- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 18,4 Кб
‘Побуждающие’ марки и статьи в бюллетене ‘Филателия СССР’
Реферат
«Побуждающие» марки и статьи в бюллетене «Филателия СССР»
Сравним планы издания марок за 1967 год, 1970 год и 1974 год.
С самого начала выпуска бюллетеня, в основном пропагандировались такие тематики как: 1) жизнь В.И. Ленина; 2) важнейшие события в жизни КПСС и советского государства; 3) спортивная жизнь в стране; 4) история Великой Отечественной войны; 5) выдающиеся деятели коммунистической партии и советского государства.
Жизнь В.И. Ленина и все с ним связанное – здесь рассказывалось о марках, которые были посвящены В.И. Ленину и его жизни. В бюллетене приводились изображения какой-либо недавно выпущенной марки с В.И. Лениным и довольно длинный рассказ об истории того сюжета, на фоне которого был изображен В.И. Ленин. К примеру, возьмем статью И. Федорова под названием «Дело рук золотых». В статье рассказывалось о процессе создания марок, которые были посвящены «великому вождю», и в первую очередь рассказ велся о создании группой художников марки 1966 года «Ленин-мыслитель». Здесь мы видим, что в центре внимания автора не биография В.И. Ленина, а практически все внимание уделяется коллективу художников, разработавших марку. Однако статей такого типа было куда меньше, чем посвященных В.И. Ленину статей типа: «Политический деятель, трибун, человек» или «Память о Ленине», в которых рассказывалось о предстоящем выпуске марок с изображением В.И. Ленина и о некоторых моментах из его жизни. Статьи эти написаны в высоком стиле, были пропитаны гордостью автора за свое государство и В.И. Ленина: «В речи вождя, как всегда ясной и глубокой, твердая вера в неизбывные силы труженика, в его энтузиазм, в его способность на развалинах старого мира создать новое, светлое здание истинно свободного общества». Интересно то, что во всех выпусках бюллетеня за изучаемый мной период, статей посвященных Ленину, было больше всего и стабильно в каждой выпуске бюллетеня печаталось несколько статей этой тематики. Такую частоту пропаганды заветов Ленина не сложно объяснить. Ленин выступал как символ советского государства, его изображение воспроизводилось в самых разных случаях, в том числе на денежных знаках и на марках как знаках почтовой оплаты. Ленину была посвящена в среднем восьмая часть марок от годового выпуска всех марок СССР. Конечно, если марок с изображением Ленина или эпизодов из его жизни и деятельности было так много, то и посвященные ему статьи в бюллетене представлены пропорционально.
Возьмем, к примеру, статьи А. Шарова, которые он публиковал раз в год и рассказывал в них о планах министерства связи на следующий год, и таблицы с планами по выпуску марок на предстоящий год, которые публиковались в бюллетенях начиная с 1967 года. В статье из бюллетеня за 1967 год А. Шаров рассказывает о плане по выпуску марок на 1968 год: «Первый раздел плана – Важнейшие события в жизни КПСС и Советского государства – включает в себя 31 марку и два почтовых блока. Думаю, заставит обратить на себя внимание серия марок, выполненная по эскизам художника В.В. Тирдатона, – В.И. Ленин в фотодокументах <…> Предполагается также выпустить серии марок, посвященные некоторым декретам В.И. Ленина, в частности, Об организации государственных мер борьбы с огнем». Так, марок прямо или косвенно посвященных Ленину в 1968 году было более десяти разновидностей. Если следовать логике мышления издателей журнала и официальных представителей партии, то для них марки с изображением В.И. Ленина (далее Лениниана – Т.Б.) воплощают в себе весь дух Советского Союза – самоотверженный вклад пролетариата в строительство социализма и коммунизма, воплощают в себе все тяготы гражданской войны, дружбу между советскими республиками и вообще практически все те достижения, которые были в СССР. В советских марках Ленин предстает как общенациональный символ, который скрепляет все республики и внушает людям то, что они едины и движутся к светлому будущему. Для того, чтобы внушить такие идеи человеку, и выпускалось большое количество марок с В.И. Лениным, однако, часто не просто как портреты В.И. Ленина, но запечатленные моменты из выступлений вождя. Те моменты, где Ленин призывает советский народ к единству в борьбе против капитализма, призывает к строительству и модернизации молодой страны и многое другое. Например, марка 1970 года с изображением В.И. Ленина, стоящего на трибуне перед народом, и надписью справа «Мы – противники национальной вражды, национальной розни, национальной обособленности. Мы международники. Интернационалисты». Иными словами, прогресс СССР невообразим без В.И. Ленина и его политических и философских работ: «В какой бы области ни работал наш современник, год ленинского юбилея явится годом больших свершений. И каждый успех мы свяжем с именем Ленина, потому что все достижения нашего строя в различных сферах деятельности советского человека – результат воплощения ленинских идей».
