- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 25,29 Кб
Региональная российская символика на примере административных образований Вологодской области
Введение
Актуальность исследуемой темы. Региональное самосознание не является новым феноменом в российской истории. Межрегиональные различия политико-культурного характера сглаживались и подавлялись в Российской империи и СССР, стирались в результате миграционных процессов, но они не были уничтожены, и в провинции всегда существовали центры культурогенеза (не всегда заметные и принимаемые во внимание центром, но такова уж специфика России и менталитета столичных ученых). Результатом стало частичное возрождение регионального самосознания в его традиционных формах. Появились новые формы регионального самосознания.
Состояние исследуемого вопроса. Региональная идентичность становится в нашей стране важным объектом исследования. Процесс возрождения регионального самосознания был стимулирован особенностями политического развития перестроечной и постсоветской России. Прежде всего, речь идет о развитии в России федеративных отношений, которые были искусственно навязаны обществу элитой, но через определенное время стали реальностью при всем несовершенстве и аморфности России как государственной системы. Результатом стало превращение административных единиц в полугосударственные образования – субъекты федерации со своей символикой.
Конечная цель курсовой работы – исследование истории и соврменного состояния региональной символики на примере административных образований Вологодской области.
В заботе поставлены и решаются следующие задачи:
1. Описаны факторы возникновения и результаты развития региональной символики;
. Охарактеризованы региональные символы как самоидентификация региона;
. Описано начало введения региональной символики;
. Проанализированы символики областного центра Вологодской области города Вологды;
. Также проведен анализ символики районного центра Вологодской области города Череповца.
Предмет исследования – региональная Российская символика.
Объект работы – исследование истории и соврменного состояния региональной символики на примере административных образований Вологодской области – городов Вологды и Череповца.
Глава I. Региональная российская символика
.1 Факторы возникновения и результаты развития региональной символики
В России сложилась объективная географическая основа для развития региональной идентичности. Точнее нужно говорить о трех основах – этноконфессиональной, лингвистической и политико-исторической дифференциации российской территории. Свою роль играют и социально-экономические различия между регионами.
В советское время государство пошло на политические уступки национальным окраинам, вводя институт национально-территориальной автономии и стимулируя национальное самосознание. Значимость региональной идентификации оказывалась в целом небольшой, она была как бы скрыта под многими одеждами, но предпосылки для ее развития были заложены, поскольку политическая автономизация по определению предполагает особое самосознание ее субъекта.
Поэтому именно национально-территориальные автономии стали в России пионерами в деле развития региональной идентичности. Местные элиты всячески этому способствовали. В результате процессы суверенизации и национального возрождения стимулировали самоопределение жителей краев и областей в отношении приоритетных и вторичных форм идентичности. Приоритетной, разумеется, оказалась местная идентичность, российская – в лучшем случае вторичной.
В одной из своих работ автор провел и обосновал культурно-ландшафтное районирование Русского культурного мира, пытаясь с помощью комплексного подхода вскрыть его дифференциацию по этноконфессиональному, лингвистическому, политико-историческому, природному и другим признакам.
Итак, первым условием для развития регионального самосознания является его территориальная основа. В нынешней России для русских это – политико-историческая и в гораздо меньшей степени субэтническая или физико-географическая основы. Далее можно говорить об объективных факторах, которые усиливают или ослабляют региональную идентичность в тех или иных субъектах федерации.
Важным показателем при анализе регионального самосознания является доля уроженцев данного региона среди всех его жителей. Ясно, что в тех регионах, где ниже доля местных уроженцев, меньшие перспективы будет иметь пропаганда регионального патриотизма. Показатель укорененности населения колеблется в России в значительных пределах от 20-30% до 80-90% (по данным Всесоюзной переписи 1989 г.).
Самые низкие показатели характерны для северных районов нового освоения (прежде всего для Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов) и для Калининградской области (менее 40%). Низка укорененность населения на Камчатке, в Магаданской области (40-50%). Сравнительно низкими показателями отличаются южные регионы Дальнего Востока – Приморье, Амурская область (менее 60%), регионы промышленного Урала, Кузбасс, Подмосковье.
Особое местоположение является важным фактором развития регионального самосознания. Это особенно характерно для анклавных, периферийных территорий. Примером может служить Калининградская область, где, несмотря на слабую укорененность населения, существуют географические предпосылки для обособления, включая тесные исторические связи с европейскими странами. Похожая ситуация складывается на Камчатке, Сахалине. Замкнутые группы со своей идентичностью складываются в отдельных северных городах, слабо связанных с материком.
Развитию регионального самосознания в российских условиях способствует стабилизация административных границ. Благодаря этому региональная идентичность обретает устойчивую основу для своего развития. Почти все края и области России были созданы до окончания Великой Отечественной войны, т.е. большинство россиян родилось и выросло при современных административных границах, а потому воспринимает их как естественную территориальную основу.
