- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 14,39 Кб
Проект росписи декоративного изделия на тему: ‘Петербургский трамвай’
Комитет по образованию Санкт-Петербурга
гоу спо российский колледж традиционной культуры санкт-петербурга
Кокорева Дарья Николаевна
Студентки III курса группа 31 нп
специальность070802 "Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы"
"ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТРАМВАЙ"
Междисциплинарная курсовая работа
по дисциплинам "Композиция" и "Исполнительское мастерство"
Руководитель:
Костина Валентина Николаевна
2010г
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Создание проекта росписи декоративного изделия на тему: «Петербургский трамвай»
.1История петербургского трамвая
.2Городской пейзаж и его роль в истории и искусстве
.3Этапы работы над созданием композиции для росписи и декоративного изделия на тему «Петербургский трамвай»
ГЛАВА 2. Технология выполнения росписи декоративного изделия на тему: «Петербургский трамвай»
.1 Техника безопасности при выполнении живописных работ
.2 Материалы и инструменты, необходимые для росписи изделия
.3 Технология и порядок выполнения изделия
.4 Таблица возможных браков, способы их устранения
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Введение
Главной темой данной курсовой работы является «петербургский трамвай». Актуальность данной темы состоит в том что, во первых, трамвай неотъемлемая часть нашей городской повседневной жизни, во вторых в мире искусства мало уделялось внимания этому виду транспорта. В произведениях искусства и других формах культуры (в литературе, песнях, устном творчестве, изобразительном искусстве, архитектуре, кинематографе) трамвай чаще, чем какой-либо иной транспорт, не только служит частью антуража, но выделяется в отдельную тему. Часто трамваю в произведениях искусства приписывается некая одушевлённость, он обладает своим собственным характером: от задушевного, доброго до зловещего.
§В произведениях XIX <#”justify”>Объектом курсовой работы является изображение городского пейзажа с приметами времени в произведениях искусства.
Предметом исследования является петербургский пейзаж в произведениях декоративно- прикладного искусства.
Проблема заключается в том что, с течением времени приметы пейзажа стираются из памяти поколений и порой просто необходимо запечатлеть в произвелениях искусства примету времени.
Цель. Разработать проект на тему петербургского трамвая и выполнить по нему предмет декоративно-прикладного искусства.
Для достижения целей курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
.Выявить источники информации.
.Собрать иллюстративный материал.
.Изучить собранный материал.
.Выявить особенности данной темы.
.Разработать варианты композиции.
.Создать индивидуальный проект росписи.
.Определить технологическую последовательность выполнения; материалы и инструменты, возможные дефекты росписи.
.Выполнить изделие в материале – роспись декоративного блюда.
Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, 7 параграфов, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1. Создание проекта росписи декоративного изделия на тему: «Петербургский трамвай»
1.1История петербургского трамвая
Во второй половине XIX века Санкт-Петербург был быстрорастущим городом, поэтому возникла потребность в увеличении пассажироперевозок. В 1860 году город получил первый вид рельсового уличного транспорта – конно-железную дорогу, или в простонародье конку. Новый транспорт пришёлся жителям по вкусу – к моменту пуска первой линии электрического трамвая, конно-железные дороги проходили по всем значимым магистралям Санкт-Петербурга от центра до окраин.
Линии конки были узкоколейными и практически всегда однопутными с разъездами каждые 1-1,5 км, лишь на оживлённых магистралях прокладывались 2 пути. Никаких оборотных колец на линиях конки не было, линия просто «обрывалась». Доехав до «обрыва», конюхи просто перепрягали лошадей на противоположную сторону и ехали назад, так как вагон конки был симметричен. В качестве подвижного состава использовались два типа вагонов – одноэтажный и двухэтажный (или, как говорили, с империалом). Империал представлял собой крышу, приспособленную для перевозки пассажиров, проезд там стоил дешевле. В движение вагон обычно приводился парой лошадей, в тех же местах, где и двум лошадям было тяжело вести вагон конки (чаще всего это были подъёмы на мосты), к вагону подпрягали ещё одну лошадь. Новый транспорт вынудил строить специальные коночные парки.
После появления электрического трамвая в 1907 году конка постепенно вытеснялась им, 8 сентября 1917 года она исчезла окончательно.
