- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 28,70 kb
Путешествие в историю русского быта (первая половина XIX века)
Введение
Прежде чем начать путешествие в быт русской культуры первой половины 19 века, считаю целесообразным обозначить некоторые аспекты разговора о культуре в целом. Предмет МХК, изучаемый нами на протяжении двух лет, дал уникальную возможность прикоснуться интересом к истокам русской культуры, начиная с древних времён и заканчивая изучением культуры современного времени.
Слово «культура» принадлежит, наверное, к числу наиболее встречающихся. И в справочной литературе существует более 30 определений данного понятия. Культура – это не только система ценностей или достижений того или иного народа, как принято это считать, но и динамичный процесс раскрытия и развития способностей личности в её сознательной деятельности в определённом историческом контексте.
Предметом изучения русской культуры – одной из составных частей мировой культуры – является изучение общих закономерностей историко-культурного процесса, а также выявление и исследование частных, национальных закономерностей развития культуры и особенностей её функционирования в данных исторических условиях.
Менявшийся на более чем тысячелетнем пути развития менталитет русской культуры (от Киевской Руси до наших дней) всё же сохраняет этническое единство и преемственность Мысль о двойственности русской культуры как естественного результата геополитического положения России между Западом и Востоком не нова. Н. Бердяев писал: «В России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории – Восток и Запад. Русский народ не есть чисто европейский или азиатский народ». Другой мыслитель Серебряного времени – Г. Плеханов – столкновение Востока и Запада в русской культуре представлял по-другому: «…два процесса, параллельных один другому, но направленных в разные стороны». Именно поэтому, по его мнению, происходит глубокий «разрыв между народом и более или менее просвещённым обществом».
Почему я так подробно коснулcя теоретических обоснований бинарности (1) русской культуры? Дело в том, что при описании быта русской культуры первой половины 19 века я буду рассказывать о быте высшего общества, поместного дворянства и о предметах бытовой жизни крестьян.
Почему я решил исследовать культуру именно первой половины 19 века? Данный исторический период мне наиболее интересен. Во-первых, потому что для него характерен небывалый патриотический подъём в русском обществе, связанный с Отечественной войной 1812 года. Во-вторых, данный период наиболее изучен нами на уроках истории и литературы. В-третьих, предреформенная эпоха стала важным этапом в процессе становления национальной культуры.
На уроках мировой художественной культуры мы подробно говорили об образовании и просвещении, характерных для данного исторического отрезка, рассматривали развитие науки и техники, говорили об идеях декабризма. Знакомились с известными живописцами и зодчими того времени.
Цель: исследовать быт русских людей первой половины XIX века.
Задачи:
. подобрать материал о культурной жизни людей в первой половине XIX века;
2. рассмотреть разницу в культурной жизни высшего общества и крестьянской среды;
3. определить, какие культурные направления претерпели изменения в первой половине XIX века.
При работе над рефератом мною использована разнообразная литература.
В «Хрестоматии по истории мировой культуры» Гриненко Г.В. я познакомился с тем, какую роль играет культура России в развитии мировой культуры. Богатый справочный материал, необходимый мне для рассмотрения основных форм бытовой жизни русских людей, я нашёл в книге М.В. Короткова «Путешествие в историю русского быта».
Много интересного об истории русского костюма я почерпнул из «Энциклопедии для маленьких принцесс», в которой рассказывается о «реформировании» русского платья с давних времён до нашего времени, когда современная одежда почти уже ничем не напоминает пышных нарядов наших прапрабабушек.
Книга Кошмана Л.В. «История русской культуры IX-XX вв.» и «Путешествие в мир моды», а также энциклопедия Чудакова Н.В. «Я познаю мир» дали мне возможность использовать иллюстративный материал для создания презентации по моей исследовательской работе.
1. Мир дворянской усадьбы
Усадьба для дворянина была его родным домом, он обретал в ней покой и уединение. Место для усадьбы выбиралось особенно живописное, на берегу пруда или реки. В центре усадьбы располагался господский дом, обычно невысокий, в два-три этажа, а то и одноэтажный.
Давайте заглянем внутрь помещичьего дома. Входящий в дом сразу попадал в вестибюль – просторный светлый зал, служивший прихожей. Из вестибюля на второй этаж вела красивая мраморная лестница.
За вестибюлем находился парадный зал – непременная часть помещичьего дома. Ведь помещик обязательно должен был устраивать обеды, балы, приемы. Зал выходил окнами в парк, в нем было много света и воздуха. Просторным он казался еще и потому, что его стены украшали зеркала.
Глаз радовали лепные потолки и расписные стены – золото на белом фоне. А полы были подлинными произведениями искусства! По рисункам художников их выкладывали паркетными плитками различных пород дерева, составляя разнообразные орнаменты. Чем богаче был паркетный пол, тем наряднее выглядел зал.
Какие же еще комнаты существовали в дворянском доме? По левую и правую стороны от вестибюля находились гостиные. Обычно в них принимали гостей. Верх стен в гостиной украшали красивым карнизом, потолок – лепным орнаментом, живописью.
Парадные гостиные дворянских домов были уставлены диванами, креслами и другой мягкой мебелью. Ее обивка по цвету должна была соответствовать обивочной ткани, которой отделывали стены гостиной. И часто гостиная так и называлась – розовая, зеленая и т.д.
Чтобы гостям было удобно, в гостиных устраивали специальные «уголки», отделенные от основного помещения высокими растениями в кадках или жардиньерками – специальными полочками для цветов. В гостиных также непременно ставили ломберные столы для игры в карты, покрытые зеленым сукном. На небольших изящных столиках раскладывали альбомы для стихов, на стенах развешивали портреты предков, картины.
