- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 11,95 Кб
Понятие о стихотворении
Понятие о стихотворении
Содержание
Введение3
1. Системы стихосложения6
2. Стихотворные размеры10
3. Анализ стихотворений14
Заключение17
Список используемых источников19
Введение
Тема контрольной работы «Понятие о стихотворении. Основные стихотворные размеры. (На примере анализа стихотворений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Тютчева).
Стихотворная форма поэтической речи представлена в ряде самых выдающихся произведений мировой литературы. С нею связаны классические образцы античного эпоса, трагедии, комедии.
Стихотворная форма характерна для эпоса в народном творчестве. Стихами написаны и многие великие драматические творения Шекспира, Мольера, Шиллера, Грибоедова, Пушкина.
Лирические же и лиро-эпические произведения вообще создаются, как правило, в стихотворной форме. Таким образом, значение стиха в развитии искусства слова очень велико.
Цель контрольной работы – рассмотреть сущность стихотворения.
В соответствии с данной целью были определены следующие задачи:
. Рассмотреть понятие стихотворения.
. Рассмотреть системы стихосложения.
. Раскрыть стихотворные размеры.
Объект контрольной работы – стихотворение.
Предмет – стихотворные размеры.
Следует, однако, заметить, что стихотворная форма требуется и может быть с успехом применена далеко не во всяком произведении.
Она представляет собой особо повышенный в эмоциональном отношении строй поэтической речи. Ей органически свойствен лиризм (который так или иначе сказывается в каждом стихотворном произведении).
Понятно поэтому, что, например, в произведениях, требующих строго объективных форм повествования, стихотворная речь, как правило, не может способствовать раскрытию содержания так полно, как художественная проза. Специфика развития в литературе стиха и художественной прозы неразрывно связана с особенностями развития жанров литературного произведения/
Литературная стихотворная речь не была изобретением какого-то поэта или поэтов, в какой-то стране, в какую-то эпоху.
Во всех национальных литературах она возникла самостоятельно, на основе одной и той же общей и давней традиции. Эта была традиция народных песен, которые тоже отличаются стихотворной ритмичностью своего словесного строя.
При написании контрольной работы были использованы учебные материалы отечественных авторов, таких как Щепилова Л.В., Ляпина Л.Е., Поспелов Г.Н. и др.
Стихи это ряд, строка или художественная речь, фонически расчлененная на относительно короткие отрезки, которые воспринимаются как сопоставимые и соизмеримые. Противоположное понятие – проза. Народный русский стих, стихотворные формы, употребительные в устной народной поэзии.
Свободный стих, верлибр, стих, не имеющий метра и рифмы и отличающийся от прозы только наличием заданного членения на стиховые отрезки.
Стихи – это образно-выразительная система речи, основанная на художественном использовании в ней возможностей ритма. Ритмом называется непрерывно равномерное и отчетливо ощутимое следование в поэтической речи соразмерных отрезков, придающее ей особую выразительность.
Стихи – это такие ряды слов, на которые речь делится не логическими, а ритмическими паузами. В литературном тексте каждый такой ряд слов (стих) пишется (печатается) отдельной строкой. Если песню записать на бумаге такими отдельными ритмически выделенными строками, то она превратится в стихотворение. Но при этом оно потеряет свою связь с голосовой, музыкальной мелодией, являющейся основой песни. Значит, литературные стихи стали создаваться по образцу стихов народных песен, заимствовали из них свое ритмическое членение.
Виды стихов – существует большое количество видов стихов анациклический, духовный, иперметрический, александрийский, вольный, свободный, говорной, декламационный, акцентный, раешный, сапфический, былинный, героический, аристофанов, фалекейский, белый, адонический, каталектический, женский и другие.
Стихотворение – написанное стихами художественное произведение, небольшое по объему, организовано по правилам, в соответствии с которыми производится построение стихотворной речи в той или иной системе стихосложения.
Стихотворную форму имеют следующие жанры:
поэма
ода
эпиграмма
баллада
элегия
Поэтические тексты стихов связаны друг с другом в определенном порядке с помощью фонических признаков, например рифмой.
