- Вид работы: Статья
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 14,57 Кб
Развитие современного олимпийского движения: культурологический аспект
Развитие современного олимпийского движения: культурологический аспект
Ситченко Е.В., Харьковская государственная академия культуры
Статья посвящена взаимосвязи спорта и культуры как актуальному и характерному явлению современных международных спортивных состязаний в разных видах спорта. Показано, что дефиниция калокагатия имела значение относительно развития спорта и культуры физической как сфер социальной деятельности, направленных на развитие волевых качеств членов общества, их нравственного и эстетического воспитания, повышение уровня общей культуры, расширения международных связей, культурного сотрудничества, укрепление мира и дружбы между народами Рассмотрено историю и современное состояние олимпийского движения, а также феномен культурных Олимпиад. Доказано, что перспективы развития современного олимпийского спортивного движения зависят от взаимосвязи с культурой, а также современных концепций калокагатии.
Ключевые слова: спорт, культура, калокагатия, международное олимпийское движение, спортивные состязания, культурная Олимпиада
Постановка проблемы
Спорт и спортивные игры как часть человеческой культуры неразрывно связаны с искусством и различными видами творчества, которые не только отражали те или иные спортивные события, успехи и свершения спортсменов, но и на протяжении всей истории сопровождали многие важнейшие мероприятия, являлись оригинальной частью спортивных программ.
Взаимодействие спорта и культуры имеет давние и глубокие исторические корни, растущие из мировоззренческих концепций древних греков о сочетании спорта и эстетического начала. Основным понятием древнегреческой эстетики, которое нашло отражение в современном международном спортивном движении, была калокагатия. Сегодня современные последователи калокагатии, подчеркивая важность для развития не только современного спорта, разрабатывают собственные концепции развития ее как науки третьего тысячелетия, что делает данную тему исследования актуальной.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых начато решение данной проблемы. Частично данная проблематика поднималась в работах таких ученых как А. Смирнов, И. Прохорцев, Е. Зимин и др.
Исследователь философии спорта А. Возный анализирует феномен человеческой телесности и ее влияние на развитие физической культуры, как органической части общей культуры общества.
В работе современного украинского ученого К. Станиславской исследовано философско-культурологические категории тела и телесности «Наиболее распространенной формой этого культа, настаивает К. Станиславская, стал спорт, что проявилось, прежде всего, в активном развитии единой мировой спортивной культуры, основанной на международном соперничестве и олимпийских соревнованиях. Эта тенденция вызвала чрезвычайную популярность и такого явления, как культуризм (или бодибилдинг) – стремление «построить» свое тело путем физических упражнений» [8, с. 44]. Однако, культуризм пропагандирует совершенное тело как самоцель и остается равнодушным к идее спорта как возрождение национальных спортивных традиций, школ и т.д.
Подробное изложение понятия калокагатии в ее историко-ретроспективном смысле можно найти в новейших учебниках и пособиях по культурологии, древней истории и истории педагогики (Б. Корнетов, Ю. Богуцкий, Л. Модзалевский, В. Шейко и др.). Однако, отдельных исследований на эту тему в научных трудах современных культурологов, искусствоведов и специалистов по физической культуре не существует
Цель статьи: определить взаимосвязь культуры и спорта в контексте международного олимпийского движения и современного возрождения калокагатии как системы совершенствования членов общества в процессе дальнейшего развития и успешного решения общественных и культурных задач.
Изложение основного материала исследования с обоснованием полученных научных результатов
Калокагатия (др.-греч. колокагуа, от др.-греч. – «прекрасный и хороший», «красивый и добрый») обозначала гармоническое сочетание физических (внешних) форм и нравственных достоинств, иными словами совершенство человеческой личности как идеала воспитания человека.