В 1886 году по Большому Сампсониевскому проспекту и Второму Муринскому проспекту была проложена первая линия парового трамвая или в простонародье – паровика, хотя официально эта линия называлась «линия паровой конно-железной дороги». Паровик имел ряд преимуществ перед конкой: более высокая скорость, большая мощность (что позволяло прицеплять к одному паровозу до четырёх вагонов). Из-за сопротивления владельцев конок и появления электрического трамвая, паровик не получил развития – линия парового трамвая от площади Восстания до села Рыбацкого по нынешнему проспекту Обуховской обороны стала последней. Также в начале 1880-х годов была проложена линия паровика по набережной Лиговского канала.Паровозы паровиков хранились в Выборгском коночном парке. Как пассажирский транспорт паровой трамвай ненамного пережил конку (последний рейс в 1922 году), однако он снова появился на улицах блокадного Ленинграда для перевозки грузов и вооружения.
В 1880 году в городе прошли первые испытания электрического вагона изобретённого Фёдором Пироцким, прототипа трамвая. Владельцы конок препятствовали развитию нового транспорта, и в 1895 году электрический трамвай был запущен по льду Невы, поскольку закон ограждал коночников от конкуренции на улицах города. Шпалы, рельсы и столбы для контактной сети врезались прямо в лёд.
В 1898-1902 годах имущество товариществ конно-железных дорог перешло в собственность города. Уже в 1898 года была создана комиссия по проработке проекта запуска в Санкт-Петербурге электрического трамвая. При проектировании пытались учесть опыт городов, в которых трамвай уже существовал, кроме того, нужно было реконструировать множество улиц и мостов.
К 1914 году трамвай уже ходил почти по всем основным улицам города.С началом Первой мировой войны развитие трамвайной сети замедлилось из-за удорожания топлива и нехватки ремонтного персонала. В результате выпуск трамваев на линии сократился, а проезд подорожал. На начало 1917 года в Петрограде ходило 29 трамвайных, 9 коночных маршрутов и 1 маршрут паровика.
В 1921 году трамвайные дела постепенно пошли в гору, снова начали появляться новые линии. В 1922 году была электрифицирована последняя линия паровика, возобновлено движение по центральным магистралям города, увеличилось число рабочих вагонов. Трамвай снова начал быстро развиваться: в 1928 году появились первые автоматизированные стрелки (до этого они переводились стрелочниками вручную), в 1929 году трамвайной сети Ленинграда передана Ораниенбаумская электрическая линия, в период 1925-1936 построено 3 трампарка и несколько подстанций. В 1928 году с конвейера Путиловского (ныне Кировского) завода сошли первые трамваи местного производства МС-МСП, которые начали заменять старые английские «Бреши». В 1934 году трамваи начали выходить с новопостроенного ВАРЗ (ныне – ПТМЗ), где они собираются до сих пор. К 1936 году трамвайная сеть покрыла весь город, более чем на 400 километрах путей ездили трамваи 42 маршрутов. Помимо пассажирских путей, в городе были грузовые и служебные трамвайных линий; каждое крупное предприятие имело своё ответвление от основной трамвайной сети. Однако, начиная с 1936 года, Ленинградский трамвай практически перестал развиваться из-за появления троллейбуса.
декабря 1941 года из-за нехватки электрических мощностей, вызванной блокадой, Ленинградский трамвай прекратил своё функционирование.
В послевоенные годы велась оптимизация трамвайной сети: с ряда центральных улиц трамвай исчез на второстепенные, а где-то был заменён троллейбусом
Начиная с 1965 года из-за роста города началось строительство линий в новые районы.К концу 1980-х протяжённость путей составляла около 600 км, на линию выходили 67 маршрутов (абсолютный рекорд для Советского Союза того времени).
Сокращение финансирования в начале 1990-х годов отрицательно повлияло на маршрутную сеть трамваев Санкт-Петербурга: из-за сокращения числа водителей в парках и старения подвижного состава сократился выпуск на линии и выросли интервалы; практически прекратился ремонт путей, что привело к снижению скорости и дальнейшему ухудшению состояния подвижного состава. Это, вместе с другими факторами (автомобилизация, появление маршруток и др.) привело к оттоку пассажиров и увеличению убытков общественного транспорта в целом и трамвая в частности. Под предлогом минимизации убытков началось массовое закрытие трамвайных линий: были демонтированы сотни километров пассажирских путей и все грузовые и служебные. До этого последний раз демонтаж линий производился в середине 1970-х годов.
