах и в посудомоечных машинах. Старейшая надглазурная техника – это роспись эмалевыми красками, палитра которых довольно ограничена. На твердом фарфоре краски часто пластически выделяются на поверхности глазури, так как обжигаться при высокой температуре они не могут и поэтому не соединяются с глазурью. На мягком же фарфоре они нередко расплавляются вместе с глазурью и сливаются с ней. Так называемые муфельные краски и позолоты также наносятся на глазурь. Муфельные краски представляют собой окрашенные окислами металлов свинцовые или буровые глазури, которые плавятся при низких температурах. Содержащаяся в краске глазурь действует наподобие плавня, соединяя во время жара краску с фоновой глазурью, так что краска не выступает. Обжиг происходит при 600-800С.
Заключение
Создатель первого русского фарфора Дмитрий Иванович Виноградов твердо верил в то, что его труд не пропадет даром и будет продолжен будущими поколениями. Он писал:
«Дело порцелина…, которое в России… еще почти в начале своего ращения находится, чаятельно современем к совершенному созрению придя и желаемые плоды принесет».
В результате “прилежного труда” (так он сам оценил свою деятельность), был создан самобытный русский фарфор. Создан независимо от заграницы, не случайно, не вслепую, а путем самостоятельной научной работы. Фабрика достигла больших успехов как по качеству фарфора, так и по разнообразию изделий из него, и русский фарфор уже при Виноградове занял подобающее ему место.
В заключение необходимо отметить, что немалое участие в создании самобытного фарфора в России принял и М.В.Ломоносов, хотя доля его участия в этом деле была несравненно меньше, чем Д.И.Виноградова. Что, впрочем, не помешало впоследствии назвать Императорский завод именно именем Ломоносова, а не Виноградова.