- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 22,95 Кб
Проблема классификации ритуального поведения в психологии религии
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Проблема классификации ритуального поведения в психологии религии
Выполнил студент гр. З-11702 Смирнова М.А.
Проверил преподаватель: Аркашкин И.Б.
Томск 2014
Содержание
Введение
. Теоретические аспекты понятия – ритуальное поведение
.1Основное понятие ритуальное поведение
.2Влияние религии на поведение
.3Ритуал, как способ социализации
. Психологические аспекты религиозных ритуалов
.1 Психология ритуалов и культовых действий
.2 Ритуал как невербальная коммуникация
. Практическое исследование отношения к ритуалам и ритуальному поведению
.1 Наблюдение – как метод исследования психологии религии
.2 Опрос об отношении к религии и религиозным ритуалам и результаты опроса
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Согласно общепринятому понятию религия, это совокупность взглядов на мир, который основан на вере в бога, и совокупность действий, в которых религиозный человек выражает свое отношение к богу, это нормы и правила поведения, которым должен следовать человек, и наконец, объединения религиозных людей в такие организации как церковь, монашеский орден, миссионерские или иные организации и какими-либо другими целями.
В развитых религиях, это феномен реализуется богословием, где понимание религия представляет собой связь человека с непостижимым источником бытия. Те признаки, которые фиксируют эти проявления религиозной жизни, образуют так называемый феномен религии, стремясь объяснить, понять его природу и значение, определить его сущность.
Подход к объяснению феномена религии складывается в XIX веке, не предполагающий заранее в качестве предпосылки существование бога и его откровения. Так возникает стратегический подход к религии, и возникает различие между богом как объектом религиозной веры и богом как предметом философского размышления.
Научный подход к объяснению религии становится предметом научного исследования, который тщательно собирается и накапливается, обогащая тем самым эмпирические данные, исторические сведения, наблюдения, которые касаются религии при этом анализируя, и обобщая их на основании выработанных научных мышлений.
Актуальность курсовой работы заключается в необходимости найти посредством темы «Проблема классификации ритуального поведения в психологии религии. Ритуал, как невербальная коммутация» ответы на вопросы о понятиях ритуала, и ритуального поведения посредством невербальной коммутации.
Религия при этом изучается как составная часть культуры в ее взаимодействии с другими областями деятельности человека: как и какой образ мира, складывается в религиозном сознании, какие обязательства накладывает она на человека и как влияет на эмоциональную жизнь, на поведение индивида.
Цель курсовой работы изучить область ритуального поведения.
Задачи курсовой работы:
провести анализ ритуального поведения;
выявить психологическое содержание ритуального поведения;
рассмотреть особенности ритуала, как невербальной коммутации;
Объектом исследования является ритуальное поведение.
Предметов исследования являются основные направления религиоведческих исследований.
Курсовая работа состоит из трех глав, семи параграфов, заключения, списка используемой литературы
1. Теоретические аспекты понятия – ритуальное поведение
.1Основное понятие ритуальное поведение
Ритуал – это совместная деятельность, осуществляемая в виде церемониала, которая предполагает участие двух и более лиц. Которые несут в себе особый эмоциональный заряд, содержащийся вокруг четко определенного набора социальных объектов, предоставляющая участникам специфическое чувство торжественности и выхода за пределы обыденной реальности.
Ритуалы совершаются под строгим контролем и не допускают вариаций, его исполнение обладает чертами драматического действия. Например, Эмиль Дюркгейм разделял ритуалы на две категории: позитивные и негативные, мирские или сакральные.
Позитивные ритуалы сводят участников, вместе поддерживая их социальное отношение.
Негативные ритуалы или по другому ритуалы избежания защищают от посягательств на их собственность других людей, или по другому «табу».
На основании многих наблюдений в современных западных обществах пришли межличностные ритуалы на смену сакральным. В отличие от социальных отношений, которые недоступны непосредственному изучению, между людьми взаимодействия могут изучаться.
Ритуалы могут исполняться по религиозным соображениям, мистическим с той целью, чтобы приобрести контроль над происходящим или контролировать частые происходящие события в естественном мире, к примеру, нарушения нравственных норм или факты рождения и смерти.
Значение ритуала в повседневной жизни можно объединить в трех утверждениях, во-первых, то, что вызывает проблему, может также вызывать усилия направленные на предотвращение проблематичных объектов, событий, где необходимым является отношение, которые не должны быть предприняты как организованные действия.
Во-вторых, группы обнаруживают признаки постоянно ведущейся борьбы, что считается проблематичным и предсказуемым.
В-третьих, в основе групповой организованной жизни находится сложная сеть ритуалов, таких как межличностных, позитивных и негативных, сакральных и мирских, которые после освоения и успешного воспроизводства представляют собой систематические способы превращения повседневной жизни в предсказуемую.
