- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 26,67 Кб
Развитие рывками как одна из доминантных черт отечественной культуры
МОСКОВКСИЙ ГОС
УДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
Курсовая работа
На тему:
"Развитие рывками как одна из доминантных черт отечественной культуры"
Выполнил: студентка 3 курса
специальность: культурология
Сакулина К.И.
Проверил: Аронов А.А.
Москва 2013
Оглавление
Введение
Глава 1. Доминантные черты отечественной культуры
Глава 2. Рывки, произошедшие в отечественной культуре X – XI вв.
Конец XIV – XV вв.
Конец XVIII – первая половина XIX вв.
Конец XIX – начало XX вв.
"Оттепель" в культурной жизни общества
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Актуальность темы курсового исследования обусловлена уникальностью отечественной культуры. В отличие от прочих мировых культур, она никогда не развивалась постепенно. Каждый из периодов развития русской истории важен, так как прослеживая этапы становления государственности, можно заметить несколько рывков, влияние которых на культуру невозможно переоценить.
Насущной для современного российского общества задачей является сохранение и развитие отечественной культуры, ее самобытности, с целью повышения нравственного уровня граждан, историко-культурной компетентности. Осуществление этой цели является архиважной в условиях современного обмирщения культуры и утери знаний о собственной истории. Главной проблемой для повышения культурного уровня общества в современной России, является необходимость освящение вопросов, связанных со становлением отечественной культуры, как одного целого, и в то же время, многогранного феномена.
Данное исследование призвано внести определенный вклад в раскрытие содержания каждого из рывков развития отечественной культуры и их значения. В качестве наиболее целесообразного направления исследования нами был избран историко-культурологический процесс развития рывками отечественной культуры, в осуществлении которого мы ориентировались на труды российского искусствоведа М.В. Алпатова.
Алпатов, характеризуя принципиальные черты русской культуры, писал о том, что она постоянно развивалась резкими толчками, рывками вперед. Обстоятельное знакомство с историей отечественной культуры убеждает в том, что развитие рывками действительно составляет одну из характерных черт не только отечественного искусства, но и отечественной культуры в целом.
Четко прослеживается и протяженность каждого рывка во времени:
.Х-XI вв. – Христианизация Руси;
2.конец XIV-XV вв. – пробуждение Руси от татаро-монгольского ига, Русское Предвозрождение;
.конец XVIII – первую половину XIX века – время Пушкина и золотой век русской литературы;
.рубеж XIX-XX вв. – Серебряный век отечественной культуры.
Так же, некоторые исследователи выделяют такое явление, как Хрущевская "оттепель", и ставят его на ряду с четырьмя рывками отдельно, как пятый рывок.
Степень научной изученности проблемы:
Отечественная культура представляет довольно изученную проблему в широком понимании, но как феномен и уникальное явление рассматривали ее не многие ученые. Историко-культурологическая область исследования представлена трудами искусствоведов, ученых-культурологов, историков и теоретиков культуры, литераторов, обращавшихся к тематике прямо или опосредованно в общем контексте развития русской культуры в разные временные периоды. Назовем труды: Алпатова М.В., Ключевского В.О., Карамзина Н.М., Баталова А.Л., Лихачева Д.С., Аронова А.А., Милюкова П.Н., Субботина Н.И., Кошман Л.В., Шулигина В.С., Березовой Л. Г.
отечественная культура русь литература
Историко-культурологический базис курсового исследования представлен положениями профессора А.А. Аронова, согласно которым "наша культура развивалась рывками (= толчками)", что является одной из доминантных черт русской культуры.
Так же за основу взяты научные исследования М.В. Алпатова, В.О. Ключевского, Д.С. Лихачева.
Основные работы, на которых основано данное исследования:
Алпатов М.В., "Немеркнущее наследие"; Аронов А.А. "История русской культуры: Узловые вопросы (IX – XX века)"; Аронов А.А. "Русское Предвозрождение"; Аронов А.А. "Золотой век русского меценатства"; Лихачев Д.С. "Предвозрождение в истории мировой культуры" и другие.
Объект исследования: отечественная культура как уникальное явление в процессе историко-культурного развития с Х до начала XX века.
Предмет исследования: развитие рывками как одна из доминантных черт отечественной культуры.
Цель исследования: осуществить историко-культурологический анализ феномена развития рывками отечественной культуры.
Задачи исследования:
обозначить и изучить каждый рывок в развитии отечественной культуры;
раскрыть сущность каждого отдельно взятого рывка;
выявить тенденции, характеризующие значимость каждого этапа;
исследовать образцы личностной деятельности персоналий каждого рывка, для того, что бы на конкретных примерах охарактеризовать этапы развития.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Курсовая состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных материалов, содержащего 25 наименований.
В первой главе приведен перечень доминантных черт отечественной культуры и разъяснения, почему именно эти черты мы берем за основу в данном исследовании.
Вторая глава посвящена подробному анализу одной из характерных черт русской культуры – развитию рывками, где рассмотрен каждый отдельно взятый рывок.
Глава 1. Доминантные черты отечественной культуры
Данная тема имеет место, т.к. ее целью является раскрытие неповторимого лица отечественной культуры.
Первая черта – неразрывная связь отечественной культуры с христианством. Православие настолько гармонично вписалось в нашу культуру, что сейчас Россию невозможно представить без православных храмов, церквей и монастырей. Так же невозможно представить нашу культуру без Андрея Рублева, Дионисия, Феофана Грека, Симона Ушакова, Сергия Радонежского, протопопа Аввакума, старообрядческих купеческих династий, которые были не только представителями духовности нашей культуры, но и щедрыми меценатами, о чем, к примеру, свидетельствует чета Морозовых.
