- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 18,07 Кб
Рок-музыка в представлении современных студентов
Содержание
Введение
. Современные российские студенты как социокультурная группа
.1 Сильно выраженное увлечение рок – музыкой
1.2 Слабо выраженное увлечение рок музыкой
.3 Увлечение рок музыкой отсутствует
. Музыка в культуре российских студентов
.1 Ценности и нормы
.2 Модель поведения
.3 Символы и ритуалы
Вывод
Список литературы
рок музыка культура ценность
Введение
Ничто так не отличает нынешнее поколение, как его поглощенность музыкой. Огромное число молодых людей от десяти до двадцати лет живет исключительно ею. Это их страсть. Ничто не возбуждает их так сильно. Они не способны всерьез воспринимать что-нибудь другое. В школе, институте или дома они только и ждут возможности подключиться к своей музыке.
В последние десятилетия музыка занимает важное место в системе ценностей молодежи, одновременно формируя и отражая различные мировоззренческие, этические и эстетические ориентации. Сказанное относится, прежде всего, к массовой музыкальной культуре, в особенности к такой ее жанровой разновидности, как рок-музыка, которая не без основания трактуется, как социо-музыкальный феномен. Именно рок-музыка выступала и продолжает выступать тем средством, при помощи которого формируются постулаты той или иной молодежной субкультуры.
Целью данной работы является анализ музыкальной культуры в качестве фактора формирования общечеловеческих ценностей у современного студента в условиях трансформации общества. В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи: раскрыть место и роль рок музыки в жизни молодёжи, определить отношение студентов к рок – музыке, выяснить влияние рок музыки на студентов. Сама же субкультура студентов подразделяются на отдельные подгруппы – субкультуры. Под субкультурой понимаются сложившиеся в индустриальном обществе автономные и равноправные модели культуры, отличающиеся друг от друга носителями, технологиями поведения, символами, ценностями и нормами.
Актуальность обозначенного исследования обусловлена, прежде всего, недостаточной изученностью рок-музыки как социально-психологического феномена.
Выбор контингента студентов в качестве объекта исследования обусловлен тем, что молодежная аудитория является основным потребителем музыкальной продукции.
Проблема в том, что ценности и ориентации молодежи ограничены в основном сферой досуга: модой, музыкой, развлекательными мероприятиями, часто малосодержательным общением.
Материал для курсовой работы был собран на основе метода интервью. Было проведено 3 интервью с представителями разного отношения к рок – культуре в целом и рок музыке в частности, от настоящего последователя этой культуры, с его ценностями и нормами присущими субкультуре рокеров, до представительницы отрицательного мнения о рок – музыке, и с отрицанием рок – культуры.
Так же материал для анализа субкультуры студентов слушающих рок – музыку был взят из интернет – форумов, и сайтов посвящённых рок музыке. В работе мы соотносим и сопоставляем данные разных интервью, получая возможность судить об интересующих нас сторонах рок – культуры (ценность, нормы, модели поведения), с разных позиций.
Конкретно нас интересует отношение студентов к рок – музыке. В процессе работы мы попробуем декодировать, то есть расшифровать символику рок – культуры, через интервью.
Мы воспользуемся анализом символики с точки зрения её социальной прагматики – влияние на социальные процессы и структуры.
этапа.
Символ (это первый этап, фиксация знаковых элементов жизни опрашиваемого, это могут быть вещи, действия, телесные черты, слова и тексты, изображения которые служат знаками.) Знаки и символы это то, что наиболее заметно бросается в глаза, поэтому данный этап скорее описательный Задача – фиксировать символы исслудуемого в контексте его бытования, в конкретных ситуациях. Затем происходит вычисление символики. Основными элементами символики в данном случае ьудет выступать одежда и внешний вид, в том числе и одежда. Во второй части мы уделим больше внимания. А. К. байбурин предложил понятие семиотического статуса вещей, но мы применим его не только к вещам. Но и жестам, действиям, словам, выражениям. «Семиотический статус вещей отражает конкретное соотношение «знаковости» и «вещности» и соответственно – символических утилитарных функций…» – определяет Байбурин. Семиотический статус особенно повышаться в зависимости от обстоятельств (знакомство), в некоторых же случаях он может быть нейтральным. Когда в тексте мы будем говорить о «символе», то будем иметь в виду не только чисто знаковые объекты, но и другие вещи, действия и фигуры речи, но в тех ситуациях, когда они действуют как символы, т.е. в момент повышения семиотического статуса.
