- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 17,09 Кб
Кандзаси как вид национального художественного творчества Японии
Курсовая работа
тема: Кандзаси как вид национального художественного творчества Японии
Введение
Художественное ремесло, прикладное искусство в Японии называют словом когэй.
Источником большинства художественных замыслов произведений искусства и литературы являлась глубокая любовь к природе. Народ издавна чувствовал ее красоту в самых обычных, мелких, повседневных явлениях. Как свидетельствуют стихи, собранные в VIII веке в антологии «Манъесю» – древнейшем поэтическом памятнике Японии,- не только цветы, птицы, луна, но и листья, проеденные червем, мох, камни, увядающие травы давали толчок богатому поэтическому воображению народа.
Наблюдательность и близость к природе научила японцев тонко чувствовать материал, из которого создается вещь. Острая пропорциональность, выросшая из глубокого знания материала, помогает мастеру выявлять скрытые природные качества дерева, бамбука, тростника, и использовать их с наибольшим эффектом.
Неустанные поиски художественной выразительности привели к удивительному разнообразию техники обработки материала, что составляет еще одну особенность японского декоративно-прикладного искусства.
Одной из таких техник и является техника «кандзаси» – техника создания цветов и цветочных композиций из шелка.
В первой части данной работы рассмотрены история возникновения и развития данной техники, ее символика.
Во второй части техника охарактеризована как вид, как технология, ее образно-декоративные возможности.
Объект: национально художественное творчество Японии
Предмет: техника «кандзаси», как вид национального художественного творчества Японии
Цель: раскрыть образно-выразительные и технологические возможности техники «Кандзаси»
Задачи:
·Изучить историю возникновения и развития техники, ее символику.
·Охарактеризовать технику «кандзаси» как вид, как технологию.
·Выделить образно-декоративные возможности техники «кандзаси».
·Изучить произведения мастеров «кандзаси»
·Выявить сферы практического использования техники «кандзаси»
Источники:
üЛитература по теме курсовой работы;
üЭлектронные ресурсы по теме курсовой работы.
Практическая значимость: теоретический материал курсовой работы может быть использован в учебных лекционных курсах, таких как «Исторя ДПИ», «История искусств».
Глава 1. История возникновения и развития
В данной главе будут рассмотрены история возникновения и развития техники «кандзаси», дано определение техники.
1.1 Понятие «кандзаси» в историческом аспекте.
Кандзаси (яп., в транскрипции ромадзи – kanzashi, в русском языке иногда используется некорректная транскрипция «канзаши» или «канзаси») – украшения для волос, используемые в традиционных китайских и японских прическах.
Как подтверждают археологические исследования, уже в период Дзёмон тонкие прутики, наделенные священными полномочиями, люди вставляли в волосы, чтобы уберечься от злых сил. Из пучков таких палочек позже стали делать гребни куси.
Позже, в период Нара, японцы привезли из Китая украшения для волос множества типов и фасонов, включая «цзан» (тот же иероглиф, как и для кандзаси). Когда в период Хэйан в моду вошли незатейливые причёски-хвосты, китайские шпильки вышли из моды. Тогда же гребни и шпильки стали в общем называть «кандзаси».
В своей работе Гришелева Л.Д. отмечает, что в период Эдо женщины в домах сёгунов и даймё носили кандзаси для предотвращения возможного убийства [5., с.358]. Кандзаси использовались в качестве оружия в королевстве Рюкю и носили название дзифа. На Рюкю кандзаси носили как женщины, так и мужчины (приложение 1). Женщины носили всего одну шпильку, которой могли обороняться в случае нападения. Ко второй половине периода Эдо латунные кандзаси стали популярны среди самурайского сословия, однако кандзаси не использовали для обороны.
Во второй половине периода Эдо, благодаря затишью и долгой мирной жизни, поднимается купеческое сословие. С ростом благосостояния членам купеческих семейств становятся доступны новые развлечения. Результатом обогащения купцов становится возникновение моды на богатые кандзаси и гребни (куси). Купцы ввели моду на три гребня в причёсках ойран, а также на черепаховые украшения. Самыми дорогими были полупрозрачные желтоватые украшения из панциря без изъянов (точек).