Заметим также, что из 55 административных центров краев и областей 37 являлись столицами губерний и областей до революции. И лишь четыре области появились после войны – Калининградская в 1946 г., Магаданская в 1953 г., Белгородская и Липецкая в 1954 г. (кроме того, две области просуществовали недолгое время: Великолукская с 1944 по 1957 гг. и Балашовская с 1954 по 1957 гг.). Границы краев и областей менялись, но за последние 40 лет незначительно.
Развитие современного регионального самосознания следует считать процессом, начавшимся в 1970-80-х гг. В 1990-е гг. процесс формирования идентичности выходит на новый уровень, о чем уже говорилось во введении. Наконец, особо следует выделить новейшие процессы 1996-98 гг.
Именно в последние два-три года региональная идентичность становится значимым фактом общественной жизни не только республик, но и русских регионов. Важным стимулом стали губернаторские выборы, в результате которых руководитель региона из президентского чиновника-назначенца превратился во всенародно избранного политического лидера, обладающего новой легитимностью. Уже в ходе избирательных кампаний кандидатами в губернаторы активно муссируется тема защиты региональных интересов, местного патриотизма, развития с опорой на собственные силы. Избранные руководители в большинстве своем стремятся следовать этим принципам, составляющим основу их легитимности.
Важным индикатором являются и высокие показатели доверия к местной власти. Все последние опросы в регионах показывают, что за редкими исключениями (объясняемыми личностью губернатора) местные руководители вызывают большее доверие, чем руководители страны. Как показали социологические исследования, проведенные РНИСиНП в 1998 г., по России в целом федеральным властям доверяют 11.2% опрошенных, тогда как местным властям – 35.6%..
Если в краях и областях пока нельзя говорить о доминировании регионального самосознания, то в республиках это уже произошло. По данным опросов, проведенных в 1994-95 гг. в целом ряде российских республик, с регионом в большей степени, чем с Россией себя идентифицируют 85.7% сельских и 59% городских татар, 80.1% якутов, 63.7% тувинцев, 55.3% осетин. Остальные представители титульных народов имеют двойную идентичность, и почти никто не отдает преимущество российской идентичности (результаты на уровне статистической ошибки). Показатель зависит от степени инкорпорации этносов в российском пространстве и влияния на них идеи национальной государственности.
Другим характерным явлением стало позитивное отношение к выходу из состава России. По опросам 1994 г., проведенным на Северном Кавказе, эту идею поддержали 71% чеченцев, 27% ингушей, 17% карачаевцев, 12% адыгейцев, 7% черкесов и 5% осетин. Опрос в Бурятии дал следующие цифры для бурят: 8.6% в 1995 г. и 9.9% в 1996 г.
Региональная идентичность для других российских народов характерна в существенно большей степени, чем для русских и зависит от продолжительности и истории пребывания в составе России (отсюда гигантские различия между чеченцами и осетинами, высокая лояльность бурят и т.п.).
Во многом она объясняется высокой степенью укорененности русских в республиках, длительным опытом совместного проживания с титульным населением. Например, доля местных уроженцев среди русских Бурятии и Татарстана составляет около трех четвертей, она еще выше в Мордовии.
Важнейшим является вопрос, как соотносятся между собой региональная и общегражданская идентичность, дополняют ли они друг друга, или вступают в конфликт так, что региональная идентичность приводит к отрицанию российской. Данные социологических исследований РНИСиНП, проведенных в 1998 г., показывают не только развитие регионального патриотизма, но и появление одобрительного отношения к идее выхода русских регионов из состава России. Выделяются регионы, в которых региональный патриотизм приводит к развитию сепаратистских настроений.
Таким образом, главным носителем идентичности региона на сегодняшний день является молодежь в ПГТ, малых и средних городах. На селе складывается любопытная ситуация: старшее поколение продолжает ориентироваться на советскую идею, а вот представители молодых возрастов, обдумывая житье, выбирают для себя не Россию, а регион. Слабость новой российской идентичности выражается в том, что молодые поколения в условиях вакуума идей и ценностей выбирают для себя региональную идентичность.
Поэтому при всей относительной слабости регионального самосознания в российских регионах просматривается тенденция к его усилению, что через 20-30 лет может привести к глубоким структурным изменениям в русском этносе и его полураспаду на региональные группы. Уже определились регионы, в которых региональный патриотизм начинает конфликтовать с общероссийским (Дальний Восток, Сибирь, Калининградская область).
.2 Региональные символы как самоидентификация
Региональные символы и региональная самоидентификация являются составляющими для анализа региональной идентичности. Региональная идентичность – переживаемые и/или осознаваемые смыслы системы территориальных «общностей» (субъективной социально-географической реальности), формирующие «практическое чувство» и/или сознание территориальной принадлежности индивида.