Термин «калокагатия» использовался в философии Платона и Аристотеля (по другому утверждению, он возник у пифагорейцев) и воспринимался одновременно как социально-политический, педагогический, этический и эстетический идеал. Человек-носитель калокагатии был идеальным гражданином полиса, который стремился к осуществлению коллективных целей гражданского коллектива и был способен их осуществить. Идеал калокагатии повлиял на принципы воспитания гармонически развитой личности. Философ и эстетик А. Лосев разъясняет термин «калокагатия» как составное понятие «прекрасно-доброго», которое могло иметь значение только для эпохи, в которой этическое и эстетическое сознание было единым [17] по отношению к культуре физической, одной из сфер социальной деятельности, направленной на развитие волевых качеств членов общества, их нравственного и эстетического воспитания, повышение уровня общей культуры, расширения международных связей, культурного сотрудничества, укрепление мира и дружбы между народами. Среди этих задач одним из главных и наиболее актуальным является сохранение гармонии внешней и внутренней сущности человека, способствует истинной культурно-ценностной ориентации общества и особенно подрастающего поколения.
Показательна с этой точки зрения история самых крупных соревнований современности – Олимпийских игр, которые зародились в тесном союзе с искусством. Так, например, в IV в. до н.э. программа Олимпиады включала в себя состязания между трубачами и глашатаями – спондофорами. А Павсаний сообщает, что при Перикле (середина V в. до н.э.) во время проведения Олимпийских игр «писатели и поэты читали вслух свои творения, художники выставляли на агоре свои произведения» [2, с. 124]. Другие священные игры в честь античных богов зачастую включали в себя не только спортивные, но и творческие состязания. Например, в программу Пифийских игр, проходивших в Дельфах с 586 г. до н.э. в честь бога Аполлона, входили творческие соревнования музыкантов, играющих на кифаре, а на Панафинейских играх, устаивавшихся в Афинах с 580 г. до н.э., соревновались не только атлеты, но и трубачи.
Слава победителей античных Олимпиад служила источником творческого вдохновения и была воспета известными поэтами (Пиндар, Вакхилид, Архилох), а также увековечена многими великими скульпторами (Скопас, Поликлет, Мирон) той эпохи. Есть основания считать, что, поскольку число зрителей и исполнителей было очень велико, многие из них пользовались поводом, чтобы совершать торговые и другие сделки, а поэты и художники – чтобы знакомить публику со своими произведениями.
Также следует отметить, что исторически взаимосвязь спорта и культуры имеет и философский смысл. Спорт открывает уникальные возможности для движения по пути к идеалу, гармонии, высшим достижениям и красоте, что нашло отражение и в фундаментальных принципах современного олимпийского движения, которые зафиксированы в важнейшем документе современного олимпизма – Олимпийской Хартии. Основополагающие принципы Хартии содержат следующий раздел: «Олимпизм представляет собой философию жизни, возвышающую и объединяющую в сбалансированное целое достоинство тела, воли и разума. Олимпизм, соединяющий спорт с культурой и образованием, стремится к созданию образа жизни, основывающегося на радости от усилия, на воспитательной ценности хорошего примера и на уважении к всеобщим основным этическим принципам» [7, с. 10].
В дальнейшем Пьер де Кубертен сумел развить положения, зафиксированные в Олимпийской Хартии. В речи, произнесенной в 1906 г., он отметил: «Мы организуем стимулирующее сотрудничество между искусством, наукой и возрожденными Олимпийскими играми…» [9, с. 5]. Кубертен был убежден, что успех Олимпийских игр возможен только тогда, когда спорт объединится с культурой. Поэтому он предложил включить в программу Олимпийских игр состязания в различных видах искусства. Эстетические акценты были поставлены основателем современного олимпизма и в девизе движения, который был сформулирован афористично и пафосно: «Mens Mrvida in corpore lacertoso» («В развитом теле – возвышенный дух») вместо знаменитого высказывания Ювенала: «Mens sana in corpore sano» («В здоровом теле – здоровый дух») [9, с. 5].
