- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 32,3 Кб
Режиссер Кирилл Серебренников как медиагерой в контексте социальной проблематики
Содержание
Введение
Глава 1: Творческий путь Кирилла Серебренникова
Глава 2: Кирилл Серебренников как руководитель «Гоголь-центра»
Глава 3: Деятельность «Седьмой студии»
Глава 4: Кирилл Серебренников в кинематографе
Заключение
Список использованных источников
Введение
Современное искусство сегодня вызывает очень много споров в СМИ. Кто его представляет? Закончился постмодернизм или нет? Имеет ли вообще смысл рассматривать такое понятие, как «современное искусство» и какими отличительными чертами оно обладает?
В ключе этих споров современный российский режиссер Кирилл Серебренников является одной из самых интересных и противоречивых медийных персон. Его появление на публике всегда вызывает общественный резонанс. Мнение Кирилла Серебренникова является авторитетным для многих молодых актеров, режиссеров и других деятелей искусства.
В своей курсовой работе я рассмотрю творчество этого режиссера в контексте социальной проблематики, а также проанализирую его работы с точки зрения «новой драмы» – одного из самых неоднозначных на сегодняшний день направлений в искусстве.
Актуальность исследования
Значение данной работы для меня сводится к нескольким пунктам.
Во-первых, необходимо выработать навык рассматривать произведения современного искусства с позиций уже сложившейся художественно-эстетической системы. Это поможет наметить новые тенденции в развитии сегодняшнего отечественного театра и кинематографа.
Во-вторых, важно научиться анализировать творчество современных деятелей искусства – в моем случае конкретно Кирилла Серебренникова – с точки зрения общественно значимых проблем. Необходимо выяснить, насколько внешние обстоятельства влияют на творчество независимых режиссеров, какова взаимосвязь их искусства с реальным миром и насколько силен отклик на происходящие события в мире на современной сцене в 21 веке.
В-третьих, стоит выяснить, в чем заключается система «новой драмы», принципы которой отстаивает и воплощает в театре и в кино Кирилл Серебренников. Как именно складывается новое движение, в чем его преимущества, а в чем недостатки, каков процесс формирования «новой драмы» – на эти вопросы можно ответить, если проанализировать творчество российского режиссера.
В-четвертых, необходимо проанализировать, как именно СМИ формируют образ Кирилла Серебренникова в сознании аудитории. Очевидно, что режиссер широко известен и является одной из самых популярных медийных персон в театральной среде.
И, наконец, постановки и фильмы Кирилла Серебренникова тесно связаны с понятием «русского искусства», основной чертой которого является многовековой поиск «третьего пути» развития России, в котором будут сопряжены материальные и духовные ценности. Удалось ли российскому режиссеру приблизиться к разгадке русской души и если удалось, то как именно? В своей курсовой работе я попытаюсь хотя бы частично ответить на этот вопрос.
Новизна исследования
На сегодняшний день творчество Кирилла Серебренникова подвергается исключительно однобокой критике, но не существует объективной оценки с точки зрения влияния его произведений на русскую и мировую культуру в целом. Я полагаю, что проанализировать его творчество с позиций социальной проблематики, понять, какое место в культуре на сегодняшний день занимает режиссер с его новыми художественными принципами и методами будет весьма актуальным.
Кроме того, «новая драма» нуждается в более глубоком изучении, так как находится на стадии становления и принципы ее часто меняются. Фиксируя нововведения и изменения, можно проследить за динамикой развития нового движения в искусстве, которое, возможно, войдет в историю пластических и эстетических наук и будет оставаться ведущим в течение еще нескольких лет.
Объект и предмет исследования
Объект исследования – режиссер Кирилл Серебренников.
Предмет исследования – его творчество в контексте социальной проблематики.
Задачи и цели исследования
)Рассмотрение творчества Кирилла Серебренникова как искусства, отражающего социальные проблемы; осознание, в какой степени современный мир влияет на искусство
)Выведение новых ключевых тенденций русского театра и кинематографа
)Анализ постановок и фильмов Кирилла Серебренникова в рамках «новой драмы»; оценка влияния творчества режиссера на это направление
)Доказательство или опровержение двух гипотез:
творчество Кирилла Серебренникова полностью развивается по канонам «новой драмы»
цель всех произведений Серебренникова – обратить внимание на существующие в современном российском обществе проблемы; искусство для режиссера – это не источник развлечения, а зеркало, которое отражает суровую реальность
Методология исследования
Говоря о теоретической стороне методологии, задействованной в курсовой работе, необходимо отметить, что будут использованы следующие приемы:
выведение гипотезы на начальном этапе работы и ее доказательство или опровержение в финале
рефлексия на этапе анализа влияния современной обстановки на творчество режиссера
индукция и дедукция на этапе рассмотрения творчества Кирилла Серебренникова в рамках театральной традиции, которая была уже сложена до возникновения «новой драмы»
Эмпирическая основа исследования
Эмпирической основой моего исследования станут непосредственно постановки и фильмы Кирилла Серебренникова, а также рецензии и отклики разных журналистов, искусствоведов, критиков и экспертов театра и кино, так как передо мной стоит задача рассмотреть Серебренникова как медиагероя и то, как СМИ формируют его образ в сознании аудитории.
В первой главе мы рассмотрим творческий путь режиссера. В ней будут использованы автобиографичные статьи Серебренникова, которые опубликованы на портале «Сноб» в разделе «О себе».
Во второй главе речь пойдет о небезынтересном положении современного «Гоголь-центра» и его истории с 2012 года и по сей день. Именно три года назад в жизни Московского драматического театра имени Н.В.Гоголя произошли значительные перемены, которые были восприняты очень неоднозначно и споры по их поводу не утихают и по сей день. В этой главе будут использованы документальные материалы – обращение артистов МДТ имени Н.В.Гоголя к главе Департамента культуры, берлинская телеграмма Серебренникова, а также многие цитаты из СМИ, которые оперативно освещали происходящие в августе 2012 года события, навсегда изменившие судьбу театра.
В третьей главе мы рассмотрим, как Серебренников из экспериментальной мастерской создал уникальную театральную труппу «Седьмая студия», а также как он работает над развитием «новой драмы». В этой главе мной были использованы такие материалы, как Театральная энциклопедия, официальные аннотации к спектаклям, вновь рецензии критиков, отзывы жюри с разных фестивалей и – самое главное – видеозаписи спектаклей.
В заключительной главе я расскажу о деятельности Серебренникова в кинематографе. Так как фильмы режиссера вызывают вокруг себя множество споров и разных трактовок, я использовала несколько интервью с самим Серебренниковым, чтобы понять, что на самом деле хотел сказать автор картин в своих произведениях. Разумеется, эмпирической основой этой главы стали сами фильмы «Изображая жертву», «Поцелуй креветки» и «Юрьев день», о которых и идет речь в этом разделе курсовой.
