- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 16,69 kb
Религии современного мира
АНО ВПО
МОСКОВСКАЯ ОТКРЫТАЯ СОЦИАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ
НОВОУРЕНГОЙСКИЙ ФИЛИАЛ
ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по предмету: Религиоведение
на тему: Религии современного мира
Содержание
Введение
1.История религий
2.Религии современного мира
Заключение
Литература
Введение
Слово религия встречается очень часто в обыденной речи, и в научных текстах, в публицистике и в художественной литературе. Может показаться, что, употребляя это слово, все имеют в виду одно и то же и знают, что это такое. На самом деле большей частью за этим словом стоят лишь представления, выражающие внешние проявления религии, с которыми она, как правило, связана.
Это – совокупность взглядов на мир, которые чаще всего основываются на вере в бога, этот мир и самого человека сотворившего и давшего ему в откровении знание, которое должно принимать на веру, не требуя доказательств (поэтому религию называют часто просто верой); религиозные верования составляют мировоззренческий, интеллектуальный компонент религии.
Это, затем, совокупность действий, составляющих культ, в которых религиозный человек выражает свое отношение к богу и вступает с ним в связь в молитве, жертвоприношении и т. д. Это также совокупность норм, правил, поведения, которым должен следовать человек как требованиям, предъявляемым ему богом. И, наконец, это объединения религиозных людей в те или иные организации, такие, как церковь или секта, монашеский орден, особые группы профессиональных служителей культа.
1.История религий
Каждая конкретная религия должна рассматриваться исторически, в контексте мировой истории, определение же сущности религии должно быть философским, вычленяющим элементы, присущие всем религиозным формам.
Так было положено начало объективному изучению религии, утвердилось в качестве автономной науки религиеведение, а в его рамках к концу XIX – началу XX в. получила развитие в первую очередь история религии.
Научному исследованию было подвергнуто также само христианство: Библия, жизнь Христа, история церкви и христианской догматики. В Германии много было сделано в этой области Ф.Х. Бауром (1792 – 1860), во Франции – Э. Ренаном (1823- 1892), который пытался осмыслить евангельские легенды, исключая из них все сверхъестественное, и с позиции исторического рассмотрения критически оценить традиционное религиозное истолкование христианства.
Изучая историю религии в различных цивилизациях, ученые приходят к важному выводу, что корни религиозных представлений и обычаев следует искать в том обществе, в котором они существуют, что важно определить функции обрядов, обычаев, представлений в данной социальной структуре.
религия христианство ислам буддизм
2.Религии современного мира
Первые три подпункта посвящены трем мировым религиям: христианству, исламу и буддизму. В четвертом – дается краткая характеристика всех основных региональных религий.
1.Общая характеристика христианства. Христианство -крупнейшая по числу последователей мировая религия. Оно возникло в Палестине. Основателем его был Иисус Христос, по имени которого и была потом названа эта религия. Время возникновения христианства обычно относят к 33 г. христианской эры – году распятия Иисуса Христа, а Рождество Христово считается в христианском мире началом летоисчисления.
Сразу после возникновения христианство стало быстро распространяться по разным странам. В год распятия Христа первые христиане появились в Палестине, Египте, Ливии, Сирии (включая Ливан), Италии и некоторых других странах.
Священной книгой подавляющего большинства христиан (за исключением некоторых маргинальных групп) является Библия, состоящая из двух частей: Ветхого и Нового Заветов. Впрочем, первая из этих частей принимается представителями различных направлений христиан в различном объеме.
Вопреки положению о единой церкви, которое содержится в Никео-Константинопольском символе веры, принимаемым большей частью христиан, в настоящее время христианство не представляет собой единого целого, распадаясь на большое число отдельных направлений, течений и деноминаций. Основных направлений пять: православие, католицизм, протестантизм, монофизитство и несторианство.
Из-за этой дробности дать общую характеристику вероучения, обрядности и организации христианства в целом очень трудно. Тем не менее есть ряд черт, присущих большинству его направлений и течений. В догматике к таким общим чертам относится вера подавляющего большинства христиан в единого Бога, выступающего в трех лицах: Бога Отца, Бога Сына (Иисуса Христа) и Бога Духа Святого, составляющих Божественную Троицу.
