- Вид работы:
Контрольная работа - Предмет:
Культурология - Язык:
Русский , Формат файла: MS Word 96,08 kb
Рембрандт Харменс ван Рейн
РЕМБРАНДТ
Харменс ван Рейн
1606 – 1669
Голландия в 17-м веке была одной из самых богатых стран
Европы. В её столицу Амстердам стекались товары со всех концов мира.
Разбогатевшие голландские купцы и банкиры хотели, чтобы произведения искусства
отражали всю их жизнь.
Живопись была в ту пору наиболее популярным и
развитым видом искусства. Каждый мало-мальски состоятельный голландец считал
картину лучшим украшением своего жилища. По словам современника, в голландских
городах «все дома были напичканы картинами».
Несмотря на то, что одни художники писали в
основном портреты, другие – жанровые сцены, третьи – натюрморты, четвертые –
пейзажи, все они стремились изображать окружающую жизнь реалистически:
правдиво, просто, без прикрас. Это им удалось, и многие из них прославились на
века.
Но как ни высоко было мастерство голландских
живописцев 17-го века, всех их превзошёл своим великим искусством Рембрандт
ван Рейн. Он велик удивительной простотой и человечностью. Средствами живописи
Рембрандт сумел, как никто до него, раскрыть внутренний мир человека, его
сложные душевные переживания.
Рембрандт родился в голландском городе Лейдене в
семье мельника. Отец хотел, чтобы он стал учёным, но юноша нашёл своё призвание
в живописи. Он переехал в Амстердам, и скоро к нему пришёл большой успех .Ему
заказывали много картин и портретов. Но шумная слава никогда не привлекала
Рембрандта. Он не стремился угождать богатым горожанам. И чем серьёзнее и
глубже становилось его искусство, тем меньше нравилось оно богатым, самодовольным
заказчикам.
. Он писал то, что наблюдал в жизни, и всё, что он
изображал, становилось необычайно поэтичным. Это чудо совершала кисть великого
мастера. В картинах Рембрандта господствует полумрак, и мягкий золотистый свет
выделяет из него фигуры. Сами краски, словно согретые внутренним теплом,
мерцают , как драгоценные камни. «Изгнание торгующих из храма” (1626 ДЕРЕВО, МАСЛО 43 х 33). было написано Рембрандтом в
двадцатилетнем возрасте. Некоторые черты этого произведения говорят о
неопытности начинающего мастера, хотя многое уже предвещает его будущие
шедевры. Нетрудно заметить в картине профессиональные огрехи: ошибки в
перспективе и в пропорциях. Однако уже сам выбор сюжета — свидетельство
независимых устремлений молодого живописца. Вопреки привязанностям большинства
голландских живописцев к бытовому жанру, он обращается к исторической картине
на библейский сюжет и пишет ее с непривычным для „малых голландцев”
драматическим накалом страстей. Воссозданные на полотне крайние эмоциональные
состояния — страха, ужаса, гнева — свидетельство раннего интереса художника к
внутреннему миру чело века. Это несколько гротескное заострение душевных
проявлений и было исходной точкой в творческом пути Рембрандта, который привел
его в дальнейшем к открытию многоплановой жизни человеческой души. Наконец,
важно и то, что уже здесь молодой живописец стремится к воссозданию не только
характеров, но и нравственных проблем. Изображая библейский сюжет изгнания
Христом торговцев и менял из храма, Рембрандт отстаивает мысль о несовместимости
суетной погони за жизненными благами с высоким предназначением человека.
Кухня” Рембрандта — самый
выдающийся рисунок голландской школы. С XVIII столетия до середины 1930-х годов
этот лист был известен под названием „Блинщица”. Его новое определение —
„Кухня” — предложила В. М. Невежина, которая увидела в композиции интерьер
кухни в доме самого Рембрандта на улице Бестрат в Амстердаме, а в главных
персонажах рисунка — изображения Хендрикье Стоффельс и ее маленькой дочери
Корнелии.
Произведение зрелого Рембрандта, эта композиция
раскрывает его мастерство рисовальщика, его индивидуальное видение мира, его
ощущение жизни. Исполненный бистром в традиционной технике пера и размывки,
лист построен на сочетании немногих скупых линий и тонких переходов светотени.
Мерцающая, глубокая и прозрачная, она преобразует прозаическую сцену лиричный
образ.