На звучание стиха влияет цезура – постоянный словораздел, делящий стих на полустишия.
В коротких размерах она обычно не употреблялась – их ритмический строй легко улавливается слухом. Но в длинных стихах без цезуры слух уже с напряжением улавливает ритмическую инерцию. Цезура – ритмическая опора для слуха.
1. Системы стихосложения
Основной принцип античного стихосложения определился путем учета различия между краткими и долгими слогами, свойственными греческому и латинскому языкам. Время, требующееся для произнесения краткого слога, называлось мерой. Для произнесения долгого нужно было две моры. Учет различия между этими слогами, а также и учет особенностей расположения их в словах создал возможность такого сочетания слов, в котором отчетливо выделялось повторение то или иное число раз подряд определенного сочетания долгих и кратких слогов. Отрезки речи, в которых однотипные сочетания этого рода повторялись одинаковое число раз, и образовали стихи. Разновидности таких сочетаний кратких и долгих слогов называются стопами, а число раз, которое они повторяются в стихе – метром, или размером (откуда и понятие – метрическое стихосложение).
Виды стоп в античном стихосложении отличаются огромным разнообразием, и число их очень велико. Вот лишь некоторые из дву- и трехсложных стоп античного стихосложения:
Ямб – стопа, состоящая из краткого и долгого слогов.
Хорей, называемый также трохеем, составляется из долгого и краткого слогов.
Пиррихий составляется из двух кратких слогов.
Спондей – из двух долгих.
Анапест- трехсложная стопа, которая состоит из двух кратких и одного долгого слогов.
Амфибрахий образуется кратким, долгим и снова кратким слогами.
Дактиль содержит один долгий и два следующих за ним кратких слога.
По характеру своего звучания стоны античного стихосложения различались, кроме того, как восходящие (смена кратких слогов долгими, например ямб, анапест) и нисходящие (переход от долгих слогов к кратким-хорей, дактиль). С этой точки зрения такие, например, стопы, как пиррихий, спондей и некоторые другие (трибрахий, дипиррихий, диспондей и т. п.), являются как бы нейтральными. Поэтому, в частности, спондей нередко использовался как вспомогательная стопа для замены дактиля. Такого рода замены одних стоп другими были возможны при условии одинакового числа в них мор (и дактиль, и спондей имеют их по четыре) и практиковались в античном стихосложении, что позволяло в значительной мере разнообразить ритмику стиха.
В сложных размерах, состоящих из большого количества стоп, ритм усиливался цезурой.
Среди многочисленных и разнообразных размеров античного стиха особо следует отметить гекзаметр, пентаметр и т р и метр. Гекзаметр широко применялся и в античном эпосе и лирике. Триметр применялся главным образом в диалоге античной трагедии и комедии. Сочетание гекзаметра с пентаметром постоянно применялось в так называемой элегической поэзии.
Гекзаметр представляет собой стих, состоящий из пяти дактилических стол и последней – хореической. Некоторые из дактилических стоп в гекзаметре (кроме пятой) могли заменяться спондеем. Цезура в гекзаметре чаще всего следовала после долгого слога третьей дактилической или заменяющей ее стопы спондея, но ее расположение могло быть и другим.
Пентаметр всегда разделялся цезурой на два равных полустишия, состоящих каждое из двух дактилических стоп и одного долгого слога в конце.
Триметр – шестистопный ямб, в котором цезура располагалась различно. Полностью передать на русском языке звучание античных стихов невозможно, так как в русском языке нет различия слогов по долготе образующих их гласных. Однако русские поэты создали стихотворные формы, очень отчетливо передающие интонационный строй гекзаметра, пентаметра, триметра и некоторых других античных размеров. Это и дало возможность им с достаточной полнотой ознакомить читателей с великими творениями классиков античной литературы.
