- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 12,16 Кб
Революция и её роль в первобытной культуре
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Дорожно-транспортный институт
Кафедра культурологи, права и психо-педагогических дисциплин
РЕФЕРАТ
по дисциплине Культурология
на тему: Революция и её роль в первобытной культуре
Выполнил: студент гр. АС-114 Истомин М.Г
Проверила: док.н, проф Кудинова Т.А
Ростов-на-Дону
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИСТОИЯ РАЗВИТИЯ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ
ГЛАВА 2. РОЛЬ РЕВОЛЮЦИИ В ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Первобытное общество – самый длительный период в истории человечества по шкале абсолютного, астрономического времени: первые найденные археологами орудия из камня были изготовлены около 2,7 миллиона лет назад.
Специфика первобытной культуры определяется тремя главными обстоятельствами. Во-первых, необычайной примитивностью всего хозяйствования, применяемых технологий. Во-вторых, полным отсутствием знаний о причинно-следственных связях в мире – тех знаний, которые доставляет наука – при очень хорошем знании о явлениях природы на чувственном уровне. Наконец, в-третьих, тем, что интеллект первобытных людей не уступал нашему, так же как и совокупность их потенций. Именно это последнее позволило древнейшим людям сделать важнейшие изобретения, без которых дальнейшее развитие культуры, человека, человечества было бы невозможно: жилище, одежда, овладение огнём, приручение животных, земледелие и т.п.
Возникновение культуры связано с появлением человечества. Множество различных теорий стремится объяснить причины его появления. Благодаря работам историографов, археологов и этнографов, описывающих жизнь примитивных народов, письменным источникам, в том или ином виде сохранившимся в развалинах погибших городов, накоплен богатый материал, дающий возможность с достаточным основанием рассуждать о первобытной культуре.
ГЛАВА 1. ИСТОИЯ РАЗВИТИЯ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ
Становление мира культуры является результатом длительного процесса взаимовлияния биологической и социальной эволюции. Здесь можно выделить следующие принципиальные моменты: 1) способность общественного человека продуцировать культуру является итогом взаимодействия биологической и социальной эволюции, включающей в себя эволюцию орудия труда, вследствие чего человек не только творец культуры, но и сам формируется на основе труда и культуры; 2) переход от дочелове-ческой стадии к человеческой происходил постепенно и прогрессирующим образом в течение длительного времени. Иными словами, не только история развития культуры есть история объективирования духовных способностей, но и история развития духовных способностей человека есть история превращения культуры в "ингредиент" этих способностей.
Мир культуры тесно связан с процессом гоминизации, с процессом перехода от животного к человеку, одним из аспектов которого является переход от определенных инстинктивных, рефлекторных реакций животного на мир к неопределенности человеческого знания. Действительно, животное обладает инстинктами, связанными с научением, регулирующими его поведение в каждый момент жизни.
Таким образом, у человека возникла потребность в принятии надежного решения и определения меры этой надежности. Именно эта потребность и лежит в основе генезиса культуры (мифологии, религии, искусства и пр.) с ее разнообразным арсеналом физических и духовных техник. Только культура дает возможность человеку строить свое поведение на основе предсказания будущих, еще не существующих событий при помощи различных стратегий.
Важнейшей особенностью первобытной культуры был так называемый синкретизм. Это значит, что в древнейшей культуре не было никакой идущей от социума специализации, не было специалистов. Каждый член первобытного рода выполнял все необходимые для жизни виды деятельности. Недифференцированным было поэтому сознание и всё мировосприятие. Люди не выделяли себя из природы, воспринимали себя как часть целостного мира. Это подтверждается результатами многочисленных этнологических, антропологических исследований. Культурантропологи изучили картины мира многих племён и народностей, живущих сегодня в условиях каменного века, рассматривая их как своеобразные модели сообществ древних людей. Синкретизм присущ культурам всех таких народностей и племён.
Именно синкретизм лежит в основе первых попыток объяснить мир. Они основывались на мышлении по аналогии, на уподоблениях. Синкретично воспринимавшие мир неандертальцы рассматривали всё, что их окружало, как простое механическое продолжение или расширение собственной группы, рода. Мир един, однороден, а значит, всё, что в мире есть, воспринимается как некие группы, род, просто отдельные люди, только имеющие другой облик. В остальном, кроме внешнего вида, они похожи на людей – имеют душу, общаются друг с другом и со всем миром на своём языке, подобно людям в первобытном роде. Такое мировоззрение называется анимизмом.