В исследованиях Алтапова В.М отмечено, что кандзаси изготовливали из широкого диапазона материалов – таких как лакируемое дерево, золото и серебро, различные металлы (зачастую покрытые серебром или золотом), панцири черепах и шелка (впрочем, сейчас стали производить кандзаси из пластмассы) [1., с. 157]. Есть много вариантов и много стилей ношения кандзаси. Способ, которым гейша носит свои украшения для волос, прямо указывает информированной аудитории на ее статус; количество и месторасположения кандзаси в прическе строго регламентировано. Майко (ученица гейши) обычно носит гораздо больше украшений на голове, чем старшая гейша. кандзаси цветок ткань япония
Когда модными становились китайские причёски, кандзаси тоже приобретали популярность. Знать мужского пола пользовалась украшениями из слоновой кости, простолюдины довольствовались деревянными кандзаси. Женщины пользовались раздвоенными шпильками в форме сая, а также металлическими заколками для волос надо лбом
Особое место среди «кандзаси» занимают Hana kanzashi – цветочные украшения: шпильки, заколки, палочки и гребни с шелковыми цветами. И.В.Петрова отмечает, что они создаются японскими мастерами из квадратов шелка техникой, известной как tsumami (складывание). Каждый квадрат ткани, свернутый при помощи щипцов, превращается в один лепесток цветка. Они присоединяются к основе, чтобы создать целые цветы, или собираются с помощью шелковой нити, чтобы получилась последовательность цветов [6., с.24].
В России же эта техника получила свое название именно от самого понятия предметов для украшения волос – «кандзаси».
Таким образом, мы выяснили, что в современном понятие «кандзаси» утратило свое первоначальное значение. И если первоначально это было общее определение всех украшений для волос, то сегодня так называют именно технологию изготовления цветов и других элементов из кусочков ткани.
.2 История возникновения и развития «кандзаси»
В данном параграфе мы рассмотрим как менялись «кандзаси» в разные периоды истории Японии.
В исследованиях Дж.Б. Сэнсома отмечается, что примерно 400 лет назад в Японии изменился стиль женской прически: женщины перестали причесывать волосы в традиционной форме taregami (приложение 2), а длинные прямые волосы стали укладывать в затейливые и причудливые формы – nihongami (приложение 3). Для укладки волос использовали различные предметы – шпильки, палочки, гребни. Именно тогда простая расческа-гребень превращается в изящный необыкновенной красоты аксессуар, который становится настоящим произведением искусства [7., с.347].
Японские kushi (гребни) и kanzashi (шпильки) стали выражением женского характера, социального положения и семейного статуса. Глядя на женскую прическу, можно было сказать, к какому социальному классу принадлежит женщина, была ли она в браке или одинока, ее возраст и сколько у нее детей.
Таким образом, украшения для волос стали играть очень важную роль в гардеробе японской женщины. По мнению Арутюнова С.А., зачастую затраты на украшение волос превышали стоимость самого дорогого расшитого шелкового кимоно. До начала современной эпохи декоративные гребни и шпильки, известные под общим именем kanzashi, были важной частью японской моды и социальной культуры [2., с.62].kanzashi – цветочные украшения, гейши меняли в зависимости от месяца или праздника. Сезонные «кандзаси» повторяют природное цветение растений в разные времена года.
Л.Д.Гришалева выделяет несколько видов «кандзаси», в зависимости от периода, эпохи [5., с. 241].
Мусасино кандзаси: в 1840-1849 годах в моду вошли коротенькие бамбуковые шпильки в форме птичьих крыльев. Они стали популярны и среди незамужних девушек, и среди юдзё, и их начали изготавливать из серебра, не такого жёсткого, как бамбук. Происхождение названия неясно.
Эдо-гин-кандзаси: С середины периода Эдо до наступления периода Мэйдзи – Эдо (нынешний Токио). В это время были популярны короткие, около 12 см длиной, серебряные кандзаси. Сперва они достигали 18 сантиметров, но в 1735 году основная масса кандзаси была короткой. У эдо-гин-кандзаси был подвид «тама-кандзаси» с коралловым или авантюриновым украшением. Украшения были выполнены в форме цветов, животных, птиц, предметов обихода. Встречались и кандзаси вовсе без украшений. Эдо-гин выполнялись из чистого серебра, во второй половине периода появились кандзаси с позолотой, а также медные с инкрустацией золотом. Дешёвые эдо-гин делали из железа и латуни. Дешёвые латунные кандзаси бедные девушки, приехавшие в Эдо на заработки, увозили с собой в родные края. Железные же, наоборот, быстро прославились благодаря мастерству ремесленников и стали аксессуарами шикарных гейш.
