- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 14,32 Кб
Распространение христианства в России
Содержание
Введение
1.История возникновения христианства
2.История возникновения христианства в России
.Основные ветви христианства
3.1Православие
3.2Католицизм
.3Протестантизм
4.Распространение христианства в России
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Христианство (греч. Christos – «помазанник», Мессия) – мировая монотеистическая авраамическая религия. Она является одной из трех мировых религий наряду с буддизмом и исламом. Общий признак, объединяющий христианские вероисповедания и течения – вера в Христа как Богочеловека, Спасителя мира и человека. Последователи Его учения называются христианами. Христианство настолько повлияло на мировую историю, что от рождения ее Основателя стали отсчитывать новую мировую эру. В России получили распространения все три основные ветви христианства в разной степени.
1.История возникновения христианства
Христианство возникло в I в. н. э. в Палестине, находившейся в составе Римской империи.
Первоначально христианство распространялось в среде еврейства Палестины и средиземноморской диаспоры, и первыми христианами по национальности был евреи, по прошлому религиозному мировоззрению – иудеи. Но уже во второй половине I века христианство стало интернациональной религией. Языком интернационального общения у первоначальных христиан стал греческий язык (как и в государстве того времени). С точки зрения служителей культа, главной и единственной причиной возникновения христианства была проповедническая деятельность Иисуса Христа, который был одновременно и Богом, и человеком. Иисус Христос, говорят служители культа, в образе человека пришёл на землю и принёс людям истину. О его пришествии на землю (это состоявшееся пришествие называют первым, в отличие от второго, будущего) рассказывается в четырёх священных книгах, которые называются Евангелиями [2].
До V века распространение христианства происходило главным образом в географических пределах Римской империи, а также в сфере её культурного влияния (Армения, вост. Сирия, Эфиопия), в дальнейшем (в основном во 2-й половине 1-го тысячелетия) – среди германских и славянских народов, позднее (к XIII-XIV вв.) – также среди балтийских и финских народов.
К концу первого тысячелетия между Восточной Церковью и Западной происходят противостояния и в 1054 году произошло разделение Церкви на Восточную и Западную. За Восточной Церковью закрепилось название «Греческая», «Православная», а за Западной – «Латинская», «Католическая». Не раз после разделения Церквей были попытки заключить унию, подчинив Восточную Церковь Римскому папе. Например, Лионская уния, Брестская уния и др.
Со времени разделения отличия между Церквами усугублялись. В Западной Церкви вводились новые догматы. Во время активной проповеди индульгенций в Западной Церкви начинается раскол. В 16 веке возник Протестантизм, который противопоставлял себя Католичеству. Внутри самого протестантизма формировалось множество течений. Самые распространенные – лютеране, кальвинисты, англикане, баптисты, пятидесятники [5].
христианство православие религия
2.История возникновения христианства в России
Самые первые известия о проникновении христианства на Руси относятся еще к первым векам н.э.
Первым правителем Древнерусского государства, официально принявшим христианство византийского обряда, стала княгиня Ольга. В 957 году Ольга с большим посольством нанесла официальный визит в Константинополь, где император именует Ольгу правителем Руси. Ольга добивалась крещения и признания Византией Руси как равной христианской империи.
Второй раз христианство принималось при Владимире в 988 г. Во время своего правления князь Владимир осознал необходимость принятия единой веры, которая заключалась в ряде причин:
. Это нужно было в интересах развития государства, чтобы избежать изоляции от всего мира.
.Единобожие соответствовало сущности единого государства во главе с монархом.
.Вероучение укрепляло семью, вводило новую мораль.
.Способствовало развитию культуры – философия, богословская литература.
.Социальное расслоение требовало новой идеологии. (язычество – равноправие)
Согласно «Повести временных лет», до крещения князя Владимира имело место «испытание вер». В 986 году к князю Владимиру прибыли послы от волжских булгар, предложившие ему перейти в ислам. Когда они рассказали князю об обрядах, которые необходимо соблюдать, в том числе и о запрете на питьё вина, Владимир ответил знаменитой фразой: «Руси есть веселие пити», после чего отверг предложение булгар.
После болгар пришли немцы (иностранцы) из Рима, посланные Римским папой. Те заявляли, что у них был пост по силе: «если кто пьёт или ест, то всё во славу божию». Однако Владимир отослал их, сказав им: «Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого».
