- Вид работы: Доклад
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 15,16 Кб
Религия друзов
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Институт стран Азии и Африки
Доклад
на тему: «Друзы»
Выполнила: Хадуш Э.Б.
Москва, 2013 г.
Содержание
1.Зарождение друзской религии
.Распространение друзской веры
.Основные религиозные концепции друзов
.Друзы и евреи
.Друзы и ислам
Список литературы
.Зарождение друзской религии
Друзы по происхождению ранее являлись одним из ответвлений шиитской секты исмаилитов, однако в XI веке откололись от неё и прекратили конфессиональные контакты с исмаилитами ещё в Средние века, претерпев, в последующем значительные изменения. Вера друзов началась с движения в исмаилизме, в основном, под влиянием греческой философии и гностицизма и против некоторых религиозных и философских идеологий, которые присутствовали в ту эпоху.
Некоторые представители общины утверждают, что друзская религия возникла в Египте задолго до ислама, в первом веке нашей эры. Согласно этой версии, история человечества делится на семь эпох, в каждую из которых существовал один пророк и один мудрец, знавший тайное учение друзов и передававший его избранным. Мудреца называли вестником. Большинство друзов не принимают эту теорию.
Среди западных и российских («ленинградская школа») востоковедов существовала и альтернативная типология друзов, согласно которой они не являлись самостоятельной религией, а были суфийским орденом в рамках исмаилитского направления ислама.
Сэр Лоуренс Олифант, бывший одним из первых ученых, заинтересовавшихся религией друзов, называл их мистиками с Ливанских гор и обнаруживал связь их представлений с китайской теологией.
Блаватская Е.В пишет: «Полагают, что друзы представляют собой результат смешения курдов, марди-арабов и некоторых других полу-цивилизованных племен. Мы же позволим себе заявить, что они являются потомками и результатом смешения всех наций – мистиков, которые, перед лицом жестокого и безжалостного преследования ортодоксальной христианской церковью и ортодоксальным исламизмом, собирались вместе с самого начала распространения мусульманства и постепенно создали свои постоянные поселения в укреплениях Сирии и горы Ливан, где они сперва искали себе убежища». Согласно основной версии, религия друзов распространилась в Египте и Сирии в XI веке, в период с 1017-го по 1043 год. Учение возникло при халифе ал-Хакиме (996-1021). Еще в юности ал-Хаким проводил много времени в несравненной библиотеке Фатимидов, которая, по свидетельству современников, насчитывала 600 тысяч рукописей. Таким образом, он узнал о неисчерпаемом многообразии мира и, возможно, именно поэтому проникся идеями весьма далекими от традиционной мусульманской религии. А проникшись, приступил к экспериментам. Из ислама обращался в христианство, из христианства – в иудаизм, и снова возвращался к исламу. Не будем забывать, что ал-Хаким был халифом – полным и безраздельным правителем, ему было позволено многое, если не все.
На престоле он проводил крайне противоречивую религиозную политику, заставляющую многих исследователей сомневаться в его психической уравновешенности. Вот что пишет о нем в своей работе К. Д. Петкович: «Он проклял в мечетях Каира первых мусульманских халифов, сподвижников Магомета, а спустя несколько дней отменил отлучение. Заставил евреев и христиан отступать от своей веры, потом приказал им опять вернуться к своему исповеданию. Для развлечения он повелел сжечь половину города Каира, а другую половину отдал на расхищение своим солдатам. Не довольствуясь этим, он воспретил мусульманам соблюдать их обычаи (Рамадан, Хадж, Салат и пр.), и наконец простер свое сумасбродство до того, что велел поклоняться ему как божеству.» ал-Хаким стал центральной фигурой в друзской вере, хотя его собственные религиозные взгляды были оспорены среди ученых.
Египтяне роптали по поводу странных, полных ереси, суждений своего правителя и относились к ним с насмешкой, считая это свидетельством сумасшествия своего правителя. Однако, при дворе ал- Хакима, нашлись люди, поддержавшие его и последовавшие за ним. Из них наиболее известен – Мухаммад ибн Исмаил ад-Дарази. Историки сообщают, что однажды в мечеть явился ад-Дарази и перед Советом провозгласил ал-Хакима новым исламским пророком. Религиозная общественность приняла в штыки еретические заявления ад-Дарази. И он был вынужден покинуть Египет. Он нашел себе надежное пристанище на севере Израиля, между горами Хермон и Ливан. Здесь он начал распространять свое учение о халифе-пророке.
