- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 23,88 Кб
Роль фотографии в музейном деле
Содержание
Введение
Глава I. Теоретические основы фотографии музейной экспозиции
1.1 Экспозиция как основа музейной коммуникации
1.2 Специфические особенности фотографического изображения
1.3 Изобразительные средства и выразительные возможности фотографии
Глава II. Изучение роли фотографии музейной экспозиции
2.1 Роль фотографии в музейном деле
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Слово "экспозиция" происходит от латинского глагола ехропо (выставлять напоказ, раскладывать) и производного от него существительного expositio – изложение, описание. Экспозицией можно назвать размещение любых предметов, представленных для обозрения. Но музейная экспозиция имеет свою специфику. Ее основу составляют не любые, а музейные предметы, обладающие определенной совокупностью признаков и свойств. В экспозиции они обретают новый статус: становятся экспонатами, то есть предметами, выставленными для обозрения.
В качестве экспонатов могут выступать и "заменители" подлинников, то есть воспроизведения музейных предметов, а также карты, схемы, диаграммы и другой научно-вспомогательный материал, необходимый для наглядного показа связей между предметами и раскрытия темы. В состав экспозиции входят письменные тексты разнообразного характера, часто – фонические материалы. Эта совокупность музейных предметов, их воспроизведений и моделей, научно-вспомогательных материалов и текстов называется экспозиционным материалом [6].
Все части экспозиции взаимосвязаны между собой и составляют ее тематическую структуру. В соответствии с ней экспозиционные материалы делятся на структурные единицы – экспозиционные комплексы, то есть группы предметов, связанных между собой по содержанию или иным признакам и составляющим зрительное и смысловое единство. В качестве экспозиционного комплекса может рассматриваться и экспозиционный зал, созданный по единому проекту и имеющий свой неповторимый облик.
В экспозиции выявляется знаковая природа вещей. Знак – это предмет, который выступает в качестве носителя информации о других предметах, событиях, явлениях. Когда предметы используются в чисто практических целях, их знаковая функция отходит на второй план, а на первый выступают утилитарные свойства. [13]
Исходя из вышеперечисленных фактов, мы сформулировали тему нашего исследования: "Фотография музейной экспозиции".
Объект нашего исследования – музейная экспозиция.
Предмет исследования – фотография музейной экспозиции.
Цель исследования – охарактеризовать фотографию музейной экспозиции.
Задачи исследования:
1.Проанализировать литературу по теме исследования.
2.Дать характеристику основным понятиям работы
3.Выявить роль фотографии музейной экспозиции.
Глава I. Теоретические основы фотографии музейной экспозиции
1.1 Экспозиция как основа музейной коммуникации
Предметы в музейной экспозиции представляют собой научно организованную совокупность, поскольку их отбор и размещение основываются на разработанной коллективом музея научной концепции. Они служат средствами для выражения определенного содержания, следовательно образуют знаковую систему. Поэтому музейная экспозиция является своеобразным "текстом", который нужно не только созерцать, но и осмысливать. Экспонаты-знаки могут передавать идеи, чувства, представления и суждения как людей, создавших их или когда-то с ними соприкасавшихся, так и авторов экспозиционного показа.
Экспозиция составляет основу музейной коммуникации, которая осуществляется путем прежде всего зрительного восприятия посетителями экспозиционных материалов, размещенных в определенном пространстве. Для того чтобы облегчить процесс общения посетителей с экспонатами, сделать его более результативным и плодотворным, в создании экспозиции участвуют не только ученые, но и художники, которые приносят в музей образное начало [10]. На музейном поприще у науки и искусства единая цель – помочь человеку постигнуть логическую связь вещей и явлений, повести его к познанию мира через сотворчество и сопереживание. Образ, который создается в результате синтеза науки и искусства, является специфически музейным образом [5].
Согласно современным представлениям, музейная экспозиция – это целенаправленная и научно обоснованная демонстрация музейных предметов, которые организованы композиционно, снабжены комментарием, технически и художественно оформлены и в итоге создают специфический музейный образ природных и общественных явлений.
1.2 Специфические особенности фотографического изображения
Для того чтобы идейное содержание фотографических композиций могло быть выражено в совершенной художественной форме, необходимо прежде всего понимание специфики фотографии как способа изображения, её выразительных возможностей и изобразительных средств.
