- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 20,67 Кб
Проблемы национально-культурного возрождения в Беларуси
«Проблемы национально-культурного возрождения в Беларуси»
Аннотация
Национальная культура является всемирно известной ценностью каждого государства. Она как магнит должна притягивать взоры соотечественников и зарубежных граждан. Через ее можно узнать духовное и нравственное богатство белорусов, особенности культуры и быта.
Только тогда можно смотреть с уверенностью в завтрашний день, когда будем знать свое прошлое: кто мы и откуда, как встречали народные праздники наши деды и прадеды, какие ремесла они развивали, чем отличались белорусы от других национальностей и народностей.
В этой работе как раз освещаются проблемы национально-культурного возрождения Беларуси. Что необходимо сделать для возрождения забытых традиций и обычаев, народного творчества и художественных промыслов.
На примере Пружанского района показана та работа, которая проводится народными мастерами по возрождению национально-культурного наследия. Особого уважения и внимания заслуживают работы Тарасюка Н.В., Кулецкой М.Н., Малышевского Ю.С., Токаревского А.Г.
Возрождению народного творчества содействуют учреждения культуры нового типа – это Дом ремесел, Дом фольклора, школа народного творчества и другие. Именно эти учреждения проводят деятельность по восстановлению народных обрядов, исполнению народных песен, возрождению народных ремесел.
В настоящее время в Республике Беларусь проводится большая работа по восстановлению объектов историко-культурного наследия. В этом плане много делается в Пружанском районе Брестской области. Отреставрировано ряд церквей, завершена реставрация флигеля в городском парке города, продолжается реставрация Ружанского дворцового комплекса Сапегов. Только отреставрированные жемчужины Беларуси могут вызвать интерес не только у взрослого населения, но и школьников и молодежи. Все это будет способствовать духовному воспитанию нации, возвращению к истокам, к своим корням, формированию национального облика.
Введение
Каждая эпоха, каждый период общественного развития, особенно период социальных преобразований, вызывают необходимость конкретного и точного научного анализа, ибо иначе невозможно найти и предложить обществу ответы на самые острые вопросы его бытия.
Значимость исследования проблем национально-культурного возрождения в современной Беларуси определяется тем, что культура является стержнем духовного и материального существования нации. Культура – это не только то, что уже создано людьми; еще в большей степени она является матрицей для будущего, продолжительным и непрерывным каналом трансляции социально значимой информации последующим поколениям. Ввиду этого конкретный анализ данной темы актуален.
Целью работы является изучение проблем национально-культурного возрождения в Беларуси и в Пружанском районе в конце XX – начале XXI века.
Задачи работы:
определить основные направления национально-культурного возрождения;
проанализировать комплекс вопросов, связанных с сохранением и возрождением национальной культуры;
раскрыть характер государственного управления процессами национально-культурного возрождения;
раскрыть основные формы сохранения и возрождения национальной культуры средствами учреждений культуры Пружанского района.
Глава 1. Проблемы национально-культурного возрождения Беларуси в конце XX – начале XXI века
«Белорусы и в XXI веке остаются белорусами – европейским народом со своим государством, культурой и традициями», – такова позиция Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, который много сделал для преумножения и развития культурного потенциала страны, направленная на дальнейший созидательный, творческий труд нашего народа.
Культура является важным стратегическим ресурсом нашего государства, составляющей государственной идеологии. Высокая оценка роли культуры в становлении и развитии белорусского государства, данная Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашено, имеет под собой весомое обоснование.
Глубинные социально-экономические преобразования последнего десятилетия в республике оказали влияние на направленность и динамику культурных процессов. Сегодня не учитывать культурный аспект при реализации масштабных задач государственного строительства невозможно. Высокий культурный потенциал населения, опора на многовековые материальные ценности и традиции народа, воспитание в духе патриотизма – все это должно стать основой формирования устойчивого государства, успешного экономического и духовного развития нашей страны.
Без преемственности поколений, без обмена духовным опытом были бы невозможны прогресс и поступательное развитие общества. Народные традиции – это не только сокровищница мудрости, кладовая педагогической мысли и нравственного здоровья; прежде всего, это духовные истоки. Духовное возрождение немыслимо без возвращения к истокам, без восстановления и творческого осмысления забытых традиций и обычаев. Забывая свои корни, человек разрывает связь времен и поколений, теряет не только то, что формирует его национальный облик, но и то, что связывает его с общечеловеческой культурой.