Другая характерная черта заключается в том, что на ряду с православием отечественная культура состоит в органичной связи с язычеством. Примером тому служат обрядовая сторона многих двунадесятых праздников, вера в приметы, потусторонние силы (русалок, домовых, леших и проч.). Этот вывод мы делаем так же на основании того, что Русь языческая нашла свое отражение в творчестве многих выдающихся деятелей – И.Ф. Стравинского, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского, А.С. Пушкина, М.А. Врубеля и др.
Важной чертой является милосердный характер русской культуры.В.О. Ключевский писал:
"Нам, частным лицам, открыта только благотворительность в собственном смысле, а она может руководиться лишь нравственным побуждением, чувством сострадания к страдающему. Лишь бы помочь ему остаться живым и здоровым, а если он дурно воспользуется нашей помощью, это его вина, которую, по миновании нужды, позаботятся исправить подлежащие власти и влияния. Так понимали у нас частную благотворительность в старину; так, без сомнения, понимаем ее и мы, унаследовав путем исторического воспитания добрые понятия и навыки старины.
Действительно, милосердие было свойственно многим русским людям, вне зависимости от их слоя общества и класса. Масштабные благотворительные дела осуществляла как высшая аристократия в России, так и купеческие династии. В конце XIX-начале XX вв. есть все основания говорить о "золотом веке" русского меценатства. Морозовым, Хлудовым, Мамонтовым, Бахрушиным, Третьяковым и другим династиям Россия обязана за реальность золотого века.
Особо нужно отметить открытый для других культур и гуманный характер отечественной культуры.
Еще одной из черт является "полярность" отечественной культуры, по утверждению культуроведа М.В. Алпатова. Взаимоисключающие явления в культуре которые существовали в одно и то же время можно усмотреть на протяжении всей нашей истории. Так например полярности, сосуществующие в одном человеке – Иване Грозном: патологическом убийце и маньяке, и в то же время образованнейшем человеке, композиторе и писателе.
В другом случае под полярностями мы понимаем явления общественной жизни. Иллюстрацией этого случая можно рассматривать противостояние нестяжателей и иосифлян в истории Русской Православной Церкви, западников и славянофилов – в общественно-политической жизни России 30-40-х гг. XX века.
Особо оговорим такую черту отечественной культуры, как народность. В доказательство нашему тезису, выделим четыре основополагающих аргументов:
многие выдающиеся деятели культуры – выходцы из народа (Ломоносов М.В., Шаляпин Ф.И., А.М. Горький и другие);
именно Россия породила такое уникальное явление, как крепостная интеллигенция (Молчанов П.С., Погодин М.П., Шевченко Т.Г., Гурилев А.Л., Ковалева-Жемчугова П.И. и прочие);
в творчестве великих деятелей русской культуры можно заметить обращение их к народу, его творчеству, из которого они почерпнули вдохновение для своих собственных произведений (Пушкин А.С., Мусоргский М.П., Васнецов В.М., Билибин И.Я. и т.д.);
только в России имеется такое огромное количество родников народного творчества: Хохлома, Филимоново (Тульская область), Павловский Посад, Гусь-Хрустальный, Конаково, Гжель, Великий Устюг – еще не вся перечень тех мест, аналога которым нет ни в одной другой стране мира.
Суммируя эти размышления, так же подчеркнем особую роль деревни и крестьянской общины, в сохранении и развитии исконно русских культурных традиций.
Тема данной работы – развитие рывками отечественной культуры – так же является одной из важных характерных черт этой культуры. Вывод о том, что культура Отечества развивалась рывками не случаен: прослеживая в динамике путь, пройденный отечественной культурой, мы убеждаемся в том, что она развивалась резкими толчками, и в этом, несомненно, мы можем уследить значимость этого феномена. Так же прослеживается и протяженность каждого периода: время первого – Х-XI вв., время второго – конец XIV-XV вв., третьего конец XVIII-первая половина XIX вв., четвертого (пока последнего) – конец XIX-начало XX вв. (серебряный век нашей художественной культуры).
Глава 2. Рывки, произошедшие в отечественной культуре X – XI вв.
Значимость этого периода для отечественной культуры охарактеризована тем, что в это время происходит христианизация Руси.
Важнейшим мероприятием Киевского государства было крещение Руси в 988 г. связанное с необходимостью установления прочных связей с внешним миром.
обращение русских в христианство началось намного раньше. Равноапостольные Кирилл и Мефодий ещё в 861 г. окрестили на Юге Руси более 200 семейств. Так же хорошо известно, что христианство приняла княгиня Ольга около 955 г. По некоторым данным, 2/3 дружины Владимира уже до 988 были христиане. В самом Киеве еще до 988 г., уже существовала церковь св. Ильи;
нередко многие отождествляют появление письменности с принятием христианства, но это не так. Рыбаков Б.А. утверждает, что существовала языческая летопись, сведения о которых использовались в последующих сводах (летописях) христианской Руси;
вместе с принятием христианства Русь получила от Византии ее культурные традиции. Есть все основания говорить о византийском вкладе в нашу культуру. Этот вклад быстро обрусел, из чего следует вывод о том, что еще до 988 г. на Руси сложилась такая культура, самобытность которой достигла такого уровня, что еще одного идентичного слепка с византийской культуры не получилось;
обрусение не привело к торжеству примитива – наоборот, языческие традиции внесли весомую лепту в мировую культуру;
еще один аргумент в пользу вывода о высоком развитии отечественной культуры до христианского периода состоит в том, что языческие культурные традиции оказались очень живучи. По сути дела мы и сегодня двоеверцы. Об этом свидетельствует языческий характер двунадесятых праздников. Так же от язычества и многоглавые храмы Киевской Руси (Киевская София, Десятинная церковь) – звериный стиль в архитектуре, растительный рельеф в оформлении культовых сооружений и т.д. От язычества происходит вера в талисманы, обереги, приметы, вера в потусторонние силы, домовых, русалок и леших. Мощные языческие корни – это не слабость, а показатели силы, самобытности и оригинальности.
