- Вид работы: Дипломная (ВКР)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 73,4 Кб
Петербургская реалистическая школа на рубеже ХХ-ХХI веков на примере творчества художника В.И. Братанюка
Петербургская реалистическая школа на рубеже ХХ-ХХI веков на примере творчества художника В.И. Братанюка
ВВЕДЕНИЕ
Реалистическое направление в живописи представляет собой сложное и неоднозначное явление, которое продолжает развиваться, несмотря на все новейшие течения в изобразительном искусстве. Исследование феномена реализма в современном искусстве представляет большой научный интерес.
Актуальность данного исследования можно определить в тех процессах, которые происходят в культуре вообще и художественном искусстве в частности на рубеже веков. Художественную культуру можно обозначить как некую систему элементов, в которой главную роль играет искусство, имеющее тоже многоэлементный состав. Реализм как направление в живописи является изобразительным искусством большинства – ни у одного направления живописи нет большего количества зрителей, чем те, которые именно через реализм постигают красоту живописи и через нее им открывается красота и поэтика мира.
Именно этот аспект – исследование эволюции реалистического направления в современной живописи, а также творчество отдельных художников, избравших для себя это о традиционное направление в изобразительном искусстве, является наиболее интересным и актуальным для исследования.
Цель данного исследования – изучение современных процессов в Петербургской реалистической школе на рубеже XX-XXI веков на примере творчества художника В.И. Братанюка.
Задачи, поставленные в ходе достижения цели исследования:
изучить разнообразие подходов к трактовке понятия «реализм» в отечественной живописи;
рассмотреть Академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина как основную «цитадель» отечественного реализма;
определить основные черты преемственности в Ленинградской и современной Петербургской реалистической школе – ее традиционность и новаторство; художник братанюк живопись
рассмотреть творческую личность художника В. Братанюка с точки зрения преемственности традиций учителей и ученика;
изучить технические и художественные приемы живописи В.И. Братанюка, особенности его художественного языка;
определить основные особенности тематики, стиля и художественного языка в портретном жанре В. Братанюка;
рассмотреть черты реализма в основном теме творчества художника – русском классическом балете и образе балерины – и его особенности.
Объект исследования: Стилистические изменения в реалистической живописи Санкт-Петербурга XX-XXI века.
Предмет исследования: творчество художника-реалиста XX-XXI века В. Братанюка.
Обзор литературы: Для данного исследования были рассмотрены и изучены работы специалистов, изучающих художественно-эстетическую культуру XX-го века: культурологов, эстетиков, искусствоведов. В данном исследовании использовались труды таких авторов, как С.М. Даниэль, В.Б. Высоцкий, А.П. Зайцев, С.Т. Махлина в качестве искусствоведческой литературы, биографические очерки из жизни педагога и художника А.И. Савинова, Т.Н. Яблонской, И.Е. Репина, Ю.М. Непринцева, историко-искусствоведческие исследования В.М. Полевого, С.В. Иванова и другая литература, периодические издания из фондов музеев, библиотек, электронных ресурсов; экскурсии в художественные музеи и галереи, а также мастерские; статьи и публикации художника В. Братанюка, сбор и анализ полученных данных.
Многие исследователи указывают на сложность и многозначность понятия реализма. Так, например, исследователь-культуролог, исследователь семантики и семиотики в культуре С.Т. Махлина упоминает о сложности определения реализма как направления: «Реализм» – это понятие многозначное. Оно обозначает и метод, и сущностные черты любого художественного произведения, и, наконец, третий смысл этого понятия – стилистические особенности формы. Чтобы правильно ответить на вопрос – что такое реализм в искусстве – должно представлять себе предмет, о котором идет речь». С.Т. Махлина предлагает разделить изучение вопроса на три составляющие: исследовать реализм как воплощение правды в искусстве, изучить стилистические особенности его претворения в искусстве, и, наконец, выяснить, что собой представляет реализм и какое отношение имеет к нему социалистический реализм как метод [1. с. 34-35].
