- Вид работы: Дипломная (ВКР)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 33,05 Кб
Poetry Slam как вид современного искусства
Выпускная квалификационная работа бакалавра
Poetry Slam как вид современного искусства
Введение
искусство poetry slam конкурс
В центре нашего исследования находится социально-культурный феномен Poetry Slam, рассматриваемый в современном интеллектуальном пространстве.
Несмотря на то, что Poetry Slam неоднократно являлся темой отдельных публикаций, в целом, это данное явление все еще остается открытым для культурологических поисков. Фундаментальных исследований на тему Poetry Slam, в том числе в контексте культурологии и искусствоведения, пока нет. Приходится также констатировать отсутствие единства в его трактовках и понимании, что, безусловно, связано со сложностью и неоднозначностью данного культурного феномена. Очевидно, что для современного научного культурологического знания актуальным и своевременным является создание механизмов исследования такого вида современного искусства, как Poetry Slam.
Объектом исследования данной работы является Poetry Slam в интеллектуальном пространстве ХХI века.
Предметом исследования является функционирование Poetry Slam как вида современного искусства в социально-культурном пространстве.
Цель данной работы – исследование Poetry Slam в качестве вида современного искусства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
– рассмотреть понятие «искусство» в современном интеллектуальном пространстве;
дать характеристику понятию «современное искусство», описать его особенности;
рассмотреть исторические прототипы и аналоги Poetry Slam в контексте визуализации слова;
выявить художественную специфику Poetry Slam как вида современного искусства посредством рассмотрения произведений Poetry Slam искусства.
В данной работе были использованы следующие методы научного исследования:
культурно-исторический анализ (для рассмотрения исторических прототипов и аналогов Poetry Slam);
описательный метод (для определения и описания понятия Poetry Slam)
искусствоведческий анализ (разбор, рассмотрение состава произведений Poetry Slam искусства в единстве содержания и формы для выявления особенностей Poetry Slam как вида современного искусства).
Научная новизна исследования заключается в том, что в данной работе была предпринята попытка провести анализ Poetry Slam как динамичного культурного пространства в контексте функционирования как вида современного искусства. Анализ был проведен на основе исследования русского и немецкого Poetry Slam начала ХХI века.
1.Понятие искусства в современном научном пространстве
1.1 Полифункциональность понятия «искусство»
Слово «искусство» и в русском, и во многих других языках употребляется в двух смыслах: в широком, что означает «высший уровень мастерства, умения, независимо от того, в какой сфере жизни общества они проявляются (например, искусство столяра, врача, пекаря и др.) и в узком смысле – это специфическая форма практически-духовного освоения мира» (Ожегов 1992:283).
Само понятие «искусство» является предельно широким и вследствие этого нелегко поддается выражению через какое-то одно адекватное определение, полученное с помощью формально-логической процедуры причисления к роду или выделения совокупности признаков.
Попытка суммировать все сделанное искусствоведческой мыслью, предпринятая А. Кребером и К. Клакхопом в 1952 г. в обобщающем исследовании «Искусство», вылилась в собрание ими 180 различных дефиниций (не считая определений русских мыслителей XIX-XX вв.). В 1983 г. в Торонто состоялся XVII Всемирный философский конгресс, специально посвященный проблеме «Философия и искусство». На нем был представлен широкий спектр подходов к искусству современных философов. Дальнейшая работа конгресса показала, что и в наше время в мировой искусствоведческой мысли нет не только единого понимания искусства, но и общего взгляда на пути его изучения, способные преодолеть этот методологический разнобой исследовательской мысли (#”justify”>Многозначность понятия «искусство» отмечают также и авторы вышедших в последние годы монографий, посвященных проблемам общей теории искусства, например, М. де Серто во Франции, К. Дженкс в Англии, П. Гуревич, Б. Ерасов, Л. Коган, Ю. Яковец в России.
Так, по мнению Б.С. Ерасова, доктора философских наук, специалиста в области культурологии, «искусство явно шире, чем «выражение прекрасного», чем «познание реального мира», чем «отражение мира идеального», чем «выражение внутреннего мира художника», чем «средство общения людей» или чем «проявление творческого и игрового начала» (Ерасов 2000:101).
Все выше перечисленные составляющие действительно присущи искусству, а это означает, что оно также отличается тем качеством, которое мы обозначим как полифункциональность.
Из выше сказанного вытекает вывод о том, что определения искусства в научном пространстве выступают как его интерпретации в зависимости от того или иного аспекта рассмотрения.
В нашей работе мы будем рассматривать понятие «искусство» в контексте понимания его в узком смысле, а именно как важную составную часть духовной культуры человечества, форму познания и отражения окружающей человека действительности.
Мы рассмотрим искусство в трех основных аспектах: культурном, эстетическом и социальном.
.2 Понятие искусства в культурологическом, эстетическом и социальном аспектах
В культурологическом аспекте искусство понимается как один из элементов культуры, в котором аккумулируются художественные ценности. Это важнейшая составная часть духовной культуры, «особый род духовного освоения, познания действительности во всем богатстве ее проявлений, так или иначе связанных с человеком. Появляясь на самых ранних стадиях развития общества, оно постепенно складывалось в могущественное орудие осознания мира и средство духовного и культурного развития людей» (Онлайн Энциклопедия. #”justify”>П.С. Гуревич, доктор филологических наук, специалист по философии культуры, считает, что искусство интерпретируется в современной культурологи как «степень совершенствования художественных технологий, результат человеческой деятельности и степень развития личности» (Гуревич 1996: 117).
Вторым важным аспектом, в котором находит свое отражения понятие «искусство» является эстетический аспект. Ведь искусство-это форма чувственного познания мира. Именно искусство имеет своей целью формирование и развитие способности человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты.
В отличие от других сфер общественного сознания и деятельности (науки, политики и т.д.) искусство «удовлетворяет универсальной потребности человека – восприятию окружающей действительности в развитых формах человеческой чувственности. Речь идет о специфически человеческой способности эстетического восприятия явлений, фактов, событий объективного мира» (Беляева 1989: 247).
Искусство также служит для удовлетворения одной из важнейших человеческих потребностей – потребности в общении с прекрасным.
Следует заметить, однако, что понятие красоты является относительным, так как эталон красоты может сильно различаться в разных культурных традициях (например, в западной и восточной культурах), временных периодах (Ренессанс и модернизм) или же, напротив, утверждаться через торжество безобразного, (картины И. Босха, постмодернизм) и даже совсем отрицаться (искусство Dada, искусство абсурда).
Таким образом, искусство отражает, а также формирует этические и эстетические ценности времени и общества, в котором оно существует.
В наше работе мы считаем важным отметить тот факт, что искусство также является и социальным явлением. Искусство играет значительную роль в духовном развитии общества. Оно представляет собой одну из основных форм общественного сознания.
Так, культуролог И.Т. Пархоменко считает, что искусство участвует в социальном преобразовании общества, оказывая воздействие на личность. Процесс творчества в искусстве аккумулирует в себе впечатления, события и факты, взятые из действительности (Пархоменко 2001:71).
