- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 25,03 Кб
Пушкин в Подмосковье
Введение
В Подмосковье сохранилось немало мест, связанных с именем Александра Пушкина. Он бывал у Вяземского в Остафьеве, у князя Юсупова в Архангельском, в родовом имении Гончаровых в Яропольце и т.д. Историко-культурные памятники, которые интересны и сами по себе, становятся вдвойне привлекательными, если они освящены именем великого русского поэта.
В 2002 году Комитет по туризму Московской области провел в музее-усадьбе «Архангельское» презентацию проекта туристического маршрута «Пушкинское кольцо Подмосковья». Программа презентации включала представление проекта нового маршрута, открытие выставки-продажи изделий народно-художественных промыслов Московской области, экскурсии по музею-усадьбе «Архангельское». Новая туристическая программа предполагает осмотр монастырей, усадеб, Волоколамского Кремля, исторических городов Подмосковья и других объектов, которые Пушкин видел не раз, путешествуя по Подмосковью. В проекте объединены 5 маршрутов общей протяженностью более 700 км (около 150 км каждый). Программы разработаны одно-, двухдневные. В рамках проекта предложены такие формы работы, как показ тематических спектаклей, проведение концертов и костюмированных балов, участие экскурсантов в играх, этнографических и анимационных программах.
Предлагая клиентам туристических бюро соответствующие услуги, необходимо отчетливо представлять себе, какого рода информацию они могут получить, выбрав ту или иную экскурсию. Это нужно не только для того, чтобы правильно ориентировать клиентов, но и чтобы понимать, что может заинтересовать их, а что, скорее всего, окажется вне круга их интересов.
«Пушкинское» Подмосковье не относится к широко известным туристическим маршрутам, что и привело к необходимости создания специальной программы. Как уже было сказано; Подмосковье может предложить туристам многое. Однако само по себе наличие памятников истории и культуры, которые не будут насыщены для посетителей определенными культурными смыслами, еще не обеспечивает успеха предлагаемой туристической программы; в то же время обращение к культурному опыту посетителей может оказаться залогом даже при отсутствии объектов, представляющих реальную историческую ценность; примером тому – Пушкинский заповедник в Псковской области, почти не имеющий зданий, сохранившихся со времен Пушкина, однако благодаря энтузиазму С.С. Гейченко превратившийся в один из центров «пушкинского» туризма.
Поэтому целью данной работы является выявление того круга культурной информации, которая может быть связана с организацией экскурсий по пушкинскому Подмосковью. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- Составить список туристических объектов, подходящий под определение «Подмосковные адреса Пушкина»;
- Разыскать историко-биографическую информацию о месте названных мест в жизни Пушкина;
- Выявить, какое отражение получили названные места в творчестве Пушкина.
В целом данная тема уже получала определенное освещение в краеведческой литературе, посвященной Пушкину; наиболее развернуто она была освещена в книге М.Н. Волович «Пушкинские места Москвы и Подмосковья». Однако в этой работе главное внимание уделялось биографическим и общекультурным сведениям о жизни поэта, место же подмосковных адресов в его творчестве анализировалось лишь косвенно. В данной работе мы рассмотрим этот вопрос более подробно.
В целом подмосковные адреса Пушкина можно разделить на две группы: те. которые получили то или иное отражение в его творчестве, и те, которые интересны только с биографической точки зрения. В соответствии с этим разделением мы рассмотрим эти адреса в двух разных главах.
- Подмосковные адреса Пушкина, отразившиеся в произведениях поэта
Далеко не все места в Подмосковье, где бывал или подолгу жил А.С. Пушкин, были им изображены в его произведениях. Однако среди всех этих адресов выделяются, прежде всего, те, где маленький Пушкин проводил в детстве много времени, проникшие в его поэзию, а потом и прозу. В сущности, всякий образ деревни, который мог появиться в его поэзии до ссылки в Михайловское, скорее всего, был образом деревни его детства – Захарово. Это имение упоминается в послании «К Юдину», написанном в 1816 году.
Другое, гораздо более известное подмосковное имение, упомянутое в поэзии Пушкина – юсуповское Архангельское, описанное в послании Пушкина «К вельможе».
1.1 Захарово и Большие Вязёмы
пушкин подмосковный поэт
Летом Пушкины жили в подмосковном имении Захарово, принадлежавшем бабушке поэта М. А. Ганнибал. Пушкин впервые приехал сюда шестилетним мальчиком и бывал здесь ежегодно, до 1810 года.
Никаких описаний Захарова начала прошлого века до нас не дошло, а пейзаж его значительно изменился. Мы можем представить себе, как выглядели эти места в то время, лишь по пушкинским стихам из послания «К Юдину» (1816), в которых захаровский пейзаж изображен зримо и живописно:
Мне видится мое селенье,
Мое Захарово; оно
С заборами в реке волнистой,
С мостом и рощею тенистой
Зерцалом вод отражено.
На холме домик мой; с балкона
Могу сойти в веселый сад,
Где вместе Флора и Помона
Цветы с плодами мне дарят,
Где старых кленов темный ряд
Возносится до небосклона
И глухо тополи шумят (Пушкин 1959, 1, стр. 47).