Были в дворянском доме и диванная – комната для отдыха и домашних занятий, кабинет и библиотека – строгие комнаты, отделанные лакированным деревом, со шкафами для книг, бюро, секретерами, бильярдная, будуар – дамская комната для отдыха и приема друзей. Непременно имелись парадная столовая и буфетная – комната рядом со столовой для хранения дорогой серебряной и фарфоровой посуды, скатертей. В буфетную доставляли готовые блюда из кухни. Саму же кухню размещали подальше от дома, чтобы не раздражать хозяина и его гостей неприятными запахами.
Комнаты в доме были проходными. Они располагались в ряд, одна за другой, составляя анфиладу. Двери во всех комнатах были открыты, и создавалось впечатление их бесконечности.
Парадный интерьер был продуман так, чтобы в его пространстве разворачивалось действо: обеды и балы, приемы и беседы, чтение книг и музицирование, наслаждение произведениями искусства и игра в карты.
Побыть в одиночестве хозяева могли только в низких и тесных комнатах второго этажа. Жилые помещения и спальни второго этажа небольшими окнами выходили в парк или на боковые фасады. Часто эти комнаты называли антресолями.
В спальнях стояли кровати, широкие, с легкими, почти прозрачными пологами и балдахинами, которые защищали спящих от мух и других насекомых.
Помещения первого этажа по традиции были прохладными, но тем не менее в них все равно стояли печи. Печи по-прежнему облицовывали изразцами или каменной плиткой.
Свет в огромных залах и гостиных давали люстры, канделябры, жирандоли. Жирандоль – это подсвечник, на котором по кругу располагались свечи. Ставили жирандоли на стол, камин. А вот канделябры прикрепляли на стены. В скромных дворянских домах или в помещениях для слуг использовали каганцы – глиняные плошки с жиром и фитилем. Но это скорее исключение. Как правило, в доме дворянина горело огромное количество свечей. Золотая бронза светильников в сочетании с хрусталем и цветным стеклом при зажженных свечах создавали незабываемое впечатление.
2. Жизнь в столице
Собственные дома в столицах имели дворяне со значительным годовым доходом до 10 тыс. рублей. Особняки, как правило, строились каменные и передавались из поколения в поколение без переделок. Они были одно или двухэтажные.
Горожане часто строили дома из дерева и покрывали их штукатуркой, чтобы внешне они напоминали каменные. Были и такие дома: низ каменный, верх деревянный. Очень часто с улицы дом имел один этаж, а со стороны двора – два. За такой дом хозяин платил меньше налог.
Городской дом начинался с передней, где стояли вешалки для одежды. Рядом с ней могла находиться лакейская, а по другую сторону – кладовая с железной дверью. Для прислуги была еще и девичья. Дворник с семьей жил отдельно, недалеко от ворот. В богатом дворянском особняке было 10-15 человек прислуги мужского и женского пола – два лакея, горничные, няньки, кормилица, экономка, прачка, повар или кухарка, посудомойка, кучер, садовник.
Даже в одноэтажном особняке для нужд господ отводилось семь-восемь комнат: две гостиные, диванная, спальня, кабинет, детская, зала для танцев, столовая. Стены комнат были обшиты обоями – с орнаментом или гладкими, в зависимости от моды. Потолки украшали лепниной, позолотой, интерьер – бронзой, бархатом, гобеленами, картинами, зеркалами, часами. В зале непременно стоял рояль. Пол был паркетный, иногда покрыт коврами.
Гостиная такого дворянского дома, выходящая окнами на улицу, была уставлена креслами, софами и диванами из мебельного гарнитура, столами. На столиках раскладывали альбомы со стихами, ставили фарфоровые игрушки, в шкафах помещали фаянсовую посуду – признак зажиточности. На стенах вешали канделябры. Изразцовая печь с узорами дополняла интерьер.
Кроме зала и парадных гостиных, все остальные комнаты были приспособлены для житья. В малой гостиной помещали скромный гарнитур, клавикорды, трельяж – трехстворчатое зеркало из составных стенок с резьбой по дереву. Было очень модно ставить ширмы. В кабинете располагался письменный стол с креслом, конторка для работы стоя, конторка для трубок, шкафы с книгами. В столовой стояли стол – сороконожка и горка с посудой. К спальне обычно примыкали две комнаты – гардеробная с вешалками и сундуками для нарядов господ и уборная. Там находился умывальник и ящик для грязного белья. А в кресле красного дерева господа отправляли свои нужды. Все эти комнаты выходили окнами во двор.
Все в дворянском доме было продумано. Уважением к старшему поколению проникнуто даже расположение лестницы – из девичьей прямо в бабушкину комнату.
3. Русская изба
Деревянная крестьянская изба на многие века стала преобладающим жилищем 90% населения России. Это легко изнашиваемая постройка и до нас дошли избы не старше середины XIX века. Но в своем устройстве они сохранили древние строительные традиции. Возводили их обычно из мелкослойной сосны, а в некоторых районах рек Мезени и Печоры из лиственницы.
Главным инструментом при постройке всех русских деревянных сооружений был топор. Отсюда говорят не построить, а срубить дом. Пилу стали применять в конце XVIII в., а в некоторых местах с середины XIX в. Конструктивно избы решались в форме квадратного или прямоугольного сруба из образующих стены венцов-рядов горизонтально положенных бревен, связанных в углах врубками. Решение плана избы просто и лаконично. Изба объединена под общей кровлей с хозяйственными постройками. Для внешнего облика избы характерна живописная асимметрия в размещении крыльца, ворот, ввоза, двора и окон, что придает особый уют и интимность русскому крестьянскому жилищу. Крестьянское жилище состояло из клети, избы, сеней, горницы, подклети и чулана. Основное жилое помещение – изба с русской печью.