Татисаси: кандзаси на длинной ножке, вставляющиеся в боковые «крылья» причёски. Появились в середине периода Эдо. Широко известны летние кандзаси в форме утива (круглого веера).
Кинсэки-кандзаси: мода на кинсэки-кандзаси началась в годах 1837-1838. Серебряные хираути, украшенные двумя листочками мальвы, стали носить как незамужние горожанки, так и юные юдзё .
Гэндай кандзаси: после Революции Мэйдзи европейские причёски вытеснили японские. Причёски в форме плектра сямисэна полностью исчезли из повседневности. Металлические, лаковые и стеклянные кандзаси заменили пластиковыми.
Сегодня выпускаются и кандзаси для ношения с европейскими причёсками. Кандзаси сегодня бывают даже с европейскими цветами, например розами. Кандзаси украшают современными стразами, хотя большой популярностью пользуются также украшения «под старину», например, украшенные стеклянными шариками.
В настоящее время кандзаси чаще всего носят невесты и те, кто надевает кимоно, или люди, связанные с кимоно по роду своей деятельности – такие как гейши, таю и юдзо или знатоки японских традиций, на японской чайной церемонии и во время создания икебаны. Однако с некоторых пор наблюдается возрождение традиций «кандзаси» среди молодых японских женщин, которые желают добавить изящности и элегантности своим прическам.
Современные кандзаси подбираются под причёску и сезон. До сих пор выбор кандзаси регламентирован запутанными правилами. Майко и хангёку носят украшенные цветами хана-кандзаси (яп. цветочные украшения), сменяющиеся вместе с месяцами.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что до начала современной эпохи декоративные гребни и шпильки, известные под общим именем kanzashi, были важной частью японской моды и социальной культуры.
Глава 2. Классификация «кандзаси». Технология изготовления
В данной главе мы рассмотрим основные виды кандзаси и их классификацию.
2.1 Классификация «кандзаси»
В данном параграфе будут рассмотрены основные исторически сложившиеся виды «кандзаси» как украшений для волос.
Классификация «кандзаси» по внешнему виду (по Алтапову В.М) [1., с 211]
Мацуба. Производятся, преимущественно, из черепашьего панциря. Имеют форму сосновой иглы; самый простой вид кандзаси (приложение 4).
Мимикаки (яп. – палочка для чистки ушей). Это понятие объединяет множество подтипов кандзаси, общее у них – небольшой декоративный элемент на длинной ножке (или двух). Исторически на мимикаки совсем не было украшений.
Хираути: шпилька с плоским закруглённым декоративным элементом. Ножка может быть раздвоенной (приложение 5). Жёны самураев носили серебряные, золотые, латунные хираути, а также покрытые любым из драгоценных металлов. Серебряные хираути были особенно популярны. На декоративном элементе изображался камон (родовой знак) дома женщины. С конца периода Эдо гейши, не имевшие собственных камонов, стали заказывать хираути с изображением камона любимого. Нынешние хираути бывают деревянными, черепаховыми, пластиковыми. Декоративный элемент бывает как сквозным, например, из проволоки, так и цельным, из лакированного дерева или черепахового панциря.
Тама-кандзаси: самый популярный вид кандзаси. Украшен единственным шариком из коралла либо агата, нефрита, черепахового панциря, слоновой кости (приложение 6). В последние годы сёгуната Токугава использовалось также стекло, в период Тайсё – целлулоид. Ножка у шпильки либо одна, либо их две. В карюкае Киото летом обычно носят нефритовую булавку, а зимой – розового коралла.