Так какое же значение имеет принятие христианства для отечественной культуры?
Во-первых, произошло приобщение к общечеловеческим нравственным ценностям.
Во-вторых, православие до сих пор стоит на страже целостности и независимости Отечества. Так же Церковь принимает участие в формировании идеологической политики государства. К примеру деятельность первого идеолога петровских реформ Феофана Прокоповича (1681-1736 гг.). Он принимал решающее участие в разработке актов чрезвычайной важности. Б.И. Краснобаев пишет об этом так: "Многие "птенцы гнезда Петрова" не затруднялись рубить головы стрельцам. …Но выступить с ярким публицистическим словом … способны были не многие. Феофан – убежденный сторонник абсолютизма, реформ, противник костной старины, …, писатель – оказался сущей находкой.
В-третьих, такие философы, как: н.А. Бердяев, Л.П. Красавин, В.И. Иванов, И.А. Ильин, С.Л. Франк, Е.Н. Трубецкой, П.И. Новгородцев и другие – все они русские философы рубежного времени – религиозные философы. Отечественная философия и христианство на Руси имеет один и тот же возраст
В-четвертых, имеет место позиция православие – иконопись. Мы считаем, что иконопись на Руси никогда не была еще одним разделом русского искусства. Изначально она была значительно большим, "умозрением в красках", душой отечественной культуры. Благодаря православию возникли такие личности, как: Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий – их бесценными творениями Русь познала золотой век отечественной иконописи.
Периодизацию древнерусского искусства XI-XII можно определить таким образом:
.домонгольский период;
2.время древнерусского примитивизма (время татарских нашествий);
.период Феофана до Рублева;
.Новгородская школа XV в. ;
.время Дионисия.
В-пятых, выделим такую связь между Русской Православной Церковью и просвящением.
Усовершенствование азбуки (Кириллицы) имело огромное значение для дальнейшего развития древнерусской культуры и просвещения.
Князь Владимир после Крещения киевлян начал строить церкви, назначать священников, собирать детей знатных лиц (в основном дружинников) и учить их книгам и грамоте.
Галицкий князь Ярослав Осмомысл заводил училища и предписывал монахам обучать детей в монастырях.
И таких примеров огромное множество. Введение православия на Руси способствовало обучению детей и взрослых. Невозможно переоценить роль Московской духовной академии в истории отечественной культуры. В 1987 г. в Москве открылось высшее учебное заведение – Еллиногреческая академия. Ее основатели – Симеон Полоцкий и Сильвестр. Именно они составили "Привилей" – учредительную грамоту, написанную от имени царя.
Выходцы этой академии: Ф.П. Поликарпов-Орлов, К. Истомин, Л.Ф. Магницкий, М.В. Ломоносов первые профессора МГУ Н.Н. Поповский и А.А. Барсов и многие другие.
В-шестых, церковь имела не малое отношение к науке. Если обратиться к фактам, то можно усомниться в той грани, которую в былые годы провели между религией и наукой:
многие священнослужители были видными деятелями отечественной науки: Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович, Павел Флоренский и др.;
так же представители отечественной науки дооктябрьского периода, в большинстве своем, – верующие православные. То же можно и сказать о выдающихся ученных, продуктивно работающих и в советское время: И.П. Павлов, лауреат нобелевской премии, академик, физиолог; В.П. Филатов; А.Н. Туполев и другие.
В-седьмых, христианство имело для всех видов искусства поистине эпохальное, судьбоносное значение. Отражение его в литературе:
многие деятели церкви были талантливыми литераторами: митрополит Илларион, св. Иосиф Волоцкий, св. митрополит Дмитрий Ростовский;
житийная литература (агиография), заслуживает особого внимания, т.к. не могла появиться на Руси без православия. Нравственное, художественное и познавательное значение в этой литературе очень велико. Одни и авторов житий: инок Киево-Печерского монастыря Нестор, Епифаний Премудрый, Пахомий Логофет и другие;
отражение высокой духовности и идей православия, жизни русского духовенства в творчестве крупнейших представителей отечественной литературы.
Конец XIV – XV вв.
В Европе в конце XIV-начале XV вв. формируется раннебуржуазная культура, получившая название культуры Возрождения (Ренессанс). Она породила таких гениев, как Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Микеланджело Буонаротти и т.д.
Ни Русь, ни Россия не знали Возрождения. Данный период – это период Русского Предвозрождения, или Проторенессанс. Он характеризован главным образом избавлением Руси от татаро-монгольского ига. Огромный вклад в исследование этого феномена внес Д.С. Лихачев.
В своих работах Д.С. Лихачев глубоко и убедительно обосновывал европейский статус русского искусства. Однако каждая европейская культура имеет свои особенности, свою историю. Лихачев отмечает, что "у каждой культуры и у каждого культурного народа есть своя миссия в истории, своя идея". Есть она и у русской культуры.
Предвозрожденческие тенденции в развитии русской культуры наметились во второй половине XIV в. – несколько позже, чем на Западе и в Византии. Предпосылкой этих тенденций явилась, прежде всего, культурная общность Руси с христианской Европой, хотя и ослабевшая, но не исчезнувшая во второй половине XIII и первой половине XIV в., а во второй половине XIV и в XV в. начавшая вновь быстро развиваться.
Прежде всего, остановимся на некоторых стилеформирующих признаках русского Предвозрождения.
Как известно, Возрождение "открыло человека". Оно открыло человека через утверждение самостоятельности его ума и мысли. Возрождение дало человеку право свободной, независимой от теологии мысли. Поэтому полное открытие человека было связано с секуляризацией.
Предвозрождение же предвосхитило открытие человека, и, прежде всего, в области его эмоциональной жизни. Индивидуальность человека в эпоху Предвозрождения была признана в сфере эмоций, а затем уже в сфере мысли. Предвозрожденческая эмоциональность перекликалась с иррационализмом и мистицизмом и не была связана с секуляризацией. Предвозрождение не являлось поэтому простым началом Возрождения.
