- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 11,74 Кб
Петроградская сторона
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
. Петроградская сторона
. Достопримечательности Петроградской стороны
.1 Домик Петра
.2 Особняк Кшесинской
.3 Летний дворец Петра Великого
.4 Петропавловская крепость
.5 Памятник Петру I
.6 Комендантский дом
.7 Петропавловский собор
.8 Ботный домик
.9 Здание Двенадцати коллегий
.10 Меншиковский дворец
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
мая 1703 года была заложена крепость на Заячьем острове в дельте Невы, что стало началом истории Санкт-Петербурга. Согласно некоторым историческим свидетельствам, царь был в будущем Санкт-Петербурге лишь 29 июня 1703 года при закладке храма святых апостолов Петра и Павла. Легендарно уже само название города. Распространено убеждение и заблуждение, что город носит имя Петра Великого. На самом деле еще в 1697 г., во время Азовского похода, Петром владела идея назвать крепость в честь своего небесного покровителя. Крепость ключ, открывающий России выход к морю. Апостол Петр хранитель ключей от рая. Через 6 лет царь основывает на севере крепость, которую называет в честь святого Петра Санкт-Петербург.
Известно, что первые постройки города находились на нынешней Петроградской стороне. Здесь был и Домик самого Петра. Чтобы побудить горожан обосновываться и на Адмиралтейской стороне, где строилась Адмиралтейская верфь, царь приказывает поставить там свой Летний дворец. Приближенным ничего не остается, как последовать примеру царя. Легенда гласит, что здание нынешнего Университета, бывшие Двенадцать коллегий, должно было стоять вдоль Невы, но А. Меншиков развернул его, чтобы освободить место для своего дворца. За это он был бит Петром дубинкою. Здание Двенадцати коллегий было обращено своим главным фасадом к центральной в то время площади города, а не к Неве, которая гораздо позже стала одной из главных магистралей.
Семь островов дельты Невы – Заячий, Петроградский, Аптекарский, Петровский, Крестовский, Каменный и Елагин, – объединенные в один городской район. Острова Петроградской стороны три века назад стали колыбелью Санкт-Петербурга.
Петроградская сторона представляет собой отличный от остального города район, своего рода «государство в государстве». Здесь любили селиться зажиточные буржуа, тяготеющие к миру искусства. Как самостоятельный район со своей архитектурой и публикой Петроградка родилась вместе с открытием Троицкого моста. До этого остров пребывал в безвестности. Петр I, смущенный предсказаниями старцев и прорицателей, все-таки перенес строительство города на другой берег Невы. Оставшиеся строения медленно разрушались и разворовывались горожанами на топливо и строительство, Гостиный двор и церковь сгорели. Петроградская сторона в XVIII-XIX вв. была местом пустынным и заброшенным. Вдоль большого проспекта разбивались огородики и дачные угодья, изредка можно было встретить кабаки и питейные заведения. Единственный путь на материк лежал через реку, период ледохода и ледостава надолго отсекал немногих жителей от цивилизации. Строительство Троицкого моста изменило историю Петроградки. В начале XX века на острове начинается активное строительство доходных домов нового поколения – с лифтами, паровым отоплением. Водопроводом, прачечными и иными невиданными доселе благами цивилизации. Петроградка становится престижным буржуазным районом.
2. Достопримечательности Петроградской стороны
.1 Домик Петра
В ходе Северной войны (1700-1721 гг.), которую Россия вела со Швецией, и был основан город Санкт-Петербург. Чтобы окончательно закрепить приневские земли за Россией, 16 (27) мая 1703 г. была основана крепость, получившая имя небесного покровителя Петра Санкт-Питер-Бурх.
Рядом с этой крепостью царь велел поставить себе небольшую избу, которую сегодня называют Домиком Петра I.
Размеры Домика невелики – 12.7 X 5.7 метров, потолки невысоки. В нем две комнаты (кабинет и спальня), разделенные сенями. Стены срублены из соснового бруса и раскрашены масляной краской под кирпич, высокая двускатная крыша покрыта гонтом в виде черепицы. Внутренние помещения обиты выбеленной холстиной. Трехстворчатые широкие окна имеют мелкую расстекловку, косяки и ставни покрыты росписью. Печей в доме не было, комнаты обогревались жаровней с углями. Архитектура "Первоначального дворца" напоминает голландские постройки того времени. Петр Великий недолго жил в этом Домике. В высшей степени знаменательно, что еще при жизни Петра I его дом был признан, говоря современным языком, памятником истории, первым памятником Петербурга, взятым под охрану.
