- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 20,92 Кб
Роль женщины в исламской религии
Введение
Данная контрольная работа посвящена теме: «Роль женщины в исламской религии».
Актуальность выбора темы определяется тем, что в гендерологии и феминологии, как и вообще в современном праве, психологии и социологии остро стоит проблема женщины в исламском мире. Почти ежедневно из средств массовой информации мы слышим о нарушении прав женщин – мусульманок на их родине, о жестоком обращении с женщинами в исламском мире, а также о нарушении прав мусульманок в Европе, становимся свидетелями жарких дискуссий, многие из кторых ведутся предвзятыми и некомпетентными оппонентами. К тому же и в самой России проживают около 15 млн. мусульман, что делает проблему более близкой для нас.
Важно выяснить истинное отношение ислама к женщине, не искажённое средствами массовой информации, массовой культуры и просто обывательским представлением о данной религии. Если мы сможем определить место женщины в исламе, то получим возможность выявить объективные причины реально имевших место случаев нарушения прав женщин и попытаться найти пути решения данной проблемы. Ведь здоровье и благополучие женщин – это основа процветания любого народа, а понимание сущности иной религии – залог мира и взаимопонимания. Все это, в конечном счёте, должно привести к выработке гендерной, этнической и религиозной терпимости, что актуально для России и мира.
Поэтому мы в нашей работе предпримем попытку объективно оценить основные положения вероучения мусульман, в т.ч. в гендерном аспекте, личность пророка Мухаммада, как основателя ислама, его личные отношения к женщинам. А также постараемся проанализировать положения Корана и других источников ислама о женщинах, определить реальное положение мусульманок в современном мире и дать рекомендации по защите прав женщин в исламском мире.
1.Ислам и личность пророка Мухаммада
Ислам (магометанство, мусульманство) – наиболее молодая из мировых религий, однако численность ее приверженцев составляет 1,5 миллиарда человек по всему земному шару. В переводе с арабского «ислам» означает «послушание», «покорность», «преданность». В современном западном мире эти «послушание» и «покорность», прежде всего, ассоциируются именно с женской покорностью, и даже ущемлением прав женщины в исламе. Однако, так ли это на самом деле? Для начала кратко проанализируем основы исламской религии и историю ее происхождения.
Зародившись в VІІ в. н.э. среди племён Аравийского полуострова, как местное верование, ислам очень быстро завоевал (причём именно в прямом смысле этого слова) Ближний и Средний Восток, а также Северную Африку. Благодаря новой единой вере разрозненные кочевые племена смогли создать свою культуру, государственность, выработать систему права и общественных отношений. Особенностями ислама стало то, что он формировался на основании христианства и иудаизма, а также то, что процесс становления новой религии был более тщательно зафиксирован в исторических письменных источниках.
Основателем магометанства стал Мухаммад Бен Абд Аллах (571 – 632 г. н.э.), из рода хашим влиятельного аравийского племени курайшитов. Будущий пророк родился в большом аравийском городе Мекке в семье богатого купца Абдуллааха ибн Абд аль-Муттаалиб аль-Курайши и дочери аравийского вождя Амины бинт Вахб. По различным версиям отец Мухаммада умер до или незадолго после рождения сына. Поэтому имя мальчику, которое в переводе означает «Восхваляемый» дал его дедушка по материнской линии, занимавший значительное положение в обществе Мекки. По его инициативе деда Мухаммад был отдан на воспитание в кочевое аравийское племя на пять лет для того, чтобы ребёнок изучил арабский язык и культуру. Его кормилицей и нянькой стала кочевница Сувайба аль-Аслямия, а за ней другая женщина племени по имени Халима бинт Аби Зуайб.
По истечению пяти лет мать забрала Мухаммада к себе, однако спустя год она скончалась, и маленький сирота снова оказался под покровительством своего деда, после смерти которого, опекуном мальчика стал брат его отца Абу Талиб. Будучи подростком, Мухаммад начал помогать дяде в торговых делах. Среди исследователей нет единого мнения об образовании основателя ислама. Некоторые из историков, а также поддерживающие их оппоненты ислама, утверждают, что Мухаммад не умел читать и писать. Другие же наоборот, ссылаются на тот факт, что в Коране – священной книге мусульман пророка называют «умми», что означает «образованный, умеющий читать и писать». Вполне возможно, что Мухаммад научился письму и чтению уже в зрелом возрасте.
Преуспевающий в коммерческих операциях (а, вероятно, и в военном деле) в возрасте двадцати пяти лет Мухаммад впервые женился на богатой купеческой вдове Хадидже бинт Хувайлид. Согласно преданиям эта женщина была намного старше пророка, но он питал к ней особо сильную любовь до самой ее смерти, и постоянно вспоминал и оплакивал после кончины. В браке с Хадидже родилось шестеро детей пророка. Помимо этого они воспитывали младшего сына Абу Талиба – Али (Абуль-Хасан Али ибн Абу Талиб аль-Курайши), будущего Арабского халифа, первого имама (священника) в исламе.
В это же время Мухаммад становится членом «Союза Благородных» – обществе Мекки по защите местного населения и иностранных гостей. Также он помогает ремонтировать Каабу – святилище курайшитов, ставшее впоследствии главной святыней мусульман. То есть, можно заметить, что Мухаммад вёл вполне благополучную жизнь купца, не избегал общественной деятельности и занял некоторое место в обществе, где он слыл как человек честный, открытый, готовый прийти на помощь в трудную минуту.
