- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 26,34 Кб
Проблемы общения, любви и одиночества в христианской психологии
Тема: "Проблемы общения, любви и одиночества в христианской психологии"
Содержание
Введение
1. Теоретические основы понятия психологии религии
1.1 Понятие – психологии религии
1.2 История развития психологии религии как отрасли религиоведения
1.3 Предмет и сущность психологии религий
1.4 Социальная роль религии
2. Проблемы общения, любви и одиночества в христианской психологии
2.1 Характеристика определения общения с позиции христианства
2.2 Характеристика определения любви с позиции христианства
2.3 Характеристика определения одиночества с позиции христианства
3. Практическое исследование
3.1 Определение вида одиночества и результаты исследования
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Проблемы любви, общения и одиночества изучает экзистенциальная психология, которая подчеркивает уникальность личного опыта человека.
На сегодняшний день в эпоху экономических кризисов, которая планка нравственности падает, когда общества расслаивается на бедных и богатых, эта тема очень актуальна.
Человек, оказавшийся один на один со своей бедой, задается одним и тем же вопросом, что такое любовь? Хорошо или плохо быть одиноким? Каким должно быть общение между людьми?
Степень разработанности в научных кругах не однозначная. В российской психологии проблема одиночества является самостоятельным предметов и изучается значительно реже по сравнению с США, где появились и оформились основные психологические подходы к изучению одиночества. Это психодинамический Зилбург Г, феномологический Роджерс К, когтитивный Пепло Э.
В нашей стране чаще всего одиночество рассматривается как проблема общения (Бодалев А.А., Куницына Н. В.) и семейных отношений (Волкова И., Кошелева Ю. П.) и др.
Проблема любви чаще рассматривается в отношении брака и семьи. Более глубоко феномен любви предоставлен в трудах Кузьминой Т.А., Стрельцовой Г. Я.
Общение считается достаточно разработанной тематикой в научных кругах. В области психологии общения это Леонтьев А.А., Якобсон П.М., с выявлением связей и отношений общения с духовной сферой личности принадлежит Выготскому Л.С., Телову Б.М., Ломову Б. Ф.
Объект исследования – проблемы общения, любви, одиночества
Предмет общения – общение, любовь и одиночество в христианской психологии.
христианская психология одиночество любовь
Цель исследования – рассмотрение проблемы общения, любви и одиночества с позиции христианской психологии.
Задачи исследования:
. Изучение литературы научно-психологической, христианской и святоотеческой по данной тематике.
. Анализ рассматриваемой литературы
. Изучение характеристик общение, любовь и одиночество с позиции христианской психологии.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, исследования по выбранной теме.
1. Теоретические основы понятия психологии религии
1.1 Понятие – психологии религии
Психология религий, это наука, которая изучает человека, т.е. человека религиозного, его особенности сознания и структуру, типы и функции религиозности, религиозных чувств и веры, а также особенности религиозного развития.
Многие области религии на сегодняшний день остаются малоисследованными психологией, в то время как религия и духовность играют немаловажную роль в жизни многих людей. Психология религий направлена на применение психологических исследовательских и моделей к разнообразным традициям, также и к религиозным и нерелигиозным людям. Наука психология религий стремится в достаточно полной форме описать происхождение религиозных верований и религиозного поведения, а также те обычаи, которые присутствуют в данной области исследования. Этим и обусловлена необходимость в исследовании того, как и в каком направлении религия и духовность оказывают влияние на жизнь людей.
Присутствие религии сопровождает человека на протяжении большого промежутка времени, и на сегодняшний день охватывает более 80% населения земного шара.
Сфера религии еще мало понятна для обычных людей и для специалистов, а причин тому очень много, но существует одно определение, что обозначает религия.
Само понятие религия за период своего существования постоянно менялось и поэтому дать однозначное определение очень сложно, но можно сказать с абсолютной уверенностью, что каждый человек определяет для себя ту или другую религию, что не обязательно в какой-то конкретной религии. Это может быть и атеизм и поклонение солнцу, луне, дереву, увеличениям, что накладывает свой отпечаток на психику человека и считается одним из главных факторов.
Так возникла определенная необходимость в появлении направления в психологии, как психологии религии, которая призвана изучать психологическую закономерность развития и возникновения, исчезновения и функционирования проявлений, связанных с индивидуальной и групповой психологией.
На развитие психологии религий оказали влияние Джеймс Лейб, Фридрих фон Хюгель и ряд других психологов.
Психология религий не затрагивает вопросы о существовании Бога, а способствует в решении психологических конфликтов, которые могут иметь место у верующих той или иной концессии, поэтому психолог обязан знать основные моменты, которые присутствуют у различных религиозных течений, чтобы можно было оказать квалифицированную помощь.
Психолог работающих в данном направлении не берет на себя роль священника, а помогает решить проблему психологического характера, оказывая неоценимую помощь в работе священнослужителей, которые не очень компетентны в вопросах психологии.
На основании такой работы психолог оказывает помощь человеку, который занят активно духовной практикой в устранении психологических барьеров, которые возникают в процессе духовного развития, что способствует более гармоничному развитию личности. В тоже время психолог помогает устранить определенные страхи, которые возникают в момент, когда человек только начинает свой духовный путь.
В данном случае различаются пастырское консультирование и светское, которые имеет отличие в том, что психолог не просто облегчает состояние человека к нему обратившегося, но и направляет впоследствии его к священнику из традиции этого человека.
Следовательно, психология религии предназначена для того, чтобы найти эффективные средства в воспитании и укреплении религиозности, с тем, чтобы научить использовать священнослужителей данные психологии в своей деятельности и оказать помощь человеку в его гармоническом и целостном развитии.