К 2007 году в центральной части города трамвайное движение сведено к минимуму, а пассажирская сеть была разделена на 3 отдельных фрагмента, что предопределило дальнейшую судьбу петербургского трамвая: с этого момента этот вид транспорта нельзя было использовать для передвижения на значительные расстояния, трамвай стал выполнять исключительно функции подвоза пассажиров к станциям железных дорог и метро…
1.2 Трамвай и Петербургский пейзаж
К теме петербургского городского пейзажа прибегали многие известные и не известные художники. Например художники по фарфору, такие как: А. Ларионов, ваза «ноябрь» (вид из окна); Ольга Матвеева. Живописцы: Дмитрий Кустанович; Инна Скляревская; Владимир Колбасов.
Неравнодушными остались и писатели. К примеру: Брюсов Валерий Яковлевич «… городской пейзаж, даже звонки трамваев и сваленный в кучи грязный снег. ….» (отрывок из произведения). В городском пейзаже Анны Ахматовой присутствует фабричная и портовая жизнь. Она горячо любила архитектуру пушкинского Петербурга с его четкими объемами, светлыми красками и убранством, свойственным классической архитектуре. К этому надо прибавить те шедевры архитектуры, которые были уже в допушкинскую пору, и в первую очередь яркий, синий с белым расстреллиевский ансамбль Смольного монастыря. "…В окраске домов очень много красного, багрового, розового, и совсем не было этих бежевых и серых колеров, которые так уныло сливаются с морозным паром или ленинградскими сумерками…". « Тотчас и подлетел этот трамвай» О пейзаже в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" <#”justify”>1.3 Этапы работы над созданием композиции для росписи и декоративного изделия на тему «Петербургский трамвай»
Для выполнения данного проекта было выбрано фарфоровое квадратное блюдо. С самого начала работы над проектом было понятно что осуществление на декоративном изделии темы «Петербургский трамвай» не возможно рассматривать отдельно от городсетго пейзажа. По этому работа была начата с выполнения зарисовок и эскизов городских пейзажей «героем» которых выступал трамвай. Мною было выполнено 5 различных вариантов:
По вечерней улице в дождливую погоду проезжает трамвай.
В ясный день через реку Мойка по мосту проезжает трамвай. Строение моста отражается в реке, облачное небо, слева и по линии горизонта тянутся разноцветные строения.
Выполнен в декоративном стиле. Яркий солнечный день, на мост въезжает красный трамвай. Весь пейзаж выполнен в яркой нарядной гамме.
На фоне петербургского неба слева силует Исакиевсгого Собора, справа силуэты современных зданий. В центре из под моста выезжает трамвай. Весь пейзаж дополнен декоративными элементами, петербургской решёткой, ажурным фонарём. Общее настроение соответствует петербургским зимним сумеркам.
Именно 4ый вариант был выбран за основу для разработки проекта. Впроцессе дальнейшей работы были уточнены некоторые детали, несколько изменена цветовая гамма.
ГЛАВА 2. Технология выполнения росписи декоративного изделия на тему: «Петербургский трамвай»
.1 Техника безопасности при выполнении живописных работ
Необходимо соблюдать технику безопасности при работе в живописной мастерской.
.В мастерской необходимо находиться в специальной одежде, волосы также должны быть убраны.(халат, косынка)
.Проверить состояние рабочего место.
.Расположение инструментов и материалов на рабочем месте, должны быть в рекомендованном порядке.
.Учащиеся должны выполнять только ту работу, которая поручена мастером. И при условии что безопасные способы её выполнения хорошо усвоены что безопасные способы её выполнения хорошо усвоены и известны.
Во время работы:
.Быть внимательным
.Не отвлекаться посторонними делами , не отвлекать других.
.Не оставлять на длительное время сосуды со скипидаром и красками.
.Соблюдать осторожность при переносе фарфоровых изделий на подносах. Особенно в местах поворотах и дверях.
.Осторожно обращаться со шпателем и иглами, не хранить их в карманах халата.
.При попадании краски на кожу удалить её протерев тампоном смоченным ацетоном, затем промыть тёплой водой.
Запрещается:
работать неисправным инструментом, без вентиляции и при недостаточно освещённом помещении.
производить самостоятельный ремонт электрических ламп или других приборов.
хранить на рабочем меcте материалы в количестве, превышающем сменную потребность
мыть руки и стирать одежду растворителем
выливать скипидар в раковину
производить работу без спец. одежды.
По окончанию работы:
.привести рабочее место убрать инструменты в рабочий ящик.
.очистить спецодежду и убрать в специальный шкаф
.вымыть лицо и руки
.произвести в мастерской влажную уборку.