В 1021 г. халиф таинственно исчез, существуют различные версии этого события. По одной, он был убит собственной сестрой Ситт ал-Мулюк, которая стала регентом его сына и почти полновластной правительницей Египта. Есть также версия, что ал-Хаким покинул Египет, опасаясь убийства, а потом принимал деятельное участие в организации друзской общины в Ливанских горах под именем Хамза бен Али, одного из главных вдохновителей движения за обожествление халифа.
Хамза бен Али – духовный отец друзской религии, он известен под арабским прозвищем ал-Ахди, что означает, «наставник». Он записал основные положения новой веры и активно ее популяризировал. После того, как в 1021г. исчез ал-Хаким, ал-Ахди провозгласил что «Пророк» временно ушел в следующий мир, и вернется ко всем верующим в него в качестве махди, в новом величии, в будущем.
Проповедников новой религии было много, но история не сохранила их имена. Известно только, что Хамза и его ученики отправились в разные концы арабского халифата с проповедью новой веры. В 1043 году закрылись Врата Проповеди, и вместе с ними для всего мира закрылась религия друзов.
Почему закрылись Врата? Этого не знает никто. Сами друзы намекают, что так решил непосредственно ал-Хаким, которому приказал это сделать Бог, посчитавший, что на Земле теперь достаточное количество душ друзов, и тот, кто друзом стать не успел, что называется, опоздал.
Одни специалисты видят в название "друзы" описательный эпитет, полученный из арабского dâresah ("тех, кто изучает"). Некоторые полагают, что слово происходит от арабско-персидского слова Darazo ("блаженство") или от имени ад-Дарази – одного из первых новообращенных в веру.
Сами друзы нередко негативно относятся к личности ад-Дарази и слово «друзы», как самоназвание не употребляют. Они часто воспринимают его, как оскорбительное, так как из поколения в поколение передают память о предательстве ад-Дарази, который со временем начал сдавать некоторых друзов мусульманам, которые безжалостно убивали отступников.
Они используют в отношении себя слово «мувахиддун», которое может быть переведено как «единобожники», а может быть переведено как «объединившиеся».
друзский религия вера политический
2.Распространение друзской веры
Ал-Хакима сменил его сын Али аз-Захир. Регент молодого халифа Али Ситт Ал-Мульк приказала разгромить движение в 1021 году.
В течение следующих семи лет друзы сталкиваются с жестокими преследованиями со стороны нового халифа аз-Захира, который хотел искоренить веру. Это было результатом борьбы за власть внутри империи Фатимидов, в которой друзы были неугодны из-за их отказа признать нового халифа Али аз-Захира на таком же уровне, как их имама. В результате столкновений от Антиохии в Александрию десятки тысяч друзов были убиты Фатимидской армией. Крупнейшие бои были в Антиохии, где 5000 религиозных лидеров друзов были убиты. В надежде на выживание вера ушла в подполье: захваченные вынуждены были отказаться или от веры, или от жизни. Друзы сосредоточились в основном в южной части Ливана и Сирии. В 1038 году, спустя два года после смерти аз-Захира, движение друзов смогло возобновиться.
На протяжении всей истории друзы подвергались преследованиям. Это заставило их уйти из Египта и обосноваться в Южном Ливане, в районе нынешней границы между Ливаном, Сирией и Израилем. Позднее большинство друзов перебралось к горе Ливан, впоследствии получившей название Горы Друзов.
Во время периода крестоносцев в Сирии (1099-1291) друзы заявили о себе как о самостоятельной общности. Друзы показали себя как выносливые воины, борясь и служа исламскому правителя Дамаска против крестоносцев. Друзы защищали Бейрут от вторжения с моря. Друзы и в дальнейшем защищали интересы Мамлюков, правителей Египта. Таким образом друзы заслужили признание суннитов региона, а это дало им политическую силу.
Мусульманин из Дамаска, бывший наместником в Цфате примерно в 1320г. пишет о горах Галилеи: «Жители этих гор – друзы из семей Хаклим и Омирия. Они безбожники, не верят в пророка Мухаммада, и находятся вне закона и религии. Верят в переселение душ, богохульствуют и не почитают мертвых. Едят свинину»
Друзы подвергались нападению со стороны Османского владычества. XVI и XVII века были свидетелями восстаний друзов против Османских армий, в результате чего друзское население гор Чуф многократно сократилось.