Устройство русской печи особенно интересно. Объединенная своими деревянными частями с внутренней архитектурой избы в одно целое она воплощает в себе идею домашнего очага. Вот почему столько любви вложено народными мастерами в архитектурную обработку печи и ее деревянных деталей. Выпущенные концы толстых брусков подпечья, подпирающих тяжелый шесток печи спереди и лавку-лежанку сбоку, обрабатывали топором в выразительных формах, соответствующих их назначению как опоры большого груза. Печной коник, отгораживающий шесток у печного столба, вытесывали топором в виде смелых изгибов шеи коня.
Каменная громада печи не вырастает непосредственно из дощатого пола, а имеет постепенный переход в своих деревянных частях. Стремление придать деревянным деталям красивые формы, а также в самой кладке выразить эстетические наклонности приводит к созданию художественной целостности всего сооружения. Иногда у печи устраивался угол для стряпни, отделенный деревянной филенчатой ярко расписанной перегородкой, шедшей не до самого верха. Часто эта перегородка превращалась в двусторонний и расписной встроенный шкаф. Роспись носила либо геометрический характер (мотив солнца), либо изображала цветы. В росписи преобладали зеленый, белый, красный, розовый, желтый, черные цвета.
Мебель русских крестьян отличалась особой массивностью и прочностью. Лаконичные и массивные формы так органично вписывались в архитектуру жилища, что было довольно сложно распознать, где кончается стена или пол и начинается мебель. Само слово «мебель» означает части интерьера, которые можно двигать с места на место. Однако к таким предметам в крестьянской избе можно было отнести только скамьи, короба, сундуки и табуреты. Все остальные предметы были намертво присоединены к стенам и составляли с избой единое целое.
Сундуки были главным местом хранения вещей в крестьянской избе. Праздничная одежда, ткани, вышивки и другая ценная семейная собственность, включая девичье приданое, хранились в сундуках, которые являлись неотъемлемой частью интерьера крестьянского жилища. Наиболее древние сундуки представляли собой простые деревянные коробки с ручками и плоской крышкой на петлях. Обычно сундуки снабжались внутренними замками и обивались железом для прочности.
Стол обычно был значительных размеров в расчете на большую семью. Крышка стола прямоугольная, делали ее из хороших досок без сучков и тщательно обрабатывали до особой гладкости. Подстолье решалось по-разному: в виде дощатых боковин с выемкой внизу, соединенных проножкой; в виде ножек, соединенных двумя проножками или кругом; без царги или с царгой; с одним или двумя выдвижными ящиками. Иногда резьбой покрывали края столовой доски и грани массивных ножек, оканчивающихся в своей нижней части резными перехватцами. Помимо обеденных изготовляли кухонные столы для приготовления пищи – поставцы, которые размещали около печи. Поставцы были выше обеденных столов, чтобы за ними удобно было работать стоя, и имели внизу полки с закрывающимися дверцами и выдвижные ящики. Были распространены также небольшие столики, на которых стоял ларец или лежала книга, они имели более декоративное решение.
Исследователи относят появление стульев в крестьянской избе к середине XIX века. До этого времени только древние скамьи были главным элементом интерьера избы. Они расставлялись вдоль стен жилища и не были приспособлены к перемещению. На этих скамьях люди спали, работали, ели, готовили и встречали гостей. Переносные скамьи имели четыре ножки и две широкие доски в качестве сидения. Они могли быть как со спинкой, так и без неё. Давным-давно русские крестьяне в качестве сидения использовали небольшие табуретки, вырезанные из сосновых корней: ножками служили концы корней. Так называемые сиденья работника (для работы дома) с тремя ножками тоже широко использовались в русских деревнях.
Прообразом шкафов и гардеробов послужили так называемые «спальные полки», намертво прикрепленные к стенам. На них люди спали. Обычно такая полка закрывалась занавеской, которая всё же не спасала от пыли. Именно по этой причине занавеска позже была заменена на деревянные двери с петлями. Это привело к появлению новых предметов мебели в крестьянской избе: шкафов и гардеробов. Поначалу они были намертво присоединены к стенам жилища, а затем отделились от них. На этом этапе у шкафов и гардеробов появилась задняя стенка, которая конечно была не нужна, если шкаф плотно приставлен к стене.
Светцы представляли собой литую подставку для лучины, которая являлась единственным источником освещения в русской избе на протяжении многих веков. Обычно в качестве лучины использовали берёзу, которая горела ярко и не дымила. Также использовались тополь, дуб, клён и сосна. Первые русские светцы из-за недостатка материалов изготавливались из старых подков. Они не представляли собой ничего особенного и имели форму вилки с тремя или четырьмя зубцами. Противоположная часть была заострена и загнута под углом, который позволял вставлять её в деревянную стену. Горящая лучина помещалась между зубцов, а огарки падали в специальную ванночку, наполненную водой. В дальнейшем кузнецы стали изготавливать светцы с двумя и более «вилками». А ещё позже у светцов появилась деревянная подставка, что позволяла поставить его на любое место в избе.
Ручные прялки являлись одним из наиболее интересных феноменов русского национального искусства. Они были древнейшими приспособлениями для изготовления пряжи. По своему дизайну русские ручные прялки делились на два типа: «корневые» и «разъёмные» (состоящие из нескольких частей). Оба типа включали в себя две основные части: вертикальную лопасть, на которой укреплялась кудель, и горизонтальное донце, на котором сидела пряха. Корневые прялки вырезались из цельного куска дерева: нижняя часть – из корня, а лопасть – из прямого ствола дерева. Это наиболее древний вид прялок.
Деревянная утварь занимает особенное место среди произведений русского национального искусства. Традиции производства таких вещей нарабатывались веками, впитывая опыт многих поколений мастеров. Выдолбленные и вырезанные предметы утвари были наиболее древней формой деревянной посуды, которая характеризовалась простотой и массивностью. Крестьянин изготавливал каждый предмет самостоятельно с начала и до конца; вот почему каждый предмет имеет свою уникальную форму. Да и не могло быть никакой однообразности в традициях русской деревни, которые уходят корнями вглубь веков. Каждый предмет нёс в себе отпечаток личности его создателя. Деревянные ложки, например, изготавливались на Руси с древнейших времён. Технология их производства довольно проста: из небольшой баклуши мастер выдалбливал внутреннюю часть, а внешнюю вырезал ножом. Ручка получалась круглой и толстой. Сам размер подобной ложки впечатляет. Ложки, изготовленные монахами, вырезались и украшались с особенной тщательностью.
