- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 41,21 Кб
Религии народов России
Министерство образования Р.Ф.
МОУ СОШ №19
Религии народов России
Работу выполнил
Ученик 9в класса
Солдатов Николай Михайлович
Руководитель
Кочеткова Наталья Львовна
г.Ковров
г.
План
I.Вступление.
II.Религии народов России.
)Рождение веры,
)Буддизм – самая древняя мировая религия.
а) Ранне – буддистские предания.
б) Ранне – буддийские общины.
в) Распространение буддизма.
г) Историческая оценка буддизма.
д) Буддизм в России.
)Христианство – самая распространенная религия.
а) Христианство. Краткий очерк.
б) Православие.
в) Католичество.
г) Протестантство.
д) Христианство в политике России.
) Ислам.
а) Зарождение ислама.
б) Догматика ислама.
в) Распространение ислама.
г) Ислам в России.
III.Заключение.
I. ВСТУПЛЕНИЕ
К концу второго тысячелетия современной цивилизации все пять миллиардов живущих на земле людей верят. Одни верят в Бога, другие – в то, что Его нет; вера часто является мировоззрением человека, его жизненной позицией, убеждением, этическим и нравственным правилом, нормой и обычаем, по которым – точнее, внутри которых – он живёт: действует, мыслит и чувствует.
Я выбрал тему Религии народов России, потому что хотел больше узнать о сути каждого из основных религиозных направлений. А в частности о буддизме, христианстве и исламе.
Я поставил перед собой задачи:
) узнать – когда возникли ,
) как распространялись религиозные вероучения,
) сколько верующих исповедуют ту или иную религию,
) какие священные книги существуют, каково их содержание.
Мною были использованы методы: описательные, картографический, сравнения, анализа.
Работа написана на стыке наук: географии, философии, истории, обществознания, религиозных вероучений.
Актуальность этой темы состоит в том, что поскольку жизнь в современном обществе становится все сложнее, многие люди ищут спасения в религии, верующих становится все больше и различные религиозные направления охватывают все большие территории страны, поэтому, я считаю, что эта тема интересна для исследования.
II. РЕЛИГИИ НАРОДОВ РОССИИ
1) Рождение веры
Вера – универсальное свойство человеческой природы. Современная наука полагает, что человек разумный появился 30-40 тыс. лет назад. Примерно к тому же времени относятся обнаруженные учёными наскальные рисунки и предметы быта, уже подразумевающие существование веры.
Конечно, этих находок явно недостаточно, чтобы ответить на вопрос, во что именно верили наши далёкие предки, но с их помощью можно попытаться представить, как и почему рождалась вера вообще.
Несомненно, человек – часть природы. Одни и те же химические элементы слагают его тело и тела животных, деревья, воды Мирового океана, горные породы. Человек связан с окружающим миром такими крепчайшими канатами, как воздух, вода, пища, солнечный свет, необходимые для поддержания жизни. Человек участвует в вечном круговороте вещества в природе, и древний человек чувствовал это острее и чётче, чем современный. Это ощущение сохранено им даже в языке: например, по-русски рождающая земля – природа; земля, на которой родились и умерли предки, – родина; люди, живущие на ней, – народ. Люди рождаются, дают жизнь новым поколениям, а потом умирают, и тела их разрушаются, переходят из живого в неживое – так же, как звери, птицы, деревья и травы.
Но человек обладает сознанием, поэтому он – не только природное существо. Стать человеком – значит обрести способность осознавать себя, т. е. видеть и чувствовать не только свою причастность этому миру, но и особенность, уникальность своего положения в нём. Сознание человека – это знание, разделённое с другими людьми, совместное понимание мира и места человека в нём. Очень важна здесь эта частичка со-. Опыта одного человека явно недостаточно, чтобы понять мир. Ребёнок учится, чтобы усвоить знания предыдущих поколений, и чем старше общество, тем дольше длится обучение. Необходимость трудиться сообща вынуждает перенимать опыт других и передавать свой, а тем самым – и обобщать его. Так в человеческом сообществе возникает обобщённое представление о мире. Другими словами, все люди, составляющие данное общество, знают о мире примерно одно и то же, потому что доверяют опыту соплеменников – прошлому и настоящему. Вот почему вера – это коллективное представление о мире.
Сознание – вот тот рубеж, то великое свойство, которое создало парадокс человека. Человек для природы – свой, во многом он живёт по её законам и подчиняется им. Во многом, но не во всём. Человек для природы – чужой, его сущность не сводима к одним только природным законам. Он способен обобщать, анализировать, находить закономерности, чувствовать красоту, искать смысл и цель существования – как собственного, так и всего мира. Он создаёт вокруг себя то, чему нет аналогов в природном мире, – мир человеческой культуры.
Наблюдая и осмысливая окружающий мир и себя в нём, человек понял, что его окружает не хаос, а упорядоченное мироздание, подчиняющееся так называемым законам природы. Не требовалось особой проницательности, чтобы понять: изменить эти законы, установить другие человек не в силах. Лучшие умы во все времена бились над попыткой разгадать тайну и смысл жизни на земле, отыскать ту безликую, таинственную силу, которая обнаруживает своё присутствие в мире через связь вещей и явлений; именно она выделила человека из природного мира. Для обозначения этой силы человек придумал тысячи имён, но суть их одна – это Бог.
Для общения с незримым миром человек прибегает к помощи посредника – предмета, символа, наделённого особым свойством – служить вместилищем незримой силы. Каменные, костяные, деревянные идолы, грубые и примитивные, становятся условными знаками, обозначая то, что иначе не может быть выражено. Важна не форма идола, важно содержание, которое видит в нём человек.
Так, древние греки поклонялись грубому, суковатому полену, олицетворявшему одну из богинь. Древние египтяне чтили могущественную богиню Бастет в образе кошки. Современное африканское племя, открытое сравнительно недавно, поклонялось пропеллеру самолёта, упавшего однажды с неба на их земли. Для этих людей пропеллер олицетворял невообразимую мощь, позволяющую чему-то огромному летать как птица и, наверное, способную творить и другие чудеса.
Символом родства человека с природным миром выступает тотем. У многих народов существует сложная система связей с теми или иными животными, считающимися предками или покровителями человека или коллективными предками рода.
Отделённость человека от природного мира подчёркивает система табу – запретов, имеющих смысл только для человека. Для животного нет, и не может быть табу – его поведение целиком диктуется целесообразным, рациональным. Только человек способен оперировать иррациональными категориями. Правда, из-за того, что сейчас невозможно с достоверностью реконструировать мировоззрение древнего человека, нельзя утверждать и полную иррациональность многих табу.
Некоторые из них выглядят вполне рациональными. Например, табу на употребление в пищу тотема. Если тотем рода – кенгуру, то кенгуру есть нельзя. Но вот как могло возникнуть табу, запрещающее встречу женщины в период беременности с братом мужа, можно только догадываться.
Если незримая сила может сконцентрироваться в каком-либо предмете, то достаточно стать обладателем этого предмета, чтобы приобрести дополнительные возможности. Так появляется фетиш, или амулет, – предмет произвольной природы и формы (необычный камень, лапка убитого зверя, перо птицы), способный охранять обладателя от опасностей и бед и приносить ему удачу. Если беда всё же приключалась, значит, амулет утратил силу или перестал покровительствовать хозяину.
Истинного облика Бога не ведал никто, и это понятно: Бог невмещаем человеческим сознанием, иначе Он не был бы Богом. От Него люди получали этические законы, правила жизни, и никакой другой логикой, кроме божественной, эти правила не могли быть объяснены.
Наиболее показательна в этом отношении священная история еврейского народа. С точки зрения обычной истории заповеди, данные Богом Моисею на горе Синай, не имели смысла. Они могли исходить только от того, кому известен ход событий до самых отдалённых во времени пределов, кому известен смысл существования человека.
Из трёх обстоятельств – божественной воли, культурных традиций конкретного народа и особенностей мышления конкретного человека – складывается всё многообразие религиозного опыта человечества. Вера принимает самые различные формы, эти-то формы и называются религией. В индуизме – тысячи богов, в иудаизме – один, но в основе и той и другой религии лежит вера. И это позволяет предположить, что внешние разнообразие и пестрота культов, обрядов, философий многочисленных религиозных систем опираются на некоторые общие мировоззренческие представления.
Каким же предстаёт мир в религиозном сознании?