Понимание связей людей, само собой разумеющихся черт в жизни требует изучения ритуала, который находится на пересечении границ между обществом и конкретными людьми и требуют изучения на основании социальной психологии, религии и философии.
Само понятие религия за период своего существования постоянно менялось и поэтому дать однозначное определение очень сложно, но можно сказать с абсолютной уверенностью, что каждый человек определяет для себя ту или другую религию, что не обязательно в какой-то конкретной религии, это может быть и атеизм и поклонение солнцу, луне, дереву, увеличениям, что накладывает свой отпечаток на психику человека и считается одним из главных факторов.
Само понятие религии остается одним остается трудным для определения и для этого есть определенные основания: по мнению П. Бергера, принятие религии считается делом вкуса, а Э. Даркгейм и М. Вебер создали основу для выделения двух типов религии номинального и реального. Дюркгейм стремился дать определения религии почти всем системам, которые признавались религиозными, включая теистические и нетеистические системы верования. Такое определение он основывал на различии духовного и светского и выделении общих функций религии.
1.2 Влияние религии на поведение
Одна из особенностей религии состоит в том, что она представляет определенный пласт культуры, который связан с опытом массового сознания, с нравственным многовековым наследием. Это способ каждодневного поведения, в котором решающая роль принадлежит не доводам разума и логики, а обыденное сознание.
Влияние религии на личность усматривают в том, что религия прививает верующим систему личностных ценностных ориентаций.
Существует большое количество исследований, в которых личностные характеристики связываются с конкретными вероисповеданиями, преимущественно психоаналитического направления, в которых источником глубокой религиозности считается психопатология.
Некоторые американские исследователи, которые занимаются социальной психологией религии, пришли к выводу, что существует связь между религиозностью и политической консервативностью, нетерпимостью и фанатизмом.
Для тех, кто пришел к религии осознанно, действительно совершая определенный религиозный выбор, более значимое значение имело в этом случае созвучие избираемой веры сложившимся мировоззренческим и социальным установкам. Так попытки доказать существование связей между религией и личностью, адаптивностью и душевным здоровьем закончились неудачей. Иначе они закончиться и не могли, в связи с произошедшими изменениями интересов в сторону исследования социокультурных условий формирования и реализации религиозных верований и норм поведения.
Поэтому психология религии уделяла первостепенное внимание в вопросе индивидуальных психологических характеристик и различиям между верующими, в первую очередь, делая акцент на психологическом объяснении религии.
Другими словами, если религия прежняя опиралась преимущественно на психологию личности, то религия настоящего времени предпочтение отдает психологии социальной.
При присутствии общих черт и особенностей сознания и поведения религиозных людей существуют между ними и определенные различия, которые в первую очередь связаны с принадлежностью к разнообразным профессиям, т.е. особенностями религиозных верований и культовых действий, которые могут выражаться в частоте посещения церкви, к нормам религиозного поведения, что представляет интерес для социологии религии, но не в коем разе не для психологии.
Одним из главных аспектов религиозности является нравственность. Религиозное влияние на поведение человека в решающей степени определено этикой, т.е. поведение человека определяется влиянием культурных «образцов», как традиционный подход к проявлению индивидуальной психологии.
Такой подход сегодня достаточно распространен, его эффективность держится на воображаемом, мнимом контакте, наиболее наглядно демонстрируя трактовку религии в «поведенческой психологии». Техника поведения заключается в том, что нужно делать, а что не надо.
В психологии религии одним из плодотворных направления является изучение религии, ее социально-психологический анализ, который направлен на преодоление крайностей – сведения о религии к индивидуальной психологии.
В наше время ситуация изменилась, на сегодняшний день одна из проблем это утрата многими людьми ощущения осмысленности жизни.
Человек не ставит вопрос о смысле жизни, а жизнь ставит перед нами этот вопрос, каждый из нас в отдельности должен найти тот смысл, который единственный и который кроется в жизни каждого. Человеку приходится отвечать на него и искать его ежедневно, ежечасно, отвечать не словами, а действием.
Если, например, поставить людей в одни и те же условия, например в условия голода, то с возрастанием данной стадии все и индивидуальные различия сотрутся, и появится однообразное выражение – инстинкт, который считается общим показателем для самых разных людей. Совесть.
Вот что помогает нам искать и находить смысл жизни, которая направляет его в поисках и является «органом смысла». Только с помощью совести возникает возможность в приобретении осмысленной жизни. Однако совесть может и дезориентировать человека, так осуществляя смысл своей жизни, индивид может так и не знать, до самого последнего мгновения, смог ли он действительно реализовать себя.
Совесть и ответственность, эти два аргумента присущи как религиозным, так и нерелигиозным людям. Различие заключается только в том, что человек не задается вопросом о «высшей инстанции» кроме совести, перед которой он несет ответственность за реализацию своего смысла жизни, в отличие от религиозного человека, для которого смыслом жизни является бог.