Научно-практическая значимость исследования
Тема моей курсовой работы тесно переплетается с изучением искусствоведами «новой драмы» в XXI веке. Именно изучение творчества Кирилла Серебренникова как представителя нового искусства поможет сформировать основные принципы современного русского театра и наметить особые тенденции, по которым он будет развиваться дальше.
Тема моей курсовой работы интересна лично мне, так как я увлекаюсь современными постановками и кинематографом.
Глава 1: Творческий путь Кирилла Серебренникова
Юношеский период
Кирилл Серебренников родился в Ростове-на-Дону, среднюю школу окончил с золотой медалью. Отец – врач-хирург, мать – учительница русского языка и литературы. Еще в школе Кирилл начинает интересоваться театром. В старших классах он ставит свой первый спектакль. И несмотря на то, что поступает на физический факультет, продолжает заниматься режиссурой в студенческие годы: сначала в любительской студии «69», с 1990 года – на профессиональной сцене.
Он с раннего возраста был уверен в том, что научить любить искусство невозможно.
«Никакое актерское или режиссерское ПТУ не может научить человека заниматься искусством. Я бакалавр физики. Физфак РГУ, как и пятую математическую школу, закончил с отличием, но, когда вижу эти формулы, мне кажется, что я не мог этого написать».
«После школы я пошел к папе Полины, Анатолию Васильеву, становиться режиссером. Он спросил: "Что ты поставил в школе? «Лионскую ткачиху», спектакль про Энгельса". Потом мы еще поговорили, и он посоветовал: "Ты во все эти художественные ПТУ вроде ГИТИСа не ходи. Ты лучше получи нормальное образование"».
Первые постановки. Переезд в Москву
После того, как Кирилл Серебренников получает диплом, он сразу же забывает о физике. Его основной целью становится любым образом стать режиссером-постановщиком. И у него это получается: сначала десять спектаклей в театрах Ростова-на-Дону, потом постановки в Москве в театре «Ангажемент», в Академическом театре драмы имени М. Горького и Академическом театре юного зрителя. Постановки неоднократно признавались лучшими спектаклями сезонов и получали призы на всероссийских фестивалях.
С 1991 года также стал активно работать на телевидении: сначала в телекомпании «Южный регион», потом в ГТРК «Дон-ТР». За те же семь лет снял 11 видеоклипов, 2 документальных фильма, 4 телеспектакля, 1 музыкальный телефильм, около 100 рекламных роликов.
Когда Серебренников начал работать на телевидении, его основной целевой аудиторией стали люди, интересующиеся кинематографом. В 2006-2007 годах он вёл программу «Другое кино» на канале ТВ-3; в 2007 году ток-шоу «Детали» на телеканале СТС.
Создание «Седьмой студии»
В 2008 году набрал экспериментальный актёрско-режиссёрский курс в Школе-студии МХАТ. Из этого курса к выпускному 2012 году была сформирована «Седьмая студия», позже ставшая одним из резидентов «Гоголь-центра». «Седьмую студию» Серебренников называет главным детищем в своей жизни.
Проект «Седьмая студия» – очередной этап в истории студий Московского Художественного Театра, первая из которых была создана в 1912 году К. С. Станиславским и Л. А. Сулержицким. Проще говоря, нетрадиционное искусство, на котором настаивает Серебренников, как раз вписывается в рамки традиции театральных курсов, которые после выпуска продолжали блистать на сцене всем составом. Начало этой традиции, как уже было сказано выше, действительно было положено Станиславским – и Серебренникова называют его единственным на сегодняшний день преемником.
«Кирилл Серебренников, получив в свое распоряжение несколько залов „Винзавода, открыл там целую художественную лабораторию, где можно путешествовать из жанра в жанр, соединяя их в самых экзотических формах. „Седьмая студия МХАТ Серебренникова – новая точка отсчета в нашей театральной истории, идти по этому странному коридору страшно и интересно одновременно…»
«В истории театра было немало талантливых курсов, где прекрасные педагоги ставили замечательные спектакли. А что потом, как сказал бы Е.А. Евтушенко? Потом молодые актеры разбредались, бились во все двери, подрабатывали Дедморозами, годами играли на выходах… Или просто спивались. Зато все по-честному, ура. Много ли мы знаем выпусков, которые стали театрами? Таганка, театр Фоменко, курс Додина. Нужны ли комментарии? Нужно ли объяснять, что вызревание курса в блестящий театр – не случайное явление природы? Дай Бог, чтобы «Седьмая студия» когда-нибудь пополнила этот обидно короткий список».
Серебренников обучал своих студентов по собственной методике, главной целью которой было воспитать актёров, готовых к работе в самых нестандартных проектах. Артисты студии не только играют драматические роли, но и поют, танцуют, сочиняют музыку. Они не знают запретов в искусстве, и понимают театр прежде всего как личностное высказывание, при котором актёр не прячется за героем, а говорит сам от себя, от первого лица. Это, к слову, становится одной из ведущих тенденций «новой драмы».
В 2011-2014 годах Серебренников был художественным руководителем проекта «Платформа» в Центре современного искусства «Винзавод». Проект «Платформа» изначально был направлен на пересечение 4 видов искусства: театра, музыки, танца и – если брать во внимание особенности современного искусства – медиа. Вообще уже на этом этапе видно стремление Серебренникова к экспериментам, целью которых является смешивать не столько жанры, сколько целые виды искусства. Подобный синтез, по мнению Серебренникова, как раз и рождает «новое искусство», которым так грезит режиссер.
Руководство «Гоголь-центром»
В августе 2012 года Кирилл Серебренников был назначен новым художественным руководителем Московского драматического театра им. Н. В. Гоголя. Вскоре после своего назначения Серебренников заявил о переформатировании театра в «Гоголь-центр» с тремя труппами-резидентами, программами кинопоказов, концертов, лекций и открытых дискуссий. «Гоголь-центр» был открыт 2 февраля 2013 года.
В 2013 году стало известно о намерении Серебренникова снять фильм «Чайковский», одним из авторов сценария которого он является. Министерство культуры РФ выделило на поддержку этого проекта 30 миллионов рублей из необходимых 240 миллионов, однако Фонд кино отказал в дальнейшем финансировании съёмок картины. Серебренников сообщил о своём намерении искать средства на проект за рубежом.
На сегодняшний день режиссер живет и работает в Москве.
Серебренников с ранних лет заинтересован в экспериментальном искусстве. Не боясь пробовать новое и смешивать жанры, он вплотную приблизился к «новой драме» на сцене и к формату нового фильма в кинематографе. С точки зрения Серебренникова, искусство призвано решать не только эстетические, но и социально-духовные проблемы. Его произведения полностью отражают и внешнюю, и внутреннюю жизнь 21 века.