Практическое воплощение идеи олимпизма нашли в работе Олимпийского конгресса «Спорт и искусство» (1906 г.), который был посвящен возрождению «высококультурного, совершенного образа жизни». В этом же году участники Международного олимпийского комитета (МОК) приняли решение включить в программу Олимпийских игр творческие конкурсы: состязания по архитектуре, живописи, скульптуре, музыке и литературе, что еще раз подтвердило взаимосвязь спорта и искусства. В предолимпийский 1911 г., накануне открытия очередных V Игр в Стокгольме, прошел весьма значимый архитектурный конкурс, в котором победили два архитектора из Лозанны – Моно и Леверьер.
Эта инициатива сразу нашла одобрение и творческой общественности и была охотно поддержана. В 1924 г. на Олимпийских играх в Париже в творческой программе соревнований участвовали уже 193 артиста, среди которых был и русский художник, член кружка «Мир искусства» Александр Яковлев. В состав жюри Парижской творческой Олимпиады был приглашен выдающийся русский композитор Игорь Стравинский [3]. Традиция творческих конкурсов продолжилась и в 1928 г. на Олимпийских играх в Амстердаме. Последний раз культурные состязания были проведены во время Олимпийских игр в Лондоне в 1948 г.
Состязания в области искусств проходили в рамках Олимпийских игр с 1912 по 1948 г. Их содержание неоднократно менялось, однако практически всегда в программу Игр были включены произведения прозы и поэзии, живописи, рисунка, графики, скульптуры, архитектуры и музыки, всего по пяти творческим номинациям [6].
В 1952 г. участниками олимпийского движения была предпринята попытка возродить конкурсы в области искусств, но она не увенчалась успехом. «Культурная программа» была вынесена за официальные рамки Олимпиад и стала рассматриваться лишь в контексте открытия и закрытия Игр или неофициальных мероприятий. Как считают теоретики спорта, ликвидацию художественной составляющей Олимпиад следует рассматривать «как самый тяжкий удар по делу барона Кубертена» [6].
Однако идеи основателя самых популярных спортивных игр современности не были преданы забвению. С конца ХХ – начала XXI в. спорт и культура вновь были объединены в одной программе, причем вопросы их взаимодействия сегодня имеют как теоретическое, так и практическое развитие. Свою вторую жизнь культурная программа Олимпиад обрела уже 1992 г., когда право принимать у себя летние Олимпийские игры получила Барселона. По инициативе Организационного комитета Олимпийских игр Барселоны была разработана программа Культурной Олимпиады, проходившей в течение четырех предолимпийских лет и на протяжении самих Игр. Культурная Олимпиада началась с фестиваля «Городская фиеста», во время которого прозвучала знаменитая песня «Барселона» в исполнении Фредди Меркюри и Монсеррат Кабалье. Среди других заметных событий Культурной Олимпиады «Барселона-1992» была выставка, посвященная каталонскому модернизму рубежа XIX-XX вв. «Modernism 1990». Эстафетную палочку проведения Культурных Олимпиад приняла и следующая Летняя Олимпиада в Атланте-1996, в преддверии которой прошли многочисленные выставки, концерты
Культурная Олимпиада 2000 г. в Сиднее прошла под знаком культуры коренных народов Австралии. Каждый год получил собственную тему. Первый год из четырехлетнего цикла проходил под названием «Фестиваль мечты» и посвящался искусству аборигенов Австралии, следующий год проходил под названием «Преображение» и был посвящен истории освоения и заселения Австралии. Третий год назывался «Входя в мир»; он был призван показать миру современное искусство Австралии и особенно то, как в нем уживается творчество коренных народов и современные художественные тенденции. калокагатия эстетический культура олимпийский спорт
Наконец, непосредственно год олимпийский получил имя «Гавань жизни». В основе его многочисленных мероприятий лежало стремление показать гуманистическую сущность искусства во всех ее проявлениях.
«Этническая тематика» присутствовала и в программе Культурной Олимпиады зимних Олимпийских игр в Солт-Лейк-Сити-2002, во время которой была представлена культура штата Юта, принимавшего у себя Игры. Под знаком культуры коренных народов прошла и Культурная Олимпиада зимних Олимпийских игр в Ванкувере в 2010 г., центральной темой которой стало искусство индейцев.