Многие традиции прерваны, а в новых во многом растерян тот духовный потенциал, который веками собирался по крупицам. Выросли новые поколения, не владеющие родным языком, не приобщенные к родной культуре и воспитанные на совершенно иных ценностях и духовных ориентирах. Нашему обществу, оказавшемуся сегодня на грани бездуховности, так не хватает сегодня этих "пережитков", того рационального и демократического, что откладывалось в них веками.
В то же время процесс национально-культурного возрождения в Беларуси побуждает у широкой массы общественности интерес к культуре, истории и народному творчеству.
Можно смело утверждать, что эмоционально-экспрессивной и эстетически-нормотворческой основой самоутверждения белорусского этноса в последнее десятилетие стала традиционная культура наших предков. Усталая душа народа подпитывается духовностью предков, сфокусированной в народных праздниках, обрядах, ритуалах, песнях, сказках, поговорках, легендах, поданиях, играх, хороводах, припевках и произведениях других жанров устно-поэтического творчества. Разбуженная и согретая теплом и искренностью нашего наследия, душа сама по себе стремится к вечным приоритетам, к восстановлению всей структуры разветвленного цикла народных праздников и обрядов, возвращения аутентических народных строев, специфических промыслов и ремесел.
В то же время аутентическое существование традиции – в настоящее время привилегия очень узкого круга представителей самого почтенного возраста. Основная задача учреждений образования и культуры – сохранить и восстановить народную культуру от разрушения и забвения.
Особенно трудное состояние сложилось в настоящее время в отрасли традиционного народного творчества и художественных промыслов. Если не принять деятельных мер по их спасению, гончарство и бондарство, вышивка и вытинанка, лозоплетение и ткачество, валюшное ремесло и ковальство, могут исчезнуть навсегда уже на протяжении жизни современного поколения, поскольку уходят в небытие народные мастера старшего возраста – последние носители многовековых ремесленнических и художественных традиций. А те, кто еще хочет и может работать, сталкиваются с многочисленными проблемами: отсутствие материалов, рабочих мест, трудности со сбытом продукции. В Беларуси остались считанные мастера черно-лощеной керамики, почти забыто плетение из бересты, изредка где можно увидеть гончарный круг. В наше время вырисовывается проблема в том, что к народному творчеству нездоровую заинтересованность проявляют и разные коммерческие структуры, вообще далекие от культуры, но чуткие к конъюнктуре рынка. Народные мастера попадают во власть скупщиков, которые все больше начинают диктовать свою волю и менее всего волнуются о сохранении традиций в народном творчестве. Некоторые мастера, особенно молодежь, теряют духовность, штампуют обычные суррогаты, подделки. Специалисты здесь почти не могут контролировать ситуацию, и потому существует угроза, что с отходом от практической деятельности старых мастеров облик современного народного творчества в стихии рыночных отношений безвозвратно утратит свой настоящий традиционный облик и национальный колорит. Вот почему народное творчество должно быт взято под охрану государства.
В настоящее время в народное творчество вносятся нововведения. Их приносят горожане, которые стремятся украсить интерьер своих квартир оригинальными самодельными изделиями. Ради этого они стремятся постичь секреты вышивки, резьбы, соломоплетения. Потому и возникают новые нетрадиционные виды художественного творчества, основанные на нетрадиционных материалах, приемах, моментах. Например, флористика, изделия из спичек, живопись на спиле березы, фитодизайн. Тут создаются прекрасные, мастерски сделанные вещи. Но новации не должны забивать народное творчество.
Охрана и сохранение традиционной культуры заключается в создании правовых, социально-экономических, экологических, организационных условий и гарантий для сохранения ценностей традиционной культуры от угрозы уничтожения, исчезновения, искажения и нанесения им вреда. Охране подлежат все существенные проявления жизнедеятельности самобытных форм традиционной культуры и ее среды: традиционный «голос» в системе обрядового календаря, свойственное для спонтанных проявлений пение, музицирование, танцы, игры, региональные песенные, инструментальные, танцевальные и игровые художественные стили, региональные лингвинистические особенности (диалекты, местный говор), отдельные носители самобытных форм традиционной культуры, признанные в местном окружении корифеями. Зафиксированные самобытные формы традиционной культуры подлежат сохранению. Объектами сохранения являются оригиналы аудио- и видеоматериалов, рукописи, первопубликации оригинальных экспедиционных материалов.