Искусство фотографии имеет ряд специфических особенностей, многие из которых роднят его с другими видами изобразительных искусств. Как и живописец, фотохудожник изображает трехмерный реальный мир на двухмерной плоскости и ищет свои средства и приемы для создания эффекта глубины пространства.
Как и в живописной картине, на фотоснимке передается краткий миг события, которое в жизни развивается во времени. И в живописи и в фотографии разработано много способов, помогающих преодолеть эти ограничения и сделать картины живыми и динамичными.
Большие сложности возникают у живописца и фотографа в связи с тем, что человек воспринимает действительный мир с помощью пяти органов чувств (слух, зрение, вкус, обоняние, осязание). Картину или снимок он воспринимает только зрением, и художнику нужно найти средства, чтобы передать в произведении изобразительного искусства всю полноту жизни – и теплоту солнечного света, и свежесть ветра, и звон весенней капели, и запах скошенных лугов [1].
Специфической особенностью фотоизображения является и то обстоятельство, что оно рисуется съемочным объективом с одной точки, в то время как зрение наше бинокулярно. Возникает задача изыскания средств, которые помогли бы фотоснимку приобрести стереоскопичность.
Черно-белый снимок трансформирует цвета реального мира и передает их гаммой ахроматических тонов, что и является специфической особенностью черно-белой фотографии.
музейная экспозиция фотография
В последующих главах книги рассказывается о выразительных средствах и творческих приемах, которые дают возможность фотохудожнику сделать снимок пространственной, стереоскопической, динамичной и эмоционально-насыщенной картиной действительности.
Но есть у фотографии особенность, свойственная только этому способу изображения, которая во многом определяет его специфику и потому должна быть раскрыта подробно и обстоятельно. Она состоит в том, что для получения фотографического изображения объекта последний в момент съемки должен находиться перед объективом съемочного аппарата. Причем отдельные его элементы будут переданы на снимке в том соотношении, в котором они находятся в действительности [11].
С такого рода обстоятельствами не встречается ни один художник, работающий в других областях искусства. Поэт, писатель, композитор, живописец, скульптор, прежде чем приступить к осуществлению своих творческих замыслов, обращаются к действительности, наблюдают ее, делают наброски, эскизы, зарисовки с натуры. Но вместе с тем при работе над общей композицией произведения художник имеет возможность размещать его отдельные элементы на полотне картины в соответствии со своими творческими замыслами, натурные зарисовки служат для него лишь исходным материалом, из которого позднее вырастает законченная композиция, раскрывающая во всей полноте и глубине идею и содержание художественного произведения.
Методика работы фотографа совершенно иная: он может изобразить на снимке только то, что в момент съемки находится непосредственно перед объективом фотоаппарата и попадает в поле зрения объектива.
Эта специфическая особенность искусства фотографии, неся в себе определенные ограничения, одновременно имеет и положительный момент: ведь именно в том факте, что изображаемое непременно находится перед объективом в момент съемки, и лежит основа документальности, одной из наиболее сильных сторон фотографии. Именно документальность делает для зрителя интересными многие фотографические картины [3].
Фотографические работы должны основываться именно на этой специфической особенности искусства фотографии, что только тогда это искусство выступит во всей силе его собственных возможностей и не встанет на путь подражания живописи, графике и пр.
В чем же при этих условиях состоит творчество фотографа? Очевидно, в том, чтобы дать на снимке не прямое изображение объекта, что может сделать каждый ремесленник, а эмоциональное выражение избранных темы и сюжета, что может сделать только художник. И если, следуя этой основной задаче, фотограф проявит личную художественную одаренность, если он руководствуется осознанной идеей, то в снимке появляется главное качество – жизненная достоверность, правдивость в самом глубоком её смысле [4].
Фотография, отражающая жизнь в её наиболее типичных и характерных проявлениях, требует внимательного и вдумчивого отбора материала. Творчество фотографа начинается с выбора темы будущего снимка, но конкретно тема выражается через материал и сюжет, непосредственно изображенные в кадре. И от остроты видения фотографа, от его умения найти этот яркий сюжетный материал, особо полно раскрывающий тему, прежде всего зависит успех будущего снимка.