Стихи (одного, а чаще разных размеров) нередко объединялись в сочетания, образующие определенное целое, которые повторялись в стихотворении то или иное число раз. Такие сочетания стихов называются строфами. Строфы не были характерны для эпоса и драмы. Но в лирике строение стихотворения чаще всего было строфическим. Кроме элегического двустишия, существовал ряд других разновидностей строф. Особенно сложным строением отличались строфы стихотворений, предназначенных для хорового исполнения.
Своеобразие античного стиха во многом было обусловлено его близостью к музыке. Эти стихи обычно или читались под музыкальный аккомпанемент, или пелись без него. При этом и в тех случаях, когда стих не пелся, а декламировался, он все равно сохранял близость к музыке в силу самой специфики ритма речи, основанного на соотношении слогов по их долготе.
Рассмотренные здесь формы ритмической организации стихотворной речи, выработанные в античной литературе, стали классическим образцом для ряда последующих систем стихосложения в литературе позднейшего времени.
Дальнейшее развитие стихосложения пошло в литературах различных народов по-разному, в зависимости от специфики национальных языков и тех особых задач, которые вставали в этих литературах в соответствии с национальным своеобразием их исторического развития.
Силлабическая система стихосложения (от греч. Syllabe – слог)
Система построения стиха, в основе которой лежит равносложие, т.е. одинаковое количество слогов в каждой стихотворной строке. Как правило, это число было равно одиннадцати и тринадцати. В середине строки присутствовала цезура – внутристиховая пауза. Эмоциональное движение в стихе почти не наблюдалось, ибо в основной своей массе произведения были религиозно-моральной направленности и имели поучающий характер, яркий пример чему – творчество белорусского поэта Симеона Полоцкого.
Но существовали и свои исключения: поэт-силлабик молдавского происхождения Антиох Кантемир писал сатирические стихи, частенько направляя свои стрелы против фигур церкви и высшего света. Он ратовал за оживление силлабического стиха, использовал различные ритмические приемы, пытался создать новую систему стихосложения, отойти от силлабики.
Принцип равносложия был присущ поэзии тех народов, в языках которых ударение закреплено за определенными слогами в слове (во французском – за последним, в польском – за предпоследнем, в чешском – за первым и т.д.). Но для языков, в которых, как в русском языке, ударения падали на различные по месту их нахождения слоги (так называемое беглое ударение), силлабическая система оказалась малопригодной: подлинной ритмической соизмеримости стихов она создать не могла.
Но данная система оставила в дар более поздним системам довольно большое наследие. Так, женская рифма, единственно допустимая в силлабике, занимает сегодня очень прочные позиции; смежная рифмовка, которая одна могла соединять строки-предложения в стихи.
Можно сказать, что заимствование данной системы у других народов стало просто революционным событием для русского стихосложения. На пустое поле, по которому лишь бродили многочисленные представители народного песенного стиха, вступила готовая система, сумевшая практически из ничего создать литературу и дать множество достойных поэтов.
Тоническая система стиха (от греч. Tonos – напряжение, ударение)
Система стихосложения, в которой ритмичность создается упорядоченностью расположения ударных слогов среди безударных. Внутри тонического стихосложения различается чисто тоническое стихосложение, в котором учитывается только количество ударений в стихе (акцентный стих), и силлабо-тоническое, где учитывается также расположение ударений в стихе. В русской терминологии 18-го века под тоническим стихосложением подразумевали силлабо-тонику, как систему, отличную от силлабического стиха.
Силлабо-тоническая система стихосложения (от греч. Syllabe – слог и греч. Tonos – напряжение, ударение)
Стопой в силлабо-тоническом стихосложении называется такое сочетание ударного слога с одним или двумя безударными, которое, в силу особенностей соотношения в словах русского языка ударных и безударных слогов, может в различных словосочетаниях повторяться определенное число раз, достаточное для образования определенного размера стиха.
Основные стопы и размеры силлабо-тонического стиха
Название размера определяется типом стопы, которая берется за основу соизмеримости стихов, и числом раз ее возможного повторения в стихе. Основные стопы, а следовательно и размеры, существуют дву- и трехсложные. К двусложным относятся:
Ямб – стопа, в которой первый слог безударный, второй – ударный.