Прежде всего, религиозному сознанию ведомы цель и смысл существования мира и человека в нём – в пределах конкретной мировоззренческой картины. Основу этой картины в свою очередь составляет представление о существовании двух (или более) миров: мира зримого, земного, человеческого и мира незримого, духовного, божественного. У каждого из этих миров есть своя история, свои законы, и в каждом из них действуют люди или другие сущности, и каждый имеет свое символическое выражение.
Практически все религии сходятся на том, что нынешнее состояние мира и самого человека ненормально, человек должен быть спасён. Спасён от чего? Спасать тело бессмысленно, поскольку весь опыт человечества говорит о том, что тело умрёт. Но зачем же тогда живёт человек и как находит он силы жить, зная о конце, которого не избежать? Многие религии учат, что земная жизнь человека есть жизнь временная. Одни религии воспринимают её как страдание и соответственно учат спасению от жизни, другие учат спасению от смерти, но смерти куда более серьезной, чем смерть тела, – от смерти души. Представление о душе, дарованной Богом, о её бессмертии, о том, что духовное совершенствование важнее мирских забот, – основная составляющая часть многих религий.
Наличие многих религий неизбежно приводит к вопросу о том, какая же из них истинна. Ведь Истина должна быть одна, а религий – много. Не значит ли это, что верна лишь одна из них, а другие – вредны и ложны? Для исповедующих любую веру естественно считать свою религию единственно верной, а все прочие – неистинными, не ведущими к подлинному спасению.
Одним из инструментов отыскания истины человечество привыкло считать науку, однако вопрос об истинной вере оказывается вне её компетенции. Цели и задачи науки – другие. Её методы разрабатывались для познания зримого мира и применимы к объектам любой степени сложности, но всё же менее сложным, чем человек.
Можно предположить, например, что каждая из религий содержит какую-то часть единой Истины, и если объединить их, то удастся получить удовлетворяющую всех, одну-единственную, истинную религию. Попытки создать такую синкретическую (от греч. соединение) религию предпринимались, но приводили к парадоксу: созданное таким образом учение оказывалось меньше и мельче, чем религии, из фрагментов которых оно составлялось. Экуменическое движение, стремящееся объединить хотя бы разные направления христианства, также пока не достигло своей цели. Вопрос о соотношении истинного и ложного в различных религиях один из сложнейших. Попытаемся очертить некоторые подходы к его решению.
Первый из них заключается в том, что ни одно из великих вероучений не может быть совершенно ложным, иначе оно не смогло бы развиться в религиозные представления, существующие веками и тысячелетиями. Вместе с тем абсолютная истина никак не может стать достоянием человека просто потому, что ни один человек не является всеведущим. Не является всеведущей и какая-либо религия или церковь. Поэтому говорить можно лишь о степени истинности той или иной религии, т. е. о ступенях восхождения к абсолютной истине, а также о том, что каждая религия отражает ту или иную грань (или несколько граней) абсолютной истины, практически бесконечно многогранной.
Один из способов снятия противоречий, существующих между различными религиями, предлагает русский религиозный мистик Даниил Андреев. Он рассматривает в качестве примера одно из основных противоречий между исламом и христианством. Как известно, ислам – строго монотеистическая религия. Ислам отрицает христианский догмат о Троице, то есть о троичности Бога, поскольку духовный опыт основателя ислама пророка Мухаммада не подтверждает этого догмата. Д. Андреев пишет: …ничей вообще опыт не может содержать подтверждение всех истинных идей, возникших ранее, в ходе коллективного человеческого богопознания и миропознания. Всякий личный опыт ограничен; только премудрость Всеведущего охватывает всю сумму истин „в себе". Поэтому то обстоятельство, что Мухаммад не пережил своим духовным опытом ничего, подтверждающего тезис Троичности, само по себе никак не должно служить аргументом для опровержения этой идеи, даже в глазах ортодоксальных мусульман. Вместо формулы: „Пророк, познав совершенное единство Божие, убедился в ложности учения о Троице", следует, по справедливости, формулировать так: „Пророк, познав совершенное единство Божие, не получил, однако, указаний на Троичность Единого".
Но понять причины возникновения противоречий – не значит уничтожить их, приведя все религии к некоему общему знаменателю. По-прежнему для мусульманина Бог один, и этот Бог – Аллах, а Иисус – только человек, один из многих пророков – как и для иудея. Христианин же верит, что Иисус Христос – Сам воплотившийся Бог. Христиане верят, что человеку положено однажды умереть, а потом – Суд, индуисты и буддисты говорят о длинной цепи перерождений каждой души.
Обратимся ещё раз к тем факторам, которые влияют на формирование конкретной религии. Бог говорит с каждым народом на его собственном языке – на языке культурных традиций народа, особенностей его национального характера, способа мышления и богопознания. Душа народа – тайна не меньшая, чем душа и личность того пророка или просветлённого, который передал своему народу божественное откровение. И третья, самая непостижимая тайна – воля Бога, открывающего Себя человеку.
Невозможно даже в краткой форме изложить все фрагменты истории развития той или иной религии: религиозные войны, крестовые походы, межрелигиозная вражда – всё это дела и стремления человеческие, а прикрываются они священными символами или просто красными или чёрными знаменами – к вопросам веры это отношения не имеет. Неразрешимая задача найти аргументы в пользу той или иной религии. Однако нет, не было и не будет на земле народа, представители которого не задавали бы себе вопросов:
Кто мы?,
Откуда и куда мы идём?,
Где наш дом?.
Возможные ответы содержат национальные и мировые религии. И каждый должен сам решить, насколько эти ответы полны и убедительны.
2) БУДДИЗМ – САМАЯ ДРЕВНЯЯ МИРОВАЯ РЕЛИГИЯ
Мировые религии (буддизм, христианство, ислам) представляют собой сравнительно позднее и своеобразное явление в истории религии. Вместе с ними впервые в истории человечества возникла вероисповедная связь людей отдельно от этнической, языковой, политической связи. Люди стали объединятся между собой как единоверцы, независимо от местонахождения и языка, страны, подданства. Возникновение и распространение «мировых» религий было вызвано каждый раз очень редким стечением исторических условий.
Буддизм – самая ранняя по времени появления из «мировых» религий – играл и играет в истории народов Азии очень крупную роль, во многом аналогичную той, какая была суждена христианству в Европе, исламу на Ближнем и Среднем Востоке и в Северной Африке.
Происхождение буддизма покрыто мраком. Письменных источников непосредственно от эпохи его зарождения не сохранилось, возможно, что их и не было.
а)Ранне – буддистские предания
Согласно ранним преданиям буддистов – Палийскому канону, основатель этой религии был сыном царя одного из небольших северо-индийских государств. Он происходил из рода Шакья. Его звали Сиддартха, – позже он был больше известен под именем Гаутамы. Отец Сиддартхи окружил любимого сына с самого детства необычайной роскошью, тщательно устранил из его жизни все, что могло бы его опечалить. Молодой царевич не видел вокруг себя и не знал ничего мрачного, тяжелого, безобразного; он даже не подозревал, что в жизни есть страдание, нужда, болезнь, дряхлость и смерть. Никогда не выходя за пределы своего блестящего и прекрасного дворца и сада, Сиддартха проводил все свое время в развлечениях, пирах и праздниках. Он жениля на любимой женщине, и у него родился сын. Но тем сильнее подействовало на его впечатлительный ум первое же соприкосновение с грубой и неприглядной действительностью. Толчком к душевному перевороту послужили для царя четыре встречи: ему попались на глаза дряхлый старик, жестоко страдающий больной, затем покойник, которого несли хоронить, и Сиддартха впервые узнал, что болезнь, старость и смерть – удел всех людей; наконец, он встретился с нищим монахом, добровольно отрекшимся от роскоши и наслаждений и нашедшим в аскетизме душевный покой, и решил последовать этому примеру.
Сиддартха тайно покидает дворец и семью. Отказавшись от богатства и власти, он становится отшельником. Семь лет он проводит в лесу, занимаясь добровольным самоистязанием, чтобы достигнуть душевного покоя и достичь познания истины. Но все это не принесло молодому отшельнику удовлетворения. Он понял, что не в этом правильный путь спасения. По преданию, однажды ночью, сидя под деревом и погрузившись в глубокие мысли, Гаутама внезапно достигает «просветления». Ему открывается вся истина. С этого момента он становится Буддой – Просветленным.
Гуутама пришел к убеждению, что обе крайности – и жизнь полная удовольствий, и жизнь добровольных страданий – равно далеки от правильного пути. Правильный путь лежит посередине.