Искусствовед Г. Недошивин, который исследовал проблему реализма в искусстве, говорил, что «сводить реализм в изобразительном искусстве только лишь к правильному изображению зрительно воспринимаемого предметного мира, – значит очень сужать проблему, хотя, как мы увидим ниже, эта сторона дела имеет принципиальное значение…<…> Объективная передача зрительно воспринимаемой действительности крайне важна для реалистического искусства, поскольку речь идет о создании достоверного изображения; это важно для достижения необходимой убедительности образа, но это все же лишь условие, в лучшем случае, одна из сторон реализма, но не его суть. Более того, чувственная достоверность изображения может быть использована и сугубо антиреалистическим искусством» [2, с 134-135].
Проблема диалога и сосуществования реализма и условности в искусстве поднималась уже в середине XX века такими исследователями как Т. Аскаров, С. Батракова, К. Горанов, Ю. Кремлев, А. Михайлова, А. Хримлн, Е. Шумопа, С. Василев, К. Горанов, Н. Лейзеров, Л. Переперзев, В. Шкловский и другими культурологами и искусствоведами.
В целом, Д. Сарабьянов строит анализ реализма на сравнении русской живописи с французской и немецкой, как наиболее яркими, по его мнению, представителями реализма. По его мнению, ярким отличием русского реализма от западноевропейского, в частности немецкого и французского, является наличие проблемы оценки ситуации в сюжетном изображении, в его аналитических свойствах, критичности, что делает русский реализм уникальным явлением в развитии этого направления в мировом пространстве изобразительного искусства. Посвящает значительную часть своих трудов Д. Сарабьянов и традиции портрета в реалистической живописи [4, с. 540-550].
Портрет является, пожалуй, одним из наиболее востребованных жанров живописи и вместе с тем самым неоднозначным. Исследования в области реалистического портрета важны для данной работы, где этот жанр будет рассматриваться на примере одного из современных представителей реализма – В.И. Братанюка. Именно портрет предоставляет возможность рассуждать об образе человека, позволяет подобраться к мироощущению личности в различные эпохи. Вопросы эстетики, философии и социологии имеют вес в произведении искусства наравне с проблемой художественного стиля и историческим контекстом. Проблематике портрета в реализме посвящены многие работы искусствоведов советского периода. Например, работы Б.Р. Виппера «Проблема сходства и ее решение в историческом контексте» [5, с. 342-351], А.И. Морозова «Проблемы, влияющие на состояние российского портретного жанра в 70-е годы XX века»,
Г.В. Ельшевской «Модель и образ: концепция личности в русском и советском живописном портрете», где автор прослеживает изменение концепции личности в портрете в контексте развития художественной культуры, в различных социально-исторических условиях [6], исследованиях Л.С. Зингера [7][8], М.А. Андронниковой, где рассмотрены проблемы изображения человека в сложной эволюции художественных средств, о рождении и развитии искусства портрета в России, о портретах И.Е.Репина, В.А.Серова, о портретах советских художников, о судьбах портрета в век новых искусств – фотографии и кинематографа [9], А.Т. Ягодовской, где автор рассматривает сложность и изменение взаимоотношений художника и его героя на материале живописи, литературы, театра и кино [10], книга современного искусствоведа И.А. Неверовой «Между ликом и личиной», где автор затрагивает актуальную в портретном жанре тему проблемы понимания образа «Я» в искусстве, не сводящиеся лишь к телесности, проблемы соотношения индивидуального и личного в портрете[11], и многих других исследователей. Была также задействована для изучения и некоторая методическая литература по основам портретной живописи, например, учебное пособие Е.В. Кринари и О.В. Ковалевской [12].
Методы исследования: культурологический, семиотический, искусствоведческий, компаративный (сравнительно-исторический), аналитический.
Новизна исследования: на текущий момент творчество В.И. Братанюка, как и его личность, не исследовал как преемника традиций Петербургской реалистической школы, как последователя реалистического подхода к живописи, ведущего свои истоки от И.Е. Репина.
