- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 19,66 Кб
Развитие искусства в г. Красноярске (XIX в.)
Содержание
Введение
Литература и искусство ХIХ века Красноярска
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Первая половина 19 века для России была переломной эпохой, когда феодализм сменялся капитализмом. Существует две противоположные точки зрения на степень развития новых отношений в Сибири.
И.И. Лекин, Л.И. Светличная, В.Г. Карцов и другие историки считали, что по сравнению с крепостническим центром Сибирь, благодаря отсутствию помещиков, многоземелью, огромным запасам пушных зверей и горно-рудным богатствам, а так же широкой хозяйственно-организационной деятельности казны, Сибирь имела опережающие темпы развития.
Исследователи Ю.С. Кожухов, А.С. Кузнецов, Д.И. Копылов, Г.Ф. Быконя и другие высказывали противоположную точку зрения. По их мнению, многообразие почвенно-климатических зон, крайне низкая плотность населения, наличие огромных неосвоенных пространств, громадная протяженность транспортных путей, отдаленность общерусских центров товарного производства и обращения – все это привело к воскрешению за Уралом порайонной хозяйственной замкнутости, архаичной агротехники, натуральных крестьянских хозяйств, слабости городского ремесла по отношению к сельскому ремеслу и домашним промыслам, узости местного рынка, особенно рынка свободной рабочей силы. [6]
Несомненно, что бурное освоение Сибири и быстрое развитие промышленности в этом относительно экономически новом регионе России объясняется фактами, которые перечислил сторонники обоих теорий. На наш взгляд констатация преобладания сельскохозяйственной деятельности над промышленным производством в Сибири некорректна, так как и в так называемых общерусских центрах до Урала происходило примерно то же самое. Промышленность мануфактурного типа и там тоже делал только первые шаги. Что же касательно принудительного труда, то это объясняется, во-первых, малонаселенностью Сибирских территорий, во-вторых, отсутствием квалифицированной рабочей силы, в-третьих, дешевизной труда каторжников. Частное свободное предпринимательство здесь приобрело размах и масштабы, недоступные предпринимателям общерусских центров. Развитие культуры в Сибири так же носило бурный и непоследовательный характер. Большое количество хорошо образованных и талантливых людей способствовало этому развитию. Это количество обеспечивалось в основном за счет политических ссыльных, начиная с декабристов. Поэтому мы частично разделяем точку зрения авторов второй теории.
На заре капиталистической эры в Сибири еще отчетливее стал проявляться разрыв между материальной и духовной культурой господствующей верхушки и культурой трудящихся. Богачи и крупные чиновники Красноярска переселялись в каменные дома или обшитые тесом и выкрашенные деревянные особняки. [3]
Культурное развитие сибирских городов в пореформенное время отмечено чертами заметного оживления, вызванного глубинными преобразованиями эпохи. Однако наметившиеся тенденции тормозились консервативной политикой самодержавия, которое стремилось сузить распространение просвещения и культуры среди демократических масс.
Литература и искусство ХIХ века Красноярска
Общественно-политический подъем в России 60-х годов нашел свой отзвук и в Енисейской губернии. Передовые люди выписывали не только редактируемый Н.А. Некрасовым журнал "Современник", но читали и запрещенные издания А.И. Герцена – "Полярную звезду" и "Колокол". В губернии распространялись и рукописные произведения, среди которых особенно выделялись сатирические листки.
Рукописная литература Сибири первой половины 19 века, составной частью которой являются впервые публикуемые произведения красноярских авторов, имела давние уходящие в 18 век традиции. Ее широкое распространение было обусловлено типичной для того времени неразвитостью печатного дела, строгостями цензуры николаевского времени, а в первую очередь – повышенным из-за ссылки в Сибирь удельным весом грамотных людей, в той или иной степени находящихся оппозиции к официальным властям.
Рукописная, в первую очередь – сатирическая литература – в сибирских условиях дала одну из форм общественного протеста, средством идеологической борьбы между различными общественно-политическими направлениями в тогдашнем образованном обществе. В списках широко распространялись сатирические и юмористические стихи, поэмы, анекдоты, карикатуры. Возникали и голами существовали целые рукописные журналы.