Само понятие религии остается одним остается трудным для определения и для этого есть определенные основания: по мнению П. Бергера, принятие религии считается делом вкуса, а Э. Даркгейм и М. Вебер создали основу для выделения двух типов религии номинального и реального. Дюркгейм стремился дать определения религии почти всем системам, которые признавались религиозными, включая теистические и нетеистические системы верования. Такое определение он основывал на различии духовного и светского и выделении общих функций религии.
Вебер занимал другую позицию, он считал, что религия, как явление социальное, проявляется только в религиозном поведении людей, которые руководствуются определенным типом мотивации, наиболее распространенное представление в определении принадлежит Д. Йингеру, где религия выступает, как система верования и действий на практике, на основании, которых группа людей справляется с конечными проблемами человеческой жизни.
Похожие определения предлагали и У.Л. Колб и К. Данлоп, такая же позиция характерна и для старшего поколения функционалистов, социологов Т. Парсонса и К. Гирца.
С точки зрения психологии, главным в религии считается феномен веры, с которым связаны основные слагаемые, которые образуют психологический уровень изучения религии – от наличия определенных психологических корней религии до психологии религиозностью.
Существующая тенденция психологии религий представляет самостоятельную науку, но оказывается, что методика психологии религий зависит также и от философии и от богословского мировоззрения, что и определяет метод эмпирических показателей религиозного феномена.
Таким образом, психология сегодняшнего дня описывает только религиозные факты, давая им объяснение на основании различных теоретических положений, занимаясь, исследуя как конкретный человек относится к существованию Всевышнего и Его действий в жизни людей.
На основании того, что религиозность считается проблемой выбора человека, следовательно, и сам выбор происходит дифференцированно, у одних это процесс достаточно глубокий, у других он существует поверхностно, поэтому и происходит формирование конкретной религиозной личности.
1.2 История развития психологии религии как отрасли религиоведения
Религиоведение складывалось, начиная с XIX века, как относительно самостоятельная область знания, которые накапливались в течение веков на стыке общей и социальной философии, социологии, психологии и других наук. Открытие новых континентов и народов, живущих не только ныне, но и проживающих в прошлом обнаружило многообразие форм и типов религии, в том числе и такие, которые ранее практически не были известны, что позволило накопить достаточно материала о религиях.
В 1830 году Ж.Ф. Шампольон написал работу, где были использованы древнеегипетские тексты для описания основных направлений египетской религии.
Специалистами по санскриту были отмечены сходства между индийскими мифами и греческими, римскими и библейскими. Так получило распространение сравнительное религиоведение, утвердившее мысль о том, что религия является историческим явлением и не может быть изучена отдельно от истории. Немаловажное влияние на развитие психологии религии оказали философские и психологические традиции.
Важнейшим философским и теологическим источником стало творчество Ф. Шлеермахера, который положил в основание своих исследований религиозный опыт и его осмысление. Также немаловажную роль сыграли мыслители Т. Фехнер и особенно У. Джеймс. Свое влияние на развитие психологии нашего столетия оказало влияние аналитической философии, которая настолько вникла в исследования религиозного опыта, что без исследований уже не представляет своего существования.
В последующем нашли свое отражение методы психоанализа, которые отрицали само право религии на собственный предмет, объясняя это, прежде всего, болезненностью психики или списывая ее на низшие желания, но в этом были и положительные результаты.
В. Франкл предложил психологию, определяющую главное значение для психики и ее терапии дающую понятие смыслу жизни, А. Маслоу привлек внимание к жизни человека с высокой степенью самореализации и успешной самоотдаче, к первичным элементам религии, а Г. Олпорт заявил об определенном отличии религиозности зрелой от незрелой по определенному признаку "озабочен" ли человек собой, или же он чуток к большому, чем он сам, другими словами способен ли жить в русле религии, а не использовать ее.
Становление и развитие психологии религии связано с именами Грэнвила Холла (1844-1924 гг.), Эдвина Страбэка (1866-1947 гг.) и Джеймса Леуба (1868-1946 гг.), Уильяма Джеймса (1842-1910 гг.). Влиятельными также были взгляды Зингмунта Фрейда (1856-1939 гг.), Карла Юнга (1875-1961 гг.), Эриха Фромма (1900-1980 гг.).
год исследователи истории религиоведения считают условной датой появления религиоведения, которая связана с публикацией ученым статьи "Очерк о сравнительной мифологии".
Другой датой считается 1870 год – год, когда М. Мюллер прочитал четыре лекции о становлении научного изучения религии, которые были изданы в 1873 году под названием "Введение в науку о религии". Однако современники считают более главным в становлении религиоведения 1874 год, когда ученый положил начало 47-ми томному изданию "Сакральные книги Востока" (1879-1989 года). Будучи филологом по специальности М. Мюллер предложил, но не применил сравнительный анализ касаемый "науки о религии" перенеся из "науки о языке", он считал, что только при сравнении можно добиться высшего знания, полученного в ходе исследований религии.
П.Д. Шантепи де ла Сосса не считал себя основателем религиоведения, в первую очередь называя Ф.М. Мюллера, как одного из первых создателей здания науки о религии, совместно с К. Тиле они создали такую религиоведческую дисциплину как феноменология религии создав несколько учебников по истории религии.
Специфика психологии религии взяла свое начало на стыке нескольких областей знания. Тем не менее, многие исследователи придерживаются определенного мнения, что главный и первый источник религии находится в первую очередь в индивидуальной психике, а социальные и культурные влияния носят вторичный характер.