Документальность, важнейшая специфическая особенность фотографии, обусловливает и характер композиционного творчества фотографа, специфику построения фотографического изображения.
Для создания фотоизображения объект должен находиться в момент съемки перед объективом фотоаппарата. Поэтому реально существующий объект съемки с присущим ему размещением в пространстве фигур и предметов, с его формами, объемами, фактурами и цветами является исходным материалом фотографической картины.
Таким образом, фотокомпозиция в большинстве случаев есть компоновка кадра на плоскости матового стекла или в видоискателе фотоаппарата, а не компоновка фигур и деталей объекта съемки в предметном пространстве.
Композиционное творчество и все мастерство фотографа должны быть направлены на то, чтобы фотоснимок показывал зрителю реально существующий объект съемки, действительное событие, конкретное явление со всеми его характерными особенностями, чтобы зрителю был ясен смысл происходящих событий, понятен характер явлений, показанных на снимке.
Фотограф, следовательно, в своем композиционном творчестве проделывает определенную работу художника, результатом которой является своеобразная изобразительная трактовка материала [4].
Правильный отбор тематики фотографических композиций, умелый выбор сюжета, реалистическая изобразительная трактовка материала могут быть достигнуты только при правильном понимании действительности, хорошем знании материала, над которым работает автор-фотограф при овладении мастерством. В этом случае событие, явление, объекты съемки отражаются в снимках правдиво и показываются выразительно; главное в них отделяется от второстепенного, необходимое – от случайного Искусство фотографии, следовательно, как и всякое реалистическое искусство, изображая действительность, объясняет явления жизни и оценивает их.
1.3 Изобразительные средства и выразительные возможности фотографии
Фотография оперирует тремя главными изобразительными средствами, к которым относятся: линейная композиция, световое и тональное, а в цветной фотографии – колористическое решение снимка.
Эти изобразительные средства реализуются при фотосъемке определенными творческими приемами. Так, линейная композиция, то есть заполнение картинной плоскости и распределение в кадре отдельных элементов, которые объединяются в общее целое, во многом зависит от места установки фотоаппарата. Направление съемки, расстояние от точки съемки до снимаемого объекта, крупность плана, высота точки съемки, границы кадра, местоположение перемещающихся элементов композиции и момент съемки обусловливают тот или иной линейный рисунок кадра. Большое значение здесь будет иметь и линейная характеристика самого объекта съемки, то есть очертания фигур и предметов, направление основных линий объекта [4].
Творчески используя перечисленные приемы построения фотоизображения при заполнении картинной плоскости, фотограф стремится к глубокому раскрытию содержания снимка, добивается его композиционной завершенности, то есть единства и неделимости, лаконичности фотографической композиции и пр.
Световое решение снимка при натурных съемках зависит от реального эффекта освещения и меняется в зависимости от того, когда фотографируется объект: рано утром, в полдень, в сумерки или ночью. Натурные эффекты освещения крайне разнообразны, и из всего их многообразия фотограф выбирает наиболее благоприятные условия для изображения данного объекта. Фотограф может также выбрать направление съемки по отношению к направлению основного светового потока, освещающего объект. От этого во многом зависит характер светового решения снимка.
При съемке с осветительными приборами эффект освещения специально создается фотографом, и здесь он может добиться разнообразнейших световых решений снимков, так как их световой рисунок зависит от рисунка и контрастов светотени, определяемых фотографом.
Работая со светом, фотограф добивается правдивого и выразительного раскрытия темы, определенного художественного решения задуманной изобразительной трактовки материала.
Тональное (в черно-белой фотографии) и колористическое (в цветной фотографии) построение снимка зависит от ряда факторов и прежде всего от выбора или специального подбора цветов и тонов фигур, предметов и деталей, составляющих объект съемки. Огромное значение здесь имеет также характер освещения объекта, распределение светотеневых и тональных масс в кадре. Оказывают влияние на конечный результат съемки светофильтры, сетки, диффузионны и другие насадки на объектив съемочного аппарата, особенности негативных и позитивных фотоматериалов, негативный и позитивный процессы [3].
Тональное решение снимка также не является самоцелью: оно находится в непосредственной связи с содержанием снимка, в полной и непосредственной от него зависимости и используется фотографом для художественного решения темы.
