- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 24,09 Кб
Православие в новой интерактивно-коммуникативной среде
ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО-ТИХОНОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ университет
БОГОСЛОВСкий факультет
Кафедра Истории Русской Православной Церкви
Курсовая работа на тему:
Православие в новой интерактивно-коммуникативной среде
Москва, 2014
Содержание
Введение
1. Новая интерактивно-коммуникативная среда (new media space), характеристика среды
2. Призывы к деятельности религиозных организаций в цифровом пространстве
2.1 Основные характеристики информационно-коммуникационной деятельности религиозных организаций в мире
2.2 Характер и уровень религиозности граждан России
2.3 Цифровая среда и ее уникальные возможности и свойства в контексте религиозных коммуникаций. Ресурсы фиксированной среды Интернет (информационные сайты, собственные медиа, новостные агентства, радио, тв, аудиовизуальные библиотеки и фото ленты, подкасты, блоги, группы, социальные сети, игры) и приложения беспроводной цифровой среды
2.4 Выводы к главе
3. Религиозные ресурсы и приложения в новой коммуникативной среде и их специфика
3.1 Состояние российских религиозных ресурсов и приложений в цифровой среде
3.2 Классификация религиозных ресурсов и приложений в новой интерактивной – коммуникационной среде
3.3 Тематические и жанровые характеристики содержания глобальных религиозных ресурсов и приложений
3.4 Выводы к главе
4. Возможности цифровой среды для миссионерской деятельности апологических бесед
4.1 Мимикрирование глобальных медиа трендов в коммуникативную среду и возможности наличия религиозной информационной платформы в новой интерактивно-коммуникационной среде в перспективе новейшей действительности коммуникационной революции
4.2 Возможности цифровой среды для миссионерской деятельности апологических бесед
4.3 Выводы к главе
5. Задачи и перспективы религиозных ресурсов в цифровой среде
5.1 Новые возможности освещения религиозных событий в цифровой среде, так же как и предосторожности в миссионерстве в такой среде
5.2 Новые модели работы с контентом. Примеры новых религиозных ресурсов
5.3 Выводы к главе
6. Заключение
Cписок литературы
Введение
Мир изменился. В гиперсвязанном глобальном мире каждый является теперь единицей медиа, единицей коммуникативную сетки, коммуникативной сотой, как принимающей информацию, так и раздающей ее далее такой же или самопереработанной, являясь, тренд сеттером.
Одним из важных вопросов в последнее время до подобных изменений был доступ религиозных организаций к средствам массовой информации и использование медиа для распространения своего мировоззрения, для информирования общества о своей деятельности.
К началу XXI века в России шаг за шагом развивалась система религиозных СМИ, которая начались с печатной периодики, радиостанции, а также отдельные телеканалы и телепередачи. Далее место в этой системе начали занимать и религиозные интернет сайты.
В последние годы Интернет являлся одним из основных каналов распространения информации о религии, самой массовой площадкой информационной доставки религиозных организаций в массы и одним из средств для осознания индивидуумом своей культурной и религиозной идентичности.
Религиозный сегмент Интернета не только оказывал все большее влияние на религиозную жизнь общества, постепенно занимая в системе религиозных СМИ равноправное место, наряду с печатью, радио и телевещанием, но и стал лидером в информационно-коммуникационной общении для верующих людей.
Появление и формирование религиозных интернет сайтов, как предтеч современных сервисов и приложений в цифровой среде происходило одновременно с бурным развитием самого цифрового коммуникационного пространства, своеобразной новой среды обитания – New Media Space и возвращением религии в полноценную жизнь общества.
религиозный интерактивный коммуникативная среда
Первые исследования религии в пространстве цифровой среды, в части существовавшего в то время интернета, были опубликованы в середине 90-х годов. Это работы Дэвида Лочхэда, Стивена О’Лири и других исследователей. В последние годы этой проблематикой занимаются Брэнда Брэшер, Лорн Доусон, Мортен Хойсгаард. В России же было всего пара работ авторов, но и то лишь на тему Религии в Интернете, что на сегодня уже не достаточно и в части актуальности принимать во внимание лишь Интернет и сайты, уходящую форму цифровой среды. Но и эти работы и публикации, упомянутых зарубежных и российских экспертов и ученых были изучены автором при написании данной курсовой работы, хотя в основу взята более актуальная литература и публикации, приведенные в конце работы.
Несомненно, цифровая среда и в частичности сегодняшний Интернет является опасным местом для христиан, как сосредоточием многих искушений. С неограниченным доступом к порнографии, сплетням, "желтым" СМИ и т.д., есть множество сомнительных место могущих быть найденными при использовании поисковых сервисов, или такие искушения могут быть предложены современными маркетинговыми платформами с искусственным интеллектом, которые следят за поведенческим настроением пользователя, его социальным положением, полом, возрастом и психотипом. Кроме того, цифровая среда стремится сделать ощущение, что ты общаешься посредством таковой среды как бы лицом к лицу, но оставаясь анонимным, что увеличивает искушения для неокрепших душ и приводит к лености самой души. Негативные аспекты можно продолжать перечислять, но перед нами вопрос заключается в следующем: оправдывает новая цифровая среда для служения христианству?