К основным проблемам, которые пока что остаются нерешенными в практической деятельности фольклорной художественной самодеятельности относятся:
однотипность форм работы (преобладают концертные выступления);
слабое знание самобытных традиций своей местности, региона;
неумение использовать традиции региона для придания особенности своему коллективу;
направленность преобладающе на игровой характер концертных программ, и отсюда – жанрово-стилевая односторонность репертуара;
ориентация на широкоизвестные обработки белорусских народных мелодий и копирование репертуара и манеры исполнения ведущих профессиональных и самодеятельных творческих коллективов;
игра по нотам групп инструментального сопровождения во время выступления коллектива;
использование инструментального сопровождения там, где оно не требуется (в необработанных народных песнях);
отсутствие сценических костюмов, которые соответствовали бы местным традициям и учитывали бы возраст исполнителей (дети, молодежь добрачного возраста, семейные молодые люди, люди среднего и пожилого возраста).
Одно из приоритетных направлений государственной политики в отрасли сохранения историко-культурного наследия – восстановление исторической своеобразности, художественных и документальных историко-культурных ценностей, что является важным фактором обеспечения условий духовного, интеллектуального и социально-экономического развития общества, достойного представления страны на международном уровне. Важную роль в этом деле сыграло принятие 9 января 2006г. Закона Республики Беларусь «Об охране историко-культурного наследия Республики Беларусь», в развитие которого был подготовлен и принят ряд нормативно-правовых актов Президента Республики Беларусь, Правительства Беларуси, Министерства культуры, которые регулируют действия в отношении к историко-культурным ценностям.
Нужно отметить среди последних достижений в сфере культуры формирование и публикацию в декабре 2009 года Государственного списка историко-культурных ценностей Республики Беларусь, который включает 4911 объектов наследия, из них 4779 – недвижимые материальные историко-культурные ценности и 59 – нематериальные историко-культурные ценности. В 2010 году в этот список внесено еще 478 объектов.
Сохранением исторического и культурного наследия белорусского народа занимаются и музеи нашей страны. Своими выставками, экспозициями они отражают идеологию государства.
В настоящее время в республике созданы условия для развития самодеятельного народного творчества, возрождения фольклора, развития народных промыслов и ремесел. Более 3,7 тысяч клубных учреждений страны (3146 – в сельской местности) открыты для населения с целью предоставления оптимальных условий для организации свободного времени через участие в работе разных по видам и жанрам кружков, самодеятельных коллективов и объединений. Они содействуют развитию талантов всех категорий населения, выполняют образовательную функцию и возрождают самобытную культуру нашего края.
Ведется работа по возрождению, развитию и популяризации народных художественных промыслов и ремесел. Работают 95 домов (центров) ремесел и 100 домов (центров) народного творчества и фольклора, более чем 2,5 тыс. кружков, курсов, мастерских по разным видам декоративно-прикладного и изобразительного искусства. В последнее время интенсивно внедряется практика организации выставочных салонов, сувенирных лавок при учреждениях культуры с возможностью реализации представляемых произведений.
В III Республиканском фестивале-ярмарке ремесел «Весенний букет» приняли участие более 400 мастеров со всех областей и столицы. В 2010г. впервые проведен конкурс «Лучший белорусский сувенир», который прошел при поддержке Управления делами Президента Республики Беларусь.
В Послании Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко белорусскому народу и национальному собранию (21.04.2010) особое внимание уделяется вопросам развития национальной культуры. «Белорусская культура является неотъемлемой частью государственного суверенитета. Она помогает нам почувствовать себя единым, уникальным и самобытным народом, является своего рода вакциной против вирусов духовной деградации. Закрепленные в ней моральные установки, модели поведения определяют успешное развитие личности и народа в целом. Что государство ждет от культуры? Во-первых, произведений, способных поднять патриотический дух народа, ярко и честно показать всему миру прошлое и настоящее Беларуси, создать образы настоящих национальных героев. Во-вторых, бережный и кропотливый труд по сохранению нашего наследия. В-третьих, обеспечение культурных благ для всех граждан, включая жителей малых городов и села активного участия в воспитании молодежи», – подчеркнул Глава государства.
национальный культурный возрождение беларусь
Глава 2. Работа народных мастеров по возрождению национально-культурного наследия
Работа по сбережению и возрождению народного наследия занимает одно из основных мест в деятельности учреждений культуры Пружанского района. С каждым годам становится все меньше и меньше мастеров и песенниц. Исчезают обряды, обычаи, забываются народные ремесла. Потому поддержка народных мастеров и умельцев, передача их мастерства детям – первоочередная работа работников культуры. С этой целью районный организационно-методический центр и клубные учреждения ведут поиск новых неизвестных мастеров, сотрудничество с теми, кого открыли ранее.