Большинство последователей христианства считают Иисуса Христа Богочеловеком (т.е. имеющим два естества: божественное и человеческое).
Важным положением христианства является вера в искупительную жертву Иисуса Христа, согласно которой Он сошел на землю, чтобы своей мученической смертью на кресте искупить грехи людей. Христиане верят также в воскресение Христа, вознесение Его на небо и в грядущее второе пришествие для свершения праведного суда над людьми. Для подавляющего большинства направлений христианства характерна, кроме того, вера в бессмертие души и посмертное воздаяние.
Большинство христиан признают необходимость совершения таинств – особых священных действий, призванных под видимым знаком дать верующим Божью благодать. Однако в вопросе о числе таинств, их понимании, форме и времени совершения разные направления христианства сильно расходятся, а многие протестантские конфессии вообще отказались от признания таинств, назвав их простыми обрядами.
Православие. Одним из пяти основных направлений христианства является православие. Считается, что православие было основано самим Иисусом Христом в 33 г. христианской эры в Иерусалиме. Из всех христианских направлений именно православию в наибольшей степени удалось сохранить черты и традиции раннего христианства.
У православных существует семь таинств (священнодействий, во время которых под видимым знаком получается невидимая Божественная благодать). Это крещение, миропомазание, причащение (евхаристия), исповедь (покаяние), брак, священство, елеосвящение (соборование).
В раннем христианстве таинствами считались также погребение и пострижение в монашество.
Православные признают как Священное Писание (Библию), так и Священное Предание. Православная церковь считает подлинными не только канонические книги Ветхого Завета, но и книги, не вошедшие в канон, рассматривая их как добавление к Священному Писанию. Священное Предание в широком смысле слова – это живая память Церкви.
Православные почитают Богородицу, ангелов и святых, а также поклоняются святым мощам и священным реликвиям. У православных принято общение с Богом и святыми перед иконами.
Богослужебная практика в православной церкви сложная и очень торжественная. Богослужения у православных более длительные, чем в большинстве других христианских конфессий.
У православных нет единого календаря. Большинство поместных православных церквей перешли на григорианский календарь. Юлианским календарем продолжают пользоваться Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская церкви. Однако почти во всех церквах, принявших григорианский календарь, есть группы духовенства и верующих, которые по-прежнему придерживаются в церковной жизни юлианского календаря.
Старообрядчество. Старообрядчество возникло в середине XVII в., отделившись от Русской православной церкви в результате раскола. Он произошел из-за непринятия частью православного духовенства и мирян церковных реформ, осуществлявшихся патриархом Никоном. Реформы Никона заключались в изменении некоторых церковных обрядов и в исправлении текстов богослужебных книг с целью приведения русской богослужебной практики в полное соответствие с греческой.
Поскольку догматических положений реформы не касались, различий в вероучении между православием и старообрядчеством практически нет. Для раннего старообрядчества, правда, были очень характерны эсхатологические представления, однако впоследствии они перестали занимать в мировоззрении старообрядцев значительное место. Различия в обрядности (которой у старообрядцев, кстати, придается гораздо большее значение, чем у православных), тоже не очень существенны. Так, старообрядцы сохранили двуперстное крестное знамение (у православных же Никоном было введено трехперстное). Крест они признают только восьмиконечный, отвергая шести- и четырехконечный. Старообрядческая литургия совершается на семи просфорах (православная – на пяти). У старообрядцев принято отпускать во время богослужений только земные поклоны (в православной церкви после реформ Никона были разрешены и поясные поклоны). Старообрядцы в конце молитвы произносят Аллилуйя (что значит хвалите Господа) два раза (православные – три раза). Богослужения у старообрядцев более продолжительные, чем у православных. Старообрядцы сохранили старое знаменное пение. Для них вообще очень характерны преданность старым заветам, равно как приверженность традициям в быту.