Развитие региональной символики является мощным стимулом развития идентичности. Процесс развития региональной символики проходил в России достаточно медленно и в чем-то искусственно, на фоне серьезных споров, конкурсов и т.п. Многие регионы до сих пор не имеют официально утвержденных символов. К региональным символам относятся: герб, флаг, гимн.
Совсем плохо обстоят дела с региональными гимнами, поскольку осознанной потребности в этом символе у субъектов федерации, как правило, нет, и смысла в торжественном прослушивании двух гимнов – национального и регионального региональные сообщества не видят.
С гербами дело, наоборот, обстояло гораздо проще, поскольку они были и у дореволюционных губерний, и у советских городов. Поэтому здесь наиболее естественным было восстановление старых традиционных форм.
Самым интересным является процесс введения региональных флагов, которые являются совершенно новой формой региональной символики. Создание флагов – это важнейшая новация в процессе становления региональной идентичности, отражающая современный поиск и в то же время впитывающая и синтезирующая традиционные формы.
Российская региональная символика представляет сложную и странную картину. В большинстве случае она не вошла еще в плоть и кровь региональной культурной жизни. Далеко не всегда она сумела подчеркнуть региональную индивидуальность. Стремление опереться на элементы природного ландшафта очевидно, но не может заменить уникальные культурные особенности.
Хотя не все регионы захотели использовать и подчеркнуть уникальность своей культуры, и многие сделали уступку советскому консерватизму. В результате почти лишились исторической доминанты в своей символике Владимирская и Омская области, в отличие, например, от подчеркнуто великокняжеских Тверской и Рязанской. Волгоградская область тоже стала своеобразным «советским островом» между Саратовом и Астраханью.
Кроме того, регионы с удовольствием выносят на свои флаги и гербы наиболее характерных представителей местной флоры и фауны, не являющихся при этом геральдическими символами. Приморский край, естественно, поместил на флаг уссурийского тигра. Интересен флаг Иркутской области, на котором изображен полумифический бабр с соболем в пасти, обрамленный кедровыми ветвями.
В Европейской части России природа уже получает исторический смысл, лучше индивидуализируется через конкретные объекты, выводится на уровень традиционной геральдики. Например, Брянский лес – это уже история, память Великой Отечественной войны, и не случайно он нашел свое место на флаге и гербе Брянской области в образе золотой ели. Ярославский медведь, очевидно, воспринимается как исторический символ и геральдический знак. То же можно сказать и о пермском медведе, несущем евангелие. В то же время хабаровский медведь еще не «прижился» как отличительная черта, символ именно Хабаровского края.
Однако свое веское слово в процессе формирования региональной символики сказала советская история. Ее присутствие в региональных символах играло скорее деиндивидуализирующую роль, подчеркивало принадлежность регионов к российскому «красному поясу», а не их автономное развитие и поиск самости. Так, Омская область просто принимала в качестве «своего» отмененный флаг РСФСР. Аналогичное решение предлагалось в Рязанской области спикером-коммунистом. Вообще, красно-синяя гамма цветов флага РСФСР была положена в основу многих флагов преимущественно прокоммунистически настроенных регионов – Амурской, Владимирской, Волгоградской, Воронежской, Костромской областей.
В основе региональной самоидентификации лежит соотнесение с различными географическими координатами, противостоящими друг другу: «центр-периферия», «Север-Юг», «Запад-Восток» и «Европа-Азия».
Что касается соотнесения с понятиями «центр-периферия», то здесь можно заметить, как отдельные регионы борются за статус первого порядка, определяясь в такой системе координат. Или как минимум хотят подчеркнуть свое первенство по какому-либо вопросу. Поэтому на территории России появляются всякие псевдостолицы.
Например, достаточно характерны рассуждения о «потерявшейся» на российских просторах «третьей столице» страны. За этот статус могли бы поспорить Нижний Новгород и Екатеринбург с его усилившимися столичными амбициями. Подчеркивая свое особое место в русской истории, Новгород добился того, что российские власти признали его «Великим» в 1998 г., законодательно оформив переименование. Кстати, древний Ростов, не являясь областным центром, сделать то же самое не смог, явно уступив все Ростову-на-Дону. Другой древнейший город – Великий Устюг, однако, сумел найти новую форму своей идентичности, став «столицей» Деда Мороза. Несмотря на явное подражание Лапландии, устюжане при поддержке москвичей попытались таким образом возродить свою былую славу, пусть в осовремененных, «попсовых» формах.