Стилеформирующая особенность Предвозрождения – появление повышенной эмоциональности в искусстве, иррационализм, экспрессивность, динамизм, мистический индивидуализм. Предвозрождению на Руси в равной степени принадлежат такие различные творческие индивидуальности, как Феофан Грек и Андрей Рублев, экспрессивный стиль Русского Хронографа, Епифания Премудрого, Пахомия Логофета и сдержанная эмоциональность Повести о Петре и Февронии Муромских. В живописи и литературе усиливается стремление отразить индивидуальные образы персонажей, развивается интерес к темам материнства, к изображению страданий Христа и Богоматери, появляются элементы жанра, повествовательность, а в композицию вносится сильное движение.
Говоря о рационализме и мистицизме, Н.И. Конрад замечает: "И тот и другой – лишь различные пути к одному и тому же: к освобождению человеческого сознания от власти догм; к выходу в сферу полной духовной, а это значит и творческой, свободы, а именно это и было необходимо для движения вперед человеческой мысли, общественной жизни, культуры и науки.
Для живописи и литературы имели значение по преимуществу стилеформирующие тенденции исихазма: не его утверждения, а характер этих утверждений, не концепции, а их стиль, тон, способ восприятия мира и так далее.
Вместе с тем следует иметь в виду, что исихазм не столько породил новые идеи, сколько возродил и акцентировал старые, введя их в новую структуру. Исихазм опирался на идеи, давно зревшие в скитническом монашестве, на Афоне, имевшиеся в святоотеческой литературе. Он опирался на традиции. Вот почему влияние исихазма на Руси сказалось не столько в появлении у нас сочинений самого Григория Паламы и его предшественника Григория Синаита, сколько в усиленном переводе и переписке рекомендованной исихастами старой теологической литературы.
Русское Предвозрождение – отдаленный аналог поздней готики. Подобно тому, как поздняя готика связана с идеологией нищенствующих орденов, и в первую очередь с францисканством, византийское и русское Предвозрождение связано с исихазмом. То же мистическое самоуглубление и мистический индивидуализм, то же стремление к уединенной молитве, то же внимание к слову, повышенная эмоциональность и т.д.
"Своя античность" – период домонгольского расцвета древнерусской культуры – при всей ее притягательности для Руси конца XIV-XV вв., не могла, однако, заменить собой настоящей античности – античности Греции и Рима, с их высокой культурой рабовладельческой формации. И дело здесь вовсе не в том, что одна из этих культур была значительно выше и развитее другой и создала больший расцвет личности и личной культуры, а в том, что идейное содержание домонгольской культуры Руси было в целом однородно русской культуре XIV-XV вв. Эта культура была проникнута теми же христианскими основами. Между тем, наибольшее оплодотворяющее значение имеет всегда культура чужая, культура иного характера, иного типа. Именно "другая" культура, встреча двух разных культур обладает наибольшими "генетическими способностями".
Предвозрождение на Руси не принесло с собой Возрождения. Следующая за Предвозрождением ступень не смогла развиться. Причин тому было много. Одна из них заключалась в том, что для этого недостаточно было собственных культурных сил. "Своя античность" не могла заменить собой настоящей античности, основанной на расцвете культуры рабовладельческого общества. Падение Византии оборвало ту культурную общность, которая была так необходима для развития культуры. Будь Византия жива и во второй половине XV в., она возможно, развила бы в себе элементы Возрождения. Русь, однажды уже поравнявшись на Византию, должна была в дальнейшем равняться и на Возрождение.
Сыграло свою роль и падение городов-коммун – Новгорода и Пскова. Духовные силы народа поглощались трудным развитием централизованного государства. Союз церкви и государства укрепил церковь, способствовал подчинению церкви государству и усиливал церковь государственной помощью против еретиков и свободомыслящих. Процесс секуляризации, с самого начала недостаточно активный из-за отсутствия своей языческой античности, был подавлен и выразился только в огосударствлении церкви, отнюдь не способствовавшем открытию человека в сфере мысли. В XVI в., начинается полоса застоя (обмирщения) с некоторыми, впрочем, посторонними вкраплениями ренессансных мотивов и других заимствований в архитектуре, изобразительном искусстве и общественной мысли.
Конец XVIII – первая половина XIX вв.
Данный рывок можно охарактеризовать такими явлениями, как:
Крепостная интеллигенция в России;
Александр Сергеевич Пушкин;
"Золотой век" русской литературы, вопреки годам царствования императора Николая I ("апогей самодержавия");
Подробно опишем каждое явление.
Крепостная интеллигенция в России – сам термин впервые появился в статье Е. Летковой "Крепостная интеллигенция". Исследователи проблемы приходят к выводу, что крепостная интеллигенция в России существовала примерно в таком диапазоне: с середины XVIII – до середины XIX вв., когда крепостная интеллигенция фактически сливается с разночинской.