В начале 1850-х годов побывал здесь поэт-переводчик Н. В. Берг. В статье «Сельцо Захарово» он рассказывает, что застал еще дом «почти в таком же виде, в каком был при Ганнибаловых». «По бокам этого дома были в то время флигеля, и в одном из них помещались дети с гувернанткой, братья Александра Сергеевича и он. Впоследствии флигеля, по ветхости, сломаны». Неподалеку от дома, почти у самых ворот, была небольшая березовая рощица; маленький Пушкин любил в ней гулять и даже, по преданию, желал быть здесь похоронен. По рассказам П. В. Нащокина, мальчик, воображая себя сказочным богатырем, расхаживал по роще и палкою сбивал верхушки и головки растений. Посредине рощицы стоял стол со скамьями кругом, за которым в теплые дни Пушкины обедали. На берегу пруда, по свидетельству Н. В. Берга, в то время «сохранилась еще огромная липа, около которой была прежде полукруглая скамейка. Говорят, что Пушкин часто сиживал на этой скамейке и любил тут играть. От липы очень хороший вид на пруд, которого другой берег покрыт темным еловым лесом. Прежде вокруг липы стояло несколько берез, которые, как говорят, были все исписаны стихами Пушкина. От этих берез остались только гнилые пни; впрочем, немного дальше уцелела одна, на которой еще заметны следы какого-то письма» (Цит. по: Волович 1979, стр. 36).
Пушкин очень любил бабушкину подмосковную усадьбу. С какой теплотой вспоминает он в стихах свой «тесный домик, рощи темны, калитку, садик, ближний пруд». Впечатления сельской жизни были разнообразны и ярки, запоминались надолго. Шумные детские игры сменялись часами уединения где-нибудь в роще или на берегу пруда. А по вечерам – нянины сказки «о мертвецах, о подвигах Бовы» или рассказы бабушки Марьи Алексеевны о прошлом, далеком и близком, о предках – Ганнибалах, Пушкиных. Даже семейные обеды, не отличавшиеся ни богатством сервировки, ни особенной торжественностью и «весельем», изображаются Пушкиным лицеистом по-державински сочно и празднично:
Но вот уж полдень. – В светлой зале
Весельем круглый стол накрыт;
Хлеб-соль на чистом покрывале,
Дымятся щи, вино в бокале,
И щука в скатерти лежит (Пушкин 1959, 1, стр. 49).
В Захарове мальчик мог наблюдать крестьянский быт, народные обычаи, мог слышать старинные предания, сказки, песни. «Особенно заметить следует, – писал о Захарове С.П. Шевырев, – что деревня была богатая: в ней раздавались русские песни, устраивались праздники, хороводы, и, стало быть, Пушкин имел возможность принять народные впечатления» (Цит. по: Верховская 1962, стр. 165).
И сейчас еще, когда по Звенигородскому шоссе подходишь к Захарову, по левую сторону можно различить остатки широкой березовой аллеи, по которой некогда шла дорога к дому. На месте березовой рощи – поросли орешника, ольхи и бузины; с холма, где когда-то был дом Пушкиных, открывается живописный вид на пруд с плотиной и речку Захаровку.
Из Захарова, где не было церкви, Пушкины ездили к обедне в село Большие Вяземы, расположенное поблизости, в двух верстах. Любопытное описание Больших Вязем находим в путевых записках митрополита Платона (он вел их в 1804 году, во время путешествия в Киев): «Это село отличалось каменным господским домом, с регулярным садом и прекрасными окружающими селение рощами. А паче обратила на себя внимание наше в Вяземах церковь каменная о двух ярусах, довольно великая, строения еще царя Бориса Годунова. И снаружи, и во внутренности ее, по счастию, вся древность соблюдена; даже внутри, хотя расписание возобновлено, но ничего не переменено из древнего. Примечательного в ней усмотрели мы, что в церкви на стенах в некоторых местах на подмазке вырезаны или начерчены были ножичком или каким другим острым орудием слова польским языком, а литерами латинскими, кои мы разобрать не могли, однако видны изображенные цифирью 1611, 1618 и 1620 годы и некоторые имена польских панов» (Цит. по: Пушкинские… 1988, стр. 56).
Вяземская церковь сохранилась до наших дней. Она поражает монументальностью, стройностью и гармоничностью архитектурных форм и изысканностью убранства. Пятиглавый храм был построен в конце XVI века, когда Вязёмы стали вотчиной Бориса Годунова. В те времена рядом с церковью располагались просторный деревянный дворец, плодовый сад, службы, конюшня, скотный двор. В Смутное время здесь устраивал потешные бои Лжедмитрий I, останавливалась по пути в Москву Марина Мнишек, в 1611 году велись переговоры о мире с Яном Сапегой.
В конце XVII века Большие Вяземы были пожалованы Б. А. Голицыну – воспитателю и другу Петра I. В последней четверти XVIII века усадьба расширяется, строится в строгом классическом стиле двухэтажный дом с бельведером, два флигеля; разбивается небольшой парк с липовыми аллеями. Дом хорошо сохранился, а старый парк застроен.
В пушкинское время (с 1803 года) владельцем усадьбы был князь Борис Владимирович Голицын – сын княгини Натальи Петровны Голицыной, ставшей прототипом старой графини в пушкинской «Пиковой даме». Человек высокообразованный, поклонник изящных искусств, музыки, любитель театра, он собрал у себя в Вяземах большую и ценную библиотеку. По всей вероятности, Пушкины были с ним знакомы и бывали у него в гостях.