Интерпретация – нас интересует жизнь символов в контексте взаимодействий и отношений, в которые он включён. Важно понимать, что интерпретация одних и тех же символов различаются в зависимости от позиции интерпретатора. Важна не только сама интерпретация, но и ситуация, в которой она была получена.
Реакция – это третий этап – фиксация действий, моделей поведения, фиксирование наличия символа, его наличие означает, что он сыграл какую-то роль. Его значение было считано, хотя не обязательно выведено на уровень сознания и речи, а сразу претворилось в действие. Реакция – показатель того, какая конкретно информация была считана в данном случае, т. е. по ней мы реконструируем актуальное значение символа.
Сообщество (связи и структуры). Символ служит сигналом не просто к действию, но и взаимодействию. А это отражается на состоянии межличностных отношений, вносит изменения в структуру общества. Здесь стоит задача определить, как та или иная реакция отражается на состоянии социальной структуры.
В процессе работы мы постараемся выделить, какое место играет рок – музыка в жизни современных российских студентов, относящихся к субкультуре рокеров. Проследим, какое место в субкультуре играют символы, ценности, нормы, модели поведения.
Глава 1. Современные российские студенты как социокультурная группа
Культура обладает целостностью. В ней нет лишних элементов. Ритуалы, традиции, обычаи – все они исполняют определенные функции, образуя особые социокультурное институты (Б.Малиновский, А.Рэдклифф-Браун). Нас интересует социокультурная группа студентов (субкультура). Субкультура – устойчивая, самостоятельная модель поведения группы людей, по-своему воплощающая ценности и нормы индустриальной (большой) культуры. У любой социокультурной группы складываются ценности и нормы. Ценности – это то, что оправдывает и придает смысл нормам, абстрактные понятия о том, что такое добро и зло, правильное и неправильное, должное и недолжное. Тогда как нормы это правила поведения.
В пределах этих социальных ролей используемые студентами средства, последовательность и порядок действий приобретают символическое значение. Символ – это знак, понятный для людей, объединенных социокультурным институтом, и только им одним. Студенты, исполняющие социальные роли, приписывают своим действиям особую ценность, являющуюся неотъемлемой чертой социокультурных институтов.
В этой главе будут рассмотрены 3 варианта отношения в субкультуре студентов к рок-музыке. На основании интервью.
1.1 Сильно выраженное увлечение рок – музыкой
Наша задача – анализ интервью, выявление норм, ценностей, символики данного субкультурного образования, на примере одного взятого представителя. Проследим общие черты, которые нашли отражение в сленге, фольклоре, манерах поведения, и, следовательно, осознаются и вербализируются самими её представителями.
В этом интервью рассмотрен представитель рок – культуры, положительно относящийся к рок – музыке, сам исполняющий рок – музыку.
Передо мной во время интервью сидел молодой человек лет 20 – 22. Вполне раскрепощённый, с правильной речью, опрятный, в чистой одежде, вопреки частому представлению о немытых рокерах. Интервью проходило в свободной обстановке, и не выглядело, как принуждение его отвечать на мои вопросы. В процессе общения я вопросы задавались по мере необходимости, дабы молодой человек не уходил далеко от заданной темы. Очень общителен, вытягивать информацию из него не приходилось.