Крепостная интеллигенция внесла значительный вклад в развитие различных областей культуры: в архитектуре – А.Н. Воронихин, академик и профессор архитектуры И.С. Семенов (крепостной А.А. Аракчеева, получивший свободу в 40-х гг. XIX в.), И.И. Свиязев – преподаватель Горного института и старший архитектор на постройке храма Христа Спасителя в Москве (40-е гг. XIX в.); в живописи – Ф.С. Рокотов, М. Шибанов, Е.Д. Камеженков (после освобождения – академик петербургской Академии художеств), И.П. Аргунов (умер крепостным), Н.И. Аргунов, В.А. Тропинин (академик петербургской Академии художеств), О.А. Кипренский, Г.В. Сорока (освобожден по реформе 1861 г.), Т.Г. Шевченко, П.М. Шмельков. Крупными представителями русской музыкальной культуры XVIII-начала XIX вв. были крепостные: композитор М.А. Матинский, композитор и скрипач И.Е. Хандошкин, композитор и руководитель хоровой капеллы Шереметевых С.А. Дегтярев, композитор А.Л. Гурилев, хормейстер Г.Я. Ломакин. В области литературы, кроме Т.Г. Шевченко, были известны И.С. Сибиряков, И.И. Варакин, С.Н. Олейничук, Ф.Н. Слепушкин, Е.И. Алипанов. Особенно значительна роль крепостной интеллигенции в развитии русской театральной культуры XVIII-XIX вв. Крупнейшими актёрами крепостной сцены были П.И. Ковалева (по сцене Жемчугова), Т.В. Шлыкова (по сцене Гранатова), С.Ф. Мочалов (отец великого трагического актёра), М.С. Щепкин, получивший свободу после 17 лет сценической деятельности. В конце XVIII-начале XIX вв. работало свыше 170 крепостных театров (Шереметевых – в Москве, С.С. Каменского – в Орле, П.И. Есипова – в Казани и др.).
Александр Сергеевич Пушкин и отечественная культура.
А.И. Герцен писал: "Россия ответила на вызов Петра колоссальным явлением Пушкина". В самом деле, петровские реформы, поставили отечественную культуру в тяжелейшее положение. Понадобился солнечный гений Пушкина, чтобы можно было твердо сказать: русская культура жива. Более того – отечественная культура благодаря Александру Сергеевичу поднялась на еще большую высоту, восстановив тем самым свою самобытность и неповторимость.
В творчестве Пушкина нашли отражения черты русской культуры, такие как: "полярности", истинная народность, органическая связь с православием и в то же время с язычеством, способность творчески усваивать достижения других культур и т.д. Все сказанное мы можем подтвердить конкретными фактами, связанными с личностью поэта и его творчеством.
Огромный творческий диапазон. Словарь поэта более 21 тыс. слов, Пушкин – поэт, прозаик, драматург, историк, педагог, переводчик философ, художник и т.д.;
Протяженность творческой активности. Поэтический дар открылся у Пушкина уже в 9 лет, и он постоянно, до трагической гибели, проявлял высокую творческую активность. Смерть Пушкина была "смертью на взлете";
Обилие сверхталантливых произведений. Приведем цитату Твардовского: "Наследие Пушкина труднообозримо – это не одинокая горная вершина, но мощная горная цепь со многими вершинами и бесчисленными оторгами.
Высокий и высочайший уровень творчества. В творчестве Пушкина фактически не было неудач и провалов – это подтвердил суд многих поколений;
Творчество Пушкино не устарело вплоть до современности;
Шедевры Пушкина покоряют чувством меры и чувством гармонии. Высоко ценя гармонию, Пушкин вкладывает в уста Моцарта знаменитые слова:
"Когда бы все так чувствовали силу гармонии…
Нас мало избранных…
Единого прекрасного жрецов…
Сам Пушкин говорил: "Точность и краткость – вот первые достоинства прозы… Прелесть… нагой простоты так еще для нас не понятна….
Пушкин – гений: он ломает стереотипы, таинственно неисчерпаем и всегда знакомый и незнакомый. Произведения великого гения – Александра Сергеевича Пушкина, казалось бы, такие знакомые, каждый раз открывают читателю новые грани своей полноты языка, содержания и смысла. каждый раз мы открываем для себя заново и самого Пушкина;
Творчество Пушкина неоднократно было переложено на музыку.А.М. Горький отметил, что "музыка пользуется лишь наиболее гениальными произведениями искусства слова. Почти все крупные произведения Пушкина нашли вторую жизнь в опере и творчестве русских композиторов. Приведем лишь некоторые примеры:
П.И. Чайковский "Пиковая дама", "Евгений Онегин"; С.В. Рахманинов "Скупой Рыцарь", "Алеко"; Н.А. Римский Корсаков "Моцарт и Сальери", "Сказка о царе Салтане", "Сказка о золотом Петушке"; А. С, Даргомыжский "Русалка", "Каменный гость"; М.И. Глинка "Руслан и Людмила" и т.д.
На стихи поэта написано множество романсов:
Масштабы читательской аудитории. В своем творчестве, Пушкин обращался и к взрослым и к детям, людям разных национальностей, культур и профессий: он был понятен и близок. Его аудитория поистине необозрима;
Творчество Пушкина многомерно, многоголосно и полифонично. "Он перепробовал все лады, все аккорды своего века – так писал о Пушкине художественный критик Аполлон Григорьев. Не случайно театр одного актера зародился, вырос и живет на Пушкине. Такие известные представителя этого жанра, как: В. Закушняк, В. Яхонтов, В. Лановой, М. Казаков, Д. Журавлев – ни кто из них не прошел мимо творчества Пушкина.
Поразительность фантазии поэта. Этот факт подтверждают его бессмертные "Сказки", но и не только они – уже упоминавшийся нами театр одного актера, так же свидетельствует об этом.
Все, сказанное нами о национальном гении – Александре Сергеевиче Пушкине, – делает понятным и объяснимым его огромное воздействие на отечественную культуру.
"Апогей самодержавия" – так мы назовем годы царствования Николая I (1825-1855). При нем создалась продуманная система государственной опеки над общественно-политической, экономической и культурной жизнью страны.
Николаевское время – это и подлинный "золотой век" русской литературы, это время Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тютчева, Батюшкова. В это время создается "кагорта славы" – начало творческой деятельности Тургенева, Достоевского, Толстого. Связь между "апогеем самодержавия" и "золотым веком", можно объяснить так: золотой век русской литературы состоялся вопреки "апогею самодержавия".