Глава 2: Кирилл Серебренников как руководитель «Гоголь-центра»
История Московского драматического театра имени Н.В.Гоголя до Серебренникова
Московский драматический театр имени Н. В. Гоголя мирно носил свое название с 1959 года. Основной идеей репертуара этого театра было, разумеется, воплощение принципов системы Станиславского на сцене. Реалистические тенденции, заложенные еще самыми первыми актёрами, стали определяющими во всей дальнейшей деятельности театра. Искушённые в сценической теории и практике мхатовцы раскрывали секреты и возможности театральной формы, значение актёрской техники. Постепенно происходила так называемая «прививка МХАТа». «Одного из первых художественных руководителей театра, Н.В. Петрова, также адепта реалистического искусства, привлекали возможности выявления на театре социальной «подкладки» драматургического или литературного материала. Сочетая острую театральную форму с воспроизведением жизненной правды, режиссёр в своих постановках стремился к современному звучанию пьес».
И в подобном ключе репертуар МДТ имени Н.В. Гоголя развивался на протяжении многих лет вплоть до 2012 года. Конечно, на сцене театра ставились не только классические произведения. «Например, постановкам Голубовского Б. Г. (главного режиссёра театра в 1965-1987 гг.) присуща романтическая приподнятость в сочетании с лёгкой иронией, стремление познать внутренний мир человека («Ужин в Санлисе» Ануя, 1965 г.; «Берег» по Бондареву, 1975 г.; «Безобразная Эльза» Рислакки, 1981 г. и др.). С 1987 года по 2012 год художественным руководителем театра являлся Яшин С. И., режиссёрский почерк которого характеризует симбиоз тонкой поэтичности и психологического анализа с яркой театральностью».
Но все художественные руководители до Серебренникова так или иначе придерживались реалистических принципов системы Станиславского. По их мнению, именно через них можно было воплотить эстетику русского искусства и русской идеи.
Назначение Серебренникова художественным руководителем МДТ имени Н. В. Гоголя. Общественный резонанс
Итак, в августе 2012 года художественным руководителем театра становится Кирилл Серебренников, который ставит старую труппу перед фактом: старого МДТ больше нет и не будет, репертуар уничтожается, театр меняет свое направление. Масла в огонь подливала очень неясная ситуация с назначением Серебренникова на эту должность: режиссер занял ее «вне конкурса», который обычно объявляет Департамент культуры города Москвы на эту должность. Согласно закону, художественным руководителем может являться только тот человек, который обладает высшим театральным специальным образованием. А, как мы помним из биографии режиссера, у Серебренникова такого не было.
Разумеется, труппа театра взбунтовалась против назначения Серебренникова на важнейшую должность в театре. Мысль о том, что с новым руководителем не станет старого театра, пугала не только актеров, но и всех, кто так или иначе был связан с театральной деятельностью.
Труппа пишет открытое письмо главе Департамента культуры города Москвы Сергею Капкову. Это обращение сразу же стало сенсацией и вызвало много споров на страницах СМИ и в сети Интернет. Письмо получило название «Приговор к уничтожению» – причем, это слова самих артистов, которые не могли иначе отреагировать на безразличное отношение Серебренникова к уже сложившейся системе работы в театре.
«Театр приговорен.
Московский драматический театр имени Н.В.Гоголя приговорен к уничтожению. Мы просим помощи и защиты!!!!
<…>На сборе труппы художественный руководитель театра С.И. Яшин озвучил планы на ближайшее будущее. Однако, уже через день коллективу театра на экстренном собрании руководитель Департамента культуры г.Москвы С.А.Капков объявил, что у театра Гоголя поменялось руководство. Вместо народного артиста РФ, лауреата премии г.Москвы в области литературы и искусства, кавалера Ордена Почета, ученика великого режиссера А.А.Гончарова, профессора, назначен К.С.Серебренников, и было объявлено о кардинальном «переформатировании» театра.
<…> Данные действия, напоминающие рейдерский захват, ведут к ликвидации общедоступного государственного репертуарного театра, что даже не скрывается, и к роспуску коллектива, в результате чего около двухсот человек оказываются выброшенными на улицу.
Уверены что, таким образом сделан первый шаг к уничтожению репертуарного театра и великих традиций русской театральной школы, для которой ТЕАТР никогда не являлся просто зданием, а был Храмом, душой, домом, где главное – люди, ансамбль, собираемый по крупицам, где артистов воспитывают и выращивают тщательно, с любовью.
Назначение художественным руководителем К.С.Серебренникова, призывающего к свержению принципов системы К.С.Станиславского, отрицающего русский психологический театр – это мощный толчок к гибели российского театра. Это назначение противоречит Приказу Минздравсоцразвития от 30.03.2011г. № 251-Н «О назначении на должность высшего руководящего состава в области культуры», согласно которому возглавлять театр не может человек без высшего театрального специального образования <…>»
Ответная реакция Серебренникова. Реформа «Гоголь-центра»
Все ожидали реакции Серебренникова. В эфире «Эха Москвы» режиссер сказал, что реагировать на едкие высказывания в свой адрес не намерен и понимает, с чем связана такая реакция труппы. Однако встречаться с артистами Серебренников не стал и уехал в Европу, что вызвало еще один шквал негодования.
сентября актёры и сотрудники Театра имени Гоголя вышли на согласованный с властями митинг на Гоголевском бульваре.
«Чиновникам не нужен Театр, им необходимо здание под очередной культурно-развлекательный центр, приносящий ежеминутную прибыль. Мы – первые в этом списке на уничтожение», – дает комментарий радиостанции «Говорит Москва» Михаил Зельдин, народный артист СССР и один из самых признанных актеров театра.
И все же Серебренников среагировал. Во время митинга профсоюза МДТ имени Н.В.Гоголя была зачитана телеграмма, которую новый худрук прислал из Берлина:
Полный текст телеграммы Кирилла Серебренникова:
«Господа артисты, я понимаю ваше состояние и даже в чем-то для себя оправдываю его. Могу точно сказать, что если вы начнете драться с ОМОНом или нарушать закон другим способом, лучше не станет. Вы не решите таким образом всех проблем, которые накопились в Театре им. Гоголя, а я очень хочу верить, что вас волнует именно судьба театра, а не что-то другое. Я вам предлагаю успокоиться, дождаться моего возвращения в октябре, и вместе с вами, вместе с Департаментом Культуры, за столом переговоров все совместно решить. Другого пути для разрешения этого накопившегося напряжения я не вижу.
С уважением, Кирилл Серебренников. Берлин. 7 сентября..S. И напоследок замечу – это самый яркий день рождения в моей жизни. Ура»
Несмотря на «ура», которым закончилась телеграмма – что, разумеется, вызвало очередное недовольство на пресс-конференции – с идеей «нового театра» пришлось смириться.
Вернувшись, Серебренников, как и обещал, отказался от идеи репертуарного театра и отдал площадку антрепризам. Вопрос коммерциализации театрального дела встал как никогда остро: неужели талант отойдет на второй план? Неужели отныне право играть и ставить спектакли на сцене получат только те, кто заплатит, и искусство станет продажным?