Самый простой ответ, сказать "нет". Было бы проще и менее заманчиво избежать дискуссий на эту тему вообще. Но вместо того, чтобы "скрывается от зла в Интернете", игнорируя новую среду обитания, где, по мнению многих верующих, правит сатана, мы представим его под господством Иисуса Христа, и вспомним послание к Евреям 2: 08. Мы находимся в той точке истории, когда этот тип технологии поднялась за пределы простого изобретения и в культурно-социальной среде является катализатором для нашего последующего общения и сутью самих социальных коммуникаций для нашей повседневной жизни.
Хотя искушения всегда были и будут, новая цифровая среда обитания может быть и уже является, чрезвычайно полезной для христианства и православия. Приведем пару причин:
Информационные ресурсы – при всей роли печатных книг, большинство населения, ученых, и уже священства пользуются онлайн библиотеками, оцифрованными массивами информаций. Все больше и больше в цифровой среде мы видим интернет ресурсов, мобильных приложений, блогов, статьей христианской тематики, но так же и проповеди в аудио и видео форматах и многий иной мультимедийный контент. Без цифровой среды, мир не будет знать о торжестве Православия таким массовым образом. Один щелчок мыши может сделать больше, чем традиционная доставка прессы, как в прошлом веке и сделает это в гораздо большем масштабе.
Бесспорно, бракосочетание возвращающейся религиозности с миром научных и технологических достижений, может послужить причиной "чудесного" в веберовском смысле этого термина: таких чудес давно никто не видывал.
Социальные сети – хотя многие христиане все еще не лояльны к социальным сетям, но такие всемирные коммуникационные социальные гиганты как Facebook и Twitter (а среди российских Vkontakte, Mail.ru, Odnoklassniki.ru и т.д.) уже безраздельно "царят" прямо здесь и сейчас, в глобальных коммуникациях, и, похоже, не зря. Они дают людям возможности для подражания друг другу, последованию принципам и стилю жизни и обновления круга своих друзей. Что на самом деле, прямые коммуникации всегда приветствовались Церковью и сами по себе являются и местом и способом, которым пастыри, Церковь и Евангелие – использовали для проповедей, учения и назидания Христианства и Православия.
При том, Русская Православная Церковь признает право за своими чадами жить и действовать в соответствии со своими убеждениями и понимает их опасения в связи с использованием новых технологий.
Такие новые технологии и цифровые сервисы никогда и не должны заменить для верующего истинную каждодневную службу и общения в Храме, где окормляются, социальные сети все же, это также место для встреч, общения и коммуникаций, то есть для дела Божьего. "Всякое дыхание, да славит Господа" Пс,150,6. Новую среду обитание создаем мы сами, своими помыслами и чаяниями. Это то, что мы сами и есть на сей момент.
1. Новая интерактивно-коммуникативная среда (new media space), характеристика среды
Коммуникации были, есть основным двигателем прогресса и развития человечества. В ранние времена коммуникации ограничивались кругом семьи и рода и свершались непосредственно в узком кругу, без каких либо инновационных решений.
При расширении географического ареала проживания, люди стали испытывать в первую очередь потребность коммуникаций между представителями своего рода и племени, и непрестанно изобретали новые и новые средства и каналы коммуникаций, которые в свое время следом и выстраивали торгово-экономические каналы. Все большее расширение территорий требовало все более широких, оперативных и новых каналов коммуникаций.
Открытие Нового Света заставило научно техническую мысль придумывать уникальные на то время коммуникационные решения, чтобы связать Старый и Новый свет (как пример открытие трансатлантического телеграфа в 1858 г.). Свершив открытие даже самых затаенных частей нашей планеты, человеческий гений связал эти части и электричеством и телеграфом и телефонией – актуальными на то время инструментами коммуникаций. Но "белых пятен" более не осталось, а скорость разгона в желании расширений новых территорий была так велика, что человечество дерзнуло направить свою центробежную силу в космос, чтобы неустанно расширять свое территориальное присутствие. Но с космосом с ходу не получилось и вся энергия направилась на создание "параллельного космоса", параллельного измерения, новой среды, новых территорий, с той разницей, что новое пространство было цифровым, изначально называемым виртуальным.
Постепенно термин виртуальная реальность заменился термином реальная виртуальность. В цифровом пространстве появились социальные сети, накрывающие мир поверх национальных границ. Во многих случаях цифровое пространство стало средой взаимодействия людей, нежели просто сервис доступа и получения информации.
В этой среде уже работают беспрестанно и добывают себе средство к существованию более 200 000 000 человек, в ней происходят знакомства и драмы, открытия и опровержения открытий, люди творят и знакомятся с творениями. Почти двадцать лет люди восхищаются глобальной сетью и живут в ней.
Скоро к виртуальной реальности получат доступ и наши самые маленькие дети. Так что это за параллельная среда, которая все более и более становится благоприятной для человечества, принимая ежедневно сотни тысяч новых обитателей. Среда, в которой по оценкам Всемирного Банка к 2020 году будет сосредоточено от 42 до 44 % мировой экономики. Среда, куда сегодня направлены триллионы инвестиций и которую называют лидером креативной экономики XXI века. Мы определим эту среду как новую интерактивно – коммуникационную среду (new media space) и выделим основные характеристики этого нового понятия. Новая интерактивно-коммуникационная среда – постоянно масштабируемое уникальное коммуникативно-интерактивное цифровое пространство, созидаемое человеческой мыслью в ходе технического прогресса и естественного процесса эволюции и как следствие – новый этап развития социальной, коммерческой, культурной и трудовой деятельности, объединяющее человечество для дальнейшего сосуществования. Единственная новая среда, в которой наша цивилизация еще может расширяться и совершенствоваться.