Мы можем поразиться силе отечественной культуры, ее потенциалу, тому, что она смогла сохранить свою самобытность даже в такие трудные годы, как период конца XVIII-начала XIX вв. и последующих. Первый же день царствования Николая был ознаменован трагическими событиями на Сенатской площади в Петербурге, где произошло восстание нескольких воинских частей под предводительством членов тайного общества, позднее известного как "декабристы". Мы назовем это событие "Николаевской ночью". Она и задала настрой этого правителя, в отношении писательской и творческой интеллигенции, и затянулась на долгие годы. В подтверждении наших утверждений, приведем такие примеры:
К.Ф. Рылеев – повешен;
А.И. Полежаев – замучен солдатчиной;
В.К. Кюхельбекер – поэт, декабрист. Одиночное заключение в крепостях, позже – ссылка в Сибирь;
А.И. Герцен – русский революционер, писатель, философ. В 1834 г. арестован, 6 лет провел в ссылке, с 1847 г. – в эмиграции;
В.Г. Белинский – критик, педагог, революционный демократ. В 1832 году исключен из МГУ за деятельность "Литературного общества II-го нумера";
А.А. Дельвиг – поэт, "убит обществом" (оценка Герцена);
Ф.М. Достоевский – арест в 1849 г., на каторге с 1850 по 1854 гг., прошел через гражданскую казнь;
М.Е. Салтыков-Щедрин – сослан в Вятку за повесть "Запутанное дело";
В.Ф. Раевский – князь, поэт. Арестован за четыре года до восстания на Сенатской площади, побывал во многих крепостях, приговаривался к смертной казни (приговор отменили).
Такое же недоброжелательное отношение было у власть предержащих к философам и историкам того времени. Назовем П.Я. Чаадаева, В.Г. Белинского, Т.Н. Грановского и проч.
Объективно нет оснований говорить об апогее отечественной культуры в 1825-1855 гг. Именно в эти годы в тяжелейшем состоянии оказались отечественная наука, образование и другие составляющие целостного культурного процесса. "Золотой век" русской литературы состоялся вопреки апогею самодержавия. Выдающиеся достижения золотого века навсегда будут связываться воедино с трагическими судьбами русских литераторов.
Конец XIX – начало XX вв.
Термин "Серебряный век" одним из первых использовал писатель и философ В.В. Розанов для характеристики послепушкинского периода в истории русской литературы.
"В России в начале века был настоящий культурный ренессанс, – писал философ Н.А. Бердяев.
По отношению к культуре рубежа XIX-XX веков этот термин использовали в то время философы Н.А. Бердяев и Г.П. Федотов, художники Л.С. Бакст, М.А. Врубель и К.А. Сомов. Критик Сергей Маковский, уже будучи в эмиграции, написал книгу воспоминаний "На Парнасе Серебряного века", которая стала одним из самых значительных произведений об этом интересном и загадочном времени. Название данного периода своеобразно отражает и преемственность русской культуры. Если творчество русских писателей, поэтов, художников предшествующей эпохи, к которой относятся такие имена, как А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский и многие другие, именуют "золотым веком" русской культуры, то краткий период на рубеже XIX-XX веков по аналогии окрестили "Серебряным". В это название вложен и еще один, более потаенный смысл. Золотой век русской культуры – время бурного расцвета и уверенного роста духовности в России, время сильных мужчин и хрупких барышень, время торжества мужского начала в общественной жизни страны. Серебряный век ознаменован появлением целой плеяды ярких, талантливых деятельниц культуры. Достаточно назвать имена Анны Ахматовой, Зинаиды Гиппиус, Елены Гуро, Анны Павловой, Марины Цветаевой. Таким образом, можно говорить о торжестве прекрасного женского начала в культуре, которое нашло свое отражение и в творчестве А. Блока, поэзия которого символично воплощает идею вечной женственности.
Серебряный век русской культуры охватывает период немногим более четверти века, и краткость его вовсе не умаляет значимости, которая с течением времени только возрастает. Она заключается в том, что русская культура – пусть не вся, а только часть ее, первой осознала пагубность развития, ценностными ориентирами которого выступают односторонний рационализм, безрелигиозность и бездуховность. Западный мир пришел к пониманию этого намного позже.
Двадцать пять с лишним лет рубежного времени, периода Серебряного века, были в высшей степени знаменательными для отечественной и мировой культуры.
Состояние культуры в конце XIX-начале XX вв. надо объективно оценить как расцвет.
Не менее закономерен и другой вывод: "культурный ренессанс" в России не мог не состояться, он был обусловлен рядом предпосылок и причин. Назовем только главные из них.