Однако Серебренников среагировал на такие домыслы жестко: да, сцену предоставили антрепренерам, но их отбором режиссер решил заниматься сам. Выяснилось, что «до его назначения Театр имени Н.В.Гоголя не собирал залов, а часть актеров вообще годами не выходила на сцену, но регулярно получала зарплату». Как молодым деятелям искусства развиваться в таких геронтократических условиях? Серебренников был настроен решительно: уволить актеров, которые «отыграли свое» и набрать молодых резидентов – включая свою театральную труппу «Седьмая студия», о которой мы подробно поговорим в следующей главе.
Спустя два года после реформы Московского драматического театра имени Н. В. Гоголя в «Российской газете» появилось интервью с Кириллом Серебренниковым, в котором, в частности, поднимался вопрос о пользе театральной реформы, которую устроил режиссер.
«Алена Карась (журналист): Как сегодня выглядит твоя «кровожадная» реформа театра им. Гоголя, твои угрозы всех выгнать, а остальных перевести на контракт?
Кирилл Серебренников: Никак! Слухи о кровожадности оказались сильно преувеличены.
Никто не уволен, все, даже не работающие, получают эти два года зарплату. Я не сторонник теории заговоров, но думаю, что кому-то было выгодно представить реформу Гоголь-центра как «разрушение традиционного театра», «рейдерский захват», ведь в случае ее успешности по такому пути изменения могли пойти и другие. И что важно – это пример реформирования театра самим театром, а не чиновниками. Теперь даже недоброжелатели признают, что у нас все получилось, Гоголь-центр стал заметным явлением…
Но скандал, про который все так увлеченно писали и который кто-то старательно раздувал, сделал дальнейшее реформирование не только московского, но и вообще российского театра проблематичным. От этого проиграли все. Теперь власти придется в целях оптимизации бюджетных средств самой и довольно грубо избавляться от театров<…> «Не захотели сами «реформироваться», мы вас закроем, кому вы нужны!» – скажет власть. И никто уже не заступится – великих стариков не будет или их перестанут слушать, а общество равнодушно промолчит».
И все же, говоря объективно, что мы имеем на сегодня? «Гоголь-центр» стал одним из самых популярных мест в Москве, которое, к слову, очень облюбовала молодежь. Произошло то самое «считывание нового культурного кода», о котором так много говорил Серебренников. Девизом «Гоголь-центра» могут стать слова: «Новому поколению – новый театр!», – где театр становится синтезом сразу нескольких искусств.
Глава 3: Деятельность «Седьмой студии». Разработка «новой драмы»
Традиция «студий» МХАТа
МХАТ был основан в 1898 году Станиславским и Немировичем-Данченко. За свою долгую историю театр повидал немало и давно уже стал остовом русской театральной жизни. За 117 лет своего существования в Москве у МХАТа сложились свои традиции, одной из которых стали так называемые «студии». «Студии» обычно формировались из одного курса, который в дальнейшем становился действующей труппой под руководством одного художественного руководителя. Худрук вел артистов от самого начала – вплоть до того, что занимался отбором актеров на свой курс самостоятельно еще на этапе поступления в вуз – и до выпуска. Однако после выпуска «студии» продолжали работать под руководством тех, кто вел их в студенческие годы – именно это обуславливало «преемственность» новых идей на сцене.
Однако за долгое время своего существования МХАТ насчитывает всего лишь семь студий в своей истории. Редко когда курсы держались вместе после выпуска. Как показывала практика, актеры предпочитали расходиться, причем часто возникали конфликты на почве расхождения в точках зрениях на цели искусства.
Самая первая студия появилась в 1912 году. «Инициаторами создания 1-й Студии стали молодые актёры Художественного театра, задумавшие её как «Собрание верующих в систему Станиславского». Правление Студии возглавил К. С. Станиславский, непосредственно её работой руководил ближайший помощник Станиславского в МХТ Леопольд Сулержицкий. Это был новый тип студийного театра, в дальнейшем послуживший образцом для многочисленных студий и театров-студий, создававшихся как коллективы единомышленников <…>
До 1921 года Студия давала спектакли в небольшом, вмещавшем около 100 зрителей, помещении на Скобелевской площади. Небольшой зал, в котором к тому же отсутствовала сцена, требовал от актёров особенной достоверности переживаний и тщательного отбора выразительных средств, – в Студии отрабатывались новые методы работы актёра; одновременно она стала творческой лабораторией для начинающих режиссёров Художественного театра».
Ключевыми идеями, которые можно вынести из этой статьи, являются следующие пункты:
) появление новой студии всегда предвещает новый виток в художественном и актерском воплощении идей на сцене. Каждая студия в истории МХАТ кардинально меняла способ подачи произведения и общения со зрителем.
) новые студии всегда несли с собой не только изменения во внешней жизни театра, но и в ее духовной сути. На протяжении всей истории МХАТа прослеживается изменение самой идеи театра под влиянием разных художественных руководителей, которые чувствовали «дух времени» и старались следовать тенденциям современной им эпохи
) студия – это всегда «коллектив единомышленников» и «творческая лаборатория», где подчас обсуждаются самые противоречивые, абсурдные, провокационные идеи, смешиваются отдельные жанры и целые виды искусства, чтобы в итоге получить что-то новое.
Проще говоря, такое явление в театральной жизни, как творчество одной «студии» – это всегда попытка сказать и сотворить что-то новое. И чаще всего появление и деятельность новой «студии» обозначает радикальные перемены в области искусства.
Образование «Седьмой студии»
«Седьмая студия» выросла из экспериментального курса, основанного Кириллом Серебренниковым на базе Школы-студии МХАТ. Она была создана ровно через сто лет после возникновения самой первой студии под руководством Станиславского и Сулержицкого. К этому году курс подошёл с рядом чрезвычайно ярких и сложных собственных постановок и серьёзной репутацией, которую с одной стороны бережно лелеяли в СМИ, а с другой всеми силами пытались разрушить противники «новой драмы» и нового театра в целом. Многие из учеников «Седьмой студии» уже успели обрести собственное профессиональное лицо в качестве состоявшихся режиссёров, актёров и даже композиторов.
Однако до выпуска были четыре года творческих поисков в рамках мастерской Серебренникова. Режиссеру долго не хотели давать на обучение целый курс – еще бы, ведь у него не было высшего академического театрального образования! Однако в 2008 Серебренников смог убедить всех в том, что именно он должен взять целый курс под свое руководство. Он убедил всех – и как никто справился с поставленной задачей воспитать новых актеров.
Вот что пишет в своем блоге на «Эхе Москвы» отец одной из актрис труппы, Яны Иртеньевой, поэт Игорь Иртеньев:
«…то, что для Кирилла Серебренникова театр «Седьмая студия» – дело жизни, – поймут со временем многие. В том числе и эксперты. Но Бог с ними, с экспертами, сейчас о другом. Как отец многое зная о жизни курса, четыре года подряд я испытывал, если можно так выразиться, радостную зависть к той атмосфере творчества, любви и свободы, в которую с первых шагов погрузились моя дочь и ее товарищи.