2. Призывы к деятельности религиозных организаций в цифровом пространстве
В докладе на епархиальном собрании Московской епархии Святейший Патриарх Кирилл уделил внимание нравственному аспекту виртуального общения:
Современный человек огромное количество времени проводит в Интернете. Вовлекаясь в виртуальное общение в социальных сетях и на форумах, он при этом легко поддается иллюзии анонимности и примеряет на себя различные поведенческие маски. Все это порождает многовекторность существования личности, лишает ее внутренней цельности. Кому-то кажется, что Интернет освобождает от ответственности за свои поступки и слова, ведь никто не видит твоего лица перед монитором и можно спрятаться от других за выдуманным именем – "ником". А потом, выплеснув на собеседника весь поток негативных эмоций, обидев кого-либо, можно просто выключить компьютер и никогда больше не заходить на этот сайт. Некоторые на исповеди раскаиваются только в тех грехах, которые они совершили в реальной жизни, вычеркивая из памяти все свои интернет-похождения, словно это было сделано не ими.
Живя в информационном обществе, пользуясь Интернетом и другими современными средствами коммуникации, мы тоже оказываемся искушаемыми соблазнами нашего времени. Будем же бодрствовать сами и помогать другим не попадаться в сети искушений. Будем бдительны и в отношении своих собственных слов и поступков, не давая повода, ищущим повода (см.2 Кор.11,12), дабы не похулилось имя Божие и не посрамилась наша вера.
"Интернет, с его способностью преодолевать расстояния и устанавливать контакт между людьми, предоставляет огромные возможности для Церкви и ее миссии", – сказал Папа в своем обращении к членам Конгрегации католического образования, собравшимся на пленарное заседание в Ватикане 7 – 9 февраля.
2.1 Основные характеристики информационно-коммуникационной деятельности религиозных организаций в мире
Одним из центральных вопросов во всем мире становится доступ религиозных организаций к средствам массовой информации и использование СМИ для распространения своего мировоззрения, для информирования общества о своей деятельности.
Возрождение религиозной жизни, начавшееся в России в последнее десятилетие XX века, хронологически совпало со становлением во всем мире информационного общества и появлением новой информационно-коммуникационной среды – Интернета.
Это совпадение не случайно. По мнению многих западных исследователей, секуляризация была одной из характерных черт индустриального общества, но теперь, в период становления и развития информационного общества, когда этнокультурная – национальная и религиозная – идентичность оказывает все большее влияние на социальные и политические процессы, во многих странах мира начался процесс десекуляризации. Эти две тенденции – незавершившаяся секуляризация и начавшаяся десекуляризация – характеризуют религиозно-общественную жизнь на настоящем этапе.
На сегодняшний день Интернет является одним из основных каналов распространения информации о религии, важной площадкой информационно-коммуникационного обмена внутри религиозных организаций и одним из средств для осознания индивидуумом своей культурной и религиозной идентичности.
В современном обществе происходит медиатизация (mediatization) религий и это по своему настоящий феномен.
Религиозные организации широко используют Интернет и онлайновые технологии в информационно-коммуникационной деятельности направленной на:
а) информирование общества о своей деятельности;
б) создание и поддержание единого информационного пространства в религиозных общинах;
в) популяризацию своего учения в разных слоях современного российского общества.
Возможность с помощью Интернета создавать и поддерживать горизонтальные социальные связи способствует развитию и информационно-коммуникационному взаимодействию.
Освоение религиозными организациями пространства Интернета и расширение их информационно-коммуникационной деятельности происходит в качественно новых условиях развития информационного общества.
Социологические исследования уровня религиозности граждан РФ ведутся более 15 лет, однако однозначных социологических данных о количестве и процентном соотношении приверженцев различных религий в России не существует. В зависимости от используемых методик и критериев исследователи приходят к сильно отличающимся друг от друга итоговым цифрам.
Однозначно все проведенные исследования, при всем различии подходов, сходятся в одном – лидирующие позиции по количеству приверженцев вероучения занимает Православие. Однако не следует забывать о существующем в российском законодательстве понятии "традиционных религий" (см. преамбулу к Закону о свободе совести), которыми для Российской Федерации являются христианство, ислам, иудаизм и буддизм. Представители религиозных организаций, относящихся к этим религиям, входят и в состав Межрелигиозного совета России – организации, ведущей диалог с обществом и государством от лица подавляющего большинства религиозных общин.
Также все проведенные исследования (ВЦИОМ, Центр Левада-Центр, Фонд "Общественное мнение" и т.д.) отмечают рост уровня религиозности граждан на протяжении последних 25 лет.
.3 Цифровая среда и ее уникальные возможности и свойства в контексте религиозных коммуникаций. Ресурсы фиксированной среды Интернет (информационные сайты, собственные медиа, новостные агентства, радио, тв, аудиовизуальные библиотеки и фото ленты, подкасты, блоги, группы, социальные сети, игры) и приложения беспроводной цифровой среды
Новая интерактивно-коммуникативная среда в большей степени, чем другие типы медиа, соответствует удовлетворению информационно-коммуникационных потребностей религиозных организаций на основе использования специфических свойств цифровой среды – беспроводной всеконнективности, мультимедийности, гипертекстуальности и гиперсвязанности, интерактивности и трансграничности.