Следующими были хазарские евреи, предлагавшие Владимиру принять иудаизм. В ответ на это он, зная что Хазария была разгромлена его отцом Святославом, спросил, где их земля. Евреи были вынуждены признаться, что у них нет своей земли – Бог рассеял их по другим странам. Владимир отказался от иудаизма.
Затем на Русь прибыл византиец, которого русский летописец за мудрость назвал Философом. Он рассказал русскому князю о библейской истории и христианской вере. Однако Владимир ещё не принял окончательного решения и советовался со своими ближайшими боярами. Было решено дополнительно испытать веру, побывав на богослужениях у мусульман, у немцев и у греков. Когда после посещения Константинополя посланники вернулись в Киев, они с восторгом сообщили князю: «Не ведали, где мы есть – на небе или на земле». В итоге Владимир сделал выбор в пользу христианства по греческому обряду.
Согласно «Повести временных лет», в 988 году н. э. киевский князь Владимир Святославич принял решение креститься от Константинопольской Церкви. После чего, в царствование императоров Василия II и Константина VIII Багрянородных, присланное Константинопольским Патриархом Николаем II Хрисовергом духовенство крестило киевских людей в водах Днепра.
В русских летописных источниках фигурирует несколько разных имён первого Киевского митрополита. В Русской Церкви в XVI веке утвердилась традиция считать им греческого митрополита Михаила, который в месяцеслове именуется «первым митрополитом Киевским». Митрополиту Михаилу приписывается заслуга основания Златоверхо-Михайловского монастыря в Киеве, а прибывшим с ним монахам – основание монастыря, получившего впоследствии название Киево-Межигорского.
На части территорий христианство насаждалось силой; при этом уничтожались культовые сооружения язычников, сопротивлявшиеся подвергались репрессиям. Однако следует иметь в виду, что сопротивление крещению имело в подавляющем большинстве случаев, в сущности, политический, антикиевский аспект, нежели антихристианский, хотя имели место и другие, кроме политического, аспекты: социальный, культурный, бытовой и др.; причём религиозный аспект играл вовсе не главенствующую роль.
Так, согласно сообщению Иокимовской летописи, подтверждённому археологическими данными XX века, Новгород оказал активное сопротивление введению христианства: он был крещён в 990 году епископом Иоакимом и новгородским посадником Воробьём Стояновичем при военной помощи киевского воеводы Добрыни (брат матери князя Владимира – Малуши) и тысяцкого Путяты.
На финно-угорской периферии того времени – в Ростове и Муроме сопротивление введению христианства, согласно традиционной церковной истории, продолжалось до XII века: два первых епископа, посланные в Ростов, были изгнаны, третий – св. Леонтий – много сделал для утверждения христианской веры в Ростове. Сопротивление крещению было также одним из факторов, усиливавших славянскую колонизацию Северо-Восточной Руси, в которую переселялись стойкие приверженцы язычества. Окончательно ростовчане были крещены только лишь епископом Исаией, восшедшим на кафедру в 1078 году. К 1070-м годам, видимо, относятся и события, описанные в «Житии» Авраамия Ростовского, в частности сокрушение им идола Велеса, на месте которого был воздвигнут Богоявленский монастырь.
Понадобилось несколько веков для укрепления христианства, но влияние язычества не ослабевало возникало двоеверие: молились в церкви, а продолжали праздновать языческие праздники. Так праздник Коляды слился с Рождеством, а масленица с Великим Постом [3].
3.Основные ветви христианства
Самыми распространенными в христианстве конфессиями являются католицизм, православие, протестантизм.
3.1Православие
Православие – направление в христианстве, оформившееся на востоке Римской империи в течение I тысячелетия от Рождества Христова, под предводительством и при главной роли кафедры епископа Константинополя – Нового Рима.
Православие исповедует Никео-Цареградский Символ веры и признаёт постановления семи Вселенских соборов; включает совокупность учений и духовных практик Православной Церкви, под которой понимается сообщество автокефальных поместных церквей, имеющих между собой евхаристическое общение. Православная церковь рассматривает себя как единственную, кафолическую церковь, основатель и Глава которой – Иисус Христос.
Вероучение базируется на Священном Писании и Священном Предании, которое включает, в частности, постановления Вселенских Соборов. Основной догматический документ – Никео-Цареградский Символ веры, утверждающий [1]:
·Спасение через исповедание веры «во единаго Бога».