Так, марки с изображением В.И. Ленина и статьи в бюллетене имели довольно разные тематические направления. Иными словами, марки с Лениным были посвящены всем аспектам жизни советского человека: например, «Ленин в изобразительном искусстве», «Ленин и советский кинематограф», «Ленин в разливе», «Ленин мыслитель», «Кремлевская библиотека и Ленин», «Ленин о спорте» и прочее.
Также, хочется заметить, что количество статей, посвященных В.И. Ленину, в разное время кардинально отличалось. Мне удалось подсчитать примерное количество статей, которые были прямо посвящены В.И. Ленину во всех выпусках бюллетеня 1967, 1968, 1970, 1971, 1973-1975 годов. Интересно то, что до 1971 года статей, прямо посвященных Ленину (здесь я не учитываю статьи, в которых Ленин только упоминается или лейтмотив статьи не связан с Лениным), было очень много: в 1967 – 19, в 1968 – 23, в 1970 – 36. Самое большое количество статей, посвященных Ленину, было напечатано в 1970 году в связи со столетним юбилеем со дня рождения Вождя. Далее количество статей данной тематики резко сокращается до 12 в 1971 году, 6 – в 1973, 9 – в 1974 году. С другой стороны, в бюллетене начали появляться статьи, посвященные выдающимся деятелям коммунистической партии и советского государства, которых прежде практически не было. Подробнее об этом наблюдении будет написано в части, посвященной выдающимся персоналиям СССР и коммунистической партии.
Важнейшие события в жизни КПСС и советского государства. Если обратиться к каталогу, то по средним подсчетам, за год марок, которые были посвящены каким-либо важнейшим событиям в партии и СССР, было от четверти до трети всего выпуска. Посвящены эти марки были практически всему: символам Союза (таким как Октябрьская революция, разнообразные пленумы и съезды, герб СССР), запуски спутников в космос, первый полет советского человека в космос, праздники (новый год, 8 марта, день конституции и проч.), победе в гражданской войне и Великой Отечественной войне и другое. Такие марки издавались либо блоками из нескольких марок, посвященных близким по смыслу сюжетам, либо одиночными марками. Эти марки имели низкие номиналы и высокие тиражи. Как было замечено ранее, статей в бюллетенях, которые были посвящены какой-либо тематике, было по количеству примерно, пропорционально количеству выпущенных марок тех же тематик. Иными словами, статей которые посвящены важнейшим событиям КПСС было очень много не только в бюллетене, но и во всех остальных информативных источниках того времени. Понять логику такой популярности издания марок, монет, конвертов, банкнот с изображением на них символов государства не сложно. Государство появляется там, где люди начинают осознавать то, что они находятся в обществе, правила игры которого принимают, начинают чувствовать границы этого общества, его идеи и менталитет. Таким образом, опознавание людьми границ государства поддерживается символами этого государства – герб, флаг, идеология, достижения. Поэтому изначально в СССР на каждой монете был отчеканен советский герб, изображен на каждой купюре. Практически на каждой марке мы видим какой-либо символ, который, так или иначе, связан с советской идеологией. И для того, чтобы человек все время был в «согласии» с государством и признавал его, вокруг человека постоянно были символы этого государства. Чем более значимые были эти символы, тем большую гордость за свое государство и лояльность к существующей власти они вселяли в людей. Согласно теории Антонио Грамши, которую я уже кратко затрагивал во Введении, легитимное государство поддерживает «согласие» своего народа с властью посредством массы приемов информационного воздействия – СМИ, радио, монеты, марки, банкноты и прочее. Таким образом, марки, которые символизируют достижения СССР и КПСС, в самой большой степени идеологически затрагивают умы людей и «побуждают» человека быть «согласным» с политикой власти, так как они символизируют власть, превосходство государства над человеком и не дают ему забыть о достижениях страны. Если мы берем марки с изображение символических сцен Пролетарской Революции, допустим, марку из серии «50 лет Октября – это развитые социалистические транспорт и связь», то на марке мы увидим практически все современные на то время средства передвижения и техники громадный крейсер, самолеты, вертолеты, спутники земли, автомобили, навесной мост, по которому едет поезд. Такие же изображения, символизирующие прогресс государства, присутствуют на многих марках данной тематики. Важнейшими событиями КПСС и Советского государства также являлись полет человека в космос, освоение северного полюса, съезды КПСС.
