- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 16,50 kb
Работа над действенным анализом пьесы У. Сарояна "Эй, кто нибудь!"
Драма «Эй, кто-нибудь!» была написана Уильямом Сарояном, американским писателем армянского происхождения, в августе 1941 года. Действующие лица – парень, девушка, мужчина, второй мужчина, третий мужчина и женщина. Сароян не называет имен, потому что индивидуальные черты персонажей не имеют значения, «Первый мужчина» может стать на место «Второго», «Второй» – на место «Третьего», и ничто от этого не изменится.
В пьесе две враждебные друг другу группы действующих лиц. С одной стороны – бродяга, человек без определенных занятий, добывающий средства к существованию игрой в карты, и девушка одинокая, некрасивая уборщица в городской тюрьме. С другой стороны – горожане, пуритански воспитанные и готовые всеми средствами защищать нравственные устои своего города.
Распределение нравственных акцентов в этой пьесе парадоксальное. Носителями нравственного начала оказываются бродяга и девушка, пройдя через череду конфликтов, они проявляют высокое душевное благородство, а все антигуманное, бесчеловечное сосредоточено в толпе «почтенных» отцов семейств, которые толпой набрасываются на одного обессиленного человека и готовы забить его до смерти. И дело не в том, что каждый из них наделен какой-то особой индивидуальной жестокостью. Вовсе нет, просто все вместе они подчиняются старым и уже умершим законам общежития, следование которым ожесточает человеческую натуру. К примеру, человек, застреливший бродягу, знает, что тот ни в чем не виноват. Он убивает не из жажды мести, а из страха перед толпой своих «приятелей». Он боится этой толпы, потому что сам принадлежит к ней и не смеет противоречить тому, что эта толпа считает «правильным». Он понимает, что вел себя также как толпа, если бы кто-то другой оказался на его месте.
Для меня эмоциональным зерном произведения стало само название пьесы У.Сарояна «Эй, кто-нибудь!». Именно эти слова взволновали меня и врезались в мое сердце. Как часто мы кричим эти слова – кто про себя, кто вслух. Мы ищем помощи, спасения, стараемся избавиться от одиночества. И тем сильнее становится наш крик, если человек потерялся в этом мире, если он утратил свой моральный облик, запутался, не видит смысла жизни, не верит людям. Он, жаждет смерти и стремится к ней всеми своими поступками, когда же он сталкивается с ней, к нему приходит страх, он не хочет расставаться со своей, бессмысленной жизнью и пытается уклониться от неизбежного. Именно эта тема, тема отверженного и одинокого человека заинтересовала меня в произведении У.Сарояна. Она актуальна и будет актуальна до тех пор, пока будут одинокие потерянные люди, пока мы не научимся любить и ценить каждого человека, его индивидуальность и право на жизнь. Эта главная тема пьесы Сарояна и сегодня заинтересовывает многих режиссеров, подтверждение тому является большое количество постановок пьесы «Эй, кто-нибудь» во многих театрах.
В связи с темой, выбранной мной, внешний конфликт героя с обществом отходит на второй план, а главным становится его внутренний конфликт. Его эгоистическое человеческое начало сталкивается с противоположным – любящим, готовым сострадать и сделать все ради спасения другого.
Исходя из этой темы, сверхзадачу моего спектакля можно сформулировать так: Только живое человеческое участие, умение сострадать может спасти человека. И она подтверждается высказыванием драматурга: «Каждый человек несет в себе целый мир и может переделать его, как хочет: населить людьми, достойными его любви — если сердце его способно любить. Мир ждет, чтобы его изменили те, кто в нем живут, и каждое утро его создают заново, перестраивают, словно дом, в котором обитают люди — все те же люди, хотя они беспрерывно меняются». У.Сароян В этом и есть идея произведения: даже самый маленький и ущербный человек, способен на многое, если у него осталось сердце, готовое проявить сочувствие и участие.