В художественной фотографии существуют самые разнообразные жанры и виды, такие, как портрет, пейзаж, натюрморт, жанровые композиции. В фоторепортаже, как мы называем общественно-политический раздел событийной фотографии, кроме портрета, пейзажа, жанровых композиций существуют еще свои, специфические для журналистики жанры: оперативная хроника, публицистика, очерк, фельетон, плакат и пр. И это разнообразие жанров свидетельствует о широчайших возможностях фотографии отражать в своих произведениях все богатство жизни.
Каждая область применения фотографии и каждый жанр фотографического искусства имеют свои особенности как в подходе к материалу, так и в использовании изобразительных средств. Формы творчества и характер работы над изобразительным решением темы и сюжета меняются в зависимости от задач, стоящих перед автором, от цели, которая преследуется выполнением данного конкретного снимка, и от жанра, к которому он относится.
Так, репортажный снимок, показывающий событие общенародного значения, производственный момент, бытовую сценку, является наглядным фотодокументом. Задачи, которые стоят перед автором, и цели, преследуемые таким снимком, заключаются в информировании читателя и зрителя, в сообщении ему определенных сведений и притом в передаче этого содержания в яркой и впечатляющей форме. Репортажный снимок должен показывать материал с предельной степенью конкретизации, с документальной точностью, с живостью и динамичностью, сохраняющими на снимке полную правду жизни. В ряде случаев такие снимки становятся впечатляющими художественными картинами [11].
Эти цели и задачи определяют характер работ над снимком: при изобразительном решении темы фоторепортер не может нарушить течение события во имя достижения того или иного композиционного решения снимка, как не может прервать в интересах съемки естественный ход процесса или тем более "восстановить" то, что он пропустил. Такая "организация съемки" неизбежно привела бы к потере правды жизни, а в отдельных случаях и к инсценировкам, так как в подобных снимках действие, специально организованное, выдается за событие, якобы фактически происходившее. Это совершенно недопустимо в фоторепортаже, где документальная правдивость снимка является его главным достоинством.
Репортажные снимки всегда посвящены важным и актуальным событиям сегодняшнего дня, их тематика связана с самыми узловыми вопросами, волнующими советских людей. Такое содержание репортажных снимков требует особо вдумчивой работы репортера над изобразительным решением темы, над сюжетом каждого снимаемого им кадра. Неинтересные и слабые по изобразительной форме репортажные снимки – это снимки, потерянные для зрителя, это темы – не раскрытые зрителю, не заинтересовавшие его, не понятые и не осознанные им. Потому что такие снимки, несмотря на их кажущуюся документальность, а правильнее было бы сказать – протокольную точность, как правило, теряют свое значение убедительного и волнующего фотодокумента из-за отсутствия в них обобщения и впечатляющей силы. А ведь чем тема важнее, тем ответственнее работа репортера, потому что зритель самого события не видит, а рассматривает только фотокартину, созданную репортером и, следовательно, как бы становится на его точку зрения, знакомится с событием с его позиции [1].
Поэтому от репортера требуется осмысливание происходящего, умение найти во всем течении события такой момент, когда смысл происходящего раскрывается во всей полноте и глубине, найти такую точку съемки, такое направление основного светового потока, такой ракурс, которые обеспечат наиболее выразительное изображение на снимке самого существенного момента. И по-прежнему главным остается требование: работа над изобразительной формой репортажного снимка ни в коем случае не должна нарушать достоверности жизненных фактов, а течение и ход события не могут "корректироваться" во имя осуществления композиционных замыслов фоторепортера.
Специфика подхода к материалу и использования изобразительных средств фотографии в репортаже состоит в том, что в основе изобразительного решения репортажного снимка лежит методика выбора. Так, композиционное решение кадра осуществляется здесь выбором точки съемки, определением направления съемки, расстояния от точки съемки до объекта, ракурса, времени съемки, момента съемки [4].
Репортажная съемка, протекающая в интерьере или на натуре, обусловливает и особенности работы репортера со светом: световое решение снимка также возникает в результате выбора наиболее благоприятного для съемки освещения, то есть выбора времени съемки (если это, конечно, позволяет ход события) и направления оптической оси объектива по отношению к направлению основного светового потока. Возможна также корректировка светового рисунка и контрастов светотени с помощью электрической или отражательной подсветки.
