- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 13,09 Кб
Режиссерская экспликация стихотворения А.А. Галича ‘Поезд’
Министерство культуры Российской федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Орловский государственный институт искусств и культуры
Кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников
Режиссёрская экспликация
Стихотворения А. А. Галича «Поезд»
По дисциплине:
«Режиссура Театрализованных Представлений»
Подготовила:
студентка 42-10 группы
Костина С.
Проверил:
старший преподаватель
Патов Н.А.
Орёл, 2016
План
Биография поэта
Первое впечатление от прочитанного стихотворения и обоснование данного выбора
Эпоха в искусстве и культуре
Идейно-тематический анализ стихотворения и событийный ряд
Стихотворение
Работа над стихотворением
Действенный анализ стихотворения
Образное решение стихотворения
Костюмы
Реквизит
Список используемой литературы и web-сайты
Биография
«Галич» – литературный псевдоним, составленный из букв собственных фамилии («Г»), имени («Ал») и отчества («ич»). Александр Аркадьевич Гинзбург родился 19 октября 1918 года в Екатеринославе (сейчас Днепр) в интеллигентной еврейской семье. Мать – Фейга Борисовна Векслер родилась 16 октября 1896 в Екатеринославле среднезажиточной семье, владели фабрикой. Иx предки жили в городе Лодзь, до разрешения императрицы Екатерины, после чего перебрались в Россию. Будучи студенткой влюбляется в будущего отца Галича – Арона Гинсбурга, происxодившего из бедной семьи, занимался врачебной практикой, после стал учиться на экономиста. Дед, Самуил Гинзбург, был известным в городе педиатром, за что был награжден дворянским титулом; дядя – литературовед Лев Самойлович Гинзбург (1879-1933) Младший брат – кинооператор Валерий Гинзбург. Жила семья в доме № 74 по улице Казачьей (ныне ул. Комсомольская), возведённом в 1911 году силами самих жильцов (Екатеринославским домостроительным обществом, первым в городе жилищным кооперативом). Младший брат – кинооператор Валерий Гинзбург.
Гинзбурги по причине Великой Отечественной войны временно проживали в Ташкенте.
В Москве Галич окончил школу 24 БОНО (ныне № 1227).
Первая публикация – стихотворение «Мир в рупоре» (Пионерская правда. 1932. 23 мая, за подписью Александр Гинзбург).
После девятого класса Галич почти одновременно поступил в Литературный институт им. А. М. Горького и в Оперно-драматическую студию К. С. Станиславского, ставшую последним курсом Станиславского, который он не успел выпустить. Литературный институт вскоре бросил, а через три года оставил и Оперно-драматическую студию. Он перешёл в Театр-студию А. Н. Арбузова и В. Н. Плучека (1939). В феврале 1940 года студия дебютировала спектаклем «Город на заре» с коллективным авторством. Одним из авторов пьесы стал Галич. Это был его дебют в драматургии. Для этой пьесы и спектакля он также написал песни. В спектакле он исполнял роль комсорга стройки Л. Борщаговского.
Когда началась война, Галича призвали в армию. Но медицинская комиссия обнаружила у него врождённый порок сердца и освободила от службы. Галич устроился в геологоразведочную партию и отправился на юг. На юге, в г. Грозный, он попал в местный драмтеатр, в котором и работал до декабря 1941 года. Отсюда Галич уехал в Ташкент, где Арбузов начал формировать театральную группу из своих бывших студийцев.
В Ташкенте Галич знакомится с актрисой Валентиной Дмитриевной Архангельской (20.08.1919 – 28.12.1999), младшей сестрой композитора и дирижёра Ростислава Дмитриевича Архангельского (1918-2006), брак с которой был зарегистрирован в 1942 году, после возвращения в Москву.
мая 1943 года у них родилась дочь Александра (Алёна).
В 1945 году Валентина Архангельская получает место ведущей актрисы в Иркутском Драматическом театре и уезжает из Москвы. Это со временем приводит их к разводу.
В 1947 году Галич женится на Ангелине Николаевне Шекрот (Прохоровой).