2.2 Материалы и инструменты, необходимые для росписи изделия
Материалы:
Бельё – чистое, белое фарфоровое изделие, разнообразное по форме, применяемое для росписи (декоративное блюдо)
Калька – тонкий лист полупрозрачной бумаги. Применяется для перевода рисунка с эскиза на изделие.
Надглазурные керамические краски – смеси жаростойких пигментов(измельчённых оксидов металлов), с легкоплавкими стёклами (флюсами).
Представляют собой цветные порошки, которые растирают со скипидаром и скипидарным маслом до необходимой консистенции. В зависимости от температуры обжига делятся на три группы – легкоплавкие, среднего огня и тугоплавкие.
Припорох – толчёный древесный уголь. С помощью которого через кальку рисунок переносится на изделие.
Скипидар- бесцветная или желтоватая жидкость с запахом хвои.
Скипидарное масло- выпаренный скипидар. Добавляется в керамическую краску, для придания ей эластичности и яркости.
Инструменты:
Гравировальная игла- держатель со вставленной в него иглой. Применяется при выполнении проколов по контуру рисунка на кальке.
Кисти – беличьи, используются при росписи фарфоровых изделий. №3, №6.
Перо – тонкое, прямое, применяется для рисования контура, тонких линий на фарфоре, выполнения заливок и подписи.
Стеклянная палитра – прямоугольное стекло размером 25на 15см, толщиной 4-5 мм с обработанными краями. Применяется для приготовления кер. красок.
Скипидарница – баночка для скипидара.
Технические салфетки.
Шпатель-мастихин для растирания краски на палитре.
Поролон для выполнения крытья.
Образец, с которого снимается калька.
2.3 Технология и порядок выполнения изделия
Выполнив композицию, приступаем к выполнению росписи изделия.
По красочной палитре выбираем номера красок, делаем красочные пробы. Изначально снята и проколота калька с эскиза.
При помощи кальки и древесного угля, тампоном рисунок переносится на фарфоровое изделие.
После подбора красок, был выполнен контур рисунка кистью №3. Смесью красок №1021(чёрная) и №140(серая). Затем изделие подверглось первому обжигу при t 820 C.
Далее приёмом подмалёвок и крытыё выполнялась остальная, завершающая часть работы, красками:
№255(синий)-небо, дома; №32571n(синий)-небо, дорога, снег, полутени; №11-н-16, 11-н-21(охра)-дома, Исакиевский собор, некоторые пятна; №0,65(пурпур)-дома, дорога, пятно под аркой; №140(серая)-подмалёвок деревьев, окна трамвая, машины, тени; №5507(красно-коричневая)-подмалёвок трамвая; №823(коричневая)-дом, трамвай, некоторые пятна. Второй обжиг при t820-850 С.
Затем завершающие мазки, подмалёвки.
№35670(розовая)-небо; №32473(тём.синяя)-низ трамвая; №072(ярко роз.)-пятно на трамвае; белая краска-макушки деревьев; №0,65+№140-стволы деревьев, мелкие ветки.
После изделие подписано и подготовлено к обжигу и поставлено в муфельную печь, температура обжига 820-850 C.
2.4 Таблица возможных браков, способы их устранения
Возможные виды браков при росписи фарфорового изделия делятся на две группы:
Браки происшедшие по вине живописца (искажение рисунка, помарки, слёт, бледность краски)
Браки по вине муфеля(пережёг, недожог, запарка, засорка )
Ниже представлена таблица, которая наглядно показывает операции, материалы и инструменты, виды браков и способы их устранения.
Таблица возможных видов браков при росписи данного рисунка по вине исполнителя.