Большое влияние на рукописную литературу Сибири оказали политические ссыльные, особенно декабристы. [3]
В Красноярске первое известие о существовании рукописной сатирической литературы относится к 60-м годам 18 века и связано с именем учителя местной латинской школы Г.Ф. Скрябина.
В первой четверти 19 века наиболее известным представителем сатирической рукописной поэзии, затрагивавшей актуальные вопросы общественной жизни Красноярска, был И.И. Варлаков красноярский чиновник, один из авторов "Енисейского альманаха". Так, И.Н. Петров в статье – некрологе И.И. Варлакову писал, что "не столько печатное, сколько рукописное сочинение покойного сделал его известным многому числу публики". Одним из важнейших социальных мотивов сатирических произведений И.И. Варлакова выступает сознание своего достоинства перед знатью человека бедного, но наделенного умом, талантом. Так, в "Послании к И.И. Коновалову" автор обращается к человеку, которого в шутку называет своим меценатом, и убеждает купить ему за это сукна на вицмундир.
Значительное рукописное литературное наследство оставил другой красноярец, Фортунат Иванович Петухов, выпускник Топольской духовной семинарии, священник, а с 1823 года – первоприсутствующий красноярского духовного правления, затем благочинный в каннском и Минусинском уездах и в Иркутской губернии, с 1865 года после пострижения в монахи – настоятель Енисейского Спасского монастыря. Он был автором ряда краеведческих работ, лично общался и переписывался с П.А. Словцовым, тобольским краеведом И. Сулоцким, членами общества "Беседы о Енисейском крае" и А.П. Степановым.
В 1852 году за краеведческие заслуги Ф.И. Петухова избрали членом – сотрудником Императорского Русского Географического общества. Перу Ф.И. Петухова принадлежали и стихотворения обличительного характера. В одном из них, написанном в 1826 году в Красноярске, осуждалось взяточничество местных чиновников, их склонность к пьянству.
Не прерывались традиции рукописной литературы Енисейской губернии после увольнения просвещенного губернатора А.П. Степанова и ужесточения внутренней политики "охранительного" царизма Николая 1 в 30-40 годы 19 века. Так, когда 9 сентября 1849 года обрушились верхние своды и колокольня нового кафедрального собора в Красноярске, то по городу и всей Сибири долго ходила язвительная эпиграмма неизвестного автора "К падению Красноярского собора". [1]
Видным представителем сатирической рукописной поэзии в эти годы стал "невольный житель" Сибири, "забытый ее поэт" и прозаик, человек, лично и по взглядам близкий к писателю декабристу А.А. Бестужеву-Мароинскому, бывший морской офицер, чиновник и служащий М.А. Александров. С 1841 года он жил в Красноярске, затем в Иркутске, а последние годы – в Канске, где и умер в крайней нищете.
В неопубликованной поздней лирической поэме "К Енисею" автор, который сам несколько лет служил на приисках в северо-енисейской тайге, резко осудил капиталистическую действительность, изобразил Сибирь как страну капиталистов, как царство богатства и беспросветной нищеты.
Самобытным, наиболее демократичным по происхождению и во многом по своему социальному содержанию было творчество поэта-самоучки из местных казаков В. Сурикова.
Очевидно, во второй половине 50-х годов В. Суриков вышел в отставку. С 1861 года он служил в городе Енисейске у друга полицейского пристава Артемьева письмоводителем, затем последовал за ним в том же качестве в село Каратуз Минусинского округа, где Артемьев был избран заседателем. Дальнейшая судьба его неизвестна.
О содержании и направленности произведений В. Сурикова мы узнаем из статьи известного общественного деятеля и областника П.М. Головачева, который в начале 30-х годов 19 века, в Енисейске у золотопромышленника В.И. Барташева познакомился с коллекцией писем и стихотворений В. Сурикова, а так же с альбомом его карикатур и многими экземплярами рукописной газеты "Шаман, или Сойотская иллюстрация".