Далекий от рефлексии чеховских интеллигентов (на которых сам Чехов изливал потоки «горечи и злости»), не имеющий – о ужас! – театрального образования выскочка Серебренников оказался тонким, проницательным и отважным педагогом. Свою работу со студентами он сразу строил как театр, и строил он его «поперек трамплина…По словам ректора школы-студии Анатолия Смелянского, такого курса на его памяти еще не было. На Винзавод, где они играют «Красную ветку», «Героя нашего времени», а также «Отморозков» («апологию фашизма»), ломится театральная Москва».
Постановки «Седьмой студии»
«Седьмая студия» стала из ряда вон выходящим явлением для современной интеллигентской жизни хотя бы потому, что смогла стать исключительной в изначально заурядных условиях. В этом и заключается парадокс мастерской: в принципе, появление «Седьмой студии» обусловлено традицией и удивления вызывать не должно – но все-таки вызывает, потому что творчество Серебренникова не всегда вписывается в контекст современного театрального искусства и вызывает много споров, неоднозначную оценку и шквал критики.
Так, например, спектакль «Отморозки» стал настоящей сенсацией в 2012 году. Постановка получила премию «Золотая маска» как «Лучший спектакль малой формы» – и это стало первым случаем в истории фестиваля, когда премия была присуждена ещё не закончившим обучение студентам. «Отморозки» были поставлены по пьесе Захара Прилепина и должны были стать развернутой метафорой протеста нового поколения против всего, что гнетет молодежь.
Декорации на сцене – условность: несколько полицейских ограждений, за которыми находятся главные действующие лица, а вдоль заборов стоит ОМОН. Условность сцены почти такая же, как в фильме Ларса фон Триера «Догвилль» – именно на творчество этого режиссера долгое время ориентировался Серебренников, изучая манифест кинематографического объединения «Догма 95».
В аннотации к спектаклю можно прочитать следующее:
«Ты можешь встретить их на улице, в подъезде, в метро, обойти их стороной и подумать: «Отморозки». Они ещё совсем молоды, но их взросление пришлось на лихие девяностые. Сейчас им не больше двадцати, за их плечами непрожитое детство, потерянная юность, а впереди мутная, как Москва-река, жизнь. Всё, что они имеют – неудержимое желание эту жизнь изменить, и неважно в какую сторону: хуже, наверняка, не будет»
Спектакль «Отморозки» Серебренников задумал как своеобразную реакцию на знаменитый погром на Маненой площади, произошедший 11 декабря 2010 года. Гениальность Серебренникова заключалась в том, что он предвосхитил волну масштабных оппозиционных митингов, которая ожидала Москву в 2012.
«Отморозки» становятся развернутой метафорой борьбы, причем не только политической – внешней, но и внутренней – духовной. Героями пьесы Прилепина становятся молодые, но уже потерянные люди. В каждом из них бунтует никому ненужная энергия молодости, ненависть к бесконечной несправедливости и беспросветности. Они впервые сталкиваются с такими чувствами, как любовь, дружба, впервые познают предательство, но несмотря ни на что пытаются вырваться из своего полуподвального детства в настоящую жизнь – «но она равнодушно встречает их полицейским кордоном».
Другим знаменитым спектаклем Серебренникова совместно с «Седьмой студией» становится «(М)ученик» с Никитой Кукушкиным в главной роли.
Пространство сцены вновь очень условно разделено: это огромная комната, словно разрезанная пополам и легко принимающая на себя роли и школьного спортзала, и учительской, и квартир, в которых живут учителя школы и их ученики.
И вновь спектакль на острую тему: мученик (или ученик, прочтение зависит от трактовки пьесы Мариуса фон Майенбурга, по которой и сделана постановка) – это главный герой, школьник Вениамин, который превращается в религиозного террориста.
«Спектакль – о больном современном российском обществе, которое становится (вернее, делается) все менее устойчивым перед лицом фанатиков <…> Если сегодня не прокричать об этом, завтра уже будет поздно, да и не разрешат открыть рот. Горячая тема требовала не тонкостей, размышлений и подтекстов, а броской, почти плакатной прямоты сценического высказывания – и добилась ее. Серебренников, в сущности, поставил сатирический памфлет, и смех узнавания, тот самый, который и замешан на ужасе, и должен был бы освободить от него, то и дело звучит на спектакле<…> Так что спектакль Серебренникова заканчивается сильнейшей гражданской деклараций, под которой зрительный зал подписывается своей овацией: если театр не сдастся, мы тоже никуда не уедем и будем бороться здесь».
Какую идейную нагрузку несет персонаж Венички? Такие люди, как он, – это реакция на разнузданную политкорректность или те, кто должен спасти две тысячи лет цивилизации? Серебренников предлагает зрителю решить этот вопрос самому.
Еще один спектакль Серебренникова, на который хочет обратить внимание – это «Герой нашего времени». Это был самый первый спектакль студии, который они поставили еще в 2010 году. Сами актеры «Седьмой студии» на их официальном сайте написали о себе так: «[мы исследуем героя нашего времени / герой нашего времени исследует нас]».
Спектакль с треском проваливается. В СМИ впервые начинаются гонения на Серебренникова. Основной претензией всех, кто имеет хотя бы малейшее отношение к театральной жизни, становится вопрос: кто дал Серебренникову, человеку без высшего образования, работать с целым курсом молодых актеров?
«Антракт и Княжна Мэри. И вот тут выяснилось, что играть этим ребятам на публике еще рано. По крайней мере, часть публики впала в летаргический сон. Три Печорина, три Грушницких, три Мэри. Конечно, можно сказать, что это концепция. Но больше похоже на то, что руководителям курса хотелось всех занять, чтобы никто не был обижен. По-старому играть курс Серебренникова не хочет, а по-новому не умеет. Смотрится это жалко, особенно потому что ясно: они сами не понимают, про что играют».
Но Серебренников не сдается: он твердо решил, что воспитает поколение нового театра.
И воспитал. Сегодня «Седьмая студия» начинает жить самостоятельной жизнью. Иногда, например, труппа уходит под руководство французского режиссера Давида Бобе, в результате чего появляются такие спектакли, как «Феи» и «Метаморфозы».
«Феи» становятся одним из самых популярных спектаклей сезона 2014-2015 года. Этот спектакль – своеобразный социальный памфлет о состоянии современного общества, представленного зрителю в виде ванной комнаты, где читают монологи главные герои.
Спектакль построен на контрасте закрытого пространства и бесконечной глубины человеческих чувств. На протяжении двух часов, что идут «Феи», чувствуется физическое и эмоциональное напряжение актеров, которое передается зрителю.
Об актерах «Седьмой студии»
К слову, что касается актеров «Седьмой студии», о них самих фактически не пишут в СМИ. Вся информация, которой обладают поклонники молодых артистов, берется из социальных сетей с аккаунтов актеров.