Возможность с помощью новейших цифровых коммуникативных инструментов создавать и поддерживать горизонтальные социальные связи, что способствует развитию и информационно-коммуникационному взаимодействию как традиционных религиозных организаций и общин, так и неформальных экстерриториальных религиозных групп.
Вместе с тем, межрелигиозный диалог в данной цифровой Среде представлен незначительно, члены каждой религиозной организации формируют собственный, чаще всего автономный сегмент в цифровом пространстве, не связанный с ресурсами других религий и конфессий.
В типологической структуре религиозных ресурсов сформированы типы сайтов: по религиозной принадлежности, по характеру учредителя/создателя, по характеру контента и др.
Наиболее развитым и превосходящим по охвату аудитории типом сайтов в религиозном сегменте Интернет являются сайты средств массовой информации, а в сегменте приложений в беспроводной цифровой среде лидируют справочники-библиотеки.
2.4 Выводы к главе
Перспективное развитие религиозных цифровых – ресурсов осуществляется в соответствии с основными тенденциями развития новой интерактивно-коммуникационной среде. На сегодняшний день цифровая среда является одним из основных каналов распространения информации о религии, важной площадкой информационно-коммуникационного обмена внутри религиозных организаций и одним из средств для осознания индивидуумом своей культурной и религиозной идентичности.
3. Религиозные ресурсы и приложения в новой коммуникативной среде и их специфика
3.1 Состояние российских религиозных ресурсов и приложений в цифровой среде
Интернет порталов (web-portal) 115, электронных библиотек 996, сервисов для общения православных 535, домашних страничек 632, вообще всего около 3000 (трех тысяч).
Лидерами являются порталы Православный Мир (www.Pravmir.ru) и Православие (Pravoslavie.ru). На них приходится примерно по 70 000-80 000 уникальных пользователей (читателей) в сутки.
Диака Андрея Кураева ежедневно читают в целом 25 000-30 000 читателей в разных ресурсах, включая его портал.
Сравним с показателями в глобальной сети.
Христианский ресурс Forums.com оперирует в цифровой среде с 1998 года и насчитывает четверть миллиона зарегистрированных членов форума.
А согласно классификатору Orthodox-Christianity.org православных сайтов в цифровой среде присутствует 10 998 ресурсов.
3.2 Классификация религиозных ресурсов и приложений в новой интерактивной – коммуникационной среде
Среди направленности таковых цифровых сервисов модно выделить:
порталы;
информационные сервисы;
библиотеки;
мультимедиа ресурсы;
образовательные сервисы;
сайты монастырей, приходов, образовательных учреждений;
сайты и личные странички/блоги церковнослужителей и миссионеров;
стриминговые сервисы для трансляций богослужений;
мобильные приложения информационной направленности;
мобильные приложения с молитвословами и
богослужебными книгами;
мобильные приложения с трансляцией радиопотоков;
облачные хранилища информаций.
3.3 Тематические и жанровые характеристики содержания глобальных религиозных ресурсов и приложений
Relevantmagazine.com – молодежный онлайн ресурс, с европейским христианским взглядом, где помимо социальных и культурных тем широко освящается религиозная тема в разделе Бог (God).
Тематические стэндэлоны (stand alone blog) типа "Религия и New Media".
Христианская премия наград в Новой Среде Обитания (Christian New Media Awards).
-ая глобальная Христианская Премия в Новых Медиа (Christian New Media Awards) прошла 9 ноября 2013 года в одном из престижных залов в центре Лондона. Участники мира цифровых медиа и консервативных медиа объединились в творческом порыве для выявления лучших экспертов и специалистов в цифровых медиа.
Премии присуждались по различным категориям: лучший блогер, лучший молодой блогер, лучший блог христинской направленности, лучший сайт христианской тематики, лучший портал христианских организаций, лучшее приложение для мобильных и планшетов христианской направленности, наиболее творческий подход в социальных сетях для миссионерской деятельности и т.д.
Конференции.
Расширение понимания роли в Цифровой среде для Религий Устраиваемой Американской Академией Религий American Academy of Religion <#”center”>3.4 Выводы к главе
Количество и направленность сервисов и ресурсов в цифровой среде стремительно растет, как глобально, так и в среде русскоязычных пользователей. Технически появляются новые инновационные инструменты для более точной и масштабной коммуникации между неограниченной потенциальной аудиторией. Подрастающее поклонение "миллениумов" все более вживается в новую цифровую среду обитания, как в естественную для себя среду, что и дает успешную почву для количественного роста таких цифровых ресурсов и их посещаемости.
4. Возможности цифровой среды для миссионерской деятельности апологических бесед
4.1 Мимикрирование глобальных медиа трендов в коммуникативную среду и возможности наличия религиозной информационной платформы в новой интерактивно-коммуникационной среде в перспективе новейшей действительности коммуникационной революции
На протяжении второй декады двадцать первого века от Рождества Христова, все глобальные медиа пытаются найти свое место в новой интерактивно-коммуникационной среде. Они либо переносят полностью содержание и наполнения ресурсов их привычного медиа бизнеса: ТВ, радио, газеты и журналы в цифровую среду, что далеко не всегда сопровождается успехом, либо стараются купить новые яркие идеи и сервисы, которые появились благодаря инновационным разработкам несуществовавшим ранее.