4. Русский костюм
-е годы, словно считаясь с календарным началом века, быстро изменили городскую моду: парики, немецкие кафтаны и штаны с пряжками продолжали носить только старцы. Правда, «екатерининские костюмы» долго ещё оставались парадной форменной одеждой придворных, но смотрелись они уже как условный, театральный реквизит.
Подавляющее большинство дворян сняло парики и облачилось во фраки, жилеты и длинные панталоны.
Фраки, впоследствии ставшие только чёрными, в то время были разноцветными и до середины XIX века служили самым обычным одеянием имущих горожан.
Чёрный фрак был костюмом выходным – для визитов, посещения клуба или театра. Прийти в гости не во фраке значило оскорбить хозяев.
Чаще всего домашней одеждой дворян служит шлафрок – первоначально «спальное одеяние» (с немецкого), а потом то же, что халат. Хотя на улицу и в гости в шлафроках не ходили, они могли выглядеть весьма нарядно, сшитыми напоказ.
Женщина конца XVIII – начала XIX века, романтическая, мечтательная, с бледным лицом, уже ничего общего не имела с дородными красавицами прежних времён. Дамы отказываются от широких юбок и фижм и начинают носить открытые, лёгкие, стянутые под грудью, полупрозрачные платья. Такой костюм был изящным, но не соответствовал климату России. Модные красавицы, выходя из дома с открытой шеей и грудью, часто простужались. По утверждению врачей того времени, новая мода увеличила смертность.
В XVIII веке появились ещё более гибкие, чем фижмы, каркасы – кринолины, ставшие особо модными в 50-60-е гг. XIX века. Они придавали юбкам округлую форму. Для того чтобы выглядеть модной, женщина могла надеть на себя до 40 метров шёлка в виде платья, утопая в оборочках, бантах и лентах.
Уже в XVIII веке появилось ещё одно изобретение – турнюр. Это был валик из ваты, который прикреплялся под юбку сзади, образуя возвышение. Турнюры входили в моду несколько раз. Особенно популярны они были в 70-80-е гг. XIX века.
Веера не потеряли своего значения и в XIX веке. На столике в гостиной можно было увидеть маленький костяной веер с резьбой или узором: это был веер хозяйки дома. Но были и «бабушкины» веера: шёлковые или из перьев.
В начале XIX века голову украшали диадемами, золотыми обручами, венками из искусственных цветов, золотых колосьев, лавровых листьев, живых цветов. Тогда же в моду вошли парадные головные уборы: тюрбаны с перьями, чепцы или чепчики. Чепец служил постоянным домашним головным убором. При выезде же надевалась шляпа или мягкий широкий берет.
С воцарением в моде начала XIX века лёгких античных платьев появились туфли без каблуков с завязками вокруг ноги. Бальные туфли расшивали золотом и серебром.
Зимой носили невысокие ботинки из сукна или бархата, на шнуровке или на пуговицах из перламутра. Тёплая зимняя обувь оторачивалась мехом.
В большой моде в XIX веке были всякого рода накидки, надеваемые на открытые плечи для согревания и красоты, прежде всего мантильки – короткие накидки без рукавов.
Дома женщины носили душегрейки – короткие тёплые кофты, обычно без рукавов. Другое название этой кофты – телогрейка.
Кацавейкой, или куцавейкой, называлась короткая распашная кофта без сборов и перехвата, с рукавами, подбитая мехом или ватой. Носили их преимущественно женщины пожилые.
Наиболее распространёнными в XIX веке видами верхней женской одежды были салоп и бурнус. Салоп представлял собой широкую и длинную накидку с прорезями для рук или небольшими рукавами. Особо ценился соболий салоп.
Сибиркой назывался короткий кафтан, обычно синего цвета, сшитый в талию, без разреза сзади и с невысоким стоячим воротником.
Азям – разновидность кафтана. Шился он из тонкой ткани и носился только летом.
Верхней одеждой крестьян служил армяк – тоже разновидность кафтана, сшитая из фабричной материи – толстого сукна или грубой шерсти. Богатые армяки выделывали из верблюжьей шерсти. Это было широкое, долгополое одеяние вольного покроя, напоминающее халат.
Гораздо примитивнее армяка был зипун, который шили из грубого, обычного домотканого сукна, без воротника, с раскошенными полами. Зипун был своего рода крестьянским пальто, предохраняющим от стужи и непогоды. Носили его и женщины. Зипун воспринимался как символ бедности.
Разновидностью кафтана была и чуйка – длинный суконный кафтан халатного покроя. Чаще всего чуйку можно было видеть на купцах и мещанах – трактирщиках, мастеровых, торговцах.
Домотканый кафтан из грубого некрашеного сукна назывался сермягой.
Историки русского костюма отмечают, что для крестьянской одежды не существовало строго определённых, постоянных названий. Многое зависело от местных говоров. Некоторые одинаковые предметы одежды в разных говорах назывались по-разному, в других случаях одним словом в различных местах назывались различные предметы. Это подтверждается и русской классической литературой, где понятия «кафтан», «армяк», «азям», «зипун» и другие нередко смешиваются, иногда даже у одного и того же автора.
Из крестьянских головных уборов только недавно исчез картуз, иначе говоря – неформенная фуражка. Картуз, появившийся в России в начале XIX века, носили мужчины всех сословий, сначала помещики, потом мещане и крестьяне. Иногда картузы были тёплыми, с наушниками.