Тональное или колористическое решение кадра в репортаже обусловливается цветовой характеристикой объекта съемки и существующим эффектом освещения и достигается также путем выбора.
Методика выбора – единственно правильный подход к решению темы и использованию изобразительных средств в фоторепортаже, в котором исключается всякая организация объекта съемки и всякое вмешательство в течение события, которые могут привести к потере правдивости снимка, к инсценировке, а то и к фальсификации события [1].
Создание правдивых и выразительных репортажных снимков является основной творческой задачей репортера, в решении которой ему должны помочь знание жизни, политическая грамотность, общая и художественная культура, знание теории и практики фотографии.
При съемке таких композиций часто применяется несколько иная методика изобразительного решения темы, отличная от методики работы в фоторепортаже. Здесь появляются возможности работы над позой и жестом фотографируемых людей, перемещения предметов обстановки, введения в кадр дополнительных элементов, создания специальных условий освещения и пр. Эти возможности появляются в связи с тем, что портретный снимок или натюрморт не преследует цели документально точного показа человека в определенный момент времени и прямой информации зрителя. Однако работа с объектом съемки и над композицией кадра, единственной целью которой является возможно более полное раскрытие сущности изображаемого и выразительный показ снимаемого объекта, должна проводиться умело, с чувством меры, с художественным тактом. А достижение жизненной правдивости снимка по-прежнему остается главной задачей автора.
В портретной фотографии (исключение составляет репортажный портрет)"режиссерская работа фотографа" (если можно так сказать) является вполне законной формой творчества. С целью раскрытия характера портретируемого здесь тщательно отрабатывается его поза, находится нужное направление взгляда, положение рук, выражение лица и пр. Часто в кадр специально вводятся элементы обстановки, место которых в предметном пространстве и на картинной плоскости точно определяется фотохудожником в соответствии с общим композиционным замыслом фотографической картины.
В таком жанре, как натюрморт, фотохудожник, заполняя картинную плоскость, имеет возможность полностью организовать объект съемки, точно размещая в кадре отдельные его элементы, координируя их положение относительно съемочного аппарата и относительно друг друга по матовому стеклу или видоискателю. И в этом случае, основываясь на жизненных наблюдениях, фотохудожник добивается правдивости картины, на которой снимаемые предметы должны быть показаны в своем действительном виде и действительном назначении, а сам натюрморт должен представлять картину жизни [11].
Следовательно, в различных жанрах фотографии существует рассмотренная методика выбора, частичной организации или полной организации кадра, что связано со спецификой жанров и с особыми требованиями, предъявленными к различным снимкам. Каждый из этих способов изобразительного решения темы и сюжета, примененный к композиции снимка соответствующего жанра, позволяет получать художественно завершенные фотографические картины, в которых содержание выражается в законченной изобразительной форме.
Однако эти способы работы не могут произвольно переноситься из одного раздела фотографии в другой или из жанра в жанр, так как при этом нарушается специфика жанра, что на деле приводит к потере правдивости, убедительности и выразительности снимков. Примером тому являются слабые и неубедительные репортажные снимки, в которых автор пытался подменить методику выбора методикой частичной организации кадра.
Многие репортажные снимки показывают, что требование документальности и методика выбора, лежащие в основе их создания, отнюдь не означают, что репортер лишен возможности делать обобщения, изобразительно трактовать материал, то есть получать художественные репортажно выполненные снимки [4].
Таким образом, репортажный снимок, сохраняя все черты подлинного документа, несет в себе элементы обобщения, эмоциональности, имеет законченную и выразительную изобразительную форму и, следовательно, приобретает художественность. Методика решения этого снимка есть методика выбора, и она, как это видно из полученной фотографической картины, дает полную возможность художественного решения темы.
Глава II. Изучение роли фотографии музейной экспозиции
2.1 Роль фотографии в музейном деле
Сегодня в музеях часто проходят постконцептуалистские выставки, которые состоят из большого количества фотографий и сопровождаются экскурсией одного из авторов выставки. Такая экскурсия представляла собой долгий рассказ о сложных, то расходящихся, то снова переплетающихся семейных связях.