Оттуда становится известно, что именно Юра Лобиков, один из фаворитов публики, пишет музыку для постановок Серебренникова и для фильма «Класс коррекции». Никита Кукушкин выкладывает в Instagram фотографии с репетиций, которые, однако, собирают ничтожное количество «лайков»: о «Седьмой студии» наслышаны, о ней говорят, как о чем-то новом и претенциозном, но ее двадцатипятилетних героев в лицо не знает почти никто. Но никого из актеров это не огорчает. Наоборот, они презирают саму мысль погони за славой и хотят оставаться простыми ребятами настолько долго, насколько это возможно. Для них синтез реальной жизни и сцены происходит каждый день, и они не отделяют себя от своих образов.
В своих постановках Серебренников пытается добиться максимально стертой границы между зрителем и актером. Вместо сидений – пуфики и стулья, которые стоя фактически на сцене. Если по сюжету на персонажей постановки льется вода – значит, она будет литься и на зрителя. Актеры начинают играть не после звонка, а уже тогда, когда свое место занимает первый вошедший зритель – то есть, актеры знакомят публику с образами еще до начала действия.
Быть собой и оставаться реальным человеком на сцене – вот один из принципов, который пытается реализовать в современном театре Серебренников.
В этом, пожалуй, и заключается прелесть актерского состава «Седьмой студии»: они не просто кажутся доступными на сцене, они доступны по-настоящему. С каждым из них можно легко выйти на связь, будь то социальная сеть или фойе после спектакля. Молодые таланты будто хотят показать, что искусство и реальная жизнь – это две неразрывные вещи и их можно совмещать. Искусство – это не замкнутая система, которая проявляется только на сцене и исчезает, когда актер снимает с себя грим и возвращается к реальной жизни. «Жизнь-театр», – повторяют старую шекспировскую формулу артисты и стараются убедить в этом зрителя.
Серебренников как разработчик направления «новой драмы»
Вообще, само понятие «новой драмы» возникает в драматургии рубежа веков XIX-XX веков, когда появляется мировоззренческий кризис, противопоставивший свои принципы классицистической и романтической театральной системам. «Новая драма» возникла в атмосфере культа науки, вызванного развитием естествознания, философии и психологии. Она испытала влияние различных идейно-стилевых течений и литературных школ от натурализма до символизма, но так и не была окончательно сформирована и по сей день.
«Новая драма» – это новый тип конфликта. Столкновение человека и действительности, враждебной ему, которая искажает сущность его духа».
Однако что происходит с жанром «новой драмы» сегодня?
«С тем, что сегодня называется «новой драмой» в России, – полная неразбериха. Во-первых, этот термин позаимствован у эстетически цельного художественного направления в драматургии конца XIX – начала XX века. И между двумя далекими по времени и идеалам направлениями есть частные сходства, в том числе, скажем, стремление писать пьесы об определенных социальных группах общества и поднимать социальные проблемы», – пишет Кристина Матвиенко, кандидат искусствоведения, театровед и театральный критик. Однако сегодня «новая драма» из целостного художественного направления превращается в движение конкретных драматургов, одни из которых является Кирилл Серебренников.
Проблематика новой драмы действительно затрагивает те моменты социальной жизни, которые обычно замалчиваются и скрываются. Серебренников как раз поднимает спорные вопросы, волнующие общество в данный момент времени.
«Новая драма» – это современная драматургия, характеризующаяся актуальностью тем и экспериментами в области выразительных средств. Именно постановка «Пластилин» Сигарева и Серебренникова породила тот самый бум «новой драмы» в начале-середине нулевых, а работа с братьями Пресняковыми окончательно закрепила режиссера в роли одного из главных представителей этого течения. Что же касается наших дней, то в рамках одноименного фестиваля «Новая драма» Серебренников показывает спектакли «Пластилин» и «Откровенные полароидные снимки». Обе постановки затрагивают проблемы сексуальных меньшинств, наркозависимости, проституции, детской беспризорности и т.д. – то есть, именно те вопросы, которые российское общество ставит сегодня ребром.
По мысли Серебренникова, театр не должен быть развлечением – он должен отражать реальные социальные проблемы.
Как режиссер Серебренников в своих спектаклях старается переносить внимание с внешнего действия и закрученного сюжета на внутренний мир человека, конфликты его сознания и совести. В рамках деятельности «Седьмой студии» он пытается поместить в фокус происходящего на сцене не само действие, а разговоры, оценки и саморефлексию как реакцию на социальные проблемы.
В связи с этим, Кирилла Серебренникова можно с уверенностью назвать одного из главных практиков и теоретиков движения «новой драмы» на русской театральной сцене.
Глава 4: Кирилл Серебренников в кинематографе
На вопрос, что Серебренникову все-таки ближе – кинематограф или театр – режиссер ответить затрудняется. Наверное, это происходит потому, что работая в этих довольно близких, но все же разных видах искусства, он старается воплотить одни и те же принципы. Критики часто замечали «кинематографичность» спектаклей и «театральность» фильмов Серебренникова. Нужно ли считать это его заслугой – все-таки он стремится к синтезу разных направлений в искусстве – или это скорее недочет? На этот вопрос, пожалуй, каждый отвечает по-своему. Чтобы лучше разобраться в этой ситуации, обратимся к фильмам Серебренникова.
«Изображая жертву»
Первым своим настоящим фильмом сам режиссер считает «Изображая жертву» – экранизацию своего же спектакля по пьесе «новых драматургов» братьев Пресняковых. Как и театральная постановка, фильм вызвал множество откликов, восторженных и возмущенных, получил несколько призов на кинофестивалях (4 номинации на премию «Золотой орёл», 5 номинаций на премию «Ника», включая победу за лучшую женскую роль второго плана (Лия Ахеджакова) и вообще стал довольно важным событием современного российского искусства. О таком дебюте, действительно, мечтать не грех.
Сюжет картины довольно прост: главный герой, выпускник университета Валя, ради заработка устраивается работать в милицию. Работа молодого человека заключается в том, чтобы изображать жертв преступлений в ходе следственных экспериментов. Убийства одно другого нелепей: ученик ПТУ по кличке Карась пытался расчленить свою возлюбленную в уличном туалете, интеллигент подозревается в том, что выбросил из окна собственную жену, третий преступник утопил любимую в бассейне, а представитель малого бизнеса Верхушкин – «пульнул», как он сам выразился, в бывшего одноклассника в суши-баре.
Однако несмотря на сюжет, картина не становится криминальной драмой. Серебренников умудряется вписать фильм в рамки комедии, сместив акцент на социальный аспект.
В фильме есть имитация съемки на любительскую камеру (что сразу же отсылает знающего зрителя к манифесту «Догмы 95»), обсценная лексика, естественные диалоги, которые создают иллюзию подсматривания и в некоторой степени включенности в действительность.
Герои будто бы списаны с реальных людей, и это-то и придает картине безусловный социальный оттенок. Домашние склоки, поведение недалеких сотрудников правоохранительных органов, ироничное отношение преступников к своим убийствам – все это по-гамлетовски предсказуемо заканчивается полным разложением личности главного героя. «Впитав грязь мирскую, Валентин, наконец, занимает свое место инвалида в инвалидном обществе, убивая троих разом: свою непостоянную в отношениях мать, дядю, метящего в отчимы и истеричную подругу».