Хорей – двусложная стопа с ударением на первом слоге.
Анапест – трехсложная стопа с ударением на третьем слоге.
Амфибрахий – трехсложная стопа с ударением на втором слоге.
. Стихотворные размеры
поэтический эпос стихосложение
Стихотворный размер определяет ритм стихотворения. Стихотворный ритм образуется с помощью правильного чередования ритмически сильных (ударных) и ритмически слабых (безударных) слогов в стопе.
Стопой является сочетание либо двух, либо трех слогом, расположенных в определенном порядке. Если в стихотворной строке насчитывается, допустим, шесть ямбических стоп, то, значит, это шестистопный ям»), если три дактилических-то трехстопный дактиль. Учение о такой метрике стиха было ориентировано на греческие образцы, с соответствующей терминологией: иамб (ямб), трохей (хорей) и пр.
Стопа-это группа слогов, в которой один ударный слог сочетается с безударным слогом ( безударными). Стихотворный размер (метр) бывает двусложным и трехсложным – в зависимости от количества слогов в стопе.
Ямб-это двусложный стихотворный размер с ударением на втором слоге. Ритм стихотворения, написанного ямбом, – сильный, энергичный. В стихе, написанном ямбом, ударения располагаются на четных слогах: 2, 4, 0,8,10 и т.д. Размер ямбического стиха определяется местом последнего ударного слога, независимо от того, есть ли после него безударные слоги или пет. В зависимости от расположения последнего ударного слога, ямб различается как двустопный, трехстопный, четырехстопный, пятистопный и шестистопный. Размер ямба всегда вдвое меньше порядкового номера последнего ударного слога в стихе. Ямбической строке из восьми слогов достаточно двух ударений, чтобы иметь полноценную ритмичность. Например:
Роман классический, старинный,
Отменно длинный, длинный, длинный,
Нравоучительный и чинный,
Без романтических затей…
(А.С. Пушкин)
Хорей – двусложный размер с ударением на первом слоге. Ритм стихотворения более мягкий, завораживающий. Хореическими являются стихи, в которых ударения последовательно падают на нечетные слоги: 1, 3, 5, 7, 9-й и т. д. По тому, на какой из этих слогов приходится последнее ударение, определяется размер хореического стиха независимо от того, следует ли за последним ударным слогом полагающийся безударный, отсутствует ли он, или следуют не один, а два безударных слога. Например:
Солнце за день нагулялося,
За кудрявый лес спускается;
Лес стоит под шапкой темною,
В золотом огне купается.
(И.С. Никитин)
Дактиль – трехсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге. Это тревожный, волнующий и в то же время однообразный, мерный, похожий на шум прибоя ритм. Например:
Дума за думой, волна за волной –
Два проявленья стихии одной:
В сердце ли тесном, в безбрежном ли море,
Здесь – в заключении, там – на просторе,
Тот же всевечный прибой и отбой,
Тот же все призрак тревожно-пустой.
( Ф.И. Тютчев)
Анапест – это трехсложный размер с ударением на последнем слоге. У слушателя появляется ощущение взволнованной, откровенной речи – чувствуется сбивчивое дыхание. В стихах, написанных анапестом, ударения располагаются на всех трехкратных слогах подряд: на 3, 6, 9, 12-м и т. д.
Например:
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет – Господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»
(И.А. Бунин)
Амфибрахий – трехсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге. Это гибкий, пластичный, близкий к разговорной речи ритм. Ударения в стихах, написанных амфибрахием, приходятся па слоги 2, 5, 8, 11-й и т. д. Например:
Все синие, серые, карие глазки
Смешались, как в поле цветы…
(Н.А. Некрасов)
Ритмический узор стихотворения образует не только стихотворный размер, но и пропуски ударений в стопе (пиррихий), а также не метрическое («лишнее») ударение – спондей: Например:
Швед, русский – колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон
И смерть и ад со всех сторон.