сентября 1967 года у него вне брака рождается сын Григорий, получивший фамилию матери Михнов-Войтенко (Софья Михнова-Войтенко, -1973, в то время жена журналиста и историка радио Александра Шереля, художник по костюмам киностудии имени Горького, ранее была замужем за художником-нонконформистом Евгением Михновым-Войтенко).
В марте 1968 года в Академгородке Новосибирска прошёл фестиваль авторской песни, проведённый клубом «Под интегралом». На этом фестивале состоялся единственный публичный концерт Александра Галича в СССР, где он в том числе исполнил свою песню «Памяти Б. Л. Пастернака»[4].
В 1969 году в «антисоветском» зарубежном издательстве «Посев» вышла первая книга его песен. Именно это и послужило причиной его последующего исключения из Союза писателей СССР (1971), Союза кинематографистов СССР и даже из Литфонда (1972). Запрещена пьеса «Матросская тишина» (1957), открыта травля в печати, прекращены публикации в официальной прессе (1968, за участие в Фестивале бардов в Новосибирске).
Член-корреспондент диссидентского Комитета прав человека в СССР (1970-1973). Участник петиционных компаний.
В 1973 году крещён в Православной Церкви отцом Александром Менем. Крёстным отцом Галича стал композитор Николай Каретников. [1]
В 1971 году Галич был исключён из Союза писателей СССР, членом которого он был с 1955 года (этому событию посвящена песня «От беды моей пустяковой…»), а в 1972 году – из Союза кинематографистов, в котором он состоял с 1958 года. В 1972 году, после третьего инфаркта, Галич получил вторую группу инвалидности и пенсию в 54 рубля в месяц.
В июне 1974 года Галич был вынужден эмигрировать. О деталях источники расходятся. По одной версии, он номинально выехал в Норвегию для участия в семинаре по творчеству К. С. Станиславского, но сразу после пересечения границы был лишён советского гражданства. По другой – эмигрировал по т. н. «израильской визе».
октября 1974 года постановлением Главлита по согласованию с ЦК КПСС все его ранее изданные произведения были запрещены в СССР.
Первым его пристанищем за рубежом стала Норвегия, затем он переехал в Мюнхен, где некоторое время работал на американской радиостанции «Свобода», стал членом НТС. Потом Галич поселился и жил в Париже.
декабря 1977 года, около 14:00, в результате несчастного случая, на 60-м году жизни А. Галич трагически погиб от удара электрическим током при подключении антенны к телевизору.
Существуют версии, что это было тщательно спланированное и заранее подготовленное убийство, причём о том, кто именно убил Галича, они разнятся до противоположности: по одним[2], Галича убили агенты КГБ, мстившие ему за антисоветскую деятельность; по другим – агенты ЦРУ, боявшиеся, что Галич из-за ностальгии вернётся в СССР и этим подорвёт имидж радио «Свобода» (якобы для переговоров с ним уже выехал агент КГБ). Между тем, парижские знакомые Галича (Владимир Максимов, Василий Бетаки) заявляли, что причиной его смерти стал именно несчастный случай:
«Я, Василий Бетаки, пришёл вместе с В. Максимовым, редактором журнала «Континент», в квартиру Галича минут через 20 после его смерти. В квартире были пожарные и врач. Врач показал мне и В. Максимову чёрные полосы на руках от антенны (двурогой), которую Галич стал поправлять, предварительно воткнув её вилку в гнездо под напряжением, причём он не заметил нужного гнезда и, чтобы воткнуть антенну, он плоскогубцами сдавил контакты вилки и таким образом воткнул вилку в запрещённое для неё гнездо. Таков был вывод врача-реаниматора. Все прочие утверждения о причине смерти А. А. Галича, на мой взгляд, являются домыслами.»
На следующий день после кончины Галича два московских театра – на Таганке и «Современник» – в антрактах провели митинги его памяти. В Театре Сатиры после окончания спектакля был устроен поминальный вечер; стихи Галича читал Александр Ширвиндт.
Александр Аркадьевич Галич был похоронен 22 декабря 1977 года, недалеко от Парижа, на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа (фр. cimetière communal de Sainte-Geneviève-des-Bois). Год рождения поэта на плите указан ошибочный – 1919.