В стихотворении "Енисейское утро" автор "изображает пеструю коллекцию людей различных наций и профессий, которых можно было встретить зимой на улицах "Золотого города" – евреи, киргизы, татары, поляки, немцы, актеры, музыканты, шарманщики, разносчики". [5]
В сатире "Бал наизнанку" сочно изображен шумный, безобразный суточный кутеж местных чиновников, богачей и франтов. Стихотворение "Наши туманные картины" описывает местных чиновников – пьяниц и взяточников, так называемых "иностранцев" – летучий сброд людей различных национальностей; наконец, "граждан" – более постоянных обывателей тоже с разных концов Сибири и России, разбогатевших и всплывших на поверхность.
После переезда в село Каратуз в 1862 году В. Суриков в том же году пишет самую обширную свою поэму "Каратузская ярмарка", где изобразил местную "аристократию" и саму ярмарку.
С 1863 года В. Суриков стал издавать сатирический рукописный литок "Шаман, или Сойотская иллюстрация". Всего в течение года автор выпустил 80 номеров этого листка или газеты, каждый представлял собой 2 листа большого формата голландской бумаги с текстом и карикатурами, выполненными карандашом самим автором.
Номера "Шамана", по мнению видного историка литературы М.К. Азадовского, были "наиболее значительными по своему общественному содержанию изданием", которое являлось подражанием популярному в тогдашней России сатирическому журналу "Искра".
Этот по определению П.М. Головачева, "малообразованный, но умный и наблюдательный провинциал" язвительно и резко продолжал обличать пороки системы управления, особенно откупа, взяточничества чиновничества, самодурство местных богачей.
Так, в одном из первых номеров "Шамана" в "отделе правительственных распоряжений" автор пометил объявление, что в губернском городке проводится лотерея – "разыгрываются места чиновников, подписки принимаются там же, в кухне с заднего хода".
В сатире "Откуп за могилы", помещенный в номер 1,2 "Шамана", изображены похождения откупщика в аду, где его встретили как дорого гостя. В стихотворении "Ксендз" автор с негодованием говорит о поляках – не ссыльных повстанцах, а о тех, которые "своеохотно прибежали сюда, обольщаясь наживой, оставив родину, как уже не путную, ибо они там нищенствовали и рады были куда-нибудь уйти, а здесь начинают проповедь, что они – истинные сыны своей родины". [2]
В конце 1863 года в "Шаман" прекратил существование, но В. Суриков объявил, что на смену ему придет "Пушка", "которая будет палить не ядрами, а конусообразными снарядами, называемые у европейцев остротами, снаряды же эти будут выливаться в форму правды". Автор намекает, что новое название листка дано в подражании "Колокола" Герцена, и по тем же мотивам листок будет менять свое местопребывание.
Судя по творчеству В. Сурикова, его политические взгляды не отличались цельностью. Он переходит нередко с демократических позиций в лагерь славянофилов и консерваторов.
Рукописные произведения появились и ходили среди губернского красноярского общества, которое составляли чиновники, местные и приезжие золотопромышленники, и их служащие, а так же часть интеллигенции. Некоторые любители составляли целые рукописные сборники. Один из них, в частности, находится в бумагах сибирского краеведа Кытманова, хранящийся в Енисейском филиале государственного архива Красноярского края (далее будем называть его "Енисейский сборник"), другой – в Москве, в государственном историческом музее.
В Енисейском сборнике, кроме "Панорамы" Бутакова и сатирического дополнения к ней "Автору Панорамы града Красноярска", находится стихотворение "К ней".
В московском сборнике содержится идентичный текст "Панорамы" (только фамилии называемых лиц даны их начальными буквами с номерами, а расшифровка приводится в конце сатиры. Вместо же продолжения ее дан "Ответ читателям "Латкина – сына"). Кроме того, в этом сборнике содержится два произведения – "Недовольные" и "Тип", возможно, принадлежащие, судя по общему заголовку сборника, тоже перу Бутакова [3].
