- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 19,72 Кб
Разработка исторической причёски. Древний Крит
Разработка исторической причёски. Древний Крит.
Содержание
Введение
1. Разработка исторической причёски. Древний Крит
.1 Культура
.2 Экономика
.3 Политика
.4 Орнамент
1.5 Ткани
.6 Костюм
.7 Идеал красоты
.8 Прически
Заключение
Литература
Введение
В курсовой работе рассматриваем историческую прическу острова Древнего Крита. В Древнем Крите ценилась красота. Идеалом считалось не только тело, но и душа. По канонам греческой красоты прекрасное лицо сочетало прямой нос, большие глаза с широким межвековым разрезом, дугообразными краями век; расстояние между глазами должно было быть не менее величины одного глаза, а рот в полтора раза больше глаза. Большие выпуклые глаза подчеркивались округлой линией бровей. Красоту лица определяли прямые линии носа, подбородка, невысокий лоб, обрамленный завитками волос с прямым пробором.
При создании прически соблюдали правило гармонии и эстетики. У Греков от природы имели прямые, густые, черные волосы, но ценилось у них златокудрявые красавицы.
Женщины осветляли свои волосы с помощью щелочных составов, а так же еще пользовались мелко помолотым рисом и мукой и золотистым порошком.
Древняя Греция всегда развивалась в сфере парикмахерского искусства. Древнегреческие мастера, имея вкус и гармонию создавали прически с учетом возраста, особенностей лица и фигуры. В прическах были популярны кудри, которые имели два вида завивки: горячим и холодным способом. Также в прическах использовались скромные элементы в виде пучков и узлов. Еще обязательно в прическах считалось скрытие линии лба. В прическах так же использовались аксессуары в виде бус и ободков.
Методы создания: используя укладочные средства, инструменты, тем самым показав прическу того времени.
Первый раздел курсовой работы посвящен общей обстановки Древнего Крита. Его экономику, политику, духовные и моральные ценности, так как считается, что это тесно связано с формированием искусства и культуры острова, в частности, рассматриваемая тема, прически. Следом говоря, второй раздел курсовой работы посвящен описанию общих характеристик прически того времени. Это внешний вид, на чем основывается выбор узора, орнамент и по средствами чего делалась та или иная прическа.
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы изучить историю острова Крит, ее культуру, традиции. Иметь представление, какие в то время носили прически, и как их выполняли и какие украшения использовали. Нарисовать художественный эскиз прическу Древнего Крита.
Для выполнения данной курсовой работы поставлены задачи:
.Изучение литературы данной темы;
.Понять на сколько актуальна была прическа того времени;
.Разработать инструкционно-технологическую карту;
.Выполнение прически на манекене.
Данная тема актуальна, потому что она отражается отголоском прошлого в современной жизни, моде прическах.
1. Разработка исторической причёски. Древний Крит
.1 Культура
На Крите во 2-ом тысячелетии до н. э. впервые на территории Европы возникло рабовладельческое общество, сформировались цветущие города Кнос, Фест, Гурния. Критяне были известны как бесстрашные мореходы, поддерживавшие оживлённую торговлю с другими народами. Правили Критом цари, одним из которых был легендарный Минос. По имени этого царя культуру и искусство Древнего Крита называют также минойскими [3,стр.239].
Хотя религия и играла важную роль в жизни критян, она не сковывала их мировоззрения в той мере, как это было характерно для стран Древнего Востока, и в частности, Египта. Критяне воспринимали мир в нерасчленённом природном движении. Для минойской культуры характерно стремление раствориться в окружающем, вобрать его в себя, овладеть им так, что подчас исчезают границы вещи и мира [3,стр.239].
Как и в Египте, строительное искусство процветало и на Крите. Но здесь оно носило преимущественно светский, дворцовый характер. То же относится и к другим искусствам. Не обнаружено ни одного крупного художественного памятника, прославляющего божество. Ясно, что не религия – главная тема критского искусства. Искусство носит оптимистический, радостный характер, оно наполнено стремлением к блеску, пестроте и яркости, поражает своей экспрессией, смелыми ракурсами, динамичностью. Во многих памятниках критского искусства переплетается острое ощущение действительности с изысканной стилизацией [3,стр.239].