.2 Особняк Кшесинской
Рядом с Домиком Петра I в начале XVIII в. сформировался большой участок парадной застройки. Вдоль берега Невы выстроились дома виднейших сановников. В начале XVIII в. в районе набережной возникают городские улицы, первая из них, появившаяся на карте уже в 1709 г., получила название Большой Дворянской. На ней у Александровского парка, находится интереснейший особняк в стиле модерн (1904 1906 гг., архитектор А.И. фон Гоген), принадлежавший до революции балерине М.Ф.Кшесинской, с именем которой связаны страницы жизни нескольких членов императорской фамилии. Сегодня в особняке музей, где можно увидеть интерьеры начала XX в., восковые фигуры политических деятелей России различных эпох.
.3 Летний дворец Петра Великого
Летний дворец Петра Великого (1771-1784 гг., архитектор Ю.М. Фельтен), каменное здание, построеное в 1710-1714 гг. архитектором Д. Трезини. В петровское время Летний дворец со всех сторон окружала вода. Это было необходимо, чтобы обеспечить полную тишину во время царственного сна Петр страдал нервным расстройством, и, когда он спал, мимо его жилища запрещалось не только ездить, но и ходить. Свои библиотеку и хранилище древностей Кунсткамеру царь первоначально разместил в Летнем дворце.
Внешний облик двухэтажного, прямоугольного в плане дворца с высокой кровлей и очень скромной отделкой фасадов типичен для Петербурга первых лет его существования.
По преданию, Летний дворец был построен Петром для «возбуждения в первоначальных обитателях Петербурга охоты строиться на Адмиралтейской стороне, потому что до того времени (1711 г.) все строились в заречных частях города»
Дворец не подвергался существенным переделкам и пропорции окон, наличники, обработка углов здания рустами и лепной фриз сохранились неизменными с начала XVIII столетия. В ряде помещений сохранилась облицовка стен изразцами, резным деревом, живописные плафоны относящиеся ко времени постройки здания.
2.4 Петропавловская крепость
Крепость на Заячьем острове была заложена 16 мая 1703 года. Остров, который финны назвали Заячьим, лежал у разветвления Невы на два рукава, недалеко от взморья, и перекрывал возможные пути наступления противника. Крепость стала ядром нового города будущей блистательной столицы Российской империи, и дала ему свое имя. Сама крепость официально именовалась Санкт-Петербургской, но в обиходе бытовало и другое название Петропавловская. Это название, ставшее теперь основным, связано с собором во имя апостолов Петра и Павла, построенным на ее территории. Крепость строил французский инженер Ж.Г. Ламбер по проекту Петра I, возводил в камне первый зодчий города Д. Трезини, затем, в 1730-х гг., инженер Б.Х. фон Миних.
Крепость была земляной и представляла собой вытянутый вдоль острова шестиугольник с бастионами и куртинами по периметру. Куртины состоят из двух стен: наружной толщиной до 8 м и внутренней толщиной 2 м. Пространство между этими стенами или заполнялось землей, или отводилось под казематы для установки орудий. Казематы во фланках и куртинах служили для хранения боеприпасов и размещения солдат гарнизона. Общая толщина укреплений достигала 20 м, высота 12 м. Каменные равелины были построены в царствование Анны Иоанновны и названы Иоанновским и Алексеевским в честь святых, соименных отцу и деду императрицы. Между равелинами и основной частью крепости проходили широкие рвы, заполненные водой. О них напоминают заградительные плотины с небольшими башенками и оградами батардо, которые видны в просветах стен. В крепости находились старейшая в городе лютеранская церковь св. Анны, первая аптека, Сенат, Монетный двор. Крепость служила местом торжественных церемоний, над ней звучали победные салюты. Она стала и главной политической тюрьмой самодержавия, стяжав мрачную славу Русской Бастилии. В 1718 г. в казематы были брошены сын Петра I Алексей и его приверженцы, позже участники дворцовых заговоров, злополучная претендентка на престол княжна Тараканова. Через застенки крепости прошли около трехсот членов тайных обществ декабристов и более семисот рядовых участников восстания 14 декабря 1825 г. Впоследствии в тюремных помещениях на острове содержались революционеры разных поколений: народники, анархисты, народовольцы, эсеры, большевики. В 1917 г. в судьбе крепости произошел резкий поворот, она стала одним из центров революционных событий в дни Февраля и Октября. В начале 1920-х гг. началась ее музейная жизнь. Силуэт Петропавловской крепости стал одним из символов города.