"Панорама" является типичным образцом салонной поэзии. Она в непритязательной литературной форме знакомит с завсегдатаями и отдельными столпами "общественного собрания" губернского Красноярска середины 19 века. Фрондирующий автор, зачастую произвольно выбирая какую-нибудь черту характера либо особенность внешности и пользуясь преимущественно черной краской, попытался отобразить ограниченность и духовную пустоту большинства представителей местного "высшего общества".
Обличительные социальные мотивы в "Панораме" едва проглядываются, да и сам автор не стал себе такую цель: "но ведь бумагу я мараю, чтоб только скуку разогнать" – признается он. В этом отношении неизмеримо выше написанная после 1861 года поэма "Недовольные", в которой в ядовитой гротескной форме показана реакция консервативных слоев общества и реакционных литераторов типа Фаддея Булгарина на отмену крепостного права в России. Убийственно точно показал и тип сельского священника.
Заметную роль в культурной жизни губернии принадлежала печати. Начало ее было положено изданием "Енисейских губернских ведомостей" в 1857 году. Она издавалась вплоть до 1889 года. В отличие от "Иркутских ведомостей", где боевой обличительный дух газеты определялся ядром демократически настроенных сотрудников, енисейская газета была умеренна и лояльна. Авторский коллектив не был постоянным, поэтому остро ощущался недостаток корреспонденции. Большую часть материала занимала официальная хроника и перепечатка из других газет. Самостоятельного общественно-политического лица газета так и не приобрела. Современники называл ее "серым листком", подразумевая не только низкое полиграфическое качество издания, но и одиозность литературной формы и содержания. Такое издание не отвечало потребностям общественной жизни края. [4]
Между тем потребность в свободном печатном слове все более остро ощущалась современниками. В 80-е годы было предпринято несколько попыток организовать частные издания. Только в 1889 году в Красноярске учителем Е Кудрявцевым стал выпускаться "Справочный листок Енисейской губернии", преобразованный с 1894 года в газету "Енисей". Программа издания была ограничена вопросами справочно-информационного характера. Несмотря на эти ограничения и жесткую регламентацию местной цензуры, издатель пытался поднять газету на уровень прогрессивных общесибирских изданий, сделать ее трибуной общественного мнения.
Первые книги были отпечатаны в 1881-1882 годах в типографии Енисейска. Города с деревянными в основном постройками утопали в пыли и грязи. В Красноярске до 1917 года была всего одна замощенная улица.
Научная, общественная и литературная деятельность губернатора Красноярска А.П. Степанова и его окружения, как наиболее образованной и либерально настроенной части губернского общества, носила для своего времени прогрессивный характер. К двухсотлетию Красноярска А.П. Степанов и его окружение выпустили в Москве "Енисейский альманах", один из первых литературных журналов Сибири. В издании журнала приняли участие учителя местных училищ и образованные чиновники (И.П. Петров, А.П. Степанов, И.И. Варлаков, А.К. Кузьмин, И.Я. Козлов, С. Рассказов и др.). В основном Сибирь изображалась отвлеченно и романтически. Большой точностью и образностью пейзажных зарисовок отличался очерк А.П. Степанова "Путешествие в Кяхту из Красноярска".
Еще раньше, в 1823 году, было создано и некоторое время просуществовало общество "Беседы о Енисейском крае".
Самостоятельной литературной организацией была основанная в 1829 году местным чиновником – литератором И.В. Соколовским "Красноярская литературная беседа", которая разработала свой Устав.
Устав является рукописным проектом и существовавшего в Красноярске нелегального литературного общества. Это вторая после коллектива авторов "Енисейского альманаха" литературная организация, появление которой свидетельствует о том, что Красноярск был одним из центров культурной и литературной жизни Сибири 20-х годов 19 века. Сведения об этом обществе любителей словесности впервые обнародовала советский литературовед М. Богданова, внучка декабриста Н.О. Мозгалевского, обнаружив их в бывшем сугубо секретном фонде 3 Отделения. [2]
Следствие установило, что молодые красноярские литераторы по предложению поэта и писателя В.И. Соколовского, служившего в Красноярске, еженедельно собираться у него на квартире "на чашку чая", читали новые книги и журналы, обменивались впечатлениями, а также представляли на обсуждение свои собственные "статьи".