(А.С. Пушкин)
3. Анализ стихотворений
) Стихотворение А.С. Пушкина
Стихотворение «Элегия» (1830).
Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино – печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслаждень
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть – на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
Стихотворение «Элегия» написана пятистопным ямбом.
) Стихотворения М.Ю. Лермонтова
Стихотворение «Утес».
Ночевала тучка золотая
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумавшись глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
Стихотворение «Утес» написано 5 стопным хореем.
Стихотворение «Тучки».
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Стихотворение «Тучки» написано 4 стопным дактилем.
) Стихотворение Ф.И. Тютчева. «Как хорошо ты, о море ночное…»
Как хорошо ты, о море ночное,-
Здесь лучезарно, там сизо-темно…
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно…
На бесконечном, на вольном просторе
Блеск и движение, грохот и гром…
Тусклым сияньем облитое море,
Как хорошо, ты в безлюдье ночном!
Зыбь ты великая, зыбь ты морская,
Чей это праздник так празднуешь ты?
Волны несутся, гремя и сверкая,
Чуткие звезды глядят с высоты.
В этом волнении, в этом сиянье,
Весь, как во сне, я потерян стою –
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою…
Стихотворение «Как хорошо ты, о море ночное…» написано 4 стопным дактилем.
Заключение
Стихи – это образно-выразительная система речи, основанная на художественном использовании в ней возможностей ритма.
Стихотворение – написанное стихами художественное произведение, небольшое по объему, организовано по правилам, в соответствии с которыми производится построение стихотворной речи в той или иной системе стихосложения.
Поэтические тексты стихов связаны друг с другом в определенном порядке с помощью фонических признаков, например рифмой.
На звучание стиха влияет цезура – постоянный словораздел, делящий стих на полустишия.
Античное стихосложение называют метрическим. В античном стихосложении не было рифмы.
Силлабическая система стихосложения -система построения стиха, в основе которой лежит равносложие, т.е. одинаковое количество слогов в каждой стихотворной строке. Как правило, это число было равно одиннадцати и тринадцати. В середине строки присутствовала цезура – внутристиховая пауза.
Тоническая система стиха. Система стихосложения, в которой ритмичность создается упорядоченностью расположения ударных слогов среди безударных. Внутри тонического стихосложения различается чисто тоническое стихосложение, в котором учитывается только количество ударений в стихе (акцентный стих), и силлабо – тоническое, где учитывается также расположение ударений в стихе.
Силлабо-тоническая система стихосложения. Сущность силлабо-тонической системы состоит в том, что в стихотворной строке ударные и безударные слоги чередуются по определенной схеме и образуют так называемые двусложные и трехсложные размеры.
Стихотворный размер определяет ритм стихотворения. Стихотворный ритм образуется с помощью правильного чередования ритмически сильных (ударных) и ритмически слабых (безударных) слогов в стопе.
Стопа-это группа слогов, в которой один ударный слог сочетается с безударным слогом ( безударными).
Стихотворный размер (метр) бывает двусложным и трехсложным – в зависимости от количества слогов в стопе.
Ямб-это двусложный стихотворный размер с ударением на втором слоге. Ритм стихотворения, написанного ямбом, – сильный, энергичный.
Хорей – двусложный размер с ударением на первом слоге.
Дактиль – трехсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге.
Анапест – это трехсложный размер с ударением на последнем слоге.
Амфибрахий – трехсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге.
Список используемых источников
Кожинов В.В. Как пишут стихи. / О законе поэтического творчества. – М.: Алгоритм, 2001. – 320 с.
Ляпина Л.Е. Стиховедение: Хрестоматия. – 2-е изд. – М.: Флинта: Наука, 1998. – 248 с.
Поспелов Г.Н., Николаев П.А. и др. Введение в литературоведение. – 3-е изд. – М.: Высш.шк., 1988. – 528 с.
Чернец Л.В., Хализев В.Е. Введение в литературоведение. – М.: Высш.шк., 1999. – 556 с.
Щепилова Л.В. Введение в литературоведение. – М.: «Высшая школа», 1968. -377 с.