Отсюда следуют многие важные обстоятельства.
С помощью анимизма можно объяснять происхождение в далёком прошлом отдельных родов и племён от фантастического первопредка, которым чаще всего оказывалось какое-либо животное или даже растение. Такого мифического прародителя принято называть тотемом, а соответствующее мировоззрение – тотемизмом. Тотемные животные и/или растения становились объектами культа.
Точно так же оказывается возможным воображать, что отдельные деревья, реки, источники, камни, горы, рощи и т.п. тоже одушевлены и обладают возможностями влиять на события в мире, в жизни людей. Такие предметы, с которыми обращаются как с живыми и, более того, как со священными, называют фетишами, а соответствующее мировоззрение – фетишизмом.
Таково же происхождение и ещё одной обязательной составляющей первобытного менталитета – так называемой магии. Синкретическое мироощущение не может не быть магическим: если силы, явления и процессы природы воспринимаются как своеобразные люди, значит, с ними можно договариваться и использовать, применяя соответствующие процедуры.
Анимизм и вера в магию прямо ведут к возникновению символов, мифов и мифологии (см. выше), а также системы табу – запретов на определённые действия, формы поведения, виды пищи и т.п. и ритуалов. Табу и ритуалы выражали мировоззрение, определяли менталитет первобытного общества. Они определяли основные формы общественного бытия, социальных отношений, они связывали человека с окружающим миром. Архаические ритуалы тоже были синкретичны, они объединяли песнопения, танец и магические заклинания – прообраз молитвы. В то же время они выполняли и некоторую обучающую функцию.
Западноевропейские исследователи мифа, следовавшие греческой традиции философствования, давно отметили, что миф есть форма познания мира. Такое, с помощью мифов, познание возможно как раз в условиях крайне ограниченного рационального знания о мире и о сущностных связях между его явлениями, процессами. В отсутствие истинных знаний человек первобытного общества заменял их воображаемыми, фантастическими, которые органично включали в себя анимистические, фетишистские и тотемистические представления. Столь же органично и необходимо возникали и воспринимались при этом магические взгляды и процедуры, неразрывно связанные с мифами и мифологической картиной мира.
Мифы развиваются и совершенствуются по мере развития культуры; в конце концов на их основе возникают первые религиозные системы.
Наконец, первобытный синкретизм и магия приводят к возникновению изобразительной деятельности, которая впоследствии породила искусство. Ещё в палеолите люди начали изготавливать фигурки женщин – чаще всего без лица, с едва намеченными руками и ногами, иногда и без головы, но с гипертрофированным натуралистически-точным изображением всего, связанного с продолжением рода. Эти фигурки часто называют «палеолитическими Венерами», им по 20-30 тысяч лет.
Благодаря работам историографов, археологов и этнографов, описывающих жизнь примитивных народов, письменным источникам, в том или ином виде сохранившимся в развалинах погибших городов, накоплен богатый материал, дающий возможность с достаточным основанием рассуждать о первобытной культуре.
Можно выделить минимум четыре фактора, связанных с возникновением культуры.
Появление орудий труда. Древнейший период в истории человечества, когда орудия труда и оружие изготовлялись из камня, дерева и кости, называется каменным веком (свыше 2 млн – 6 тыс. лет назад). Он делится на древний (палеолит), средний (мезолит) и новый (неолит). В некоторых регионах каменный век закончился гораздо ближе к нашим дням.
Установление табу (запретов). Первые священные запреты связаны с появлением орудий труда, которые одновременно могли быть орудиями убийства. Устойчивая численность рода была одним из условий его выживания. Самое важное последствие введения этого табу -возникновение нового отношения к жизни: она становится ценностью, и с точки зрения этой ценности рассматривается весь окружающий мир, преобразуются формы общения людей. На этом этапе человеческая общность начинает отличаться от животного стада, хотя ценность приобретает только жизнь соплеменника и по вполне понятным мотивам: все незнакомое, за которым стояла непознанная и потому уже опасная неизвестность, страшило людей.