В постоянных музейных экспозициях фотографии (в основном, оригинальные) занимают около половины пространства, и значительная часть музейных запасников – это тоже фотографии. Самые ранние относятся к середине 19 века. Это самый разнообразный материал – и по форме, и по темам. Кроме того, музеи располагают замечательными виртуальными фотоколлекциями [5].
Музей может обладать интеллектуальной собственностью, скажем, патентом на разработку какой-либо новой технологии или изобретение (касающееся, методов реставрации и т.д.), а также товарным знаком. Например, логотип Эрмитажа, используемый музеем на его продукции (буклетах, альбомах, видеопродукции и т.д. и т.п.) может быть зарегистрирован в агентстве Роспатент как товарный знак или знак обслуживания.
Авторские права распространяются прежде всего на экспонируемые музеем предметы искусства. Если определенный Законом РФ об авторском праве и смежных правах 1993 года срок действия авторского права не истек (в течение жизни автора и 50 после его смерти), то только автор или его наследники обладают исключительным имущественным правом на воспроизведение (копирование) и распространение произведения.
Крупные музеи, как правило, экспонируют произведения, срок действия авторского права на которые давно истек. Повторим, не имущественного права на материальные носители – живописные холсты, скульптуры и т.д., а авторского имущественного права на результаты творчества – на произведения искусства. Поэтому для таких музеев, как Эрмитаж, Русский музей, Петропавловская крепость, проблемы авторского права не так актуальны. Если картина Репина хранится в Русском музее, и срок действия авторского имущественного права на картину истек, то никто, в том числе и музей, не обладает исключительным правом разрешать или запрещать воспроизведение и распространение репродукций данной картины.
Если же срок действия авторского права еще не истек, то музей является прежде всего хранителем материального носителя произведения. На этом полномочия музея исчерпываются, если только договор музея с автором не предусматривает иного, а как правило иное не предусматривается. Тот факт, что музей экспонирует картину, авторского права не касается, т.к. оно принадлежит автору или правообладателю, к которому оно перешло по договору, по наследству и т.д. [2]
С другой стороны, музей имеет право воспретить доступ к экспонатам, которые как материальные объекты, как собственность, принадлежат в его лице государству. Как и любой человек, в доме которого висит принадлежащая ему картина, администрация может допустить или не допустить к ней человека с фотоаппаратом, кинокамерой. Кроме того, музей, как хранитель доверенной ему государством собственности, обязан заботиться о сохранности экспонатов, и если воспроизведение (фотографирование, например) приносит вред картинам или фрескам, его администрация вправе запретить пересъемку экспонатов. Скажем, раньше, когда фотографы пользовались магниевыми вспышками, действительно опасными для живописных полотен, пересъемка была запрещена.
Что касается права музея брать плату за фотографирование, съемку на камеру и т.д., как и за посещение, то в целом надо помнить, что каждый посетитель при входе в музей как бы заключает с ним договор, согласно которому посетитель обязан подчиняться внутренним правилам музея, скажем, не трогать или не фотографировать экспонатов. За это музей обеспечивает ему ряд услуг: доступ к коллекциям, разрешение фотографировать, – и взимает за это плату. Входной билет является материальным выражением такого договора.
Кроме этого, существует Закон Российской Федерации о музейных фондах, в статье 36-й которого право первой публикации проведения, которое экспонируется в музее и включено в состав музейного фонда РФ, принадлежит музею. Ясно в законе сказано лишь о "первой публикации". О передаче же прав на использование в коммерческих целях воспроизведений музейных предметов, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, сказано, что подобная передача "осуществляется музеями в порядке, установленном собственником музейных предметов и музейных коллекций". Что это значит, не совсем ясно определено в тексте закона [7].
Поэтому очень часто музеи пытаются препятствовать коммерческой публикации хранящихся у них экспонатов, даже если срок авторского права истек. Скажем, не так давно крупный московский музей предъявил одному петербургскому издательству претензию по факту использования ряда картин, хранящихся в музее (в основном – начала 20 века) для дизайна обложек книжных изданий. Музей ссылался как раз на эту статью Закона о музейных фондах Российской федерации, пытаясь увязать данное положение с Законом об авторских правах. При этом все картины уже многократно публиковались в открытой печати и срок действия авторского права давно истек. Музей угрожал судебным взысканием огромных сумм денег. Однако издательство ответило, что авторские права на картины прекратились и музей не вправе требовать никакой платы за использование, после чего переписка просто прекратилась. Видимо, музей осознал недостаточную обоснованность своих претензий.