Хронологические рамки исследования – конец XIX – начало XXI века, по текущее время.
Структура дипломной работы состоит из введения, основной части: двух глав, заключения, списка литературы и списка и альбома иллюстраций.
ГЛАВА I. ТРАДИЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ РЕАЛИТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ
.1 Реализм как направление в изобразительном искусстве
Реализм как направление в искусстве является настолько многозначным и многогранным явлением, что определение ему, так же как и временные рамки его возникновения и существования, до сих пор является спорным вопросом среди искусствоведов, литературоведов и культурологов различных направлений. Можно сказать, что определение реализма напрямую связано с определением его особенностей. То есть реализм – это объективное отображение сторон жизни через призму художественного восприятия идеала, воспроизведение типичных характеров и явлений в их художественной индивидуализации и в контексте проблемы взаимодействия личности и общества.
Общепринятым мнением является, что реализм как направление в мировой культуре стал развиваться в первой трети XIX века, сначала в литературе, затем в изобразительном искусстве, но можно обнаружить «точку отсчета» и значительно раньше – некоторые исследователи, например А.М. Кантор [13] и Л.Е. Пинский [14] связывают зарождение реализма как мировоззрения в искусстве с эпохой Высокого Возрождения.
Официальным мнением о зарождении и начале реализма как направления принято считать начало XIX века. Первоначально он появляется в литературе, и многие исследования, посвященные вопросу реализма как направления, касаются именно литературоведческого аспекта [15]. Формирование реализма происходит в европейских странах и в России практически в одно и то же время – в 20-40-е годы XIX века.
Что касается реализма в изобразительном искусстве, то родоначальником его принято считать французского живописца Гюстава Курбе, именно он считается основателем реализма и натурализма в живописи.
В русскую станковую живопись реализм приходит в первой половине XIX века, отразившись сначала в появлении бытового сюжета или так называемой жанровой сцены, когда станковое искусство перестает быть парадным и дворцовым. Одним из первых к этому новому для России жанру обращается А.Г. Венецианов (1780-1847 гг.). Его произведения еще не являются реалистичными, так как им скорее присущ сентиментализм. Но черты реализма проявляются уже в обращении к простому человеку, в данном случае крестьянину, чья деятельность: жатва, пашня, отдых в поле – тем не менее, очень поэтизированы и исполнены особым изяществом изображения.
По-настоящему в русской живописи реализм проявился в качестве критического направления, первым в котором можно считать художника П.А. Федотова (1815-1852 гг.). В серии карикатур, акварельных батальных сцен, зарисовок, портретов П.А.Федотов к середине 1840-х гг. формулирует программу критического реализма, призванного, прибегая к сатире, обличать нравы общества: «Свежий кавалер», «Сватовство майора», «Анкор, еще анкор!»[16, с. 54-55]. Но, как это бывает обычно, П.А. Федотов был провозвестником русского реализма, оставшись практически в одиночестве.
Осознанным поворотом в сторону реализма в русской живописи можно считать конец 1850-х годов, и связан он с началом революционного просвещения. Уже в 1856 году в «Очерках гоголевского периода» Н.Г. Чернышевский писал: «Если живопись ныне находится вообще в довольно жалком положении, главною причиною того надобно считать отчуждение этого искусства от современных стремлений». Эта же мысль приводилась во многих статьях журнала «Современник». Среди живописцев первыми пошли по пути критического реализма московские художники – выпускники Московского училища живописи и ваяния (с 1866 г. – Училище живописи, ваяния и зодчества). Особенно проявился критический реализм в творчестве В.Г. Перова (1834-1882 гг.), принадлежащего в московской школе и ставшего одним из первых обличителей несовершенства крестьянской реформы, новых революционных взглядов на религию. На его полотнах перед нами предстают эпизоды частной жизни людей – по большей части неприглядные и глубоко драматические. Однако, вглядываясь в них, понимаешь, что художник каждый раз умеет осмыслить отдельную человеческую трагедию как трагедию народа [17].