б)Ранне-буддистские общины
Строгость практических моральных предписаний раннего буддизма требовала от последователей этого учения монашеского образа жизни. И в самом деле, ранние буддистские общины представляли собой братства нищенствуих монахов и монахинь. В них принимались люди разных каст, однако не все: туда не принимали рабов, солдат, преступников, должников; не принимали никого против воли родителей. Монашеский устав был строгий: члены общины не могли иметь никакого имущества, кроме простой одежды желтого цвета (желтый цвет был в Индии присвоен низшим кастам), они жили подаянием, ели один раз в день перед заходом солнца, давали обет безбрачия и т. д. Но не все последователи Будды могли или соглашались обречь себя на такие лишения; большинство из них предпочитало оставаться в миру. Такие мирские приверженцы буддизма, то есть «почитатели», должны были соблюдать только минимальные пять запретов и сверх того делать пожертвования в пользу монашеской общины. Буддистское вероучение не только допускало существование таких мирских последователей Будды, но они были даже необходимы для буддистских общин, так как иначе им нечем было бы жить – ведь монахи сами не работали и кормились только подаянием.
в)Распространение буддизма
Проповедь новой религии имела широкий успех в Индии. Она отвечала потребностям разных слоев населения. Для городских классов буддизм был оружием борьбы против аристократии и ее привилегий. Угнетенным народным массам, не видевшим никакого выхода из нужды и бедствий, буддистское учение указывало какой – то путь к избавлению от них. Члены низших бесправных каст, вступая в буддистскую монашескую общину, приобретали некоторые человеческие права: к ним там относились как к равным. Это учение не требовало дорогостоящих жертвоприношений, сложных и обременительных обрядов. К этому надо прибавить, что Гаутама – Будда и его ученики проповедовали народу на понятном разговорном языке.
Широкому распространению буддистского учения содействовала так же хорошая организация монашеских общин. В них господствовали строгая дисциплина, повиновение старшим.
Однако, около I века н. э. произошел самый глубокий раскол в учении буддизма, когда он распался на два течения: Хинаяну (малая колесница, узкий путь к спасению) и Махаяну (большая колесница, широкий путь к спасению). Сторонники Хинаяны стояли за строгое соблюдение устава, придерживались догматов первоначального буддизма. Сторонники Махаяны, напротив, во многом далеко отходили от учения Гаутамы.
Распространение буддизма шло рука об руку с влиянием индийской культуры, с расширением индийской торговли. Постепенно буддизм проник на Цейлон, Оттуда проповедники перенесли это учение на Бирму и Сиам (еще до V в. н. э.), на острова Индонезии (с V в. н. э.); в Индонезии буддизм продержался до XIV в., когда был вытеснен исламом (сейчас следы буддизма сохранились только на острове Бали). Во всех названных странах буддизм распространялся в хинаянистской форме; поэтому Хинаяна стала позже называться южным буддизмом. В Китае, напротив, хинаянистское вероучение, проникшее туда еще в I веке н. э., не удержалось, и позже, особенно с V века, в Китае получил господство уже махаянисткий буддизм. Из Китая буддизм проник в Корею, а оттуда в Японию. В Японии буддизм сохранился вплоть до наших дней.
Главной же страной, где наиболее пышным цветом распустилось учение Махаяны, был Тибет.
Для всего северного буддизма Тибет является метрополией, заветной страной. Лхаса – священный город, куда отовсюду стекаются паломники – буддисты. Большинство населения этого города составляют монахи. Тибетский язык является священным у всех северных буддистов.
Повседневный культ давно выродился в пустую формальность. Придается большое значение механическому повторению молитвенных формул.
Монахов в буддистских странах очень много. Есть обычай из каждой семьи посвящать в монахи (ламы) по крайней мере, одного мальчика. В Тибете число лам достигает четверти всего населения страны.
г) Историческая оценка буддизма
Общая оценка исторической роли буддизма не вызывает сомнений. Буддистское учение давало страдающему человеку какое-то утешение. Но это было иллюзорное утешение. С самого начала буддистское учение своей проповедью терпения и непротивления злу отвлекало людей от борьбы за лучшую жизнь. Впоследствии же буддизм выродился в систему глубокого обмана, шарлатанства, вымогательства, оглупления масс верующих. Проникая в отсталые страны – Тибет, Монголию, Бурятию, – буддизм, правда, нес с собою элементы культуры и образованности, прежде всего письменность, обрывки знаний, принесенные из Индии. Но образованность эта была только для немногих, для ламской аристократии. Собственно народу буддизм ничего не давал, кроме грубых суеверий. Несмотря на проповедь любви и благожелательности ко всем живым существам, буддизм никак не содействовал смягчению нравов.
д) Буддизм в России
Буддизм в России представлен ламаизмом (махаяна) относящийся к той ветви буддизма, которая шла из Индии через Тибет и Монголию и была распространена кроме тибетцев среди монголов, ойратов, бурят, а так же тувинцев. Около 400 лет назад появились первые буддийские монахи на территории современной Бурятии, затем в Туве, в конце 16 в. Благодаря монгольским ламам буддистами стали калмыки. В первые буддизм проник на территорию России в конце 16 – начале 17 в.в. в результате переселения в низовья Волги калмыков ( ойратов).
В 1741 г. Вышел указ императрицы Елизаветы Петровны об официальном признании буддизма в России и присвоение главе бурятского буддизма титула пандидо хамболамы. К концу 19 в. Буддизм в России представлял собой развитую религиозную систему . В бурятских аймаках в Восточной Сибири функционировало 48 монастырей и дацанов( 15 тыс. священнослужителей), в Калмыкии было 105 храмов и монастырей( 5200 служителей культа), а в Туве находилось 34 монастыря и хурэ (крупный храмовый комплекс с 4000 служителей). В 1915 г. В Санкт-Петербурге по инициативе известного буряцкого деятеля и дипломата, учителя Далай-ламы ХШ Агвана Доржиева был построен буддийский храм на средства, собранные дацанами и верующими из Бурятии и Монголии. В дореволюционной России государство старалось учитывать интересы и запросы народов, исповедующих буддизм : монахам позволялось отправляться на учебу в Тибет, строились новые храмы ( сумэ ) и монастыри ( дацаны ). В них создавались богословские и медицинские школы. Развивались книгопечатание, иконопись, культовое зодчество. Работали различные мастерские по обработке металла и дерева, шитью и вышивке, аппликации для художественного ламаистского культа. Ученые ламы имели возможность сдавать популярную религиозную литературу дидактического и художественного характера. Буддизм прочно вошел во все области жизни большей части монголо-язычного населения России. Он стал важным фактором формирования нравственности, народных обычаев и традиций.
В советское время буддизм, как и другие религии, понес невосполнимые потери. К концу 30-х годов в Калмыкии не осталось ни одного курула или молельного дома, в Бурятии были разрушены почти все дацаны, а в Туве не осталось ни одного храма (хурэ). Репрессии в отношении священнослужителей привели к исчезновению буддистской санхги (монашеской общины). Отдельные ламы, уцелевшие после всевозможных чисток и ссылок, отправляли службы нелегально. Ситуация изменилась лишь в конце Великой Отечественной войны. В 1946 возобновило свою деятельность Центральное духовное управление буддистов, учрежденное в 1922 . Резиденция ЦДУБ СССР в Иволгинском дацане близь Улан-Удэ. В 50-70-е годы устанавливаются международные связи с зарубежными буддистскими организациями многих стран, прежде всего Азии, а также Европы, США, Австралии. Значительные расширения этих связей отмечается в 80-е годы. В последние годы идет интенсивное строительство новых дацанов, храмов, реконструкции и восстановление старых. В столицах Калмыцкой и Тувинской республик службы проводятся в приспособленных для этого зданиях , а в крупных городах члены общин собираются в частных домах и квартирах. Во вновь открыты эгитуиский дацан, вернули всемирно известную святыню буддистского мира Задан Жу, которая многие годы хранилась в запасниках краеведческого музея. Во всех бурятских аймаках республики построены или строятся новые дацаны. Начал функционировать буддистский храм, построенный в 1915 в Санкт-Петербурге. С 1992 государство начало оказывать материальную помощь в восстановлении и реконструкции монастырей и храмов, являющихся памятниками национальной культуры. В столице Бурятии г. Улан-Удэ продолжается строительство буддистского комплекса. Значительным событием для буддистов России явился приезд в РФ в 1991 Его священства Далай-ламы ХIV Тензин гьяцо. Сегодня во всех крупных городах России созданы буддистские общины, общее количество которых достигает 150 . Всероссийской организацией является созданные в 1992 Всероссийский центр дальневосточного буддизма махаяны(ВЦДБМ, г. Ульяновск),
Объединяющий несколько буддистских общин, существующих в разных местах России. В 1991 создано Объединение буддистов Калмыкии (ОБК). Несколько общин крупных и мелких, действуют в Москве: Московская буддистская община традиции гелук, Центр Подмасамбхавы, Община «Русский национальный буддистический центр Ньингма», Московское объединение буддистов «Соломенная хижина», Московское объединение Бон – буддистов. В Санкт – Петербурге имеется до десяти буддистских общин: религиозное общество буддистов «Дацан Гунзэчайнэй», «Дзогчен – община Санкт – Петербурга», линии Намкхай Норбу ринпоче, Школа дзен, «Кван Ум» Санкт – Петербурга (южно-корейский буддийский орден Чоге), несколько общин объединены в «Санкт – Петербургский союз буддистов». Буддийские общины имеются так же в Анапе, Белгороде, Казани, Краснодаре, Ростове – на – Дону и других городах.