В повседневной жизни мы часто прибегаем к символическим действия, которые совершенно лишены смысла, т.е. являются сами по себе бесполезными, но, тем не менее, они имеют смысл в качестве символов, образов, которые делают понятным и доступным, направлены на выражение того, что невозможно выразить с помощью слов и на языке понятий.
Такое понимание характерно для современных исследований в области психоанализа, не ущемляя право на психологическое воздействие на личность со стороны религии и тех средств, которые она использует. К ним относятся многочисленные приемы: это внушение. Подражание, эмоциональное заражение, посты и другие способы.
Одной из психологических потребностей человека является потребность в высказывании наболевшего, дабы облегчить душу, открывшись другому человеку. Это нелегко, сделать для человека, так как трудно найти человека, которому можно было бы высказать свои переживания, свои ощущения, чтобы он был понят и услышан.
Церковь предлагает готовую форму, являясь своего рода профессиональным исповедником, гарантирующим тайну исповеди. В своей основе это психологический процесс, который может оказывать свое влияние и функционировать только согласно потребности, которая свойственна человеку вне зависимости от его отношения к религии.
Следовательно, религия на психологическом уровне сводится к определенному функционированию систем, которые не являются религиозными, но направлены на обеспечение психотерапевтического воздействия.
ритуал поведение религия психологический
1.3Ритуалы как способ социализации
Формирование человека, как существа социального происходит не одночастно, а постепенно, стадийно под влиянием множества факторов. Важную роль, как для маленьких сообществ, так и для общества в целом принадлежит ритуалам. Так посредством такого социального явления человек приобрел определенный статус в обществе. Не менее важным ритуал является и для отдельно взятого человека.
Этот процесс называется – социализация, который постигается учеными начиная, с середины XIX века и продолжает исследоваться и в наши дни.
Общество полностью пропитано ритуалами и причина этому, то, что ритуал является неотъемлемой частью религии. Практически все культовые практики сопровождались множеством обрядов, которые проводились по каждому важному поводу, начиная от рождения и до смерти.
Один из ритуалов крещение проводился не только как религиозный обряд, но и как социальный смысл. Новорожденный не считался человеком, пока над ним не совершен ряд ритуальных действий, основной смысл которых состоял в «превращении» его в человека. Так в течение определенного срока он считается как бы несуществующим, не наделяется обязательными атрибутами (пояс, крест и т.д.), а в случае смерти его не хоронят на кладбище, а в особых местах. Это пример, который свидетельствует о том, что без определенного обряда, человек не может стать полноценной единицей общества.
Переход со статуса ребенка во взрослого человека также регламентируется прохождением определенных ритуалов, который сопровождался специальной постройкой хижины, ритуальным постом и ритуальными надрезами на теле девочки у арапешей, что будет являться свидетельством того, что девочка уже не является ребенком.
Такая же ситуация происходит и с переходом мальчиков во взрослый мир. Мальчиков проверяли на физическую развитость, выносливость. Во время проведения данного ритуала ребенок должен был доказать что он выносливый и сильный. Иногда данный вид сопровождался изнурительными испытаниями, и ребенок мог не выдержать всех этих испытаний. А пройдя весь этот ритуал, мальчик считался взрослым и его голос учитывался во всех вопросах, которые касались общины.
В современном обществе люди, также активно участвуют в ритуалах.
В исламе существует традиция обрезания. Возраст данной операции для разных народов был отличительным. Этот ритуал нельзя назвать исконно мусульманским, так как это ритуал использовали многие народы.
Например, у рехамна от 2 до 5 лет; в Феме между 2 и 10 годами, а в постиндустриальном мире это возраст варьируется для проведения данного ритуала, что обуславливает две причины: это различие народных традиций, которые оказывают влияние на религию и тот момент, что мировые организации по правам человека выступаю с негативными высказываниями в сторону ритуала и призывают запретить совершения данного действия над несовершеннолетними детьми.
Относительно женщин можно сказать, что у них тоже существует аналогичный ритуал, который насчитывает в мире от 100 до 140 миллионов женщин, подвергшихся этой операции.
Ритуал рождения так же претерпел изменения, никто не считает младенцев бесами, и не боится называть их именами, несмотря на принадлежность, к какой либо религии родителей. Ритуалы по поводу рождения все-таки существуют, но для современного общества, такие суеверия считаются бессмысленными.
Один из ритуалов, это встреча новорожденного родственниками и близкими на пороге родильного дома. В обществе основное место принадлежит семье, именно в этой микро-группе формируется личность.
Ритуал перехода человека в статус взрослого представляет собой путь не такой однозначный как в традиционном обществе. В первую очередь это касается ритуалов старшей школы, когда выпускник с будущей первоклассницей дают первый звонок, дарят цветы и подарки, которые указывают на начало завершения их жизни в статусе школьников.
Переход от статуса школьника в новую жизнь тоже сопровождается не одним ритуалом. Их провожают как выпускников, выпускники прощаются со школой, и начинается взрослая жизнь. На это социализация человека как одно из претендентов постиндустриального общества не заканчивается.