У восточной стены вяземской церкви похоронен младший брат Пушкина, умерший в шестилетнем возрасте. Над его могилой скромный памятник- колонна из серого камня, пересеченная кубом. На гранях куба надписи косым почерком: «Под сим камнем покоится Николай Сергеевич Пушкин». И с другой стороны: «Родился 1801 марта 26, скончался 1807 июля 30 дня». Много лет спустя, в 1830 году, Пушкин в набросках автобиографии упоминает «смерть Николая» в числе событий, оставивших в его памяти глубокий след. Позднее Пушкин рассказывал Нащокину, как они с братом «ссорились, играли; и, когда малютка заболел, Пушкину стало его жаль, он подошел к кроватке с участием; больной братец, чтобы подразнить его, показал ему язык и вскоре затем умер».
Летом 1830 года, вскоре после помолвки с Н. Н. Гончаровой, Пушкин вновь побывал в Захарове. 22 июля Надежда Осиповна писала дочери: «Вообрази, он совершил летом сентиментальное путешествие в Захарово: отправился туда один, лишь бы увидеть место, где провел несколько годов своего детства». В то время в Захарове жила дочь Арины Родионовны Мария Федоровна. Воспоминания ее о приезде Пушкина записал Н. В. Берг через 20 лет после этого события. «Нельзя не верить ее простым, безыскусственным рассказам»,- замечает он и передает слова ее так, как слышал: «…приехал это не прямо по большой дороге, а задами; другому бы оттуда не приехать: куда он поедет? – в воду на дно! а он знал… Я это сижу, смотрю: тройка! я эдак… а он уж ко мне в избу-то и бежит… наше крестьянское дело известно уж- чем, мол, вас, батюшка, угощать-то я стану? Сем, мол, яишенку сделаю! Ну, сделай, Марья! Пока он пошел-это по саду, я ему яишенку-то и сварила; он пришел, покушал… все наше решилося, говорит, Марья; все, говорит, поломали, все заросло!» (Волович 1979, 39). По всей вероятности, тогда же Пушкин побывал и в Больших Вяземах: ведь как раз в это время, получив от царя разрешение печатать «Годунова» «в первобытной красоте», он предполагал приступить к осуществлению давнего замысла – к работе над историческими хрониками Смутного времени, продолжающими «Бориса Годунова» – «Лже-Дмитрием», «Василием Шуйским» и другими. Посещение Вязём и Захарова воскрешало в поэте воспоминания детства, в Больших Вяземах Пушкин слышал, наверное, предания о Борисе Годунове (в конце XVI века здесь была его загородная резиденция), о «воинских потехах» Лжедимитрия и о том, как по пути в Москву останавливалась здесь красавица-полячка Марина Мнишек.
В зрелые годы Пушкин не раз вспоминал родное Захарово. Названия здешних мест он воскрешает в «Борисе Годунове»: хозяйка корчмы, объясняя Григорию Отрепьеву дорогу на Литву, упоминает Захарьево и Хлопино (так называют деревню местные жители; соседняя деревня – Хлюпино), в «Барышне-крестьянке» близкие названия деревень встречаются в рассказе Насти о празднике в Тугилове: «Позвольте-с, расскажу все по порядку. Вот пришли мы к самому обеду. Комната полна была народу. Были колбинские, захарьевские, приказчица с дочерьми, хлупинские…» (Пушкин 1959, 4, 27).
С пушкинского времени пейзаж Захарова значительно изменился. Нет усадебных строений. На месте березовой рощи – поросли орешника, ольхи и бузины; с холма, где когда-то был дом Пушкиных, открывается вид на пруд с плотиной.
Старинная церковь Преображения в Больших Вязёмах отреставрирована. Восстановлена находящаяся рядом звонница. От голицынской усадьбы остались дом в стиле классицизма, два флигеля, часть старинного липового парка.
Захарово и Большие Вязёмы включены в «Пушкинское кольцо Подмосковья», здесь проводятся экскурсии Московоского городского бюро экскурсий «Детство А.С. Пушкина», «Пушкинские места».
1.2 Архангельское
Среди архитектурных памятников Подмосковья, созданных в конце XVIII – начале XIX века, Архангельское занимает исключительное место. Великолепный Дворцово-парковый ансамбль складывался здесь в течение пятидесяти лет. Начало его строительства относится к 1780-м годам, когда имение принадлежало князю Н.А. Голицыну. При нем по проекту французского архитектора де Герна было начато строительство дворца и флигелей, двойных колоннад, обрамлявших парадный двор, парковых террас.
Позднее, при новом владельце Архангельского, князе Н. Б. Юсупове, в строительстве усадьбы принимали участие как известные зодчие – О.И. Бове, С.П. Мельников, Е.Д. Тюрин, так и крепостные архитекторы, художники, декораторы – В. Стрижаков, Ф. Сотников, М. Ткачев и многие другие.
Считая, что Архангельское существует «для веселья, а не для прибыли», Юсупов стремился «то заводить, что редко, и чтобы все было лучше, нежели у других». Здесь, по словам А.И. Герцена, «человек встретился с природой под другими условиями, нежели обыкновенно. Он от нее потребовал одного удовольствия, одной красоты и забыл пользу. Он потребовал от нее одной перемены декораций для того, чтобы отпечатать дух свой, придать естественной красоте красоту художественную». Юсупов сосредоточил в Архангельском большую часть своих бесценных коллекций – «картины, мраморы, бронзы и всякие дорогие и хорошие вещи».