Часть общин создается при непосредственном участии известных буддийских проповедников, в т.ч. представителей тибетского буддизма, которые в последние годы стали часто посещать Россию. Их визиты организуются различными буддистскими организациями: обществами друзей Тибета, общинами, а так же журналом «Путь к себе». Они читают лекции по теории буддизма и проводят семинары – затворничества. Упорядочилась подготовка служителей культа. Образование будущие монахи получают в Высшем Буддийском институте в Монголии, Бурятии, а так же Тибета. Значительный размах получила издательская деятельность буддийских центров, объединений и общин России. Одно из наиболее известных буддийских изданий России – журнал «Буддизм в России», выходящий 2 раза в год в Санкт – Петербурге. Нерегулярно в Калмыкии выпускаются журналы «Мандала» и «Шамбала». Из других журналов следует отметить журналы «Путь к себе» (г. Москва), «Гаруда», философско-образовательный «Будда», «Мир Кагью», «Буддист», «Новости Тибета» (Тибетского культурного и информационного центра, г. Москва).
3) ХРИСТИАНСТВО – САМАЯ РАСПРОСТРАНЕННАЯ РЕЛИГИЯ
а) Христианство. Краткий очерк
Второй из мировых религий по времени возникновения было христианство, история которого теснейшим образом сплелась с историей народов, прежде всего Европы, а в дальнейшем и многих внеевропейских стран.
Сейчас христианство – самая распространенная религия на земном шаре: ее приверженцев свыше 900 млн. человек (главным образом в Европе и Америке). Однако христианство не едино: оно распадается на целый ряд вероисповеданий, церквей, сект, зачастую враждующих между собой.
Что же такое христианство? Если говорить совсем коротко, это религия в основе которой лежит вера в то, что две тысячи лет назад Бог пришел в мир. Он родился, получил имя Иисус, жил в Иудее, проповедовал, страдал и умер на кресте как человек. Его смерть и последующее воскресение из мертвых изменили судьбу всего человечества. Его проповедь положила начало новой, европейской цивилизации. Для христиан же главным чудом было не слово Иисуса, а Он Сам. Главным делом Иисуса было Его бытие.
Христиане верят, что мир создан единым предвечным Богом, и создан без зла. Человек, по замыслу бога наделенный свободной волей, еще в раю подпал под искушение сатаны – одного из ангелов, восставших против Божией воли, – и совершил проступок, роковым образом повлиявший на дальнейшую судьбу человечества. Это изменило самую его природу: утратив благую, бессмертную душу, человек стал доступен страданиям, болезням и смерти, и в этом христиане видят следствие первородного греха, передающегося из поколения в поколение.
Христианство, как ни одна другая религия, основано на тайне. Разум не вмещает представления о едином Боге, существующем в трех лицах: Бога – Отца, Бога – Сына, и Бога – Духа Святого. Тайной является соединение божественной и человеческой природы во Христе, рождение Сына Божия от Девы. Непостижима для рационального ума возможность воскресения после смерти и то, что смерть одного человека спасает от смерти все человечество. Эти тайны можно постичь, только уверовав, а вера это осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.
Священное Писание христиан – Библия – это не изложение вероучения и не история человечества. Библия – это рассказ о том, как Бог искал человека.
Еще одна характерная особенность христианства как религии заключается в том, что оно может существовать только в форме Церкви. За два тысячелетия в христианстве сложились и оформились несколько различных традиций, каждая из которых имеет свой Символ, обряд и ритуал. Поэтому можно говорить о Православной Церкви (Византийская традиция), Католической Церкви (Римская традиция) и Протестантской Церкви (традиция реформации XVI века).
Зародившись в отдаленной провинции Римской Империи в I в., христианство до середины IV в. было гонимо римскими властями. То в одной провинции, то в другой, то во всей империи сразу поднималась волна преследований: разрушались храмы, арестовывали священнослужителей и простых верующих. А спустя еще 17 веков – в XX столетии – другая империя вновь объявила войну христианам. На этот раз землей, политой мученической кровью, стала Россия. Атеистическая империя требовала безусловного согласия не только с ее политикой, но и с ее философией, с ее мировоззрением. Ни одна из волн гонений на христиан в Римской Империи не длилась более 10 лет. В Советском Союзе преследования продолжались семь десятилетий.
В XX веке христиан (в первую очередь священников) убивали в нацистской Германии, Мексике и Китае в Албании (где религия была запрещена Конституцией) и Югославии, Румынии, Польше…
Христианство уже давно перестало быть монолитной религией. Причины политического характера, внутренние противоречия привели к трагическому расколу. С разделением Римской империи на два самостоятельных государства образовались и два центра христианства – в Риме и в Константинополе (Византия). Образовались две христианские конфессии – православие и католичество. В XVI в. Католическая Церковь испытала раскол: возникла новая конфессия – протестантство. В свою очередь Православная Церковь в России пережила тяжелейший раскол на старообрядческую и православную церкви.
Сегодня в христианстве три конфессии, каждая из которых делится на множество течений, иногда весьма сильно различающихся по своим убеждениям. И православные, и католики, и большая часть протестантов признают догмат о Святой Троице, верят в спасение через Иисуса Христа, признают единое Священное Писание – Библию.
Подсчитать точное число христиан не так-то просто. Однако общие статистические данные дают следующие цифры:
Православная Церковь состоит из 15 автокефальных (административно самостоятельных) церквей, 3 автономных (полностью независимых) и насчитывает в своих рядах около 120 млн. человек.
Римско-католическая Церковь объединяет около 700 млн. верующих.
Протестантские церкви, входящие во Всемирный Совет Церквей, объединяют около 350 млн. человек.
б) Православие
Слово «православие» – перевод греческого «ортодоксия». «Ортос» – «правильный», а слово «докса» имеет в греческом языке два значения: «суждение», «мнение», «слава», «славление». Таким образом, слово «ортодоксия» можно было бы перевести на русский язык и как «правомыслие», и как «православие», т. е. умение правильно славит Бога. Восточная Церковь выбрала для себя второй смысл, тем самым, подчеркивая преобладание этико-эстетического начала над рассудочным. Определение «православная» закрепилось за Восточной Церковью в позднем средневековье.
Православные христиане убеждены в единстве Православной Церкви. Вместе с тем, есть все основания говорить о православных церквях во множественном числе. Причина такой смысловой странности не просто в многозначности слова «церковь». Главное здесь – особое восприятие понятия «церковь» христианами. С первых лет христианства даже малочисленная община верующих называла себя церковью – «собранием призванных». Современная Православная Церковь включает в себя 15 поместных церквей (Константинопольская Православная Церковь, Александрийская Православная Церковь, Антиохская Православная Церковь, Иерусалимская Православная Церковь, Русская Православная Церковь, Грузинская Православная Церковь, Сербская Православная Церковь, Румынская Православная Церковь, Болгарская Православная Церковь, Кипрская Православная Церковь, Элладская Православная Церковь, Православная Церковь в Америке, Албанская Православная Церковь, православные церкви в Польше Чехии и Словакии) и 3 автономных.
Особое положение среди православных церквей занимает Синайская церковь. Она пользуется фактически полной самостоятельностью. Состоит Церковь всего из одного монастыря св. великомученицы Катерины, который расположен на Синайском полуострове. Он основан еще в 527 г. и известен своей уникальной библиотекой древних рукописей. Церковь возглавляет Архиепископ Синайский и Раифский, которого избирают монахи монастыря, и рукополагает Патриарх Иерусалимский.