Можно взять, к примеру, статьи из бюллетеня, которые были посвящены памятным датам советского государства – «50 лет Октября», либо значимым советским организациям, например ВЛКСМ. В статьях, которые были посвящены юбилейным датам обычно описывались события, которые стали впоследствии символами СССР, рассказывалось о том, кто творил эти события, в какой обстановке они происходили и прочее. Например, автор статьи, посвященной Великому Октябрю, – «Ленинград в первые дни Октября – о марках, посвященных революционным событиям в Петрограде, рассказывает коллекционер А. Максимов» повествует об истории Октябрьской революции и иллюстрирует свой рассказ с помощью марок, на которых были запечатлены эпизоды из тех времен. В статьях данной тематики лейтмотивом выступает идея, что марки с самого начала истории СССР выступали как средство пропаганды произошедших символических событий по всей стране. Если учесть, что почти до третьей четверти века у людей не было телевизоров, и кроме радио, газет, марок практически не было других средств пропаганды советских идей, то марки были одним из основных средств для поддержания в памяти людей произошедших событий: «Пятнадцатилетие Советской власти наша почта отмечает юбилейной серией. Есть в ней марка <…>, на которой впервые появляется сюжет штурма Зимнего дворца». Марки эти издавались в огромных количествах для того, чтобы попасть в руки большинству населения: «предполагалось издать эту серию <…> в количестве двухмесячной потребности».
Помимо символов революции также на марках часто отображался символический процесс развития СССР. Серии марок разных годов с изображением событий, отражающих путь развития советской экономики, промышленности, военного сектора, сельского хозяйства и проч., были подготовлены не только министерством связи, но и при поддержке других инстанций. К примеру, можно взять серию марок 1968 года, которые были посвящены развитию советской армии: «В феврале страна отмечает 50-летний юбилей Советских Вооруженных сил. <…> Вместе с Главным Политическим Управлением Советской Армии и Флота, Институтом военной истории и Музеем вооруженных Сил разработана тематика юбилейной серии почтовых марок». Марки этой тематики были одними из самых ярких и многосюжетных из всего ряда исследуемых мной марок. Серия из четырех марок отображала монументы солдат, которые стоят как будто бы на страже самых символичных объектов и событий из истории СССР – функционирующая гидроэлектростанция, московский Кремль, марширующая Красная армия и «вступление Красной армии во Владивосток. 1922г». Марки этой серии были пропитаны патриотизмом и гордостью художников за свою родину. Другие марки схожей тематики 1968-го года были также очень красочны и насыщены информацией, например, выпущенная в сентябре марка «Советские вооруженные силы» отображает все военные достижения СССР: на фоне красного советского знамени к небу были направлены три зенитные пушки, на суше находился танк, в море боевой крейсер и подводная атомная лодка, в небе летел бомбардировщик.