Внешний вид: Светлые окрашенные волосы, чисты, лёгкая небритость, широкие джинсы, сидящие достаточно низко, чёрная футболка, с собой у него была гитара, так как общались мы перед его репетиций. На руках много татуировок, в основном надписи. Надпись «Per aspera ad astra» – что означает «через тернии к звёздам», орнамент на другой руке, россыпь звёздочек, сердце с лентой, спросив о его татуировках после интервью в другой обстановке я узнала, что ни одна из них ничего не значит, разве что надпись на латыни как девиз по жизни, и сердце посвящено родителям. В целом я выяснила, что на теле молодого человека 21 татуировка. Весь образ дополняет пирсинг – металлические украшения, а так же бижутерия, очки, кольца, цепочки, подвески, серёжки. На ногах кеды, клёпаный ремень, и клёпаный браслет на руке. Плюс к этому всему можно отметить постоянное курение сигарет. Упоминая о рок музыке парень сжимал руку в так называемую «козу» ( также известная под названиями «рожки», «рога», «распальцовка», «подкова» – жест <#”justify”>1.2 Слабо выраженное увлечение рок – музыкой
В этом интервью рассмотрена представительница студенческой субкультуры, которая нормально относится к рок- музыке (приложение 2). Под нормально подразумевается её прослушивание, без особого проявления фанатства. В прошлом опрашиваемая, следует отметить, относилась к рок – культуре, как ярая поклонница.
Внешний вид девушки, у которой было взято интервью, не привлекал особого внимания, по сравнению с первым молодым человеком. Босоножки на высоких каблуках, лёгкий летний сарафан, такой как у большинства девушек в летнее время года, милое украшение на шее в виде звёздочки. Длинные ногти, покрашенные светлым лаком, уложенные в хвост тёмные волосы. Манера разговаривать может быть описана как частое употребление количество милых слов («мррр», «зая», «киса» и др.). Ничего в её внешности не указывает на то, что она слушает рок – музыку. Только при более близком знакомстве, можно узнать о том, что несколько лет назад она была поклонницей русского альтернативного рока, и выглядела абсолютно иначе.
Она рассказывает о том, что в 16 лет была ярой фанаткой группы «Стигмата». В тот момент её внешний вид отличался от нынешнего. Цветные волосы, яркий макияж, злобный внешний вид, настроенный на эпатаж, пирсинг, то татуировки дело так и не дошло, но она хотела бы сделать её в настоящее время. Как говорит девушка, это было бы что-то милое (божья коровка за ухом). В сравнении с молодым человеком из первого интервью, его татуировки в стиле Old School, далеки от милых божьих коровок, которые предпочитают делать девушки (на форумах, где обсуждают татуировки, девушки чаще всего предпочитают делать красивые надписи на латинском языке, или английском, так же звёздочки, божьи коровки и котята, иероглифы). В момент увлечения рок музыкой у девушки возникает желание идентифицировать себя как рокершу, девушку, слушавшую это музыкальное направление, возникает потребность в общении с людьми, разделяющими её музыкальные предпочтения. Одежда служит символом идентификации, она может через эти вещи знакомиться с людьми и т.д.
Но, как мы видим из этого интервью, одно увлечение у опрашиваемой сменяются другими, как и желание, идентифицироваться в новой субкультуре, с новыми нормами, ценностями, моделями поведения. В данный момент, девушка идентифицирует себя как студентку, сотрудника магазина, эти социальные роли подразумевают под собой свои нормы, модели поведения, правила, дресс код, которому нужно соответствовать для благополучной идентификации.
Активная жестикуляция, добавляет образу женственности, частые улыбки, как модель поведения. Несмотря на образованность, в поведении прослеживается имитация глупости, что помогает ей в общении с противоположным полом, флирт и заигрывания неотъемлемая часть её образа. Как реакцию, в ответ на свой флирт девушка тоже получает флирт, в ответ на улыбки, улыбки, это облегчает знакомство с новыми людьми. Благодаря разнообразным музыкальным предпочтениям, девушка может поддержать любой разговор.