В свою очередь, универсальная значимость содержания искусства, доступность его произведений, направленность на реакцию публики как, например, Poetry Slam, обеспечивают его воздействие на сознание человека, определяя идеалы, формируя мировоззрения, а также духовно обогащая личность, а, соответственно, и общество.
Для нашей работы также интересен еще один подход к пониманию понятия «искусство» для большего понимания множественности его социокультурных смыслов.
На взгляд М.Ю. Лотмана, культуролога и выдающегося семиотика, искусство – это одно из средств коммуникации. «Это совокупность текстов, точнее – механизм (выделено нами М.Д.), создающий совокупность текстов. Оно осуществляет связь между передающим и принимающим» (Лотман 1998:136).
Данное определение отражает искусство как динамическую систему, передающую закодированные сообщения (в широком смысле этого слова) зрителю и социуму. Динамика искусства проявляется в том, что оно ожидает обратной реакции аудитории, (ярким примером является Poetry Slam), не останавливаясь лишь на акте передачи информации, предполагает некую интеракции, диалог с реципиентом.
1.3 Искусство как динамичная система
Нормы искусства изменчивы, само понятие искусства носит открытый характер. Оно отражает те трансформации, которые претерпевает общество. История искусства насчитывает в своем развитии несколько этапов, каждый из которых коренным образом менял понятие о месте, назначении, цели и идеалах в искусстве. Искусство не может существовать, не обновляясь. Таким образом, можно сделать вывод, что развитие искусства происходит в рамках динамических изменений всей системы культуры.
Любая переходная эпоха характеризуется попыткой переосмысления роли и места человека в окружающем мире. Искусство живо откликается на эти поиски, давая множество новых способов «прочтения» бытия, что влечет за собой появление новых творческих форм.
Современные представления о мире все более усложняются, что позволяет, вслед за теоретиком культуры и искусства М.М. Бахтиным, говорить о «полифоничности» современного искусства в целом. Полифоничность художественной культуры – это и ее «музыкализация», и «видеолизация», и зрелищность (Цит. по: Тамарченко 2011:79).
Отдельные виды художественного творчества не существуют сегодня изолированно друг от друга (как, к примеру, Poetry Slam), что выражается не только в появлении новых синтетических жанров искусства (симфонии-балеты, мюзиклы), но и в интегративности художественного мышления, в расширении художественной сферы (светомузыка, цвето-музыкальные фильмы, инсталяции, перформансы) (Тамарченко 2011).
В искусстве естественно и свободно происходит отказ от прошлых открытий и находок, когда они больше не в силах ярко выражать новое мироощущение человека в культуре. Совершенствуются приемы, технологии, способы извлечения звука, цвета, расширяются границы художественной сферы, но само искусство не меняет своей сущности и назначения, не становится более или менее прогрессивным. И это важнейшая особенность искусства как феномена культуры.
С.И. Левикова пишет: «Постиндустриальное разнообразие и плюрализм, возводя в норму равноценность и равноправие, неизбежно приводят к отрицанию любого центра и периферийных слоев. В постиндустриальном обществе нет и не может быть одного единого центра, вращающего вокруг себя всю социокультурную жизнь. Это предельно мобильное общество, для которого характерны «мозаичность», перманентная смена центров притяжения и подвижность связей и зависимостей» (Левикова 2004:213).
Перед нами предстает картина постоянной динамики, пронизывающей все слои общества и все сферы его деятельности. Относится это, безусловно, и к литературе.
Прогресс возможен только при мобильности, динамике, открытости, допускающей различные инновации. Именно такую мобильность и открытость демонстрирует Poetry Slam.
Автор, выходящий на сцену, получает возможность открытого культурного диалога со своим читателем. Он показывает свое видение мира – и сталкивается со вкусами зрителя, совпадающими либо несовпадающими с его собственными.
1.4 Понятие современного искусства
Современное искусство часто пересекается с окружающим миром, оно не ограничено выбором материалов или методов. Оно может использовать как традиционные формы, например, живопись, рисование и скульптуру, так и нетрадиционные – перформанс, инсталляции, видео и другие различные материалы. Современное искусство становится все более глобальным, медленно разрушая культурные барьеры, разделяющие консервативную элитарность высокого искусства и общественное восприятие.
Современное искусство в нынешнем своем виде оформилось на рубеже 1960-70-х годов. Художественные искания того времени выразились в поиске новых образов, новых средств и материалов выражения, вплоть до деконструкции объекта (перформансы и хеппенинги). Произошел своеобразный сдвиг от производства художественного объекта к процессу, что породило так называемое, перформативное искусство.
Перформативное искусство – одна из форм искусства действия. Получила широкое распространение в искусстве 60-70 х годов. Состоит в исполнении определенных, заранее спланированных действий перед собравшейся публикой, зачастую, напротив, перформанс заключается в импровизационных действиях. Перформанс позволяет в «эфемерных событиях воплощать художественные идеи, не прибегая к их пластической фиксации. Лишая зрителя дистанции по отношению к искусству, перформативное искусство не просто интенсифицирует эстетическое переживание, но и ставит зрителя перед необходимостью заново определять и формулировать систему взаимоотношений с искусством» (Бобринская 1994:53).
Возможность определения столь широкого понятия с размытыми границами как «современное искусство» представляется еще более затруднительной, тем не менее, обратимся к частным мнениям деятелей и специалистов, связанных с осмыслением и участием в современных художественных практиках.
Современное искусство, в отличие, от классического, чьи совершенные формы застыли на века, – это живая материя. Нечто, постоянно развивающееся, ищущее новые формы, как мы уже сказали выше, создающее новые направления и пробующее смешивать разные жанры.
Марат Гельман, галерист, деятель современного искусства так характеризует понятие «современное искусство» – «это то, что происходит и создается здесь и сейчас, в данную конкретную минуту, пытаясь отражать и отвечать вкусам и настроению тех, кто живет в настоящем». Он также считает, что особенность его еще и в том, что буквально каждый из нас может сегодня попробовать сотворить объект или произведение искусства (как-то в искусстве Poetry Slam)» (Гельман 2003: 28).
Борис Гройс, теоретик искусства, писатель, художественный критик, также считает, что термин «современное искусство» не просто обозначает искусство, создаваемое в наше время. Скорее, сегодняшнее современное искусство «демонстрирует способ, которым современность представляет свою сущность, – акт презентации настоящего» (Гройс 2006:15).
Русский поэт, прозаик, эссеист, деятель современного искусства Мирослав Немиров говорит о том, что современное искусство, представляет собой «что-то прежде небывалое, а не воспроизводящее готовые стандарты» (Немиров. Интервью. #”justify”>Современное искусство, как и искусство в целом, есть средство коммуникации, способ общения художника со зрителем, окружающим миром. Поэтому Гор Чахал, современный российский художник, первичным критерием качества произведения определяет ясность и характер, посыл художественного высказывания», что отражает, критикует и, в итоге, переустраивает современную жизнь индивида и общества (Чахал: 2010).