В 1580-1450 гг. до н.э. наступает расцвет единого Критского государства с центром в Кноссе, главной достопримечательностью которого являлся Кносский дворец. Помимо Кносского дворца, существовали и три других дворца в Фесте, Маллии, Като-Закро, каждый из которых, как и Кносс, являлся религиозным, культурным и хозяйственным центром своей части Крита. Центром эгейских владений Крита считается дворец на острове Тира (Фера) [3,стр.239].
Прихотливы и запутанны Критские дворцы. Они состоят из группирующихся вокруг центрального двора помещений разных размеров и форм в два – три яруса, не подчинённых никакому регулярному плану. Таков дворец в Кноссе, названный Лабиринтом из-за того, что его тронный зал был украшен изображением лабриса – двуручной секиры, священной на Крите [1,стр.24].
Белые стены, тёмные сверкающие колонны, суживающиеся книзу, – особенность критской архитектуры; ничего громоздкого, давящего. В своих дворцах критские цари жили вольготно и пышно. Главным украшением дворцовых покоев была живопись. Стены дворца заполняли росписи в виде фризов или панелей. В росписях преобладали яркие и светлые краски, которые не служили раскраской внутри контура, как в египетских фресках, а наносились цветовым пятном, динамичным, подвижным, формообразующим [1,стр.24].
В великих аграрных цивилизациях Египта и Месопотамии точная, устойчивая и наиболее рациональная организация обрабатываемой площади соответственно определяла и характер художественного творчества, рождая стройную, расчленённую композицию [1,стр.24].
В сравнении с искусством Египта критская живопись раскрывает перед нами совершенно новый мир. Вот, например, фрагмент стенной росписи, изображающий девушку в профиль. Огромный гла, изображённый, как в египетских росписях, в фас. Влияние Египта часто сказывается в критском искусстве. Но в нём дышит совсем иной дух [1,стр.24].
Оживлённое личико, вздёрнутый нос, вишнёвый ротик, игривый завиток, спадающий с высокой шапки тёмных кудрей. Кружева и лиф привлекают сочетанием ярких голубых и пурпурных тонов. Найдя этот фрагмент, Эванс сразу же окрестил девушку "Парижанка". Так она и обозначается до сих пор в истории искусства [1,стр.24]. Другая фреска из Кносского дворца. "Игры с быком". Такие игры занимали значительное место в религиозных обрядах критян. Огромный бык в неистовом галопе. Его нарочито удлинённая фигура своей мощной массой заполняет почти всю фреску. А перед ним, за ним и на нём самом стройные акробаты, проделывающие самые опасные упражнения. Всё в этой композиции живо, порывисто и в тоже время непринуждённо. Фигура быка с опущенной мордой и задранным хвостом кажется грациозной в своём изгибе [1,стр.25].
Критские дамы, разряженные и оживлённые, глядят на какое-то состязание или церемонию… Возможно, это не просто дамы, а жрицы. У них такое же одеяние как у богинь или жриц со змеями. Прекрасен смуглый юноша, несущий ритон, на фрагменте другой фрески. Прекрасен юноша с осиной талией, в диадеме, такой гордый и властный, что в исследованиях о критском искусстве его называют то "принцем", то "царём-жрецом"[1,стр.25].
На стене тронного зала Кносского дворца на красном фоне, по которому проходят светлые волны, чётко вырисовываются фигуры грифонов – полульвов, полуорлов, как бы охраняющих владыку этих мест. Их головы гордо подняты, высокие цветы обрамляют эти изящно-величественные изображения [1,стр.25].
Пленительны изображения летающих рыб, дельфинов, рыб в аквариуме – мотивы, почерпнутые из мира морских глубин. Эти мотивы очень часты и в живописи, и в замечательной критской керамике, как, например, в знаменитой "Вазе с осьминогом"[1,стр.25].