Ёситё: раздвоенные плоские шпильки. Изготовляется, в основном, из черепашьего панциря (приложение 7). В настоящее время получили распространение пластиковые ёситё. Исторически украшали затылочную часть причёски. Хотя первые ёситё находят уже в захоронениях периода Кофун, в период Эдо ёситё распространились среди женщин, ведущих роскошный образ жизни. Вышедший в период Эдо на камбуне «указ о платье служанок» запрещал не-аристократам носить роскошную одежду, а ёситё к роскоши не относились; дамы с их помощью обходили указ. Замужние женщины носили одну ёситё в районе виска. Гейшам было разрешено использовать более двух ёситё на висках, а юдзё (проститутки) в противоположность гейшам носили множество ёситё во всех частях причёски, в том числе придерживали затылочную часть, что служило надёжным средством различия. Юдзё втыкали ёситё и в чёлку (ниже располагались бира-бира). В Канто исторически использовались круглые ёситё, а в Кансае – угловатые.
Биракан.
Бира появились в годы Кансэй периода Эдо (1789-1801). Ими украшали причёски незамужних дочерей купеческого сословия. Тогда бира имели форму бабочек или птиц со свисающими цепочками (приложение 8). Девушки переставали носить бира с помолвкой. Мода на бира за три года достигла Киото и Осаки, а цепочки удлинились до семи-девяти звеньев. По всей Японии бира распространились в период Мэйдзи.
Тирикан: используются преимущественно гейшами. Изготовляются из драгоценных металлов. Представляют собой декоративный элемент-пластинку со свисающими частями. Кроме того, сверху украшаются шёлковыми или металлическими цветами, бабочками (приложение 9). В причёске держится за счёт длинной ножки (или двух). Название «тирикан» является сокращением слова тири-кандзаси и происходит от ономатопоэтического обозначения звона прикасающихся друг к другу металлических свисающих частей: «тири-тири».
Бира-бира: включают в себя оги, химэгата и марубира. Отличие от тирикан – биракан состоят только из пластинки со свисающими металлическими полосками, не украшаясь сверх того. У о́ги пластинка выполнена в форме веера, а у марубира она круглая (приложение 10). Вместо металла могут использоваться длинные нити шелковых цветов, называемые shidare (приложение 11)
Сегодня биракан носят майко (ученицы гейш) слева надо лбом; в частности, на дебют мисэдаси надевается два о́ги-бира. Сами гейши, за исключением проведения чайных церемоний и фестивалей, сопровождающихся переодеванием в костюмы молодых девушек, бира-бира не носят.
Цумами-кандзаси: отличает от других видов украшение поверхности сложной аппликацией из кусочков ткани, защипываемой пинцетом (обычно бамбуковым) в треугольные лепестки (приложение 12). Исполнение цумами-кандзаси из множества мелких элементов требует аккуратности и кропотливости. Из-за того, что из лепесточков чаще всего делают цветы, цумами-кандзаси также называют хана-кандзаси. Для производства аппликаций обычно берётся натуральный шёлк, причём чаще всего мастер окрашивает его самостоятельно. Старый шёлк плохо подходит для цумами-кандзаси. Сегодня цумами-кандзаси, кроме учениц гейш (майко) носят дети на праздник Сити-го-сан и молодые девушки на мероприятия, где предполагается надевать кимоно.
Сидарэ-кандзаси – цумами-кандзаси со свисающими цветами (приложение 13)
Кусудама: вид цумами-кандзаси; из шёлковых лепестков формируется шарик (приложение 14). Этот вид кандзаси носят девочки-подростки, а также майко на Сэцубун.
Классификация «кандзаси» по способу поддерживания причёски (по Гришалевой Л.Д) [5., с. 251].
Ити-домэ: тонкий шнурок-проволока, удерживающий причёски изнутри. Японские причёски держатся не на лаке или заколках, а на ити-домэ (приложение 16). В некоторых причёсках, например, осидори но хина ити-домэ украшает причёску: её не прячут внутрь, а выводят наружу в районе магэ.
Когай: обычно при перечислении отделяются от других видов кандзаси. Появилась как поддерживающая причёску шпилька. В мужских и женских причёсках использовались похожие ко́гай. Когай изготавливаются в форме меча в ножнах (приложение 17). На этот «меч» накручивали магэ. Причёска считалась красивой, если намотанные на когай волосы лежали ровным цилиндром. Позже валик волос стали разделять пополам, создав причёску тюсаси. Когай обязателен в традиционной причёске невесты.