Психология религии сложилась на пересечении религиоведения, психологии и социологии, из которых она взяла основные принципы, методы и понятия, но без учета структурной сложности нет возможности дать исчерпывающее толкование предмета. Попытки некоторых ученых отнести психологию религий к области религиоведения указывают на бесперспективность решения вопроса.
Можно согласиться с Д. Угриновичем, что социально-психологический подход к изучению религиозного сознания считается стержнем психологии религии.
Психология религии изучает массовое религиозное сознание, взятое в ее реальном функционировании, в единстве с поведением верующих, другими словами психология религии изучает регулирующую функцию религиозного сознания, ее влияние на поведение верующих.
Следует выделить два аспекта: психология религии, дает содержательный анализ религиозного сознания верующих, формируя это сознание. Психология религий изучает влияние религиозного сознания на поведение верующих, на их религиозную деятельность в обществе, что позволяет определить тот момент, который является определенным разделением психологии религий от других дисциплин, изучающих религиозное сознание.
В психологии религии произошло смещение интересов, прежняя традиционная психология ориентировалась на диспозиционную теорию личности, вследствие чего собственные внутренние предрасположения человека оказывают одно из решающих воздействий на его поступки, перевешивая социальные требования ситуации, поэтому психология религий в традиционных теориях религии уделяла большое первостепенное значение индивидуальным психологическим характеристикам, опираясь на них.
Но основной тенденцией современного развития психологии религия приобретает первостепенное значение социальных процессов, так как прежняя психология религий опиралась, прежде всего, на психологию личности, а нынешняя отдает предпочтение психологии социальной, что и является взаимодействием личностных и социальных факторов.
1.3 Предмет и сущность психологии религий
Предметом психологии считается религиозность, представляющая психический факт, суть сознания и религиозное поведение человека, как выражение его внутренних переживаний.
Последнее время появилась тенденция считать психологию религии самостоятельной наукой, но на самом деле методика в полной мере зависит от философии и богословского мировоззрения, которые и определяют эмпирические показатели религиозного феномена.
Психология религий это область научных исследований, изучающая определенное воздействие религии на душевную жизнь человека. Немецкий теолог Генрих Фрик утверждает в своей книге "Сравнительное религиоведение", что "психология религий" делится на индивидуальную и коллективную, где психология религий уделяет внимание только человеку, как партнеру в этой связи и занимается исследованием образов, понятий которые представлены людьми. На сегодняшний день психология религий уделяет внимание проблемам структуры и типологии религиозного опыта, изучая роль религиозных состояний и актов в поведении личности.
Для психологов психология религий не уделяет внимание вопросам объективного существования Бога, а основываясь на эмпирических исследованиях, описывает религиозные факты в том ракурсе, в котором их воспринимает человек, давая объяснение на основании разнообразных теоретических положений.
В связи с тем, что религиозность это в первую очередь проблема человека, то и выбор духовных ценностей происходит дифференцированно, у одних это глубокий процесс, который связан со многими определенными составляющими психики, а у других он проявляется поверхностно, на основании этого и происходит формирование конкретной религиозной личности. Определенное стремление человека к познанию вселенной, самого себя и процессов в окружающем мире вечно, Невозможно охватить огромное количество научной информации накопленной человечеством, а процесс познания продолжается. Осваивая основные принципы, понятия и факты соответствующей науки, человек находит для себя ориентиры, чтобы в последующем воспользоваться приобретенными знаниями.
Существуют знания, которые необходимы специалисту для успешной деятельности в определенной области, но есть знания, которые необходимы для становления каждого человека как личности, с целью формирования его духовной культуры, вот к такому роду знаний относится религиоведение. Таким образом, проблема сущности и природы религии сегодня становится предельно актуальной. Не одно поколение ученых пыталось разобраться в религиозных вопросах, написано огромное количество литературы, споры не утихают до сих пор и высказываются различные точки зрения относительно сущности религии и перспектив ее развития.
Одна из особенностей религии состоит в том, что она представляет определенный пласт культуры, который связан с опытом массового сознания, с нравственным многовековым наследием. Это способ каждодневного поведения, в котором решающая роль принадлежит не доводам разума и логики, а обыденное сознание.
Предмет психологии направлен на изучение совокупности психологических явлений, которые связаны с религией и религиозностью.
Проводимые исследования в области психологии осуществляется согласно двух уровней: это теоретический анализ религиозной психики как человека, и группы и эмпирическое исследование психологии.
Психология религии использует в процессе исследования методы социальной психологии, это:
Наблюдение – этот метод считается особенно эффективным, так как те сведения, которые необходимы для исследования получают путем изучения поведения в привычных условиях, особенно во время богослужения, молитвы и т.д. Но возможности этого метода и ограничены на основании того, что фиксирует он внешние проявления религиозности, между тем оставляя без внимания наиболее интересное – те переживания, которые происходят внутри человека, проникнутых религиозной верой.
Опрос – (в форме анкеты или интервью), это метод, на основании которого приобретаются данные о реальной жизни опрошенных верующих, их социально-психологические и мировоззренческие ориентации.
Эксперимент, это метод направлен на естественность, т.е. никакие искусственные вмешательства не допустимы в религиозную деятельность. Например, верующие слушают проповедь, которую произносит проповедник определенного содержания, по тем аргументам, которые были высказаны во время проповеди кто ее слушал и нет, делаются аналитические выводы об эффективности использованных в проповеди пропагандистских приемов, личностных качеств оратора и т.д.
Исследование документов, когда исследователи религиозной психологии свои рассуждения основывают на дневниках и автобиографиях отшельников, аскетов и религиозных мистиков. Это метод позволяет проникнуть во внутренний мир верующего человека, но применяя этот метод можно получить и ошибочные результаты.