У критских художников ясно чувствуется любовь к морю, к вечному движению, царящему в нём, к цветовым переливам морской волны. Каждодневное созерцание моря, море как источник главных земных благ – всё, что связано с морской стихией, отражено в содержании и стиле критского искусства, будь тофреска или раскрашенный керамический сосуд. Изменчивость и движение как основа художественного образа, волнистость узора, быстрая смена видений и поэтому стремление запечатлеть мгновенность – вот в значительной степени то новое, что дало миру искусство Крита [1,стр.25].
Критские художники были и замечательными мастерами чеканки, о чём свидетельствуют золотые кубки из Вафио (Спарта), но критское происхождение которых не вызывает сомнения. С исключительной остротой и наблюдательностью на них изображены сцены ловли и приручения диких быков [1,стр.25].
Мелкая пластика Крита, как и живопись носит изысканно-декоративный, динамический характер. Это фигурки животных, фаянсовые статуэтки изящных женщин со змеями в руках, олицетворяющих богиню растительности [1,стр.26].
В декоративно-прикладном искусстве Крита орнаментально-декоративный стиль (XX – XVIII вв. до н. э., достигший совершенства в вазописи «камарес») сменяется в XVII – XVI вв. до н. э. более конкретной и непосредственной передачей образов растительного и животного мира и человека (вазы с изображением морских существ); к концу XV в. до н. э. предположительно, в связи с завоеванием ахейцами) популярной становится более условная вазопись «дворцового стиля» [1,стр.26].
Узенькие полоски бегущей спирали на сосудах раннего минойского периода расположены по тулову не только горизонтально, но и пересекают его наискось, ложатся на тёмную поверхность подвижными светлыми штрихами. При этом критский живописец всегда стремился рисунком подчеркнуть форму сосуда [1,стр.26].
Около 1470 до н. э. некоторые центры эгейской культуры, особенно на Крите, в значительной степени пострадали от извержения вулкана Санторин на острове Тира (Фера), находившийся здесь дворец был погребен под пеплом. Это во многом ускорило упадок минойской культуры, на Крите после этого появилось ахейское (микенское) население, принесшее новую культуру. Кносс, единственный оставшийся дворец на острове, около 1400 до н. э. подвергся разрушению. В конце XIII в. до н. э. для эгейской культуры наступил глубокий внутренний кризис, нашествие дорийцев и «народов моря» привело эгейскую культуру к гибели [1,стр.26].
.2 Экономика
крит прическа стрижка завивка
В период расцвета представляла собой хозяйственную деятельность отдельных полисов, самостоятельных мелких городов-государств, образовавшихся в результате разложения родовых общин. Полис объединял не только горожан, но и население сельскохозяйственных общин, расположенных на окрестных территориях. Основой экономической жизни полиса являлась античная собственность, представлявшая собой сочетание государственной, общинной и частной собственности. Все полноправные граждане полиса совместно обладали правом верховного собственника на землю. Все члены полиса обладали политическими правами, которые позволяли им принимать участие в государственной деятельности. Поэтому греческий полис называют гражданской общиной. Именно в полисе закладывались основы древней демократии, товарно-денежных отношений, складывался особый тип личности [1,стр.144].
Одной из важнейших отраслей хозяйства Древней Греции было земледелие (выращивались оливки и виноград). Преобладали мелкие хозяйства. Благоприятные условия в Греции были для развития скотоводства: греки издавна разводили коз и овец.
Страна была богата полезными ископаемыми: серебром, медью, свинцом, мрамором и золотом [1,стр.144].
Активная торговля означала, что земледельцы и ремесленники работали не только на себя, но и на рынок. Самым крупным торговым центром к V в. до н.э. стали Афины. В Афинах шла активная торговля с колониями и странами Востока: из Египта привозили зерно, льняные ткани, из Карфагена – ковры, из Африки – слоновую кость, из Причерноморья – зерно, скот, мед, кожи [1,стр.144]. Сухопутная торговля в Древней Греции была развита гораздо хуже по сравнению с морской. Она была невыгодна из-за плохих дорог и гор. Также трудности нередко возникали из-за войн, вспыхивавших периодически между полисами. Но даже в удаленных от моря греческих городах действовали местные рынки, где торговали в основном ремесленными изделиями, продуктами, домашней утварью. Каждый город-государство чеканил свою монету, таким образом, развивался валютный обмен [1,стр.144].