Картины и гравюры Рембрандта гораздо
шире известны публике, нежели его рисунки, остававшиеся на протяжении долгого
времени предметом интересов небольшого круга собирателей и знатоков. Между тем
фигура Рембрандта-рисовальщика ни в чем не уступает Рембрандту-живописцу или
офортисту. Рисунки мастера, сохранившиеся в огромном количестве — около 1700
листов, составляют автономную область его творчества. И одной из самых
замечательных особенностей рембрандтовских рисунков является их способность
делать зрителя свидетелем и соучастником рождения художественной мысли
гениального мастера. К числу таких листов относится и небольшая зарисовка
„Женщина с ребенком”(1650-е гг. БУМАГА,
БИСТР, ПЕРО. 11,1 х 9,7). Исполненная тростниковым пером, она
сохраняет всю свободу и непосредственность мгновенного наброска с натуры или по
памяти, когда рука художника едва успевает наметить главные линии. Вместе с тем
в графических произведениях зрелого Рембрандта даже самые, казалось бы,
приблизительные очертания наделены огромной силой обобщения. Может быть потому
в маленьком наброске, принадлежащем музею, так поражает умение передать
несколькими штрихами не только позу и облик женщины, но и душевное состояние и
даже ту атмосферу любви и доверия, которая словно окутывает ее и ребенка.
Рембрандт ценил в человеке не знатность, не
богатство, не внешнюю красоту, а способность мыслить, чувствовать, переживать.
Любимыми героями произведений Рембрандта были простые люди. На его полотнах
человек радуется, скорбит, печалится, страдает.
В необычайно волнующих и проникновенных
портретах Рембрандта как бы ощущаешь прожитую человеком жизнь. Изображая своих
близких, друзей, нищих, стариков, каждый раз с удивительной зоркостью передавал
он изменчивые душевные движения, живую трепетность выражений лица, смену
настроений.
Портрет пожилой женщины, по традиции (но без
достаточных оснований), именуемый „Портретом жены брата”, написан
Рембрандтом в поздний период его творчества, когда были созданы самые
прославленные из его портретных работ. Моделями для многих из них служили либо
друзья художника, либо люди из близкого ему круга. В таких портретах исчезает
привычная дистанция, отделяющая художника от портретируемого, и между ними
устанавливается та степень доверительного взаимопонимания, которая составляет
основу для проникновенного раскрытия внутреннего мира модели. Среди
рембрандтовских портретов 1650-х годов портрет из нашего собрания выделяется
особой концентрированностью образного и композиционного замысла. Светом
выхвачены лишь лицо и верхняя часть фигуры; сложенные руки, обычно столь
выразительные у Рембрандта, спрятаны в рукава. Темно-красный платок,
обрамляющий голову, подчеркивает богатство пластической нюансировки лица и
одновременно усиливает впечатление отъединенности героини от окружающего, ее
полную погруженность в свой внутренний мир. Произведение это принадлежит к тому
типу рембрандтовских работ, которые называют портретами-биографиями. Женщина
изображена здесь в состоянии особой внутренней сосредоточенности, когда мысль и
чувство слиты воедино и размышление предстает в ореоле тончайших эмоциональных
оттенков, а глубокое переживание неотделимо от той мудрости, которая
воспринимается как итог прожитой жизни. И сама рембрандтовская живопись, его
знаменитая светотень — контрасты мрака и света, динамика их сложнейших градаций
от прозрачных теней до пламенеющих цветовых рефлексов — выступает как зримое
воплощение духовного богатства человеческой личности.
Одна из его поздних картин – «Возвращение
блудного сына». Здесь изображён человек, который когда-то покинул
отчий дом и после долгих лет скитаний, нищеты, унижений вернулся к отцу. И
престарелый отец, ослепший от горя, прощает его, обнимая дрожащими руками.
К самым значительным созданиям позднего пери ода его
творчества принадлежит картина „Артаксеркс, Аман и Эсфирь”(1660
Рембрандт был не только живописцем, но и
выдающимся мастером офорта.
Рембрандт Харменс ван Рейн последние годы жил в
нищете, забытый всеми. Никто из богатых заказчиков и не вспоминал уже о великом
голландском художнике. В беднейшем квартале Амстердама нередко встречали его –
одинокого старика, чья ветхая одежда была запачкана красками. Но суровые
жизненные испытания не сломили его. Он продолжал упорно работать и писал так,
как подсказывало ему сердце
Подготовила Конышева Екатерина 6
класс