В 1830 году Пушкин посвящает князю Н.Б. Юсупову послание «К вельможе»:
От северных оков освобождая мир,
Лишь только на поля, струясь, дохнет зефир,
Лишь только первая позеленеет липа,
К тебе, приветливый потомок Аристиппа,
К тебе явлюся я; увижу сей дворец,
Где циркуль зодчего, палитра и резец
Ученой прихоти твоей повиновались
И вдохновенные в волшебстве состязались. (Пушкин 1959, 2, 146).
Дворцово-парковый ансамбль создавался в Архангельском в течение полувека – с 1780-х годов (когда имение принадлежало князю Н. А. Голицыну) по 1830 год. Дворец строило не одно поколение талантливых архитекторов, художников, декораторов. Наряду с известными зодчими О. И. Бове, С. П. Мельниковым, Е. Д. Тюриным здесь работали и крепостные архитекторы, живописцы: В. Я. Стрижаков, Ф, Сотников, М. Ткачев, Е. Шебанин и многие другие. Юсупов купил усадьбу в 1810 году. Этому имению он отводил особую роль. «…Архангельское не есть доходная деревня, а расходная и для веселья, а не для прибыли», – писал он своему управляющему. Здесь князь Юсупов разместил и показывал гостям свои превосходные коллекции. Юсупов «очень любил картины, мраморы, бронзы и всякие дорогие и хорошие вещи и собрал у себя в Архангельском столько всяких ценных редкостей, что подобного собрания, говорят, ни у кого из частных лиц нет в России, разве только у Шереметьева», – вспоминала Е. П. Янькова (Волович 1979, 116).
Отдавая должное художественному вкусу князя, Герцен в «Былом и думах» писал: «Старый скептик и эпикуреец Юсупов, приятель Вольтера и Бомарше, Дидро и Касти, был одарен действительно артистическим вкусом. Чтоб в этом убедиться, достаточно раз побывать в Архангельском, поглядеть на его галереи… Он пышно потухал восьмидесяти лет, окруженный мраморной, рисованной и живой красотой».
В послании «К вельможе», обращенном к Юсупову, Пушкин писал:
… Ступив за твой порог,
Я вдруг переношусь во дни Екатерины.
Книгохранилище, кумиры, и картины,
И стройные сады свидетельствуют мне,
Что благосклонствуешь ты музам в тишине… (Пушкин 1959, 2, 146)
Возможно, Пушкин многократно посещал Архангельское, но известны лишь две его поездки: весной 1827 года и в конце августа 1830-го. О первой свидетельствовал П. И. Бартенев со слов С. А. Соболевского, который «любил вспоминать о своей поездке в прекрасное Архангельское вместе с Пушкиным. Они ездили раннею весною, верхами, и просвещенный вельможа екатерининских времен встретил их со всею любезностью гостеприимства».
В другой раз Пушкин ездил в Архангельское вместе с П. А. Вяземским. В конце августа 1830 года Пушкин был у Юсупова вместе с П.А. Вяземским. Сохранилось документальное свидетельство их поездки – акварель Николя де Куртейля – француза, жившего у Юсупова и принимавшего участие в оформлении интерьеров дворца. На акварельном рисунке, хранящемся во Всесоюзном музее А.С. Пушкина, изображен праздник в Архангельском: князь Юсупов в окружении гостей, среди которых – Пушкин и Вяземский.
Поездка была вызвана обстоятельствами, связанными с публикацией послания Пушкина «К вельможе». Напечатанное в «Литературной газете» 26 мая 1830 года, оно вызвало злой пасквиль Н. А. Полевого, упрекавшего поэта в низкопоклонстве. Б своей статье, стилизованной под сатиру XVIII века, Полевой высмеивал «знатного барина», избалованного и распутного, окруженного раболепием людей, которые ненавидят и презирают его. Скучающий вельможа ищет развлечений и снисходительно допускает в число своих гостей поэта, посвятившего ему льстивое послание. «Один журналист, – писал Пушкин о Полевом,- принял мое послание за лесть итальянского аббата – и в статейке, заимствованной у «Минервы», заставил вельможу звать меня по четвергам обедать. Так-то чувствуют они вещи и так-то описывают светские нравы» (Пушкин 1959, 8, 94).
Цензора С. Н. Глинку, пропустившего в печать статью Полевого, уволили, и Пушкин с Вяземским поехали в Архангельское, чтобы поговорить с князем Юсуповым о возможности хлопотать за него. В великосветских кругах, близких к Юсупову, пушкинское послание тоже было встречено неодобрительно, но совсем по другой причине – там почувствовали, что психологический портрет вельможи очерчен поэтом с тонкой иронией: «В свете оно тотчас было замечено, – писал Пушкин, – и… были мною недовольны. Светские люди имеют в высокой степени этого рода чутье» (Пушкин 1959, 8, 95).
В наши дни Архангельское – известный подмосковный музей, где хранятся собранные некогда Юсуповым уникальные коллекции живописи, скульптуры, прикладного искусства. В память о посещении Архангельского Пушкиным его именем названа аллея парка. В 1899 году здесь был установлен памятник поэту.