Товарно-денежные отношения в Греции были необычны для этой эпохи, если сравнивать с другими цивилизациями. Ученые считают, что уже в древности в Средиземноморье зародилась особая модель экономики, из которой впоследствии вырос европейский капитализм. Но все-таки называть древнегреческую экономику капиталистической неверно, так как в основном хозяйство имело натуральный характер. Товарно-денежные отношения в одних полисах были развиты сильнее, в других – слабее, то есть распространялись неравномерно и существовали в рамках натурального хозяйства [1,стр.144].
.3 Политика
К началу II тыс. до н. э. на острове Крит сложилось четыре местных царства с центрами в городах Кноссе, Фесте, Маллиии Като Закро. Примерно в середине XVIII до н. э. Крит был объединён под верховенством кносских владетелей, а правители остальных царств вероятно стали их вассалами [2,стр.356].
История этого периода почти не известна. Этническая принадлежность древнейшего населения Крита не установлена, но предполагается, что местное население изначально говорило на языке, не относившемся к индоевропейским. Начиная с 1900 года до н. э. на Крите начинается строительство первых дворцов, что стало следствием наивысшего из экономических расцветов, которые знал остров. Согласно археологическим раскопкам, к этой эпохе относятся дворцы в Кноссе, Фесте, Малье и Като-Закросе. Важнейшей находкой древнедворцового периода является Фестский диск (1700-1600 до н. э.). Концом этого периода принято считать мощное минойское землетрясение на о. Санторин, которое вызвало разрушение крупнейших дворцов [2,стр.356].
Сильные волны стерли с лица земли прибрежные города, разрушили флот, изолировав его от внешнего мира, пепел закрыл солнце, вызвал похолодание и уничтожение сельского хозяйства. В результате разразился страшный голод, приведший к разрушению социальной структуры и привычного уклада жизни [2,стр.356].
.4 Орнамент
Древнегреческую цивилизацию нередко называют колыбелью европейской культуры. На рубеже III – II тысячелетий до н.э. на острове Крит и на полуострове Пелопоннесе образуются первые города-государства с богато украшенными дворцами; культуру этого периода называют критской или минойской. В то время на глиняных вазах появляются орнаменты, включающие как декоративные вставки, так и изображения обитателей моря – различных раковин, осьминогов с извивающимися щупальцами, играющих в воде дельфинов.
Древнегреческие мастера так же использовали в орнаменте изображения стихий воды, земли, воздуха, солнца в виде прямых и волнистых линий, зигзагов, кругов и т.п. Но были присущие только этой цивилизации стилизованные изображения.
Древние греки жили на Земле, почти со всех сторон окруженной водой. Неумолкающий плеск воды принимался греками как естественный ритм природы. Такая ритмика появляется у греческих мастеров в виде причудливых волнистых, а так же геометрически изогнутых завитков – меандров. Меандр, пожалуй, один из самых характерных для греческого искусства элемент, который легко узнается. Пальметта является стилизованным изображением совершенно различных растений: их листьев и цветов. Она представляет собой как бы концентрированную природную форму. В Древней Греции пальметта стала излюбленным мотивом орнаментальных украшений. Величайшая культура античного мира внесла в искусство декора много новых элементов и композиционных решений.
Одним из важных в орнаменте Древней Греции был ясно выявленный ритм, построенный на чередовании одинаковых элементов, на основе их равенства между собой. «Этот орнамент словно бы движется перед зрителем равномерно, постоянно, в ритме, исполненном поистине космического звучания. Он всегда замкнут в круг – круг бытия, – обегая фриз здания, тулово сосуда, четырехугольное поле ткани». Сюжеты орнамента всегда размещены на строго определенном месте. Декоративные украшения гармонически сочетаются с конструкцией предмета. Один из излюбленных древнегреческих мотивов – меандр. Как считают, в этом узоре заложена глубокая идея вечного движения, бесконечного повторения.