Вывод: в России сохраняется вся условность и слабость региональной идентичности. «Русские штаты» не всегда отрефлексированы общественным сознанием, и им не так просто доказать свою уникальность и вынести ее на уровень символики и общепринятой идентификации. С трудом рождаются и «вторые имена» областей, как бы предвосхищающие деление страны на некие укорененные в культурном ландшафте структурные единицы. Хотя с другой стороны совершенно «серых» областей, которые не способны подчеркнуть свою индивидуальность, тоже нет. Скорее территории постепенно и в спорах с соседями нащупывают, извлекают из культурного ландшафта свои «исконные» формы идентичности.
В этой связи, кстати, вызывает большие сомнения актуальность укрупнения регионов. Показательна чрезвычайно жесткая реакция объективно очень слабой с точки зрения экономики Костромской области на притязания Ярославской, руководство которой заявило о необходимости присоединения слабых регионов к сильным в порядке эксперимента. Не готово ни к кому присоединяться и Зауралье – Курганская область, печальная судьба которой также часто обсуждается на высоких совещаниях. Пример Костромы показывает, что региональная идентичность регионов все-таки сильнее денег, а значит, в нынешней административной структуре есть или может быть исторический смысл и долгосрочная перспектива.
1.3 Начало введения региональной символики
На уровне субъектов федерации отмечается активная работа по введению региональной символики – гербов, флагов и гимнов. Особенно тщательно разрабатывается символика в республиках, где она отражает культурные особенности титульного народа и напоминает символику независимых государств (Татарстан, Башкирия, Тува и др..
По сути в краях и областях России проявилась та же тенденция, что и в республиках: доминирующая в политической жизни община, ассоциируемая с традициями данной территории, навязывает свою символику в качестве официальной.
Важную роль в становлении регионального самосознания играет проведение местных праздников, фольклорных фестивалей, восстановление храмов, открытие новых памятников и музеев. Эти события используются региональными лидерами в целях саморекламы. Наибольшее внимание этим процессам уделяется в республиках, где создаются пантеоны новых национальных героев или возвеличиваются уже признанные.
Во многих регионах в последние годы торжественно отмечались юбилеи регионов и городов. Например, в целом ряде краев и областей праздновалось их 60-летие. Более солидные регионы отмечали 200-летие (Саратовская губерния), а на Камчатке отпраздновали 300-летие вхождения в состав России. При поддержке местных администраций отмечают свои юбилеи епархии Русской православной церкви. Например, Пензенская область готовится в 1999 г. отпраздновать 200-летие своей епархии. Губернатор В.Бочкарев уже встречался по этому поводу с патриархом, и администрация намерена использовать торжественное событие как мощный информационный повод. В 1999 г. Новгород собирается отметить свое 1140-летие – в аккурат перед выборами губернатора.
Распространенным явлением стало чествование великих земляков, как деятелей прошлого, так и ныне живущих. В процессе подготовки к 200-летию со дня рождения А.Пушкина родилось даже новое понятие – пушкинские области (Псковская и Нижегородская). В Удмуртии национальным героем стал М. Калашников, чествование которого торжественно проводилось уже не один раз.
Есть регионы, в которых власти проводят целенаправленную работу по строительству или восстановлению храмов и памятников, созданию новых музеев, возрождению народных промыслов и фольклора, демонстрируют свою заботу о культурном наследии. Меняется культурный ландшафт многих городов, что видно на примере не только Москвы, но и других центров (строительство Триумфальной арки в Курске). Создаются огромные мемориальные комплексы, как например, на Прохоровском поле в Белгородской области. Характерным явлением стало активное храмовое строительство в новых промышленных центрах, молодых городах.
Глава II. Региональная российская символика на примере административных образований Вологодской области
.1 Символика центра Вологодской области города Вологды
.1.1 Описание герба города Вологды
Герб города Вологды представляет собой червленый (красный) геральдический щит с выходящей из серебряного облака десницей (правой рукой) в золотом одеянии, держащей золотую державу и серебряный меч с золотым эфесом (см. Приложение 1).
Парадная версия герба города Вологды представляет собой герб города Вологды, дополненный парадными элементами:
üвенчающая геральдический щит золотая башенная корона о пяти видимых зубцах, каждый заканчивается тремя малыми зубцами;
üщитодержатели – стоящие на зеленом холме юноши с золотыми волосами в серебряных ризах, обутые золотом и с золотыми рукавами, видными из-под риз, правый юноша держит воздетый серебряный меч с золотой рукоятью в правой руке, левый – в левой;
üлента ордена Октябрьской Революции, опоясывающая снизу зеленый холм.
Воспроизведение герба города Вологды должно соответствовать его описанию и допускается в многоцветном и одноцветном вариантах. Допускается воспроизведение парадной версии герба города Вологды в сокращенном виде – без одного или нескольких структурных элементов, дополняющих щит (т.е. без короны, и/или щитодержателей – одного или обоих, ленты и др.). Расшифровку старого герба Вологды связывают с двумя городскими легендами.