Культурная Олимпиада «Афины-2004», к сожалению, была связана с многочисленными финансовыми сложностями и организационными трудностями. Однако и это мероприятие получилось ярким и запоминающимся. Среди событий афинской Культурной Олимпиады особого внимания заслуживает концерт знаменитого греческого композитора Вангелиса и постановка оперы «Лисистрата» [6].
Насыщенной и богатой была программа Культурной Олимпиады зимних Олимпийских игр в Турине-200 6, во время которой были показаны 54 культурные программы, более 200 культурных мероприятий, посвященных всем граням и эпохам великой культуры Италии – от Древнего Рима до современного авангарда [3]. Большой интерес у зрителей вызвал фестиваль уличных искусств «Олимпийские ночи». Инсталляции, концерты, световое шоу в Турине, музеи и выставочные залы были украшением этого фестиваля.
Среди Культурных Олимпиад, состоявшихся в начале XXI в., наибольший размах и заметный резонанс имела Культурная Олимпиада, организованная на Олимпийских играх в Пекине-2008. За время Культурной Олимпиады-2008, проходившей под лозунгом «Встретимся в Пекине», было организовано и проведено пять фестивалей, прошли мировые премьеры, в которых приняли участие китайские артисты и мировые звезды. Центральным культурным событием стал концерт на Великой Китайской стене при участии 1,5 тыс. музыкантов [3]. Культурная Олимпиада в Пекине стала самой масштабной в истории этих мероприятий. В столице Китая в организации спортивных и культурных акций принимали участие более 400 млн молодых людей и студентов [15]. Кроме того, 1/5 всего населения страны участвовала в организации Игр и без преувеличения прониклась духом олимпизма [11]. Отметим, что все дети школьного возраста в Китае имели возможность познакомиться с основополагающими принципами и ценностями олимпийского движения, историей становления и развитием Олимпийских игр. Это осуществлялось в рамках специальной образовательной программы, которая была организована в школах и проходила в течение всего олимпийского года. Как отметили исследователи, в программе приняли участие более 400 000 начальных и средних школ Китая [11]. Пример КНР может быть назван весьма показательным. Он заслуживает внимания как в организационном, так и в содержательном плане. Идеи олимпизма получили широкое распространение в огромной стране с населением более 1 млрд. человек.
В программе Культурной Олимпиады «Лондон-2012 были представлены фестиваль цифрового кино для молодежи, музыкальный фестиваль «День национальной песни», Международный шекспировский фестиваль, фестиваль карнавалов, всего более 500 мероприятий [3].
В настоящее время МОК осуществляет множество культурных и образовательных программ и мероприятий, среди которых можно отметить Мировые форумы (World Forums), оригинальные соревнования по литературе и искусству, молодежные лагеря.
В Форумах принимают участие представители и партнеры олимпийского движения: спортсмены, артисты, представители научного сообщества и творческой интеллигенции. В рамках подобных встреч осуществляется сотрудничество МОК с различными организациями и, прежде всего, с такой авторитетной международной организацией в области культуры, как ЮНЕСКО. Цель таких встреч заключалась, в том числе, и в объективной оценке деятельности олимпийского движения в области образования, культуры и спорта. Помимо этого участники мероприятий вырабатывают и новые подходы в решении данного вопроса.
В сентябре 2008 г. в городе Бусан (Корея) прошел очередной VI Мировой Форум по вопросам образования, культуры и спорта [16]. В нем приняли участие более 600 делегаций от национальных олимпийских комитетов, международных спортивных федераций, культурных и образовательных учреждений, экспертов из ЮНЕСКО, различных правительственных и неправительственных организаций. Результатом высокой встречи стало принятие специального Бусанского плана (The Busan Action Plan), который был назван по месту принятия документа в г. Бусан. В данном документе особое внимание уделяется молодежи и молодежной политике. Подчеркивается, что «молодежь рассматривается как будущее спорта» [15]. А в качестве важнейшего инструмента воспитания молодежи в Бусанском плане был назван спорт. «Необходимо использовать любую возможность для продвижения спортивных идеалов и культурных ценностей посредством олимпийского образования» [15]. В целом, Бусанский план можно назвать «хартией» молодежной политики международного олимпийского комитета.