Куси: поддерживает верх причёски. Куси тоже часто выделяются из понятия «кандзаси». Так как в японском языке слово «куси» омонимично слову куси, куси редко дарят. Куси часто делают из черепахового панциря и лакированного дерева (приложение 18). Куси украшают жемчугом и перламутром, золотой фольгой (на куси часто выполняется макиэ – лаковая миниатюра, покрывающаяся золотым или серебряным порошком). Верхняя кромка гребня обычно не украшается. Европейский гребень значительно отличается от куси узким верхом. Ещё одно отличие заключается в том, что у японских гребней нет зубьев по бокам, это следствие разделения японских причёсок на части: лобная, боковые, теменная, затылочная; куси должен их соединять. В «мире цветов и ив» получили популярность богато украшенные гребни с широким основанием.
Когай и куси часто продаются в наборе (приложение 19).
Классификация «кандзаси» по расположению в причёске (по исследованиям Петровой И.В.) [6., с.46].
Маэдзаси (втыкающееся вперёд): маэдзаси находятся справа и слева от чёлки.
Татисаси (втыкающееся вертикально): находятся в верхней части «крыльев» причёски.
Магэсаси (втыкающееся в магэ): помещаются в низ магэ. Магэсаси можно увидеть во всех традиционных причёсках. К магэсаси относятся хираути , тама-кандзаси . Когай пронизывает магэ и поэтому может называться тюсаси (втыкающийся в центр) .
Консаси (втыкающееся вниз): когай и хираути сегодня часто втыкают в основание магэ. Консаси – часть причёсок итёгаэси (опавший листу гинкго ) и сакко .
Итидомэ (фиксирующий на месте): поддерживающие магэ изнутри тонкие шнуры.
Таким образом, мы выяснили, что «кандзаси» классифицируются по внешнему виду, по способу поддержания прически, по расположению в прическе.
2.2 Классификация хана-кандзаси
В данном параграфе мы рассмотрим классификацию «хана-кандзаси», представляющую наибольшую ценность в современном мире, так как именно этот вид получил наибольшее распространение.
По мнению Дж.Б. Сэнсома, особое место среди кандзаси занимают Hana kanzashi – цветочные украшения: шпильки, заколки, палочки и гребни с шелковыми цветами (приложение 20). Они создаются японскими мастерами из квадратов шелка техникой, известной как tsumami (складывание). Каждый квадрат ткани, свернутый при помощи щипцов, превращается в один лепесток цветка. Они присоединяются к основе, чтобы создать целые цветы, или собираются с помощью шелковой нити, чтобы получилась последовательность цветов. Гейши носят различные hana kanzashi в зависимости от месяца или праздника. Сезонные кандзаси повторяют природное цветение растений в разные времена года. Это относится прежде всего к гейшам – именно они носят кандзаси почти постоянно и вынуждены обращать внимание на смену сезонов. Так как майко носят гораздо больше кандзаси, чем старшие гейши, сезонные изменния наиболее ярко прослеживаются в их украшениях [7., с.470].
(январь, итигацу). Кандзаси января каждый год меняются. Хотя есть и основной мотив января – сётикубай (сосна, бамбук и слива, пожелание долголетия), а также ракетки хагоита, прялки, морские улитки (приложение 21).
(февраль, нигацу). Началу февраля подходят цветы сливы, тюльпаны и бабочки, а концу – нарциссы (приложение 22). В канун Сэцубуна (обакэ) надеваются два особых вида кандзаси: украшенные шариками кусудама и бумажными вертушками.
(март, сангацу). Символы марта – нарциссы, цветы персика, пионы, бабочки (приложение 23). Основной цвет мартовских украшений – жёлтый.
(апрель, сигацу). Апрель – месяц цветения сакуры (и проведения ханами – праздника любования цветами вишни), которая и занимает главную позицию в это время (приложение 24). Кроме неё в апреле кандзаси часто украшает серебряная или золотая бабочка и крохотный фонарик, бомбори.
(май, гогацу). Глициния и Ирисы на кандзаси говорят, что наступило лето, май (приложение 25). Основной цвет украшений мая – синий.
(июнь, рокугацу). Японский июнь очень дождлив и с ним традиционный календарь связывает плакучую иву. Кроме того, ива – это символ гейш (отсюда же и название карюкай (мир цветов и ив). Хорошим дополнением для ивы считаются гвоздика и гортензия (приложение 26).
(июль, ситигацу). Главное событие июля – Гион-мацури, фестиваль Гиона. Каждый год мода на июльские кандзаси меняется. Постоянны, однако, круглые веера утива (приложение 27), стрекозы, а также цую-сиба (капли дождя на траве).