.5 Ткани
Одежда греков была драпирующейся. Нижней одеждой служил хитон. Это был прямоугольный курок ткани, сложенный по вертикале вдоль левого бока человеческого тела, скрепленный на плечах застежками- фибулами, подпоясанный ремешок с напуском (колпосом) и умело заложенный вертикальными складками. Греческий лен был гораздо грубее (толще) египетского, но достаточно эластичный и удобный для драпирования. Однако долгое время греки использовали для одежды тонкую шерсть, которая тоже хорошо драпировалась, а также ткани из смеси шерсти и льна.Гракам нравились одежды голубого, нежно-розового, лилового, желтого цветов. По темному фону хитона располагались красивый орнамент и узор. Это было модно в период архаики и ранней классики. Носили также светлые натуральные оттенки, часто с ярким орнаментом [6,стр.56].
Верхней одеждой был гиматий из шерстяного прямоугольного куска ткани, драпировавшийся разными способами вокруг тела. В эпоху эллинизма в Греции появились элементы восточной моды: более тонкие, легкие, часто прозрачные, полупрозрачные ткани с орнаментом, вышитым золотом. Модным стал пурпурный цвет [6,стр.56].
.6 Костюм
Открытием крито-микенской цивилизации мы обязаны двум археологам: Генриху Шлиману (тому самому, что раскопал Трою) и Артуру Эвансу. Первый разыскал царские, так называемые «шахтовые» гробницы в Микенах и доказал, что неспроста в эпосе столица легендарного царя Агамемнона, именуется «златообильными Микенами» [4,стр.34].
Царские погребения были буквально набиты украшениями и утварью из золота, серебра, драгоценных камней. Второй, провел раскопки на месте Кносского дворца на Крите и обнаружил, помимо самого дворцового комплекса, многочисленные тексты на глиняных табличках, печатях и прочих предметах [4,стр.34].
Благодаря раскопкам дворцовых комплексов в Теринфе, Пилосе на острове Фера, археологам удалось открыть миру культуру, имевшую тесные контакты с Древнем Египтом, ближневосточными государствами (Ассирия Вавилон) [4,стр.34].
На сохранившихся настенных росписях, статуэтках, посуде, украшениях, отражена как повседневная жизнь, так и религиозные и культовые церемонии крито-минойцев. Произведения искусства рассказывают нам об идеале красоты бытовавшей в эпоху царя Миноса [4,стр.34].
Мужчины острова Крит обладали высоким стройным телом, широкими плечами, крепкими руками, тонкой талией и длинными мускулистыми ногами. Длинные волосы спускались змеевидными локонами на плечи. Растительность на лице мужчин отсутствует [4,стр.34].
На Крите существовал культ богини-матери и центральную фигуру в этом культе занимали женщины. Ее изображали в платье с открытой грудью, с «осиной» талией и пышными бедрами. Волосы уложены в высокие прически со змеевидными локонами [5,стр.98].
Считается, что одежда крито-микенской культуры создавалась из шерстяной ткани, так как в многочисленных письменных источниках сообщается об огромном количестве овец и коз, которых выращивали микенцы. Кожу применяли в мужском костюме [5,стр.98].
Одежда женщин была многослойной: юбки, жакеты, платья. Мужской костюм состоял из набедренной повязки. Цветовая гамма одежды крито-микенцев была богата и многообразна. Растительные красители позволяли получать ткани красного, синего, желтого, коричневого, зеленого, черного и белого цветов а, также их оттенков. На одежде присутствует орнамент, украшения из перьев, меха (у жрецов) [5,стр.98].
Основная одежда критянок – юбки, кринолиновые, облегающие талию и торс и плавно расширяющиеся книзу. Есть изображения женщин в юбках из клиньев, расширяющихся к низу. Юбки могли обшиваться воланами или же быть многоярусной. Длинна юбок была различна: полностью скрывала ноги, до середины икр или щиколотки. Юбку дополнял жакет на шнуровке, открывающий грудь и подчеркивающий округлость бедер, рукава жакета доходили до локтя. Ниже талии жакет имел продолжение в виде фартука. На всех изображениях у женщин высокая грудь, что свидетельствует о ношении ими корсета, хотя есть изображения женщин одетых только в юбку с обнаженным торсом. Существовал еще один тип одежды – цельнокроеное платье. Но на росписях женщины в платьях показаны в профиль, но можно догадаться, что и они обладали весьма глубоким декольте.