·Единосущие Лиц Святой Троицы: Бога Отца, Бога Сына, Духа Святого.
·Исповедание Иисуса – Христом, Господом и Сыном Божиим.
·Боговоплощение.
·Веру в телесное воскресение, вознесение и предстоящее второе пришествие Иисуса Христа, всеобщее воскресение и «жизнь будущего века».
·Веру в единство, святость и кафоличность Церкви; Глава Церкви – Иисус Христос.
Основные канонические нормы и институты:
·Иерархическое священство, имеющее 3 степени: епископ, пресвитер, диакон. Клирики в православии – почти всегда лица мужского пола. Необходимое условие законности иерархии – прямое канонически законное апостольское преемство через непрерывную последовательность рукоположений. Каждый епископ (вне зависимости от титула, которым он обладает) имеет полноту канонической власти в пределах своей юрисдикции. Хотя каноны запрещают лицам священного сана «вдаватися в народныя управления», в истории были отдельные эпизоды, когда православные епископы стояли во главе государства или обладали значительными полномочиями гражданской власти.
·Институт монашества. Включает в себя так называемое чёрное духовенство, играющее ведущую роль во всех сферах жизни Церкви с IV века. Представители чёрного духовенства могут избираться на епископское служение в Церкви.
·Установленные календарные посты: Великий (предпасхальный 40-дневный), Петров, Успенский, Рождественский, вместе с праздниками составляющие литургический год.
Источник внутреннего права православной церкви, наряду со Священным писанием, – Священное предание, которое включает в себя каноны – свод правил апостолов и Вселенских соборов, авторизованные церковью литургические тексты, богословские творения Отцов церкви, жития святых, а также обычаи церкви. При этом Предание, в понимании святоотеческой литературы, «есть жизнь Святого Духа в Церкви». Священное писание расценивается «не глубже и не важнее Священного Предания» и понимается как лишь одна из его форм.
Важное место в православии занимают обряды-таинства, во время которых, по учению церкви, на верующих сходит особая благодать. Православная церковь признает семь таинств:
. Крещение – таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога-Отца и Сына и Святого Духа обретает духовное рождение.
. В таинстве миропомазания верующему подаются дары Святого Духа, возвращающие и укрепляющие в жизни духовной.
. В таинстве причащения верующий под видом хлеба и вина вкушает самое Тело и Кровь Христову для Вечной Жизни.
. Таинство покаяния или исповеди – это признание грехов своих перед священником, который отпускает их от имени Иисуса Христа.
. Таинство священства совершается через епископское рукоположение при возведении того или иного лица в сан священнослужителя. Право совершения этого таинства принадлежит только епископу.
. В таинстве брака, которое совершается в храме при венчании, благословляется супружеский союз жениха и невесты.
. В таинстве елеосвящения (соборования) при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные[6].
3.2Католицизм
Католицизм – крупнейшее по численности приверженцев направление в христианстве, сформировавшееся на протяжении I тысячелетия н. э. на территории Западной Римской империи. Рассматривает себя как единственную, кафолическую церковь, основатель и глава которой – Иисус Христос. В историографии и религиоведении Раскол с восточной христианской церковью, за которой закрепилось название православной, относят к 1054 году.
Вероучение базируется на Священном Писании и Священном Предании, которое включает в себя постановления Вселенских Соборов. Базовые положения вероучения изложены в Катехизисе Католической Церкви, каноническое право систематизировано и изложено в Кодексе канонического права.
В Католической церкви существует семь таинств:
·крещение,
·брак
·евхаристия
·исповедь
·елеосвящение
·священство.
Высшей, полной, непосредственной, вселенской и ординарной властью в Католической церкви обладает папа римский. Совещательными органами при папе являются коллегия кардиналов и синод епископов. Административный аппарат Церкви называется Римская курия, в состав которой входят конгрегации, суды и другие учреждения. Епископская кафедра папы вместе с курией формируют Святой Престол, располагающийся в независимом государстве Ватикан. Святой Престол является субъектом международного права.
Основной отдельной территориальной единицей является епархия, возглавляемая епископом. Некоторые важные епархии исторически носят название архиепархий. К епархиям приравнены другие разновидности территориальных единиц:
·апостольский викариат
·апостольская префектура
·апостольская администратура
·военный ординариат
·территориальная прелатура
·территориальное аббатство
Несколько епархий (и архиепархий) могут составлять митрополию или церковную провинцию. Центр митрополии обязательно совпадает с центром архиепархии, таким образом митрополит в Католической церкви обязательно является архиепископом.