(август, хатигацу). Мотивы августа – ипомеи и мискантус (приложение 28). Начинающие майко носят розовый и белые канзаши.
(сентябрь, кугацу). Цветы сентября – кикё ( японский колокольчик, ширококолокольчик крупноцветковый,) тёмно-розового цвета, клевер, хризантемы, гвоздика , леспедеца (приложение 29).
(октябрь, дзю: гацу). Октябрь – это кику (хризантема). Хризантемы вообще очень любят в Японии, они – государственный символ императорского дома. Кандзаси делают с белыми и красными хризантемами (приложение 30). Это сочетание означает разгар осени.
(ноябрь, дзю:итигацу). Облетающие листья – ноябрьский мотив. Это не обязательно должны быть листья какого-то определённого дерева, часто они представляют собой просто фантазию дизайнера. Вместе с тем, так как на ноябрь приходится осенний аналог ханами – камбукай (праздник любования кленовыми листьями), листья часто «принадлежат» клёну. Ещё в ноябрьских украшениях можно увидеть листья гинкго (приложение 31).
(декабрь, дзю:нигацу). Декабрь – время подготовки к Новому году. Майко и гейши украшают причёски особыми кандзаси, с сосновыми иглами, белыми мотибана (искусственные цветы, похожие на маленькие комочки моти, насаженные на ветки – символ Нового года), листьями бамбука и двумя маленькими кусочками бумаги, напоминающими таблички для имён актёров (приложение 32). По традиции во время представления каомидзэ сокэн, майко заходят в гримёрки к своим любимым актёрам за автографами. Автографы ставят прямо на кандзаси. Один из актёров должен быть оннагата, исполняющим женские роли.
(Новый Год, сё:гацу) Новогодние кандзаси особенные (приложение 33). На Новый год, отмечающийся в киотосских ханамати 15-го января, майко и гейши надевают кандзаси с рисовыми колосками и голубем без глаз: майко вставляют это кандзаси в правую сторону причёски, а гейши – в левую. Один глаз голубю рисует сама гейша, загадывая любовное желание, а второй должен нарисовать клиент, у которого в прошлом году желание уже сбылось.
Таким образом существует строгая классификация «хана-кандзаси». Она подразумевает под собой смену украшений в зависимости от сезона, праздника, времени года и даже месяца.
2.3 Современная технология изготовления «кандзаси»
В данном параграфе мы рассмотрим современное представление о технологии изготовления «кандзаси».
Ранее мы выяснили, что наибольшее распространение в современном мире, у современных рукодельниц получили «хана-кандзаси».
Изначально «хана-кандзаси» создавались японскими мастерами из квадратов шелка техникой, известной как tsumami (складывание). Каждый квадрат ткани, свернутый при помощи щипцов, превращался в один лепесток цветка. Они присоединялись к основе, чтобы создать целые цветы, или собирались с помощью шелковой нити, чтобы получилась последовательность цветов.
Сегодня для изготовления цветов и цветочных украшений в стиле «кандзаси» использую различные материалы: атласные ленты, органза, шифон. В качестве предметов украшения могут послужить стразы, бисер. В качестве основы могут послужить обычная шпилька, заколка, ободок или же гребень.
Единственное, что осталось неизменным – складывание лепестков. Как и прежде мастерицы складывают каждый лепесток отдельно из квадратика ткани. Способов складывания существует очень много, они постоянно дополняются.
Но проанализировав разнообразные способы сложения лепестков, можно понять, что существует 2 основных вида лепестков – острый и круглый. Каждый вид лепестка имеет несколько способов сложения. От выбора способа будет зависеть итоговый вид лепестка.
После этого заготовки лепестков соединяются между собой в слои. Цветок может состоять из нескольких слоев. Каждый слой цветка собирается отдельно. Чаще всего нижний слой состоит из самых крупных лепестков (приложение 34).
Готовый цветок «кандзаси» крепиться на предмет декора с помощью ниток или клея.
Как отмечает А.В. Валасина, в настоящее время наибольшее распространение получило направление, когда клей используется в минимальном количестве и только для крепления готового изделия к предмету декора. Все остальные операции желательно выполнять методом сшивания отдельных элементов между собой.