Мужчины, как уже говорилось, носили набедренную повязку, что – то среднее между короткими штанами и повязкой-схенти египтян. Спереди набедренник был короче, чем сзади. Левая нога обнажена, правая прикрыта в верхней части. Поверх могло набрасываться покрывало-плащ.
Головные уборы крито-микенцев весьма разнообразны. Мужчины носили широкие конусообразные шапки, имеющие завершение в виде пучка перьев. Есть изображения мужчин в низких плоских шапках. Женские головные уборы, также были двух видов: высокие в виде колпака или тиары, и широкие и низкие, как у мужчин.
В обуви изображались только войны, они носили мягкие сапоги. Остальные предпочитали ходить босиком.
Одежда и головные уборы крито-микенцев обильно украшались узорами, кантом имеющие в основе своей растительные и морские мотивы. И мужчины и женщины носили ожерелья, диадемы, браслеты, подвески, выполненные из драгоценных металлов и камней.
Прически и макияж женщин, изображенных на фресках, Кносского дворца выглядели настолько современно, что археологи назвали их «парижанками». Красавицы укладывали свои волосы в высокие прически, и оставляли длинные локоны, которые как змии обвивали спину и грудь.
Волосы украшали лентами, диадемами, жемчужными нитями, коралловыми бусами, нитями из мелких ракушек.
.7 Идеал красоты
Красивый человек- это воплощение гармонии духа и тела. Мужчина- атлет, патриот, эрудит; женщина-здоровая, цельная, разносторонняя личность. Красивым считалось лицо с прямым носом, округлым подбородком, выпуклым большими глазами, а некрасивым- полностью открытый лоб, поэтому пряди волос в виде челки или шторок закрывали его не менее чем на одну треть и у мужчин, и у женщин. Женщины были красивы и правильно сложены. Все было гармонично. Пропорции человека с красивой фигурой соответствовали пропорциям золотого сечения. Именно такая фигура была у Афродиты Милосской.
Душа должна быть прекрасна так же, как и тело. Грек должен быть образован, воспитан, должен уметь владеть собой и не показывать на людях свои эмоции. Грек должен уметь сострадать и уважать поверженного врага.
.8 Прически
О прическах Древней Греции можно судить по памятникам скульптуры, предметам прикладного искусства. Парикмахерское искусство было уже на высоком уровне. Процесс причесывания у древних греков был своеобразным церемониалом. Рабы-парикмахеры должны были не только быстро и умело причесать голову клиента, но и, как в архитектуре, скульптуре, соблюсти правила гармонии и эстетики. За нарушение пропорций неудачливый парикмахер сурово наказывался [5,стр.194].
Причесывание, окрашивание волос, завивка производились хорошо обученными рабами. Каждый из них выполнял только одну определенную операцию. Эти процедуры были трудоемки и занимали массу времени [5,стр.194].
Возможно, поэтому в Древней Греции были усовершенствованы металлические стержни для завивки волос, получившие название каламис.
Эти простейшие щипцы значительно отличались своей формой от щипцов нашего времени [5,стр.194].
Считается, что в Древней Греции появились первые парикмахеры, которые по названию щипцов стали называться каламистрами. Рабы-каламистры ценились значительно дороже обычных рабов. Они пользовались расположением хозяев, им дозволялись некоторые вольности, которых были лишены другие рабы, исполнявшие работы по дому. Продавали их обычно редко [5,стр.194].
От природы греки имели прямые, густые черные волосы. Вместе с тем в произведениях литературы и драматургии нередко воспевались златокудрые красавицы. Возможно, женщины изменяли природный цвет волос, прибегая к помощи щелочных составов. Для осветления волос пользовались также мелко помолотым рисом и мукой. В особо торжественных случаях прически осыпались золотым порошком. С развитием греческого общества прическа стала определять социальное положение человека [5,стр.194].
В период архаики мужские прически отличались простотой линий и силуэтами походили на женские. Это были длинные пряди, завитые в спиральные локоны, или волосы, заплетенные в косы и уложенные в красивые низкие пучки. Часто волосы подбирались под ленту, которая охватывала всю голову. Прически этого периода можно увидеть на скульптурах с Акрополя [5,стр.194].