Первая – это предание о белоризцах, спасших город ценою собственных жизней. Во время одного из нападений врагов на Вологду отряды вологжан были разбиты и укрылись в городе. Наутро ожидался решительный штурм, и защитники не надеялись отстоять город. Однако, произошло неожиданное – спустились с небес "ночью в белых одеждах два неизвестных человека, которые, напав на неприятеля, побили их множество и произвели в них чрезвычайный страх". Благодарные вологжане на следующий день погребли павших белоризцев и ежегодно устраивали крестный ход к их могиле.
Вторая легенда связана с пребыванием в Вологде Ивана Грозного.
Десница (правая рука) с мечом – символ справедливости, правого суда, а также защиты Отечества, указывает на "Сказание о белоризцах".
Держава – символ власти, государственности прав административного центра субъекта Российской Федерации, указывает на предание о желании Ивана IV (Грозного) сделать Вологду столицей.
Щитодержатели (юноши в ризах с мечами) – белоризцы.
Лента ордена Октябрьской Революции указывает на то, что город Вологда указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1982 года награжден орденом Октябрьской Революции "за успехи, достигнутые трудящимися города в хозяйственном и культурном строительстве, отмечая революционные заслуги и значительный вклад в обеспечение победы над немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне".
Червлень (красный цвет) гербового поля олицетворяет власть, мужество, неустрашимость, любовь. Золото (желтый цвет) обозначает изобилие, богатство, могущество, верность, постоянство. Серебро (белый цвет) свидетельствует о благородстве, свете, чистоте.
Использование герба города Вологды
1.Герб города Вологды помещается на Знаке Главы города Вологды.
2.Герб города Вологды помещается на наградах города Вологды.
.Герб города Вологды помещается на печатях и штампах: Главы города Вологды, Вологодской городской Думы, Администрации города Вологды и ее структурных подразделений, Контрольно-счетной палаты города Вологды.
.Герб города Вологды помещается на бланках: Главы города Вологды, Вологодской городской Думы и ее постоянных комитетов, Администрации города Вологды, ее структурных подразделений, координационных и консультативных органов.
.Герб города Вологды помещается на удостоверениях и визитных карточках: Главы города Вологды, председателя Вологодской городской Думы, депутатов Вологодской городской Думы, руководителей и сотрудников структурных подразделений аппарата Вологодской городской Думы и Администрации города Вологды.
.Герб города Вологды может помещаться на зданиях и в помещениях: на фасадах административных зданий, в которых располагаются Глава города Вологды, Вологодская городская Дума и Администрация города Вологды; в рабочих кабинетах Главы города Вологды, председателя Вологодской городской Думы и их заместителей, а также в рабочих кабинетах и в залах заседаний Вологодской городской Думы и Администрации города Вологды, Контрольно-счетной палаты города Вологды.
.Герб города Вологды помещается на пограничных знаках и в пунктах пропуска при въезде в город Вологду.
.Герб города Вологды помещается на официальных изданиях органов представительной и исполнительной власти города Вологды.
.Допускается использование изображения герба города Вологды в качестве элемента праздничного оформления общегородских мероприятий, а также в качестве геральдической основы корпоративных символов муниципальных организаций.
.Иные случаи использования герба города Вологды устанавливаются Вологодской городской Думой.
Рисунки герба города Вологды в многоцветном и одноцветном вариантах, а также «Положение о гербе города Вологды» хранятся в Вологодском Государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике в постоянной экспозиции и доступны для ознакомления всем заинтересованным лицам.
Ответственность за искажения изображения герба города Вологды несет сторона, допустившая их при изготовлении и (или) тиражировании изображения. Надругательство над гербом города Вологды влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, согласно «Положению» об использовании изображения герба города Вологды на рекламной и сувенирной продукции, ином неофициальном использовании герба города Вологды, утвержденного решением Вологодской городской Думы от 22 апреля 2004 г. № 49, изображение герба города Вологды может использоваться юридическими и физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, общественными объединениями:
üна продукции, выпускаемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
üна товарных знаках и знаках обслуживания в качестве их неохраняемых элементов;
üна ярлыках, ценниках, упаковке, других средствах визуальной идентификации товаров, работ и услуг;
üна значках, марках, конвертах, открытках, этикетках, липкой аппликации и других изделиях сувенирного характера;
üна изделиях декоративно-прикладного искусства, ювелирных изделиях;
üв рекламной продукции.
Не допускается использование изображения герба города Вологды в качестве средства визуальной идентификации и рекламы товаров, работ и услуг, если реклама этих товаров, работ и услуг запрещена или ограничена в соответствии с законодательством.