Немало мастеров вырастила Пружанская земля. Особой самобытностью отличаются работы Тарасюка Н.В., Кулецкой М.Н., Малышевского Ю.С., Токаревского А.Г.
Николай Васильевич Тарасюк оставил свой след в развитии культуры. Никто в его роду, в его деревне Стойлы, и вообще во всей Беларуси не делал похожего. На своей усадьбе он построил музей и дал ему название Успаміны Бацькаўшчыны. Основа экспонатов музея – сюжетные композиции о крестьянской жизни и труде, созданные его руками из дерева, лозы и соломы. Это целая белорусская деревня с улицами, церковью и звоницей. И весь драўляны люд занят своим делом – пашут, косят, жнут, строят, поют и танцуют. Труд и отдых, свадьба и похороны, беда и радость – все здесь рядом, у каждого свое, как и в жизни бывает. Таким образом, творческий проект, автором и исполнителем которого является Николай Васильевич, задуман основательно и широко – это создание художественной энциклопедии крестьянской жизни.
Начиная с 1987 года Тарасюк неединожды участвовал в областных, республиканских и международных выставках. В 2003 году он удостоен звания Народный мастер Беларуси.
Небогатый уклад среднего белоруса 50-60 лет назад украшали картины, написанные на стекле. В начале и середине прошлого столетия она продавались на базарах Бреста, Кобрина, Пинска. На Пружанщине они сохранились во многих деревенских домах, но постепенно стали великой редкостью. Тогда и родилось у художницы Марии Николаевны Кулецкой желание не дать уйти в небытиё этому неповторимому виду народного творчества. При Пружанском ГДК она организовала класс народного творчества росписи по стеклу. И теперь многие жители Пружанщины имеют возможность прикоснуться к этому искусству, благодаря таланту и стараниям Народного мастера Беларуси, члена Белорусского Союза мастеров народного творчества Марии Николаевны Кулецкой. Уже 3 года она участвует в работе общественного объединения Тур, члены которого работают над реализацией проекта Вёска, якая не павінна знікнуць, цель которого обратить внимание на маленькую, бесперспективную деревню, возродить ее жизнь. В рамках этого и других проектов Мария Николаевна, много раз давала мастер-классы для детей и взрослых Пружан и Кобринского района, Бреста и Минска, городов и деревень Республики Польша. Частым гостем она является в учреждениях культуры и образования Пружанского района, где ее мастер-классы приобщили детей к творчеству, дали возможность поверит в свои силы. Неоднократно руководители клубов и кружков из всей Брестской области посещали мастер-класс Марии Николаевны и всегда удивлялись ее таланту мастера и щедрого человека. Картины с архитектурными памятниками нашего города и природой родного края в качестве сувениров получали многочисленные гости не только из разных уголков Беларуси, но и стран зарубежья. И тем самым она вносит неоценимый вклад в дела пропаганды белорусского народного творчества.
Интерес к вытинанке как виду народного творчества возрос в 1980-ые годы. Активное включение в экспозиции выставок современного народного творчества, организация разных курсов, семинаров, мастер-классов дали особо заметные количественные и качественные результаты. Возрожденная практически с нуля, за какое-то десятилетие вошла в ряд наиболее популярных видов современного народного творчества, стала органичным и неотрывным компонентом отечественной художественной культуры.
В общей картине современной белоруской вытинанки творчество Юрия Малышевского занимает собственное и очень приметное место. Его работы отличает отличительный творческий почерк, их авторство легко узнаваемое даже с первого взгляда. Его вытинанки – не просто тонкая работа с ножницами и бумагой. В них, как в капле воды, отражается богатая история белорусского народа, его современность, традиции. Творчество Юрия Станиславовича захватывает сразу и навсегда, невозможно оторваться от тонких силуэтов девушек, разнообразных и интересных силуэтов розеток, от многочисленных изображений животных, птиц, древ жизни.
Строго говоря, произведения Юрия Малышевского – не совсем вытининка в ее классическом решении. От нее взята разве что симметричность композиции. Сложность ракурсов, реалистичность решения фигур куда более напоминает стилистику силуэта, не зря мастер пользуется портняжным ножом, а не ножницами, которым такие композиции вряд ли под силу. Органическое сочетание вытинанки и силуэта в его композициях придает творчеству мастера яркое своеобразие.