Наблюдается тенденция группирования мелких медиа ресурсов на единых мега платформах, как примеры Itunes, Youtube, ставший практически родиной, как для миллионов видеокреаторов со всего мира, так и для корпоративных видеоканалов (Russia Today) крупнейших брендов (Red Bull, Nike, Visa и т.д.) и корпораций (AB InterBrew, WallMart etc). Новые технологические разработки и инструментарий могут позволить сотворить виртуальную платформу для соборности всего Православного контента и сервисов хранения, доставки, аналитики, редактирования и ранжирования. Также на такой платформе можно добиться регистраций профайлов всех православных пользователей цифровой среды, что невозможно было бы сделать в обычном бытовом режиме оффлайна.
Такая платформа будет более чем актуальна глобальному вызову революции коммуникаций, которая сейчас началась и будет длиться примерно до 2020 года и давать безграничные возможности для апологических бесед и миссионерской деятельности.
4.2 Возможности цифровой среды для миссионерской деятельности апологических бесед
В сложившейся к настоящему времени Интернет-апологетике можно выделить две ее основные формы.
К первой относится уже традиционная апологетика, которую можно назвать публицистической. В качестве примера можно назвать разнообразные богословские и полемические материалы, размещаемые на страницах православных сайтов.
Ко второй форме новые инструменты коммуникаций: сервисы мгновенных сообщений и социальные сети, такие глобальные как Твиттер, Инстаграмм, Фейсбук, Гугл плюс и другие. Российские: Вконтакте, Живой Журнал, Mail.ru.
Наиболее значительный опыт подобной апологетики накоплен на форуме диакона Андрея Кураева. Это, одно из известных мест общения православных в новой цифровой среде, на котором они могут задать интересующие их вопросы из богословия самому диакону Андрею или другим, не менее уважаемым священникам; практически решить вопросы помощи больным или обездоленным, разместить информацию о сборе пожертвований на те или иные нужды, попросить совета или молитв у братьев и сестер по вере и просто найти удовлетворяющее их общение с единомышленниками.
Но и понимание актуальности сервисов для миссионерства и апологетики находит на саамов высоком уровне, так Папа Бенедикт XVI начал вести твиттер в сети в 2011году.
Богословие очень успешно взаимодействует с интернетом.
"Развитие киберпространства, – пишет О. Добродум, – способствует активизации религиозной жизни: появлению религиозного киберпространства – открытию интернет-церквей, распространению виртуального миссионерства, религиозного видеохостинга для апологетики и прочего".
4.3 Выводы к главе
Помимо традиционной, "публицистической" апологетики, оттолкнувшейся с бумажных страниц книг и журналов и на сегодня мало изменившейся в цифровой среде, инновационные сервисы дали Православию новую форму борьбы за людские сердца и души. Это и апологетика виртуального общения в форумах и возможность новых коммуникаций в беспроводной цифровой среде.
Нужно понимать, что на фундаментальном уровне "цифровая религия" именно для религии и во имя духовности, а не для того чтобы менять политические взгляды и системы. Это для людей наполненных духовностью, но использующие новейшие технологии для своего развития.
Однозначно, к косвенным методам пользы новой интерактивно – коммуникационной среды в деле апологетики можно отнести возможности дистанционного обучения богословию, которое предоставляет цифровая среда. С помощью подобного обучения многие православные – как священники, так и обычные прихожане, могут пополнить свои богословские знания, что, несомненно, поможет им в будущем в защите Веры и Церкви.
Касательно "межхристианских" богословских споров, то Интернет вполне способен быть платформой в идеологической борьбе Православия с католичеством, протестантством и разнообразными "христианскими" и "евангелистскими" сектами. Однако существенно новые формы по сути подобной апологетики пока еще не возникли.
5. Задачи и перспективы религиозных ресурсов в цифровой среде
5.1 Новые возможности освещения религиозных событий в цифровой среде, так же как и предосторожности в миссионерстве в такой среде
Уникальные возможности для ежесекундного повествования о жизни религиозных организаций появляются в цифровой среде практически ежедневно. Новейшие разработки представляются по всему миру на выставках и форумах беспрестанно. Ежечасно ленты специальных новостей публикуют информацию о той или иной новинке. И все это способствует возможности проповеданию Благой Вести.
Но есть и аспекты, которые заставляют беспокоиться и относится с предосторожностями. В частности в западной прессе муссирует тема "убьет ли Интернет христианство" ("will the internet kill Christianity").
В апреле 2009 года в "Ньюсвике" ("Newsweek") публикуется статья Джона Мичема (Jon Michem), известного журналиста, обладателя премии Пулицера. "Конец Христианской Америки" ("The End of Christian America"), предложил Америке использовать старый термин "пост-христианство" с новой силой: "у Соединенных Штатов, оказался странный иммунитет к огромному росту религиозного скептицизма в течение последнего полувека". Такое восприятие изменилось два года назад, когда исследования американского населения по религиозной идентификации выявили, что процент американцев, которые исповедуют христианство резко упал с 85% в 1990 году до 76% в 2009 году. Возможно, еще более удивительным было резкое увеличение тех, кто не причислил на себя никакой религии: число таковых выросло почти в 2 раза с 8 % в 1990 году до 15 % в 2009 году".