После прихода к власти турецкого султана Ибрагима Фахи в 1831г., были введены дополнительные налоги на местное население и введена всеобщая военная повинность. Тогда население Галилеи и страны Хоран, находившейся восточнее реки Иордан, подняло восстание. Среди бунтовщиков был большой процент друзов. Армия султана Ибрагима подавила восстание в Хоране, и, поднявшись в Галилею, разгромила ряд друзских селений.
В 1840 гг. между друзами и христианским населением вспыхнула гражданская война. Марониты выступили против друзских феодалов, захвативших их земли. Это не было религиозной войной. Маронитское население бунтовало против политики друзских семей. Сопротивление друзскому феодализму вылилось в поражение христиан между 1859-1860 годом. Это война стоила десятки тысяч жизней в Захле, Деир Аль-Камаре, Хасбая и других городах.
Гонения и враждебность окружающих сопровождала эту общину повсюду, поэтому все отправления культа стали тайными. По той же причине друзы стремились поселиться в труднодоступных гористых районах.
Карта расселения друзов на Ближнем Востоке свидетельствует о том, что выбор мест для поселений всегда был продиктован соображениями безопасности и выгодных оборонных позиций. Кроме того, удаление от "цивилизации" позволяло им облегчить бремя налогов, которые взимали с них"гостеприимные"государства.
Небольшие общины имеются также в Австралии, Канаде, Европе, Латинской Америке, США, Западной Африке.
3.Основные религиозные концепции друзов
Друзское учение по сей день остается тайным: оно известно лишь посвященным, мудрецам, немногочисленному меньшинству в общине. Посвященные называются "укаль" (ученые, мудрые), все прочие – "джухаль" (темные, дремучие люди). Печатных священных книг у друзов нет: источники переписываются вручную, и заглядывать в них дозволено лишь "укаль".
Насколько известно европейским ученым, друзские мифы гласят, что все началось с первого акта творения. Создатель, Непостижимый, к которому не применимы человеческие характеристики, своей волей выделил из собственного ослепительного света творческую субстанцию – Разум. Разум стал первопричиной мира и вобрал в себя все, от небесных тел, людей и животных до самого примитивного растения. Он основа и связующее звено для всего сущего, и чтобы понять смысл жизни, нужно познать загадку Разума. Однако, пребывая в одиночестве, Разум возгордился и решил, что он сам себя сотворил. Бог вознегодовал и из антиподов тех качеств, которыми одарил Разум, создал его противника и врага. И имя ему было дано страшное – Дыдд (от арабского против), поскольку, по контрасту с лучшими свойствами Разума, он воплощал гордыню, невежество и упрямство. Самое интересное, что Разум и Дыдд были похожи друг на друга как две капли воды, и различение их стало тяжким, но важным испытанием для человеческой души.
Согласно верованиям друзов, пророков было семь: Адам (первый человек), Ноах, Авраам (Авраам Авину), Моисей (Моше Рабейну), Иисус, Магомет и Мухаммед ибн-Исмаил, основатель секты исмаилитов (в рамках ислама). Каждый из пророков дополнял предыдущего и вместе они составили единую религию.
Невозможно стать друзом, им надо родиться. Друзы считают, что на земном шаре один миллиард друзских душ, часть из которых находятся в телах представителей других религий, но все эти души рано или поздно вернутся в тела друзов. Вера в переселение душ – составной элемент их вероучения. Они считают, что души умерших друзов переселяются в тела рождающихся, а так как количество душ постоянно, то прием новых членов в общину не представляется возможным.
Исходя из того, что каждая жизнь не уникальна, а смерть не необратима, друзы относятся к ней по-своему. Поскольку в их понимании очередная жизнь всего лишь звено в цепочке перевоплощений, смерть и недуг могут быть как наказанием за грехи прошлых жизней, так и наградой, ускоряющей переход в лучшее воплощение.
Согласно традиции, когда умирает старец, окружающие должны радоваться, потому что душа его в этот момент переходит в другой круг и попадает в тело новорожденного. Когда же рождается ребенок, окружающие должны горевать, потому что в этот момент где-то умер человек.
Они говорят, что владеют техникой раскрытия тайны перевоплощения и могут видеть и предыдущие, и последующие жизни. Но эту тайну, как и все остальные, они хранят в глубоком секрете от посторонних.