Цели в жизни у опрашиваемой во втором интервью имеют различия с целями в жизни молодого человека из первого интервью. Так же у них разные модели поведения, нормы, ценности, которые в прошлом, возможно, имели место перекликаться. С взрослением, сменой круга общения у девушки происходит смена жизненных ориентиров, в первом же интервью смена ориентиров не наступает, а происходит укрепление позиций прошлых интересов. Молодой человек не меняет круга общения, и со временем его увлечения только закрепляются и перерастают в более серьёзные формы, как серьёзное влечение рок – музыкой, идентификации себя как части рок – культуры, с последующим желанием продолжать своё увлечение рок – музыкой и превращение его в профессию, и средство заработка денег, и самореализации в жизни. Во втором же варианте, увлечения отходят на второй план, как у большинства молодых людей в период студенчества, который характеризуется частой сменой жизненных ориентиров, исканием себя и своего места в мире.
Молодым людям (студентам), возраст которых, как правило, от 17 до 25 лет, свойственна эмоциональная неуравновешенность, стремление к эпатажу, самоидентификации, что обусловлено возрастом. Во время пубертатного периода происходят глубокие телесные изменения; меняется также характер мышления, претерпевая качественные и количественные преобразования; социальное развитие идет по двум основным линиям – освобождения от родительской опеки и установления новых отношений со сверстниками; и наконец, развитие самосознания характеризуется становлением новой субъективной реальности, а именно идентичности как продукта сексуальных, когнитивных и социальных трансформаций.
.3 Увлечение рок музыкой отсутствует
В третьем интервью была опрошена девушка из субкультуры студентов, отношение которой к рок – музыке негативное. Она не слушает рок музыку, и негативно отношение это результат пропаганды отрицательного образа рок культуры в СМИ.
Внешность опрашиваемой девушки более чем обычная, светлые волосы ниже плеч, обтягивающие джинсы, кофта, не большое количество бижутерии. На шее церковный крестик, из чего следует отношение девушки к религии. Из последующего разговора становится ясно её вера в бога. Манера разговаривать спокойная, без ярко выраженных эмоций, слабая улыбка. Облик внушает спокойствие, невозмутимость, в отличие от ярких одежд представителей других взглядов на рок – музыку. Отрицание рок музыки здесь связано с верой в бога и пропагандированием церкви отрицательного отношения к ней, обозначение её как греховной музыки, музыки сатаны. Здесь подростковый кризис идентичности прослеживается на том, что верующая девушка ориентируется на нормы и ценности верующих.
Привожу отрывок из статьи, распространяемой церковью. «…Священное Писание поощряет спокойное, молитвенно-настраивающее пение. …Один специалист по школам, имевший большой опыт в работе с трудными подростками, утверждает: «В течение моего многолетнего руководства молодыми людьми, я постоянно сталкиваюсь с проблемой влияния на них музыки. В поступках молодых людей я неоднократно наблюдал отражение аморального поведения их музыкальных кумиров. Молодые люди обнаруживали свою полную преданность им и в употреблении их специфических выражений, и в надписях на книгах названий их песен, и в украшении своих спален их фотографиями, и слушанием в автомобилях их громкой музыки, и в одежде, которую они одевали… Кроме секса и насилия, рок-музыка содействует злоупотреблению наркотиками. Еще в 1969-ом году журнал «Таймз» комментировал, что «композиторы рок-музыки употребляют наркотики часто и открыто, и их произведения насыщены намеками на наркотики. Факты подтверждают, что рок-музыка, как правило, стимулирует употребление наркотиков, неразборчивую сексуальную связь и буйное поведение». И несмотря на то, что злоупотребление наркотиками представляет такую большую проблему в современном обществе, рок-музыка продолжает поощрять их употребление. Таким образом, рок-музыка несет значительную долю вины в современной наркомании.» откуда мы видим негативное отношение к рок – музыке, в данном случае.
Внешний облик этой девушки из трёх интервью самый спокойный, неприметный, не яркий, сдержанный. Чем менее наши опрашиваемые причастны к рок – музыке тем менее ярко они выглядят, тем менее проявлено их стремление к идентичности с какой – либо субкультурой. Рок – музыка предполагает яркость, цветность, броскость.