Серебренникову удается воссоздать картину современного российского общества, которая, однако, сюжетно напоминает «Гамлета». И это не случайно. Перед нами разворачивается жизненная ситуация, внешне очень схожая с трагедией Шекспира: главный герой находится в непростых взаимоотношениях с матерью и дядей (Гертруда и Клавдий). Отношения с Олей (Офелия) также очень сложные: девушка постоянно впадает в истерики, поскольку он никак не хочет официально взять ее в жены. Вдобавок ко всему во сне к нему постоянно является Призрак отца.
Однако несмотря на сюжетное сходство, главный герой скорее становится антигероем – «анти-Гамлетом». Образ Вали, конечно, становится собирательным. Он типичный представитель того поколения, чье детство и период формирования ценностей пришлось на переломные для нашей страны 1980-ые и 1990-ые годы. Этот постсоветский Валя-Гамлет инфантилен, бездушен, циничен и, видимо, не очень понимает смысл своей жизни. В связи с этим фильм поднимает очень животрепещущие проблемы современной молодежи: низкий уровень морали, жестокость, безверие, отчуждение и безответственность. Это только еще более усиливает ощущение трагичности человеческой жизни в контексте современной России. Здесь нет места для думающего и страдающего Гамлета, монолог которого «быть или не быть» стал остовом саморефлексии на несколько веков вперед.
Если в «Гамлете» самый громкий монолог принадлежит самому Принцу Датскому, то в «Изображая жертву» роль оратора на себя берет капитан, который в фильме остается без имени (видимо, не случайно). Его монолог, вмиг облетевший сеть Интернет, имел эффект разорвавшейся бомбы: критики буквально разделились на два лагеря, а в СМИ разгорелись нешуточные баталии.
Сам монолог длится не больше десяти минут, но из него становится ясно, что капитан – единственный герой, который более-менее понимает, что современное российское общество деградирует из-за таких людей, как Валя.
«Вы откуда все прилетели, вы же, я не знаю, в тех же школах учились, у тех же учителей, у тебя же родители – почти мои ровесники! Как ты-то получился, из чего?! Вы все?! Этот в бассейн идёт, этот пуляет в соседа по парте… вам чё надо-то в жизни?! Вы, вообще, как её прожить хотите?!<…>
Ведь раньше же, там, бунтовали, – это была общественная позиция, что нам ничего не надо, и мы протестуем, а сейчас по-тихому, без протестов, кем надо притворяются, влезают куда хотят, на любую работу, и ничего не делают, играются!.. Вы играетесь в жизнь, а те, кто к этому серьёзно относится, те с ума сходят, страдают…»
Тут же стоит оговориться, что у монолога есть своя особенность, за которую критики и ругали Серебренникова: такого обилия матерных слов – более 70 на семиминутное высказывание – в независимом кино не было, наверное, никогда. В СМИ разгорелись нешуточные баталии.
Когда «Изображая жертву» был еще на стадии спектакля, Роман Должанский в «Коммерсанте» писал:
«Правда ли, что в Московском художественном театре в Камергерском переулке, основанном сами знаете какими людьми, дошли до того, что на сцене в голос матерятся? Да, это правда. Впрочем, если бы не предварительная информация, на лексику капитана милиции я лично не обратил бы особого внимания. Во-первых, как еще выражаться капитану милиции? Во-вторых, такова уж суть отчаянного монолога: что же это в стране делается, если молодому парню, упакованному и прикинутому, ничего не стоит пульнуть в школьного друга насмерть из-за какой-то мелочи? А тот, прежде чем умереть, только одно успевает выдохнуть: "Наплевать!" Что это за поколение такое новое, которое живет не всерьез, не по-настоящему, бездумно и положив на все?»
«За» матерный монолог высказался и Олег Зинцов, обозреватель «Ведомостей»:
«На третьем следственном эксперименте (убийство в суши-баре) у капитана милиции случается истерика. Монолог, который он произносит, очень хочется процитировать хотя бы коротко, но после неизбежных цензурных изъятий его блеск, боюсь, сильно бы потускнел…»
Вторая часть СМИ высказалась резко против матерщины в кино.
Анна Гордеева, журналист Интернет-газеты «Время новостей», так комментирует монолог:
«…Точность тут не аргумент, ей есть пределы – если на сцене будут играть бомжа, никто не станет воспроизводить аутентичного запаха. Достаточно, чтобы зрители могли его представить. И этот монолог можно было написать просто русским языком, а не нецензурным русским – кстати, у первого свободы больше».
Подводя итог, хочется сказать, что фильм «Изображая жертву» зарекомендовал Серебренникова в СМИ как одного из самых ярких представителей нового независимого кино, которое только начинало развиваться в середине 2000-ых.
«Юрьев день»
Затем последовала картина «Юрьев день», работа куда более неоднозначная – беспросветно изображение русской глубинки, в которой происходит действие картины, спровоцировало критиков и зрителей на гневные монологи не меньшей силы, чем соло милиционера из предыдущего фильма.
«Последние 20 минут фильма – это потуги, разной степени успешности, выдать желаемое за действительное. Но все попытки авторов свести концы с концами, встречают отпор со стороны ими же выдуманных героев. Фактура картины сопротивляется притянутой за уши идее.
Триумф Серебренникова был так близок…»
«…Остается только пожелать терпения его немногочисленным зрителям. Ведь несмотря на мрачность, картина повествует о поисках себя в этом безжалостном мире, о душе и покое, который так нужен не только нашей героине, но и всем нам».
Сам Серебренников уверен, что российской аудитории необходимо научиться смотреть «трудное» кино – хотя бы затем, чтобы увидеть свои будни не с обычной, а с художественной точки зрения.
Впрочем, большинство критиков с режиссером не согласны: они считают, что среднестатистический зритель устает «грузиться» будничными проблемами и старается отвлечься, отдавая свое предпочтение легким комедиям, голливудским боевикам и новым блокбастерам со спецэффектами.
«Поцелуй креветки»
Последняя киноработа Серебренникова – новелла «Поцелуй креветки» из сборника историй о любви «Короткое замыкание». «Поцелуй» выглядит вторично, как еще один эпизод из жизни Вали, изображающего жертву: все тот же Чурсин в костюме креветки дарит любовь прохожим, а в ответ получает одни тумаки.
Язык, на котором Кирилл Серебренников разговаривает со зрителем – основной повод, по которому его одновременно и ругают, и хвалят. Вместо того чтобы перестраивать повествование под киноаудиторию, режиссер, со студенческих еще лет неразрывно связанный с театральной сценой, образно говоря, сажает этого самого зрителя на эту самую сцену, прямо между актеров. Отсюда и претензии к излишней вычурности игры – театральный актер должен играть так, чтобы его было видно и слышно на самых задних рядах, и неудивительно, что при отсутствии дистанции та же самая игра смущает любителя кино, непривыкшего к подобному обращению.