в) Католичество
Сокровенную суть католической веры, конечно, нельзя постичь с помощью цифр, однако они могут дать хотя бы общее представление о деятельности Католической Церкви. Согласно статистическим данным, в мире насчитывается от 600 до 850 млн. католиков, что составляет около 15% населения планеты. В Латинской Америке 90% населения – католики, в Европе их около 40%, в Северной Америке – только 25%, в Африке – 13%, а в Азии не больше 2,5%, причем две трети из них живут на Филиппинах.
В мире существует несколько крупных католических сообществ, живущих и развивающихся по своим, особым законам. Например, в странах Латинской Америки стремительно растет население. Священников не хватает, однако миссионерская деятельность – евангелизация – идет непрерывно, и именно там Католическая церковь становится подлинно народной «церковью для бедных».
В непростых условиях оказалась Католическая Церковь в странах Восточной Европы, долго находившихся под давлением атеистической пропаганды. Однако с начала 90 – х гг. в этих странах существует право свободного вероисповедания.
Вероучение Католической Церкви изложено в Никео – Константинопольском Символе веры и раскрывается в решениях первых семи Вселенских соборов, а также соборов, проводившихся позже по инициативе папы.
Основные структуры иерархии Католической Церкви восходят к апостольским временам. В ней различают три степени священства: епископы, священники (или пресвитеры) и диаконы. Однако особая роль в управлении Католической Церковью принадлежит епископу Рима (папе Римскому). Официальный титул папы таков: Епископ Рима, Наместник Иисуса Христа, Преемник Главы Апостолов, Первосвященник Вселенской Церкви, Примас Италии, Архиепископ и Митрополит Римской Провинции, Монарх государства – города Ватикан. Ватикан – крошечное автономное государство, самое маленькое в мире. Его независимость гарантируется Святому престолу перед лицом любой временной власти. На территории Ватикана папа обладает всей полнотой законодательной, исполнительной и юридической власти. Он управляет Государством Ватикан при помощи администрации, составляющей правительство.
Подобно большинству христианских конфессий, Католическая Церковь отводит важное место порядку и форме богослужения.
Когда говорят о католическом богослужении, обычно имеют в виду богослужение латинского обряда, т. е. литургическую практику именно Латинской Церкви, к которой принадлежит большая часть католиков мира. Однако, не стоит думать, что вся богослужебная жизнь Католической Церкви сводится к латинскому обряду.
г) Протестантство
История протестантства по-настоящему начинается с Мартина Лютера, который первым порвал с Католической Церковью, сформулировал и отстоял основные положения Протестантской Церкви. Эти положения исходят из того , что возможна непосредственная связь человека с Богом. Бунт Лютера против духовной и светской власти, его выступления против индульгенции, против претензий католического духовенства контролировать веру и совесть на правах посредника между людьми и Богом были услышаны и восприняты обществом чрезвычайно остро.
Суть протестантства заключается в следующем: божественная благодать даруется без посредничества церкви. Спасение человека происходит лишь через его личную веру в искупительную жертву Иисуса Христа. Миряне не отделяются от духовенства – священство распространяется на всех верующих. Из таинств признаются крещение и причастие. Верующие не подчиняются папе Римскому. Богослужение состоит из проповедей, совместных молитв и пения псалмов. Протестанты не признают культ Богородицы, чистилище, отвергают монашество, крестное знамение, священные облачения, иконы.
д) Христианство в политике России
религиозный буддизм христианство католицизм
Христианско-демократическое движение в России не имеет глубоких корней. Впервые христианские демократы появились. В России в период революции 1905-1907 г.г. Идеями христианских демократов была проникнута деятельность «Союза низшего клира православного исповедания» (1905), программа общества В.П. Свенцицкого «Христианское братство борьбы». С позиции идей христианских демократов выступали профессор Петербургской духовной академии архимандрит Михаил, а так же ряд представителей православного духовенства в I и II Государственной Думе (Г.С. Петров, А.В. Архипов, Ф.В. Тихвинский и др.). Важную роль в развитии идей христианских демократов в России сыграл С.Н. Булгаков. В подготовленном им проекте «Союза христианской политики» (1905) он изложил политические и идеологические принципы создания христианско-демократической партии. Но впоследствии он отказался от этой идеи. В марте 1917 года лидер евангельских христиан в России И.С. Проханов предложил основать «Христианско-демократическую партию «Воскресение». Была опубликована программа этой партии по примеру христианских демократов США.
Возрождение идей христианских демократов в России относится к 60-70-м годам, когда в Москве, Ленинграде, в Прибалтике начинают возникать различного рода кружки и семинары религиозных диссидентов. В конце 80-х годов появилось движение «Церковь и перестройка», стали издаваться журнал «Выбор», «Бюллетень христианской общественности». Религиозная интеллигенция, группировавшаяся вокруг них (А. Огородников, В. Аксючиц, Г. Якунин, Г. Анищенко, В. Борщев и др.) составила костяк будущих организаций христианских демократов в России. В настоящее время в России существует несколько организационных структур христианских демократов. Основные из них это Христианско-демократический Союз России (ХДСР), Российское христианско-демократическое движение (РХДД, Российских христианско-демократический союз (РХДС), Российская христианско-демократическая партия (РХДП), а так же движения «Христианское возрождение», «Союз православных братств», Православное политическое совещание.
В политической ориентации христианских демократов в России выделяются два направления. Первое представляют ХДСР, РХДС и РХДП. Они ориентируются на социальный и политический опыт западных христианских демократов, в политической сфере поддерживают партии «Демократическая Россия», «Демократический выбор России», «Наш дом – Россия». Второе направление представляет РХДД, пытающееся строить свою деятельность, опираясь на опыт западных христианских демократов, и на духовные, этические и политические традиции в России. В отличие от первого направления, ориентирующегося на экуменизм, РХДД стоит на позициях православия, поддерживает РПЦ в ее противостоянии зарубежным миссионерам. Сторонники РХДД выступают за социальную направленность экономических реформ, за сохранение сильного государства, за Россию как великую державу и сохранение ее в границах 1917 года. Не исключают они и конституционной монархии, хотя и являются сторонниками сильной президентской республики.
У христианских демократов в России нет реальной социальной базы. В составе организаций христианских демократов – представители верующей интеллигенции, отдельные представители духовенства. Среди архивистов христианских демократов нет людей «воцерковленных», т. Е. признающих обязательными для себя к исполнению каноны и требования православия. Это в основном неофиты, скептики, «просто христиане». РХДД приглашает к себе и неверующих, если они разделяют его программу.
Рассмотрим национальный состав населения Российской Федерации.
По последней переписи населения русские составляли 82% всех жителей России, еще 4% приходилось на другие восточо-славянские народы. Таким образом 86% населения России составляют восточнославянские народы, исповедующие православную религию. Распространение идет практически по всей территории России и занимает большую часть территории России.
4). ИСЛАМ
Третьей (самой поздней по времени возникновения) мировой религией является ислам, или мусульманство. Это одна из самых распространенных религий: приверженцев ее насчитывается около 900 миллионов, преимущественно в Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Арабо-язычные народы почти поголовно исповедуют ислам, тюрко-язычные и ирано-язычные – в подавляющем большинстве. Много мусульман также среди северо-индийских народов. Население Индонезии почти целиком придерживается ислама.
а) Зарождение ислама
Ислам зародился в Аравии в VII веке н. э. Происхождение его яснее, чем происхождение христианства и буддизма, ибо оно почти с самого начала освещается письменными источниками. Но и здесь много легендарного. По мусульманской традиции, основателем ислама был пророк божий Мухаммед, араб, живший в Мекке; он якобы получил от бога ряд "откровений", записанных в священной книге Коране, и передал их людям. Коран – основная священная книга мусульман, как Пятикнижие Моисеево для евреев, Евангелие для христиан.
Сам Мухаммед ничего не писал: он был, видимо, неграмотен. После него остались разрозненные записи его изречений и поучений, сделанные в разное время. Мухаммеду приписываются тексты и более раннего времени и более поздние. Около 650 года (при третьем преемнике Мухаммеда – Османе) из этих записей был сделан свод, получивший название Коран ("чтение"). Книга эта была объявлена священной, продиктованной самому пророку Архангелом Джебраилом; не вошедшие в нее записи были уничтожены.
Коран разделен на 114 глав (сур). Они расположены без всякого порядка, просто по размерам: более длинные ближе к началу, более короткие – к концу. Суры мекканские (более ранние) и мединские (более поздние) перемешаны. Одно и то же повторяется многословно в разных сурах. Восклицания и прославления величия и могущества Аллаха чередуются с предписаниями, запретами и угрозами "геенной" в будущей жизни всем непослушникам. В Коране совсем незаметно следов такой редакционно-литературной отделки, как в христианском Евангелии: это совершенно сырые, необработанные тексты.