Несомненно, Интернет является опасным местом как для христиан, так и для самих работников сервисов в цифровой среде цифровых медиа, блогеров, тренд сеттеров. Не так давно Папа высказался и по данной теме.
Понтифик предостерег работников различных медиа от частой ловушки: стать "интеллектуалом без интеллекта", "поборником этики без доброты" или продвигать "искусственную красоту", которой не существует. Необходимо показывать "истину, доброту и красоту такими, как они исходят от Бога и пребывают в человеке". Именно в этом заключается роль массмедиа, подчеркнул Папа.
Есть и просто опасности привычного рода – имеют места атаки на христианские цифровые ресурсы. Собираются целые группы, целью которых есть атака христианских новых медиа. как на уровне хакерства (кибератак), так и угроз физических расправ.
5.2 Новые модели работы с контентом. Примеры новых религиозных ресурсов
Основу новых примеров составляют мобильные приложения, которые становятся доступны пользователю по так называемой модели 24/7, то есть 24 часа, 7 дней в неделю. Имя версии новых приложений на своем смартфоне или планшете, человек может пользоваться такими сервисами по мере своей надобности, то есть быть всегда, как бы подключен к такому сервису.
Одни из самых популярных сервисов приложений:
Радио Радонеж;
Православная библиотека;
Молитвословы;
Православные календари;
Жития святых;
Справочники и путеводители.
5.3 Выводы к главе
Цели у таковых ресурсов не меняются с годами и веками, а вот задачи – это вовремя охватить как можно более братьев и сестер во Христе и нести Слово Божие как верующим, так и тем, кто без веры живет, своим миссионерством показывая путь истины.
"Весьма актуальным становится использование Интернет-пространства для проповеди Слова Истины", – сказал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
"Во многих местах колоколов уже не слышно, а там, где слышно, люди не идут. Необходимо выйти к пастве и нести ей благую весть", – приводит слова главы интернет службы Ватикана Луисио Руиса, испанская газета "El Mundo".
6. Заключение
Современным и эффективным может быть только тот процесс, который актуален уровню и достижениям современной науки, научно-технического прогресса. Несомненно, это относится и к пользованию Церковью современными средствами массовой коммуникации и носителями информации и инструментами работы с контентом.
На сегодняшний день влияние глобальной цифровой среды на жизнь человека и общества вышло далеко за рамки просто современного средства массовой коммуникации и информации. Сегодня такая цифровая среда представляет собой совершенно новое пространство жизнедеятельности человека. И это пространство стремительно расширяется с каждым днем.
На наших глазах формируется виртуальный мир, новая интерактивно – коммуникационная среда, со своим языком, своей культурой, своими правилами. К сожалению, следует признать, что основы устройства этого мира в большей степени нехристианские. Новая интерактивно – коммуникационная среда, таким образом, является непостижимой вселенной для миссионерской деятельности, еще одной средой обитания для богословов, для несения Благой Вести. И, безусловно, задачей Православной Церкви является выработка единой стратегии такой деятельности и тактики действий.
Процесс освоения Русской Православной Церковью новой цифровой среды идет с несомненным успехом – созданы прекрасные православные сайты, на некоторых приходах и в ряде православных учебных заведений открыты Интернет-центры – все это представляется полезным, но недостаточным. Сегодня назрела необходимость создания единого общецерковного, общеправославного коммуникационного хаба, который объединил бы усилия всех синодальных органов и церковно-общественных организаций в данном направлении и как итог, объединил бы всех православных в новой цифровой среде, но самое главное в умах и душах.
Церкви сегодня нужен собственный современный цифровой коммуникационный хаб, который сочетал бы в себе информационные и научно-образовательные разделы, поисковую систему, каталог православных Интернет-ресурсов, сервис мгновенных коммуникаций, форумы, чаты и ряд соответствующих сервисов, наряду с мультимедиа потоковым вещанием и аудио-визуализацией контента. Такой сетевой ресурс мог бы успешно служить делу миссии и положительно влиять на жизнь самой Церкви.
Среди целей цифрового-православия нужно назвать следующие:
создать и систематизировать максимальное количество православных ресурсов в цифровой среде вне зависимости от языка, на котором сделаны эти ресурсы;
использовать предоставленные новые инновационные возможности для пропаганды православной религии и возвращения иноверующих и сомневающихся в лоно Церкви;
предоставить православным в новой интерактивно-коммуникационной среде свободный и удобный доступ к собранным в цифровой среде данным;
связать в единый хаб православные ресурсы цифровой среды путем обмена ссылками между православными сайтами, представив православный информационно – коммуникативный кластер.
На основании проделанной работы можно сделать вывод, что новая интерактивно-коммуникационная среда – прекрасное средство для апологетической работы. Можно назвать следующие причины этого.
Во-первых, специфика общения в цифровой среде такова, что, прежде чем ответить на сложный вопрос – есть время подумать. Во-вторых, беседа остается надолго доступной многим людям и может принести несомненную пользу уже после того, как она отзвучала. В-третьих, виртуальное общение способствует заинтересованности в продуктивном диалоге. И, что не маловажно, пространство цифровой среды становится все более доступным и многочисленным.