1.Прежде всего, это буржуазные реформы 60-70-х годов XIX века, которые ускорили капиталистическую модернизацию страны. Остановить проводимые реформы не смогли ни контрреформы 80-90-х годов позапрошлого века, ни тайная оппозиция начатым преобразованиям;
2.Экономический подъем в России в 1890-х годов и в период 1909-1913 годов, ставший одним из многих позитивных следствий реформ 1860-1870 годов, прямо и косвенно способствовал материальному обеспечению различных культурных программ, интенсивному развитию образования, науки и других сфер культуры;
3.Развитие отечественной науки было отмечено выдающимися достижениями, появлением ученых, открывших новые области научного знания, возглавивших авторитетные в мировой науке научные школы, оставивших после себя фундаментальные труды, достойных учеников и продолжателей;
4.Духовное пробуждение российского общества, освобождение духовной культуры от гнета социального утилитаризма, чему в немалой степени способствовало творчество Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого;
5.Качественно новый этап в развитии русской религиозно-философской мысли, подготовленный подвижнической жизнью и деятельностью В.С. Соловьева, утвержденный и развитый далее П.А. Флоренским, С.Н. Булгаковым, Н.А. Бердяевым, Г.П. Федотовым и др.;
6.Отечественная интеллигенция все более становилась нравственным барометром российского общества, напряженно и мучительно искала, ощущая дыхание предгрозового времени, выхода для человека, искусства, общества России. Отсюда рубежное время закономерно становится временем расцвета поэзии и философии, религиозных исканий, формирования русского авангарда;
7.Расцвет отечественной культуры в рубежное время многим обязан деятельности выдающихся пропагандистов культуры России (В.В. Стасову, Т.И. Филиппову, П.М. Третьякову, М.П. Беляеву, А.А. Бахрушину, В.В. Андрееву, А.Г. и Н.Г. Рубинштейнам, С.П. Дягилеву и др.);
8.Культурный "ренессанс" рубежного времени стал возможен благодаря активному заинтересованному участию русской буржуазии и купечества в развитии отечественной культуры. Есть все основания называть этот период времени расцветом русского меценатства, причем меценатства созидательного, когда развивались становящиеся приоритетными отрасли отечественной науки, формировались художественно-эстетические центры, открывались уникальные галереи и музеи, получали заслуженное признание у отечественной интеллигенции театры, которым было суждено осуществить глобальную реформу всего театрального искусства. Иллюстрацией тому только в Москве могут служить Третьяковская галерея, Щукинские и Морозовские собрания современной французской живописи, Бахрушинский театральный музей, частная опера С.И. Зимина, Московский кустарный музей, Московский художественный театр, Музей изящных искусств, Филологический и Археологический институты, Морозовские клиники, Алексеевская и Солдатенковская больницы, приюты и дома бесплатных квартир;
9.Обновлению и расцвету отечественной культуры в рубежное время во многом способствовало возрождение в новых исторических условиях "русской античности" – культурных традиций Древней Руси, ее великого культурного наследия. Подлинными очагами возрождения русской культуры стали подмосковное Абрамцево (при Аксаковых и Мамонтовых) и Талашкино (при М.К. Тенишевой).
Деятели Серебряного века впервые выразили серьезное беспокойство по поводу того, что складывающееся соотношение между цивилизацией и культурой приобретает опасный характер, что сохранение и возрождение духовности является настоятельной необходимостью. Кроме того, Серебряный век внес в сокровищницу и национальную, и мировую великолепные творения деятелей русской культуры и искусства, дал науке, культуре, а также русскому языку, новый толчок к развитию. Опираясь на достижения деятелей культуры прежних эпох, мастера Серебряного века обогатили русскую и мировую культуру причудливым синтезом старого и нового, выработав новые приемы и методы творческой самореализации. Вся история XX века доказала неоспоримую истину: любые попытки социальных, экономических, политических преобразований без переворота в сознании, без изменения духовного типа общества несостоятельны.
"Оттепель" в культурной жизни общества
Наряду с периодизацией рывков М.В. Алпатова, некоторые исследователи (А.А. Аронов) отдельно выделяют пятый рывок, ознаменованный событиями, произошедшими во время правления Н.С. Хрущева.
Рассмотрим этот этап в развитии отечественной культуры.
-1964 годы вошли в историю, как времена хрущевской "оттепели". В эти годы начались процессы либерализации во внутренней и внешней политике. Осуществлялись преобразования в экономической и политической областях. Шло духовное очищение и возрождение общества. Весной 1953 г. секретариат ЦК возглавил Н.С. Хрущев. Он провозгласил новый курс на демократизацию общества. В этом же году был арестован Берия.
На XX съезде КПСС (февраль 1956 г.) Хрущев развенчал культ личности И.В. Сталина докладом "О культе личности и его последствиях". Занавес пал, но еще не окончательно. Так же, как и прежде, оставалось еще много запретов, но даже при всем этом, отечественная культура уже никогда не могла стать прежней. И. Эренбург написал роман "Оттепель", который станет нарицательным, своеобразным символом духовного раскрепощения людей.
Условия для развития культуры были таковы:
доклад Хрущева "О культе личности и его последствиях" на XX съезде КПСС;
в марте 1953 г. была проведена реформа системы руководства культурой;
взросла роль творческих союзов;
в годы "оттепели" читательская аудитория вновь получила доступ к произведениям авторов, чтение которых в былые годы каралось репрессивными мерами;
Международный фестиваль молодежи и студентов так же несомненно способствовал укреплению культурных контактов СССР с другими странами.
Приметы "оттепели" мы можем проследить в таких явлениях, как:
СССР начал укреплять отношения с капиталистическими странами;
в октябре 1957 г. именно в СССР состоится первый запуск человека в космос, и этим космонавтом станет Юрий Алексеевич Гагарин;
"Оттепель" сказалась и на развитии науки. Передовые позиции Советский Союз занимал в фундаментальных исследованиях, особенно в области математики, физики, освоения космоса. Международное признание достижений советских ученых нашло отражение в присуждении Нобелевских премий: по химии – Н. Семенову; по физике – П. Черенкову, И. Франку, И. Тамму, Л. Ландау, Н. Басову. В области литературы – Б.Л. Пастернаку, А.И. Солженицыну.
"Оттепель" в феномене отечественного кино проявилась в том, что теперь вместо "потемкинских деревень" и од Сталину, на экранах открыто осуждали режим ("Чистое небо", "Тишина"), прежнюю систему ценностей ("Уроки жизни", "Дело Румянцева", "Карнавальная ночь"), правдиво и объективно раскрывали человеческие характеры в годы водовороте гражданской войны ("Сорок первый", "Коммунист", трилогия "Хождение по мукам"), обращались к классике мировой литературы ("Дон Кихот", "Гамлет") и т.д.
Знаменательным время "оттепели" оказалось и для отечественной литературы. Возникли новые журналы "Юность", "Молодая гвардия", "Наш современник", "Москва".