Римский католицизм. Римский католицизм – самое многочисленное из пяти основных направлений христианства. Главным догматическим расхождением между католицизмом и православием (при довольно большой близости их вероучений) является положение об исхождении Святого Духа: католики считают, что Святой Дух может исходить не только от Бога Отца, но и от Бога Сына (эта поправка была внесена католиками в Никео-Константинопольский символ веры, который в остальном они признают в той же редакции, что и православные). В отличие от православных католики верят в существование чистилища – промежуточного звена между адом и раем, где очищаются души грешников. Нововведением католической церкви является и доктрина о сверхдолжных заслугах святых, которыми духовенство может свободно распоряжаться. Католики также верят в непорочное зачатие Девы Марии ее матерью и телесное вознесение Богоматери на небо. В католицизме принят и догмат о неограниченной власти папы и его непогрешимости, когда он говорит с амвона о вопросах веры и нравственности.
Римско-католическая церковь, как и православная, признает все семь таинств, однако некоторые из них совершает и толкует несколько иначе. Крещение троекратным погружением в воду у католиков заменено крещением окроплением или обливанием. Миропомазание (конфирмация) совершается не сразу после крещения, а в возрасте 7 – 12 лет и выполнить его может только епископ. Во время причащения у католиков употребляется не квасный хлеб (как в древней церкви), а пресный (облатки). Таинство исповеди у католиков наряду с покаянием в грехах содержит и налагаемую священником епитимию. По католическому учению, таинство елеосвящения совершается над умирающим, чтобы подготовить его к переходу в иной мир (у православных оно также призвано дать человеку исцеление).
У католиков, как и у подавляющего большинства других христиан, священными считаются книги Ветхого и Нового Заветов. Однако Ветхий Завет принимается ими не в том объеме, в каком его принимают православные и протестанты. Если протестанты полностью отвергают те книги Ветхого Завета, которые имеются в Септуагинте или Вульгате, но отсутствуют в современной еврейской, так называемой масоретской, Библии, а православные, включая их в Священное Писание, считают неканоническими, то католики не просто принимают их, но и включают в канон.
Неримские католики. Неримскими католиками обычно собирательно называют церковные группы, которые в XVII – XX вв. либо отделились от Римско-католической церкви, приобретя при этом в большинстве случаев некоторые протестантские черты, либо, наоборот, откололись от англиканства и некоторых других течений протестантизма, приблизившись к католицизму.
Некоторые группы неримских католиков, которые вышли из Римско-католической церкви, стали проводить богослужения на национальных языках, допустили мирян к управлению церковью, разрешили священникам вступать в брак, начали рукополагать женщин в священники и т. д. Что же касается неримских католиков, имеющих протестантское происхождение, то они в первую очередь постарались восстановить апостольскую преемственность в рукоположении духовенства, ввели в свое вероучение ряд католических догматов, а также несколько приблизили к католической свою культовую практику.
Разные группы неримских католиков порой довольно сильно отличаются друг от друга. Наиболее известны из них старокатолики, реформированные католики, консервативные католики и либеральные католики.
Протестантизм. Протестантизм – одно из пяти основных направлений христианства, возникшее гораздо позже других четырех. Реформации был отвергнут ряд важнейших доктринальных, культовых и организационных установок католицизма и самостоятельно сложился ряд течений, которые стали собирательно называть протестантизмом. Однако, хотя большинство протестантских течений появилось именно в период Реформации, антикатолические движения протестантского типа возникали и в более ранние исторические периоды, причем некоторые конфессии, генетически связанные с этими движениями (вальденсы, моравские братья), сохранились до наших дней. Их можно назвать дореформационными протестантскими конфессиями.
Таким образом, протестантизм появился не как единая конфессия, а как совокупность течений, порой существенно отличающихся друг от друга, но имеющих ряд общих черт. Прежде всего протестантизм признает верховенство Библии как фундамента веры. Что же касается Священного Предания (постановлений вселенских соборов и учения Отцов церкви), то подавляющее большинство протестантов его не признают, а признающие отводят Священному Преданию второстепенную по сравнению со Священным Писанием роль. Одной из важнейших черт протестантизма, противопоставляющих его католицизму и православию, является то, что в нем основным условием спасения считается личная вера в Бога, а не помощь священников и добрые дела во имя церкви. Причем многие протестанты считают, что посмертная судьба человека заранее предопределена Богом, хотя некоторые протестантские конфессии смягчают веру в предопределение, а другие даже допускают наличие у человека свободной воли. Протестанты не верят в заступничество святых перед Богом, отказались они и от характерной для католиков веры в чистилище. Во многих протестантских конфессиях существует положение о всеобщем священстве верующих, согласно которому каждый христианин в принципе может рассматриваться как священник.