Мужские прически делались из длинных, тщательно завитых волос, которые спадали на плечи и спину. Самой распространенной была прическа из кос, заплетенных за ушами. Косы в два ряда кольцом обвивали голову.
При этом на лбу волосы укладывались в густую челку из мелких кольцеобразных или серповидных локонов [5,стр.195].
Древнегреческие мастера, обладая большим вкусом и чувством гармонии, создавали свои прически всегда с учетом возраста, особенностей лица и фигуры. Другой распространенной мужской прической была густая грива из завитых волос. Локоны располагались красивыми вертикальными рядами [5,стр.195].
В V – IV веках до нашей эры эти прически постепенно исчезли. Их место заняли аккуратные маленькие прически из подстриженных, крупно завитых кудрей. Четкие линии локонов обрисовывали силуэт головы. Эти прически не отличались разнообразием, все они были изящно выполнены из коротких волос [5,стр.195]. Различными были лишь виды завивки, так как в это время ей уделялось большое внимание. Завивка делалась горячим и холодным способами. Техника исполнения причесок все время совершенствовалась. В прическах могли сочетаться разные виды локонов – кольцеобразные, спиральные, трубчатые, типа черепицы [5,стр.195].
В период расцвета Афинского государства мужские прически постепенно приобретают налет вычурности и изнеженности, появляется некоторая женственность. Примером такой сложной прически может служить прическа Аполлона Бельведерского скульптора Леохара. Прическа является подлинным произведением искусства: она сделана из завитых длинных прядей, уложенных надо лбом изящным, легким бантом [5,стр.195].
Впоследствии эта прическа получила наименование «бант Аполлона», но имеется еще одно название – «цикада», так как бант из волос был похож на легкие крылышки цикады [5,стр.195].
Существовало множество других причесок, выполненных из завитых локонов и уложенных плотными рядами. Большую популярность получила прическа из коротких волос «Александр Македонский». Волосы подстригались «лестничками», завивались свободно и красиво укладывались по голове. Во все времена в дополнение к прическе мужчины носили большие бороды, обрамлявшие нижнюю челюсть. Бороды аккуратно подстригали и подвивали щипцами, придавая им разнообразную форму.
Но самой распространенной формой была коническая, при этом волосы I бороды завивались крупными спиралями или мелкими кольцеобразными локонами на самых концах. Часто бороды пропитывали ароматическими маслами. На пирах бороды обсыпали мукой из толченых бобов, мелом, мелко измельченными травами .
Бороду носили скорее греческие граждане, достигшие зрелости. В Древней Греции идеалом красоты, примером для подражания считался человек совершенный в духовном и физическом развитии, таким был выдающийся полководец Александр Македонский (356-323 гг. до н. э.). Он носил красивую прическу из легко завитых полудлинных волос с типичным для нее симметричным пробором – фрагисом. Александр Македонский стал образцом для многих политиков, при жизни его обожествляли в поэзии, слагали легенды. Александр Македонский был первым греком, не носившим бороды. Многие мужчины стали подражать ему. В армии воинов обязывали бриться, чтобы лишить противника возможности хватить за бороду. С этого времени увеличилась работа брадобреев. Со времени правления Александра Македонского в Греции бород уже не носили – исключение составляли философы, ученые. Женские прически с самого своего появления были просты. Скромные и четкие очертания пучков и узлов преобладали в прическах всех слоев женского населения. Прически периода архаики, с туго уложенными прядями на затылке, получили большое распространение; они покрывались тканью, иногда на волосы надевали мешочек. Эту прическу называли «прической гетеры» – со временем она усложнилась, стала делаться из завитых волос с применением каркаса. Пучок имел конусообразную форму. Эта прическа стала самой распространенной, имела много вариантов, получив название «греческий узел», а впоследствии, когда узел крепился на шее более низко,-каримбос. Эта прическа считалась классической в Древней Греции, но время и вкусы вносили в нее некоторые изменения: виды завивки были различны, узел то приподнимался над шеей, то опускался. Появилась прическа «лампадион», напоминавшая по форме языки пламени. В женских прическах, так же как и в мужских, обязательным считалось сокрытие природной линии лба. Поэтому все низко «шторками» на лоб. Женщины, как и мужчины, носили прическу типа «бант Аполлона»,- изяществом и выполнением она нисколько не отличалась от мужской.