Другая часть религиозной литературы мусульман – это сунна (или сонна), состоящая из священных преданий (хадисов) о жизни, чудесах и поучениях Мухаммеда. Сборники хадисов составлялись в IX веке мусульманскими богословами – Бухари, Муслимом и др. Но не все мусульмане признают сунну; признающие ее называются суннитами, они составляют значительное большинство в исламе.
На основе Корана и хадисов мусульманские богословы пытались восстановить биографию Мухаммеда. Самая ранняя из сохранившихся биографий составлена мединцем Ибн Исхаком (VIII век) и дошла до нас в редакции IX века.
Можно считать установленным, что Мухаммед действительно жил около 570-632 гг. и проповедовал новое учение сначала в Мекке, где нашел мало последователей, потом в Медине, где ему удалось собрать много приверженцев; опираясь на них, он подчинил себе Мекку, а вскоре объединил и большую часть Аравии под знаменем новой религии. Биография Мухаммеда лишена особой фантастики (в отличие от евангельской биографии Иисуса). Но истоки мусульманской религии нужно искать, конечно, не в биографии отдельных лиц, а в социально-экономических и идеологических условиях, сложившихся в ту эпоху в Аравии.
Аравия была издавна населена семитическими племенами, предками теперешних арабов. Часть их жила оседло в оазисах и городах, занимаясь земледелием, ремеслами и торговлей, часть кочевала в степях и пустынях, разводя верблюдов, лошадей, овец и коз. Аравия была экономически и культурно связана с соседними странами – Месопотамией, Сирией, Палестиной, Египтом, Эфиопией. Торговые пути между этими странами шли через Аравию. Один из важных узлов пересечения торговых дорог находился в Мекканском оазисе, близ побережья Красного моря. Родо- племенная знать обитавшего здесь племени корейш (курейш) извлекала для себя много выгод из торговли. В Мекке образовался религиозный центр всех арабов: в особом святилище Кааба были собраны священные изображения и культовые предметы разных арабских племен.
Были в Аравии и поселения иноземцев, в частности иудейские и христианские общины. Люди разных языков и религий общались между собой, верования их влияли друг на друга. В IV веке в Аравии начался упадок караванной торговли, так как торговые дороги переместились на восток в Сасанидский Иран. Это нарушило экономическое равновесие, державшееся веками. Кочевники, потерявшие доход от караванного движения, стали склонятся к оседлому образу жизни, переходить к земледелию. Возросла нужда в земле, усилились столкновения между племенами. Стала чувствоваться нужда в объединении. Это не замедлило отразиться и в идеологии: возникло движение за слияние племенных культов, за почитание единого верховного бога Аллаха; тем более что евреи и отчасти христиане подавали арабам пример единобожия. Среди арабов возникла секта ханифов, чтивших единого бога. В такой обстановке и развернулась проповедническая деятельность Мухаммеда, вполне отвечавшая общественной потребности. В его проповедях, собственно, не было почти ничего нового по сравнению с религиозными учениями иудеев, христиан, ханифов: основное у Мухаммеда – строгое требование почитать только единого Аллаха и быть безусловно покорным его воле. Само слово "ислам" означает покорность.
"Свидетельствует Аллах, что нет божества, кроме него, и ангелы, и обладающие знанием, которые стойки в справедливости: нет божества, кроте него, великого, мудрого! Поистине, религия пред Аллахом – ислам…" (3:16-17).
Проповеди Мухаммеда вначале были встречены окружающими недоверчиво, даже враждебно, особенно предводителями его собственного племени корейш. Торговая знать опасалась, что прекращение культа староарабских племенных богов подорвет значение Мекки как религиозного, а значит, и экономического центра. Мухаммеду с его приверженцами пришлось бежать из Мекки: это бегство (хиджра), совершенное в 622 году н. э. , считается мусульманами за начало особого летоисчисления (мусульманская эра). В земледельческом оазисе Медине (Ятриб) Мухаммед нашел более благоприятную почву для пропаганды: мединцы соперничали и враждовали с мекканской аристократией и рады были выступить против нее. Мухаммеда поддержало несколько местных племен; он пытался опереться даже и на еврейские общины. Набрав себе много сторонников, Мухаммед в 630 году захватил Мекку. Мекканские корейши вынуждены были принять новую религию. С объединением арабских племен, которые одно за другим примыкали к новому учению, значение Мекки как национально-религиозного центра еще более возросло. Корейшитская знать, вначале враждебная мусульманскому движению, теперь признала за благо примкнуть к нему и даже возглавила движение.
В момент смерти Мухаммеда (632 год) новое вероучение было еще совсем не оформлено. Основные его положения можно извлечь из Корана, при всей хаотичности этой книги. Позже они были развиты мусульманскими богословами.
б) Догматика ислама
Догматика ислама очень проста. Мусульманин должен твердо верить, что есть только один бог – Аллах; что Мухаммед был его посланником-пророком; что до него бог посылал людям и других пророков – это библейские Адам, Ной, Авраам, Моисей, христианский Иисус, но Мухаммед выше их; что существуют ангелы и злые духи (джинны), впрочем, эти последние, перешедшие в ислам из древнеарабских верований, не всегда злы, они тоже находятся во власти бога и исполняют его волю; что в последний день мира мертвые воскреснут и все получат воздаяния за свои дела: праведные, чтящие бога, будут наслаждаться в раю, грешные и неверные гореть в геенне; наконец, что существует божественное предопределение, ибо Аллах каждому человеку заранее назначил его судьбу.
Аллах изображается в Коране как существо с чисто человеческими моральными качествами, но в превосходной степени. Он то гневается на людей, то прощает их; одних любит, других ненавидит. Как и иудейский и христианский боги, Аллах заранее предназначил одних людей к праведной жизни и будущему блаженству, других – к беззакониям и загробным мучениям. Тем не менее в Коране, как и в Евангелии, бог многократно именуется милостивым, прощающим и пр. Важнейшее качество Аллаха – это его могущество и величие. Поэтому наиважнейшее догматическое и моральное предписание в Коране – это требование полной, безоговорочной покорности человека воле Аллаха.
Как проста догматика ислама, так же просты и его практические и обрядовые заповеди. Они сводятся к следующему:
обязательная пятикратная молитва каждый день в установленные часы; обязательное омовение перед молитвой и в других случаях;
налог (закят) в пользу бедных; ежегодный пост (ураза, в десятом месяце – рамазане) в течение всего месяца; паломничество (хаджж) в священный город Мекку, которое правоверный мусульманин должен по возможности совершить хотя бы раз в жизни.
Каждое из этих предписаний, несмотря на то что они сами по себе не так уж тяжки и невыполнимы, допускает изъятия и смягчения в затруднительных случаях. Вода для омовения в случае ее отсутствия может быть заменена песком, пылью; соблюдение поста необязательно для больных, для путешественников, они могут и должны отпоститься позже соответствующее число дней; кстати, мусульманский пост, в отличие от христианского, состоит в полном воздержании от всякой пищи и питья от восхода до захода солнца, но зато в остальное время суток можно есть и пить что угодно и предаваться любым удовольствиям.
Одно из предписаний мусульманской религии состоит в священной войне за веру (джихад). Это вполне понятно, если вспомнить, что само мусульманское движение возникло из потребности арабов в объединении и в добывании новой земли. В Коране это предписание изложено ясно: в течение восьми месяцев в году (ибо четыре месяца считаются "запретными") надлежит воевать с многобожниками, с неверными, истреблять их, захватывать их имущество. В этом ярко проявились фанатизм и нетерпимость к иноверцам, свойственные исламу даже в большей степени, чем другим мировым религиям. Однако впоследствии и мусульманские богословы, и светские ученые по-разному толковали заповедь джихада. Действительно, в Коране проводится некоторое различие между приверженцами разных немусульманских религий. К многобожникам, то есть последователям племенных и политеистических культов, отношение резко враждебное: "О вы, которые уверовали! Сражайтесь с теми из неверных, которые близки к вам. И пусть они найдут в вас суровость. И знайте, что Аллах – с богобоязненными!" (9: 124). К людям же, "имеющим писание", то есть иудеям и христианам, составители Корана высказывают уважение: это и понятно, ведь на идейной почве именно этих религий, на путях их упрощения выросла идеология ислама. Однако в Коране есть предписание воевать с теми, "которым ниспослано писание", – с иудеями и христианами, – если они не веруют в Аллаха и не подчиняются религии истины (9: 29). На практике в исламе всякое разделение между сторонниками иных религий стерлось: все они рассматривались как неверные (джяур), подлежащие или истреблению, или покорению. Под знаменем джихада (газавата) мусульманские лидеры не раз, вплоть до наших дней, побуждали верующих к истребительной войне против всех иноверцев.