Если репродукция (копия, снимок) картины уже сделана, и доступа к фондам музея не требуется, то при дальнейшем воспроизведении данной копии вступают в силу авторские права автора копии (снимка и т.д.), которые необходимо соблюдать. Автору копии (снимка) необходимо, однако, уметь доказать а) что воспроизведение носило творческий характер и, следовательно является произведением искусства, и б) что именно его копия (снимок, репродукция) была использована для дальнейшего воспроизведения. Однако музея это уже не касается и принадлежит к области отношений между фотографом и, скажем, издателем. Просить у музея разрешения воспроизводить далее и распространять такую копию предмета искусства по закону нет необходимости.
Что касается самого музея, то, приобретая экспонат, музей должен учитывать, что в таком случае он покупает (или берет на хранение) лишь материальный носитель произведения, а право разрешать его воспроизведение (копирование) и распространение принадлежит автору или его наследникам, или тем, кому он это право передал по договору. Директорам музеев можно посоветовать всегда оговаривать эти вопросы с продающим экспонат и, при согласии последнего на передачу авторского права наряду с самой картиной (рукописью), заключать два договора: на приобретение картины (рукописи) в собственность и на передачу музею имущественных авторских прав воспроизводить и распространять произведение [13].
Если оригинал некого экспоната утрачен, а его копии находятся в фондах сразу нескольких музеев, то, если авторские права на данное произведение истекли, то, согласно закону, любое лицо (юридическое или физическое), в том числе и каждый из музеев, может это произведение использовать без ограничения, т.е.: воспроизводить, распространять, перерабатывать, переводить на другие языки, передавать по кабелю, в эфир и т.д. и т.п.
Право первой публикации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в музеях в Российской Федерации, принадлежит музею, за которым закреплены данные музейные предметы и музейные коллекции.
Передача прав на использование в коммерческих целях воспроизведений музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в музеях в Российской Федерации, осуществляется музеями в порядке, установленном собственником музейных предметов и музейных коллекций.
Производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений музейных предметов и музейных коллекций, зданий музеев, объектов, расположенных на территориях музеев, а также с использованием их названий и символики осуществляется с разрешения дирекций музеев.
Музеи в Сети как способ использования фотографий музейной экспозиции.
Большинство крупнейших музеев мира считают необходимым иметь собственные представительства во Всемирной Сети и таким образом дают возможность миллионам посетителей ознакомиться с коллекциями произведений искусств и экспонатами музеев, которые иногда даже оказываются не доступными для рядовых посетителей экспозиций.
Реальностью становятся мечты фантастов о том, что человек, не покидая собственного жилища, будет иметь возможность взглянуть на музейные коллекции, размещенные за тысячи километров от его родного города. Ведь как было раньше? Чтобы создать представление о той или иной музейной экспозиции необходимо было обкладываться кучей справочников, обзаводиться фотографиями музейных экспонатов и репродукциями картин. А потому, наверное, такие усилия были под силу разве что только специалистам-искусствоведам или по-настоящему заинтересованным энтузиастам музейного дела [9].
Обычно же все ограничивалось пачкой открыток и одной-двумя книгами об искусстве, подаренными по случаю очередного юбилея и мирно пылящимися на полке. Такие альбомы обычно любили давать рассматривать пришедшим в гости детям. Чтобы последние не мешали взрослым приобщаться к искусству.
Конечно, Интернет не может дать абсолютного эффекта присутствия (или, скажем так, пока не может), но Сеть в состоянии облегчить поиск требуемой информации о том или ином произведении искусства или помочь быть в курсе текущих выставок в крупнейших музеях мира. Наконец, доступность информации позволяет, по мнению многих искусствоведов, большему количеству людей приобщиться к прекрасному, пусть даже и в электронном виде.