Как видно, каждый из указанных методов позволяет решить те исследовательские задачи, которые стоят перед психологами в изучении психологии религии. Только комплексное применение упомянутых методов может позволить обеспечить достаточный уровень обобщения.
При рассмотрении психологии религии можно выделить два вида отношений, это или беспристрастный подход или теолетический подход. При рассмотрении беспристрастного подхода следует отказаться от вопроса об истинности или ложности религиозных представлений, что является неприемлемым в компетенции психологии как науки, это было решено на XV Всемирном психологическом конгрессе. Но все-таки при рассмотрении этого подхода представители более склонны считать множество психических проявлений религиозности как следствие переориентации человеческой психики.
1.4 Социальная роль религии
Религия оказывает свое воздействие на человека и общество в нескольких направлениях взаимосвязанных между собой. Это обобщенный результат в религиоведении называют социальной ролью религии. По определению Д. Угриновича "социальная роль религии представляет собой систему социальных функций религии, что присуще ей в определенных исторических условиях", из чего следует, что степень влияния религии связана с ее местом в обществе.
В современном религиоведении есть разные критерии оценки социальной роли религии. Например, в марксистской социологии религии – социальная роль религии связана с ее воздействием на общественный прогресс. Другими словами, критерий оценки роли религии формулируется как способность религии к общественному прогрессу или препятствует ему.
В разных исторических условиях и социальных слоях религия может быть как сила, сковывающая человеческую энергию, заставляющая быть покорным, мобилизуя эту энергию, вселяя чувство борьбы и созидания новой жизни.
Разноплановую оценку социальной роли религии дает американский философ и социолог Э. Фромм в работе "Психоанализ и религия". В ней он выделяет две основные тенденции в религии: гуманистическую и авторитарную, которые в разной степени присущи всем религиозным учениям, хотя выражены в разных формах.
Под гуманизмом Э. Фромм понимает тип мировоззрения, способный утвердить самоценность человеческого бытия, направленный на стимулирование возможности посредством его самореализации, одним из примеров может служить ранний буддизм, даосизм. С позиций гуманистических религий он должен постичь истину, чтобы понять самого себя, он должен развивать способность любви как к себе, любовь к другим, сообразуясь со своей ограниченностью и своими возможностями. Религиозный опыт в таком виде религии направлен на переживание единства со всеми, которое основано на родстве человека с миром, в постижении мысли и любви к себе и другим.
Если человек способен сделать, хотя бы шаг к истине, он должен и в последующем стремится развивать способности разума и любви ко всем человеческим существам, но только в той степени, в какой ему это удается. Эта установка христианского вероучения получила свое выражение в идее трансценденции (потустороннее, запредельное). При гуманистическом толковании трансценденция является не только одним из главных атрибутов Бога, выражение его запредельного потустороннего характера, но и фундаментальным качеством человека как "образа и подобия Бога", Бог рассматривается как символ самого человека.
С позиции гуманизма, человек представляет собой не просто результат, а свободное существо, представляющий собой не объект направленный на воздействие природных, социальных сил, а субъект деятельности, познания и общения. Например, человек может получить свободу от принудительного воздействия природы, потому что в нем заложено определенное начало, связанное с силами, что в свою очередь дает возможность освободиться от тирании безличных сил. Между тем, на основании христианского вероучения состоит в следующем, что силы, которые управляют миром, не могут в полной мере детерминировать человека
Несомненно, гуманистический потенциал религии посредством формирования духовной жизни человека реализуется и иными ценностными ориентациями и регуляторами. Эту связь оформляет религия, прежде всего формируя у человека чувство направленное на независимость и уверенность в себе. Можно отметить, что функционирование и возникновение религии представляет своего рода ответ человека на определенную потребность в равновесии и гармонии, преодолевая чувством беспомощности и уверенности.
Духовность связана с развитием субъективности человеческой личности, как утверждает Фромм, религия это необходимый элемент культуры, который наряду с другими формами духовного освоения человеком социальной реальности выполняет и другие общественные функции. Поэтому давая утверждение, что религиозные культовые системы формируются посредством действий внутренних законов, он одновременно и опровергает положение как сущностной характеристики религии, считая вместе с тем, что ситуация несвободы обусловила одну из форм, в которой происходила эволюция культуры, которая наложила свой отпечаток на конкретные религиозные системы. Говоря языком философов – это сущностная характеристика религии, а ее определение, проявление сущности на поверхности социальной жизни.
На мировоззренческом уровне данная функция реализуется посредством авторитарной тенденции, которая в религии связана с признанием человеком некоей внешней силы, требующая послушания и почитания. Одной из причин служат моральные качества божества, не справедливость, а господство, т.е. обладание властью над человеком, способная заставить человека поклоняться, а отказ означает совершение греха.
Одним из существенных элементов авторитарной тенденции в религии считается полное послушание перед силой, которая находится за пределами человека. Там, где преобладает эта тенденция, в среде верующих это страдание и вина, а не радость и умиротворение, проецируя лучшее, что у него есть. Человек отчужден от себя и его силы отделились от него и только через посредничество Бога он имеет доступ к самому себе.
Наличие большого количества религиозных организаций обладающих своими специфическими вероучительными документами ведет к определенному ущемлению гуманистического начала, которое заложено в религии, как форме культуры, что способствует развитию претензий каждой религиозной организации на исключительность.
Как констатирует Э. Фромм, что это притязание не исключительность, оно основывается на самих первоисточниках религии, более того, она заложена в самом смысле понятия "откровение", как учения, которое дано людям через пророков, только тем людям, которые верят в этих пророков.