Форум и выработанные на нем документы вновь обратили внимание международного сообщества на актуальность молодежной политики, сделав акцент на молодежи как важнейшем участнике спорта и политики, от которой непосредственно будет зависеть будущее спорта и воплощение в жизнь олимпийских идеалов. Наверное, поэтому участники встречи большое внимание уделили вопросам участия молодежи в процессе обсуждения и принятия важнейших решений.
Олимпийское движение сегодня имеет возможность оказывать непосредственное влияние на молодежную аудиторию, пропагандируя не только здоровый образ жизни и интерес к спорту, но и, прежде всего, общечеловеческие ценности, идеи равенства, уважения, толерантности, признавая многообразие культур, выступая за охрану окружающей среды.
В сентябре 2008 г. в городе Бусан (Корея) прошел очередной VI Мировой Форум по вопросам образования, культуры и спорта. Практическим продолжением дискуссий на форуме можно назвать решение о создании Молодежных Олимпийских игр, цель которых – объединить с помощью спорта молодежь во всем мире [15]. Впервые они состоялись в 2010 г. в Сингапуре и проводятся каждые четыре года.
Самостоятельное значение на Форуме приобрели вопросы, связанные с культурным наследием стран, принимающих Олимпийские игры. По замыслу участников встречи, каждый город-столица Олимпийских игр должен, кроме спортивных объектов, подготовить специальную образовательную и культурную программу, которая рассказывает о культуре принимающей страны и станет важной частью официальных спортивных состязаний. Было принято решение привлечь более активное внимание международного сообщества именно к культурным программам, различным мероприятиям, которые, по мнению участников Форума, должны проходить в течение всех Игр, сопровождая всю программу спортивных состязаний [11].
Кроме проведения Мировых форумов под патронажем МОК организуются специальные соревнования и разнообразные мероприятия по литературе и искусству. В 2001 г. были созданы оригинальные соревнования, которые в своей программе успешно объединили спорт и литературу. Сегодня можно отметить, что с каждым годом интерес к ним растет, а в 2005 г. в них приняли участие более 50 национальных олимпийских комитетов [14]. Эти соревнования проводятся в трех возрастных категориях. Работы, отобранные для участия в соревнованиях, должны быть посвящены спорту, олимпийскому духу и ценностям олимпизма. Участники творческих состязаний пишут свои литературные произведения исключительно на своем родном языке. Их в дальнейшем и оценивает жюри из своего национального олимпийского комитета. Работы-победители издаются специальной брошюрой, выпускаемой на разных языках. В результате конкурса решаются разнообразные задачи: выявляются талантливые писатели, подающие надежды литераторы и, кроме того, распространяются идеи олимпизма, олимпийские принципы, которые благодаря таланту авторов популяризируются в широкой читающей аудитории [1, с. 180].
Самостоятельное развитие идеи и идеалы олимпизма получают в специальных соревнованиях в художественной сфере: скульптура, графика и пр. Здесь основной формой состязаний являются конкурсы, которые организует Международный олимпийский комитет. Спорт, спортивные состязания воплощаются в работах мастеров во всем мире. Атлеты, победители Олимпиад привлекали внимание художников еще в эпоху античности. Сам образ героя, победителя оказался исключительно интересен для многих выдающихся мастеров мирового искусства. Цель Культурной Олимпиады – через культуру и искусство, музыку и театр широко и многогранно представить не только город, в котором пройдут Игры, но и культурные традиции страны, во всем их богатстве и многообразии.