Также, в бюллетене, практически в каждом выпуске, печатались статьи, посвященные ВЛКСМ – Всесоюзному Ленинскому Коммунистическому Союзу Молодежи. Статьи, посвященные ВЛКСМ, печатались регулярно, потому что они, во-первых, рассказывали о членах ВЛКСМ – молодых активистах, которые организовывали филателистические выставки, агитировали своих ровесников вступать в клубы филателистов и вели прочую общественно полезную деятельность, а во-вторых, подчеркивали тот огромный вклад, который члены ВЛКСМ внесли в историю СССР. Возможно, именно поэтому каждый год выпускались марки, рассказывающие про деятельность активной молодежи, в журналах и бюллетенях повествовалось об их деятельности. Интересна серия из шести марок «50 лет ВЛКСМ», выпущенная в 1968 году. Наряду с другими юбилейными марками, серия марок «50 лет ВЛКСМ» была также очень красочна и изображала активистов ВЛКСМ, которые работали в разных сферах советской промышленности, отдавали свои жизни в самые сложные дни истории Советского Союза. На марке номиналом две копейки изображен молодой красногвардеец, стремительно скачущий на коне, с саблей; марка номиналом три копейки несла образ строителей – молодой девушки и парня, которые были изображены на фоне гигантских промышленных сооружений; марка номиналом четыре копейки изображала советского воина, освобождающего Берлин от фашистов; марка в шесть копеек повествовала о молодых инженерах, воздвигающих электростанцию; десятикопеечная – изображала работников сельского хозяйства хлеба на фоне полей и комбайнов и последняя, двенадцатикопеечная, несла изображение Ленина, Ордена Октябрьской революции и подпись ВЛКСМ.
Что касается бюллетеня, то в статьях, посвященных ВЛКСМ, рассказывалось об этих марках и о том, что подразумевалось под этими символическими изображениями на марках. Например, статья «50 лет ВЛКСМ», в которой повествовалась о дне основания ВЛКСМ (29 октября 1918 года) и о том, кто стал его первыми членами, и какой вклад они внесли впоследствии в строительство социализма.
Интересно на примере бюллетеня проследить те тематики, на которые редакторы бюллетеня больше всего хотели обратить внимание читателей. Не буду в этой работе, как и в прежних, описывать марки тематики космонавтики и связанных с ними статьи в бюллетене, так как полет в космос был, наверное, одним из самых значимых достижений страны о котором в 1966-х – 1975-х годах и так все прекрасно знали, гордились. Поэтому остановлюсь на менее популярной среди населения страны теме, которую, как мне кажется, государство активно пыталось популяризовать. Это тема «Освоение Северного полюса». Марки с изображением эпизодов жизни полярников или достижений СССР на северном полюсе ежегодно издавалось по нескольку видов, а в бюллетене статьи, посвященные данной тематике, печатались практически в каждом выпуске и бывало даже что по нескольку раз в одном выпуске. Трудно понять, почему столько внимания в СССР уделялось именно северному полюсу, – возможно там советское правительство видело огромный заложенный потенциал, возможно, просто не хватало заинтересованных людей, возможно, нужно было оправдать финансирование. На мой взгляд, не хватало заинтересованных людей, готовых посвятить часть своей жизни работе на северном полюсе, – из-за холода, продолжительности экспедиций, разнообразных лишений, опасности и проч. Каждая марка с изображением северного полюса была, во-первых, тщательно нарисована и несла в себе много информации – возведенные дома с развевающимся над ними красным флагом, самолеты, вертолеты, ледоколы. Во-вторых, она была загадочной и манящей. На изображениях велась какая-то работа, люди держали в руках непонятные инструменты, в небе летают грозные вертолеты, на заднем фоне огромные ледоколы и человек на этом изображении в самой гуще событий. К примеру, можно взять статью из бюллетеня № 4 за 1968 год «Северный полюс глазами филателиста». Автор этой статьи побывал на дрейфующей станции «Север» и делится с читателями своими ощущениями, рассказывает о своем приключении при помощи изображений на марках. Вся статья пропитана особой «романтикой» северный полюс это не ледяная пустошь, а место, где человек служит государству и может чувствовать себя героем: «Судьба журналиста забросила меня на СП-15 в канун 1968 года. Разумеется, это было мечтой юности: кому не хотелось увидеть в зените Полярную звезду!» Также можно привести в качестве примера статьи «Арктика и Антарктика в филателии», «Надпечатки «Северный полюс» на советских выпусках», серия статей «Полярная филателия». В этих статьях также рассказывалось об истории освоения Северного полюса, о людях, которые его исследовали, об экспедициях, сложностях и великих триумфах исследователей.