Современное искусство характеризуется специфической чертой, а именно – повышенным желанием стереть границы между искусством и жизнью, сделать зрителей соучастниками самого творчества, предоставить им возможность непосредственного переживания неповторимого по своей сути творческого процесса.
Приведенный анализ в данной главе показывает, что в современном интеллектуальном пространстве определения искусства выступают как его интерпретации в зависимости от того или иного аспекта рассмотрения. Основными аспектами искусства являются культурологический, эстетический и социальный.
В культурологическом аспекте искусство понимается как один из элементов культуры, в котором аккумулируются художественные ценности.
С точки зрения эстетического аспекта искусство – это форма чувственного познания мира. Именно оно имеет своей целью формирование и развитие способности человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты. Искусство также отражает и формирует этические и эстетические ценности времени и общества, в котором оно существует.
Искусство как социальное явление играет значительную роль в духовном развитии общества, представляя собой одну из основных форм общественного сознания.
В современном интеллектуальном пространстве искусство предстает как динамическая, открытая система, отражая те трансформации, которые претерпевает общество. Таким образом, можно сделать вывод, о том, что развитие искусства происходит в рамках динамических изменений всей системы культуры.
Соответственно, современное искусство имеет свои особенности, которые накладывает на него время, в котором оно создается. Современное искусство постоянно развивается, ищет новые формы, как мы уже сказали выше, создает новые направления и жанры.
2. Poetry Slam как вид современного искусства
.1 Исторические прототипы и становление Poetry Slam
Древнегреческие лирики состязались на поэтических турнирах за сотни лет до наступления нашей эры.
Мастера магической поэзии в средневековой Скандинавии – скальды – именно на турнирах определяли степень своего могущества. Первые упоминания о поэтических турнирах в древней Японии относятся к 9 веку нашей эры.
На Руси гусляры, а гораздо позже на Украине кобзари пользовались огромным уважением не только как хранители преданий старины, но и как представители гласа народа.
Свободолюбие, проявляющееся в творчестве бродячих поэтов, сразу же обращает на себя внимание. Их выступления не были кем-либо регламентированы и инспирированы, они выступали, где хотели, когда хотели и сколько хотели. Свобода творчества может проявляться в поиске новых художественных форм и методов их демонстрации.
Таким образом, бродячие поэты способны осуществлять самые различные культурные инновации – от создания новых литературных жанров до выведения на новую фазу общепринятых общественных отношений.
Говоря об отечественных аналогах, следует, безусловно, упомянуть о школе русского судебного красноречия, бурный расцвет которой обусловлен судебной реформой 60-х годов XIX века.
Принятые судебные уставы 1864 года законодательно утвердили отделение суда от администрации, независимость суда, учреждение института присяжных заседателей – тем самым создали предпосылки и условия для развития судебного красноречия, базирующегося на гласности, публичности, состязательности обвинительной стороны и защиты, вызывающей широкий общественный резонанс, прежде всего благодаря присутствию на суде выборных присяжных.
Эпоха преобразований вызвала к жизни блестящую плеяду русских юристов, которые своей деятельностью самым достойным образом ответили на зов времени. В кратчайший период, заложив фундамент и основы, привели русское судебное красноречие к вершинам его развития.
Обвинительные и защитительные речи П.А. Александрова,
С.А. Андреевского, М.Ф. Громницкого, В.И. Жуковского, Н.П. Корабчевского, Ф.Н. Плевако, В.Д. Спасовича составляют эпоху русского судебного красноречия (Граудина 1998:127).
Во все времена, у всех народов существовали работы, теоретизировавшие литературное, в частности, поэтическое творчество. В качестве одного из примеров можно обратиться к классическим индийским источникам.
Одна из самых ранних дошедших до нас индийских поэтик – «Кавьяланкара» («Поэтические украшения») Бхамани (вторая половина VII в.) Из нее вытекает, во-первых, что произведение поэзии, по убеждению санскритских теоретиков, полезно, поскольку оно содействует достижению признанных в индуизме жизненных целей; во-вторых, что эта польза распространяется как на читателя, так и на поэта; и, в-третьих, что польза от поэзии необходимо сочетается с удовольствием (Гринцер 1987:214).
Таким образом, изобретенный в США в 80-е годы ХХ века Poetry Slam – этого лишь новый виток существовавших испокон веков языковых поэтических состязаний.
2.2 Различные подходы к определению понятия Poetry Slam
В настоящее время существуют различные мнения касательно определения явления, известного под названием Poetry Slam (от английского «Poetry Slam» – «поэтическое сражение»).
По своему определению poetry slam является разновидностью полифонического нового искусства. Одни называют этот формат поэтическим конкурсом на артистизм, другие – интерактивным литературным шоу, третьи – поэтическим перформансом, но все сходятся во мнении, что это та или иная разновидность искусства, в центре которой – живой автор, артистично исполняющий собственный поэтический текст.
Итак, рассмотрим, как определяют данный феномен сами представители поэтического движения.
Казанский поэт и организатор Poetry Slam конкурсов Айрат Багаутдинов считает наиболее правильным определением следующее: «Poetry Slam – форма искусства в виде поэтического соревнования, когда поэты в алфавитном порядке читают свои стихи в течение трех минут, а баллы им выставляют пять судей» (Казанские новости. Электронный ресурс: #”justify”>По мнению журналиста Ирены Карпа, Slam – турнир является причудливым сочетанием спорта и искусства, которое представляет собой соревнование поэтов в артистическом чтении. (Ирена Карпа).
Интересен взгляд Александра Дельфинова, ведущего русскоязычных конкурсов Poetry Slam в Берлине. Для него момент конкурса менее важен, чем перформанс. «Poetry Slam – это, прежде всего, шоу. Участникам важнее не продемонстрировать свое превосходство над соперниками, а понравиться публике» (Петренко 2007).
Кирилл Медведев в своей статье «Клипы и невозвращенцы из резерваций» пишет, что для слэмеров написание произведения и его исполнение – «единый, целостный, органичный и бескомпромиссный процесс, его высшая точка осуществления» (Медведев 2002: №58).
Анатолий Ульянов, один из теоретиков Poetry Slam, так написал об этом новом искусстве: «Poetry Slam не занимается литературой в традиционном смысле, и, что более важно понять, не занимается поиском и улучшением литературного качества. Одна из основных задач Poetry Slam – не качество текста, но качество его представления. Более того, Poetry Slam – это аудиовизуальное явление. Большинство подлинно слэмерских текстов не рассчитаны на то, чтобы быть напечатанными и существовать в традиционной литературной форме. Не исключено, что внутри Poetry Slam родится воистину высокая литература. Один из основополагающих его принципов – общедоступность. Каждый может принять участие в конкурсе. Посему Poetry Slam всегда будет явлением народного, массового качества» (Ульянов 2007:68).