Самым известным музейным сайтом в российской части Интернета является сайт "Государственного Эрмитажа (#”center”>Заключение
Суть музейной экспозиции заключается в демонстрации памятников истории и культуры из конкретного музейного собрания, поэтому основу экспозиции составляют музейные предметы.
Создание музейной экспозиции – сложный исследовательский, творческий и производственно-технический процесс, который требует совместных усилий научных сотрудников, художников, дизайнеров, музейных педагогов, инженеров.
Он нуждается в предварительной системной разработке научного содержания экспозиции, ее архитектурно-художественного решения и технического оснащения. Поэтому составными частями проектирования экспозиции являются: научное проектирование, в ходе которого разрабатываются основные идеи экспозиции и ее конкретное содержание, художественное проектирование, призванное обеспечить образное, пластическое воплощение темы, техническое и рабочее проектирование, фиксирующее место каждого экспоната, текста и технических средств.
Наглядность, конкретность изображения, возможность прямого документирования события являются важнейшими достоинствами фотографии, в них кроется одна из специфических и сильнейших сторон фотоискусства, его исключительная жизненная достоверность.
Неверно было бы думать, что документальная природа фотографии как бы ограничивает творчество фотографа и может привести к некоторой натуралистичности изображения. Документальность снимка и натурализм в искусстве – это далеко не одно и то же. Документальность фотографического снимка есть основа жизненной достоверности фотокартины, а жизненная достоверность произведения искусства обязательно опирается на мировоззрение автора, на его художественное, журналистское мастерство, на умение отобрать и выявить типичное и характерное в факте, событии или явлении жизни, на способность видеть, чувствовать и передавать людям прекрасное.
Документальность, являясь неотъемлемым свойством фотографии, отличает её от других искусств, придает особое своеобразие фотографическим картинам.
Документальность, в полную силу используемая в информационно-репортажном снимке, лежит в основе и многих художественных фотографических работ. И хотя информационные и художественные задачи не всегда совпадают, они не противоречат друг другу и одни других не исключают. Репортажный снимок в известных условиях может стать, и часто становится, художественной картиной при сохранении специфики репортажного решения темы. Репортажность фотографической картины не определяет её характера или жанрового признака, а лишь указывает на способ создания.
Сайты музеев ориентированы на пользователей реальных, а отнюдь не виртуальных, коими и являются в большинстве своем сетевые путешественники. Лишь немногие из музеев в состоянии продемонстрировать действительно интересную и всеобъемлющую виртуальную экспозицию.
И хотя для того, чтобы получить представление о музейной коллекции и почувствовать свойственный каждой сокровищнице дух, надо, пока что, все-таки по старинке отправляться на реальную экспозицию. Узнать основные сведения о музее и его экспонатах можно и через Интернет. В конце концов, не каждый же является трепетным ценителем живописи, способным часами простаивать у картин или взирать на изящество древних статуй, а для общего ознакомления с коллекцией сойдет и ее виртуальная копия.
Список использованной литературы
1.Бунимович Д.3. Краткий курс фотографии. – М., 1975
2.Выставочный аспект художественной жизни российских регионов: новые условия, участники. Проблемы взаимодействия. – Тверь, 1998.
.Дитлов А.С. Любительская фотография. – Мн., 1979
.Дыко Л.П., А.Д. Головня. Фотокомпозиция, издание 2-е, перераб., расшир. и доп. – М.: "Искусство" 1962 – 261 стр.
.Изучение и научное описание памятников материальной культуры. – М., 1972.
.Мазный Н.В. Кинетические принципы организации музейных выставок и проблема сохранения музейной специфики. – М., 1997.
.Мазный Н.В., Поляков Т.П., Шулепова Э.А. Музейная выставка история, проблемы, перспективы. – М., 1997
.Музееведение: Учебник для высшей школы. – М., 2004
.Музейная каталогизация и ЭВМ. – М., 1983
.Музейная экспозиция (теория и практика, искусство экспозиции, новые сценарии и концепции). // Отв. ред. М.Т. Майстровская. – М., 1997
.Пальчевский Б.В. Фотография: Курс для начинающих. 2 изд. – Мн., 1985
.Пелевин Ю. Художественная экспозиция (принципы и методы построения). – М., 1992
.Чинхолл Р. Выставочная деятельность музеев и картинных галерей. – М., 1972.