Данный факт объясняется изменением структуры общества, так если раньше человек рождался, трудился и умирал в окружении своей семьи, то в постиндустриальном обществе человек предназначен для постоянной адаптации, в учебном заведении, на работе, в обществе, ему приходиться на протяжении всего жизненного пути участвовать в разных новых ритуалах.
Подводя итог вышесказанному следует отметить, что даже при изобилии ритуалов, как в традиционном так в постиндустриальном обществе они обладают множеством различий, а именно:
. Основа ритуалов в традиционном обществе стоит на религиозных воззрениях, а в постиндустриальном обществе, когда религиозные ритуалы не обладают такое силой влияния на человека.
. В итоге форма ритуалов разная, в традиционном обществе главным считаются перфоративные ритуалы.
. В связи с тем, что в постиндустриальном обществе происходит появление новых ритуалов, появляется новый этап социализации, в связи с этим взрослый человек уже может адаптироваться к окружающему его миру.
. Ритуалы, присутствующие в постиндустриальном обществе считаются более гуманными, нежели в традиционном.
2. Психологические аспекты религиозных ритуалов
.1 Психология ритуалов и культовых действий
Культовые действия, именуемые в христианстве таинствами, совершаются коллективно, с помощью которых под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божия.
В православии и в католической вере существуют семь таинств, у лютеран – крещение и причащение, а у Англиканской церкви – крещение, причащение, брак.
В религиозных системах представления о священном представляют мифологическую форму и выливаются в культовые действия, в первобытном обществе культовые действия были совместно с процессом материального производства и общественной жизни не выделяясь в самостоятельный вид деятельности.
Раннехристианские общины не представляют собой церковной организации, складываясь из лиц, совместно выполняющих культовые действия, обладая разной степенью устойчивости.
Они могут образовываться на основе объединения одних и тех же лиц и в разовом порядке для совершения того или иного обряда. Действия проводя регулярно в одном и том же месте, нося устойчивый характер. Но культовое сообщество распадается только тогда, когда заканчиваются культовые действия.
Но в религиозной системе им принадлежит важная роль, так как обряды охватывают все сферы жизнедеятельности человека, обладая своими качественными особенностями.
Проводятся службы для церковного прославления святых, в также в честь чудотворных икон. Обязательными являются ежегодные культовые действия на православные праздники, воскресение Христово, Рождество Богородицы, Крещение Господне, Преображение Господне, Сошествие Святого духа на апостолов (День Святой Троицы), которые образуют годичный круг богослужения. В связи с этим, одни и те же культовые действия с точки зрения материального и естественного содержания приобретают в разных религиях свое отличие и идейно-символическое содержание.
Особенности ритуала выявляются лучше всего при сопоставлении с другими жанрами поведения, как несимволическими, так и символическими. Ритуал относится к числу символических форм поведения, констатируя своего рода реальность, а не условность. Ритуал – это символика без оглядки на материальную сторону бытия, не давая возможность приблизиться и даже заново пережить, то чем должен человек руководствоваться в жизни.
В связи с тем, что религиозность это в первую очередь проблема человека, то и выбор духовных ценностей происходит дифференцированно, у одних это глубокий процесс, который связан со многими определенными составляющими психики, а у других он проявляется поверхностно, на основании этого и происходит формирование конкретной религиозной личности. Определенное стремление человека к познанию вселенной, самого себя и процессов в окружающем мире вечно, Невозможно охватить огромное количество научной информации накопленной человечеством, а процесс познания продолжается. Осваивая основные принципы, понятия и факты соответствующей науки, человек находит для себя ориентиры, чтобы в последующем воспользоваться приобретенными знаниями.
Существуют знания, которые необходимы специалисту для успешной деятельности в определенной области, но есть знания, которые необходимы для становления каждого человека как личности, с целью формирования его духовной культуры, вот к такому роду знаний относится религиоведение. Таким образом, проблема сущности и природы религии сегодня становится предельно актуальной. Не одно поколение ученых пыталось разобраться в религиозных вопросах, написано огромное количество литературы, споры не утихают до сих пор и высказываются различные точки зрения касаемые сущности религии и перспектив ее развития.
Одна из особенностей религии состоит в том, что она представляет определенный пласт культуры, который связан с опытом массового сознания, с нравственным многовековым наследием. Это способ каждодневного поведения, в котором решающая роль принадлежит не доводам разума и логики, а обыденное сознание.
В ритуале человек не принадлежит себе в повседневной жизни. В ритуале представлен другой тип освоения- человек распространяет свою внутреннюю сущность, способность к творчеству. Поэтому ритуал все чаще рассматривается в качестве первоисточника будущих искусств, науки и философии.
Отмечено, что когда начинается разговор о ритуале и других формах поведения, его естественным аргументом считается обычай. Уже в самом первом приближении существует два уровня протекания жизни человека. Один из них направлен на выполнение ритуальной программы жизни, а другой на уровень повседневной жизни и быта, что является не самоценным в отличие от ритуального поведения.