Петр Захаров, главный редактор журнала «Инвожо», отмечает социальный аспект Poetry Slam: «Poetry Slam – это для тех, кому интересно жить, но кто не всегда доволен жизнью. Как это ни парадоксально, в нем присутствует социально-критический пафос. Поэты высмеивают мир рекламы и тотального потребления, высмеивают современные средства массовой пропаганды. Poetry Slam – острое оружие против всемирного поглупения» (Захаров 2007:№34).
При этом искусство Poetry Slam доставляет удовольствие, как автору (от реализации своего творческого потенциала), так и аудитории (от непосредственного взаимодействия с живым словом).
У человека, существует потребность в живом общении. Для творческого же человека общение – это и источник творчества, и способ самореализации, и новая информация.
Наконец, авторы в подавляющем большинстве испытывают потребность в демонстрации своего творчества окружающим.
Поэт выходит на сцену и показывает им свое творчество, то есть читает свои стихи непосредственному слушателю, стремясь при этом еще и к личностному общению.
Зная или догадываясь о потребностях творческой личности, слушатель, также испытывая психологическую потребность в общении, проявляет свое отношение к стихам, к поэзии в целом, к личности конкретного автора.
Таким образом, предмет нашей работы – вид современного искусства Poetry Slam, действительно является видом современного искусства – перформативного искусства, так как ему присущи такие его характерные черты, как новизна, актуальность тем, доступность, современность формата, вовлеченность зрителя в процесс, а также ряд функций, которые выполняет современное искусство, являясь.
– средством коммуникации с современным миром;
– методом познания действительности;
– призывом к социальному преобразованию мира и общества;
– средством духовного формирования нового человека;
– критикой и переустройством психической жизни современного человека;
– отражением социальных и психологических феноменов нашего времени.
2.3 Общие правила Poetry Slam конкурса в современном социо-культурном пространстве
В целом, Poetry Slam конкурс в современном социо-культурном пространстве выглядит следующим образом: поэты (как правило, от пяти человек) по очереди читают свои стихи. Несмотря на приставку «Poetry» («поэтический»), произведения не обязательно должны быть стихотворными. Допускается все: проза, речь, миниатюра, хип-хоп. Главное – чтобы авторство принадлежало самому участнику конкурса. Слэмеры исполняют на сцене только собственные произведения, не являются компиляторами текстов, написанных другими людьми, не является интерпретаторами чужих произведений. Слэмер продолжает оставаться автором, а не подражателем. Иными словами, речь идет не о подражании, а о собственном творчестве.
В качестве свода правил, уважаемый среди слэмеров сайт Poetry Slam Inc. предлагает следующий базовый список:
·Регистрация всех участников.
·Перед началом конкурса участникам предлагается, так называемый,
«Open Mic» («открытый микрофон») – каждый может потренироваться в чтении своего произведения до начала соревнования. «Open Mic» длится около часа (по 2 стихотворения на одного автора).
·8-минутный перерыв, в который выбираются 5 судей и объясняются правила (PSI также акцентирует внимание на том, что жюри должно собираться обязательно из простых зрителей, дабы избежать участия профессионалов, авторитетов и прочих мэтров, чей пафос чужд духу Poetry Slam).
·Конкурс начинается. MC, «Master of Ceremony» (в Германии обычно употребимо «Slammaster», в России и Украине – модератор) или конферансье – официальный ведущий объявляет о начале вечера. MC обычно представляет исполнителей, общается с аудиторией, веселит публику забавными историями, произошедшими во время прошлых конкурсов, и в целом поддерживает атмосферу мероприятия.
·Произведение должно быть собственного сочинения.
·Каждый поэт получает три минуты на чтение одного произведения (плюс десять секунд на аплодисменты). Если он выходит за рамки трех минут, из его финального счета отнимается условленное количество баллов.
·Не использовать реквизит, костюмы и музыкальные инструменты (допускается использовать только голос, мимику и язык тела).
·Очки, которые поэт получает от 5 судей, считаются следующим образом: самый высокий и самый низкий баллы отбрасываются, а 3 оставшихся числа прибавляются. В результате поэт получает от 0 до 30 очков.
·Ведущий и жюри имеют право лишать участников набранных баллов – например, за превышение регламента. Часть поэтов отсеиваются, и в следующий тур проходят те, кто набрал наибольшее количество баллов. Далее та же процедура осуществляется во втором и в третьем, финальном, туре. В финал в большинстве случаев выходят три, реже – два человека. А в завершении выбирается один победитель.
Существует также ряд неписаных правил. К примеру, не допускаются опоздания – если 5-й поэт читает в первом раунде – это уже слишком поздно для регистрации опоздавшего претендента на участие.
Плохим тоном считается выступление на разных этапах конкурса с одним и тем же произведением.
Не приветствуется также чтение по бумаге: поэт должен общаться с публикой, а значит, его глаза должны быть направлены в зал, а не в манускрипт (Все о Poetry Slam. #”justify”>Безусловно, существует множество вариаций этих правил и организаторы каждого конкретного Poetry Slam конкурса вольны сами устанавливать порядки.
Как правило, люди, приходящие на конкурс, уже имеют о нем представление. Для большинства Poetry Slam – это синтез художественных текстов и зрелища соревнования между яркими харизматичными личностями.
Часть приходящих – это люди, у которых лично не хватает смелости выйти на сцену, для них подобное состязание – школа Преодоление психологических барьеров работает и как способ социальной адаптации.
В зале всегда присутствуют «мастера» – известные журналисты, литературная богема, поэты со стажем, не разрывающие связь с молодежью. Эта категория зрителей может как отдыхать, так и работать – например, присматриваться к талантливой молодежи.
Часть зрителей – люди, попавшие случайно, от зашедших с улицы до приведенных друзьями. Их реакция наиболее непредсказуема, так как отсутствует определенная степень подготовки.
Общение между авторами и зрителями создает определенное культурное пространство, обусловленное множеством факторов – и традицией, и исторической эпохой, и вкусами участников процесса общения, и их личностными характеристиками.
Итак, подведя итог, мы можем утверждать, что уникальность такого вида современного искусства, как Poetry Slam, заключается, прежде всего, в возможности культурного и творческого взаимодействия автора и зрителя. Во время Poetry Slam конкурса они открыты для той формы диалога, которой не существует на официальных концертах-чтениях или выступлениях. Зритель получает поэта без опосредования книжной публикацией. Он видит не только текст автора, но и внутренний мир автора, проявляющийся в голосе, мимике, открытости или замкнутости, покое или напряжении. Он открывает новую грань чьего-то творчеств.
Не всегда талантливый поэт умеет талантливо исполнять собственные стихи, не всегда талантливый актер пишет талантливые стихи. Однако тем и интересен синтез этих видов искусств, что мы видим личность автора уже в нескольких плоскостях, то есть более объемно. Соответственно, и автор может раскрыться более ярко, чем мог бы сделать это только в одном лице.
Poetry Slam нельзя оценивать строго с позиции традиционной поэзии. Poetry Slam – это синтез нескольких видов искусств, и его оценка также должна носить синтезированный характер.