Поэтому в большинстве протестантских конфессий нет резких различий между пастором и мирянами, и различия эти носят не духовный, а только функциональный характер. В связи с таким пониманием священства каждый верующий как бы получает право личной трактовки положений, содержащихся в Библии.
Таинства рассматриваются большинством протестантов как видимое слово Божие и ставятся в один ряд с другими формами Божьей милости: познанием Священного Писания, проповедью, беседами с пастором. Основная часть протестантских конфессий признают лишь два таинства: крещение и Вечерю Господню (причащение), так как только об этих таинствах сказано в Новом Завете, что их установил сам Иисус Христос. Различные течения протестантизма по-разному трактуют таинство причащения, но все они не признают его бескровной жертвой и не верят в пресуществление элементов причасти (хлеба и вина) в тело и кровь Христовы. Однако большинство протестантов все же верят, что Иисус Христос присутствует в церкви во время причащения.
Богослужебная практика сильно различается в различных протестантских деноминациях, но в целом, как уже отмечалось, культ в протестантизме сильно упрощен. В богослужении все протестанты ставят на первое место проповедь и чтение Библии.
Протестанты отвергли власть в церкви какого-либо первосвященника (и прежде всего римского папы, против власти которого была в частности направлена Реформация), а во многих деноминациях – и епископскую власть. Даже в тех протестантских церквах, где существует епископат, епископ в большинстве случаев не особый верховный священнический чин, а лишь высшая церковно-административная должность.
2.Общая характеристика ислама. Ислам – самая молодая из мировых религий, возникшая на шесть столетий позже христианства. Сложившись поблизости от очагов христианства и иудаизма, ислам испытал заметное влияние со стороны этих религий и заимствовал от них ряд догматических и обрядовых положений.
Основатель ислама – Мухаммед (Мухаммад), почитаемый приверженцами ислама – мусульманами как пророк и божий посланник, родился в 570 г. по Р. Хр. в небогатой, но достаточно знатной мекканской семье. Рано став круглым сиротой, он воспитывался вначале у деда, а затем у дяди по отцу. Дядя, будучи торговцем, стал привлекать юношу к торговым делам и в 21 год устроил его приказчиком к богатой вдове Хадидже, на которой через четыре года Мухаммед женился. Хадиджа первой поверила в пророческую миссию Мухаммеда и неизменно поддерживала его во всех его начинаниях. В сорокалетнем возрасте Мухаммеду стали являться видения, и, согласно вероучению ислама, он получил свыше приказ начать проповедовать людям слово Аллаха.
Ислам – монотеистическая религия, и важнейшим догматическим положением ее является вера в единого бога – Аллаха. Аллах, согласно исламскому вероучению, наделен чисто человеческими качествами, однако в высшей степени положительными: он совершенен, всемогущ, велик, справедлив, милостив, милосерден, всепрощающ и т. д. У Аллаха нет какого-то конкретного образа и его нельзя изобразить.
Аллах считается мусульманами создателем мира, Земли, растений, животных и человека. Мусульмане верят, что в день конца света он воскресит всех мертвых, соберет их на суд и после страшного суда отправит праведников в райские сады, а грешников в адский огонь.
Ислам вменяет своим адептам пять главных обязанностей (столпов), из которых первая и главная – шахада (араб. свидетельство) – является фактически кратким символом мусульманской веры и формулируется таким образом: Нет никакого божества кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник Аллаха!
Второй обязанностью мусульманина является салят, или салат (араб. молитва): он должен совершать в день как минимум пять молитв – на рассвете, в полдень, перед наступлением вечера, на закате, с наступлением ночи.
Четвертая обязанность – закят, или закат (араб. очищение), – состоит в уплате раз в год строго регламентированного налога, взимаемого в пользу нуждающихся единоверцев.