- Подмосковные адреса Пушкина, не отраженные в его творчестве
Наряду с местами, где Пушкин пробыл довольно долго и которые он более или менее подробно описал в своих произведениях, есть ряд мест, не попавших в его произведения, но представляющих немалый исторический интерес в качестве памятников дворянского быта начала XIX века, позволяющих живо представить себе ту обстановку, в которой проходила жизнь Пушкина, причем обстановку не только материальную, но и духовную – прежде всего благодаря тому, что в этот список входит Остафьево, имение друга Пушкина, одного из крупнейших интеллектуалов своего времени, П. А. Вяземского, связанное также с именами других великих и выдающихся поэтов, писателей, ученых.
Особое место в жизни А.С Пушкина занимали Ярополец и Полотняный Завод – имения Гончаровых. Здесь разворачивались отдельные эпизоды его семейной жизни, здесь он любил и был любим, здесь он работал.
2.1 Остафьево
Недалеко от Москвы, близ Подольска, находится бывшее имение П.А. Вяземского Остафьево. Сохранились двухэтажный усадебный дом с коринфским портиком, часть старинного парка, пруд.
В конце XVIII – начале XIX века у отца П.А. Вяземского, Андрея Ивановича, – одного из просвещеннейших людей своей эпохи – гостили в Остафьеве поэты И.И. Дмитриев и М.М. Херасков, братья В.Л. и С.Л. Пушкины, И.П. Тургенев. Н.М. Карамзин, женившись на дочери А.И. Вяземского, жил в Остафьеве в течение двенадцати лет, работая над главным трудом своей жизни – «Историей государства Российского».
После смерти А.И. Вяземского, когда владельцем усадьбы стал его сын, князь Петр Андреевич, в Остафьево приезжали В.А. Жуковский, А.И. Тургенев, Е.А. Баратынский, А. Мицкевич, А.С. Пушкин.
О нескольких посещениях Остафьева Пушкиным сохранились документальные свидетельства, о других можно говорить предположительно. По всей вероятности, Пушкин гостил в Остафьеве еще в первый период московской жизни (сентябрь 1826-май 1827 года). Позднее он не раз здесь бывал: в 1830 году – с 30 мая по 5 июня, в августе и 17 декабря; в 1831 году – 4 января.
О приезде Пушкина в Остафьево Вяземский делает запись в дневнике 19 декабря 1830 года: «Третьего дни был у нас Пушкин. Он много написал в деревне: привел в порядок 8 и 9 главу «Онегина», ею и кончает; из 10-й, предполагаемой, читал мне строфы о 1812 годе и следующих. Славная хроника. Куплеты: «Я мещанин, я мещанин», эпиграмму на Булгарина..; написал несколько повестей в прозе, полемических статей, драматических сцен в стихах: «Дон-Жуана», «Моцарта и Салиери»; «У вдохновенного Никиты, у осторожного Ильи…» (Цит. по: Пушкинские… 1988, стр. 58).
Много лет спустя, уже в конце жизни, Вяземский с благодарностью вспоминает все о том же драгоценном для него приезде Пушкина в декабре 1830 года. «Уже при последних издыханиях холеры навестил меня в Остафьеве Пушкин. Разумеется, не отпустил я его от себя без прочтения всего написанного мною. Он слушал меня с живым сочувствием приятеля и судил о труде моем с авторитетом писателя опытного и критика меткого, строгого и светлого. Вообще более хвалил он, нежели критиковал… День, проведенный у меня Пушкиным, был для меня праздничным днем. Скромный работник, получил я от мастера-хозяина одобрение, то есть лучшую награду за свой труд» (Там же).
В начале XX века в остафьевском парке были установлены памятники А. С. Пушкину, Н. М. Карамзину, П. А. Вяземскому и В.А.Жуковскому.
2.2 Ярополец
В восемнадцати километрах от Волоколамска, на высоком берегу реки Ламы, расположена бывшая усадьба Гончаровых Ярополец.
В конце XVII века имение принадлежало крупному политическому деятелю Украины П.Д. Дорошенко. В первой песни «Полтавы» Пушкин называет имя «старого Дорошенки», «одного из героев древней Малороссии, непримиримого врага русского владычества». Гетмана Дорошенко упоминает он и в письме к жене 26 августа 1833 года, рассказывая ей о своих впечатлениях от поездки в Ярополец, о встрече с тещей: «Она живет очень уединенно и тихо в своем разоренном дворце и разводит огороды над прахом твоего прадедушки Дорошенки, к которому ходил я на поклонение» (Пушкин 1959, 9, 76). Петр Дорофеевич Дорошенко жил здесь после своего отречения от гетманства; здесь он и умер в 1698 году.
В начале XVIII века часть огромного имения перешла во владение Чернышевых; другой частью Яропольца с середины XVIII века владел А. А. Загряжский, женившийся на внучке П.Д. Дорошенко. При нем был построен дом весьма оригинальной архитектуры, сохранившийся до наших дней. На фоне краснокирпичных стен красиво выделяются белые коринфские колонны и пилястры. Некоторые приемы в оформлении здания – красно-белый цвет стен, стрельчатые переплеты рам – связывали его в единый архитектурный комплекс с другими усадебными постройками и окружавшей усадьбу монументальной стеной с башнями, выполненными в псевдоготическом стиле. Дом своеобразен и по планировке: одноэтажными переходами он соединен с двумя небольшими флигелями. Неизвестный нам талантливый архитектор, строивший усадьбу, достиг высокой выразительности архитектурных форм, соединив элементы классического стиля с псевдоготикой.