Poetry Slam в США
Отцом-основателем Poetry Slam считается строитель и поэт Марк Келли Смит, который реализовал первый Poetry Slam конкурс в чикагском заведении «Get Me High Lounge» в ноябре 1984 года.
Как пишет «Новое Литературное Обозрение» (Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки. 2002:№58), господин Смит не только ввел сам термин «Poetry Slam», но и придумал основные правила – участники соревнуются между собой в артистизме и поэтическом даровании, действует жесткий регламент, жюри выбирается из публики и так далее. Смит провел серию литературных вечеров в формате «открытого микрофона». Каждый желающий мог почитать свои поэтические перлы, при этом уложиться в три минуты и получить оценку публики. С июля 1986 года Poetry Slam развивался в чикагском джазовом клубе «Green Mill Tavern».С тех пор «Green Mill Tavern» превратился в культурный центр для поэтов и почитателей жанра перформативной поэзии, а Poetry Slam выступления по воскресеньям продолжаются и по сей день.
C развитием интереса к данному культурному феномену, появилось и глобальное всеамериканское действо «Национальный Poetry Slam», в нем принимали участие команды из восьми городов. Первый американский «National Poetry Slam» прошел в 1990 году в Сан-Франциско. Так в Америке родилась мощная литературная субкультура.
Далее поэтическое течение перекинулась в Европу – Финляндия стала первой, к ней присоединились Великобритания, Германия, Россия, Индонезия, Украина, Сингапур, Канада и множество других стран.
Poetry Slam в Германии
Поначалу в Германии этот жанр ассоциировался с движением битников и с неформальной студенческой жизнью. В 1993 г. в Берлине проходил первый общенемецкий фестиваль литературы андерграунда («Social Beat»), с представителями издательств, джазовыми оркестрами, выставками и антологией, названной «Downtown Deutschland». Первые поэтические Slam-турниры проходили в 1993-1994 г. в Берлине и Кёльне.
В 1994 году в берлинском клубе «Ex’n Pop» прошло первое poetry-шоу. Организаторами выступили проживающие в Берлине американские поэты Присцилла Бе и Рик Маверик.
Однако датой рождения немецкого Poetry Slam считается апрель 1997 года, когда в одном из столичных клубов встретились представители slam-сцены из Берлина, Гамбурга и Мюнхена. Участники встречи решили объединить усилия для популяризации этого явления не только в Германии, но и во всем немецкоязычном пространстве.
Полгода спустя все в том же клубе «Ex’n Pop» состоялся первый национальный Poetry Slam с участием поэтов из Дюссельдорфа, Мюнхена, Гамбурга и Берлина. Эти города и по сей день считаются центрами движения.
К концу 90-х гг. в каждом крупном городе устраивались регулярные поэтические состязания. Сейчас таких слэм-турниров существует более 70.
Отдельные слэмеры и устроители состязаний приобретают общенациональную известность, например, Борис Преквиц и Тина Юбель в Гамбурге, Рэйл Патцак и Ко Былянский в Мюнхене, или Бастиан Бёттхер в Бремене. В 1997 г. появился Немецкий Международный Poetry Slam турнир.
Интересно, что последние несколько лет, начиная с 2004 г., в некоторых городах Германии практикуется внедрение Poetry Slam в школьную программу для учеников восьмого-девятого классов. Школьникам предлагается возможность не только изучать историю возникновения Poetry Slam как современного направления искусства (для этого уже существуют специальные учебники), но и самим пробовать свои силы в школьных Slam-соревнованиях. Первый «Poetry Kids! Slam» состоялся в феврале 2003 г. (Anders 2004:182).
Однако энтузиасты местной Slam-сцены не стали ограничиваться немецкоязычным пространством. С 2001 года легенда немецкого Poetry Slam Вевальт Козловский (Wehwalt Kozlovsky) гастролирует в сопровождении «коллег по мастерской» в странах Восточной Европы. На сегодняшний день Poetry Slam конкурс с участием местных и приглашенных русскоязычных авторов уже стал традицией в Берлине.
Вскоре Poetry Slam закономерно захватил Австрию и Швейцарию. В середине 90-х Poetry Slam проник в Данию, Францию, Польшу, Голландию, Эстонию и Лихтенштейн. В 2001 году Poetry Slam достиг России, а в 2006 году появился и в Украине.
Poetry Slam в России
Идеолог русского Poetry Slam – литератор и журналист Вячеслав Курицын. Именно ему приписывают рождение оригинальной русской идеи – сделать Poetry Slam коммерческим. Отныне за участие в игре нужно платить, а победитель получает денежный приз, составленный из суммы всех взносов.
В сентябре 2001 года лэйбл «Поп-графика» зарегистрировал бренд «Русский слэм»; 17 октября 2001 года в «Русском журнале» объявлено о начале проекта «Русский слэм», а 25 ноября в Москве в клубе ОГИ состоялся первый Slam-турнир, организатором которого выступил Вячеслав Курицын (Современная литература. #”justify”>За прошедшие восемь лет Slam-турниры прошли в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге (первый «Уральский слэм»), Красноярске и т.д.
Московский клуб «Проект ОГИ» и питерский клуб «Платформа» – это центральные площадки. Среди фаворитов русского слэма – известные русские поэты Дмитрий Воденников, Кирилл Медведев, Андрей Родионов, Всеволод Емелин и др.
Однако русскоязычные Slam-конкурсы проходят не только в России. В 2004 г. в Берлине прошел первый русскоязычный Poetry Slam, с тех пор шоу с участием местных и приглашенных русских авторов стало традицией.
В проведении Poetry Slam-турниров в Германии и России есть некоторые различия. Так, в Германии с 1997 г. существует организация Poetry Slam Incooperated (IPS), задачей которой является не допустить коммерциализации Poetry Slam, в России же в 2005 г. в Санкт-Петербурге, в клубе «Платформа», состоялся первый коммерческий турнир (там же).
Представляя свои произведения, немецкие слэмеры, как уже было сказано, часто прибегают к речевому потоку в стиле «рэп», что крайне редко используют русские авторы.
Поэт Андрей Родионов, в 2005 году вошедший в шорт-лист премии Андрея Белого, победитель турнира «Русский слэм» и лауреат молодежной премии «Триумф» так описывает суть явления Poetry Slam в России: «Цель Poetry Slam в Росси состоит в том, чтобы предоставить подходящую площадку тем, кому есть, что сказать. Когда-то я сам участвовал и побеждал, и это довольно действенный, хотя не самый лёгкий и гламурный способ пробиться в литературу. У каждого участника появляется шанс заявить о себе так, чтобы зрители его запомнили, полюбили. В своё время это произошло с победителями словесного турнира Аней Логвиновой, Диной Гатиной, Дмитрием Воденниковым, без которых сейчас трудно представить современную поэзию» (Платоновский фестиваль.).