Сам В.И. Соколовский подчеркивал чисто литературные задачи "Беседы", целью которой было объединить местную молодежь, любящую литературу, имеющих склонность к самостоятельным "занятиям словесности". Это отразилось в девизе "Беседы", который, согласно ее Уставу был сформулирован как "Польза и благородное удовольствие".
"Беседа" таким образом, ставила своей задачей общественно-политическую деятельность, воспитание и развитие эстетических чувств и понятий, однако жандармские следователи тщательно искали политическую подоплеку этого общества, считали его отраслью какого-нибудь нераскрытого политического "злоумышленного" общества типа "Зеленой лампы", этого литературного отдела ранней декабристкой организации "Союз Благоденствия".
Доказательством этому служили нелегальное существование "Беседы" и найденные при обыске у В.И. Соколовского письма его товарища по 1 кадетскому корпусу, декабриста Н.О. Мозголевского. Знали жандармы и о том, что красноярские писатели и сам В.И. Соколовский были знакомы с некоторыми декабристами, жившими в те годы в Красноярске на поселении или временно бывшими в городе. Среди них были и писатели, например, А.О. Корнилович, В.Ф. Раевский и другие. [3]
Следствие, как справедливо считает М. Богданова, право было в том, что "Беседа", безусловно, была одним из звеньев в единой цепи тех общественных явлений, которые возникли под влиянием движения декабристов.
О серьезности намерений членов "Беседы" свидетельствовали в Уставе параграфы 8, 15, 21, 23 и другие. Из показаний В.И. Соколовского видно, что общество в дальнейшем планировало печатать не только художественные, но и научные сочинения своих членов. Для этой цели был привлечен в организацию военный врач штаб-лекарь Красноярского гарнизона И.Г. Краснопольский, который "хотел доставлять статьи ученые".
Судя по параграфам 15, 16 и 17 Устава, "Беседа" намечала издание периодического художественно-литературного и публицистического сборника, в котором был предусмотрен раздел науки и критические разборы "на статьи выходящих журналов".
К сожалению, ни протоколы заседаний, ни рукописи черновиков сочинений участников "Беседы" не дошли до нас. Всю литературную продукцию "Беседы", видимо, уничтожили сами авторы, а общество прекратило деятельность, как объяснил В.И. Соколовский, из опасения "вызвать подозрения властей", поскольку правительство в то время требовало от всех чиновниках подписки "о непринадлежании к кому-либо тайному обществу".
Нет сведений, кто, кроме подписавших Устав, еще входил в состав "Беседы". Председателем ее являлся Н.А. Степанов, ввиду большой его популярности в Красноярске как автора многочисленных карикатур. Он был лично знаком с В.Г. Белинским, который отзывался о нем как о приятном человеке и художнике. Среди хороших знакомых Н.А. Степанова в 50-60-е годы можно назвать Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова – щедрина. Он сотрудничал в журнале "Сын Отечества", затем в 1859-1864 годах – в сатирическом журнале "Искра", а с 1865 по 1871 год был редактором "Будильника". Последние два журнала были революционно-демократическими. [2]
Однако и в Енисейской губернии наблюдались важные сдвиги в области культуры. Развитие капитализма подрывало патриархальный уклад жизни. Из центра страны приезжали политические ссыльные – интеллигенты, рабочие и крестьяне. Все это не могло не сказаться на развитии культуры.
Зимой 1865 года в Красноярске, затем в Томске прочитал публичные лекции по истории Сибири известный публицист-демократ С.С. Шашков. Его лекции носили ярко обличительный характер. Власти возбудили против Шашкова судебное дело.
В 1884 году в Красноярске создается "Общество попечения о народном образовании". Оно вело книжную торговлю, содержало несколько школ и две библиотеки-читальни. В 1900 году в Красноярске было выстроено новое здание городской библиотеки. "Общество помощи учащимся начальных школ" в Енисейске добилось открытия мужской и женской воскресных школ, любительского театра, библиотеки и первого книжного магазина.