Епархии состоят из приходов, которые возглавляют приходские настоятели, подчинённые епископу. Настоятелю в приходе могут помогать другие священники, называемые викарными. Иногда рядом расположенные приходы объединяются в деканаты.
Особую роль в католической церкви играют так называемые институты посвящённой Богу жизни, то есть монашеские ордена и конгрегации; а также общества апостольской жизни. Институты посвящённой жизни имеют собственные уставы (утверждаемые папой), их территориальная организация не всегда соотносится с церковным епархиальным устройством. Местные единицы монашеских орденов и конгрегаций иногда подчиняются местным епархиальным епископам, а иногда непосредственно папе. Ряд орденов и конгрегаций имеют единоличного главу (Генерал ордена, генеральный настоятель) и чёткую иерархическую структуру; другие представляют собой объединение полностью автономных общин.
По данным на 2005 год на территории России функционирует 426 приходов, четверть из них не имеет храмовых зданий. Организационно приходы объединены в четыре епархии, вместе составляющие митрополию:
·Архиепархия Матери Божией в Москве
·Преображенская епархия в Новосибирске
·Епархия Святого Иосифа в Иркутске
·Епархия Святого Климента в Саратове
В клир (служители одного храма) входят только мужчины. Различают белое духовенство (состоящее из священников, обслуживающих епархиальные храмы) и чёрное духовенство (монашество). Духовенство составляет три степени священства: диакон, священник (иерей) и епископ (архиерей).
Церковнослужители (служители Церкви, не посвящённые в сан в ходе таинства священства) имеют две степени – аколиты и чтецы – и не относятся к клиру.
Вероучение Католической Церкви имеет ряд доктринальных положений, которые отличают её от учения других христианских конфессий:
·филиокве – догмат об исхождении Святого Духа как от Отца, так и от Сына (но не как от разных источников);
·догмат о Непорочном зачатии Девы Марии и догмат о Её телесном вознесении;
·учение о чистилище;
·учение об индульгенциях;
·широкое почитание Девы Марии;
·почитание мучеников, святых и блаженных при различии между поклонением, подобающим одному лишь Богу, и почитанием святых;
·утверждение монархической власти Римского епископа над всею Церковью как преемника апостола Петра;
·централизованность церковной организации (схожая черта с некоторыми протестантскими движениями), в отличие от автономии православных поместных церквей;
·безошибочность учительства Папы Римского в вопросах веры и нравственности, провозглашаемого;
·нерасторжимость таинства брака; существует лишь возможность признания недействительности брака [6].
3.3Протестантизм
Протестантизм – одно из трех главных направлений христианства, представляющее собой совокупность независимых церквей, церковных союзов.
Первоночальными формами протестантизма были лютеранство, цвинглианство, кальвинизм, анабаптизм, меннонитство, англиканство.
В дальнейшем возникает ряд иных течений – Евангельские христиане, баптисты, адвентисты, методисты, квакеры, пятидесятники, Армия спасения и ряд других. Формирование большинства этих течений проходило под знаком «религиозного возрождения», возврата к идеалам раннего христианства и Реформации. Все они отличаются от старого или литургического протестантизма предпочтением свободной проповеди и активной миссионерской деятельностью.
Единого центра протестантских конфессий не существует, организационно протестантские поместные церкви объединены в региональные организации, которые, в свою очередь, формируют всемирные объединения церквей.
В разных протестантских направлениях понятия обряда и таинства могут иметь различное содержание. В случае, если признаются таинства, то их два – крещение и причащение. В отношении других действий признаётся только символический смысл. В любом случае участие в таинствах требует сознательного решения, поэтому может существовать обычай совершать крещение в более или менее зрелом возрасте, а до причастия проходить специальную подготовку. В некоторых конфессиях к причастию допускаются только прошедшие через водное крещение.
В протестантизме не практикуются молитвы за умерших, молитвы святым. В то же время отношение к святым бывает почтительным – как к примерам праведной жизни и хорошим учителям. Поклонение мощам также не практикуется как не соответствующее Писанию. Отношение к почитанию образов неоднозначно: от отторжения как идолопоклонства, до учения, что честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу. Иконопочитание в том виде, какое свойственно католичеству и православию, отсутствует.