По словам победителя Всероссийского и участника мирового конкурса Poetry Slam Артура Матвеева, Poetry Slam – это редкое проявление настоящей поэтической жизни в нашей стране, поэтической жизни, такой, какой она должна быть, то есть неординарной, яркой, в чем-то провокационной и обязательно интересной. Ведь в Европе, к примеру, поэт – это, прежде всего, человек с активной жизненной позицией, человек талантливый.
Poetry Slam в Татарстане и Украине
В Казань Poetry Slam пришел в ноябре 2006, а устроили его казанский поэт Алиса Розанова и Айрат Багаутдинов. Это был первый первый шаг, но уже тогда стало ясно, что молодые поэты могут заявить о себе.
С 25 по 27 июля 2008 года в городе прошел фестиваль уже республиканского масштаба, и размах его был намного шире. Три дня фестиваля включили в себя выступления казанских музыкальных коллективов, мелодекламационный концерт, просмотр видеопоэзии, мастер-классы ведущих московских и казанских поэтов и критиков, среди которых тот самый легендарный поэт-слэмер Андрей Родионов и победитель объединенного русско-украинского слэма Герман Лукомников» (Блог о культуре. – Дата просмотра 01.04.2013 <#”justify”>Появлению Poetry Slam в своей культурной жизни Украина обязана во многом Анатолию Ульянову – киевскому журналисту, критику, автору манифеста украинского Poetry Slam.
Первые уроки Poetry Slam Украине преподнес главный редактор московской газеты «Книжное Обозрение» Александр Гаврилов, который проводит поэтические спарринги в рамках сентябрьского Форума Издателей во Львове.
Первой модой на новый тренд стал Фестиваль литературного творчества в Харькове, который провело издательство «Фолио» в рамках харьковской книжной ярмарки «Мир Книги» в апреле 2006 года. Тогда на ринге встретились Любко Дереш, Ирэна Карпа, София Андрухович, Андрей Бондарь, Светлана Поваляева, Таня Малярчук, Ростислав Мельныкив, Сашко Ушкалов, Олег Коцарев, Катрина Хаддад, Аня Зеленская, Татьяна Дерюга, Юлия Тараненко, Лала Багирова и Валерия Осипова. Среди прочих прогрессивных слэмеров – поэт и главный редактор журнала «ШО» Александр Кабанов, по инициативе которого Poetry Slam получил место на Киевском Международном Поэтическом Фестивале «Киевские лавры» (Захаров 2007: №34).
Нужно заметить, что в Украине Poetry Slam позиционируется намного более радикальным и скандальным явлением, чем он воспринимается в остальном мире.
Сегодня сильные Poetry Slam сцены находятся в Германии, Австрии, Голландии, Непале, а также выделяются Новая Зеландия, Сингапур и Босния. Poetry Slam существует даже в Африке (Габон).
2.4 Тексты и тематика Poetry Slam произведений
Poetry Slam – это «культурная революция» – именно так определяют большинство авторов Poetry Slam свое творчество.
Социально-экономические условия жизни на сегодняшний день в некотором смысле производят впечатления сытости общества, к тому же, культурная жизнь настолько богата и разнообразна, возможностей для творческой самореализации настолько много, что в определенный момент зачастую наступает момент пресыщения.
А. Ульянов, основоположник Poetry Slam в Украине, в своей интернет публикации говорит о «необходимости всколыхнуть дряхлых, изживших себя мэтров от литературы» (Ульянов 2007:13).Собственно, на это, на наш взгляд, в значительной мере направлен Poetry Slam как культурное явление.
Говоря о тематике Poetry Slam текстов, можно сделать вывод о том, что в своих произведениях слэмеры иронически обыгрывают тривиальные темы массовой литературы (несчастная любовь, одиночество, серость, добро и зло), серьезно задумываются о месте человека в жизни, а также критикуют такие «ценности» современного общества, как стремление к материальному обогащению и потреблению всего, чем «инфицировано современное сознание» (мода, сексуальная проблематика, телевизионные сериалы, компьютерные игры и пр.) (Кудрявцева 2008:134).
Молодое поколение ищет новые пути творческой самореализации, разрушая или пытаясь разрушить каноны стилей и жанров, ценностную иерархию, низвергая признанные авторитеты, предоставляя шанс новой поэзии занять свое место.
Приведем примеры Poetry Slam текстов для лучшего понимания их тематики:
«Борьба с монотонностью»
(Себастиан-23, Берлин)
«Иди! Иди! Нет не на работу, а прямиком домой к шефу, посмотри, как он живет. И если ты страдаешь манией преследования, просто развернись и иди в другую сторону: тогда уже ты будешь сам преследовать всех. Иди! И, если встретишь скинхэдов, не забудь спросить, как пройти к парикмахеру. И внимательно выслушай ответ».
Из данного текста видны актуальные проблемы современного человека в немецком обществе, а именно: недовольство стратификацией общества, разрывом между различными социальными классами («посмотри, как он живет»); некий социальный прессинг («мания преследования»). Главный герой не может не двигаться, он обязан идти, но, в таком случае, он желает идти против, в другом направлении – выражается протест обществу конформизма.
В заключении мы сталкиваемся с острой проблематикой, которую чаще всего, немецкоговорящие слэмеры стараются обходить, проблема неонационализма. В данном тексте она безжалостно иронично обыгрывается («спроси у скинхэда, как пройти к парикмахеру»).
Тематика Poetry Slam произведений в России и Германии по большей части схожа, отличия, в целом, незначительны и зависят непосредственно от личности автора.
Так, та же социально-бытовая тематика, а именно недовольство ею, прослеживается и в русском Poetry Slam тексте:
«Прогрессивный акустический рэп»
(Рома Чай)
«Я видал систему,
В которой день начинается со звонка будильника,
Разрывающего мозг еще до начала рабочего дня!
Системная западня!
Я видал асфальтовые улицы,
Которые строят, чтобы по ним могли ездить машины.
А для автомобиля еще бензинчика надо приобрести
За денежки свои кровные.
Чего ради вкалывал день и ночь?
Рациональность сожрала тля!
Системная западня!
Я видал всеобщий маскарад,
Маски, сделанные лапами стервятников, я видал!
На современное образование даже смотреть не хотел,
Ибо давно никого ничему не учат!
Что вы так разозлились?
Я видал весьма именитых персон,
Персон нон грата я тоже видал!
Барака Обаму я видал –
Он ничем не лучше других.
Я видал концерны, любым путем гребущие бабло!
Их просто немерено, перечислять западло.
Я видал людей, которым наплевать
На беды Африки, теракты и китайских детей за конвейером.
Поэт открывает тетрадь, а эти мрази лицо закрывают веером.
Я видал жирного чиновника,
Проходящего мимо старика с черствым хлебом
И вообще проходящего мимо!
Ему б ночь под открытым небом в -30 провести.
Подожди, не грусти. Дальше послушай
или выйди вон, пощади свои уши.
Я видал вселенское зло!»