Возникновение захоронений. Многие исследователи полагают, что возникновение культуры связано также и с захоронениями, а погребальные обряды впоследствии органично вошли во многие современные религии. От древнейшей эпохи следов захоронений не сохранилось. Погребения появляются с возникновением представлений о загробной жизни. В работах археологов отмечается, что первые захоронения были ориентированы по сторонам света, в направлении восток – запад. Значит, люди связывали свои наблюдения над природой со своим существованием, рождением и смертью. Большинство обнаруженных захоронений находилось в помещении жилой пещеры, хотя и располагалось ближе к ее краям. Об этом же говорят и предметы, которыми окружали захоронение: считалось, что и после смерти человеку нужно все то, что необходимо живым. У некоторых народов сложилось представление о том, что умерший предок осуществляет связь живущих с таинственными силами мира. Все эти факты объясняют появление разного рода культов, прежде всего культа предков.
Первобытная культура постепенно разворачивалась во времени и в пространстве, которые осваивало человечество, проходя определенные этапы отношений с природой, но постоянно решая главную задачу того времени — выжить и продолжить свой род.
ГЛАВА 2. РОЛЬ РЕВОЛЮЦИИ В ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЕ
Темпы развития культуры в первобытном обществе, особенно в первые два – два с половиной миллиона лет, были необычайно медленны. Это связано ещё и с тем, что в то же время происходила и биологическая эволюция предлюдей: археологи обнаружили, что формирование биологического облика человека шло одновременно по нескольким направлениям, так что, например, кроманьонцы достаточно долго существовали рядом с неандертальцами. Ещё до неандертальцев первобытные люди научились пользоваться огнём (примерно 800-700 тыс. лет назад, хотя есть сообщения, что обнаружены остатки костров в геологических пластах возрастом 1,4 миллиона лет), что имело важнейшее значение культурном плане.
Медленно, но в целом постоянно развивалась технология обработки камня, кости, дерева, других материалов. Разнообразилась деятельность, происходило становление и совершенствование труда, социальных отношений. Археологические находки позволяют судить, что неандертальцы заботились об инвалидах. Несомненно, развивался язык.
Одновременно развивалось мышление, появлялись первоначальные представления о мире. Несомненно, важнейшую роль в этом играла способность (потенция) воображения, фантазия.
Примерно около 40 тысяч лет до нашей эры в Европе появились кроманьонцы – люди, биологически такие же, как современный человек. По своему образу жизни они были вполне первобытны. Этот временной рубеж – 40 тыс. лет до нашей эры – в настоящее время принято считать началом палеолитаеолита. С него и принято в настоящее время начинать рассмотрение первобытной культуры.
Палеолит, как принято считать, продолжался до 12-го тысячелетия до нашей эры. В это время развиваются верования в трансцендентное. Появляются культовые женские статуэтки («палеолитические Венеры»), наскальные росписи в пещерах Франции, Испании, Урала. Изобретаются жилище, одежда, швейная игла, копьеметалка, гарпун, рыболовный крючок, жировой светильник с фитилём. Приручается собака.
Период с 12 тыс. лет до н.э. по 7 тысячелетие до н.э. – среднекаменный век, или мезолит. В это время люди овладевают скотоводством. Люди научились шлифовать и сверлить камень, что позволило делать топоры на рукоятке. Появляются лук и стрелы, лодки с вёслами, рыболовные сети, волокуши. Люди начинают делать инструменты (серпы) из кости и дерева, в которые вставляются небольшие (до 2,5 см) острые каменные лезвия – микролиты.
С 7 тысячелетия до н.э. по 4 тысячелетие до н.э. на Ближнем Востоке продолжался новокаменный век, или неолит (в Европе 5-3 тысячелетия до н.э.).
В неолите повсеместно стала использоваться посуда из обожжённой глины (керамика), появились примитивные ткацкие станки, на которых стали ткать ткани из конопли, льна, шерсти. Широко распространилось сооружение домов из дерева, сырцового кирпича, а также землянок. Кремень начали добывать в шахтах. Зародилась металлургия (на Ближнем Востоке около 6000 лет до н.э.) – сначала обработка самородной меди холодной ковкой. Этот период часто называют меднокаменным веком. В это время появились парус, лошадиная сбруя, гончарный круг, колесо. Люди накопили определённые знания о звёздном небе, начали выделять созвездия, составлять первые календари. Появились навыки лечения ран, переломов, вывихов, применения лекарственных растений. Появились также первые попытки считать и передавать информацию с помощью пиктографического (картиночного) письма.