Далее в работе мы более подробно будем рассматривать студентов, которые относятся к типажу первого интервью. Это молодые люди и девушки рок – музыка в жизни которых, занимает важное место. Второе и третье интервью нам не подходят, в данном случае они не рефератная группа. Во второй главе работы мы рассмотрим «Ценности и нормы», «Модели поведения», «Символы и ритуалы» присущие рок – культуре российских студентов.
Глава 2 Рок музыка в культуре российских студентов
В основе данной главы будет лежать интервью, взятое у представителя студенческой субкультуры (приложение 1). Дополнительно будут использоваться материалы взятые с форумов и сайтов, посвящённых рок – культуре.
Придя в рок – тусовку, молодой человек начинает идентифицировать себя как рокера, с присущими им ценностями, нормами поведения и т. д. В его внешности появляется атрибуты рокера. Пирсинг, сленг, татуировки, соответствующая одежда, прослушивание музыкального направления присущего субкультуре.
Конструирование идентичности в студенчестве играет важную роль, индивид выходит из той социальной роли, которую исполнял до момента становления студентом, и начинает идентифицировать себя как новую личность с новыми приоритетами.
.1 Ценности и нормы
У любой социокультурной группы складываются ценности и нормы. Ценности – это то, что оправдывает и придает смысл нормам, абстрактные понятия о том, что такое добро и зло, правильное и неправильное, должное и недолжное. Тогда как нормы это правила поведения.
Историк В.Е. Носов, классифицируя различные культуры, определил субкультуру как систему ценностей и правил поведения, сложившихся в определенной социальной (демографической, национальной, профессиональной) группе. От доминирующей (общепринятой) культуры субкультура отличается языком, взглядами на жизнь, манерами поведения.
Следует отметить, что не следование нормам и ценностям присущим определённой социокультурной группе, влечёт исключение человека из её состава.
У субкультурных направлений складывается не только своя система норм и ценностей но и идеология, которая не только пытается изменить представления индивида ценностях организации. Мнения участников о движении влияют на их мотивацию. Н.Д. Саркитов посвятил диссертационное исследование рассмотрению проблемы роли и места рок-музыки в формировании молодежных субкультур. По определению ученого, "…молодежная субкультура характеризуется обязательными попытками формирования собственных мировоззрений, оппозиционных мировоззрениям старших поколений и своеобразными манерами поведения, стилями одежды и прически, формами проведения досуга и т.п."
В ряду семантических средств неформальных молодежных объединений – таких, как манера поведения, одежда, прическа, сленг, значковая атрибутика – определяющая роль принадлежит музыке. Именно рок-музыка выступала тем средством, при помощи которого формируются постулаты той или иной молодежной субкультуры.
альтернативных моделей бытия, вступающих в непримиримый конфликт с существующими идеологическими, нравственными и эстетическими установками.
отрицательное отношение популярной музык (в рок – культуре не ценится массовость)
не массовая направленность (не желание стать известными, а желание заниматься любимым делом)
не коммерческая направленность (желание делать музыку, а не деньги, деньги не имеют ценности)
получение удовольствия от бытия (осуществление мечты)
2.2 Модели поведения
В последние десятилетия отечественными и зарубежными учеными предлагается более широкое понятие относительно рока – "рок-культура". По определению А.А. Васильевой, рок-культура включает помимо собственно музыкальной компоненты также вербальную (поэтические песенные тексты, где широко представлена молодежная сленговая лексика), поведенческую (комплекс используемых рок-музыкантами исполнительских приемов – от темброво-артикуляционной манеры пения до стиля сценического поведения), предметную (костюмы и атрибутика как часть исполнительского имиджа рок-музыкантов), социокультурную (традиционные социальные формы бытования рок-музыки – молодежная тусовка, рок-концерт) и, таким образом, фокусирует в себе все основные грани названной культурной системы.