№ОперацияИнструментыМатериалыВиды бракаПричиныСпособыустранения бракаДо обжигаПосле обжига1.Выполнение Кальки для переноса рисунка на изделиеКарандаш, гравировальная иглаКалькаНеравномерный прокол, искажение рисункаНеаккуратность во время прокалыванияВыполнение новой кальки2.Перенос рисунка на изделиеПрипорошьПрипорох, древесный угольИскажение рисунка, несоответствие рисунка проекту, нечёткость контуров, избыток угляНеаккуратность во время припорашивания, некачественно проколотая калька, чрезмерный набор угла на припорошьПовторное аккуратное припорашивание рисунка на изделие3.Выполнение контура рисункаКисть№3Краска№:1021+№140 Несоответствие образцу, слёт, затёк, грязная краска, шероховатость, плешиныВина живописца Густая замасленная краска плотный слой краски, перенасыщение скипидарного масла. Поподание пыли. Грязная поверхность изделия.Стереть, выполнить зановоНе исправим. При тонком слое -нанести ещё один слой краски4.Крытьё: небо, дома, дорога, снег, полутени; Исакиевский собор, пятно под аркой; подмалёвок деревьев, окна трамвая, машины, подмалёвок трамвая.Кисть №3, №6 крытьё паралон.тампо-ном.Краска №255(синяя), №32571n(синяя) №11-н-16, 11-н-21(охра) №0,65(пурпур), №140(серая), №5507(красно-коричневая), №823 (корич.) Плешины ШероховатостьТонкий слой. Жирная поверхность. изделия Грязная краска.Стереть, нанести ещё один слой, повторить операциюПри тонком слое -нанести ещё один слой. Не исправим5.приёмом подмалёвок и крытыё выполнялась, завершающая часть деревья,дорогаКисть № 2№11 н 21 (охра)№5507(красно-коричневая85(синий), № 823(средне-коричневая), № 065(пурпур), № F – 3263/5 (жёлтая), №5507(красно-коричневая) , №065(пурпур), №255Несоответствие образцу, краски, слёт, затёк, грязная краска, шероховатость, плешиныВина живописца, Краска нанесена тонким слоем, плотный слой краски, перенасыщениесвязующих, попадание угля, пыли. ВыгоранСтереть, выполнить заново,добавить краскиНе исправим. При тонком слое -нанести ещё один слой краскиПодготовка изделия к обжигу, маркировкаПомарки, неаккуратность живописца.Температура обжига t=820-850 С
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Решение взять тему «Петербургский трамвай» было из-за не раскрытой темы трамвая и его непопулярности в искусстве. Попытаться разнообразить стилистическое изображение трамвая в городском пейзаже и доказать что пейзажи с трамваями могут отлично смотреться на фарфоровых изделиях.
Для разработки эскиза было подобрано и изучено множество решений исполнения трамваев в пейзажах художниками в различных стилях, цветовых решениях и композиционных решениях. После изучения было принято решение создать наиболее эстетичный, лёгкий и лаконичный в исполнении эскиз. Также принято решение изобразить пейзаж стилизованным в различных тонах.
Объектом данной работы являлось изображение трамвая в городском пейзаже.
Предметом исследования – особенность развития, отличительные особенности и использование городских пейзажей в мировом искусстве.
В ходе проделанной работы задачи были выполнены, благодаря этому цель курсовой работы была достигнута.
В соответствующих разделах курсовой работы дана полная информация на поставленные вопросы и определённые задачи:
Была сформирована цель курсовой работы – изучение изображений транспорта в городском пейзаже и стилей исполнения, создание на этой основе индивидуального проекта росписи.
Были выявлены источники информации, изучены основные сведения и изобразительные мотивы темы. Благодаря чему, после изучения было принято решение создать наиболее эстетичный и лаконичный в исполнении эскиз.
Разработаны варианты композиции создан индивидуальный проект росписи.
Определена технологическая последовательность выполнения; материалы и инструменты, возможные дефекты росписи.
Выполнена роспись декоративного блюда – «Петербургский трамвай»
Список используемой литературы
.Повседневная жизнь Петербурга на рубиже 19-20 веков. Москва. Молодая гвардия. 2003.стр. 465.
.Петербург. Секунды истории. Наталья Гречук. Санкт-Петербург «Искусство С-Пб». 2007.
.Санкт-Петербург. Автобиография. Сост. Марина Федотова. Кирилл королёв
.История санкт-петербургского трамвая на сайте ГУП «Горэлектротранс»
.История санкт-петербургского трамвая на сайте «Энциклопедия Санкт-Петербурга»
.История санкт-петербургского трамвая на сайте «Бизнес Санкт-Петербурга»
.История санкт-петербургского трамвая на сайте «История и архитектура Санкт-Петербурга»
.История санкт-петербургского трамвая в журнале «Адреса Петербурга» (2004 год, № 11(23) – «Тема / Трамвай»
10.История Санкт-Петербургского трамвая на сайте портале <www.piter-tram.de> (нем.)
.<http://www.google.ru/>
.<http://ru.wikipedia.org/>
13.E-mail:iskusstvo-spb1@mail/ru
14.www/iskusstvo-spb.narod.ru
15.E-mail:ak@akbook.ru