В заключение, хотелось бы выразить надежду, на то, что все те новые возможности, которые появятся у всех благодаря новой цифровой среде, будут эффективно употребляться во благо Церкви и общества.
Cписок литературы
Cписок использованной литературы
1. Корм. Религиозный вопрос в XXI веке // Издательство "ИОИ", 2012.
. Яковлева. Новые технологии и права человека // Издательство "Зерна-слово", 2012.
. Бойко. Homo Addictus: человек Зависимый. // Издательство МОФ "Родная страна", 2012.
4. Liu, Volcic, Gallois. Introduction intercultural communication // Sage Publication Asia Pacific pte, 2011.
5. Карр. Этот плохой хороший интернет (Даниловский вестник) // Издательство Московской Патриархии, 2013.
. Дубинин. Экран и наши дети // Издательство Свято-Успенской Почаевской Лавры, 2004.
7. <#”justify”>12. http://www.orthodox-christianity.org/ (Categories // A Directory of Orthodox Internet Resources, 2014)
13. <http://www.relevantmagazine.com/god> (Magazine Relevant, 2014)
. http://religionmeetsnewmedia. blogspot.ru/ <http://religionmeetsnewmedia.blogspot.ru/> (Announcing the Launch of the New Media // Religion & Digital Culture Studies Website <http://religionmeetsnewmedia.blogspot.ru/2012/02/announcing-launch-of-new-media-religion.html>, 2012)
. http://www.newmediacentreofexcellence.org. uk/cnmac <http://www.newmediacentreofexcellence.org.uk/cnmac> (Christian New Media Awards and Conference 2014 // Awards and conference, 2014)
. http://religionmeetsnewmedia. blogspot.ru/2011/10/surveying-our-understanding-of-digital.html <http://religionmeetsnewmedia.blogspot.ru/2011/10/surveying-our-understanding-of-digital.html> (Announcing the Launch of the New Media // Religion & Digital Culture Studies Website <http://religionmeetsnewmedia.blogspot.ru/2012/02/announcing-launch-of-new-media-religion.html>, 2012)
. http://ru. wikipedia.org/wiki/%CF%EE%EA%EE%EB%E5%ED%E8%E5_Y <http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%EE%EA%EE%EB%E5%ED%E8%E5_Y> (The Free Encyclopedia "Wikipedia")
18. www.kuraev.ru/forum <http://www.kuraev.ru/forum> (Кураев. Моя задача – помогать Абхазской церкви по мере сил <http://kuraev.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=233> Миссионерский // Портал диакона Андрея Кураева)
19. http://www.washingtonpost.com/blogs/innovations/post/where-new – media – and-religion-meet/2011/09/13/gIQAjqv0dL_blog.html <http://www.washingtonpost.com/blogs/innovations/post/where-new%20-%20media%20-and-religion-meet/2011/09/13/gIQAjqv0dL_blog.html> (Kolawole <http://www.washingtonpost.com/emi-kolawole/2011/03/02/AB6t4sM_page.html>. Where new media and religion meet // The Washington Post, 2011)
. Garner. Theology and the new media // Routledge, 2013.
21. <http://www.religiopolis.org/documents/3344-ov-dobrodum-digitalizatsija-religii-v-sovremennom-obschestve-materialy-mezhdunarodnoj-nauchno-prakticheskoj-konferentsii-religija-kak-sotsialnyj-institut-sentjabr-2011.html> (Бодрум. Дигитализация религии в современном обществе // Центр религиоведческих исследований ReligioPolis, 2011)
. Heidi, Cambell (Edited by). Digital Religion. Understanding Religious Practice in New Media World // Taylor & Francis Books, 2013.
. http://www.relevantmagazine.com/culture/tech/features/26539 – will – the – internet-kill-christianity <http://www.relevantmagazine.com/culture/tech/features/26539%20-%20will%20-%20the%20-internet-kill-christianity> (Peach. Will the Internet Kill Christianity? // Magazine Relevant, 2011)
. http://ru. wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%83%D0%BB%D0%B882%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%8F (The Free Encyclopedia "Wikipedia")
. http://www.cbn.com/cbnnews/us/2012/April/Media-Matters-Anti-Christian-Agenda-Exposed/ (Stakelbeck. Media Matters’ Anti-Christian Agenda Exposed // CBN news, 2012)
. Lynch, Mitchell, Strhan (edited by). Religion, Media and Culture // A Reader. Routledge Publishing, 2012.
. <http://www.bogoslov.ru/text/595337/index.html> (Infox.ru. Ватикан призвал отказаться от колоколов в пользу Интернета // Научный Богословский портал "Богослов.ru", 2009)
Источники
28. Apolito, Paolo. The Internet and the Madonna: religious visionary experience on the Web // University of Chicago Press, 2005.
. Campbell, Heidi. Religious Authority and the Blogosphere // Journal of Computer-Mediated Communication. Volume 15 Issue 2, 2010.
. Campbell, Heidi. Whos Got the Power? The Question of Religious Authority and the Internet // Journal of Computer-Mediated Communication, Volume 12 Issue 3, 2007.