Простой трудовой люд, в частности ямщики, носили высокие, округлые шапки, прозванные гречневиками – по сходству формы с популярной в то время лепёшкой, испечённой из гречневой муки. Шлыком пренебрежительно называлась всякая крестьянская шапка.
В названиях обуви особых изменений не произошло. Низкая обувь, как мужская, так и женская, в старину называлась башмаками.
Деревенской женской одеждой исстари служил сарафан – длинное безрукавное платье с наплечьями и пояском.
Замужние женщины носили палёву или полеву – домотканую, обычно полосатую или клетчатую шерстяную юбку, зимой – с телогрейкой. В будни на голове носили повойки – платок, обвитый вокруг головы, в праздники – кокошник – довольно сложное сооружение в виде полукруглого щитка надо лбом и с тульей сзади, или кику – убор с выдающимися вперёд выступами – «рогами».
5. История танца
Главным развлечением светского общества того времени были балы. На балы ездили в каретах. Более всего карет было в царствование Екатерины II. При Екатерине даже были изданы указы, как, кому и в каких каретах ездить, сколько запрягать лошадей, с тем чтобы ограничить стремление вельмож к роскоши. В то время в моде были высокие кареты со стёклами. Мода на кареты не угасла при Александре I и других русских императорах XIX века.
Дом, где проходил бал, был ярко освещён, особенно подъезд, куда заходили гости. Празднично одетые лакеи встречали кареты, из которых выходили мужчины во фраках, мундирах, при звёздах и лентах, женщины в мехах.
Балы проходили в огромных великолепных залах, окружённых с трёх сторон колоннами. Зал освещался множеством восковых свечей в хрустальных люстрах и медных стенных подсвечниках.
Музыканты размещались у передней стены на длинных, установленных амфитеатром скамейках. В середине зала непрерывно танцевали, а на возвышениях по двум сторонам залы у стен стояло множество раскрытых ломберных столов, на которых лежали колоды нераспечатанных карт. Здесь играли, сплетничали и философствовали. Бал для дворян был местом отдыха и общения. Протанцевав минут пять, старики принимались за карты
Балы проводились по определённой, утвердившейся в дворянском обществе программе. Поскольку тон балу задавали танцы, то они и были стержнем программы вечера. В конце XVIII – начале XIX века было принято открывать бал польским танцем, или полонезом. За ним следовал вальс. Кульминацией бала была мазурка, а завершал его котильон. Кавалеры на балах заранее приглашали дам на все танцы. Дамы вместе с веером носили на запястье специальную книжечку, в которую заносили имена кавалеров, пригласивших их на определённый танец.
Полонез, которым начинался бал, вошёл в моду в начале 90-х гг. XVIII века, при Екатерине II. Длился он 30 минут. Все присутствующие должны были принять в нём участие. Его можно назвать торжественным шествием, во время которого дамы встречали кавалеров. Иностранцы называли этот танец «ходячий разговор».
Вторым танцем был вальс. Танец этот действительно немного однообразный, так как состоит из одних и тех же постоянно повторяющихся движений. Н вместе с тем вальс – танец романтический и безумный: партнёр обхватывает даму за талию и кружит её по залу. Только русские танцевали на балах «летучие, почти воздушные вальсы».
Мазурка – это середина бала. Она «приехала» в Россию из Парижа в 1810 г. Дама в мазурке идёт плавно, грациозно, изящно скользит и бегает по паркету. Партнёр Вт этом танце проявляет активность, делает прыжки – антраша, во время которых в воздухе он должен ударить ногой об ногу три раза. Умелое пристукивание каблуками придавало мазурке неповторимость и шик. В 20-е гг. XIX века мазурку стали танцевать спокойнее, и не только потому, что от неё страдал паркет.
Мазурку танцевали в четыре пары. При её исполнении допускались разговоры.
Каждый новый танец на балу всё меньше напоминал торжественный балет, всё больше было в нём танцевальной игры, свободы движений. В конце бала исполняли французский танец котильон. Он представлял собой танец игру, шаловливую и непринуждённую. Кавалеры в этом танце становятся на колени перед дамой, отскакивают от неё, перепрыгивают через платок или карту.
На балах кроме основных были и другие старинные танцы – гавоты, кадрили, польки. Всё зависело от моды и вкусов устроителей балов.
Около девяти часов вечера на балу в частном доме накрывали ужин. Особое место в русских столовых XVIII-XIX века принадлежало фарфору. Без него не мыслилась ни одна усадьба. Он выполнял не столько бытовую, сколько представительную функцию – говорил о богатстве и вкусе хозяина. Потому хороший фарфор специально добывали и коллекционировали. Специально изготовленные на заказ фарфоровые сервизы были редкостью даже в очень богатых домах, и потому весь набор посуды собирался буквально из отдельных предметов. И лишь к концу XVIII века фарфоровые сервизы прочно занимают место на обеденных столах русской знати.
В большие сервизы входило множество предметов. Кроме тарелок, мисок и блюд выпускались всяческой формы лотки, сухарницы, корзины, соусники, сосуды для специй, солонки, чашки для крема и т.д. Потребность в них была большая, так как ставились они у каждого прибора отдельно. Непременными в таких сервизах были всевозможные горки для фруктов, вазы для цветов и маленькие настольные статуэтки.
Металлической посудой в усадьбах практически не пользовались, она была золотой или серебряной. При этом, если золотая посуда говорила гостям о богатстве хозяина, то фарфор – об утончённых вкусах. В домах же победнее такую же представительскую роль играла оловянная посуда и майолика.
Сам стол мог сервироваться тремя способами: Французским, английским и русским. Каждый из этих способов отражает национальные особенности обеденного этикета.
Подавали супы, лёгкие холодные и горячие закуски, горячие, блюда, салаты, овощные блюда, персики и ананасы из своих оранжерей, шампанское и сухое вино своего же приготовления.