Создается впечатление, что ритуал и обычай являются крайними точками в сфере символических форм поведения регламентирующих форму поведения.
Необходимо отметить, что главный ритуал, это основной календарный обряд, который совершается на стыке старого и нового года. Остальные ритуалы имеют свои продолжения, но уже на более низких уровнях ритуального текста традиции.
Одним из главных условий действенности ритуала и других форм поведения, обозначенных в общих чертах, позволяет уточнить некоторые вопросы их соотношения.
Ритуал – это всегда событие, обозначающий некий период в жизни коллектива или отдельно взятого человека, в то время как система ритуалов направлена, прежде всего на урегулирование не только социальных, но и определенных моделей функционирования ритуала с точки зрения данного коллектива обеспечивая его благополучие.
Одним из важнейших условий ритуала считается его соотнесение с определенной точкой во времени и пространстве. К такому выводу можно прийти, если под обычаем понимать любое регламентированное поведение.
С изложенной точки зрения на соотношение ритуала и других форм поведения не вполне корректной представляется широко распространенная схема, согласно которой ритуал рассматривается в качестве «особой разновидности обычая».
.2 Ритуал как невербальная коммутация
Невербальная коммутация – это обмен невербальными сообщениями между людьми, которая возможна в каждой культуре, где закреплено определенное значение, которое понятно всем окружающим, а случае необходимости возможно придание смысла, который будет понятен лишь нескольким посвященным, это например кашель, может стать определенным сигналом, который предупреждает о прибытии начальства.
Невербальные сообщения способны передавать определенную информацию, в первую очередь о личности коммуникатора, об их отношениях друг с другом, типе их отношений, а также и динамике взаимоотношений. Также это информация и об отношениях участников коммуникации к самой ситуации.
В большинстве случаев мы не утруждаем себя сознательными размышлениями о том, каким образом приветствовать других людей, как дать понять собеседнику, что теперь настала наша очередь говорить, как показать партнеру, что мы верим его словам, или каким образом следует с ним попрощаться. Мы совершаем все эти действия для структурирования взаимодействия – для регулирования процессов вступления во взаимодействие, обмена репликами и расставания. Однако, как показано далее, эти действия также богаты содержанием. Когда они становятся предметом нашего сознательного размышления, мы начинаем понимать всю важность заключенных в них посланий.
Под невербальным (поведенческим) ритуалом понимаются определенные действия, совершающиеся в строго определенном порядке и сопровождающие речевое высказывание (простертые вверх руки, приклоненная голова, взмах кадилом при совершении обряда внутреннего (духовного) и внешнего (телесного) очищения; склонение головы как знак смирения; коленопреклонение, как знак мольбы или благодарности Всевышнему; осенение себя крестным знамением как знак ограждения верующего от опасности, врагов, страстей).
По типу физического восприятия религиозные знаки религиозного могут быть слуховыми или акустическими (звон колокола, призыв к началу и окончанию коллективной молитвы), оптическими или визуальными (поклоны, элементы одежды священнослужителей), осязательными или вкусовыми (ароматические бальзамы и благовония), тактильными (ритуальное целование иконы, целование поручи священнослужителя). По степени абстракции в представляется возможным выделить знаки-копии (иконы) и знаки-символы.
Среди жанров религии именно молитва и исповедь наряду с вербальным, имеют и невербальный компонент в своей структуре.
Одним наиболее характерных жанров в религии является молитва. Молитва предполагает обращение, просьбу, мольбу, при этом обратной связи не существует, она не обладает вербальным выражением.
Чаще всего молитва развивается на основании определенного сценария: просьба, мольба, выражение благодарности. По форме молитва представляет монолог, но вместе с тем это и определенный признак диалогности, так как верующий в период молитвы находится в постоянном диалоге с Богом. Сознание предполагает мысленный ответ самому себе. Произнося молитву, человек мысленно определяет для себя всевозможные ответы, которые приемлемы для его вопрошания.
Исповедь является одним из семи таинств церкви, в котором вопрошаемому прощаются содеянные им грехи и дается благодатная помощь на исправление жизни. Роль священника в этом случае – внимательно выслушать все, что сказано человеком, согласиться с правильностью проведенной оценки, одобрить его желание и готовность раскаяться и встать на путь исправления.
Выговариваясь перед священником, человек в душе исповедуется перед самим собой. Ритуал играет важную роль в религии. Церковный ритуал ценен традиционностью и эмоциональностью. Все события происходящие в жизни человека сопровождаются не просто ритуалом, но и переживаются на основании совершения ритуала будь то крещение, рождение или смерть. В конечном счете, религия строится на обрядовой стратегии
Важную роль в религии играет ритуал. Только в религии выделяется такой жанр как «безмолвная внутренняя молитва». В любом другом типе первое место принадлежит речевой деятельности, только в религии ритуал доведен до своей высшей ступени, являясь основой религиозного общения, где на первом месте ритуал, установленный порядок обрядовых действий при совершении религиозного действа.