Этому способствуют и установки христианских церквей, где каждая учит, что только верующих ожидает вечная жизнь и спасение души, а тех, кто не верит – ожидает гибель. Помимо этого борьба и противостояние проникли вглубь самого христианства.
В то же время, социальные контексты, связанные с функционированием религиозных систем накладывают свой отпечаток, на основании чего в религиозных системах формируется сильное развитие авторитарной тенденции, что помогает религиозным объединениям их преодолевать.
Таким образом, подытоживая, можно отметить, что эта тема может быть раскрыта до бесконечности, так как документы вероучения и историческая практика деятельности церквей предоставляет много вопросов для обсуждения и обладает большим материалов для ознакомления и учения. Но цель состоит в планомерности объяснения социальной роли религии, как одного из необходимых элементов человеческой культуры, несущей в себе гуманистические потенции, выражающие не только ее идею, но и реализуются в конкретных исторических формах бытия религии.
2. Проблемы общения, любви и одиночества в христианской психологии
2.1 Характеристика определения общения с позиции христианства
Религия, как форма общественного сознания считается отражением общественного бытия. Религия, это особая форма осознания мира человеком, где религиозные представления соответствуют духовным потребностям человека, являясь особой формой осознания мира человеком.
Осуществляя связь человека с миром, религия содержит в себе посредством веры и символизма соответствующие моральные и этические предписания. Кроме этого, религия формирует бытие верующего.
Из тех представлений, которые складываются у человека, его необходимых потребностей, а также заложенного религиозного окружения формируются некоторые предпочтения, которые оказывают влияние на восприятие мира на основании религиозного мировоззрения.
Религиозное сознание понимается как сознание человека в процессе жизнедеятельности, осуществляющего общение с миром, с другими людьми, но и с самим собой посредством персонификации своих представлений и поддерживающего связь с помощью религиозной веры.
Внутренний диалог позитивно влияет на становление личности, при этом под внутриличностным диалогом мы понимаем общение личности, при этом обращение к своему Я есть одна из попыток для решения проблемы.
Личность развивает определенные идеи, связанные с избытком поверхностного общения и желание общаться с достойным собеседником без ограничений, т.е. осуществляет критический анализ, на основании которого и происходит поиск необходимого.
В сознании человека религиозный компонент присутствует на протяжении всего периода жизни, сопровождая и в период его исторического развития, при этом религиозное сознание неразрывно связано с теми представлениями о божественном проявлении, которые воспринимаются как история взаимодействия сознания личности и божественного.
Религиозное сознание интенционально к божественным проявлениям, но посредством давления внешнего мира на верующего, область соприкосновения со священным ограничивается.
Священное пространство, представляющее храм и время, обусловленное религиозными праздниками, окружают человека, формируя в определенной степени его мировосприятие.
Богообщение – представляет собой общение человека с Богом определенных действий в человеческой душе посредством Церковных Таинств и личной молитве.
Социально-философский анализ теорий М.М. Бахтина, В.С. Библера показал, что процесс общения находит свою реализацию во внутриличностном общении и в социальных отношениях.
В межрелигиозных отношениях общение выступает как одна из форм коммуникации относительно субъектов социальной реальности, а в субъективности верующего одной из неразрывных связей и внешних и внутренних форм диалога.
Религиозное сознание, несмотря на свою закрытость как системы, обладает наименьшей диалогичностью в сравнении с другими факторами общественного сознания. Возможности общения ограничиваются диалогом межрелигиозного общения, существующие в сфере социально-политических отношений.
Религиозное сознание в современном мире определяет особенности религиозного общения, становясь глобальным под влиянием изменений в сознании верующего, позволяя в рамках реальности персонифицировать собеседника относящегося к сфере "священного".
Благодаря диалогичной природе внутриличностный диалог в процессе религиозного сознания осуществляет общение верующего к религии, как к системе социальных отношений активизируя представления о личности. При этом общение верующего с воображаемыми существами" воспринимается как некие высшие инстанции.
Диалогичность религиозного сознания может выступить дестабилизирующим фактором в сознании, проявляясь в движении христианства и выражаясь во взаимодействии разных христианских церквей. Для религиозной системы общение может выступать как определенное воздействие на сущность, при этом при отсутствии диалога возникает возможность в привидении к появлению религиозного фанатизма. Также оказывают влияние на развитие такого рода идей религиозные и культурные особенности сообщества.
Как конструктивный фактор диалогичность религиозного сознания проявляется в движении христианского экуменизма (сотрудничество церквей различных исповеданий, целью которого является сближение и в конечной счете соединение всех направлений христианства) и находит свое выражение во взаимодействии с разными христианскими церквями, направленном на конструктивное разрешение.
2.2 Характеристика определения любви с позиции христианства
Если внимательно обратить внимание на человеческую жизнь, то непременно можно заметить, что ею управляет любовь, которая приносят счастье и блаженство. Или же самолюбие, которое вносит в жизнь беспорядок и страдание.
Также в некоторых случаях можно отметить, что эти разные свойства человеческого духа, которые встречаются в жизни одного человека, в жизни целых народов постоянно находятся на грани вражды между собой.
В том случае, когда побеждает любовь, в жизни царят мир и счастье, но когда преобладают самолюбие, то возникает противоположный процесс ориентированный на вражду, ненависть и злобу.
Любовь направлена на умиротворение, она объединяет и сближает, даруя счастье без зависимости от материального довольства, а самолюбие даже при наличии внешнего благополучия всегда направлено на возбуждение недовольства и злобу в сердце человека.
Таким образом – там, где присутствует любовь, царит блаженство.