Классическая цветочная тематика по прежнему актуальна. Цветы, правда, усложнились. Если в хризантемах ряды нежных лепестков, то здесь сами лепестки стали многорядными. Все большую популярность набирают изделия, выполненные в технике «кандзаси», но не имеющие отношения к украшению причесок (подхваты для штор, шкатулки, картины, различные сувениры и игрушки, свадебная атрибутика и прочее) (приложение 35).
Таким образом, работу над созданием цветочного украшения в технике «кандзаси» можно разделить на несколько основных этапов: разработка эскиза и продумывание композиции; подбор материалов; заготовка элементов; сборка цветка; декорирование предмета.
Заключение
Цумами-кандзаси – это Национальное достояние Японии. Автор украшения должен знать о принципах создания кандзаси, о сочетаемости материалов и приемлемости используемых орнаментов для ношения в определённые сезоны. Изготовитель-соискатель должен пройти сертификацию у известных мастеров.
Вообще это украшение было и остается незаменимым атрибутом национального японского женского костюма. Даже в современной Японии женщины, надевающие кимоно, обязательно носят и классические канзаши. А уж наряд японской невесты даже в европейском варианте обязательно будет иметь столь изысканное и роскошное украшение. Благодаря своей неповторимости возрожденное искусство цумами-канзаши становится весьма популярным и среди модниц и рукодельниц из разных стран и континентов. Объясняется его возрастающая популярность еще и удивительным сочетанием незамысловатой техники и потрясающе роскошного результата.
Шпилька для волос (канзаши), украшенная шёлковым цветком, и дала название целому новому виду декоративно-прикладного искусства. В этой технике изготавливались и украшения для гребней, и для отдельных палочек, а также для сложных конструкций, составленных из разных аксессуаров.
В настоящее время в этой технике изготавливают не только украшения для волос, но создаются комплекты украшений, панно, объемные фигуры, декорируются предметы интерьера, одежда, часто цветками «кандзаси» украшают подарки. Мастера «кандзаси» активно используют современные материалы и дизайнерские решения.
Библиография
1.Алпатов, В.М. История и культура Японии. [Текст]/ В.М. Алпатов, История и культура Японии., М.: Изд-во: Крафт+, 2002. – 288 с. – ISBN 5-93675-014-0
2.Арутюнов, С.А. Япония: народ и культура [Текст]/ С.А. Арутюнов, Р.Ш. Джарылгасинова, Япония: народ и культура., М.: Знание, 1991. – 64 с. – ISBN 5-07-002035-8
.Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – текстовые, графические MediaWiki версии 1.21wmf5 (0d30be3) – Режим доступа http://ru.wikipedia.org/wiki/
.Галанова, Т.В. Оригами из ткани. Техника, приемы, изделия. [Текст]/ Т.В. Галанова, Оригами из ткани. Техника, приемы, изделия., М.: Изд-во АСТ-Пресс, 2008. – 120 с. – ISBN 978-5-94464-171-7
.Гришелева, Л.Д. Формирование японской национальной культуры [Текст]/ Л.Д. Гришелева, Формирование японской национальной культуры; М.: Наука, 1986. – 286 с. – ISBN 5-08-005486-9
.Петрова, И. В. Что вы знаете о японском костюме [Текст]/ И. В. Петрова, Л. Н. Бабушкина, Что вы знаете о японском костюме; М.: Легпромбытиздат, 1992. – 64 с. – ISBN 978-985-483-920-2
.Сэнсом, Дж. Б. Япония. Краткая история культуры [Текст] Japan – A Short Cuitural History/ Дж. Б. Сэмсом; 2-е изд. – Евразия, 2002. – 576 с. – (Пилигрим). – ISBN 5-8071-0048-4
.Хенри, Д. Цветочные фантазии из лент [Текст]/ Д. Хемри, Цветочные фантазии из лент/Пер. с англ.; М.: Мой Мир Гмб&Ко. КГ, 2007. – 96 с.: илл. – ISBN 978-3-86605-671-8
.Череда, Н.Н. Цветы из ткани. Техника. Приемы. Изделия [Текст]/ Н.Н. Череда, Цветы из ткани. Техника. Приемы. Изделия; Энциклопедия.; М.: АСТ-Пресс, 2007. – 136 с.: илл. – ISBN 978-5-462-00718-7