Каждая религия предусматривает свои нормы и правила поведения.
Общими нормами поведения во всех храмах являются лишь следующие: не курить, не распивать спиртные напитки, не шуметь и вести себя с уважением.
Все остальные правила различны.
Невербальная коммутация это обмен невербальными сообщениями между людьми, которая возможна в каждой культуре, где закреплено определенное значение, которое понятно всем окружающим, а случае необходимости возможно придание смысла, который будет понятен лишь нескольким посвященным, это например кашель, может стать определенным сигналом, который предупреждает о прибытии начальства.
Невербальные сообщения способны передавать определенную информацию, в первую очередь о личности коммуникатора, об их отношениях друг с другом, типе их отношений, а также и динамике взаимоотношений. Это также информация и об отношениях участников коммуникации к самой ситуации.
Невербальные сообщения всегда ситуативны, можно понять состояние участников, но нет возможности получить информацию об отсутствующих предметах или происшествиях.
Невербальные сообщения считаются синтетичными и их невозможно разложить на отдельные составляющие, они обычно непроизвольны и спонтанны.
В основе невербальной коммутации существуют два источника – социальный и биологический, приобретенный и врожденный. Даже в том случае, когда люди хотят скрыть свои намерения, они могут контролировать свою речь, но при присутствии невербальной коммутации такое поведение контролю практические не поддается. Элементы невербальной коммутации способствуют лучшему понятию способов, с помощью которых находит свое отражение межкультурный смысл общения.
Мимика представляет собой все изменения выражения лица человека, она является важнейшим элементом невербальной коммутации, именно по выражению лица позволяет получать информацию понимать вас партнер или нет. Именно мимика позволяет показать эмоции заключающиеся то ли в печати или в радости, отвращении или гневе. Считается, что в выражении лица участвует 55 компонентов.
При проведении исследования поведения представителей разных культур было установлено. Что при общении люди разнообразных культур используют разные виды прикосновений к своим собеседникам, это рукопожатие, поцелуи, поглаживания и т.д.
3. Практическое исследование отношения к ритуалам и ритуальному поведению
.1 Метод исследования психологии религии
Наблюдение – этот метод считается особенно эффективным, так как те сведения, которые необходимы для исследования получают путем изучения поведения в привычных условиях, особенно во время богослужения, молитвы и т.д. Но возможности этого метода и ограничены на основании того, что фиксирует он внешние проявления религиозности, между тем оставляя без внимания наиболее интересное – те переживания, которые происходят внутри человека, проникнутых религиозной верой.
Опрос (в форме анкеты или интервью) – это метод, на основании которого приобретаются данные о реальной жизни опрошенных верующих, их социально-психологические и мировоззренческие ориентации.
Эксперимент, это метод направлен на естественность, т.е. никакие искусственные вмешательства не допустимы в религиозную деятельность. Например, верующие слушают проповедь, которую произносит проповедник определенного содержания, по тем аргументам, которые были высказаны во время проповеди кто ее слушал и нет, делаются аналитические выводы об эффективности использованных в проповеди пропагандистских приемов, личностных качеств оратора и т.д.
Исследование документов, когда исследователи религиозной психологии свои рассуждения основывают на дневниках и автобиографиях отшельников, аскетов и религиозных мистиков. Это метод позволяет проникнуть во внутренний мир верующего человека, но применяя этот метод можно получить и ошибочные результаты.
Как видно, каждый из указанных методов позволяет решить те исследовательские задачи, которые стоят перед психологами в изучении психологии религии. Только комплексное применение упомянутых методов может позволить обеспечить достаточный уровень обобщения.
При рассмотрении психологии религии можно выделить два вида отношений, это или беспристрастный подход или теолетический подход. При рассмотрении беспристрастного подхода следует отказаться от вопроса об истинности или ложности религиозных представлений, что является неприемлемым в компетенции психологии как науки, это было решено на XV Всемирном психологическом конгрессе. Но все-таки при рассмотрении этого подхода представители более склонны считать множество психических проявлений религиозности как следствие переориентации человеческой психики.
В психологии религии, широко применялся метод направленный на изучение документов. Так в книге «Многообразие религиозного опыта» американский философов и психолог У. Джемс (1842-1910 гг.) опирался на дневники и автобиографические записки религиозных мистиков. Конечно, данные документы представляют особый интерес для психолога-религиоведа, но следует также учитывать и тот факт, что субъективные свидетельства религиозных мистиков требуют сугубо критического подхода, направленного на вскрытие объективного содержания и реальные причины мистических состояний.
Психология религии широко использует метод опроса, который проводится у верующих в двух основных формах: в форме письменной анкеты и устного интервью.