В деревнях частными учителями работали, главным образом ссыльные. К концу 80-х годов у частных учителей в деревнях обучалось более 900 детей или 37 % всех учащихся.
Вписал свое имя в историю культуры края Н.М. Мартьянов, Минусинский аптекарь, который с помощью общественности, особенно учителей и политических ссыльных, основал в 1877 году в Минусинске музей краеведения. В нем были созданы отделы естественно-исторический, промышленный, сельского хозяйства, археологии и этнографии. Музей скоро приобрел широкую известность в России и за рубежом. Часть его экспонатов демонстрировалось на Всемирной выставке в Чикаго в 1893 году и на Парижской в 1900 году. На этих выставках Минусинский музей был награжден дипломами и медалями. [5]
В 1902 году в Минусинском музее уже было 56483 экспоната, а научная библиотека насчитывала 22 тысячи книг. Она снабжала школы передвижными библиотеками для внеклассного чтения. При музее был открыт педагогический отдел, содержащий коллекции по естествознанию, географии, минералогии, этнографии, археологии. Политический ссыльный народник д.А. Клемец по праву назвал Минусинский музей "нашей Академией наук".
В 1883 году музей был открыт в Енисейске, а в 1889 году – в Красноярске. При музеях велась краеведческая работа.
Почетное место в культурной и общественной жизни Красноярска занимал ученый – просветитель демократ И.Т. Савенков. Это был разносторонне образованный, одаренный человек-педагог, историк, археолог, геолог, крупный шахматист, артист и режиссер Народного театра. Он был близко знаком со многими видными деятелями искусства, выступил организатором первого в России шахматного турнира по переписки между шахматистами Красноярска и Петербурга. К науке и просвещению И.Т. Савенков подходил с позиции демократа.
Научная деятельность И.Т. Савенкова далеко вышла по своему значению за рамки Сибири. Его труды по педагогике и археологии вошли в золотой фонд русской и европейской науки. Знаменитые археологические раскопки И.Т. Савенкова в окрестностях Красноярска ив Хакайско-Минусинской котловине открыли новые страницы в археологии и истории Сибири. Раскопки на Афонтовой горе впервые установили обитание человека в окрестностях Красноярска в палеолитическую эпоху. Эти данные И.Т. Савенков доложил в 1899 году на Международном антропологическом конгрессе в Москве. [2]
Высоко была оценена в науке книга И.Т. Савенкова "Каменный век в Минусинском крае". За фундаментальные исследования "Изобразительное искусство на Енисее" он получил диплом члена-корреспондента Академии наук. Работы ученого по археологии и древней истории Сибири вызвали яростные нападки мракобесов – церковников. И.Т. Савенков был официально отлучен от церкви.
Развитие краеведения подготовило почву для создания местного музея. Организации его предшествовала большая подготовительная работа, в которой приняли участие П.С. Проскуряков, И.Т. Савенков, М.Е. Киборт, А.С. Еленев. Ядро фондов будущего музея составляли собрания минералов А.П. Кузнецова, ботаническая коллекция М.Н. Мартьянова, нумизматическая коллекция Матвеевых, картина В.И. Сурикова "Милосердный самаритянин".
февраля 1889 года состоялось открытие музея. Первые годы его существования его были трудными. Городская дума затягивала выработку устава музея, что делало его положение неопределенным. Единственными источниками финансирования были добровольные пожертвования, поэтому бюджет нового учреждения был очень ограничен. С первых дней своего существования музей стал вносить свой вклад в общественную и культурную жизнь города.
Получил широкую известность как исследователь исторического прошлого Сибири Н.Н. Бакай. Он был учителем истории в Красноярской мужской гимназии. А затем в Иркутске и Томске директором гимназий. Приехал в Красноярск Н.Н. Бакай из Харькова, где окончил с золотой медалью университет. [1]
В 90-х годах Н.Н. Бакай выявил много ценных исторических документов по истории Сибири 17-18 веков в рукописном отделе библиотеки Юдина в Красноярске, в красноярском, Иркутском архивах и в Москве, где хранились материалы Сибирского приказа. Он заботился о сохранении архивов Восточной Сибири. В начале 90-х годов Н.Н. Бакай входил в комиссию по разборке архивных дел разных учреждений Енисейской губернии, сам просмотрел 9 тысяч дел и большую часть оставил для хранения в Красноярском архиве. С 1918 года он занимал должность процессора в Томском университете, читал лекции по истории Сибири.