Владимир Гиляровский в очерке о своей поездке в Ярополец в 1903 году писал: «Я любовался дворцом, этим интереснейшим зданием с его колоннадой и лепными работами снаружи, с его высокими комнатами, с его залой, украшенной удивительно стильной люстрой и старинной мебелью, со стенами, расписанными пейзажами, с громадными изразцовыми каминами. А кругом дворца высокие красные стены, с рядом громадных, причудливых башен, производят впечатление древнего замка» (Цит. по: Волович 1979, 69).
А.А. Загряжский, при котором была построена усадьба, приходился дедом теще Пушкина Н. И. Гончаровой. В 1823 году, по разделу имений между нею и сестрами, она получила во владение Ярополец и с этого времени приезжала сюда на лето с дочерьми.
Известно, что Пушкин посетил Ярополец дважды. 23-24 августа 1833 года он остановился здесь по пути в Поволжье и Предуралье, куда ехал собирать материалы о Пугачеве. Отношения его с тещей к этому времени несколько улучшились, и по словам Е.А. Долгоруковой, Наталья Ивановна «полюбила Пушкина, слушалась его». В Яропольце они по-родственному беседовали о близких им обоим людях: о Наталье Николаевне, о маленькой Маше – дочке Пушкина, о Екатерине Ивановне Загряжской – сестре Н. И. Гончаровой. В упомянутом выше письме Пушкин сообщал жене: «В Ярополец приехал я в середу поздно. Наталья Ивановна встретила меня как нельзя лучше… Я нашел в доме старую библиотеку, и Наталья Ивановна позволила мне выбрать нужные книги. Я отобрал их десятка три, которые к нам и прибудут с варением и наливками. Таким образом, набег мой на Ярополец был вовсе не напрасен» (Пушкин 1959, 10, 139).
Во второй раз Пушкин заезжал в Ярополец на один день в начале октября 1834 года по пути из Болдина в Петербург. Вместе с Натальей Ивановной он побывал в соседнем имении – Яропольце Чернышевых.
Великолепный дворцово-парковый ансамбль этой усадьбы начал складываться в 1760-1770-х годах, когда она принадлежала генерал-фельдмаршалу графу Захару Григорьевичу Чернышеву. Огромный регулярный парк террасами спускался к большому пруду и далее – к берегу Ламы. В старинном описании парка упоминаются разнообразные его достопримечательности: «круглой фигуры остров, обыденный водяным каналом, через который два подъемные моста»; «каменный грот, изрядно убранный разными морскими раковинами»; «турецкий каменный домик»; «небольшой китайский домик и разных манеров беседки деревянные»; оранжерея «с разными иностранными плодовитыми деревьями». О посещении усадьбы Екатериной II в 1775 году напоминал обелиск на центральной аллее парка, небольшой дорический павильон, в котором некогда помещалось скульптурное изображение императрицы; в память о заключении мира с Турцией в парке возвышалась мечеть с двумя минаретами.
«Ярополец есть место историческое», – отмечал писатель А.Н. Муравьев, навещавший обитателей усадьбы в 1830-х годах. В записках о Яропольце он восторженно живописует вид, открывавшийся на дворец и парк со стороны пруда: «…замок Чернышевых, как серебристый лебедь, распустивший широкие крыла, пышно подымался из густой зелени лип над водоемом… Однообразно острижены были по трем крутым террасам молодые липы, образуя особо узорчатые клумбы и слегка только закрывая основание величественного здания. .. По обеим сторонам замка, вниз до пруда, по рубежу террас разительно отделялись от низменного сада огромные сосны и липы» (Цит. по: Пушкинские… 1988, 59).
Чернышевы приходились Пушкину дальними родственниками. Ко времени его приезда в Ярополец уже не было в живых графа Григория Ивановича – главы этого большого дружного семейства. Сын Чернышевых – декабрист Захар Григорьевич был приговорен к лишению прав состояния и ссылке в Сибирь на каторжные работы. Позднее он участвовал в русско-турецкой войне, и Пушкин виделся с ним во время своей поездки в Арзрум, в действующую против турок армию. Возможно, им довелось встретиться и в Яропольце в августе 1833 года. К этому времени Захар Григорьевич был произведен в офицеры и, получив отпуск, навестил своих родных.
Одна из дочерей Чернышевых – Александра Григорьевна Муравьева – последовала в Сибирь за мужем – декабристом Никитой Муравьевым. Пушкин виделся с ней в Москве перед ее отъездом.
В 1941 году бывший дом Гончаровых разграбили фашисты. Внутреннее убранство его погибло во время пожара, попорчена была церковь, вырублена большая часть парка. После войны здание восстановлено. Теперь в нем размещен дом отдыха. Реставрируется комната, в которой останавливался поэт. Одна из аллей парка, где, по преданию, гулял Пушкин, названа его именем. В бывшем имении Чернышевых ведутся реставрационные работы. Ярополец включен в «Пушкинское кольцо Подмосковья».