Оригинальную, «дынеобразную» прическу ввела в моду в середине V века до нашей эры вторая жена Перикла – Аспасия. Прическа делалась из завитых волос, которые укладывались крупными объемными вертикальными дольками ото лба до затылка, и перевязывалась двумя лентами. Гетера Фрина носила прическу высокую – из завитых волос, с бантом на темени [6,стр.76].
Красавица Фрина позировала известным художникам, скульпторам. Пракситель создал скульптурный портрет Фрины из белого мрамора [6,стр.76]. В начале V века до нашей эры среди молодых женщин была распространена прическа из полудлинных завитых волос. Выстригали челку, спускавшуюся до середины лба. Дополнением этой прически был тонкий металлический обруч-филле; он не только декорировал прическу, но и скреплял волосы, поддерживал завитые пряди на темени. Перевязывали волосы и позолоченным кожаным ремешком [6,стр.76].
Молодые девушки носили распущенные волосы. Прически молодежи во все времена были значительно короче, но процесс причесывания от этого не сокращался. Если в период архаики распущенные волосы считались признаком женственности, молодости, то в поздние времена (классики и эллинизма) ношение свободных, неубранных волос стали разрешать только жрицам. Для торжественных случаев и пиров прически делались по несколько часов, посыпались порошком из трав, семян, придававших волосам золотистый оттенок [6,стр.76].
В конце IV и в I веке до нашей эры распространяется ношение париков. Большая потребность в париках заставила правителей создать на маленьком острове Лесбос специальные мастерские для их изготовления. Тонко и тщательно выполненные изделия древних мастеров парикмахерского искусства быстро стали предметом продажи на рынках не только Древней Греции, но и многих других стран [6,стр.76]. Стоимость париков была так велика, что они покупались лишь богатыми гражданами. Состоятельные люди должны были иметь по нескольку париков, для разных случаев. Парики различались не только по цветам, но и по времени дня, года [6,стр.76].
Самыми популярными были светлые парики, изготовляемые из натуральных женских волос, затем – парики с пепельным отливом [6,стр.76].
Заключение
Искусство Древней Греции своими классическими формами, гармоничными пропорциями во все времена отражалось в различных жанрах искусства. Древнегреческая одежда и прически требовали от их обладателя правильной осанки, гармонии, красоты. Прически женщин были чрезвычайно разнообразны. Придание волосам особых форм и их украшение возводилось в ранг высокого искусства. Особенно популярными в древней Греции были прически с узлами. Их крепили на макушке, середине затылка и внизу. Прически «факел» и «лампадион» были не менее популярны.
Окрашенные в рыжий тон волосы укладывались на затылке в удлиненную струящуюся форму, напоминающую свободную косу. Для удобства создания таких причесок парикмахеры использовали специальные каркасы, сетки или сфендолы. Волосы укладывали в эти приспособления, оставляя концы свободными. Силуэт прически напоминал форму античной лампы, а концы рыжих волос – языки пламени.
В целом прически в Древнем Крите были весьма разнообразны. Они были пышными, струящимися и высокими. Для их фиксации широко использовались ленты, сетки, гребни. Их вид олицетворял культуру того времени. Факела, лампады все это в духе Древнего Крита.
Список литературы
1)Бергер П., Лукман Т. Древный Крит /П. Бергер, Т. Лукман; Пер. с англ. Е. Руткевич – Моск. филос. фонд. – М.: Медиум, 2010. – 323 с.
)Руткевич Е.Д. Феноменологическая социология знания/Е.Д. Руткевич – М.: Наука, 2011. – 272 с.
)Е.А.Островская. Разработка исторической причёски //Вестник РУДН. – 2009. – №1. – с. 96-113
4)Мир словарей коллекция словарей и энциклопедий портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: <http://mirslovarei.com/> Дата обращения: 30.05.2010