Вся его творческая деятельность связана с родным поселком его отца Ружаны, где он работал сначала в художественных мастерских Ружанской специальной больницы, позже в районных мастерских отдела культуры, потом руководителем кружка Ружанского центра творчества детей и молодежи. Таким образом, он дарил свой талант людям, передавал свое мастерство подрастающему поколению. В 1989 году ему было присвоено почетное звание «Народный мастер Беларуси», с 1997 года – член Белорусского союза народных мастеров, лауреат международных, всесоюзных, республиканских, областных выставок.
В 1920-1939гг. на Пружанщине гончарным делом занимались почти в каждом доме. Город славился талантливыми гончарами, их насчитывалось более сотни. Пружанские гончары не теряли славу лучших мастеров по производству черно-глянцевой керамики, которая была известна всему миру.
Одним из лучших мастеров был Антон Григорьевич Токаревский, всю свою жизнь проживший в Пружанах – с 1904 по 1984 годы. Гончарное ремесло было для него наследственным. Переходило оно от отца к сыну, от сына к внуку, и так на протяжении 500 лет. Удостоено почетного звания «мастер народного творчества», дипломант нескольких республиканских и всесоюзных выставок. Его изделия хранятся в многочисленных коллекциях и в лучших музейных сборах СЩА, Канады, Японии, Санкт-Петербурга, Москвы, Минска… К гончару приезжали художники и искусствоведы, этнографы и писатели, многочисленные туристы. Смотрели, как он работает, покупали и развозили по всему свету уникальные изделия этого мастера.
Владимир Яговдик в своей книге воспоминаний о знаменитых людях нашей страны Белыя рысы на чорным полі написал про Антона Григорьевича Токаревского: Ён ведаў цану сваёй рабоце, у яго быў на ўліку кожны гляк, кожная капейчына. Памёр і забраў у магілу таямніцу свайго чарнадымленага, з металічным адлівам посуду. Такі цяпер ніхто не робіць. Падобны толькі часам знаходзяць у старадаўніх курганах-валатоўках. Кожны асколачак – пранумараваны, пад тоўстым музейным шклом…
Мастерством черно-дымленной керамики на Пружанщине не владеет никто… Этот вид ремесла безвозвратно потерян.
Глава 3. Возрождение народного творчества средствами учреждений культуры нового типа
За последнее время в Пружанском районе создается положительный опыт организации учреждений культуры нового типа в отрасли возрождения и передачи традиций народного творчества. Среди профильных учреждений нужно отметить:
однопрофильные учреждения культуры, содержание деятельности которых напрямую касается народных промыслов и ремесел, – Пружанский районный Дом ремесел;
учреждения комплексного характера, такие как дома (центры) фольклора, народного творчества, где одновременно уделяется внимание формам материальной и духовной культуры (народные ремесла, обряды, песни, музыка, танцы) – Оранчицкий Дом фольклора;
школа народного творчества (существуют в форме клубных формирований), которые работают в направлении организации обучения детей разным видам народного творчества – работает при районном организационно-методическом центре.
С целью возрождения, сохранения, развития и распространения белорусской национальной культуры в 2009 году Оранчицкий сельский клуб преобразован в Дом фольклора. На базе учреждения работает народный ансамбль песни «Бабье лето» под руководством Пушко Т.Ф. Творческий путь коллектива начался в 1989 году, в 2002 году ему присвоено звание «народный». Сейчас коллектив объединяет 8 женщин пенсионного возраста. Основу репертуара коллектива составляют народные аутентические песни, записанные от местных жителей и старших участниц, которые исполняются без музыкального сопровождения. Песни ансамбля, записанные сотрудниками Белорусского института проблем культуры, вошли в шестистомное издание «Традыцыйная мастацкая культура беларусаў» (2008г.). Они провели деятельность по восстановлению обрядов Каравай, Купалле, Шчадруха. В настоящее время фольклорная группа «Бабье лето» – стабильный коллектив, который ведет работу по возрождению и пропаганде песенного фольклора.
В 2010 году начал свою работу Пружанский районный Дом ремесел, целью деятельности которого является преемственность традиций народных художественных промыслов, освоение новыми поколениями достижений народного творчества. В Доме ремесел органично сочетается учебная деятельность по обучению ремеслам взрослых и детей и другими родственными направлениями деятельности по сбору и сохранению материалов по традиционным видам народного декоративно-прикладного искусства, их научной обработке. В настоящее время специалисты Дома ремесел занимаются соломоплетением, ткачеством, резьбой по дереву, лепкой из глины и росписью по стеклу.