Хозяин не садился за стол и заботился о гостях. Ужин заканчивался в 11-м часу, после чего играли русскую и гости пускались в пляс. Когда по знаку хозяина музыка прекращалась, все разъезжались по домам. Хозяин целовал ручки дамам, обнимал знакомых, трепал их по плечу. Улица заполнялась экипажами.
6. Театр
После обеда для столичного дворянина наступала пора светских развлечений. Он отправлялся в театр или на концерт, на маскарад или в клуб. Не важно, какие актёры и что играли, но важно было побывать в театре, «показать себя», заглянуть за кулисы, засвидетельствовать своё почтение актрисам.
В конце XVIII – начале XIX века в России было 170 крепостных театров: постепенно некоторые из них становились общедоступными и приносили большие доходы их владельцам.
Театр XVIII – начала XIX века оставался частью светской жизни дворян, забавой, зрелищем, нарядным праздником. Спектакли в старину начинались в 5 часов вечера и заканчивались не позднее 10. Лучшие места в театре были заняты дворянами по абонементу. Кресла так и назывались – годовыми. Эти места стоили очень дорого: по два рубля с полтиной. Остальной партер стоил по рублю за место.
Входные билеты в театр называли ярлыками. Они печатались на толстой бумаге. Покупали их в кассах при театрах. В один ящик опускались деньги за вход, а в другом ящике находились ярлыки, которые выдавались в обмен на деньги. К кассам были приставлены сторожа.
Зрители, посещавшие театр, объединялись в театральные партии в зависимости от того, за кого из актёров они болели. За каретами знаменитых актёров бегали, высказывали им своё восхищение за кулисами. Существовал и обычай кидать любимым артистам кошельки с деньгами. Метанием зрительских кошельков награждались наиболее известные певцы и певицы. Менее талантливые могли заранее договориться со зрителями о кошельках.
Фонвизин, Княжнин, Катенин, Шаховской, одни из известнейших имён XIX века, их комедии и трагедии ставили на сценах знаменитых театров.
В театральной жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные труппы и крепостные театры. Некоторые помещики становились антрепренёрами. Многие талантливые русские актрисы вышли из крепостных. М.С. Щепкин до 33-х лет был крепостным, П.С. Мочалов вырос в семье крепостного актёра.
дворянин крестьянский усадьба мебель
7. Христианские праздники
Всего главных христианских праздников в году насчитывается двенадцать, по-церковнославянски – двунадесять или дванадесять. Отсюда каждый из них назывался двунадесятым (дванадесятым).
К двунадесятым праздникам относятся: Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье, Вознесение, Троица (переходящие); Крещение (Богоявление), Сретение, Благовещение, Преображение, Успение, Рождество Богородицы, Воздвижение, Введение и Рождество Христово (непереходящие). Главный православный праздник – Пасха Христова – стоит особняком, в число двунадесятых праздников не входит.
Главным зимним многодневным праздником были святки, продолжавшиеся от Рождества Христова (25 декабря / 7 января) до Крещения (6 / 19 января). Это время было короткой передышкой в сельских работах, кратковременным периодом относительного достатка в большинстве семей и сопровождалось массовыми народными увеселениями.
Накануне Рождества, то есть дня рождения Иисуса Христа, в сочельник, молодёжь ходила по улицам, распевала особые песни – колядки, плясала перед хатами, выпрашивала у хозяев угощение и мелкие деньги.
На святках молодые люди облачались в шкуры различных животных, надевали маски, изображая собой нелепых чудовищ и уродов.
Праздником Крещения, или Богоявления, поминается обряд крещения Иисуса Христа, то есть погружения его в священную реку Иордан; при этом, согласно Евангелию от Матфея, Иисусу явился Дух Божий в виде голубя – отсюда Богоявление.
На Крещение девушки собирались отдельно от парней, чтобы гадать о будущем, прежде всего о суженом – безвестном ещё женихе. Здесь существовал целый ритуал, во многом унаследованный с древнейших времён, различные магические действия с разгадками той или иной приметы.
В старину праздновали не день рождения человека, а день его именин, то есть день, посвящённый святому, именем которого его окрестили.
Самым весёлым праздником ранней весны была масленица, продолжавшаяся целую неделю.
Истоки масленицы – в глубокой древности. У язычников это было время проводов зимы и встречи весны. Приурочить масленицу к определённому времени нельзя, каждый год оно меняется. Почему? Масленая неделя связана с главным православным праздником Пасхи, который не имеет постоянной даты. Это – передвижной праздник, он зависит не только от стояния Солнца, но и от местонахождения Луны. Пасха празднуется непременно в воскресенье, первое после весеннего равноденствия и полнолуния. Поэтому дата Пасхи ежегодно блуждает в пределах 35 дней – от 22 марта до 25 апреля по старому стилю (5 апреля – 8 мая по новому).
Масленица же начинается за восемь недель до Пасхи, то есть в феврале – марте нового стиля. В эту неделю запрещается есть мясо, остальную же пищу разрешалось вкушать вволю, так как сразу же за масленичным весельем следовал продолжительный и строгий Великий пост, тянувшийся почти семь недель. Широкий, то есть самой разгульной, масленицей называются последние четыре дня масленичной недели, от четверга до воскресенья.
Последний день масленичной недели называется прощёным воскресеньем или прощёным днём. В этот день – канун Великого поста – домочадцы кланялись друг другу, взаимно прося простить все обиды и огорчения, нанесённые вольно или невольно.
В прощёное воскресенье иногда совершался вполне языческий обряд – проводы масленицы и сожжение её самой в виде соломенного чучела, одетого в женское платье, что сопровождалось песнями и плясками.
На следующий день наступал чистый понедельник – начало Великого поста.
Великий пост накануне Пасхи – самый главный и строгий из всех. Он отличался особо суровым говеньем, то есть воздержанием от скромной – мясной и молочной пищи. Принятие пищи иногда ограничивалось до предела. Театральные и цирковые представления, всякого рода публичные увеселения запрещались полностью.