Подводя итог, следует заметить, что спорт и культура имеют такие общие черты как массовость, зрелищность, особая драматургия состязаний, которая роднит их с театральными представлениями, творческими фестивалями и конкурсами. Однако в отличие от драматических представлений спортивные состязания всегда несут в себе непредсказуемость, эмоциональность, искренность. Кроме того, многие виды спорта, например, художественная гимнастика, фигурное катание, синхронное плавание, непосредственно связаны с такими видами искусства, как музыка, театр, хореография. В этих спортивных соревнованиях особо ценится красота движений, грация, пластика, изящество и эстетика исполнения.
Сегодня проведение массовых спортивных мероприятий невозможно представить без культурной программы. Открытие таких масштабных событий, как Олимпийские игры, Универсиады, чемпионаты мира по футболу или хоккею всегда сопровождается культурными фестивалями, выступлением мировых звезд музыки и театра, которые зачастую рассматриваются как важнейшая часть спортивного праздника и привлекают внимание многомиллионной аудитории зрителей, интересы которых зачастую далеки от спорта.
История взаимодействия спорта и культуры уходит в далекое прошлое, однако только в конце ХХ – начале XXI в. мы можем говорить о возрождении культурной составляющей спортивного движения и о реальном продолжении идеи основоположника олимпизма Пьера де Кубертена, который считал, что «спорт следует рассматривать как источник искусства» [11]. Но и само искусство можно по праву назвать источником развития спортивных игр и состязаний. Безусловно, подобное взаимодействие сегодня следует рассматривать как прочную основу для дальнейшего развития современного спорта, который становится все более зрелищным и ярким явлением современной жизни, современной культуры.
Выводы
Выводы исследования показывают, что процесс формирования античной культуры, ориентированной на идеал калокагатии, который объединял в себе эстетические и физические достоинства, телесное и духовно-нравственное совершенство, сегодня актуален и успешно реализуется в международном олимпийском спортивном движении. Ориентация культуры творчество, критическое отношение к традициям предков в этом процессе имеет определяющее значение. Сторонники неокалокагатии считают ее смыслом прикладного выражение древнего знания, согласно которому мир существует через естественные законы порядке, красоты и добра как главных проявлений этих законов для человека. Именно поэтому калокагатия, укрепляя идеи олимпизма и продолжая традиции спортивных состязаний, становится культурной составляющей современного спортивного движения и фундаментом для дальнейшего развития современного спорта.
Перспективы дальнейших исследований в данном направлении связаны прежде всего с разработкой теории неокалокагатии, Практика новейшего применения калокагатии в воспитательных и оздоровительных процессах комплексного воспитания современных учреждений физической культуры и спорта не имеет четких культурологических основ, а значит требует дополнительного аналитического рассмотрения.
Cписок литературы:
1.Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Спорт в палитре международных отношений: гуманит., дипломат. и культ. аспекты. – СПб., 2011. – С. 178-181
2.Гаспаров М. Занимательная Греция. – М., 2004. – С. 124.
3.Зуев К. Культурные олимпиады прошлых лет // Культурная олимпиада: rev.: Коммерсантъ прил.: темат. изд. 2011. 15 июня, №30. – С. 5
4.Кузнецова Е. Названа цена Культурной олимпиады в Сочи
5.Культурная Олимпиада 2010-2014
6.Олимпийский конкурс по литературе и искусству
7.Олимпийская Хартия // Международное гуманитарное взаимодействие и содружество независимых государств: сб. / сост. Н.М. Боголюбова, Ю.В. – Николаева. СПб., 2005. – С. 10.
8.Станіславська К.І. До питання про зміст та розвиток поняття тілесності у філософсько-культурологічній парадигмі / К.І. Станіславська // Актуальні проблеми історії, теорії та практики художньої культури: [зб. наук. праць; вип. XXVI]. – К.: Міленіум, 2011. – С. 39-44.
9.Чернецкий Ю.М. Концептуальные основы олимпийского образования: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.14. – Челябинск, 2001. – С. 5.
10.Этноинфо: информ. агентство.
11.Les Jeux de la Francophonie: офиц. сайт
12.Olympic Sport and Literature Competition
13.World Forum on education, culture and sport