Каждый христианин знает две заповеди Господа Иисуса Христа "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоей, и всем разумением твоим и всей крепостью твоею" и "возлюби ближнего, как самого себя". Но в тоже время у большинства верующих представления о характере христианской любви довольно приблизительные. Довольно часто, даже при размышлении о любви опытные христиане, находятся под влиянием светских представлений или незрелых собственных суждениях.
В современном обществе слово "любовь" обладает множеством значений от возвышенных чувств до романтической привязанности, а для новообращенных христиан любовь – это наивное и сентиментальное чувство.
Однако в библейском понимании любовь представляет нечто большее, возвышенное и светлое чувство.
Прочитав первую заповедь Спасителя, можно обнаружить, что любовь обладает отношением не только относительно эмоций, но и к воле.
Вопреки представлениям, которые господствуют в российской культуре любовь не противостоит разуму, так как любить разумом было бы невозможно. Истинная любовь не закрывает глаза, а берет на себя всю ответственность за духовную жизнь и за ту роль, которую она сыграет в жизни других людей.
Любя надо думать головой, в противном случае, мы будем служить не Богу и ближнему, а отнюдь лишь себе льстить, представляя себе, что мы такие "любящие", так как истинная любовь стремится к пониманию.
Любовь относительно христианской точки зрения подразумевает участие воли, именно поэтому христианские пары обещают друг другу любовь до конца жизни.
В течение всей жизни могут быть разные искушения, но если человек решил твердо и на все жизнь о верности и любви к своему супругу или супруге, он с Божьей помощью сможет это осуществить.
Например, без участия воли невозможно было бы любить врага, но такая любовь не может основываться на чувствах.
Необходимо обратить внимание на то, что в христианстве любовь носит деятельный характер, встречаясь на своем пути с множеством трудностей. Пример деятельной любви показывает нам Сам Господь. В знаменитом стихе из Евангелия: "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего". Бог возлюбил человечество которое погрязло в грехах и начал действовать, т.е. помогать, поддерживать, утешать и молиться.
Деятельная любовь должна быть настойчивой и жертвенной, пример является Сам Господь Иисус Христос.
Необходимо помнить еще об одном, что Господь заповедовал любовь к Себе и ближнему, не на ограниченный срок, а на всю жизнь. Любовь должна обладать стабильностью, так как понятие сегодня – люблю, а завтра ненавижу, это поведение несвойственно для взрослых людей, не рожденных свыше христиан.
Как отмечено выше, стремление к самооткровению именуется любовь и составляет жизнь Божества. Поэтому Божественную жизнь мы будем именовать жизнью любви.
Абсолютная любовь недостижима, а мир, в котором мы живем, не свободен от зла, так как зло существует и на микроскопическом уровне индивидов, и на макроскопическом уровне сообществ.
В тоже время, данный факт не означает бесполезности любви с практической точки зрения, являющейся общественным идеалом.
Абсолютная любовь удовлетворяет всем требованиям, которые предъявляются к идеалу, являющимся таковым. Она становится своего рода ориентиром в процессе совершенствования общества, одним из критериев оценки развитости. Любовь способствует укреплению силы человека в борьбе со злом, вселяя надежду на лучшее.
Она придает своеобразный смысл социальной истории, та как нашему обществу необходим этически хорошо обоснованный, призванный на официальном уровне, который бы придерживался с помощью права и закона морального идеала. Чтобы не стать духовными рабами, нужно повернуться душой к абсолютному и умом к вечному началу жизни, что формирует нас нравственно изнутри, из глубины нашей личности.
Христианская любовь является не внешним обстоятельством, которое нормирует поведение человека, а относится к внутреннему бытию своеобразной и в тоже время неповторимой человеческой личности, которая трактуется в христианской этике, как нечто ценное, чем ценности.
Она обращена, как следует из Евангелия, и к эллинам, и к иудеям, и к самаритянам, и к любым другим, ближним и дальним.
2.3 Характеристика определения одиночества с позиции христианства
Одиночество – это чувство неполноценности, чувство необходимости в присутствии кого-то рядом, чтобы можно было и погрустить и порадоваться. Бог ощутил, что ему не хватает чего-то присутствия, ему не хватает человека. И этот привело к его сотворению.
Библия – это книга, основной темой которой считается одиночество, как Бога, так и человека. Это является в противовес христианства, так как с одной стороны, оно дает утверждение, что Бог может быть одиноким, так как он абсолютен, с другой стороны, человек необходим Богу настолько сильно, что ради него он пошел на Крест.
Одиночество может быть разным.
Для одного, это состояние отдыха, это состояние когда человек рад быть наедине с собой. Другой вид одиночества – это отшельничество. В этом случае одиночество представляет собой сознательный выбор.
Одиночество противоречит самой сути человека как существа общественного. Аристотель метко заметил: вне общества человек – либо бог, либо зверь. Тяжкий недуг одиночества всепроникающ и многолик. Наивно полагать, что ему подвержены люди, склонные лишь к философствованию или слабые духом. Одиночество подчас обрушивается на вполне благополучных людей, вовсе, казалось бы, лишённых "сантиментов". Ни материальное благоденствие, ни принадлежность к "сильным мира сего", ни внешне благообразное существование личности не в силах уберечь её от одиночества, подводящего итог прожитой жизни.
Нередко одиночество венчает собой бесславный жизненный путь человека, избравшего позицию нравственного непротивления социальному злу, которое в результате всё же "мстит" ему, превращая во внутреннего или внешнего аутсайдера, теряющего точки соприкосновения с "планетой людей".