Не допускается воспроизведение герба города Вологды:
üв сочетании с текстом и изображениями, посягающими на права человека, его честь и достоинство, оскорбляющими национальные и религиозные чувства граждан;
üс искажениями и неточностями в его изображении;
üна поверхности предметов, испытывающих нагрузки, которые могут привести к искажению элементов изображения (за исключением воздушных шаров, транспарантов и растяжек на тканевой основе, размещаемых во время праздничных мероприятий).
Запрещается использование изображения герба города Вологды на бланках документов, печатях, штампах, вывесках, информационных табличках индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, не являющихся объектами муниципальной собственности города Вологды.
Использование герба города Вологды с нарушением Положения влечет за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством.
2.1.2 Описание флага города Вологды
Флаг города Вологды является, наряду с гербом, официальным символом города Вологды.
Первая версия флага Вологды появилась только в 1996 году. Решением Совета самоуправления города Вологды от 14 ноября 1996 года было утверждено «Положение о флаге города Вологды». Согласно ему, флаг города Вологды представлял собой прямоугольное полотнище красного цвета, с двухсторонним изображением в центре флага щитка с гербом города Вологды: "В червленом (красном) поле из серебряных (белых) облаков слева выходящая десница в золотом (желтом) одеянии, держащая золотую (желтую) державу и серебряный (белый) меч с золотым (желтым) эфесом, положенный на правую перевязь".(см. Приложение 2).
В связи с изменением геральдического законодательства, учитывая пожелания Геральдического совета при Президенте Российской Федерации, Вологодская городская Дума 22 февраля 2001 года и 19 июня 2003 года приняла решение о внесении изменений и дополнений в «Положение о гербе города Вологды». Согласно им, с флага города Вологды исчез герб города. Двухстороннее изображение выходящей из серебряного (белого) облака руки в золотом одеянии, держащей золотую державу и серебряный меч с золотым эфесом заметно увеличилось в размерах и переместилось из центра к правому краю флага.
Флаг города Вологды представляет собой прямоугольное полотнище красного цвета с отношением ширины к длине 2:3, с двухсторонним изображением выходящей из серебряного (белого) облака руки в золотом одеянии, держащей золотую державу и серебряный меч с золотым эфесом.
Цветное изображение полотнища передается смесью сурика и киновари (первый преобладает). Воспроизведение флага города Вологды должно соответствовать его описанию. Допускается воспроизведение флага города Вологды различных размеров и из различных материалов.
Флаг города Вологды может быть установлен на административных зданиях, в которых располагаются: Глава города Вологды; Вологодская городская Дума; Администрации города Вологды; органы внутренних дел города Вологды; Контрольно-счетная палата города Вологды. Флаг города Вологды устанавливается в залах заседаний Вологодской городской Думы и Администрации города, в рабочих кабинетах Главы города Вологды, председателя Вологодской городской Думы и их заместителей.
В дни государственных праздников Российской Федерации и в День города Вологды, а также в других случаях по указанию Главы города Вологды может осуществляться одновременный подъем (размещение) Государственного флага Российской Федерации и флага города Вологды на зданиях организаций (предприятий, учреждений), а также на жилых домах города.
Флаг города Вологды может быть поднят (установлен) во время проведения церемоний и других торжественных мероприятий, проводимых органами городского самоуправления Вологды, городскими общественными объединениями, организациями (предприятиями, учреждениями) независимо от форм собственности, а также во время семейных торжественных мероприятий.
При одновременном подъеме (размещении) Государственного флага Российской Федерации и флага города Вологды, если они размещены рядом, флаг города Вологды не должен быть по размерам больше Государственного флага Российской Федерации и должен размещаться справа от него (при виде от зрителя).
При одновременном подъеме (размещении) флага города Вологды и флага организации (предприятия, учреждения), если они размещены рядом, флаг организации (предприятия, учреждения) не должен быть по размерам больше флага города Вологды и должен размещаться справа от него (при виде от зрителя).
В знак траура флаг города Вологды может быть приспущен до половины древка, либо в верхней части древка крепится сложенная пополам черная лента со свободно висящими концами. Общая длина ленты должна быть равна длине полотнища флага.
Рисунок флага города Вологды, а также «Положение о флаге города Вологды» хранятся в Вологодском Государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике в постоянной экспозиции и доступны для ознакомления всем заинтересованным лицам.
Ответственность за искажения изображения флага города Вологды несет сторона, допустившая их при изготовлении и (или) тиражировании изображения. Надругательство над флагом города Вологды влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.
.1.3 Описание праздничной эмблемы города Вологды
Белый купол храма и зеленый березовый лист на фоне синего квадрата. Белый купол расположен в центре квадрата. Зеленый лист березы частично прикрывает собой белый купол храма, расположен в правом нижнем углу квадрата, выступая за его пределы.
Данная композиция создает ощущение надежности, гармонии, доброжелательности и приветливости и подчеркивает ценности высокой духовности, культурного и нравственного наследия. (см. Приложение 3).