Объединение по интересам в группы
Посещение концертов
Создание собственных рок – групп
Конструирование идентичности за счёт одежды, внешнего вида
Следования ценностям и нормам рок – культуры
Создание фан – клубов
Исключение себя из общества
Нежелание работать в государственных учреждениях
Особо ценима индивидуальность
У потребителей рок-культуры нередко складывается определенный поведенческий стереотип. Создается противоречивый имидж "рок-н-ролльного человека": с одной стороны, рок-фанаты стремятся к интеллектуальному совершенствованию – чтению философской и религиозной литературы, овладению навыками игры на музыкальных инструментах и т.п. С другой – у них зачастую формируется потребность в неограниченной свободе, что нередко приводит к проявлениям девиантного поведения, которое может выражаться в пьянстве, наркомании, моральной и половой распущенности, непризнании авторитетов, конфронтации с окружающими.
Рок Фанаты испытывают чувство наслаждения от прослушивания любимой музыки. В зависимости от содержания произведений рок-культура может давать установку на добро, высокие нравственные ценности, либо, напротив, формировать нигилизм, цинизм, потребительство.
Неуверенно чувствующие себя в жизни подростки обладают повышенной склонностью к самоотождествлению с "сильными личностями", за коих выдают себя рок – кумиры, чей образ заполняет пустующее "сверх-я" молодого человека. Такая поведенческая установка зачастую приводи к потере индивидуально-личностной определенности. Выделяем функцию самореализации, она может выражаться, с одной стороны, в творческом высказывании, создании и исполнении рок-музыки, с другой – в ее потреблении, обладании престижными дисками и магнитофонными записями, свежей информацией о жизни и творчестве любимых исполнителей и т.п. Рок-культура служит для молодых людей своеобразным средством ухода от "несовершенств" окружающей действительности. Она образует для них "культурную нишу", в которой можно "отсидеться до старости", укрывшись от трудностей быта и проблем повседневной жизни. При всех различиях идейных платформ и отражающих их музыкальных пристрастий можно выделить общие черты, в равной степени присущие всем неформалам, безотносительно к их принадлежности. Некоторые неформалы ( в нашем случае студенты прослушивающие рок музыку) стремятся исключить себя из общества, что на практике проявляется, в частности, в демонстративном ниспровержении ценностей старшего поколения, в нежелании работать в государственных учреждениях, в уклонении от воинской службы. Вместе с тем неформалы легко идут на контакт с единомышленниками.
Таким образом, деятельность неформалов носит противоречивый характер.
.3 Символы и ритуалы
Процессы, происходящие с символикой, отражают и фиксируют процессы самоорганизации сообщества. Рождение символа становится началом самоорганизации сообщества, точнее – развития его коммуникативной сети. Когда множество людей начинает осознавать некий признак «своим», общность переходит в проявленное состояние. До этого она существовала как неформальное множество объективно близких по интересам, целям или общественному положению людей. После появления символа общность обретает самосознание. Рождение символа служит рождением самосознания сообщества. Выбор символики не случаен. Множество людей обретает символ, а вместе с тем самосознание – и превращается в общность. Появляется граница сообщества. Символ играет роль индикатора «свой – чужой» и фиксирует границы.
Выделим символы студентов относящихся к рок – культуре:
Знак субкультуры (Анах, крест, «А» и др.)
Пирсинг
Татуировка
Одежда с символикой любимых исполнителей
Следование ценностям
Следование нормам, принятым в субкультуре
Зачастую это наличие гитары, или умение на ней играть.
Использование определённых цветов в одежде
Прослушивание определённой музыки
При следовании этим основным символам студент выделяется из общего круга людей, подчёркивает своё отношение к отдельной субкультуре. Так же они помогают идентифицировать себя.
Вывод
Многие авторы не без основания указывают на антипрофессиональность рок-музыки, ее демократизм, что позволяет любому молодому человеку, овладевшему азами игры на гитаре, сочинять и исполнять песни. Что касается художественных достоинств рок-композиций, – самих потребителей рока музыка, как таковая, интересует в последнюю очередь. Музыкальное начало подменяется драйвом, стремлением вызвать открытую эмоциональную реакцию перципиентов. Эстетическая несостоятельность таких произведений в полной мере компенсируется наличием индивидуальной четко сформулированной позиции автора-исполнителя. Именно это качество служит главным критерием оценки рок-произведений. Молодых людей в роке привлекает проблематичность, глубина содержания текстов, искренность, близость тематики, когда с ними пытаются разговаривать на их языке.