Этика ислама довольно элементарна. Предписывается быть справедливым, воздавать за добро добром, за зло злом, быть щедрым, помогать бедным и т. п. Невыполнимых моральных предписаний в исламе, в отличие от христианства, нет.
В семейной морали и во взгляде ислама на взаимоотношения полов отразились понятия патриархально-родового уклада. Женщина – подчиненное существо, созданное Аллахом для услаждения мужчины. Вместе с тем в Коране признаются человеческие и гражданские права женщины: осуждается излишняя жестокость мужа в отношении к жене, оговариваются имущественные права женщины – право на приданое, на наследство. Коран несколько облегчил положение женщины по сравнению с патриархальным обычным правом арабов.
В социальных принципах раннего ислама нашел отражение тот же патриархально-родовой уклад. Все мусульмане равны перед богом, но имущественные различия, богатство и бедность признаются естественным фактом, установленным самим Аллахом. Обязательный налог в пользу бедных призван как будто смягчать имущественные противоречия; однако частная собственность защищается Кораном. Торговая прибыль объявляется вполне законной, ростовщичество же осуждается: "Аллах разрешил торговлю и запретил рост" (2: 276), что, по-видимому, является результатом компромисса между интересами торгового класса и массы земледельцев и кочевников, страдавших от ростовщичества и кабалы. Закабаление за долги запрещено.
Рассматривая догматику, обрядность, этику раннего ислама, необходимо отметить , что в основе этой идеологии лежит иудейско-христианское мировоззрение, но приспособленное к более примитивному общественному укладу – к разлагавшемуся родоплеменному быту арабов. Идеология арабов проще, грубее, понятнее для широкой массы верующих, особенно для кочевников и земледельцев Азии; предписания его несложны и вполне выполнимы.
в) Распространение ислама
Особенности мусульманства, порожденные самими условиями его возникновения, облегчили его распространение среди арабов. Хотя и в борьбе, преодолевая сопротивление родоплеменной аристократии, склонной к сепаратизму (восстание племен Аравии после смерти Мухаммеда), ислам довольно скоро одержал среди арабов полную победу. Новая религия указывала воинственным бедуинам простой и ясный путь к обогащению, к выходу из кризиса: завоевание новых земель.
Преемники Мухаммеда – халифы Абу-Бекр, Омар, Осман – завоевали в короткое время соседние, а потом и более отдаленные страны Средиземноморья и Передней Азии. Завоевания совершались под знаменем ислама – под "зеленым знаменем пророка". В покоренных арабами странах повинности крестьянского населения были значительно облегчены, особенно для тех, кто принимал ислам; и это содействовало переходу широких масс населения разных национальностей в новую религию. Ислам, зародившись как национальная религия арабов, скоро стал превращаться в наднациональную, мировую религию. Уже в VII-IX вв. ислам сделался господствующей и почти единственной религией в странах халифата, охватившего огромные пространства – от Испании до Средней Азии и границ Индии. В XI-XVIII вв. он широко распространился в Северной Индии, опять-таки путем завоеваний. В Индонезии ислам получил распространение в XIV-XVI вв., главным образом через арабских и индийских купцов, и почти начисто вытеснил индуизм и буддизм (кроме острова Бали). В XIV веке ислам проник также к кыпчакам в Золотую Орду, к булгарам и другим народам Причерноморья, несколько позже – к народам Северного Кавказа и Западной Сибири.
г) Ислам в России
Ислам – вторая по численности приверженцев (после христианства) мировая религия. Возник в Аравии в начале VII века н.э. в период разложения патриархально-общинного строя, образование классового общества и Арабского государства. Вероучение изложено в Коране, который, согласно преданию, был ниспослан Аллахом пророку Мухаммаду по частям через архангела Джебраила (Гавриила). Оно покоится на семи догматах: вере в единого бога – Аллаха, в ангелов, во все книги Божии (среди которых кроме Корана называются Тора и Евангелия), во всех посланниках Аллаха (среди них упоминаются Моисей и Иисус Христос, а последним называется Мухаммад – печать пророка ), в конце света и Страшный суд, в предопределении Божие, воскресение мертвых. В соответствием вероучением Аллаха ниспослал одну и ту же из вечно существующую святую книгу разным своим посланникам. Но поскольку Иудеями и христианами эта книга была извращена, то Аллах ниспослал ее в последний раз пророку Мухаммеду, чтобы ею руководствовались все люди земли до конца света. Культ Ислама опирается на пять основ обязательностей (столпов веры) мусульман: исповедание веры – произнесение формулы нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммад посланник Аллаха , ежедневная пятикратная молитва (намаз), пост в месяц ромадан (уроза),
Обязательное очистительное пожертвование в (закяд), паломничество в Мекку (хадж). Наряду с другими религиозными обрядами и ритуалами , а также исламскими праздниками ( Урбан – байран, Уроза – байран, мирадж, мавлид и другие. ( столпы веры имеют большое значение для упрочнения влияния религии на верующих .
После своего возникновения ислам, как и другие религии, неоставался неизменным. В ходе своих завоеваний арабы столкнулись с более развитыми феодальными отношениями, которые и стали господствующими в созданной ими империи – Арабском халифате. Это нашло отражение в сунне – сборнике хадисов (преданий) о высказываниях и действиях пророка Мухаммеда. Так наряду с Кораном появился еще один источник исламской идеологии. Общепринятыми в исламском мире сборниками хадисов являются: Ал-Джами ас – сахих, подготовленный ал – Бухари (умер в 870 г.), Ал-Жжами ас-сахихМуслима ан-Нашапури (умер в 875 г),Сунан ибн Маджи (умер в 886 г.), Сунан Абу Дауда Сиджистани (умер в 888 г.), Алджами ал-кабир Мухамада ат-Тирмизи (умер в 892 г.), Сунан ан-Насаи (умер в 915 г.).Потребности борьбы за укрепление позиций ислама как идеологии феодального общества, придание ему большей стройности и гибкости выдвигали мыслителей, приспосабливавших вероучение к изменяющимся обстоятельствам. Важным стимулом для развития идеологии ислама явился его раскол на два течения:суннизм и шиизм. После создания четырех богословско-юридических толков(масхабов) в суннизме (ханафитского, маликитского, шафитского и ханбалицкого) и выработки исламской догматики (10в.) было признано невозможным дальнейшее развитие исламской теологии, права, морали, социальных установлений(двери иджтихида были закрыты). Став господствующей в исламе, такая позиция, именуемая таклидом, сохраняласьв принципе вплоть до 20 в. Явившись отражением застойного состояния позднефеодального восточного общества, она не могла не оказать негативного влияния на развитие экономики и культуры районов традиционного распостранения ислама. В конце 19 в. Мусульманские теоретики Мухаммад Абдо и Мухаммад ал-Афгани выдвинули идеи, отвергавшие следование таклиду. Они выступили за необходимость самостоятельной трактовки учения Корана, отвечающей условиям времени, за проведение буржуазных реформ, развивали идею панисламизма, связывая ее с антиколониальной борьбой народов Востока. Эти идеи были востребованы революционными движениями в мусульманских странах в 20в.
На территории, входящие в состав нынешней России, ислам стал проникать уже в 7 в.- первом веке своего существования. Происходило это в начале в ходе арабских военных походов на Дербент, а в последствии- на другие территории Дагестана. Исламизация народов Северного Кавказа затянулась на многие столетия. В Волжской Болгарии ислам был принят в 922 г., хотя проникать он стал сюда гораздо раньше. Позднее ислам стал распространяться среди некоторых тюркоязычных групп населения Сибири. В результате районами распространения ислама в Российской Федерации остаются Северный Кавказ, Поволжье, Урал и Сибирь. Усилившиеся после распада СССР миграционные потоки привели к тому, что значительные группы мусульманского населения образовались в крупных городах других районов. В РФ к народам мусульманской культуры относятся татары, башкиры, чеченцы , аварцы, кабардинцы, ингуши, карачаевцы, адыгейцы и другие. По разным оценкам, в России проживают от 15 до 20 млн. человек мусульман.