Таким образом, можно предположить, что марки с изображением северного полюса печатались для того, чтобы популяризовать среди молодежи экспедиции на северный полюс: эти марки с изображением героев покорителей севера печатались большими тиражами и могли попадать молодым людям, которые еще не поняли, чего хотят в жизни, а в бюллетенях и других средствах массовой информации о достижениях этих людей говорилось много и только в позитивном ключе. Так государством могла пропагандироваться профессия исследователя северного полюса, причем эта пропаганда была также и идеологической – на марках и в бюллетенях рассказывалось, иногда сильно преувеличенно, о достижениях советского человека на северном полюсе, о бесспорной важности исследовательской работы.
Подытоживая все наблюдения по тематике «Важнейшие события КПСС и Советского государства», можно сделать вывод, что марки, изображающие достижения страны за ее недолгую историю, должны были вселить в человека уверенность в достижимости светлого будущего и в то, что Советский Союз превосходит другие страны по многим параметрам, и бюллетень помогает проследить официальный план государства по достижению поставленных целей. Марки данной тематики в основном были очень яркими и привлекательными на вид, повествовали не просто о каком-либо конкретном случае, но показывали и доказывали людям то, что СССР – великая страна и что огромное количество людей верили в заветы Ленина и наставления коммунистической партии и поэтому СССР стал мировой сверхдержавой. В бюллетене статьи, посвященной данной тематике, были написаны в высоком стиле, пропитаны патриотизмом и любовью к истории Советского Союза, и часто эти статьи выделялись на фоне других статей своими смыслом, наполненным пропагандой достижений страны, хотя практически все остальные статьи были нейтральными и просто повествовали о том или ином событии в жизни страны.
Спортивная жизнь в стране. Также одной их самых популярных тем изображений на советских марках изучаемого мной периода, которой было посвящено много статей в бюллетене, является спортивная жизнь в Советском Союзе и за его пределами. Спортивная жизнь в Союзе пропагандировалась очень широко и повсеместно: плакаты, конверты, телевизионные передачи, монеты, марки, статуэтки. Спорт был так же, как и коллекционирование марок, одной из форм культурного досуга молодежи, который никак не вредил гражданину, а наоборот его закалял и делал сильнее. Поэтому марки спортивной тематики довольно часто печатались большими тиражами, а в бюллетенях «Филателия СССР» в каждом номере обязательно была статья, посвященная спорту в стране. В большинстве случаев на марках изображались люди – победители олимпиад или каких-либо международных соревнований, команды хоккеистов, футболистов, волейболистов и проч., а в бюллетенях эти люди представали перед читателями героями страны с очень незаурядными биографиями. Кроме людей, на марках также изображались миниатюры, символизирующие разные виды спорта – бокс, лыжи, хоккей, шахматы. Марки часто посвящались Олимпийским играм. Возьмем, к примеру, статью «Накануне Гренобля», которая была опубликована в 1968 году в первом выпуске бюллетеня. В начале этой статьи рассказывалось о марках, которые были посвящены предстоящим Олимпийским играм, рассказывалось о символике олимпиады, а остальные процентов восемьдесят статьи повествовали о советских хоккеистах, которые считались самыми лучшими игроками в мире и которым были посвящены многие советские марки. Рассказывалось о победах советских хоккеистах и о разновидностях марок, конвертов, открыток, которые Министерство связи выпускало в оборот. Статьи бюллетеня были посвящены практически каждому виду спорта и иногда даже рассказывалось о спорте, который не был популярным в СССР. Например, в бюллетене № 1 за 1974 год описывалась английская игра регби: ее история, основатели, известные игроки, рассказы очевидцев и участников этой игры. Но в большинстве случаев все же печатались статьи, посвященные спорту в СССР, выдающимся советским спортсменам и тем соревнованиям, на которых они выигрывали как минимум серебренные медали. Так, в статье «Когда часы остановлены» повествуется об игре в шахматы, о частых победах на мировых соревнованиях и практически гегемонии побед советских шахматистов на мировой спортивной арене. Описывать