Анкета имеет то преимущество, что легче провести статистическую обработку, что способствует выявлению общих социальных процессов, интервью в свою очередь может строиться не обязательно на основании четко фиксированного перечня вопросов и ответов.
Большую ценность для психолога, которые изучает вопросы верующих, представляет свободное, не фиксированное интервью, в процессе которого верующий может поделиться своими мыслями, переживаниями, рассказать о своем внутреннем мире полно, подробно.
Следует отметить, в тоже время, что доля на проведение анкетирования и интервью не настолько может быть и велика. Как правило, стереотипный вопрос, вызывает и общий стереотипный ответ, который в свою очередь соответствует требованиям, но не всегда возникает возможность в том, чтобы можно было отразить подлинные внутренние убеждения опрашиваемого человека.
Как показывает практика, при психологических исследованиях религиозности большую ценность представляют вопросы из жизни, которые позволяют выявить реальную мотивацию поведения опрашиваемого, его истинные мировоззренческие ориентации и установки.
Главным в психологии религии является соблюдение комплексного методологического оснащения, так как комплексный подход в изучении психики верующих может обеспечить достижение определенных научных результатов, предполагающий использование разных методов.
У разных исследователей методы исследования принимали разные формы. К.Гиргезон применил метод изучающих переживания. Эксперимент состоял в том, что испытуемому предлагали тест религиозного содержания и фиксировали эмоции и мысли, которые были спровоцированы чтением. Особую известность получили эксперименты с применением фармакологических средств, этот метод использовал С.Гроф, применяя наркотические вещества в психоаналитическом лечении.
Разумеется, перечисленные методы не исчерпывают весь арсенал средств, можно упомянуть также тестирование, составление психологических шкал, метод семантического дифференциала и др. Во многих исследованиях используются сложные, многосоставные методы, например, когда вопросы психологии религии рассматриваются в контексте медицинской психологии, психоанализа и т. п.
.2 Опрос об отношении к религии и религиозным ритуалам и результаты опроса
Наблюдение было и остается одним из важнейших методов исследования, прежде всего религиозного поведения. В психологии религии применяется наблюдение, как индивидов, так и в группе.
Опрос, это метод заимствованный из социологии, в значительной степени метод свободный от субъективизма и отличается высокой информативностью, его преимущество заключается в том, что он дает определенную информацию, которая допускает математическую обработку, позволяющую выводить статистические закономерности, например, относительно религиозной установки с принадлежностью к определенной социальной группе. Одним из первопроходцев являются исследователи американской школы психологии религии в конце XIX века Э.Старбэк и Дж.Леуба.
Анкета «Отношение к православной вере и ее традициям». Опрос проводился среди 20 человек в возрасте от 18 лет и старше.
.Как Вы относитесь к религии?
положительно – 80%;
отрицательно – 16%;
никак – 4%.
.Отношение к православным верующим?
положительно – 66%;
отрицательно – 14%;
нейтрально – 20%.
. Нужно ли современному человеку быть верующим?
да – 62%;
не знаю – 22%;
нет – 16%.
. Как часто Вы посещаете церковь?
по праздникам – 20%;
по необходимости – 54%;
раз в неделю – 2%;
не посещаю – 24%.
5. Отношение к православным праздникам?
– положительно – 72%;
отрицательно – 14%;
нейтрально – 14%.
6. Отношение к православным ценностям?
– положительно – 70%;
отрицательно – 14%;
нейтрально – 16%.
. Отношение к православным ритуалам?
положительно – 80%;
отрицательно – 4%;
нейтрально – 16%.
. Что, на Ваш, взгляд дает религия?
помогает познать мир – 15%;
помогает преодолевать трудности -10%;
обосновывает мораль – 20%;
укрепляет связь между народами – 10%;
оказывает психологическую поддержку – 30%;
оказывает эмоциональную помощь – 15%.
. Как бы Вы отнеслись к факту крещения ребенка Вашим близким родственником или другом?
положительно – 78%;
отрицательно – 10%;
нейтрально – 12%.
. Относите ли Вы себя к какому-либо религиозному течению, к какому?
нет – 20%;
православный христианин – 70%;
католик – 10%;
греко-католик -;
язычник -.
. Какой характер носит отмечание религиозных праздников?
полностью религиозный, с соблюдением всех правил – 70%;
полностью светский характер, никакого религиозного подтекста, просто праздник, как и 1-е мая – 10%;
. Ваше отношение к смене религии?
это недопустимо – 75%;
меня моя религия устраивает, а остальные пусть делают что хотят – 15%;
это не правильно, потому надо что бы человек сам изначально ее выбирал – 10%.
. Принимаете ли вы веру других религий? (то есть не имеете ничего против них)
да, конечно – 45%;
да, если человек не агрессивен в своих убеждениях – 25%;
нет, есть только моя вера – 30%.