Это были «шестидесятники»-реалисты XIX века – вместе с Перовым острые социальные темы поднимали И.М. Прянишников (1840-1894 гг.), К.А. Савицкий (1844-1905 гг.), Г.Г. Мясоедов (1834-1911 гг.), В.Е. Маковский (1846-1920гг.), Н.А. Ярошенко (1846-1898 гг.). Н.А. Ярошенко одним из первых из всей плеяды реалистов-«шестидесятников» применяет изображение собирательного, то есть «типического» образа: «Кочегар», «Студент», «Курсистка». Несколько особняком стоит очень выразительный художник Л.И. Соломаткин, который использует совершенно индивидуальный стиль в изобразительности, доводит изображаемые образы чуть ли не до карикатурности и примитивизма, к тому же часто использует новаторский для того времени широкий, пастозный мазок, декоративную, почти лубочную контрастность цвета. Он один из первых русских художников применяет метод обобщения в изображении. Этот художник, сам ведя маргинальный образ жизни и изображая самое дно городских окраин, в своем творчестве воплотил очень много таких черт, которые стали актуальными намного позже – примерно полвека спустя.
В Петербурге эволюция реализма тесно связана с Академией художеств и академизмом, являющимся основным и, пожалуй, единственным на тот момент официальным «стилем» в живописи. Академизм в XIX веке строился на картине классической эпохи XVII и последующих традиций XIX века европейской живописи. Академизм диктовал свои условия при составлении композиции полотна, задавал нормы красоты, основанной на следовании образцам античности, а также задавал тематику и сюжетную направленность изображений, в основном использующей темы мифологии. Именно в противовес этим принципам академизма и возникает в 1870 году сначала объединение, затем Товарищество передвижников, которые являлись как бы младшими русскими реалистами, имея в виду более ранних «шестидесятников». Объединение просуществовало до 20-х годов следующего XX столетия, перенеся на своей волне реализм в новый век и поставив его впоследствии в основу советского изобразительного искусства. Академические принципы долгое время оставались главенствующими в творчестве передвижников, особенно это касалось подхода к выбору жанра и тематики изображений: основные академические виды живописи – исторический жанр и портрет – в творчестве передвижников занимали весьма значительное место. Принципиально отличной была их концепция – демократический реализм наложил отпечаток на трактовку человеческой личности и исторического события, придав ей аналитический характер. Д.В. Сарабьянов в своем труде дает объяснение особенностям русского реализма, ставя во главу угла историческую ситуацию, в которой зарождался реализм как направление: «Живопись русского реализма – особенно жанровая – выступила с решительным опровержением традиционной «иконографичности», отказалась от «вечных» тем и героев, почти полностью преодолела символические аспекты художественного образа. Тем самым русская живопись выявила в крайнем варианте специфические свойства реализма XIX века. К этой проблематике были прикованы все силы русской живописи из-за той особой исторической ситуации, которая сложилась тогда в России»[18, с. 128-129]. Реализм пережил многие течения того времени: это были и «мирискуссники», и символисты, а знаменитый «русский авангард» 1910-1920-х годов.
Именно на творческих принципах реалистов-передвижников была построена дальнейшая живописная школа Академии художеств, из которой вышли крупнейшие реалисты, создавшие свои школы и традиции, которые актуальны и в сегодняшнее время. Это и И.Е. Репин, и В.И. Суриков, и А.Я. Поленов, и В.М. Васнецов, а позже – В.А. Серов и М.А. Врубель. Причем они не повторили «бунта четырнадцати» и, по-видимому, извлекли пользу из своего ученичества. Точнее, они все извлекли пользу из уроков П.П. Чистякова, которого поэтому и называли «всеобщим учителем». П.П. Чистяков поставил во главу угла, прежде всего, уважение к рисунку, законы формы, которая должна была сохраняться независимо от красочного колорита произведения. Рисование по Чистякову, есть интеллектуальный процесс, «выведение законов из натуры» – это он и считал необходимой основой искусства, какая бы не была у художника «манера» и «природный оттенок». На приоритете рисунка П.П. Чистяков настаивал и со своей склонностью к шутливым афоризмам выражал это так: «Рисунок – мужская часть, мужчина; живопись – женщина».