архитектура памятник петроградский достопримечательность
2.5 Памятник Петру I
В XX веке на месте «Плясовой площади» был разбит сквер. В 1991 году в сквере появился новый памятник основателю Петербурга Петру I, исполненный и подаренный городу ленинградским художником Михаилом Шемякиным.
Созданная известным художником русского зарубежья М. Шемякиным и подаренная им родному городу, скульптура вызывает самые противоречивые чувства, однако существует примета, что тот, кто потрет палец державного основателя Санкт-Петербурга, преуспеет в делах и любви. Каждому хочется к ней прикоснуться – на счастье.
Комендантский дом (1740-е гг., инженер де Марин). Здесь жили коменданты крепости, располагались крепостные службы (сейчас в здании размещается экспозиция по истории Петербурга). Должность коменданта была почетной и часто пожизненной. Тех из комендантов, которые умирали в этом звании, хоронили на кладбище напротив Комендантского дома, на небольшом пятачке у восточного фасада Петропавловского собора. Здесь похоронены 19 из 32 комендантов, в том числе шотландец Р.В. Брюс близкий сподвижник Петра Великого. Вдоль восточной стены Комендантского дома идет аллея к Невским воротам, Комендантской пристани и Нарышкину бастиону. Каждый день в 12 часов с Нарышкина бастиона слышен холостой пушечный выстрел. Старинный петербургский обычай отмечать стрельбой полуденное время после долгого перерыва был возобновлен в 1957 г.
В дни торжеств и в дни скорби пересекали русские императоры Неву, и с этой пристани по аллее они следовали в Петропавловский собор.
.7 Петропавловский собор
Собор св. Петра и Павла был построен в камне в 1712-1732 гг. по проекту Д. Трезини. Главным украшением собора является его многоярусная колокольня с высоким шпилем. Первоначально конструкция шпиля была деревянной. Только в 1857-1858 годах по проекту инженера Д.И. Журавлевского она стала металлической. При этом общая высота собора вместе с Ангелом достигла 122, 5 метра. Петропавловский собор стал самым высоким архитектурным сооружением Петербурга. Этот статус сохраняется за ним до сих пор.
Интерьер Петропавловского собора украшает великолепный иконостас, 43 иконы которого выполнены артелью московских иконописцев под руководством А. Меркурьева.
Петропавловский собор на протяжении всего имперского периода русской истории служил царской усыпальницей. Здесь погребены все русские цари династии Романовых, за исключением Петра II и Ивана VI.
2.8 Ботный домик
На Соборной площади прямо перед Усыпальницей расположен Ботный дом или домик. Он был построен в 1761 1766 гг. архитектором А.Ф. Вистом для хранения ботика Петра I, на котором юный царь постигал основы флотского дела.
Когда в первой четверти XVIII века в России был создан военно-морской флот и одержаны блестящие победы над шведским флотом при Гангуте и Гренгаме и Петербург торжественно праздновал Ништадский мир, Петр 1 решил перевезти ботик из Москвы в Петербург, что и было сделано в 1723 году. При этом Петр I издал Указ, как везти ботик. Миссия была возложена на сержанта Коренева. В инструкции говорилось: «…везть Шлиссельбурга на ямских подводах и будучи в дороге смотреть прилежно, чтоб его не испортить понеже судно старое, того ради ехать днем, а ночью стоять и где есть выбоины спускать потихоньку». На Неве и Финском заливе у Кронштадта ботик ожидала торжественная встреча. На праздник были приглашены послы иностранных государств. Сам Петр I в ботике стоял у руля, адмиралы заняли места у весел. Балтийский флот приветствовал «Дедушку русского флота». Пушечная пальба, дробь барабанов продолжалась, пока Петр I на ботике обходил строй военных кораблей.
Ботный домик – это небольшой изящный павильон с белыми колоннами, сооружен на площади перед Монетным двором в Петропавловской крепости в Петербурге. Кровля его увенчана небольшим постаментом и изящной по силуэту статуей богини, представляющей аллегорическое изображение навигации. Венчает Ботный дом женская фигура с веслом Навигация (1891 г., скульптор Д.И. Иенсен).
Подлинный ботик – «Дедушка русского флота» находится в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге, а его копия-реконструкция с 1997 года хранится в Ботном доме. Она была создана к 300-летию российского флота.