мая 1988 года по ходатайству дочери поэта, Алёны Архангельской, Александра Галича восстановили в Союзе кинематографистов СССР, а 15 мая 1988 года – в Союзе писателей СССР. Летом 1993 года Александру Галичу было возвращено российское гражданство. Позднее на доме в Москве, где он жил, была открыта мемориальная доска. [3]
Первое впечатление от прочитанного стихотворения
Впервые я коснулась творчества Александра Галича в этом году, этот поэт мне понравился своими искренними текстами.
Он по своей национальности еврей и жил в то время, когда евреев ссылали в лагеря и безжалостно убивали. И хотя его семья не относилась к числу тех евреев, которые попали под уничтожение, как расы не достойной, в его творчестве имеют место произведения, касающиеся этой темы.
Прочитав немало произведений Галича, остановила свой выбор именно на стихотворении «Поезд». Оно привлекло меня болью, которая сокрыта в строках, сожалением, грустью об невинно казненных людях. Ведь я люблю справедливость и всегда стараюсь искать ее там, даже если это невозможно, хранящий надежду, всегда обретет желанное. Так же как Галич в этом стихотворении ищет надежду на справедливость, но, к сожалению, на тот момент справедливости было трудно добиться, возможно я смогу поставить это произведение с немного иным концом и в моей работе справедливость не умрет в Освенциме, она продолжит свой путь туда, где есть место всем.
Эпоха в искусстве и культуре
В обширном и разнообразном литературном наследии Александра Галича еврейская тема занимает сравнительно скромное место. Произведения, ей посвященные, можно пересчитать чуть ли ни на пальцах одной руки: «Кадиш», «Матросская тишина», «Поезд», «Генеральная репетиция», несколько стихотворений – вот, кажется, и все.
Однако в искусстве количественные показатели стоят немногого. Поэтому данная сторона творчества А.Галича заслуживает внимания, особенно, в связи с трансформацией его взглядов на проблему «Евреи в условиях советской (или, если угодно, враждебной им) действительности».
Галич долгое время рассматривал судьбу советских евреев как один из эпизодов трагедии советских народов, образующих, по определению партийных идеологов, новую историческую формацию – «советский народ». И ему казалось, что существуют пути, позволяющие евреям сравняться с прочими народами в общем горе и общей радости.
Чашу депортации, которая якобы предназначалась евреям в 1953 году, уже успели испить сполна и крымские татары, и немцы Поволжья, и чеченцы, и калмыки, и турки-месхитинцы… Может быть, поэтому для Галича не существовало проблемы «евреи и не евреи», а было зловещее противопоставление «народ и власть». В его представлении люди всех национальностей и вер были равными в общем горе и бесправии, и поэтому в этих мартенах должно было выплавляться общечеловеческое братство. И минуло немало лет прежде, чем Галич прозрел окончательно: «Перефразируя известные слова Оруэлла из ‘Скотского хутора’, можно сказать – все граждане Советского Союза неравны, а евреи неравнее других!», и что эти «все» совсем не жаждут сравняться с евреями в общем неравенстве. Но это, повторяю, дело будущего, а пока он полон интернационального задора».
В стихотворении «Поезд», посвященный памяти С.Михоэлсаникак не просматривается чисто еврейская тема. Только ли евреев уничтожали в Освенциме? Наоборот, четко указано: «А как наши судьбы – как будто похожи – и на гору вместе, и вместе с откоса!». Именно в таком сближении судеб и страданий видел Галич путь очищения и совершенствования человеческих душ.
Несмотря на язвительность, иронию и сарказм своих песен, Галич следует в них традициям русской классической литературы, исповедующей сострадание к «маленькому человеку», угнетенному враждебной ему социальной средой. Это и станционные смотрители Пушкина и Некрасова, и Акакий Акакиевич Гоголя, и бесприданница Островского, и Сонечка Мармеладова Достоевского… Всех не перечислить, ибо имя им – легион. Прямыми их наследниками являются герои и героини Галича, оскорбленные, униженные, обманутые, ограбленные, брошенные в Гулаг, а то и уничтоженные. Среди них и преданная мужем Тонечка, и «папенька», повесившийся от беспросветной нужды и отчаяния, и шофер, потерявший любимого начальника, и маляры, потрясенные коварством теории относительности. И даже те, кто вроде бы благополучно мутировал, приспособившись к условиям развитого социализма.