Удачная форма прикосновения детей к народному наследию – это школа народного творчества, которая дает возможность передать последующим поколениям секреты мастеров, приобщить их к труду, научить их видеть и творить чудеса с обычной соломы или дерева, развивать чувство уважения к своему прошлому, к щедрой фантазии наших бабушек и дедушек, которые завещали нам действительно богатое наследство. Уже больше 10 лет при районном организационно-методическом центре работает такая школа, которая объединяет 12 классов народного творчества, которые занимаются в 7 учреждениях культуры города и сельской местности.
Руководители классов, люди самобытные, хорошие мастера, заинтересованные в сохранении и передаче опыта наших предков молодому поколению учат детей вышивке и кружевоплетению, ткачеству и макраме, резьбе по дереву и росписи по стеклу. Это руководители классов народного творчества: Швед С. Н., руководитель класса вышивки Клепачского СДК, Свешникова Н. В., руководитель класса соломоплетения Городского клуба, Павлючик Л. Е., руководитель класса вышивки Новоселковского СДК.
Глава 4. Формы работы учреждений культуры по возрождению и сохранению национально-культурного наследия
Прежде всего – это работа по восстановлению объектов историко-культурного наследия Республики Беларусь. На территории Пружанского района зарегистрировано 76 объектов имеющих статус историко-культурного наследия.
В 2008 году завершена реставрация флигеля городской усадьбы в городском парке г. Пружаны, в котором в настоящее время размещено хореографическое отделение Пружанской ДШИ. Закончены работы по реставрации церкви д. Смоляница, ремонту и благоустройству церкви в д. Близная. Продолжается реставрация Ружанского дворцового комплекса: в восточном флигеле открыт музей «Ружанскі палацавы комплекс Сапегаў».
Дворцовый комплекс – это особенная гордость жителей нашей малой родины. Он один из наиболее известных в истории архитектуры нащей страны. К Сапегам в Ружаны приезжали гости не только Речи Посполитой, но и из-за границы, любовались роскошью комплекса, с удовольствием смотрели спектакли в театре, который насчитывал 60 артистов, 40 музыкантов. Вызывала восторг картинная галерея и библиотека.
Отсюда основная задача, которая поставлена перед отделом культуры, – это через создание музейного комплекса возродить дыхание эпохи Сапеговских времен, создать мини-театор, заиметь хотя бы электронный вариант библиотеки. Брендом культуры района должен стать ежегодный фестиваль Ружанская брама. В этом году было положено его начало. Фестиваль стал одним из ярких праздников Пружанщины, который объединил тысячи человек и вызвал чувство гордости за нашу историю и убедил многих в необходимости сохранения национально-культурного наследия. Этим мероприятием еще раз было подчеркнуто, что Сапеги – один из наиболее выдающихся магнатских родов в истории Беларуси, оказавших значительное влияние на развитие отечественной культуры. Представители этой фамилии в XVI-XIX вв. занимали высшие государственные, административные и военные должности, были крупнейшими землевладельцами. С ними связана история возникновения и бытования многих памятников культуры Беларуси. Представители этого рода имели в своих резиденциях собрания предметов искусства, крупные библиотеки, архивы. Богатые книжные собрания Сапег находились в Слониме, Ружанах (Пружанский район), Деречине (Зельвенский район), Кодени (сегодня территория Польши). Книжные собрания Сапег уступали по богатству только собраниям рода Радзивилов, начало им положила ружанская библиотека Льва Сапеги.
К сожалению, библиотечные собрания Сапег не дошли до нашего времени в первоначальном виде. Еще в середине XVII века Казимир Лев Сапега передал 3 тысячи книг из своего собрания библиотеке Виленской иезуитской академии. В 1810 году Александр Сапега пожертвовал 6 тысяч книг коденьской библиотеки Варшавскому Обществу любителей наук. После восстания 1830-1831 гг. эти книги были переданы в библиотеку Варшавского университета и частично вывезены в Санкт-Петербург. В 1834 году была конфискована и вывезена в Санкт-Петербург и деречинская библиотека Сапег.
На сегодняшний день большая часть книг из собраний рода хранится в Российской национальной библиотеке, Библиотеке Российской академии наук, Библиотеке Вильнюсского университета, Библиотеке Варшавского университета, Национальной библиотеке Польши и некоторых других хранилищах. Архивные собрания Сапег разошлись по разным хранилищам Санкт-Петербурга, Вильнюса, Кракова, Варшавы.