Купол храма символизирует русский северный город (белый, серебряный), духовное возрождение, нравственные принципы и традиции, доставшиеся нам от предков, форму шлемов русских воинов, защитников Отечества.
Лист березы – традиционный русский символ, отражающий чистоту, исцеление (береза с древних времен используется как лекарственное растение), жизнь, спасение, гармонию. Это символ православного праздника Троицы, символ единства, единения. Лист березы, зеленый и живой, создает ощущение жизненности духовных и нравственных норм и ценностей. Лист как бы слетает навстречу зрителю и вступает в контакт, олицетворяя доброжелательность и радушие. Сочетание приветливого листа и синего фона квадрата создает желание соприкоснуться с культурой города и приглашает в город.
Синий квадрат – небо, стабильность нравственных норм, символизирует надежность, устойчивость, уверенность, стабильность. Идеал квадрата – распланированная жизнь, ему не по душе "сюрпризы" и изменения привычного хода событий.
Изображение праздничной эмблемы города Вологды используется органами местного самоуправления города Вологды в качестве элемента праздничного оформления мероприятий, посвященных Дню города Вологды, а также иных праздничных общегородских мероприятий:
üна афишах и программах мероприятий;
üна бланках писем и приглашений, конвертах;
üна продукции, выпускаемой по заказу органов местного самоуправления к праздничным мероприятиям;
üна рекламных конструкциях;
üв иных случаях.
Изображение праздничной эмблемы города Вологды по письменному согласованию с Главой города Вологды может использоваться организациями, индивидуальными предпринимателями, общественными объединениями, гражданами:
üна продукции, выпускаемой организациями и индивидуальными предпринимателями;
üна товарных знаках;
üна ярлыках, ценниках, упаковке, других средствах визуальной идентификации товаров, работ и услуг;
üна значках, марках, конвертах, открытках, этикетках и других изделиях сувенирного характера;
üна изделиях декоративно-прикладного искусства, ювелирных изделиях;
üна рекламной продукции и др.
.1.4 Текст Гимна города Вологды
Красавица Вологда русскую славу Хранила во все времена:
Серебряный меч, золотую державу Надежно сжимает она.
Становится Вологда краше и краше, Вплетая в наряд кружевной
Узоры родной Вологодчины нашей, Узоры России родной.
Купола святой Софии Устремляются в зенит,
Над просторами России Голос Вологды звенит!
И песни звучат в переборах гармони На русском простом языке.
Улыбками светятся добрые лица Родных вологжан-земляков
И нить кружевная незримо струится В узоры грядущих веков.
Купола святой Софии Устремляются в зенит,
Над просторами России Голос Вологды звенит!
Гимн города Вологды является официальным символом местного самоуправления города Вологды. Гимн города Вологды может исполняться в оркестровом, хоровом и оркестрово-хоровом либо ином вокальном и инструментальном варианте. Гимн города Вологды должен исполняться в точном соответствии с утвержденными текстом и музыкальной редакцией. В случаях, когда предусмотрено исполнение Государственного гимна Российской Федерации, гимн города Вологды исполняется после него. Гимн города Вологды может транслироваться средствами местного телевидения и радиовещания в информационных и информационно-аналитических программах о жизни города Вологды.
.2 Символика районного центра Вологодской области города Череповца
.2.1 Описание герба города Череповца
Герб Череповца был утвержден 22 марта 1811 г. императором Александром I и восстановлен 9 февраля 1991 г.
Череповецким городским Советом народных депутатов. Герб представляет собой щит, обрамленный гирляндой дубовых листьев, перевитых Александровской лентой синего цвета. Верхняя часть поля герба окрашена в серебряный цвет. Здесь размещен исторический герб Новгорода – стул, обитый малиновым бархатом, на котором крестообразно расположены державный жезл и длинный крест. Над стулом изображен тройной подсвечник с горящими свечами. По обеим сторонам стула – 2 бурых медведя, стоящие на задних лапах. В средней части поля герба изображены 4 рыбы, плавающие в воде. Нижняя часть разделена на две половины. Левая половина представляет собой красное поле с изображением каменной горы, а правая часть – голубое с изображением солнечных лучей и руля Мариинской водной системы. (см. Приложение 4).
После упразднения в 1917 году вновь утвержденный Герб Череповца представлял из себя "щит, обрамление из дубовых листьев, перевитом Александровской лентой синего цвета. В верхней, серебряной половине щита изображен исторический герб Новгородский – стул, обитый малиновым бархатом, на котором расположены крестообразно державный жезл и длинный крест. Над стулом расположен тройной подсвечник с горящими свечами. По сторонам стула – два черных медведя, стоящие на задних лапах. В средней части расположены четыре рыбы, плавающие в воде. В нижней половине в левом красном поле видна каменная гора, а в правом голубом поле изображены солнечные лучи и руль. Щит увенчан серебряной башенной короной с тремя зубцами и крестом".