2.3 Черная Грязь
Во многих произведениях и письмах Пушкина звучит неизбывная «дорожная» тема – о вечных неурядицах почтовой езды, об ухабах, о бездорожье:
Теперь у нас дороги плохи,
Мосты забытые гниют,
На станциях клопы да блохи
Заснуть минуты не дают;
Трактиров нет. В избе холодной
Высокопарный, но голодный
Для виду прейскурант висит
И тщетный дразнит аппетит,
Меж тем как сельские циклопы
Перед медлительным огнем
Российским лечат молотком
Изделье легкое Европы,
Благословляя колеи
И рвы отеческой земли (Пушкин 1959, 2, 37).
Даже езда по Петербургскому тракту, лучшему из всех российских дорог, таила в себе немало неприятностей: «… Путешествие наше было неблагополучно. Проклятая коляска требовала поминутно починки. Кузнецы меня притесняли, рытвины и местами деревянная мостовая совершенно измучили. Целые шесть дней тащился я по несносной дороге и приехал в Петербург полумертвый» (Пушкин 1959, 5, 236).
В поселке Черная Грязь, близ станции Сходня Октябрьской железной дороги, сохранилось здание почтовой станции, первой от Москвы на Петербургском тракте, построенной еще в XVIII веке (теперь в нем больница). В прежние времена за зданием станции располагался просторный двор с конюшнями и каретными сараями. По московскому обычаю именно на этой станции прощались с родными и друзьями, покидавшими город, и встречали приезжающих. Здесь останавливались, отдыхали, меняли лошадей. На этой станции много раз бывал и Пушкин.
2.4 Полотняный Завод
Усадьба Гончаровых Полотняный Завод находилась в 30 верстах от Калуги, на берегу живописной реки Суходрев. Своим необычным названием она обязана парусно-полотняной фабрике, построенной по указу Петра I в 1718 году предприимчивым калужским купцом Тимофеем Карамышевым.
Вскоре рядом с парусной фабрикой возникла бумажная мануфактура. Производство быстро росло, набирало силу. После смерти Карамышева владельцем фабрики стал один из его компаньонов – калужский посадский человек Афанасий Абрамович Гончаров. Умный, энергичный, он, по свидетельству современника, «во всех частях домашней, сельской, фабричной и торговой экономии был искусен; имел в коммерции обширные сведения, все дела свои отправлял сам и счеты поверял».
Парусные полотна и бумага гончаровских фабрик славились и в России, и за ее пределами. К концу жизни бывший «горшечник» стал обладателем огромного состояния, добился права на потомственное дворянство и обратил Полотняный Завод в майорат. Отныне имение До1 должно было переходить к старшему в роде, причем владелец не мог ни продать его, ни заложить.
В 1785 году Полотняный Завод перешел к Афанасию Николаевичу Гончарову. Деду-накопителю наследовал расточитель внук. Поручив хозяйственные дела управляющим, он, подобно екатерининским вельможам, жил широко, проводил время в бесконечных развлечениях, заново отделал и украсил усадьбу.
В Полотняном Заводе прошли детские годы Наташи Гончаровой. Переехав со старшими детьми из Полотняного в Москву, родители оставили на несколько лет у деда его любимицу Ташеньку.
В первый раз Пушкин посещает Полотняный Завод в конце мая 1830 года. Став женихом Натальи к Николаевны, он должен был познакомиться с главой семьи Гончаровых, а также выяснить, сможет ли Афанасий Николаевич обеспечить внучку приданым, на котором решительно настаивала будущая теща.
Приехав в Полотняный, Пушкин узнает, что имение, которое дед предполагал дать в качестве приданого за младшей внучкой, обременено огромным долгом и заложено в Опекунском совете. Рассчитывая, по-видимому, на влиятельное положение своего будущего родственника в правительственных кругах, Гончаров-старший полагал, что Пушкин сможет избавиться от этого долга и, кроме того, возьмет на себя заботы об имущественном состоянии всего семейства Гончаровых.
Воспользовавшись приездом Пушкина, Афанасий Николаевич поручает ему похлопотать перед министром финансов о ссуде на расширение фабрик, добиться отмены ненавистного майората, чтобы можно было продать или заложить часть Полотняного Завода и наконец получить разрешение на продажу «бронзовой бабушки» – 200-пудовой статуи Екатерины II, отлитой в Берлине по заказу А.А. Гончарова в память о посещении усадьбы императрицей.
Обращаясь к Бенкендорфу с просьбой «исходатайствовать… разрешение на переплавку названной статуи», Пушкин отмечает не без грустной иронии: «Уже более 35 лет погребена она в подвалах усадьбы. Торговцы медью предлагали за нее 40000 рублей, но нынешний ее владелец, г-н Гончаров, ни за что на это не соглашался… Неожиданно решенный брак его внучки застал его врасплох без всяких средств, и, кроме государя, разве только его покойная августейшая бабка могла бы вывести нас из затруднения» (Пушкин 1959, 10, 60).
Несмотря на стесненное материальное положение семьи, гончаровская усадьба все еще сохраняла былое великолепие. Огромный трехэтажный барский дом стоял над рекой, окруженный садом. За рекой живописно располагались искусственные пруды. Рядом с домом тянулись фабричные корпуса, за садом – конный двор, по другую сторону от дома – оранжереи, где выращивались цветы, грибы, экзотические фрукты. За оранжереей простирался парк с березовыми, дубовыми, липовыми аллеями, выводившими к сосновой роще, к реке. Прямо на берегу над обрывом стояла деревянная беседка, обращенная крыльцом к реке, к просторам лугов. По преданию, она очень полюбилась Пушкину. Место, где она была когда-то, до сих пор называют «пушкинской беседкой»; «пушкинской» же называют и ведущую к ней липовую аллею.