Пятой обязанностью мусульманина считается хаджж – совершение хотя бы одного в жизни паломничества в Мекку (если это позволяют здоровье и средства).
Имеются и другие, предъявляемые к мусульманам требования этического и иного характера. Так, они не могут есть свинину и мясо некоторых других животных, употреблять алкогольные напитки, играть в азартные игры, заниматься ростовщичеством и т. д. И все же этические требования ислама не очень суровы и сравнительно легко выполнимы. В этой религии нет того обилия строгих запретов и предписаний, которые имеются в таких религиях, как христианство и иудаизм. В этом, вероятно, причина того, что при соперничестве с христианством в некоторых родоплеменных обществах (прежде всего в Африке) ислам обычно одерживал верх.
Священной книгой мусульман является Коран (букв. араб. чтение вслух), считающийся несотворенным. Мусульмане утверждают, что он содержит адресованные пророку Мухаммеду божественные откровения, о которых он сообщил в своих проповедях и которые позже были записаны его последователями. Коран включает 114 глав, называемых сурами. Суры подразделяются на аяты, состоящие из фраз или части фраз. Помимо догматических положений в Коране есть предписания культового, правового и хозяйственного характера, этические наставления об образе жизни и нормах поведения и т. п.
Своего рода дополнением к Корану, толкованием его отдельных разделов служит Сунна (араб. пример, образец) – священное предание мусульман. В ней описываются поступки и высказывания Мухаммеда, и она, как и Коран, служит для мусульман источником правил их жизни. Сунна состоит из хадисов – отдельных преданий о действиях и высказываниях Мухаммеда и лиц из его ближайшего окружения.
3.Общая характеристика буддизма. Буддизм – первая по времени возникновения мировая религия. Основателем ее был Сиддхартха (имя, букв. – тот, чья цель достигнута) Гаутама (фамильное имя), индийский царевич, родившийся в небольшом поселении Лумбини в Непале в VII в. до Р. Хр.(по другим данным – в VI в. до Р. Хр.). Его отец Суддходхамма стоял во главе небольшого государственного образования, расположенного в приграничных районах Индии и Непала. Воспитанный в роскоши, огражденный от превратностей житейских невзгод, Сиддхартха Гаутама однажды случайно увидел мрачные стороны жизни: старость, болезни, смерть. Все это глубоко потрясло впечатлительного молодого человека, который в 29-летнем возрасте навсегда ушел из дома, покинув жену и сына. Вначале он искал пути к спасению в аскетизме, но затем разочаровался в нем. Погрузившись на несколько недель в медитацию, Сиддхартха Гаутама, согласно буддийскому канону, достиг просветления, став Буддой (просветленным). Ему было тогда 35 лет, и после этого он вместе с появившимися у него учениками 45 лет странствовал по Индии, проповедуя свое учение. В 80-летнем возрасте Будда умер в небольшом поселении Кушинагара.
Буддизм сложился как реформационное движение, направленное против господствовавшего в Индии в ту пору брахманизма, как своего рода антитеза этой религии с ее жестоким кастовым строем и произволом жрецов-брахманов. Следует отметить, что в раннем буддизме основной упор делался не на мировоззренческие вопросы, а на этическую сторону, нормы поведения человека. Возникнув в недрах брахманизма, буддизм сохранил некоторые положения этой религии, однако категорически отверг кастовые различия и признал равные возможности всех людей к спасению.
Буддизм иногда называют атеистической религией. Такой алогизм связан с тем, что в ортодоксальном буддизме нет божеств, создавших мир и управляющих им. Вместе с тем буддисты признают наличие некого высшего духовного начала, которое, по их мнению, распылено по всему миру и находится в состоянии постоянного покоя, называемом буддой в себе.
Сущность буддийской религии изложена в учении о четырех благородных истинах (санскр. – арья-сатья, пали – арья-сачча), которое было сформулировано самим Буддой в его первой, так называемой Бенаресской проповеди (то есть проповеди, прочитанной в городе Варанаси).
Первая из этих истин гласит, что жизнь – это страдание, поскольку элементы страдания присутствуют во всех без исключения сторонах жизни.