статьи, посвященные спорту, можно еще долго, но я постараюсь сделать обзор общей смысловой нагрузки статей. Во-первых, в статьях описывались марки, которые были выпущены в честь какой-либо большой победы советского спортсмена. Кратко рассказывалось об этом человеке, его таланте, стараниях, упорстве. Также некоторое внимание уделялось истории этого спорта и тому, какие личности внесли особые вклады в данные вид спорта. Во-вторых, говорилось о значимости спорта в мире и об авторитете, который спортсмены приобретают, и какую поддержку получают от государства и от своих болельщиков. В-третьих, так как журнал посвящен филателии, то часть статей рассказывали о филателистических выставках, на которых пред зрителем представали коллекции марок на спортивные темы. В-четвертых, в статьях между строк можно найти ту идеологическую пропаганду, которой СССР пыталось воздействовать на человека, а именно: марки это хорошо, филателия и выставки еще лучше, но любой филателист, рабочий на заводе, школьник или военный, будь он молодым или старым, должен наряду со своим хобби, работой еще и заниматься спортом. Опуская банальные рассуждения о пользе спорта для человека, как мне кажется, стоит заглянуть в феномен советского спорта более глубоко. В статьях бюллетеней чаще всего внимание читателя обращено не на историю того или иного спорта и не столько на персонаж или команду, которая была изображена на марке, а на то, что именно советский спортсмен-коммунист в большинстве случаев одолевает своего противника-капиталиста. К примеру, статья из бюллетеня № 8 за 1967 год: «Советские шахматисты впервые выступили на Х Олимпиаде в 1952 году и завоевали звание чемпионов мира. С тех пор состоялось еще семь олимпиад. Каждый раз победителями выходили наши гроссмейстеры. Вот уже четырнадцать лет Кубок Гамильтона-Рассела хранится в Москве. <…> И снова, восьмой раз подряд, чемпионом мира стала команда Советского Союза, в упорной борьбе опередив команду США» Что касается статей, которые посвящены другим видам спорта, то также публикуются только статьи о тех видах спорта, в которых советские спортсмены выходили победителями – волейбол, футбол, велогонки и проч.: «В прошлом году в Киеве состоялся чемпионат Европы по конному троеборью, который проводится с начала 1953 года. Спортивная борьба разыгралась между командами Австрии, Англии, Болгарии, Польши, ФРГ, Швеции и СССР. Москвич Александр Евдокимов <…> заслуженно был увенчан золотым трофеем, став первым советским чемпионом троеборья». Кратко говоря, спортивные успехи СССР это еще одно доказательство пропаганды посредством марок физического (футбол, хоккей) и интеллектуального (шахматы) превосходства советского человека в борьбе с капиталистами.
Таким образом, мы видим, что пропаганда спорта посредством марок имела несколько целей: 1) показать широкой массе граждан, что среди них очень много здоровых, крепких людей-победителей, которые достигли высот в спорте даже будучи выходцами из необеспеченных пролетарских семей и тем самым опять же доказать жителям страны, что страна способна воспроизводить победителей; 2) побуждать советскую молодежь заниматься спортом; 3) на многих примерах успехов советского спортсмена доказать, что СССР и в спорте превосходит спортсменов стран капитализма.
История Великой Отечественной войны. Каждый год ко дню Победы в течение нескольких месяцев выпускались серии марок, посвященные Великой Отечественной и Второй Мировой войне, на которых изображались герои СССР – маршалы, генералы, адмиралы, офицерский и рядовой состав морских и сухопутных войск, военная техника, марки, посвященные погибшим воинам, марки, символизирующие победу СССР. Данная тематика очень обширна и ей посвящено много статей в бюллетене. Практически в каждом выпуске бюллетеня была статья, рассказывающая о тяготах военной жизни и о героях, которые самоотверженно сражались за родину. Я не стану подробно анализировать данную тематику, так как она уже достаточно хорошо изучена в современной научной литературе, а пропагандистское влияние, которое марки могли оказывать на людей того времени очень спорно, так как к 1965-м – 1975-м годах большинство жителей СССР еще помнили все тяготы войны, которую многие из них пережили, и для того, чтобы гордиться победой СССР в Великой Отечественной войне, марки людям были не нужны.