Как и в другие посты, не допускались бракосочетания.
Главный в году православный праздник – Пасха, или Светлое Христово Воскресенье. Он взят христианами у иудеев, которыми был установлен в память об избавлении еврейского народа от египетского рабства. У христиан праздник приобрёл совершенно иное содержание. Им отмечается чудесное воскресение Иисуса Христа после его казни и снятия с креста.
Сам праздник Пасхи часто называется в народе Святой неделей или просто Святой. Слово «неделя» здесь следует понимать в устаревшем значении – воскресный день; неделя – от не делать, не работать. Впоследствии это слово стало обозначать всю семидневку, или по-церковнославянски седмицу, а нерабочий день назвали воскресеньем – в честь Воскресенья Христова.
Придя домой из церкви, верующие разговляются, отмечают праздник и окончание Великого поста обильной и вкусной едой и питьём.
Неделя после праздника Пасхи называется светлой.
За светлой неделей следует Фомин понедельник и Фомина неделя, или по-народному, Красная горка, – время долгожданных свадеб, запрещённых в Великий пост. Поэтому свадьбы на Фоминой неделе были особо многочисленны.
июня (7 июля) празднуется день Ивана Купалы. Хотя церковь поминает в этот день Иоанна Крестителя (Предтечу), на самом деле Иван Купала – дохристианский славянский праздник, посвящённый борьбе со злыми духами с помощью огня и разного рода растений. В ночь на Ивана Купалу жгли костры, устраивали игры и пляски.
Праздник Троицы – передвижной, он отмечался на 50-й день после Пасхи. Отсюда и другое его название – пятидесятница, так как он приходится на седьмое воскресенье после Пасхи. Седьмой от Пасхи четверг именуется семик.
Праздник Троицы издревле был связан с культом растительного мира, большое место в нем всегда уделялось поклонению деревьям и другим растениям, отсюда и обычай украшать дома берёзовыми ветвями.
Ближайшая после семика суббота считалась родительской – день поминовения близких родственников.
Сразу после Троицы начинался Петров пост, длившийся до дня Петра и Павла. Так как начало этого поста определялось лунным календарём – по Троице, а конец приходился всегда на один и тот же день, то продолжительность поста была различной – от 5 до 42 суток.
Петров день – любимые народом Петровки, середина лета, время сенокоса.
Следующий после Петрова большой пост – Успенский. Он длится с 1/14 по 15/28 августа и заканчивается в праздник Успения Богородицы. Успенский пост в народе назывался спожинками, так как праздник Успения знаменовал собой завершение уборки урожая – спожинать означало дожинать. Слово «спожинки» превратилось в «госпожинки» по созвучию со словом «госпоженка», как иногда называли Богоматерь. Если Бог был господь, то есть господин, то Богоматерь госпожа.
Главный осенний праздник – Покров: История его восходит к 910 году, когда в одном из храмов Иерусалима во время богослужения юродивый Андрей и его ученик Епифаний увидели парящую в воздухе Богородицу, которая распростёрла над молящимися своё широкое белое покрывало – покров – и произнесла молитву о спасении мира от невзгод и страданий. В дохристианское время праздник знаменовал окончание всех работ по уборке урожая и наступление холодов.
Рождественский, или Филиппов, пост начинался после дня святого Филиппа, то есть 15/28 ноября и заканчивался в рождественский сочельник 24 декабря / 6 января, продолжаясь, таким образом, сорок дней. Это был второй по значению пост.
Сочельник (24 декабря / 6 января), или голодная кутья, был последним постным днём.
Рождество Христово было вторым после Пасхи важнейшим праздником христианского календаря. Его не надо путать с Рождеством Богородицы, отмечаемым гораздо более скромно 8/21 сентября.
8. Мелкие вещи
Письменные принадлежности сильно отличались от современных. До середины XIX века писали гусиными перьями, для чего их надо было особым образом оттачивать – «чинить»; отсюда «перочинный ножик». Некоторые чиновники делали это столь искусно, что их только за это и держали на службе, ежели других способностей они не проявляли. Стальные перья внедрялись туго, особенно в учебных заведениях, – считалось, что они портят почерк.
Написанное чернилами высушивали мелким песком, который хранился в особой песочнице.
Конверты, кстати, в то время их часто называли кувертами, запечатывались сургучом, к которому прикладывалась специальная именная печатка с инициалами или гербом, или заклеивались облатками – бумажными кружочками, смазанными клеем.
Слово «бумажник» в современном его значении вошло в язык поздно: одно время этот предмет называли книжник или даже книжкой или портфель.
Карманные часы большой точности назывались по выпускавшей их французской фирме брегет. Они напоминали о времени боем. Часы, которые носили в то время, были только карманные – нынешние наручные часы, появились перед первой мировой войной.
И, наконец, о принадлежности, которую непременно брали с собой в дальнюю дорогу. Погребец – так назывался небольшой сундучок с посудой и провизией.
9. Еда и напитки
Кухня наша, хотя и обогатилась заметно за счёт западных и восточных блюд, тем не менее радикально не изменилась. Непонимание могут вызвать лишь некоторые аристократические, изысканные блюда, вроде страсбургского пирога. Так назывался паштет из гусиной печени, привозимый из-за границы в консервированном виде. Или лабардан – особым образом приготовленная треска, своего рода деликатес. Исчезли и забылись, с другой стороны, нищенские крестьянские блюда вроде тюри – хлебного крошева в квасе или в соленой воде.
Удивление могут вызвать консервы, подаваемые к столу. Это, разумеется, не современного типа фабричные консервы, запаянные в жестяных банках или стеклянной посуде с плотными крышками, – такие появились в розничной продаже только к концу прошлого века (для армии изготовлялись раньше). Консервами же в то время назывались разного рода соленья и маринады растительного происхождения, изготовляемые либо домашним поваром из продуктов, привезённых из имения, либо ресторанными кулинарами.