Как подчеркнула Э.А. Орлова, молодежные субкультуры являются своего рода динамическим потенциалом современного общества, они служат источником изменений отношений между поколениями, источником изменений в самой культуре. Исследователем отмечено, что "…образцы, откристаллизовавшиеся в рамках молодежного творческого объединения, становятся важной составляющей, а порой и ядром нового направления в искусстве, основой для решения социально значимых технических задач"
У представителе рок – культуры складывается отрицательное отношение в массовой культуре, о чём свидетельствует так же интервью ( приложение 1). Массовое искусство, производится большими тиражами, легко воспринимается потребителями, оно относительно дёшево. Рок музыка это музыкальное направление не для масс. Относительная малобюджетность, направление на узкий круг людей, не коммерческая направленность. Пропогандирование рок музыки не происходит на телевидении, в средствах массовой информации. Интерес к творческому процессу, а не результату деятельности. Любые молодёжные движения действуют в своих интересах независимо от характера объединения.
Список литературы
Васильева А.А. Российская рок-музыка 1970-х – 1990-х гг. как социокультурное явление: опыт культурологического анализа. Дис. … канд. культурологии. – Челябинск, 1999
Громов А.В., Кузин О.С. Неформалы: кто есть кто? – М., 1990
Культурология. Под ред. А.Н. Марковой. – М., 1998
Орлова Э.А. Молодежные субкультурные объединения как фактор динамики культуры // Субкультурные объединения молодежи. – М., 1987
Саркитов Н.Д. Социальные функции рок-музыки и ее место в молодежной субкультуре. Автореф. дис. … канд. филос. наук. – М., 1987
Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 448 с. – (Серия «Золотой фонд российских учебников»)
Кон И.С. Молодежь. БСЭ. 3-е изд
Молодежный экстремизм. Под ред. А. А. Козлова. Из-во СПбГУ.1996 – 675с.
Ядов В. А. «Социологическое исследование: методология, программа, методы».
Учебный словарь по культурологи.
«10 лекций по культурологи» Лейбович
Музыка наших дней / Вед. ред. Д. М. Володихин – М.: Аванта, 2002.
Аксютина О. А. Панк-культура как феномен молодежной контркультуры <http://ec-dejavu.ru/p-2/Punk.html> // Современные трансформации российской культуры. М.: Наука, 2005, с. 564-603
Источник из интернета:http://www.sub-culture.ru/
—Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры / Ин-т социологии РАН, Ульян. гос. ун-т. Н.-И. центр "Регион". М.: Ин-т социологии РАН, 2000. 262 с. <http://window.edu.ru/window_catalog/files/r42277/index.html>
Громов А.В., Кузин О.С. "Неформалы. Кто есть кто?" – М.,1990г.
Верная А. Статья «Субкультуры». (Интернет-сайт Анастасии Верной), М., 2006.
Давлетшина Д.М Музыкальная культура как фактор формирования духовных ценностей студенческой молодежи в современных условиях: Автореф. дисс…. канд. социол. наук. – Казань, 1998.
Цукерман B.C. Музыка и слушатель. – М., 1972; Алексеев Э.Е., Головинский Г. и др. Молодежь и музыка сегодня //Социальные функции искусства и его видов. М., 1980
Ольшанский Д.В. "Неформалы: групповой портрет в интерьере"- М: Педагогика, 1990г.
Щепанская Т.Б. «Система: тексты и традиции субкультуры/ Т.Б. Щепанская. – М.:ОГИ, 2004.
Милицина И.В. Культурная самоидентификация студенчества: Дисс. канд. социол. наук. – Челябинск, 2000. – С. 84-96.
Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. – 2000. – № 3. – С. 125
Ковалева Е.А., Луков В.А. Социология молодежи. – М., 1999.
Левикова С.И. ,Молодежные культуры и объединения, 2010 <http://www.polisportal.ru/index.php?page_id=51&id=161>г.