Рост культурных запросов проявлялся и в отношении сибиряков к театру. Спектакли были любительские, в них принимала участие городская интеллигенция.
Первый стационарный городской театр появился в конце 50-х голов. Его деревянное здание с торжественными высокими четырехсалонными галереями-портиками перед входами поставили на месте пересыльной тюрьмы. Репертуар был обычный для того времени.
Долгое время в Красноярске не было постоянной театральной труппы. Приезжавшие на гастроли артисты часто играли малохудожественные пьесы. Но среди приезжих артистов были и крупные таланты. Летом 1897 года в Красноярске дала несколько спектаклей выдающаяся русская актриса Г.Н. Федотова, в 1898 году – известный артист Петербургского Александринского театра М.И. Писарев.
В 1874 году антрепренер А. Егоров организовал в Красноярске постоянную труппу, но вскоре она распалась. Из остатков труппы было сформировано первое в Сибири актерское товарищество. Но оно просуществовало недолго из-за трудностей финансового характера.
В 1887 году красноярскими театралами было создано Общество любителей драматического искусства. По его инициативе функции попечения театра были переданы из ведения городской управы в руки Общества. Материальные нужды театра покрывались за счет частных пожертвований членов Общества. Репертуар театра был очень насыщен. [3]
С 1873 гола театральные постановки давались в деревянном здании городского театра. В 1898 году оно сгорело. Новый театр, построенный почти полностью на собранные по подписке деньги, был торжественно открыт 17 февраля 1902 года. Ему было присвоено имя великого русского поэта А.С. Пушкина. С этого времени в театре работала постоянная труппа.
Большой популярностью у красноярцев пользовались музыкальные вечера, обычно проводившиеся в зале Благородного собрания. Часто приезжали столичные гастролеры. В ноябре 1882 года был организован кружок любителей музыки. Большой вклад в его деятельность внес С.М. Безносиков, ученик Н.А. Римского – Корсакова, организовавший симфонический оркестр в Красноярске в 1887-1888 годах. На концертах оркестра пропагандировалась русская классическая музыка, ставились сцены из опер.
Прогрессивно настроенная часть местных чиновников и интеллигенции, а так же отдельные представители духовенства вели изучение и описание флоры, фауны, природных богатств, истории и современного состояния народов и племен огромного Приенисейского края.
Одним из ведущих художников русского реалистического направления был В.И. Суриков. Он родился в Красноярске 24 января 1848 года в небогатой казачьей семье.
Суриков окончил уездное училище. А с 1862 года работал канцелярским писцом в Енисейском губернском правлении. Он учился рисованию у художника Н.В. Гребнева. В 1868 году В. Суриков ушел с попутным обозом в Петербург и был принят в число вольнослушателей Академии художеств.
Суриков горячо любил Сибирь. Знаменитый художник, живя в Москве, часто приезжал в Красноярске. Последний раз он был в родном городе летом 1914 года, за полтора гола до своей смерти. "Я всегда одним глазом гляжу в Сибирь", – говорил неоднократно В. Суриков. Для многих своих исторических картин он находил материал в Красноярске, Минусинске, делал этюды, зарисовывал сцены быта, оружие, костюмы и т.п. приезды В.И. Сурикова на родину оказывали благотворное влияние на развитие художественных традиций, формирование местной живописной школы, становление молодых сибирских художников. [6]
Непосредственно на сибирские сюжеты написаны картины "Покорение Сибири Ермаком", "Меньшиков в Березове", "Взятие снежного городка", эскизы к "Красноярскому бунту". Сибирские наблюдения и впечатления сказывались и на других произведениях В. Сурикова, по содержанию далеких от Сибири ("Утро стрелецкой казни", "Боярыня Морозова", "Степан Разин", "Переход Суворова через Альпы").