Распад СССР способствовал усилению процесса возрождения ислама, начавшегося в период перестройки. Резко возросла доля населения , относящая себя к числу верующих мусульман. Во много раз увеличилось количество религиозных организаций. В доперестроечный период на законном основании в РФ функционировало менее 200 мусульманских религиозных обществ. Их деятельностью руководили два Духовных управления мусульман, располагавшихся в Уфе и Махачкале. Духовных учебных заведений не было. По нескольку молодых людей из России обучалось в мусульманских религиозных учебных заведениях Узбекистана и ряда зарубежных стран. Своих печатных изданий мусульмане России не имели. На 1 января 1998 г. В Министерстве юстиции РФ и его органах в субъектах Федерации были зарегистрированы и действовали 2734 мусульманских религиозных обществ(не меньшее число их действует без регистрации, что разрешено законом) и 106 духовно- образовательных учреждений , в т.ч. Высший исламский духовный колледж и медресе в Москве, медресе Мухаммадийя в Казани, исламский институт имени имама аш-Шафии и медресе в Махачкале, медресе в Уфе и др. В них обучаются многие сотни будущих служителей ре6лигии и тысячи верующих , желающих углубить свои познания в области истории ислама и его вероучения. Кроме того, в исламских учреждениях зарубежных стран обучается сотни россиян. Заметно активизировались в последние годы богословская мысль. Небывалыми тиражами издаются Коран, сборники хадисов, др. религиозная литература. Многие исламские организации имеют свои печатные органы . Наибольшей популярностью у верующих пользуется газета Духовного управления мусульман Европейской части России Ислам минбаре(Трибуна ислама), выходящая тиражом 6,5 тыс. экз. Тысячекратно увеличилось число верующих , направляющихся в паломничество к св. местам в Саудовской Аравии. Широкое развитие получает благотворительная деятельность мусульманских организаций. Они проводят так же большую воспитательную работу с заключенными в исправительно-трудовых учреждениях, выделяют средства для поддержки подшефных детских домов, домов инвалидов и пристарелых, оказывают материальную помощь беженцам, выделяют ежемесячные денежные пособия инвалидам и одиноким людям, стипендии студентам, организуют правозащитную работу , систематически устраивают благотворительные обеды, концерты и т.д. Религиозной жизнью приверженцев ислама в России руководят 43 Духовных управления мусульман. Три религиозных центра претендуют на статус общероссийских: Центральное духовное управление мусульман России и европейских стран СНГ, Духовные управления мусульман Европейской части России и Высший координационный центр духовных управлений мусульман России. В июле 1996 г. В Москве создан четвертый религиозный центр, претендующий на такой же статус, -Совет муфтиев России.
Религиозное возрождение сопровождается возрастанием роли ислама в общественно- политической жизни страны. В советский период исламские организации, находящиеся под тотальным контролем государства, имели возможность выражать лишь солидарность с позицией правительства по вопросам внутренней и внешней политики. Происходило это на различного рода международных форумах и в проповедях, произносимых в зарегистрированных мечетях. Теперь мусульманские организации участвуют в разработке законопроектов, свободно высказывают свои позиции по вопросам образовательной, экологической, молодежной, налоговой политики, по проблемам реформирования различных сторон жизни общества, причем эти позиции нередко отличаются от линии, проводимой правительством. Они принимают активное участие в миротворческой деятельности, особенно связанной с урегулированием межнациональных конфликтов, возникающих на территории страны. Одной из особенностей общественной жизни страны последнего времени стало возникновение исламских общественно-политических объединений. Одни из них проявили себя достаточно ясно на региональном уровне (партия Иттифак в Тататстане, Исламская демократическая партия в Дагестане), др. – на федеральном уровне (Исламская партия возрождения, общественно – политические движения Союз мусульман России,Нур(Свет)и Мусульмане России). Лидеры некоторых из исламских общественно-политических объединений (Исламской партии возрождения, Исламской демократической партии Дагестана) недвусмысленно высказывались за создание исламского государства. Программные документы движений Союз мусульман России, Нур и Мусульмане России предусматривают развитие РФ как светского правового государства, где должны быть обеспечены равные права всем народам, равенство всех религий и религиозных объединений перед законом. Они выступают за достижение пропроционального представительства народов мусульманской культуры в органах государственной власти всех уровней, в органах местного самоуправления, а также в средствах массовой информации, против любых попыток ревизии сложившегося национально-государственного устройства, закрепленного в Федеративном договоре и Конституции, против проектов губернизации и превращения России в православную державу. Поддерживая курс на социально ориентированную многоукладную экономику, участники движений высказываются за существенную коррекцию правительственной политики экономических реформ в пользу большинства населения. Возрождение ислама в России уже сильно сказывается на развитие культуры народов, для которых ислам является традиционной религией. Исламские мотивы широко входят в произведения литературы и искусства. Видное место в населенных пунктах начинают занимать элементы мусульманской архитектуры(В некоторых регионах прнято решение построить по мечети в каждом населенном пункте). Второе дыхание получили многие национальные традиции и обряды, с которыми раньше велась упорная борьба под видом преодоления религиозных пережитков. Есть основания полагать, что наметившаяся тенденция в дальнейшем усилится.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Чему учат прошедшие перед нами картины истории религии разных народов и эпох? Каково было место религии в прошлом человечества, какова ее роль в жизни людей сейчас?
Первый и самый очевидный вывод: история религии – это не просто история заблуждений человеческого ума. Если бы религия была лишь совокупностью ошибочных представлений о мире, роль ее в истории человечества была бы очень скромной: ведь немало ложных взглядов преодолели люди на своем пути к прогрессу; эти ложные взгляды, конечно, мешали движению вперед, но они рассыпались в прах с каждым шагом человека вперед к познанию мира. А судьба религии была иной: она вся переполнена кажущимися фантастическими понятиями, но эти понятия, почему – то оказываются поразительно стойкими и как бы непроницаемыми для знания, основанного на опыте. Значит, есть в религии что-то, на чем держатся эти представления.
Но содержание религии – не только фантастические представления в умах людей. Религия – это и установленные обряды, обязательные церемонии, жертвоприношения, запреты – табу; религия – это и кодекс морали и права, который входит составной частью в семейный и общественный быт, зачастую вторгается и в законодательство, суд, даже международные отношения; религия – это и материальные предметы, изображения, иконы, храмы, монастыри. Религия, далее, это и определенные группы людей, посвятивших ей себя и в ней заинтересованных, – от первобытных колдунов, шаманов до современных священников и монахов, епископов и патриархов, мулл, раввинов и лам. Религия, наконец, это и клерикальные организации, политические партии и профсоюзы вероисповедального направления, духовные школы и богословские факультеты в университетах.
Сильна религия еще тем, что слишком много людей и влиятельных общественных групп связали с нею свои интересы, и даже чисто материальные интересы, что эти люди и группы – неотъемлемая составная часть правящих классов общества или их исторических предшественников.
Конечно, нельзя забывать и о непосредственно психологическом (и идеологическом) воздействии религии на сознание каждого отдельного человека, приученного традицией искать в религии поддержки и утешения при всякой неудаче, а особенно в случаях большого несчастья. Эта традиция, складывавшаяся тысячелетиями, так глубоко укоренилась в психике людей, что даже в нашей стране и в других странах, где общественные корни религии были подорваны, и авторитет церкви пошатнулся, многие люди порой по-прежнему ищут утешения в религии.
Отсюда очевидна и та поистине огромная роль, какую религия играла, и продолжает играть в жизни людей, и не только в чисто идеологической области, но и в быту, в сфере правовых взаимоотношений, в политике и экономике.
Я думаю, что религия все-таки нужна человеку. В религии люди ищут спасение, утешение, у людей есть вера, которая помогает жить. Религия влияет на людей тем, что верующие придерживаются определенных норм и законов священных писаний. Из-за этого человек старается не делать того, что противоречит его нравственным принципам.
Литература
1.Библия. Книги Ветхого и Нового Завета.
.Марченков В.Г. Начала православия. М.:Петит,1991.
.Закон Божий (Первая книга о православной вере) под ред. М. Добужинского.
.Наука и жизнь № 3, 6 – 8 / М.: Пресса, 1993
.Косидовский З. Библейские сказания. Сказания евангелистов. М.: Политиздат, 1990
. Энциклопедия для детей. М., 1996.
. Магомет, его жизнь и религиозное учение, СПБ, 1902.
. Ислам и проблемы национализма в странах Ближнего и Среднего Востока, М., 1986.
. Андреев Д.Л. Роза мира, М., Прогресс, 1990.
. Основы религиоведения, Учебник., Высшая школа, 1994.
. Настольная книга атеиста., М., 1990.
.Религии народов современной России, издательство Республика, М., 1999.