Понимая важность сохранения библиотечного наследия Сапег, руководством Пружанского райисполкома была поддержана идея Министерства культуры и Национальной библиотеки Беларуси по проведению в г.п.Ружаны презентации электронной версии книжного собрания рода Сапег. Результатом явилась передача музею диска с электронной версией книгосбора Сапег, серии книг, посвященных деятельности рода Сапег и другим аспектам исторического наследия Республики Беларусь.
Согласно требованию ст.10 Закона Республики Беларусь «Об охране историко-культурного наследия Республики Беларусь» разработана и утверждена решением Пружанского районного исполнительного комитета от 25.03.2011 Программа по сохранению и развитию культуры Пружанского района на 2011-2015 годы, которая предусматривает:
. Реставрацию Николаевской церкви в д. Вежное.
. Ремонт каплицы на месте битвы 1812 г. (200 лет со дня Городеченской битвы)
. Передачу инвесторам для благоустройства и реставрации усадебные комплексы в д. Каштановка и п. Интернациональный.
Большая работа ведется по охране и сохранению традиционной культуры, передаче традиций народного искусства и популяризации традиционной культуры отделом культуры и его структурными подразделениями. Сотрудники учреждений культуры проводят экспедиции в деревнях района с целью сбора местного фольклора. Экспедиции проводятся по следующим направлениям: традиционная одежда, местные танцы, песенный фольклор, обряды, народные ремесла. Во многих учреждениях культуры созданы этнографические уголки. Результатом этнографической экспедиции стал альбом «Традиционная одежда Пружанского района», оформленный методистами районного организационно-методического центра.
В районе работает 220 самобытных умельцев, 20 из них объединены в клуб народных мастеров «Натхненне» под руководством Кулецкой М.Н. Популяризация их деятельности проходит через организацию тематических выставок в домах культуры и музеях, работу «Города мастеров» на городских и районных мероприятиях, проведение мастер-классов.
Содержательную работу в этом направлении ведет музей-усадьба «Пружанский палацик». Стали постоянными выставки работа мастеров народного творчества: в декабре 2009г. – выставка работ М.Кулецкой Чароўная палітра майстра , в мае 2011г. – выставка работ М.Кулецкой и ее учеников Велікоднае суквецце, выставки работ Н.Тарасюка – в декабре 2009г. – Тым і жыву, в марте 2010г. – Сялянская энцыклапедыя Мікалая Тарасюка. Популяризуется творчество мастеров вышивки: в мае 2010 года организована выставка «Праздничный букет», весной 2011 года – выставка «Гладью дорожка». Жители города Пружаны и гости города могли полюбоваться работой мастериц: Швед Светланы Николаевны из д.Клепачи, Бульчук Марии Иосифовны из г.Пружаны и других. Возрождению национально-культурных традиций посвящены лекции научных сотрудников музея Таямніцы беларускай хаты и Свая хатка, як родная матка. Постоянно пополняются фонды музея, и многие экспонаты связаны с национально-культурным возрождением, постоянно пополняют экспозиции, посвященные крестьянскому быту, ремеслам и народному календарю.
По актуальным вопросам сохранения традиций и обрядов проводятся семинары-практикумы для клубных работников. Самобытные коллективы Смоляницкого СКБ «Смоляночка» и Оранчицкого ДФ «Бабье лето» занимаются детальным восстановлением местных обрядов и демонстрацией их населению.
В марте 2011 года на базе учреждений культуры Пружанского района проведен мастер-класс «Глиняная игрушка». В Ружаны съехались любители гончарного дела практически всех районов области, а обучал их изготавливать глиняные игрушки, которые лепили знаменитые гончары из Ружан Михаил и Антон Токаревские, старший преподаватель кафедры эстетического воспитания психолого-педагогического факультета Брестского государственного университета Валерий Марчук. В будущем планируется поднять мастер-класс до уровня республиканского и собирать в дворцовом комплексе Сапег лучших мастеров этого дела Беларуси и соседних стран.
Самой распространенной формой возрождения национальных традиций является проведение учреждениями культуры праздников и обрядов «Калядкі», «Шчадроўкі», «Масленіца», «Радуніца», «Юря» «Вялікдзень», «Купалле», Зажынкі, Дажынкі и т.д.