И немало примеров и другого рода. Оружие социально-психологической изоляции направляется против того, кто во весь голос заявил о своем несогласии с несправедливостью и злом, того, кто решил в одиночку пойти на штурм твердынь "здравого смысла", аккумулирующего абсурдность мещанской морали. Бунт героя и подвижника усмиряется проверенными средствами: духовной изоляцией, издевательским сарказмом, клеветой. Что ж, "горе от ума" или "горе уму" – в равной мере они трагичны.
В связи с этим можно задать вопрос, чего же все таки больше в одиночестве – вины человека или его беды? Жертва обстоятельств, что вызывает сострадание или эгоцентрик, который совершил преступление, относительно самого себя? На что не всегда есть возможность предположить однозначный ответ.
Следовательно, существуют разнообразные состояния, которые называются одиночеством.
В одном состоянии человек живет один, в другом – человек ощущает себя одиноким, что представляет собой душевное одиночество, вне зависимости от наличия или об отсутствии рядом родных и близких для него людей.
Человек – создание исключительно социальное и жить в одиночестве по большому счету для него не только нелогично, но и как-то неправильно. Тем не менее, всегда находятся люди, которые не хотят или не могут полноценно жить в обществе. Психология одиночества присуща каждому из нас, но мы слишком боимся изоляции, чтобы принимать это.
3. Практическое исследование
3.1 Определение вида одиночества и результаты исследования
Опрос, это метод заимствованный из социологии, в значительной степени метод свободный от субъективизма и отличается высокой информативностью, его преимущество заключается в том, что он дает определенную информацию, которая допускает математическую обработку, позволяющую выводить статистические закономерности, например, относительно религиозной установки с принадлежностью к определенной социальной группе. Одним из первопроходцев являются исследователи американской школы психологии религии в конце XIX века Э. Старбэк и Дж. Леуба.
Мы рассмотрим опрос среди 20 человек городского населения в возрасте от 18 лет и старше
Необходимо рассмотреть последовательно каждое и оценить, насколько опрашиваемые согласны с ним, выбрав один из четырех вариантов ответа: "Да, "Нет", "Не уверен" (таблица 3.1).
Таблица 1 – Результаты опроса
Вопросы ДаНетНе уверенДумаете ли Вы о том, что никто не знает Вас по-настоящему5510У Вас возникает мысль о том, что по-настоящему Вы никому не нужны? (легко справятся и без Вас)? 3611Кажется ли Вам, что Ваша смерть не принесет особых страданий близким и друзьям? 2108Бывает ли так, что Вы испытываете противоположные чувства по отношению к одному и тому же человеку? 3143Бывает ли у Вас ощущение, что вы "не от мира сего", все у Вас не так, как у других? 1127Считаете ли Вы, что больше отдаете людям, чем получаете от них? 1055У Вас хватает душевных сил истинно глубоко сопереживать другому человеку? 1433Вам нравится быть наедине с собой? 1523Стремитесь ли Вы к тому, чтобы все и всегда Вас правильно понимали? 1055Было ли когда-нибудь так, что Вы чувствовали себя полностью принятым, понятым? 1433
Результат исследования. Обработка производится в соответствие с ключом, простым суммированием баллов.
Ответили "да" на заданные вопросы (человек) – 5,3,2,3,1,10,14,15,10,14.
Ответили "нет" на заданные вопросы (человек) – 5,6,10,14,12,5,3,2,5,3.
Ответили на заданные вопросы "Не уверен" (человек) – 10,11,8,3,7,5,3,3,5,3.
Рассмотрим итоги.
На основании заданных вопросов были определены категории людей, которые можно отнести к категориям диффузного одиночества, отчуждающего, диссоциированного, субъективно-позитивного.
. Людей, которые переживают одиночество, отличает подозрительность в отношениях между людьми и сочетание противоречий относительно личностей и характеристик в поведении, приспособление к конфликтам, возбудимость, тревожность, коммуникативная направленность в характере. В основном данное противоречие объясняется идентичностью относительно людей, которые обладают разными психологическими особенностями.
В моменты одиночества человек стремится к общению с другими людьми, надеясь найти в общении подтверждение в собственном бытие, значимости в обществе. Но это не представляется возможным в силу того, что люди данной категории не общаются, не делятся своим, а лишь стараются примерить на себе личину другого человека, пытаясь стать вроде зеркала другого человека.
Такие люди очень остро реагируют на стрессы, выбирая ситуацию, связанную с поддержкой, испытывая при этом сильный страх. При успешной терапии личностные характеристики меняются в сторону согласованности и гармонизации.
К такой категории людей согласно опроса относится 20% опрошенных – это категория относится к группе диффузного одиночества.
. Вторая группа – это отчуждающие одиночество. Данный спектр проявляется в возбудимости, тревожности, что выражается в неспособности к сотрудничеству, подозрительности ко всему и вся. Возникает определенная зависимость в межличностных отношениях.
Следствием является отчуждение от других людей, что провоцирует потерю значимых связей и контактов. Человек чувствует себя покинутым, не находя понимания и отклик на его слова и мнение.
В данной ситуации овладевает мысль о своей ненужности. Человек оценивает себя как оторванным от общества. и от себя. К такой категории из числа опрошенных относится 10%.
. Следующий вид одиночества – диссоциированное, это наиболее сложное состояние. В данном состоянии происходит отождествление человека с другим, принимая его образ жизни, следуя всему, безгранично всем доверяя. В данном состоянии происходит острое, четкое осознанное и болезненное чувство одиночества, которое выражается в тревожности, возбудимости, противоборстве и конфликтах. К данной категории относится 5 % опрошенных.
. Субъетивно-позитивный вид одиночества – это одиночество, которое может быть управляемым, представляет вариант переживания связанным с психологической отдельностью, собственной индивидуальностью, обусловлен определенными процессами, что связано с психологической устойчивостью личности. К данной категории относится 15% опрошенных.