В начале XX века русский реализм представляет собой мощный сложившийся пласт русского искусства, выработавший свои принципы в пейзажной, портретной, исторической живописи, развивший бытовой жанр, который будет так востребован в середине XX столетия.
«Реализм предполагает, – пишет он, – кроме правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах»[19, с. 35]. Основное требование Энгельса к художнику-реалисту сводится к требованию типического изображения. Под типизацией в данном случае следует понимать умение дать в образе то, что с наибольшей силой и полнотой выражает сущность данного явления или характера. Художник-реалист проделывает большую работу по отбору существенного, отбрасывает то, что является случайным и, наоборот, усиливает, комбинирует в своем образе те черты, те качества, которые наиболее полно выражают данное явление или характер. Этот принцип широко использовался в литературе реализма, тот же принцип предполагается и в живописной его интерпретации. В типическом художественном образе обобщение органически сочетается с индивидуализацией. Последовательно развивая мысль о реализме Энгельса, которая считается и на сегодняшний день наиболее полным и кратком определением этого направления, современный искусствовед О. Несмеянова дает свое видение проблемы определения: «Реализм в таком понимании исследует личность человека в нерасторжимом единстве с современной ему социальной средой и общественными отношениями. Можно сказать, что реализм – это стиль обыденной реальности» [20].
В одном из современных словарей художественных терминов дано такое определение реализму: «Реализм (от позднелатинского realis – вещественный, действительный) в искусстве <#”justify”>Махлина С.Т. Реализм и условность в искусстве: Учеб. пособие / С.Т. Махлина; Санкт-Петербург. гос. ин-т культуры им. Н. К. Крупской. – СПб. : СПбГИК, 1992. – 70 с.
Недошивин Г. Очерки теории искусства <http://www.artvek.ru/iskusstvo/ocherki.html> / Г. Недошивин. – М.: Искусство, 1953. – 340 с.
Сарабьянов Д. История русского искусства конца XIX- начала XX века. Монография / Д. Сарабьянов. – СПб.: Галарт, 2001. – 304 с.
Сарабьянов Д.В. Личность и индивидуальность в русской портретной живописи // Русское подвижничество / Д.В. Сарабьянов. – М.: Искусство, 1996. – С. 540-550.
Виппер Б.Р. Проблема сходства в портрете // Статьи об искусстве. – М., 1970. – 558 с.
Ельшевская Г.В. Модель и образ: концепция личности в русском и советском живописном портрете. / Г.В. Ельшевская. – М.: Советский художник, 1984. – 113 с.
Зингер Л.С. О портрете: Проблемы реализма в искусстве портрета / Л.С. Зингер – М.: Советский художник, 1969. – 463 с.
Зингер Л.С. Очерки теории и истории портрета / Л.С. Зингер – М.: Изобразительное искусство, 1986. – 328 с.
Андронникова М.А. Об искусстве портрета / М.А. Андронникова. – М.: Искусство, 1975. – 328 с.
Ягодовская А.Т. автор и герой в картинах советских художников / А.Т. Ягодовская. – М.: Советский художник, 1987. – 272 с.
Неверова И.А. Между ликом и личиной / И.А. Неверова. – Саарбрюкен: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 140 с.
Кринари Е.В. Портрет. Голова и лицо человека в изобразительном искусстве:учебное пособие / Кринари Е.В., Ковалевская О.В. – Электрон. текстовые данные. – Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2014. – 124 c. [Электронный ресурс]: ЭБС «IPRbooks»: <http://www.iprbookshop.ru/>. Доступ: <http://www.iprbookshop.ru/61998.html. дата обращения 13. 06>. 2017.