В данном тексте автор выражает свое отвращение к лицемерному устройству общества («маскарад», «жирный чиновник, проходящий мимо), лживости людей, их безразличия к чужим проблемам и бедам («я видал людей, которым наплевать на беды Африки, теракты и китайских детей за конвейером). Злобно высмеивается зацикленность на деньгах («кровные денюжки») и их зарабатывании любыми способами («любым путем гребущие бабло»), осуждается подмена истинных ценностей.
На следующем примере Poetry Slam текста мы рассмотрим такую тему, характерную, по большей части, для русского Poetry Slam, как политика.
«Все дороги ведут…»
«Все дороги ведут в Рим, говорили те,
кто шёл в Рим умирать
Все дороги ведут в центр Москвы,
говорил Лужков,
отдыхая на Гавайях
Все дороги ведут к самопознанию,
говорит Далай-Лама и
отправляет свой дух заказывать пиццу с тунцом
на другой конец света
Налево пойдёшь – смерть найдёшь,
направо пойдёшь – в тюрьму попадешь,
говорил Путин Ходорковскому».
Мы видим, что Poetry Slam отражает актуальные темы того общества, в котором он рождается. На данном примере мы прослеживаем критику политиков, осмеивание их лицемерия, находим смелый сарказм («Лужков, отдыхая на Гавайях»; «налево пойдёшь – смерть найдёшь, направо пойдёшь – в тюрьму попадешь, говорил Путин Ходорковскому»).
«Все дороги ведут в нос, говорят наркоманы,
которые не видят другой дороги
Все дороги приведут меня к любимой,
думал Иванушка Дурачок.
И ведь тоже, подлец, был прав.
Вот только там, в конце дорог,
любимая уже не ждала его.
Потому что у неё была
Своя дорога.
Счастливого пути»!
Также затрагивается острая тема не только для нашего общества, но и мирового масштаба – наркомания («Все дороги ведут в нос, говорят наркоманы, которые не видят другой дороги»). Автор через свое произведение показывает, что такая проблема существует. Он призывает принять это во внимание, не давая конкретного руководства по ее решению, это уже личное дело и решение каждого услышавшего.
«Дети капитана мигранта»
(Грибоедов-Канделаки)
«Тогда Ей было 16,19 а может 20
да и не важно даже, вкратце
её глаза тогда ещё не устали над миром смеяться
Пока не приключилась эта мелочь в миру волшебства детской грации,
для неё тогда маленькая сенсация
путь от Арбата и до Александрплатца
дом, мама. папа. чемоданы. эмиграция…
ей здесь не нравится
вроде студентка, комсомолка, спортсменка, красавица
казалось бы, чего тут париться?
Но ей здесь так мрачно и холодно, да сразу два в одном
и она пишет на окне смачно надышав влажность
своим красивым ртом:
«мы дети капитана мигранта
проигранные фанты как пятна спрайта на карте разбитой Антанты
мы дети миграции помехи в рации
мысли застывшие в бешеных немых танцах с ними.
Мы тёплые души с холодными пальцами, и даже когда
на социале мы прописаны в карцере,
всё равно навечно остаются наши сердца скитальцами»
Данный Poetry Slam текст интересен двумя аспектами. Первая тема – любовь в современном мире. Точнее ее отсутствие. Автор показывает одиночество человека, отсутствие взаимопонимания, отсутствие «дома». Это-то и влечет за собой вторую тему, тему эмиграции, которая сегодня является очень актуальной, особенно для России («мы дети капитана мигранта», «мы дети миграции»). Человек в поисках себя пытается сменить свое местожительства, в надежде на лучшую жизнь («мы дети капитана мигранта»). В конце текста говорится о том, что этот способ не избавит человека от ощущения себя «странником» в этом чуждом мире.
Проанализировав основные темы Poetry Slam произведений, мы установили, что наиболее распространенными среди них являются: добро и зло, любовь, место человека в обществе, ироническое обличение современных пороков, (как-то стремление к потреблению и материальному обогащению), а также политика и актуальные социальные события
Мы видим, что искусство Poetry Slam многогранно, это и богатейший мир образов, и желание понять смысл жизни и человеческого бытия, и социальная критика, и саморефлексия, и все это выражается посредством концентрации творческих сил человека.
В ходе исследования мы пришли к выводу, что Poetry Slam является разновидностью полифонического нового искусства, то есть объединяет в себе несколько жанров искусства (а именно, перформанс и поэзию).
Основной задачей Poetry Slam является качество представления текста. Соответственно, большинство Poetry Slam текстов не рассчитаны на то, чтобы быть напечатанными и существовать в традиционной литературной форме.
Одним из основополагающих принципов Poetry Slam является общедоступность. Любой человек может принять участие в конкурсе. В ходе анализа мы установили, что явление Poetry Slam имеет глубокие исторические корни, прямые прототипы и аналоги в истории различных стран.
Рассмотрев развитие и функционирование Poetry Slam в разных странах (США, Германии, России, Татарстане и Украине) мы выявили основные функции, которые выполняет данный культурный феномен вне зависимости от страны его проведения, такие как:
– осуществление коммуникации с современным миром
– отражение социальных и психологических феноменов нашего времени.
– призыв к социальному преобразованию мира и общества
– духовное формирование человека
Проанализировав основные темы Poetry Slam произведений, мы установили, что наиболее распространенными среди них являются: добро и зло, любовь, место человека в обществе, ироническое обличение современных пороков, (как-то стремление к потреблению и материальному обогащению), а также политика и актуальные социальные события.
2.5 Научный Poetry Slam
Одним из факторов, подтверждающих интенсивное развития Poetry Slam, является возникновение такого его нового формата, как Science (научный) Poetry Slam. Science Poetry Slam представляет собой новую форму научной коммуникации, которая намного быстрее и понятнее традиционных научных публикаций и в отличие от специализированных конференций и конгрессов объединяет в себе самые различные научные дисциплины.
В рамках Научного Poetry Slam молодые ученые представляют в течение десяти минут результаты своей научно-исследовательской деятельности перед научно-заинтересованной общественностью. Учитывая, что публика довольно разнообразна, важную роль играет не только развлекательная, но и прежде всего понятная для всех форма передачи информации – особенно потому, что именно публика выбирает победителя конкурса в конце вечера» (Русско-немецкий форум. <http://www.deutsch-russisches-forum.de>- Дата просмотра 01.04.2013 <http://www.svoboda.org/content/article/417205.html%20%20Дата%20просмотра%2014.03.2013>).
В Германии уже с 2006 года создаются вечера Poetry Slam, чтобы донести науку до неискушенного обывателя.
Одним из пионеров можно считать психолога из Дармштадта, который организовал по примеру популярного Poetry Slam первое «научное сражение». Он выступал с текстом на основании своей диссертации «Понимание и понятность научных текстов».
Первый Германо-российский научный (Science Slam) был организован 18-го октября 2011 г. в Ганновере при поддержке Федерального министерства образования и научных исследований (BMBF).