. Campbell, Heidi, Calderon, Patricia. The Question of Christian Community Online: The Case of the Artist World Network // Studies in World Christianity, Volume 13, Number 3, 2007.
. Castells, Manuel. The Internet Galaxy: Reflections on the Internet, Business, and Society // London: Oxford University Press, 2001.
. Castells, The Rise of the Network Society // Oxford: Blackwell, 1996.
. Cheong, Pauline Hope, Poon, Jessie, Huang, Shirlena and Casas, Irene. The Internet Highway and Religious Communities: Mapping and Contesting Spaces in Religion-Online // The Information Society, 25: 5, 2009.
. Cheong, Halavais, A & Kwon. Chronicles of Me: Understanding Blogging as a Religious Practice // Journal of Media and Religion, 7, 2009.
. Dawson. Researching religion in cyberspace: Issues and strategies // In J. Hadden & D. Cowan (Eds.); Religion on the internet: Research prospects and promises // New York: JAI Press, 2000.
. Helland. Online Religion as Lived Religion. Methodological Issues in the Study of Religious Participation on the Internet // Online – Heidelberg Journal of Religions on the Internet: Volume 01.1 Special Issue on Theory and Methodology, ed. by Oliver Krüger, 2005.
. Mitchell, Marriage. Mediating religion: conversations in media, religion and culture. Fakenham // Continuum International Publishing Group. 2003.
. Абраменкова. Ребенок в "зазеркалье" // Издательство "Лепта книга", 2012.
40. Лученко. Православный интернет: История православного Рунета; Философия общения и виртуальный мир; Интернет как миссионерская территория и др.: Справочник-путеводитель, издание 2-е, испр., доп. Издательский Совет Русской Православной Церкви // Издательство Московской Патриархии, 2007.
. Николаева. Православие и творчество // Издательство "Никея", 2012.
. <http://www.hristianstvo.ru/> (портал "Православное христианство")
. <http://www.mospat.ru/church-and-time/> (журнал "Церковь и время")
. https: // mospat.ru/ru/2013/09/24/news91439/ <https://mospat.ru/ru/2013/09/24/news91439/> (Служба коммуникации ОВЦС. Председатель ОВЦС выступил на международной конференции "Монастыри и монашество: традиции и современность" // Официальный сайт Отдела внешних церковных связей "Русская Православная Церковь", 2013)
45. http://en. wikipedia.org/wiki/Internet_church <http://en.wikipedia.org/wiki/Internet_church> (The Free Encyclopedia "Wikipedia")
46. <http://www.bogoslov.ru/text/425041.html> (иеромонах Адриан (Пашин). Живой Журнал – поле для проповеди Благой Вести // Научный Богословский портал "Богослов.ru", 2009)
. <http://www.pravmir.ru/patriarx-kirill-missiya-v-facebook-pokazatelnyj-primer-vystraivaniya-interaktivnogo-dialoga-s-veruyushhimi/> (Патриарх Кирилл: Миссия в Facebook – показательный пример выстраивания интерактивного диалога с верующими // Ежедневное интернет-издание о том, как быть православным сегодня "Православие и Мир", 2012)
. <http://www.bogoslov.ru/text/417961/index.html> (Глава Информационного отдела Русской Церкви призвал к сдержанности православных пользователей // Научный Богословский портал "Богослов.ru", 2009)
. <http://religo.ru/journal/15383> (Малуха. Цифровая евангелизация // портал Religio.ru, 2011)
. <http://religo.ru/journal/13546> (Малуха. Крестовый поход в интернет // портал Religio.ru, 2011)
. <http://www.ierei-korenev.ru/list/internet.html> (Интернет мало что меняет в жизни христианина // портал Храма Святого Василия Блаженного)
. <http://shurahura.com/blog/religion-and-it/> (Религия и IT // портал Shurahura.com)
54. http://www.religiopolis.org/religiovedenie/3351 – religija-v-kibersfere.html <http://www.religiopolis.org/religiovedenie/3351-religija-v-kibersfere.html> (ReligioPolis. Религия в киберсфере // Центр религиоведческих исследований ReligioPolis, 2011)
. <http://leadnet.org/blog/post/how_does_your_church_effectively_engage_in_internet_ministry> (Nations. How Does Your Church Effectively Engage in Internet Ministry? // Leadership Network, 2012)
. <http://www.catholiceducation.org/articles/media/me0005.html> (Religion and the News Media: A Theologian Reflects // Catholic education resource center)
. http://www.newmediacentreofexcellence.org. uk/cnmac <http://www.newmediacentreofexcellence.org.uk/cnmac> (Christian New Media Awards and Conference 2014 // Awards and conference, 2014)
. http://www.cbn.com/cbnnews/us/2012/April/Media-Matters-Anti – Christian-Agenda-Exposed/ <http://www.cbn.com/cbnnews/us/2012/April/Media-Matters-Anti%20-%20Christian-Agenda-Exposed/> (Stakelbeck. Media Matters’ Anti-Christian Agenda Exposed // CBN news, 2012)
. <http://leaderu.com/orgs/probe/docs/internet.html> (Bohlin. "The Value of the Internet to Christians" // Leaderu.com)
. <http://sbcvoices.com/is-the-internet-good-for-christianity/> (Smith. Is the Internet Good for Christianity? // SBC Voices, 2010)