Из напитков особого внимания заслуживают кислые щи. Так именовался особого рода шипучий квас, который бродил так, что его можно было держать только в очень толстой бутылке.
Другими забытыми безалкогольными напитками были сбитень – из мёда с пряностями и подаваемый на балах оршад – охлаждённое миндальное молоко с сахаром.
Названия иностранных горячительных напитков в разговорной речи часто искажалось до неузнаваемости: бурдашка вместо бордо, ель вместо эль, бальсан вместо бальзам, пунштик – вместо пунш.
10. Болезни и их лечение
Медицина, на которую мы так часто жалуемся, за последние полтора-два века так далеко шагнула вперёд, что старинная диагностика и методы лечения способны вызвать у современного врача недоумённую улыбку. Болезнь чаще всего определялась не по глубоким внутренним причинам, её вызвавшим, а по внешним проявлениям. Так, чуть ли не любое заболевание, сопровождающееся высокой температурой тела, называлось горячкой, а жаром и ознобом – лихорадкой. Именно от горячки и лихорадки, как первопричины, люди умирали – таковы были обычные заключения медиков. В числе диагноза обычным был и нервная горячка, хотя ныне доказано, что при нервных и психических заболеваниях повышение температуры тела нехарактерно.
Реальные, давно известные болезни носили другие наименования: эпилепсия называлась падучей, инфаркт миокарда – разрывом сердца, тиф – гнилой горячкой, гепатит – желчной горячкой, инсульт – апоплексическим ударом, а в случае смертельного исхода, в просторечии, – кондрашкой, туберкулёз лёгких – чахоткой, скарлатина – краснухой, дифтерия и круп – глотошной. Антоновым огнём именовали гангрену. Сердечно-сосудистые заболевания, прежде всего гипертонию, лечили тем, что отворяли кровь – надрезывали вену и выпускали часть крови. Специалисты по такой операции имелись в каждой цирюльне, то есть парикмахерской.
Широко применялись домашние средства. От головной боли и прочих недомоганий прежде всего нюхали спирт (был специальный нюхательный спирт), одеколон, соль, мяту, смачивали виски уксусом или одеколоном. При желудочных болезнях или полнокровии декокт – отвар из лекарственных трав.
Сложного состава, известную ещё с древних времён мазь оподельдок втирали при ревматизме и простуде.
От простудных заболеваний ставили рожки. Что это за рожки? Так в народе в старину называли банки.
Завалом называлось лёгкое засорение органов тела вредными веществами. В этих случаях, где бы больной ни ощущал завал, ему давали слабительное: очищали желудок и кишечник.
При нарывах и ожогах накладывали спуск – домашний пластырь из воска, смешанного с маслом или салом.
Гигроскопическая вата появилась в России только в последней трети XIX века. Как же обходились до того? Щипали корпию – выдёргивали из тряпок нитки, превращая их в мягкое, волокнистое вещество, которое прикладывали к ранам.
Заключение
В результате проделанной работы, которая включала сбор, изучение и систематизацию материалов, я установил, что:
1. Центральное место в дворянской усадьбе занимал господский дом, обычно невысокий, в два-три этажа, а то и одноэтажный. В дворянском доме для нужд господ отводились следующие комнаты: вестибюль, парадный зал, гостиные, диванная, кабинет, библиотека, бильярдная, будуар, столовая, буфетная. Второй этаж занимали низкие и тесные комнаты – антресоли.
2. Собственные дома в столицах имели дворяне со значительным годовым доходом до 10 тыс. рублей. Особняки, как правило, строились каменные и передавались из поколения в поколение без переделок. Они были одно или двухэтажные.
3. Деревянная крестьянская изба на многие века стала преобладающим жилищем 90% населения России. Центральное место в избе отводилось русской печи. Основные предметы крестьянского быта: сундуки, корзины, прялки, столы, стулья, шкафы, светцы, посуда, вёдра.
4. Новый век принёс изменения и в моду. Мужчины облачилось во фраки, жилеты и длинные панталоны. Женщины из дородных красавиц превратились в романтических и мечтательных дам. Крестьянский костюм значительных изменений не претерпел.
5. Одними из самых посещаемых дворянским обществом мест были театр и балы; известные артисты того времени: М.С. Щепкин, П.С. Мочалов, В.А. Каратыгин, И.П. Сотницкий, М.И. Вальберхова, Е.С. Семёнова.
6. В деревне основными праздниками оставались масленица, Троица, святки, Крещение и рождество.
7. Мелкие вещи, используемые в XIX веке: гусиные перья, песочница, куверт, печатка, книжник, карманные часы, погребец.
8. Наиболее распространённые болезни того времени: горячка, лихорадка, падучая, разрыв сердца, гнилая горячка, апоплексический удар, кондрашка, чахотка, краснуха, желчная горячка, антонов огонь, завалом. Основные лекарственные средства: декокт, оподельдок, рожки.
Культура прошлого органически входит в жизнь современного человека. И «личная» культура каждого из нас будет зависеть от того, насколько глубоко мы знаем свои исторические корни, насколько верно храним традиции наших предков.
Список литературы
1. Гриненко Г.В. «Хрестоматия по истории мировой культуры». Москва «Юрайт» 1999 г.
. Короткова М.В. «Путешествие в историю русского быта». Москва «Дрофа» 2003 г.
. Кошман Л.В. «История русской культуры IX-XX вв.». Москва «Дрофа» 2002 г.
. «Путешествие в мир моды». Москва «ОЛМА-ПРЕСС Гранд» 2002 г.
. Чудаков Н.В. «Я познаю мир». Москва «АСТ» 1999 г.
. «Энциклопедия для маленьких принцесс». Диамант «Золотой Век» Санкт – Петербург 1997 г.