Заключение
Важными направлениями Государственной программы «Культура Беларуси» на 2011-2015 годы является сохранение и поддержка развития народного творчества и традиционной культуры, создание условий для сохранения и развития культурного потенциала нации. Программой поставлены конкретные задачи по возрождению народных промыслов и ремесел, проведению научных исследований по разным направлениям искусства, сохранения и репрезентации историко-культурного наследия, развитии профессионального и народного творчества.
Для их реализации требуется организация работы управлений и отделов культуры по выполнению задач:
вести деятельность по сохранению историко-культурного наследия нации;
приобщать взрослых, молодежь и детей к народному творчеству, воспитывать смену народным мастерам, создавать школы народного творчества, студии, мастерские, центры, Дома ремесел;
создавать комнаты, музеи для сохранения лучших национальных произведений и изделий мастеров народного творчества, художественных промыслов и ремесел;
проводить семинары, мастер-классы по разным направлениям деятельности клубных формирований;
проводить фольклорно-этнографические праздники, конкурсы, фестивали, аукционы и выставки-продажи изделий народного творчества, художественных промыслов и ремесел и другие мероприятия в деревнях, райцентрах и крупных городах;
анализировать и обобщать опыт развития народного художественного творчества и ремесел, осуществлять пропаганду и издание материалов об этом.
В направлении охраны и сохранения традиционной культуры на селе рекомендуется вести целенаправленную работу учреждениям культуры:
.Восстанавливать местные традиции песен, танцев, игр и игры на музыкальных инструментах.
.Изучать у старейших жителей традиционные местные формы проведения свободного времени и в соответствии с ними регулярно организовывать мероприятия (вечера, беседы, посиделки и др.), которые могли бы собирать вместе односельчан разных поколений для неформальных отношений и поддержки традиций; обеспечивать присутствие на таких мероприятиях детей и молодежи.
.Пользуясь опросниками по разным видам традиционной культуры, целенаправленно проводить обследование деревень своего сельисполкома с целью выявления носителей традиций и записи произведений фольклора разных жанров.
.Создавать аудио-, видео- и фотосборы зафиксированных фольклорных образцов с их точной паспортизацией.
.Постоянно оказывать помощь носителям фольклора в повседневных нуждах, организации медицинской помощи.
.При аутентических коллективах создавать детские фольклорные коллективы-спутники.
.Проводить фольклорные чтения, в ходе которых дети могли бы обмениваться знаниями, приобретенными от старших поколений.
.При популяризации местной традиционной культуры перенести акцент со сценических на несценические формы, придавая особое внимание тем из них, которые предусматривают неформальные отношения, естественную беседу, обстоятельства, приближенные к бытовым.
Список использованных источников
1.Государственная программа «Культура Беларуси» на 2011-2015 годы // Постановление совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2010 №1905
.Адула Т. Захаванне нацыянальнай культуры // Беларуская думка – 2005 №7
3.Быцко, Л. Мікалай Тарасюк і яго драўляны люд //Культура. – 2003 – 18-24 студз. – С. 16.
.Быцко Л. Мне гліна пахне // Мастацтва. – 2005. – №3.
5.Крук Я. Народная культура і грамадства на мяжы двух тысячагоддзяў: пошукі, праблемы, перспектывы суіснавання // Маладосць – 2003 №2
.Лабачэўская, В. А. Сялянская энцыклапедыя ў творах Мікалая Тарасюка: альбом-манаграфія /аўтар і укладальнік тэкста В. А. Лабачэўская – Мінск, Литература и Искусство, 2008. – 176 с.: іл.
.Латушка П.П. Культура – стратэгічны рэсурс дзяржавы // Проблемы управления – 2011 №1
8.Народныя мастацкія рамёствы Беларусі: метадычны дапаможнік / уклад. Я. Сахута. – Мн.: Беларусь, 1996. – 168 с.
.Памяць: гісторыка-дакументальная хроніка Пружанскага раёна. – Мінск: Беларуская энцыклапедыя імя Петруся Броўкі, 1982.-450с.
.Сахута Я. М. Беларуская выцінанка – Мн.: Беларусь, 2008.
.Сахута, Я. М. Беларуская народная кераміка – Мн.: Полымя, 1987. – 111 с.
.Шыршоў І. Новааадраджэнне // Мастацтва – 2001 №2
.Ягоўдзік, У. Белыя рысы на чорным полі: кніга пра пісьменнікаў і мастакоў – Мн: Мастацкая літаратура, 1995. – 237 с., 8 л. іл.