Молитвенные дома протестантов, как правило, свободны от пышного убранства, образов и статуй, что, впрочем, не самоцель, и происходит от убеждения, что в подобном декоре нет необходимости. Зданием церкви может служить любое строение, которое берётся в аренду или приобретается на равных с мирскими организациями условиях. Богослужение протестантов сосредоточено на проповеди, молитве, пении псалмов и гимнов на национальных языках, а также на причастии, которому некоторые направления (например, лютеране) придают особое значение [6].
4.Распространение христианства в России
В России сегодня не существует официальной статистики членства в религиозных организациях: закон запрещает требовать от граждан заявлений об их религиозной принадлежности. Таким образом, о религиозности россиян и об их конфессиональной самоидентификации можно судить лишь по социологическим опросам населения. Результаты таких опросов весьма противоречивы. Так, в опросе от 2007 года, Российская православная церковь утверждала, что в числе её последователей около 120 млн граждан России.
По данным всероссийского исследования «Атлас религий и национальностей», проведённого службой «Среда» в августе 2012 года, в 79 из 83 субъектов РФ, религиозность у россиян, общая численность которых 143,2 млн человек, распределилась так:
·58,8 млн или 41 % – исповедуют православие и принадлежат к русской православной церкви
·5,9 млн или 4,1 % – исповедуют христианство, но не считают себя ни православными, ни католиками, ни протестантами
·2,1 млн или 1,5 % – исповедуют православие, но не принадлежат к русской православной церкви и не являются старообрядцами
·300 000 или 0,2 % – протестанты (лютеране, баптисты, евангелисты, англиканцы)
·140 000 или 0,1 % – католики
·36 млн или 25 % – верят в Бога, но конкретную религию не исповедуют
·18 млн или 13% – не верят в Бога
Остальные 12, 5 млн или 8,5% исповедуют другие религии.
Согласно исследованию Левады-Центра на ноябрь 2012 года, процент верующих в России распределился следующим образом:
·православие – 74 %
·католицизм – 1 %
·протестанты – 1 %
·ислам – 7 %
·ни к какому вероисповеданию – 10 %
·атеист – 5 %
·затрудняюсь ответить – 2 %
остальные 2% относились к другим вероисповеданиям
Данные фонда «Общественное мнение» на июнь 2013 года следующие:
·Не считаю себя верующим человеком – 25 %
·Православие – 64 %
·Другие христианские конфессии (католики, протестанты, униаты, баптисты и др.) – 1 %
·Ислам – 6 %
·Другие религии – 1 %
·Затрудняюсь ответить, не могу назвать определенную конфессию – 4 %
Согласно опросу, больше всего православных христиан в Тамбовской, Липецкой, Нижегородской, Курской, Рязанской, Пензенской и Тульской областях, а также в Мордовии. Меньше всего православных насчитывается в республиках Тыва и Дагестан [7].
Если рассмотреть распространение христианства по национальностям то представляется такая картина [4]:
Вперемешку с приверженцами тех или иных форм православия живут последователи разных сект духовных христиан.
·Католицизм исповедуют проживающие в России поляки, литовцы, венгры, часть немцев. Большинство же верующих немцев – протестанты лютеранского толка. Лютеранство исповедуют также некоторые из проживающих в России латышей, эстонцев и финнов.
·Имеются в России и сторонники протестантизма, главным образом сектантского. В России есть и евангельские христиане-баптисты, пятидесятники, адвентисты седьмого дня, свидетели Иеговы и другие приверженцы сектантского протестантизма. Они встречаются в основном в западных регионах России.
Заключение
На основе изученного материала можно сделать вывод о том, что христианство это самая распространенная мировая религия не только в мире, но и в России. Наибольшее количество верующих в РФ насчитывает православная церковь, в то время как католики и протестанты здесь не так распространены.
Список литературы
1.Костюкович П.И. Религиоведение. – Мн: Новое знание, 2001.
2.Елисеев Г.А. История религий. – М.: Дрофа, 1997.
3И.С. Свенцицкая. Раннее христианство: страницы историй – М.: Политиздат, 1987
4Конфессиональный состав населения. Религии народов России. // География.
5Пушнова Ю.Б. История мировых религий. М.: Владосс-пресс, 2005
6Википедия // Электронный текст дан. – [Б. м.], 2012.
7Распространение религий в Российской Федерации