Вывод
На сегодняшний день Серебренников является одним из самых ярких представителей русского независимого кино. В СМИ его часто хвалят, но ругают все-таки больше. И на то есть несколько причин.
Работы Серебренникова в кинематографе наглядно демонстрируют пропасть между кино и театром, образовавшуюся со времен советских хитов, вроде «Покровских ворот» и «Обыкновенного чуда». И уже хотя бы поэтому Серебренникова-кинорежиссера нельзя не замечать.
Если в театре он пытается развивать направление «новой драм», то в кино Серебренников пытается нащупать новые тенденции развития арт-хауса и кинематографа «не для всех», опираясь на опыт Ларса фон Триера и других режиссеров из «Догмы 95».
«Мы хотим заниматься творческими исследованиями, мы хотим делать эксперименты, потому что искусство не может быть музеем. …Мы все время талдычим про "традиции" и "классику" в театре и в кино, но для меня совершенно очевидно, что, например, не бывает классического театра. И не бывает классического кино», – отвечает Серебренников, когда его спрашивает о его видении ситуации в современном российском кинематографе.
Очевидно, что режиссер хочет привнести что-то новое в наше кино. Удастся ему это сделать – а может, уже удалось – каждый решает для себя сам.
Заключение
Во введении мною были поставлены задачи и цели, а также выдвинуты две гипотезы. Подводя итог курсовой работы, к ним необходимо вернуться.
Как режиссер Кирилл Серебренников оказывает огромное влияние на современное искусство. Он не только следует ключевым тенденциям русского театра и кинематографа, но и задает их. Являясь активным разработчиком «новой драмы», Серебренников особое внимание уделяет формированию ее основных канонов: отображение на сцене действительности, острая злободневность тем, поведение героев, максимально приближенное к реальному, разговор со зрителем на равных. Театр Серебренникова преобразовал отношения между актером и зрителем, стер границы между сценой и залом, дал почву экспериментам с ракурсами «смотрения» и прочего. Но он не отменил драму. Конфликт, заложенный в самом термине, не получил разрешения.
Теперь обратимся к гипотезам. Они обе были подтверждены. Действительно, творчество Кирилла Серебренникова развивается в рамках «новой драмы». Более того, режиссер стал одним из самых известных представителей этого движения в нашей стране. Влияние друг на друга «новой драмы» и Серебренникова взаимообратное – движение формирует творчество режиссера, а он взамен вводит в пользование новые художественные приемы и ставит новые задачи этого направления в искусстве.
Вторая гипотеза, гласящая, что цель всех произведений Серебренникова – обратить внимание на проблемы современного российского общества, также была подтверждена вследствие анализа нескольких постановок и фильмов режиссера. Являясь не только постановщиком, но и идеологом своих спектаклей и кинолент, он хочет донести до зрителя одну простую мысль: общественная ситуация в России сегодня непроста, но в этом конфликте, в этой борьбе за идеалы и есть сама прелесть жизни.
серебренников режиссер социальный
Список источников
Список использованной литературы
Московский Художественный театр второй // Театральная энциклопедия (под ред. П. А. Маркова). – М.: Советская энциклопедия, 1961-1965. – Т.3
Список использованных документов
1) <http://www.onlinepetition.ru/openletter/petition.html>
Петиция коллектива МДТ имени Н.В.Гоголя// 11.08.2012
) <http://vm.ru/news/kirill-serebrennikov-prizval-ne-dovodit-delo-do-omona1347024630.html>
«Вечерняя Москва», интернет-версия газеты. – Текст телеграммы Серебренникова из Берлина// 7.09.2012
Список использованных Интернет-источников
1) <http://snob.ru/profile/5253/about>
«Сноб», интернет-версия журнала. – Кирилл Серебренников. Колонка «О себе// 2008 год, декабрь
) <http://www.newtimes.ru/articles/detail/53746>
) <http://echo.msk.ru/blog/irtenev/904928-echo/>
«Эхо Москвы», сайт радиостанции. – Иртеньев И. «Курс Серебренникова»// 2.07.2012
) <https://ru.wikipedia/Московский_драматический_театр_имени_Н.В.Гоголя>
Википедия, Интернет-энциклопедия. – Статья про МДТ имени Н.В.Гоголя
) http://www.vokrug.tv/article/Aktery_Teatra_Gogolya_ustroili_miting
«Вокруг ТВ», Интернет-газета. – Обозреватель-блоггер Renе. «Кирилл Серебренников рассказал о реформах в Театре Гоголя»]// 26.09.2012
) <http://www.rg.ru/2014/09/02/serebrennikov.html>
«Российская газета», Интернет-версия. – Карась А. Интервью «Кому на Руси жить хорошо»// 02.09.2014
) http://www.platformaproject.ru/events/performance/otmorozki
Аннотация к спектаклю «Отморозки»
) <http://www.kommersant.ru/doc/2495299>
«Коммерсант», Интернет-версия. – Должанский Р. «(М)учитель, воспитай (м)ученика»// 23.05.2014
) <http://teatr-live.ru/2010/09/geroy-nashego-vremeni-kurs-serebrennikova/>
«Театральные дневники», Интернет-журнал. – Вайншток О. «Герой нашего времени. Курс Серебренникова» //19.09.2010
) <https://ru.wikipedia.org/wiki/Новая_драма>
Википедия, Интернет-энциклопедия. – Статья про «новую драму»
) <http://ptj.spb.ru/archive/52/new-reading-52/novaya-drama-vrossii-kratkij-ekskurs-vnedavnee-proshloe-ieskiz-nastoyashhego/>
«Петербургский театральный журнал», Интернет-издание. – Матвиенко К. «Новая драма в России: краткий экскурс в недавнее прошлое и эскиз настоящего»// 12.02.2008
) <http://www.be-in.ru/art-process/92-izobrazhaya_zhertvu_kirilla_s/>
«Be in», Интернет-портал. – Алексеенко М. «Изображая жертву» Кирилла Серебренникова»// 06.11.2006
) <http://www.kommersant.ru/doc/506674>
«Коммерсант», Интернет-версия газеты. – Должанский Р. «МХТ поставил следственный эксперимент»// 20.09.2004
) <http://www.smotr.ru/2004/2004_mhat_zhertva.htm>l
«Ведомости», Интернет-версия газеты. – Зинцов О. «Милиция нравов»//20.09.2004
) <http://www.smotr.ru/2004/2004_mhat_zhertva.htm>l
«Театральный смотритель», Интернет-издание. – Гордеева А. «Рассекая волны» //21.09.2004
) <http://v-mishakov.ru/Kinorubka/urevden.html>
«Кинорубка», Интернет-портал. – Мишаков В. Рецензия на «Юрьев день»
) <http://www.kino-teatr.ru/kino/art/kino/832/>
«Кино-Театр.ру», Интернет-газета. – Милиан М. «Юрьев день: кино для избранных»// 19.09.2008
) <http://www.rg.ru/2010/09/17/territoria.html>
«Российская газета», Интернет-версия. – Карась А. «Искусство сейчас»// 17.09.2010