.9 Здание Двенадцати коллегий
Здание Двенадцати коллегий (ныне главный корпус Петербургского университета, размещающегося здесь с 1819 г.). Оно было возведено в 1722 1741 гг. по проекту Д. Трезини и предназначалось для высших органов государственной власти, учрежденных Петром I Сената, Синода и десяти коллегий (министерств). По их числу самостоятельных корпусов здания тоже было 12, они протянулись на 400 м. Здание расположено торцом к набережной, фасад его почти на пол километра уходит вглубь острова. 12 совершенно одинаковых зданий под отдельными высокими крышами, соединенные только торцевыми стенами и связанными единым сквозным коридором со стороны двора (самый длинный коридор в городе, 480 м). Здание Двенадцати коллегий стилистически напоминает решение площади Вогезов в Париже. Главный (восточный) фасад здания Двенадцати коллегий в прошлом выходил на просторную площадь, ограниченную Биржей, пакгаузами и Новобиржевым гостиным двором.
.10 Меншиковский дворец.
Дворец ближайшего сподвижника Петра I, первого генерал-губернатора Санкт-Петербурга А.Д. Меншикова (1673-1729). Князь Меншиков был видным государственным деятелем, талантливым военачальником. Он руководил строительством Петропавловской крепости и Кронштадта, а после смерти Петра I в годы царствования Екатерины I являлся фактическим правителем России.
Меншиковский дворец – одно из первых в городе гражданских каменных зданий, уникальный памятник архитектуры начала XVIII в. Сооружение центрального корпуса было начато в 1710 г. по проекту архитектора Д. Фонтана и завершено через четыре года архитектором Г.И. Шеделем. Дворец Меншикова в то время не имел себе равных и превосходил по размерам и богатству апартаменты самого царя. Не случайно именно здесь проводились ассамблеи, отмечались военные победы, устраивались празднества, торжественные церемонии и приемы иностранных послов. После того как в 1728 г. Меншиков был отстранен от государственных дел и сослан в Сибирь, дворец передали привилегированному военному училищу – Первому кадетскому корпусу. Его воспитанниками были известный полководец фельдмаршал П.А. Румянцев, драматург и поэт А.П. Сумароков, основатель первого в России профессионального театра Ф.Г. Волков. В 1794 1797 гг. корпусом руководил М.И. Кутузов герой Отечественной войны 1812 года. Реставрация и археологические исследования, проводившиеся с 1967 г., возвратили зданию первоначальный облик. В 1981 г. во дворце открылась экспозиция русского отдела Эрмитажа, рассказывающая о жизни и быте высшего общества петровской эпохи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поскольку после смерти Петра I в 1725 г центр политической, экономической и культурной жизни переместился на левый берег Невы и Васильевский остров, колыбель Петербурга на некоторое время перестала исполнять главенствующую роль в жизни города. Петроградская сторона становится местом загородных резиденций и военной службы. Обосновавшаяся здесь знать начинает осваивать малые острова дельты Невы – на Каменном, Крестовском и Елагином островах появляются дворцовые ансамбли, строятся загородные дома.
В этот же период получили развитие промышленные предприятия различного рода: Оружейная палата, Печатный Двор, Канатная фабрика. Во второй половине XIX века здесь стало появляться все большее количество заводов и фабрик, в основном легкая и машиностроительная промышленность, а также крупные научные и учебные заведения.
На рубеже ХХ столетия Петроградская сторона стала местом самого интенсивного строительства в городе. В течение десяти лет ее архитектурный облик совершенно изменился: вместо одноэтажных деревянных домишек поднялись великолепные кварталы многоэтажных доходных домов, значительных общественных зданий. Свои творческие таланты здесь проявили такие мастера «застывшей музыки» как Ф. Лидваль, Э. Виррих, В. Шауб, Л. Бенуа, А. Аккерман, Д. Крыжановский, А. Белогруд и многие другие. Примером возрождения Петроградской стороны можно рассматривать Большой проспект, возникновение которого относится к первой половине XVIII века.
1.Воронцова О.Г., Шапошников М.Б. Путеводитель. Санкт-Петербург и пригороды. – М.: «Симон – Пресс», 2002. – 224 с.
2.Георгиев И.И. Санкт-Петербург. Занимательные вопросы и ответы. – СПб.: «Паритет», 2000. – 368 с.
.Мясников. Л. Санкт-Петербург. История города. – СПб.: Александр ПРИНТ, 1999. – 304 с.
.Путеводитель. Санкт-Петербург. – М.: Ле Пти фюте, 2003 – 320 с.
.Синдаловский Н.А. Петербург: От дома к дому. От легенды к легенде… – СПб.: «Норит», 2001. – 400 с.