Идейно-тематический анализ стихотворения и событийный ряд
стихотворение галич поезд режиссерский
Тема: сострадание к «маленькому человеку», угнетенному враждебной ему социальной средой
Идея: совершенствование человеческих душ в сближении судеб
Исходное событие – массовые репрессии евреев
Центральное событие – поезд уходит в Освенцим
Финальное событие – отсутствие борьбы за жизнь
Главное событие – сходство душ, попавших под гнет власти
Стихотворение
Памяти С.М. Михоэлса
Ни гневом, ни порицаньем
Давно уж мы не бряцаем:
Здороваемся с подлецами,
Раскланиваемся с полицаем.
Не рвемся ни в бой, ни в поиск –
Все праведно, все душевно…
Но помни: отходит поезд!
Ты слышишь? Уходит поезд
Сегодня и ежедневно.
А мы балагурим, а мы куролесим,
Нам недругов лесть, как вода из колодца!
А где-то по рельсам, по рельсам, по рельсам –
Колеса, колеса, колеса, колеса…
Такой у нас нрав спокойный,
Что без никаких стараний
Нам кажется путь окольный
Кратчайшим из расстояний.
Оплачен страховки полис,
Готовит обед царевна…
Но помни: отходит поезд,
Ты слышишь?! Уходит поезд
Сегодня и ежедневно.
Мы пол отциклюем, мы шторки повесим,
Чтоб нашему раю – ни краю, ни сноса.
А где-то по рельсам, по рельсам, по рельсам –
Колеса, колеса, колеса, колеса…
От скорости века в сонности
Живем мы, в живых не значась…
Непротивление совести –
Удобнейшее из чудачеств!
И только порой под сердцем
Кольнет тоскливо и гневно:
Уходит наш поезд в Освенцим!
Наш поезд уходит в Освенцим
Сегодня и ежедневно!
А как наши судьбы – как будто похожи:
И на гору вместе, и вместе с откоса!
Но вечно – по рельсам, по сердце, по коже –
Колеса, колеса, колеса, колеса!
Работа над стихотворением
Выбрала произведение «Поезд» А. Галича давно, но никак не могла преступить к работе над ним, так как была обременена другими заданиями.
И вот наконец принялась разбираться в стихотворении. Его тема меня тронула до глубины души, так как в этом жестоком мире простой человек не имеет право голоса, не смотря на демократию. Финал стиха меня расстраивает, и я желаю его немного изменить в своем действенном показе произведения. Возможно, у меня получится показать борьбу «маленького человека» с большим миром, с властью, и поезд пусть и уйдет в Освенцим, но уже совершенно с другим грузом.
Сложность в разработке рисунков на площадке, ведь просто показать бытовые действия – это не режиссура, поэтому пришлось подумать над этим, чтобы родилось креативное решение действий.
Так как образ у меня поезд, предметом стоило бы взять планки, чтобы делать рельсы, однако рельсы у меня будут люди и действием попытаюсь это показать.
В целом, надеюсь показать и донести зрителю, то что чувствую я от прочтения этого стихотворения.