Как показал опрос, число верующих за последнее время изменилось, поэтому не представляется возможным определить людей, которые считают себя православными. Например, на вопрос, как часто вы посещаете Церковь, можно примерно определить кто из опрошенных действительно верующие (76%). Поэтому православное самоопределение, которое мы видим по результатам опроса – скорее только культурно-историческое отождествление, а не признание своей религиозности.
Соответственно, в сознании людей, которые считают себя православными не совсем созрело само понятие верующего, что в данной ситуации неизбежно.
Заключение
В психологии религии одним из плодотворных направления является изучение религии, ее социально-психологический анализ, который направлен на преодоление крайностей – сведения о религии к индивидуальной психологии.
Само понятие «религия» за период своего существования постоянно менялось и поэтому дать однозначное определение очень сложно, но можно сказать с абсолютной уверенностью, что каждый человек определяет для себя ту или другую религию, что не обязательно в какой-то конкретной религии, это может быть и атеизм и поклонение солнцу, луне, дереву, увеличениям, что накладывает свой отпечаток на психику человека и считается одним из главных факторов.
Научный подход к объяснению религии становится предметом научного исследования, данные к которому тщательно собираются и накапливаются, обогащая тем самым эмпирические данные, исторические сведения, наблюдения, которые касаются религии, при этом анализируя и обобщая их на основании выработанных научных мышлений.
Исследование документов, когда исследователи религиозной психологии свои рассуждения основывают на дневниках и автобиографиях отшельников, аскетов и религиозных мистиков. Это метод позволяет проникнуть во внутренний мир верующего человека, но применяя этот метод можно получить и ошибочные результаты.
Наука о религии направлена на реализацию свободы совести, формируя определенное понятие свободы совести, предоставляя необходимую информацию о нормах права, способствуя становлению качеств гражданина в социально-политических процессах, выявляя главное и второстепенное в религиозном вопросе.
Особенности ритуала выявляются лучше всего при сопоставлении с другими жанрами поведения, как несимволическими, так и символическими. Ритуал относится к числу символических форм поведения, констатируя своего рода реальность, а не условность.
В связи с тем, что религиозность это в первую очередь проблема человека, то и выбор духовных ценностей происходит дифференцированно, у одних это глубокий процесс, который связан со многими определенными составляющими психики, а у других он проявляется поверхностно, на основании этого и происходит формирование конкретной религиозной личности. Определенное стремление человека к познанию вселенной, самого себя и процессов в окружающем мире вечно, Невозможно охватить огромное количество научной информации накопленной человечеством, а процесс познания продолжается. Осваивая основные принципы, понятия и факты соответствующей науки, человек находит для себя ориентиры, чтобы в последующем воспользоваться приобретенными знаниями.
Существуют знания, которые необходимы специалисту для успешной деятельности в определенной области, но есть знания, которые необходимы для становления каждого человека как личности, с целью формирования его духовной культуры, вот к такому роду знаний относится религиоведение
Список используемой литературы
1. Ардашкин И.Б. Психология религий: Учебное пособие – Томск, 2010 – 245с.
.Аникин Д. А. История религии. Конспект лекций / Д. А. Аникин. – М.: Юрайт, Высшее образование, 2010. – 192 с.
.Аникин Д. А. История религии. Конспект лекций / Д. А. Аникин. – М.: Юрайт, 2011. – 192 с.
. Борунков,Ю.Ф.. Яблоков И.Н., Никонов К.И.. Основы религиоведения. – М.: Высшая школа, 2008. – 568 с.
.Ермишин О. Т. Философия религии. Концепции религии в зарубежной и русской философии / О. Т. Ермишин. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2012. – 224 с.
. Завалько Г. А. Проблема соотношения морали и религии в истории философии / Г. А. Завалько. – М.: КомКнига, 2010. – 216 с.
. Касьянов В.В.. Социология массовой коммуникации. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 432 с.
. Лобазова О.Ф. Религиоведение. Учебник. Серия: Учебник. Издательство Дашков и К. 2008. – 488 с.
. Матецкая А.В., Самыгин С.И. Религиоведение. Краткий курс. Издательство Феникс. 2008. – с.224
. Майерс, Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2010. – 793с.
. Носкова О.Г. Психология. М., 2008. – 123с.
. Психология личности. Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М. 2008.- 289с.
. Романин А. Н. Практическая психология философии и религии (курс лекций) / А. Н. Романин. – М.: Говорящая книга, 2012. – 528 с.
. Соколов Е.Н. Очерки по психофизиологии сознания. М., 2010. – 367с.
. Соколова Е.Е. Введение в общую психологию. Общая психология. В 7т. Под ред. Братуся Б.С. Т.1. М.: Академия, 2008. – 235с.
. Шохин В.К. Философия религии и ее исторические формы (античность – конец XVIII в.)/В. К. Шохин; Учреждение РАН Ин-т философии. – М.:Альфа-М,2010. – 784с
. Фрейд З. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии. – М.: Азбука-Классика, 2008. – 256 с.
. Яблоков И.Н. Религиоведение. М., 2008. – 234с.