Основной конфликт спектакля – столкновение двух жизненных позиций, двух мировоззрений: с одной стороны – порочного, эгоистичного человека, с другой стороны – человека, готового сострадать, любить и отдать все ради спасения другого.
В итоге получается история о разочарованном в жизни парне, который в силу стечения обстоятельств попадает в тюрьму по ложному обвинению в изнасиловании. Для того чтобы разобраться в случившемся, он зовет охранника, но сейчас ночь, и на его зов откликается убогая странная девушка, уборщица и кухарка в городской тюрьме. Она сообщает ему, что его могут убить, без всякого суда. Парень всячески старается воспользоваться ее приходом, обольстить девушку, уговаривает помочь ему сбежать. В итоге девушка соглашается, несмотря на то, что это грозит ей смертью. Эта жертвенность восхищает его, он приходит к осознанию того, что не смеет разрушить ее жизнь, и, отказываясь от помощи, остается ожидать смерти.
Таким образом, основой, на которой строится моя история, является событийный ряд, из которого исходным событием является – обвинение в изнасиловании; центральным – согласие девушки помочь в побеге; главным событием – отказ героя от помощи девушки.
Парень – сверхзадача роли – вырваться из тюрьмы, жить богато и счастливо в Сан-Франциско. Сквозное действие роли – освободиться. Контрдействие – обстоятельства (обвинение в преступлении, заточение). Девушка – сверхзадача роли – хочет быть любимой. Сквозное действие роли – найти близкого человека. Контрдействие – некрасивая, униженная, отверженная обществом, ложь парня.
Герои заключены в одном пространстве, пронизанном одиночеством и страхом. Все пространство таит в себе опасность. Поэтому мое сценическое решение представляет собой переплетение резинок, как – бы «лазерных лучей», они являются сетью, тюрьмой, паутиной в которую попали герои, которую расставило общество, готовое сделать все, чтобы они из нее не выбрались.
По мере развития действия натянутые резинки, концы которых держат актеры, являющие собой образ горожан, оживают, наводя на героев страх и указывая на невозможность выбраться. Только когда девушка касается их, они звучат нежно, создавая иллюзию безопасности и свободы. Пространство очищается от резинок тогда, когда приходит момент внутренней свободы, парень отказывается от помощи девушки, тем самым его эгоистическое мировоззрение разбивается о самопожертвование девушки, а девушка, влюбившаяся в парня, и отогретая его участием и вниманием, превращается в красавицу. Они объединяются в свободном порыве, в мечте, когда люди любят и счастливы.
В спектакле я использую музыку Гия Канчели, это один из величайших композиторов современности, автор симфонической и камерной музыки. Он писал музыку к спектаклям БДТ в режиссуре Г. Товстоногово. Имя Канчели прочно связано с кинематографом. Он является автором музыки к нескольким десяткам картин, среди которых "Не горюй", "Мимино", "Слёзы капали", "Кин-дза-дза", "Паспорт" Георгия Данелия, "Чудаки", "Необыкновенная выставка", "Голубые горы". «Канчели – молчаливый философ, он словно знает о нашем мире что-то важное, но говорит об этом только с помощью музыки. Он иногда цитирует Набокова «музыка – великолепный обман». И добавляет, что талантливые люди обманывают талантливо, бездарные – бездарно. Музыка Канчели – всегда с легкой грустью и от нее всегда, хоть на секунду, но перехватывает дыхание». Из программы канала «Культура»
Музыке в спектакле отведена большая роль, она постоянно и активно участвует в сквозном действии. Создает атмосферу, подчеркивает основные события. Явно выделены 3 основные темы: надвигающейся опасности, свободы, расправы.
Спектакль развивается динамично, каждая следующая сцена подхватывает предыдущую, тем самым, усиливается драматизм истории и мне б хотелось, что бы она доходила до отчаянного авторского крика «Эй, кто-нибудь!».