Весть о том, что в Полотняный Завод приехал Пушкин, быстро облетев окрестные деревни, дошла и до Калуги. В день его рождения, 26 мая, два калужских книгопродавца пешком пришли поздравить поэта. Пушкин, тронутый их добрым отношением, заинтересованный беседой с ними, оставил их ночевать в имении, а на утро вручил свой автограф: «Александр Пушкин с чувством живейшей благодарности принимает знак лестного внимания почтенных своих соотечественников Ивана Фомича Антипина и Фаддея Ивановича Абакумова. 27 мая 1830. Полотняный завод».
В этот приезд Пушкин провел в Полотняном Заводе всего несколько дней. Жил он на втором этаже. Рядом были кабинет хозяина дома, библиотека, бильярдная. А на третьем этаже, в низких комнатах с небольшими квадратными окнами, жила Наталья Николаевна с сестрами. Они приехали в Полотняный вместе с матерью еще в начале мая. Комнаты эти назывались в семье «кутузовскими», потому что в октябре 1812 года, когда наполеоновские войска отступали из Москвы на Калугу, здесь несколько дней помещался штаб русской армии и жил М.И. Кутузов.
С грустью и тревогой покидал Пушкин Полотняный Завод: надежда на получение приданого не оправдалась, а значит, и свадьба откладывалась, быть может, надолго…
«Итак, я в Москве, – такой печальной и скучной, когда вас там нет… – пишет он невесте в начале июня. – Я раскаиваюсь в том, что покинул Завод – все мои страхи возобновляются, еще более сильные и мрачные. Мне хотелось бы надеяться, что это письмо уже не застанет вас в Заводе. – Я отсчитываю минуты, которые отделяют меня от вас» (Пушкин 1959, 10, 84).
Во второй раз Пушкин приехал в Полотняный Завод в конце августа 1834 года и прожил здесь с семьей около двух недель. В то время владельцем Заводов, разоренных, по словам Пушкина, «от глупости и беспечности покойника Афанасия Николаевича», был Д. Н. Гончаров. Наталья Николаевна с детьми, Марией и Александром, жила у старшего брата с конца мая.
Пушкин приезжает в Полотняный Завод в нелегкое для него время. Отношения его с правительством, великосветскими кругами, реакционной прессой становятся все более напряженными, семья растет, увеличиваются материальные затруднения. Жизнь в Петербурге становится невыносимой. Попытка уйти в отставку оказывается безрезультатной: царь дал понять, что отставка грозит не только запрещением работы в архивах, но и новой опалой. «Прошедший месяц был бурен, -записал Пушкин в дневнике 22 июля. – Чуть было не поссорился я со двором, – но все перемололось. Однако это мне не пройдет» (Пушкин 1959, 9, 83).
В Полотняный Пушкин уезжает накануне пышного официального торжества. «…Выехал из Петербурга за 5 дней до открытия Александровской колонны, чтоб не присутствовать при церемонии вместе с камер-юнкерами, – своими товарищами…» – отмечает он в дневнике (Пушкин 1959, 9, 86).
На этот раз Пушкин вместе с семьей поселяется в центре села, в двухэтажном деревянном доме, выкрашенном в красный цвет. Возле дома были цветник и фруктовый сад. Каменная лестница вела к пруду.
Пушкин много гуляет по парку, долгие часы проводит в беседке на берегу Суходрева. В домашней библиотеке Гончаровых он находит немало интересных для себя книг, в том числе сочинений по истории и географии, необходимых при работе над «Историей Петра». В начале сентября Пушкин с сожалением покидает Полотняный Завод, где ему так хорошо работалось и куда больше не довелось возвратиться.
… Время не пощадило многое из того, что могло бы напомнить о пребывании в этих местах Пушкина. Еще в прошлом веке не стало «пушкинской беседки», горел Красный дом. Страшный урон нанесли Полотняному Заводу фашисты. Они подожгли гончаровский дом, вырубили на дрова вековые деревья парка, дотла сожгли поселок. В наши дни в Полотняном воде идут реставрационные работы.
Заключение
Несмотря на относительно небольшой список адресов Пушкина в Подмосковье и еще меньший круг тех подмосковных мест, которые нашли свое отражение в творчестве поэта, несомненно, тема «Пушкин в Подмосковье» представляет несомненный интерес не только для историков литературы, но и для обычных туристов.
Многие строки пушкинских произведений, знакомые со школьной скамьи, оживают в Захарове, Больших Вяземах, Архангельском; широко известные сведения из биографии поэта обретают особую окраску, будучи помещены в «вещественный контекст» Остафьево или Полотняного Завода. Разработка соответствующих туристических маршрутов требует внимательного и сознательного отношения к отбору того литературного материала, который может быть привлечен для проведения экскурсий. Надеемся, что данная работа может оказаться полезной в подобной работе.
Литература
1.Верховская Н.П. Пушкинские места в Подмосковье. 2-е изд., доп. – М.: Моск. рабочий, 1962.
2.Волович Н.М. Пушкинские места Москвы и Подмосковья. – М.: Моск. рабочий, 1979.
.Пушкин А.С. Собр. соч. в 10 т. – М.: ГИХЛ, 1959.