И самое главное: в это время (на Ближнем Востоке первые проявления относятся уже к IX тысячелетию до н.э.) происходит основополагающий процесс, подготовленный всем предшествовавшим развитием культуры, настолько важный, что его предложено называть «неолитической революцией». Её сущность – переход от хозяйствования присваивающего к производящему, то есть к скотоводству и, главным образом, земледелию. Правда, длительность этой революции – не десятилетия и даже не века, а десятки веков; тем не менее, по сравнению с предшествовавшими сотнями тысяч лет этот период достаточно краток, а итоги его поистине революционны. В ходе неолитической революции изменился весь образ жизни людей и сама основа дальнейшего развития культуры: человечество перешло к осёдлости. В результате появилась система постоянных поселений, некоторые из которых впоследствии стали городами. Именно города, как уже говорилось, являются центрами интенсивного развития культуры. Постоянное ускорение культурных процессов с этой поры становится заметным и всё время усиливается. Появляются города восточнее Иерихона, в Шумере и Месопотамии, становится крупнейшим торговым центром Чатал-Гуюк, начинается освоение долины Нила. Этим и заканчивается развитие первобытной культуры; далее появляется рабовладение и первые великие цивилизации древности.
Качественные изменения в технике производства привели к следующим явлениям, которые выступают как основные характеристики раннеземледельческих культур:
переход к земледелию и скотоводству;
переход к оседлому образу жизни, что обусловило демографический взрыв; первобытная культура эволюция
накопление знаний и опыта и передача их от поколения к поколению;
появление перспективы в материальном производстве;
зарождение мифологии;
закрепление рациональных знаний о мире;
появление письменности;
развитие в изобразительном искусстве орнамента;
Можно сделать вывод, что содержание культуры представляет собой продукт творческой деятельности человека в своих различных проявлениях, что всякого рода деятельность формирует систему поведения и вместе с тем организуется этой системой. Следовательно, культура в целом может быть описана и в терминах этологии. Многообразная система поведения человека своей парадоксальностью выделила его из окружающего мира, позволила ему выйти из состояния полной подчиненности природе и создать универсальный динамический канон своего бытия, учитывающий его биологический, социальный и идеологический аспекты. Из трудов по этологии животных и человека известно, какую существенную роль играет поведение в формировании и развитии ритуалов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под первобытной культурой принято понимать архаичную культуру, которая характеризует верования, мир в целом, традиции и искусство народов, живших более 30 тыс. лет тому назад и давно умерших, либо тех народов (например, затерянные в джунглях племена), которые существуют сегодня, сохранив в нетронутом виде первобытный образ жизни. Первобытная культура охватывает преимущественно искусство каменного века, это до- и бесписьменная культура.
Первобытное искусство – искусство эпохи первобытного общества. Оно возникло в позднем палеолите около 33 тыс. лет до н. э., отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников (примитивные жилища, пещерные изображения животных, женские статуэтки). У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента.
Неолитическая революция стала важным этапом в истории первобытного общества, когда произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему. По мере углубления общественного разделения труда и роста его производительности в первобытном обществе усилился обмен, возник прибавочный продукт, что стало основой появления частной собственности и имущественного неравенства. На смену первобытному строю приходят классовые общества. Совершенствуется специализация производства – развивается гончарное производство, строительное дело, изготовление украшений. Происходит разделение труда – отделение ремесла от земледелия. Складывается общественная организация производства. Новый тип культуры основан на социальной организации управления.
Эти предварительные сведения нам необходимы, чтобы войти в реку времени и в путешествии по ней понять труды и дни людей в мире от древности до сегодняшнего дня, увидеть в них то, что должно составлять главную ценность отдельной человеческой жизни и жизни всего человечества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Мириманов В.Б. Первобытное и традиционное искусство. М., 2012
Ташор Э. Первобытная культура. М„ 2010
Фрейдеерг О.М. Миф и литература древности. М„ 1978
Лалетин Д. Культурология. М.,2012