В обычаях друзов внимательно прислушиваться к словам маленького ребенка, только начинающего связно говорить. Считается, что именно в возрасте трех лет ребенок выдает информацию о своей прошлой жизни. Друзы считают, что душа, попавшая в мужское тело, как правило, в следующих кругах будет попадать в мужское тело. Душа друза, совершившего серьезное преступление (убийство), лишается возможности совершенствоваться, так что друз, убивший человека, вынужден до конца своих дней мучиться от сознания тяжести своего преступления и невозможности получить прощение.
Цикл перевоплощений будет продолжаться до Страшного суда, когда по совокупности заслуг и прегрешений во всех жизнях душе будет вынесен окончательный приговор. Если заслуги возобладают над дурными деяниями, развоплощенная душа переместится в мир красоты и гармонии. Если же она не заслужила награды, ее ждет страшное пребывание в мире одиночества и хаоса.
Все пожертвованные деньги используются на общественные нужды Молельные дома, хилуа, лишены всяческих украшений: нет мебели, нет украшений – лишь священные книги и ковры, на которых сидят молящиеся. Там дозволено молиться лишь "укаль" и старейшим образованным представителям общины. Они посещают молельные дома по воскресеньям и четвергам, молитвы совершаются вечером. После молитвы и чтения книг начинаются «уроки», на которых постигаются секреты друзской религии. На общие уроки приходят дети до 15 лет, их учат основам друзского отношения к жизни, заповедям и дают крупицу религиозных знаний. На индивидуальных более совершенный в духовном отношении «укаль» общается с менее совершенным, направляя последнего в его восхождении к высотам духа.
Религиозный друз обязан брить голову наголо и прикрывать ее специальной шляпой. Сбривать усы и бороду, напротив, воспрещается. Друзам не разрешается потреблять в пищу свинину, пить алкогольные напитки и курить. Религия запрещает играть в азартные игры, роскошествовать, требует довольствоваться малым, быть скромным, хранить честь женщины и семьи, быть щедрым, великодушным и гостеприимным, оказывать помощь всякому, кто в этом нуждается, будь то бедняк, больной или старик, также запрещается сквернословить.
В их мировоззрении существует доктрина такийя – сокрытия собственных взглядов (от арабского охранять, скрывать). Она сформировалась в период гонений и необходимости жить во враждебной среде. Такийя означает, в частности, что верующие друзы могут внешне принимать традиции и условия чуждой среды. Среди мусульман он будет вести себя как мусульманин, среди иудеев – как иудей, среди христиан – как христианин. Друз легко примет законы любой страны, где бы ни жил, ни за что не станет критиковать тот или иной порядок или обычай. В Израиле у них выходной день в субботу, в Сирии – в пятницу, в Ливане – в воскресенье. Одним из основных правил в религии друзов, является адаптация, приспособление к окружающей среде.
Все сведения, которыми располагает западное востоковедение о религии друзов, следует считать не вполне достоверными. «Сочинение, подаренное французскому королю Наср-Аллахом как часть Писаний друзов в 1701 году, – это явная подделка. Ни одна из копий, содержащихся в Бодлеанской, Венской или Ватиканской библиотеках, не является подлинной, и кроме того все они представляют собой копии друг друга. Велико было всегда любопытство путешественников, и ещё большими – усилия упрямых и назойливых миссионеров проникнуть за покров друзского культа, но все они окончились безрезультатно».
И все-таки, почему религия друзов настолько секретна? В первую очередь потому, что в ней есть мистические тайны, к познанию которых, чтобы не натворить неописуемых бед, может быть допущен лишь человек (только друз, естественно), поднявшийся очень и очень высоко по лестнице духовности.
То есть, здесь тоже действует принцип такийя – сокрытие ради безопасности. Именно поэтому даже не всякий друз допускается к изучению тайн своей религии, а лишь тот, кто, во-первых, хочет этого, а во-вторых, по мнению «посвященных» муахиддун, этого достоин и готов пройти многомесячный обряд инициации. Это касается только мужчин.
Потому что друзской женщине стоит лишь захотеть – и она будет допущена, станет «посвященной». Ведь женская душа, по вере друзов, не только изначально чище мужской, но и намного ближе к Богу, связана с ним гораздо более тесными узами, нежели мужская.