Действенный анализ стихотворения
ФразаДействие (что делают?)Цель (для чего?)Приспособление (как?)Ни гневом, ни порицаньем Давно уж мы не бряцаем: Здороваемся с подлецами, Раскланиваемся с полицаем.Подходят, пожимают друг другу руки, поворачиваются и якобы ломают шею предыдущему партнеру, те падаютПоздороваться, Показать не способность избежать смертиЗа руки, Берут за голову и делают резкий поворот рукамиНе рвемся ни в бой, ни в поиск – Все праведно, все душевно… Но помни: отходит поезд! Ты слышишь? Уходит поезд Сегодня и ежедневно.Те, кто падал встают, и последний, сталкивает всех в поезд, затем делают движение тягового дышлаПоказать приближение страшной ссылкиИдя спиной назад, руками, с резким выбросом в сторону и возвратом назадА мы балагурим, а мы куролесим, Нам недругов лесть, как вода из колодца! А где-то по рельсам, по рельсам, по рельсам – Колеса, колеса, колеса, колеса…Передают коробки спичек друг другу, перестраиваются, делают припаданияПоказать, что люди пытались выжить под гнетом власти и запретовЯкобы незаметно, за спиной, до-за-доТакой у нас нрав спокойный, Что без никаких стараний Нам кажется путь окольный Кратчайшим из расстояний.Закручиваются в улитку и в промежутки выходят наружуОплачен страховки полис, Готовит обед царевна…Собирают урожай, военные все забираютПоказать насилие, над народомНо помни: отходит поезд, Ты слышишь?! Уходит поезд Сегодня и ежедневно.делают движение тягового дышлаПоказать приближение неминуемой гибели евреевруками, с резким выбросом в сторону и возвратом назадМы пол отциклюем, мы шторки повесим, Чтоб нашему раю – ни краю, ни сноса.Берутся за руки, выпады вперед в шахматном порядкеПоказать не унывный настрой еврейского народаА где-то по рельсам, по рельсам, по рельсам – Колеса, колеса, колеса, колеса…делают движение тягового дышларуками, с резким выбросом в сторону и возвратом назадОт скорости века в сонности Живем мы, в живых не значась… Непротивление совести – Удобнейшее из чудачеств!Поочередно снимают одежду и уходят за кулисыУходят на смертьСкладывая одежду в кучуИ только порой под сердцем Кольнет тоскливо и гневно: Уходит наш поезд в Освенцим! Наш поезд уходит в Освенцим Сегодня и ежедневно!Возвращаются назад, одеваются, делают движение тягового дышлаПоказать протест властямКак на перемотке, возвращаются спиной, одеваются в той же последовательности, только с последнего к первомуА как наши судьбы – как будто похожи: И на гору вместе, и вместе с откоса!Один подходит к полицейскому и опускает его руку, делают зеркальные движения, полицейский снимает одежду, но один из евреев, останавливает егоПоказать, что не только евреи могут попасть в Освенцим, а любой кто пойдет против власти.Но вечно – по рельсам, по сердце, по коже – Колеса, колеса, колеса, колеса!делают движение тягового дышла, затем останавливаются и якобы провожают взглядом поездПоказать, что поезд ушел пустой, главное сплотиться и выступить противруками, с резким выбросом в сторону и возвратом назад
Образное решение стихотворения
Долгое время раздумывала, каким же сделать образное решение стихотворения, и решила, что это будет живой поезд, в прямом смысле этого слова, ведь поездом будут люди. А предметом изначально думала взять деревянные планки, но потом решила, что руки, будут органичнее смотреться в движении «поезда», который должен приехать в Освенцим пустой, по моей задумке.
Ведь мы не вправе менять текст, но что может быть после, можем и даже должны видеть, как будущие режиссеры.
Костюмы
Купальники и черные брюки, поверх будет белая рубашка.
Черная форма, как символ ничтожного, грязного человека, а рубашка, то светлое, что есть в каждом, но что они должны отдать, и когда люди снимут рубашки, перед казнью, они лишаются своей души, но вернувшись, они забирают свою душу, право на жизнь и доказывают власти, которая посчитала их недостойными существовать в одном мире со всеми, что они такие же люди, наделены общими правами и в случае унижения могут дать отпор.
Реквизит
Я решила не использовать реквизит, так как даже поезд у меня состоит из людей.
Список литературы
1.Абельская Р. Ш. Он понял правду как служение (А. Галич о предназначении поэта) // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. – 2009. – № 4 (68). – С. 175-182.
.Аронов Михаил. Александр Галич. Полная биография. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Новое литературное обозрение, 2012. – 880 с. – (Критика и эссеистика). – 2000 экз. – ISBN 978-5-86793-931-1.
.Алёна Архангельская-Галич. Я помню всех, кто отвернулся от папы
.Валентин Глазков воспоминания о первом фестивале самодеятельной песни в Новосибирском Академгородке
.Гавдис, С. И. Основы сценарного мастерства. Учебное пособие для студентов специальности 070209 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» /С. И. Гавдис. – Орёл: ОГИИК, Полиграфическая фирма «Картуш», 2005
.Евангелие как держава. Памяти Александра Галича
.«Комсомольская правда», 2006, 27 октября. – С. 19, 22.
.Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #118809008 // Общий нормативный контроль – 2012-2016.
.Эфир с М. Шемякиным на Финам-ФМ 4.09.2012