Выдающиеся деятели коммунистической партии и советского государства. Марки с изображением выдающихся деятелей СССР и коммунистической партии печатались практически сразу после образования СССР и выпускались самыми большими тиражами. Однако, регулярный выпуск марок с персоналиями начался в начале 1970-х годов и большинство из людей, которые были изображены на марках (не считая Ленина), являлись политиками, революционерами, учеными, космонавтами. Марки, изображавшие выдающихся деятелей КПСС и советского государства, можно разделить на две тематики: 1) иностранные коммунисты или люди, которые придерживались идей социализма; 2) деятели советского государства и КПСС. Иностранные деятели изображались на марках как пример воплощенных в жизнь идей социализма-коммунизма за пределами СССР. Другими словами, на марках были изображены именно те люди, которые успешно боролись за коммунистические идеалы за пределами Страны Советов и могли внушить населению СССР, что социализм-коммунизм находится не в состоянии стагнации, но развивается и приближается к своей цели мирового господства. Что касается советских политиков, то они символизировали собой развитие СССР и успешную борьбу со странами капитализма – революционеры, соратники Ленина, которые боролись за создание Советского государства, и люди, которые своими усилиями поддерживали нормальное функционирование державы и обеспечивали развитие страны. Что касается статей в бюллетене, посвященных советским политикам, то мне удалось заметить интересную тенденцию – до 1971 года в бюллетене практически не печатались статьи, которые были посвящены выдающимся политикам СССР, за исключением Ленина. Можно найти статьи, рассказывающие о советских писателях и поэтах, музыкантах, редко рассказывалось о персоналиях советских генералов и то только тогда, когда не назвать имя того или иного генерала было невозможно. Как было уже ранее отмечено, в 1968-1970-х годах большинство статей тематики выдающихся личностей были посвящены В.И. Ленину.
Для того, чтобы понять, почему в бюллетене после 1971 года произошли такие структурные изменения, я обратился к стенографическому отчету XXIV съезда КПСС и внимание обратили на себе некоторые тезисы, прозвучавшие на съезде: «24-й съезд указал на необходимость дальнейшего повышения руководящей роли партии в коммунистическом строительстве, совершенствования и улучшения партийного руководства всеми сторонами жизни общества. В Устав КПСС внесены изменения, распространяющие право контроля деятельности администрации на первичные организации проектных организаций, конструкторских бюро, НИИ, учебных заведений, культурно-просветительских, лечебных и др. учреждений. Уточнено, что организации министерств, государственных комитетов и др. центральных и местных сов., хозяйственных учреждений и ведомств осуществляют контроль за работой аппарата по выполнению Директив партии и правительства, соблюдению сов. Законов». Из этой директивы, как мне кажется, становится понятным, почему в бюллетене появляется столько статей, посвященных советским политикам. Теперь партийная организация может прямо вмешиваться в деятельность любой просветительской институции и диктовать свои условия, заставлять пропагандировать идеи, которые партия считает правильными. Таким образом, до 1971 года бюллетень контролировала сама редакция, Всесоюзное общество филателистов и Министерство связи, которое редко вмешивалось в жизнь бюллетеня. В бюллетене публиковались статьи, которые были сугубо полезны коллекционерам и отчасти пропагандировали некоторые советские идеи, которые прямо вписывались в общую идейную линию бюллетеня. Имею в виду, что до 1971 года в бюллетене публиковалось и пропагандировалось то, что могло бы быть интересно и полезно именно коллекционерам и молодым филателистам: технические характеристики марок, интервью с опытными коллекционерами, спортивные эпизоды, изображенные на марках, таинственный северный полюс, величественная военная техника и, конечно же, главной символ СССР – В.И. Ленин. После 1971 года в деятельность бюллетеня вмешивается партия или подвластные ей структуры и в бюллетене появляются биографии советских и иностранных политиков (хочется заметить, что часто начали появляться биографии не просто каких-либо известных людей: поэты, художники, артисты, но именно коммунисты, политики и военные деятели). Для того, чтобы аргументировать свое предположение, я обращусь к бюллетеню. Как известно, XXIV съезд КПСС был проведен в апреле 1971 года. Уже в июне в бюллетене появились небольшие статьи, рассказывающие про марки, изображающие политиков интернационала – Гарри Поллита и Уильяма Фостера.