4.Друзы и евреи
Между друзами и евреями установились хорошие отношения, поскольку и те и другие на протяжении многих веков являлись меньшинством и были притесняемы многочисленным арабо-мусульманским населением. В друзских селах встречались и еврейские общины. Большинство друзов в Израиле живут в деревнях, основной род их занятий – сельское хозяйство. Они выращивают хлопок и оливки, известны как большие специалисты по выращиванию табака, хотя религией курение запрещено. Почти весь табак для израильской табачной промышленности выращивается друзами.
С первых дней создания Государства Израиль (1948г.) друзы вступили в ряды Армии Обороны Израиля. Друзские шейхи по собственной инициативе заключили договор с Израилем о службе в армии, добровольно приняв на общину воинскую обязанность. Друзам, вынужденным на протяжении столетий прятаться в горах, пришлось стать отличными бойцами, мастерами герильи – партизанской горной войны. Поэтому друзы часто служат в войсках специального назначения, существуют даже отдельные воинские части, состоящие сплошь из друзов, наилучшим образом зарекомендовавшие себя во всех войнах, которые когда-либо вело государство Израиль.
На территории государства Израиль имеется 17 поселений, в которых проживают друзы. Есть друзские деревни, которые несколько десятков лет назад принадлежали Сирии. Тут отношения не так уж хороши, и это понятно: спор за территории продолжается. Быть верноподданными Израиля при вероятности возвращения территорий Сирии небезопасно. И в некоторых друзских деревнях существует традиция демонстрировать сирийский патриотизм весьма своеобразным способом. На границе с Сирией возле деревни Маджд-эль-Шамс есть так называемый холм криков, куда жители близлежащих деревень приходят в день рождения сирийского президента с сирийскими флагами и выкрикивают здравицы президенту. Обозначив таким образом свою любовь к Сирии, они продолжают спокойно жить и работать в Израиле.
Друзы в Израиле могут занимать важные государственные посты, некоторые даже являются членами Кнесета (парламента), послами, имеют высокие военные чины. Все же следует отметить, что формально друзы пользуются теми же правами, что и еврейские граждане, однако на деле некоторые представители общины по-прежнему ощущают определенную дискриминацию.
5.Друзы и ислам
Несмотря на то, что источник друзской религии – ислам, друзы не считают себя мусульманами и не признают основных положений ислама. Они не молятся пять раз в день, как мусульмане, не постятся в рамадан, не совершают паломничеств в Мекку и не веруют в то, что Мухаммад – последний пророк.
Однако положение усугубляется практикой «такыя», которая позволяет друзам, произносить шахаду, т.е говорить, что они являются мусульманами, делая в уме мысленную оговорку, которая, с их точки зрения, лишает клятву сакрального смысла. Отмечалось, что в Сирии друзы в разговорах с иноверцами предпочитают называть себя мусульманами, а в Израиле – самостоятельной религией. Вопрос о том, является ли религия друзов самостоятельной или же она является частью ислама, остается дискуссионным. Помимо прочего он несет и политическое значение, так как в ряде стран (например, Сирии, Израиле или Ливане) некоторые высшие должностные посты могут занимать по учредительным или конституциональным актам только мусульмане, евреи или христиане. В этой связи важным является классификация религии друзов.
Друзская община не последнюю роль играет и в политической жизни Сирии. Друзы входят в состав Национального совета страны, в который его члены, согласно ст. 50 Конституции Сирии, «избираются путем всеобщих, прямых и равных выборов». В отличие от ливанской Конституции, сирийская Конституция, принятая 13 марта 1973 г., на первый взгляд, не содержит положений, касающихся каких-либо конфессиональных вопросов, что подразумевает возможность для каждого гражданина страны быть избранным на должности первой категории. Однако, ст. 3 гласит, что «Президент Республики должен быть мусульманином». Тем самым представители немусульманских конфессий, проживающие в Сирии и являющиеся ее гражданами, автоматически лишаются права быть избранными на пост главы государства.
Список литературы
1. Крымский А.Е. История мусульманства, 2003.
2. Щенников В. Кто вы друзы? // Азия и Африка сегодня. 1995, № 8
. Базили К.М. Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом и политическом отношениях. – М., 1962, с. 30.
. Блаватская Е.П. – Теософский словарь. Ассоциация духовного единения "Золотой Век". 1994.
5. Блаватская Е.П. Ламы и друзы. Теософист, 1881 г.
6. Ирина Винокурова <http://magazines.russ.ru/authors/v/vinokurova/>. Дивная страна Друзия. Дружба народов. 2005. №11.