Кантор А.М. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура Терминологический словарь / А.М. Кантор – М.: Элисс Лак, 1997. – 736 с.
Пинский Л.Е. Реализм эпохи Возрождения / Л.Е. Пинский. – М.: Центр гуманитарный инициатив, 2015. – 320 с.
Горнфельд А.А. <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%BD%D1%84%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%B4,_%D0%90%D1%80%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%B9_%D0%93%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87> Реализм, в литературе <https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%AD%D0%A1%D0%91%D0%95/%D0%A0%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC,_%D0%B2_%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B5> // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C_%D0%91%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B3%D0%B0%D1%83%D0%B7%D0%B0_%D0%B8_%D0%95%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B0>: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). – СПб., 1890-1907.
Яковлева Н.А. Реализм. Русская живопись / Н.А. Яковлева. – М.: Белый город, 2007. – 584 с.
Кукина Е. Русская живопись второй половины XIX века: «Критический» реализм и академизм / Е. Кукина. – Самиздат, 2014. № 1-2.
Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX- начала XX века. Монография / Д.В. Сарабьянов. – СПб.: Галарт, 2001. – 304 с.
Письмо Ф.Энгельса М. Гаркнесс ,1888. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 37, – М.: Издательство политической литературы, 1965. – с. 35.
Словарь художника. Определение реализму. [Электронный ресурс]: <http://shedevrs.ru/>. Доступ: <http://shedevrs.ru/materiali/350-realizm.html>. Дата обращения: 13. 06. 2017.
Махлина С.Т. Язык искусства в контексте культуры: автореферат дис. доктора философ. наук / Санкт-Петербургский гос. ин-т культуры. – Санкт-Петербург, 1992. – 48 с.
В.И. Братанюк (Беседа с художником. 12. 06. 2017).
Первый всесоюзный съезд советских писателей. Стенографический отчет. – Государственное издательство художественной литературы, 1934. – 718 с.
Колайко И. Выставка, посвященная славной победе // Вечерний Ленинград, 1960, 7 мая. Художник. 1960, № 9. – С. 62.
Венеция, 1960 // Художник. 1960, №9. – С. 63.
Бобриков А. Большая женщина сталинской эпохи: эпилог. [Электронный ресурс]: http://art1.ru/. Доступ: <http://art1.ru/2013/05/14/bolshaya-zhenshhina-stalinskoj-epoxi-epilog-11936>. Дата обращения: 10. 06. 2017.
Бобриков А. Суровый стиль: мобилизация и культурная революция. // Художественный журнал №51/52, 2003. – С. 34-36.
Манин В.С. Русская живопись XX века. В 3 т. / В.С. Манин. т. 2. – М.: Аврора, 2007. – С. 9.
Морозов А.И. Шестидесятые как наследие // Русское искусство, 2008. № 3. – C. 10-18.
Карпова К.В. Суровый стиль. Судьба направления. / К.В. Карпова. Диссертация на соиск. уч. степ. канд. искусствоведения. / К.В. Карпова. – М.: Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова, 2015. С. 8-9.
История русского и советского искусства / под ред. Д.В. Сарабьянова. М.: Высшая школа, 1979. – С. 360-361.
История русского и советского искусства / под ред. Д.В. Сарабьянова. М.: Высшая школа, 1979. – 384 с.
Фефелов А. Гелию Коржеву сегодня 90 лет / Стойкость отверженных // Газета Завтра. 30. 07. 2001
Выступление М. Горького. Первый Всесоюзный съезд советских писателей 1934 года. Стенографический отчет. – М.: Государственное издательство Художественная литература. 1934. – 718 c.
Матвеева О.А. Ленинградская школа живописи – явление в русском советском изобразительном искусстве XX века. СПб. [Электронный ресурс]: <https://refdb.ru>. Доступ: https://refdb.ru/look/1443690.html. Дата обращения: 17. 04. 2017.
Иванов С.В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. / С.В. Иванов – СПб: НП-Принт, 2007. – 447 с.