Об этом влиянии писал сам В. Суриков: "Улицы в "Боярыне Морозовой" почти целиком принесены из Красноярска. От туда же взяты типы стрельцов, Суворова, Разина…Все женское царство…Морозовой вышло из нашего дедовского дома в Торгашено".
Картины в. Сурикова отразили жизнь народа, его борьбу и героические подвиги. В 1948 году в доме, где он родился и вырос, открыт музей его имени.
Многие видные деятели культуры и науки, побывавшие в нашем крае, неизменно предсказывали ему огромной будущее.
Всего один день, 28 мая 1890 года, был в Красноярске А.П. Чехов. Но как много он увидел, в каких неумирающих словах запечатлел он Красноярск и Енисей, прозорливо увидел замечательное будущее края.
А.П. Чехов совершил поездку на Сахалин через Сибирь, чтобы "возбудить интерес в обществе" к тяжелому положению далекой окраины царской России. Это был настоящий гражданский подвиг писателя. Ехал он в кибитке по бездорожью тем путем, по которому тогда гнали в ссылку и на каторгу тысячи людей. "Ехать было тяжело, временами несносно и даже мучительно", – писал А.П. Чехов из Иркутска. [3]
Город Красноярск и Енисей произвели на А.П. Чехова большое впечатление. Здесь он думал о будущем Сибири.
В замечательных очерках "По Сибири" он писал: "Енисей – широкая, быстрая, гибкая река; красавиц лучше Волги". "…Пускай Волга нарядная, скромная, грустная красавица, зато Енисей – могучий, неистовый богатырь, который не знает, куда девать силы и молодость…В берегах Енисею тесно". "На этом берегу Красноярск, самый лучший и красивый из всех сибирских городов, а на том – горы, напоминавшие сне о Кавказе, такие же дымчатые, мечтательные. Я стоял и думал: "Какая полная, умная и смелая жизнь осветит со временем эти берега!".
литература сатирическая рукописная краеведение
Заключение
Конкретно-исторический анализ жизни города Красноярска 19 века обнаруживает противоречивость его социально-экономического развития. С одной стороны, он явно продвинулся в сторону буржуазности. С другой – новые явления не проникли в глубь традиционного хозяйственно-бытового уклада населения края, в том числе, горожан.
Вместе с тем усложнение экономического развития, массовая политическая ссылка и получение ранга губернского города ускорили процесс формирования местной интеллигенции, которая отличалась сравнительно прогрессивными взглядами.
Значительно шагнул вперед город и в культурном развитии. Возросла грамотность, резко расширился круг их чтения. Активно развивались рукописная и печатная литература, возникли литературные и историко-краеведческий кружки, появилась общественная библиотека и передвижной театр. Гениальный В.И. Суриков прославил Красноярск своей живописью. В годе проводились частные и общественные концерты, вечера и народные чтения.
Итак, к концу 19 века в экономическом отношении Красноярск отставал от всех сибирских и многих российских губернских центров, однако этого нельзя сказать о содержании его общественной и культурной жизни.
Список используемой литературы
1.Быконя Г.Ф. Истории Приенисейского края. – Красноярск: "Горница", 1997. – 320 с.
2.Быконя Г.Ф., Федорова В.И., Бердников Л.П. Красноярск в дореволюционном прошлом. – Красноярск: Издательство Красноярского университета, 1990. – 304 с.
.История Красноярского края: Учебное пособие для 7 и 8 классов / М.Б. Шейнфельд, Быконя Г.Ф., Н.И. Дроздов. – Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1981. – 144 с.
.Красноярск. Очерки истории города Красноярска. / Состав. П.Н. Мешалкин. – Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1988. – 371 с.
.Окладников А.П. Открытие Сибири. 2-е изд. – М.: Молодая гвардия, 1981. – 223 с.
.Памятники истории и культуры Красноярского края. Выпуск 4. Книга 1. – Красноярск: Издательство Красноярского университета, 1996.