Этот Герб был утвержден Череповецким городским Советом народных депутатов XIX созыва 9 февраля 1991 года.
Помимо описания в утвержденном Положении о гербе было установлено и "официальное толкование основных элементов герба города": Медведи символизируют тотем древнейшего этнического состава местного населения. Стул, державный жезл – символы власти. Крест – символ веры. Свеча – символ света, ясности, истины. Рыбы – знак рыболовства. Гора – символ возвышенного места. Солнце – источник жизни. Руль – символ Мариинской системы.
Цвета символизируют: золотой – верховенство, богатство, величие; красный – силу, мужество, храбрость; серебряный – чистоту, мудрость, радость; голубой – скромность, покой; черный – постоянство, самодостаточность".
2.2.2 Описание флага города Череповца
Флаг Череповца́ – один из основных символов городского округа <#”center”>символ самоидентификация вологда череповец
Список использованных источников
1.Букринская И. и др. Язык русской деревни. Школьный диалектологический атлас. М., АО Аспект-Пресс, 1994; Захарова К.Ф., Орлова В.Г. Диалектное членение русского языка. М., 1970.
2.Давыдова Н.М. Понимание демократии населением российских регионов и их готовность принять рыночную трансформацию. Доклад РНИСиНП, 1998.
.Источник данных о доле местных уроженцев в населении регионов России: Политический альманах России 1995. Под ред. Макфола М., Петрова Н., М., 1995.
.Казаки Мурмана, Обско-Полярной линии (Ямал), Камчатское войско и т.п.
.Карнышев А.Д. Межэтническое взаимодействие в Бурятии: социальная психология, история, политика, Улан-Удэ, Изд-во БГУ, 1997, с. 158.
.Лившиц А.Я., Новиков А.В., Смирнягин Л.В. Региональная стратегия России // Региональная политика, 1994, №6, с. 3-24.
.Русские. Историко-этнографический атлас. М., 1967.
.Нечаев В.Д. Региональный миф в политической культуре современной России. Автореферат дисс. … канд. полит. наук. М., РГГУ, 1998.
.Новиков А.В., Смирнягин Л.В. Региональная символика // Региональная политика, 1994, №6, с. 3-24
.Осенний кризис 1998 года: российское общество до и после. М., РНИСиНП, РОССПЭН, 1998, с. 82.
.Павлова О. Г., зав. Историческим музеем, Вержбицкая Т. А., ст. научн. сотр. Исторического музея
.Политические процессы в регионах России. Под ред. Туровского Р.Ф. М., ЦПТ, 1998.
13.Постановление Череповецкой городской Думы от 28.10.2002 № 129 «О флаге города Череповца» <http://www.volaws.ru/index.php?ds=514192>.
.Результаты социологических исследований ЦСИ МГУ любезно предоставлены автору руководителем центра С.Тумановым.
.Решение Вологодской городской думы от 22.02.2001 № 275 «Об утверждении Положения о флаге города Вологды» <http://zakon.scli.ru/ru/legal_texts/act_municipal_education/extended/index.php?d_id4=5eabae66-dd69-46d6-a176-5a70f3131ca7&do4=document&id4=5bc718b2-771e-4a78-bded-01f9957bd270>
.Русские. Историко-этнографический атлас. М., 1967
.-Свириденко О. Герболяпы. Правильности изображения герба Вологодской области пришлось добиваться через прокуратуру// Русский Север. 2005. 15 июня. № 43. С. 18 <http://geraldika.ru/symbols/12371>
.Свириденко О. Проблемы современной геральдики вологодчины // Гербовед. 2005. – 14-20 августа. № 84. С 148-153.ил
.Свириденко О. Наш герб! (интервью вела Е. Юшкова) // Русский Север. 2001. – 9 марта. № 19. С 17.ил
.Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. Бюллетень №7, ноябрь 1995, с. 48-49.
.Стариков Е. О флаге города Вологды // Вологодские новости. 1996 – 17-23 октября. С. 2. ил <http://oleg-aliyev.livejournal.com/51899.html>
.Суверенитет и этническое самосознание: идеология и практика. М., ИЭА РАН, 1995.
.Туровский Р.Ф. Культурные ландшафты России. М., Институт наследия, 1998.
24.Туровский Р.Ф. Соотношение культурных ландшафтов и региональной идентичности в современной России // Идентичность и география в современной России. СПб., Геликон Плюс, 2003. С. 139-173; Титков А.С. Образы регионов в российском массовом сознании // Полис, 1999, № 3
.Череповец. Сохранить и приумножить. – Череповец: ООО "Издательский дом – Принт", 2011. – 60 с. – 400 экз