Полевой В.М. Двадцатый век. Изобразительное искусство и архитектура стран и народов мира. / В.М. Полевой. – М.: Советский художник, 1989. – 455 c.
Братанюк В.И. В мастерской Ю.М. Непринцева. 15 марта 2016 // Научно-энциклопедический портал. [Электронный ресурс]: Russika.Ru. Дата обращения: 26. 05. 2017
Лифшиц М.А. К спорам о реализме // Журнал «Театр», 1976. №1. – С. 34-45.
Нестерова Е.В. Поздний академизм и салон в русской живописи второй половины XIX века / автореферат доктора искусствоведения в форме научного доклада. – СПб, 2004. – С.12.
Клименко <https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9A%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87&action=edit&redlink=1> А.А. Открытое письмо Президенту России Владимиру Путину <http://rusarch.ru/attn_moscow2.htm>. «Единый художественный рейтинг <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B3>», выпуск 6 (2002 <https://ru.wikipedia.org/wiki/2002>).
Молева Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги. Кн. для учителя. – 2-е изд., доп. / Н.М. Молева – М.: Просвещение, 1991. – 416 c.
Галактионова Е.В. И.Е. Репин. Портрет Нади Репиной. [Электронный ресурс]: http://school-collection.edu.ru/. Доступ: http://school-collection.edu.ru/dlrstore-wrapper/86727a13-a247-464a-9dfb-c30349bd5ac0/Repin.PortretNadiRepinoi-opis.htm. Дата обращения: 12. 05. 2017.
Молева Н.М. Выдающиеся русские художники – педагоги. Кн. для учителя. – 2-е изд., доп. / Н.М. Молева. – М.: Просвещение, 1991. – 416 с.
Прибульская Г. Репин в Петербурге / Г. Прибульская. – Ленинград: Лениздат, 1970. – 296 с.
Танаков А.И. Юрий Михайлович Непринцев [Электронный ресурс]: http://neprincev.narod.ru/. Доступ: http://neprincev.narod.ru/biografiya.htm#sdfootnote16sym. Дата обращения: 13. 05. 2017.
Непринцев Ю.М. О моем учителе. // Искусство. – 1958. – № 10. – С.45-47.
Танаков А.И. Юрий Михайлович Непринцев [Электронный ресурс]: http://neprincev.narod.ru/. Доступ: http://neprincev.narod.ru/biografiya.htm#sdfootnote16sym. Дата обращения: 13. 05. 2017.
Из беседы художника Ю.М. Непринцева с корреспондентом журнала LiveJournal <../../../../../../../../../../../../../../../../../Downloads/LiveJournal> Т. Пилюгиной. [Электронный ресурс]: http://adamashek.livejournal.com. Доступ: http://adamashek.livejournal.com/169022.html. Дата обращения: 24. 05. 2017.
Братанюк В.И. В мастерской Ю.М. Непринцева. 15 марта 2016 // Научно-энциклопедический портал. [Электронный ресурс]: Russika.Ru. Дата обращения: 26. 05. 2017
Из беседы художника Ю.М. Непринцева с корреспондентом журнала <>LiveJournal <../../../../../../../../../../../../../../../../../Downloads/LiveJournal> Т. Пилюгиной. [Электронный ресурс]: http://adamashek.livejournal.com. Доступ: http://adamashek.livejournal.com/169022.html. Дата обращения: 24. 05. 2017.
Братанюк В.И. В мастерской Ю.М. Непринцева / Научно-энциклопедический портал [Электронный ресурс]: http://www.russika.ru. Доступ: http://www.russika.ru/userfiles/adm_1458884993.pdf. Дата обращения: 8. 06. 2017.
Братанюк В.И. Душой среди друзей. Непринцева / Научно-энциклопедический портал [Электронный ресурс]: http://www.russika.ru. Доступ: http://www.russika.ru/userfiles/adm_1458884993.pdf. Дата обращения: 8. 06. 2017.