Заключение
Проанализировав данный феномен, мы пришли к выводам, что Poetry Slam понимается в современном культурном пространстве в двух интерпретациях: в узком смысле Poetry Slam определяется как молодежное движение, литературный конкурс, в более широком же смысле – как новый жанр литературы, как новая форма современного искусства. Poetry Slam представляет собой многоплановый феномен. Эта многоплановость обусловлена самой природой Poetry Slam, а именно тем, что он является синтетическим искусством, объединяющем в себе и литературу, и перформанс, и момент состязательности. То есть мы можем говорить о том, что, Poetry Slam является разновидностью полифонического нового искусства.
Мы установили, что Poetry Slam – это квинтэссенция многих культурных процессов современного общества. Разрушение стереотипов, выход за рамки, поиск нового, самопрезентация, нестандартность мышления – все это свойственно данному культурному явлению.
Изучив явление Poetry Slam, мы пришли к выводу, что к его функциям можно отнести: побуждение к размышлению, призыв к преобразованию мира и общества, анализ и реакцию на актуальные события времени, изменение шаблонов поведения и стереотипов мышления, духовное формирование человека, отражение культурных и психологических феноменов времени. Все эти функции осуществляются посредствам представления аудитории экспериментальных Poetry Slam текстов.
В процессе проведенного исследования, мы также установили, что одной из характерных черт Poetry Slam является то, что большинство Poetry Slam текстов не рассчитаны на то, чтобы быть напечатанными и существовать в традиционной литературной форме, так как основная задача Poetry Slam текста – исполнение в виде перформанса, соответственно качество представления текста довлеет над самим содержанием произведения.
Проанализировав основные темы Poetry Slam произведений, мы установили, что наиболее распространенными среди них являются: отношение человека к окружающему его миру, любовь, место человека в обществе, одиночество, ироническое обличение современных пороков, (как-то стремление к неограниченному потреблению и материальному обогащению), а также политика и актуальные социальные, культурные и научные события.
Особенность данной работы состоит в том, что мы проанализировали культурный процесс, который происходит непосредственно сейчас, мы являемся его современниками, он находится в постоянном развитии и становлении.
Его осознание и исследование возможно только при комплексном изучении с позиции многих областей научных знаний – культурологии, истории, искусствоведения, философии, социологии, психологии.
Подводя итоги проведенного исследования, можно сделать выводы, что для современного состояния научного и культурологического знания актуальным является концептуальное осмысление понятия «Poetry Slam», в результате которого Poetry Slam из узкого понятия поэтического конкурса трансформируется в более широкое понятие вида современного искусства, что открывает новые перспективы для дальнейших гуманитарных исследований.
На наш взгляд, Poetry Slam как вид современного искусства существует, рефлектируя на многие культурные процессы, он способен со временем открыть новые горизонты творческой самореализации.
Таким образом, универсальность феноменологической сущности Poetry Slam, выходящая за пределы литературного конкурса, в социо-культурное пространство, располагает перспективными возможностями в сфере искусства и культуры.
Список использованных источников
2.Беляева, А.А. Эстетика. Словарь./ А.А. Беляева. – М; 1989. – 447 с.
.Блог о культуре. Электронный ресурс: http:// www.nalchane.ru/ blog/ kultpohod/2071 – Дата просмотра 01.04.2013.
.Бобринская, Е.А. Концептуализм./ Е.А. Бобринская – М; 1994. – 216 с.
.Гельман, М. Интервью Капиталист от искусства/ М. Гельман // Компаьон. – 2003 – №11 – 89c.
.Граудина, Л.К., Миськевич, Г.И. Теория и практика русского красноречия/ Л.К. Граудина – М; 1989. – 256 с.
.Гринцер, П.А. Основные категории классической индийской поэтики/ П.А. Гринцер – М; 1987. -312 с.
.Гройс, Б. Топология современного искусства/ Б. Гройс // Московский художественный журнал. 2006 – №61/ 62. – 76c.
.Гуревич, П.C. Словарь по культурологии./ П.С. Гуревич. – М; 1996. – 284 с.
.Журнал Новое Литературное Обозрение. Электронный ресурс: http://www.nlobooks.ru/journals -2002 – №58 – Дата просмотра 02.04.2013
.Захаров, П. Когда есть, что сказать или когда слов не хватает/ П. Захаров // журнал Инвожо -2007 – №34 – 114c.
.Казанские новости. Электронный ресурс: http://www.bimru.ru/ inner.php? article – Дата просмотра 23.02.2013
.Карпа, И. Рождение слэма: купаться или не купаться?/Электронный ресурс/И. Карпа // Местное время http://artvertep.ru/news/festivali/236.html.
.Керстин Фрицше. Культурный обмен по-немецки и по-русски. Электронный ресурс: http://www.goethe.de – Дата просмотра 14.03.2013.
.Кудрявцева, Т.В. Новейшая немецкая поэзия (1990-2000-е гг.): основные тенденции и художественные ориентиры/Т.В. Кудрявцева – М; 2008. – 342 с.
.Левикова, С.И. Молодежная субкультура: учеб. пособие / С.И. Левикова. – М; 2004. – 608 с.
.Лотман, М.Ю. Искусство как язык/ М.Ю Лотман. – Спб; 1998. – 288 с.
.Медведев, К. Клипы и невозвращенцы из резерваций/ К. Медведев // журнал НЛО -2002 – №58
.Ожегов, С.И. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М; 1992. – 316 с.
.Пархоменко, И.Т. Культурология в вопросах и ответах./ И.Т. Пархоменко, А.А. Радугин – М; 2001. – 334 с.
.Петренко, Т. Интервью Александра Дельфинова // Международный сайт о культурной жизни Германии. .
.Платоновский фестиваль..
.Проект Марата Гельмана.
.Радио Свобода. Электронный ресурс: http://www.svoboda.org/ content/article/ 417205.html – Дата просмотра 14.03.2013.
.Русско-немецкий форум. Электронный ресурс: http:/ /www.deutsch – russisches-forum.de – Дата просмотра 01.04.2013.
.Сайт о Poetry Slam. Электронный ресурс: http://www.PSI.ru – Дата просмотра 11.03.2013
.Современная литература. Электронный ресурс: http:/ /www.guelman.ru /slava/ slam/ news.htm – Дата просмотра 18.03.2013.
.Тамарченко, Н.Д. Эстетика словесного творчества М.М. Бахтина и русская философско-филологическая традиция/Н.Д. Тамарченко. – М; 2011. -400 с.
.Теория культурологии. Электронный ресурс: http://www.countries.ru/ library/philosophy/fafc.htm – Дата просмотра 22.02.2013.
.Ульянов, А. Теория и практика поэтической революции/ А. Ульянов – Киев; 2007. – 88 с.
.Хёйзинга, Й. Homo Ludens/Статьи по истории культуры. / Пер. с гол. Д.В. Сильвестрова – М; 1997. – 416 с.
.Чахал, Г. Что такое современное искусство?/ Г. Чахал // православный журнал Нескучный сад. 2010.
.Энциклопедия «Кругосвет», универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия.
.Anders, Petra. Poetry Slam/ Petra Anders – Verlag an der Ruhr; 2004-201s.