В двенадцатом номере были напечатаны сразу три статьи, которые рассказывали про советских политиков и коммунистов-интернационалистов.. В статье «Интернационалисты» ведется рассказ об интернационалистах всего мира – о Венгерском интернационалисте Матэ-Зелке, финском Тойво Антикайнене, поляке Кароле Сверчевске и др. В том же номере была опубликована статья под названием «Поэт революционной демократии Н.А. Некрасов», где рассказывалось о творчестве Некрасова и о том, какое влияние его произведения оказали на мировоззрение В.И. Ленина. В 1972 году помимо рассказа о советских политиках также читателям представлена статья, посвященная Индии, где рассказывается про путь Индии к независимости, об идеологе Индии – Махатме Ганди, и об отношениях между СССР и Индией. В 1973 году в бюллетене появилась статья, которая рассказывала о том, какие тяготы переживает чилийский народ после убийства С. Альенде и прихода к власти кровавого тирана.
Практически в каждом выпуске бюллетеня появляются статьи рассказывающие о биографиях советских революционеров – М.И. Ульяновой 1972, С.Г. Шаумяна 1973, «революционера, ученого, публициста М.Ю. Стеклова» 1974 т. д. Таким образом, после 1971 года, при помощи бюллетеня, можно проследить, как именно позиционировало государство своих героев и какие идеи оно вкладывало в их биографии, которые публиковались в бюллетене. В своей прошлой курсовой работе мне удалось выписать в отдельную таблицу все биографии (взятые из Большой Советской энциклопедии) тех политиков, которые были изображены на марках. Теперь же на основе бюллетеня мы видим, с какими людьми государство хотело ознакомить людей в первую очередь, благодаря тому, что биографии этих людей публиковались в бюллетене, с фотографиями и изображениями марок. Имеется в виду, что не каждый человек, который интересовался марками шел в библиотеку, открывал энциклопедию и читал историю того или иного человека, но читатели бюллетеня, среди которых было большинство молодежи, знакомились с биографиями политиков, которые были представлены в бюллетене.
марка коллекция советский тематика
Литература
Каталоги выставок
Всесоюзная филателистическая выставка «60 лет СССР», 10-17 нояб. 1982 г. : каталог. – М. : Б. и., 1982. – 46 с.
Всесоюзная филателистическая выставка «70 лет Великого Октября», 17-25 окт. 1987 г. : [каталог]. – Л. : Б. и., 1987. – 60 с.республиканская юношеская филателистическая выставка «60 лет Армянской ССР и Компартии Армении», 13-20 окт. 1980 г. : каталог. – Ереван : Б. и., 1980. – 15 с.
Филателистическая выставка союзного значения «Металлургфил-83», посвященная 50-летию Запорожского индустриального комплекса, 13-20 нояб. 1983 : каталог. – Запорожье : Облполиграфиздат, 1983. – 21 с.
Прочие справочные издания
Гинзбург М.Е. Односторонние почтовые карточки с оригинальными марками, 1971 – 1978: – М. : Центр. филателист. агентство «Союзпечать», 1979. – 40 с.
Справочник активиста Всесоюзного общества филателистов (ВОФ). – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Связь, 1980. – 97 с.
Литература
Аксенова С.В., Пакалина Е.Н. Настольная книга филателиста. Марки России и СССР. – Ростов-на-Дону, 2009. – 338 с.
Бухаров О.Н. Марки из старого альбома. – М. : Радио и связь, 1981. – 135 с.
Бухаров О.Н. Марки – свидетели истории. – М. : Радио и связь, 1982. – 80 с.
Горбацевич А.А. Вооруженные силы СССР на почтовых марках. – М. : Издательство «Связь», 1970. – 40 с.