Одним из ведущих направлений отечественной литературы 2-ой половины XX века становится "деревенская" проза, представленная именами Ф.А. Абрамова, В.И. Белова, В.П. Астафьева. Близкие по духу "деревенщикам", входят в отечественную культуру писатели: В.М. Шукшин (сборник "Сельские жители"), А.В. Вампилов (рассказы "Веселая Танька", "Зиминский анекдот"), В.А. Солоухин (сборники "Дождь в степи", "Журавлиха", "Имеющий в руках цветы").
На начало "оттепели" падает расцвет гражданской и лирической поэзии: Н. Добронравов, Р. Рождественский, Н. Доризо, А. Эшпай, Ю. Друнина и др. Стихи Е. Долматовского переложенные на музыку, становятся бессмертными песнями, которые будет петь вся страна:
"Школьные годы"
"Если бы парни"
"Комсомольцы-добровольцы"
"Вот так и живем, не ждем тишины"
"Венок Дуная" и т.д.
Так же произошли серьезные перемены в театральной жизни страны. В 1957 г. в Москве был открыт театр "Современник". Так же Московский театр драмы и комедии на Таганке был открыт в 1964 году.
Жанр бардовской песни – веяние, созданное "оттепелью".Б. Окуджава, В. Высоцкий, Ю. Визбор – барды, о которых не забыли и по сей день.
Но в эти времена так же была разносная критика и границы дозволенного. Бурно вначале заявившая о себе хрущевская "оттепель" быстро сдала свои позиции.
Но в этот период произошло главное – так жить, чувствовать и мыслить, как это было до "оттепели", теперь уже нельзя.
Заключение
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что отечественная культура является уникальным феноменом. На примере данной работы мы выяснили, что в отличие от прочих мировых культур, она никогда не развивалась постепенно, что каждый из периодов развития русской истории важен. Мы проследили этапы становления государственности, выделили пять основных рывков: Х-XI века (христианизация Руси); конец XIV-XV века (пробуждение Руси от татаро-монгольского ига, Русское Предвозрождение); конец XVIII – первую половину XIX века (время Пушкина и "золотой век" русской литературы); рубеж XIX-XX веков (Серебряный век отечественной культуры), влияние которых на культуру невозможно переоценить.
Мы подробно раскрыли содержание каждого из рывков развития отечественной культуры и их значения. В качестве наиболее целесообразного направления исследования, мы руководствовались М.В. Алпатова, Д.С. Лихачева, А.А. Аронова.
Мы осуществили историко-культурологический анализ феномена развития рывками отечественной культуры.
Так же были обозначены и изучены все рывки в развитии отечественной культуры:
Раскрыта сущность каждого отдельно взятого рывка;
Исследованы образцы личностной деятельности персоналий каждого рывка, и на конкретных примерах охарактеризованы этапы развития.
Так же в заключении следует сказать о том, что объект исследования (отечественная культура как уникальное явление в процессе историко-культурного развития с Х до начала XX века) и предмет исследования (развитие рывками как одна из доминантных черт отечественной культуры) были постностью проанализированы с помощью историко-культурологического базиса курсового исследования представленного положениями профессора А.А. Аронова, согласно которым "наша культура развивалась рывками (= толчками)", что является одной из доминантных черт русской культуры.
Список используемой литературы
1.Алпатов М.В., Немеркнущее наследие. – М., 1990.
2.Аронов А.А., Вклад России в мировую культуру – Энциклопедический биографический словарь. – М.: ИПО Профиздат, 2002.
.Аронов А.А., Доминантные черты отечественной культуры. // – М., 2009. С.4-10.
.Аронов А.А., Золотой век русского меценатства. – М.: МГУКИ, 1995.
.Аронов А.А., Информационно-содержательные аспекты диагностики состояния культуры. – М.: Информационные технологии XXI века, 2001. С.64-66.
.Аронов А.А., История русской культуры: Узловые вопросы
(IX – XX века). – М., 2008.
.Аронов А.А., Мир культуры: связующие нити целого. // Мир культуры – культура мира: материалы международной
научно-практической конференции, посвященной 75-летию университета. – М., 2005. – С.18-20.
.Аронов А.А., Мировая художественная культура. Россия конец XIX – XX век. – М.: Издательский центр, 1998.
9.Аронов А.А., "Оттепель" в истории отечественной культуры. – М.: Экон-Информ, 2008.
.Аронов А. А.; науч. ред. Н.В. Короткова, В.С. Слепокуров, Н.Н. Ярошенко, Приобщение к "русской античности" как одна из предпосылок и тенденций культурного ренессанса в России. // М.: Ученые записки. Вып.29, 2007. – С.21-36.
.Аронов А.А., Русское Предвозрождение. – М.: Экон-Информ, 2009.
.Большая советская энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1969-1978.
.Ключевский В.О., Исторические портреты. – М., 2008.
.Конрад Н.И., Запад и Восток. – М.: Наука, 1966.
.Кошман Л.В., История русской культуры IX – XX вв. – М.: Дрофа, 2003.
.Краснобаев Б.И., Очерки истории русской культуры XVIII века. – М.: Просвещение, 1987.
.Крейд В., Воспоминания о Серебряном веке. – М., 1993. – С.6, 7, 9.
.Лихачев Д.С., Крещение Руси и государство Русь. // Новый мир, №6, 1988. – С.249-258.
.Лихачев Д.С., Прошлое – будущему. – Л.: Наука, 1985.
.Лихачев Д.С., Развитие русской литературы Х – XVII вв. Эпохи и стили. – Л.: Наука, 1973.
.Любимов Л.Д., Искусство Древней Руси. – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1996.
.Рыбаков Б.А., Второе крещение // Как была крещена Русь. – М., 1988.
.Сакулин П.Н., Крепостная интеллигенция // Великая реформа. т.3. – М., 1911.
.Твардовский А.Т., Пушкин // Статьи и заметки о русской литературе. – М.: Советский писатель, 1961.
.Трубецкой Е.Н., Умозрение в красках, Этюды русской иконописи. – М.: Вира-М, 2009.