Подводя итог опроса на заданные вопросы, можно отметить, что большинство опрошенных реагируют позитивно на заданные вопросы, чувства агрессии не наблюдалось, за исключением лиц, отнесенных к данным категориям.
Заключение
Многие области религии на сегодняшний день остаются малоисследованными психологией, в то время как религия и духовность играют немаловажную роль в жизни многих людей. Психология религий направлена на применение психологических исследовательских моделей с разнообразными традициями также к религиозным и нерелигиозным людям.
Присутствие религии сопровождает человека на протяжении большого промежутка времени, и на сегодняшний день охватывает более 80% населения земного шара.
Сфера религии еще мало понятна для обычных людей и для специалистов, а причин тому очень много, но существует одно определение, что обозначает религия.
Само понятие "религия" за период своего существования постоянно менялось и поэтому дать однозначное определение очень сложно, но можно сказать с абсолютной уверенностью, что каждый человек определяет для себя ту или другую религию, что не обязательно в какой-то конкретной религии. Это может быть и атеизм и поклонение солнцу, луне, дереву, увеличениям, что накладывает свой отпечаток на психику человека и считается одним из главных факторов.
В связи с тем, что религиозность это в первую очередь проблема человека, то и выбор духовных ценностей происходит дифференцированно, у одних это глубокий процесс, который связан со многими определенными составляющими психики, а у других он проявляется поверхностно, на основании этого и происходит формирование конкретной религиозной личности. Определенное стремление человека к познанию вселенной, самого себя и процессов в окружающем мире вечно, Невозможно охватить огромное количество научной информации накопленной человечеством, а процесс познания продолжается, осваивая основные принципы.
В сознании человека религиозный компонент присутствует на протяжении всего периода жизни, сопровождая и в период его исторического развития, при этом религиозное сознание неразрывно связано с теми представлениями о божественном проявлении, которые воспринимаются как история взаимодействия сознания личности и божественного.
В межрелигиозных отношениях общение выступает как одна из форм коммуникации относительно субъектов социальной реальности, а в субъективности верующего.
Любовь направлена на умиротворение, она объединяет и сближает, даруя счастье без зависимости от материального довольства, а самолюбие даже при наличии внешнего благополучия всегда направлено на возбуждение недовольства и злобу в сердце человека.
Любовь относительно христианской точки зрения подразумевает участие воли, именно поэтому христианские пары обещают друг другу любовь до конца жизни.
В течение всей жизни могут быть разные искушения, но если человек решил твердо и на все жизнь о верности и любви к своему супругу или супруге, он с Божьей помощью сможет это осуществить.
Религия обладает определенным значением для человека, как одна из функций – прагматическая, которая поддерживает его во все моменты жизни, в решении сложных проблем, в болезни и в радости.
Список используемой литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2010. – 324 с.
. Ардашкин И.Б. Психология религий: Учебное пособие. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010. – 245 с.
3. Абачиев С.К. Православное введение в религиоведение. Курс лекций. – М.: РОХОС, 2010. – 472 с. <http://litra.studentochka.ru/book?id=4843970>
. Аникин Д.А. История религии. – М.: Высшее образование, 2008. – 192 с.
. Бигнова М.Р. История и теория религии. Учебное пособие в двух томах. Т.1. – Уфа, 2009.
. Братусь М. Начала христианской психологии: учебное пособие / отв. ред. Б.С. Братусь. – М., 1995.
7. Герберт Уэллс. История цивилизации. В 2 книгах. Книга 1. От зарождения жизни до возникновения христианства. – СПб.: Терра-Книжный клуб, Северо-Запад, 2009. – 224 с. <http://litra.studentochka.ru/book?id=4490135>
. Ермишин О.Т. Философия религии. Концепции религии в зарубежной и русской философии / О.Т. Ермишин. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2012. – 224 с.
9. Ермишина.К.Б. Религиозная антропология. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2012. – 376 с. <http://litra.studentochka.ru/book?id=19049456>
. Манеров В.Х. Духовность человека как ценность и предмет психологии: Материалы международного семинара "Человек и его ценности в XXI веке". – СПб., 2009.
. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2010. – 793 с.
. Носкова О.Г. Психология. М., 2008. – 123 с.
. Романин А.Н. Практическая психология философии и религии (курс лекций) / А.Н. Романин. – М.: Говорящая книга, 2012. – 528 с.
. Соколов Е.Н. Очерки по психофизиологии сознания. – М., 2010. – 367 с.
. Соколова Е.Е. Введение в общую психологию. Общая психология. В 7т. т. Под ред. Братуся Б.С. – Т.1. – М.: Академия, 2008. – 235 с.
. Шохин В.К. Философия религии и ее исторические формы (античность – конец XVIII в.) / В.К. Шохин; Учреждение РАН Ин-т философии. – М.: Альфа-М, 2010. – 784 с.
. Шадриков В.Д. Духовные способности. – М., 1996.
. Христианская антропология и психология в лицах. Основные авторы и работы с древнехристианского периода по настоящее время. Библиографический справочник. Сост. и ред. Ю.М. Зенько. – СПб.: Речь, 2009. – Раздел о древнехристианских авторах.
. Христианская антропология и психология в лицах. Основные авторы и работы с древнехристианского периода по настоящее время. Библиографический справочник. Сост. и ред. Ю.М. Зенько. 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Речь, 2011.
21. Яковлев А.И. Лекции по истории Христианской Церкви. – М.: Паломник, 2011. – 544 с. <http://litra.studentochka.ru/book?id=7358591>