Вторая благородная истина заключается в том, что причиной страданий является жажда жизни. Человек стремится к обладанию материальными и духовными ценностями, чувственными наслаждениями, что обусловливает его тягу к продолжению жизненного процесса.
Третья благородная истина предупреждает: человек должен осознать, что необходимо прервать круговорот жизни. Нужно подавить в себе любые желания, вне зависимости от того, являются ли они плохими или хорошими.
Путь же к этому подавлению и в результате к спасению указывает четвертая благородная истина. Это так называемый восьмеричный, или срединный, путь (маджджхима-патипада) – своего рода моральный кодекс буддиста.
Буддийский культ довольно прост. В нем отсутствуют сложные ритуалы, характерные для брахманизма, нет жертвоприношений. Отправляют культ монахи, читающие канонические буддийские тексты. Характерно, что миряне в богослужениях не участвуют.
4.Иудаизм. Одной из очень древних религий, сохранившихся до нашего времени (хотя в несколько измененном виде), является национальная религия евреев – иудаизм. Истоки ее относятся ко II тысячелетию до Р. Хр. Зародившись как политеистическая религия, иудаизм к середине I тысячелетия до Р. Хр.трансформировался в религиозную систему с достаточно строгим единобожием.
Важнейшим догматом иудаизма является вера в единого бога Яхве (Иегову). Иудаисты верят также в богоизбранность евреев. Согласно иудаистскому вероучению, Яхве заключил с еврейским народом особые договоры – заветы, в соответствии с которыми передал им власть над Палестиной, а евреи обязались почитать только Яхве и выполнять его заповеди.
Веря в бессмертие души, иудаисты ждут приход небесного избавителя мессии, который должен сотворить праведный суд над живыми и мертвыми, и привести праведников в землю обетованную. Грешники же будут брошены в ад.
Священным писанием иудаистов является Танах1. Эта священная книга в основном идентична христианскому Ветхому Завету, хотя традиция деления ее на части у христиан и иудаистов разная.
Для иудаизма характерно большое число этических предписаний верующим (включая разные запреты). Это, в частности, строгие требования к выбору и приготовлению пищи. Иудаист может есть только определенные виды мяса (не разрешены свинина, конина , зайчатина и др.), причем мясная пища должна быть особым образом приготовлена. Запрещается смешивать мясные и молочные продукты ( в соответствии с заповедью не вари козленка в молоке матери его). Иудаист не может работать в субботу, дотрагиваться перед субботой до металлических предметов, зажигать и гасить свет, ему запрещено одевать одежду из разных тканей, носить карманы выше пояса. Мужчины должны всегда покрывать голову.
Местом собрания иудаистов является молитвенный дом – синагога.
К числу древних восточных религий относится Мандеизм (от восточноарамейск. мандá – знание), Зороастризм, Йезидизм, Индуизм, Джайнизм, Сикхизм, Конфуцианство, Даосизм.
Заключение
В современном мире существует весьма большое число различных религий, их направлений и течений, деноминаций, сект, племенных культов. Они сильно отличаются друг от друга по времени, месту и условиям своего возникновения, по своим догматическим, культовым и организационным особенностям, по численности сторонников и широте распространения. Достаточно сложный конфессиональный состав населения характерен не только для мира в целом, но и для большинства отдельных стран.
По разнообразию исповедуемых религий Россия – страна уникальная. Среди ее населения имеются последователи всех мировых религий: христианства (православия, католицизма <#”center”>Литература
1.Буддизм. Словарь. М., 1992.
2.Булгаков С.Н. Православие. Очерки учения православной церкви. М., 1991.
.Вургафт С.Г., Ушаков И.А. Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы. Опыт энциклопедического словаря. М., 1996.
.Гараджа В.И. Религиоведение: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений и преп. ср. школы. – 2-е изд., дополненное. -М.: Аспект Пресс, 1995.- 351 с.
.Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. Духовные движения семнадцатого века. М., 1995.
.Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.
.Огицкий Д.П., Козлов М. Православие и западное христианство. М., 1995.
.Яблоков И.Н. Религиоведение _Уч пос_2004 -317с.