В сорокалетнем возрасте Мухаммад ощутил потребность в духовном развитии, он стал уединяться и практиковать аскетизм, обращаясь к Богу. Сложно сказать, какие взгляды иудейские или христианские, более повлияли на Мухаммада, но в его представлении Бог, очевидно, был един и неделим. В этот период у Мухаммада начинаются видения. В исламском богословии принято считать, что Мухаммаду являлся архангел Гавриил (Джабраил), который давал пророку божественные откровения, составившие Коран и давшие жизнь новой религии. Джабраил возвестил, что люди неправильно поняли пророка Ису (Иисуса Христа), который не был Богом, но лишь пророком Бога, хотя и очень благочестивым и могущественным. Потому христиане извратили Евангелие, впав в многобожие (поклонение Троице), как и евреи, отвратившиеся от Элохима (еврейское имя Бога) или же Аллаха, и в мир послан последний пророк, «печать пророков» Мухаммад. И он обязан открыть людям по божественным указаниям единоверную религию – ислам.
Новая вера, не отбрасывала Танах или Ветхий Завет, как и часть Евангелия, и на их основе формировала новые догматы и правила, закреплённые в Коране. Все они сформировали пять основ – «столпов веры»: 1) аш-шахада – исповедование веры; 2) асс-салат – молитва; 3) асс-саум – пост; 4) аз-закат – налог в пользу бедных; 5) ал-хадж – паломничество.
Аш-шахада предполагает бескомпромиссную веру в Богу, выраженную в краткой формуле: «Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммад – пророк Его!». Бог велик, всеведущ, милостив, но может быть и грозен, потому люди должны любить и чтить его, исполняя десять синайских заповедей и предписания данные Мухаммадом. Как и в христианстве в исламе есть представлении о Судном дне, когда Аллах воздаст всем людям по заслугам, представлении об аде и рае, воскресении умерших и вечной жизни. При этом в отношениях человека с Аллахом важны богобоязненность (таква) и искренность (ихсан), то есть постоянное стремление к идеалу, приближение к Богу, как к абсолютному добру и удаление от зла на основании свободной воли и выбора человека.
Наряду с этим важная часть богословия отводится учению об имамате – верховной власти правителей, соединяющих светскую и религиозную власть, ведь после смерти Мухаммада укрепление ислама произошло именно за счет расширения политической власти мусульманских племен. Эта же часть учения стала главным камнем преткновения в исламе, породившим различные ответвления. Так сунниты полагают, что имам должен избираться, в то время как их оппоненты – шииты выступают за наследование титула имама.
Молитвы в исламе подразделяются на: обязательные молитвы (фарз и ваджиб), одобряемые молитвы (сунна) и дополнительные молитвы (нафиля). Обязательные молитвы осуществляются пять раз в день с особым ритуалом – намазом. Каждую пятницу (джуму) мусульмане собираются в своем храме – мечети для совершения общей молитвы джумы-намаза и общения. Мечеть – это своеобразный клуб, место для обсуждения важных дел общины, при этом для женщин в мечетях отведено отдельное помещение, и они не обязаны посещать ее регулярно.
Раз в году в исламе наступает пост – Рамадан. На протяжении этого периода правоверным предписано до захода солнца (от утренней до вечерней молитвы) воздерживаться от приема пищи, развлечений и супружеских отношений. Окончание поста знаменуется пышным праздником Ураза-байрам или Ид аль-Фитр, когда вспоминается пост пророка Мухаммада и получение им откровения – Корана. На протяжении всей жизни мусульманину запрещено употреблять алкоголь и наркотические вещества, мясо животных, считающихся нечистыми (например, свинину).
Среди добрых дел обязательным в исламе является пожертвование – налог в пользу бедных (аз-закат). Размеры этого налога, правила его взыскание и категории лиц, которые имеют право на получение средств из него, строго регламентированы.
Паломничества или Хадж включают ежегодные посещения Мекки и Медины, городов, связанных с жизнь Мухаммада, а также мест, связанных с другими великими пророками Ибрагимом (Авраамом), Исмаилом, Мусой (Моисеем).
В Медине Мухаммад нашел поддержку и создал собственную общину и армию, начав насаждать ислам мечом. Критики ислама обращают внимание именно на этот факт насильственного распространения религии, как предпосылки будущей радикализации ислама.
В 632 г. Пророк Мухаммад умер, передав свою власть тестю Абуу Бакр ас-Сиддик Абдуллах ибн Усману аль-Курайши.
2.Женщина в исламе: равенство и неравность
муххамад пророк ислам женщина
Взрослая женщина в исламе имеет все те же ритуальные обязанности, что и мужчина: она должна молиться (хотя не обязательно в мечети), изучать Коран и сунны, поститься, платить налог бедным, совершать Хадж. Во время менструаций, беременности и после родов она может освобождаться от выполнения ритуальных обязанностей. В 16 суре Корана сказано что: «Искренне верующим, совершающим добродеяния в этой, ближней жизни, будь то мужчины или женщины, Мы даруем благодатную, прекрасную жизнь, и они будут довольны и терпеливы к невзгодам жизни и признательны Аллаху за Его милость. А в будущей жизни Мы воздадим им прекрасной двойной наградой за их деяния в ближней жизни!».
Помимо этого уравнения полов, Коран, в отличие от Библии и Торы, не возлагает всю вину за грехопадение людей лишь не женщину. Четвертая сура Корана, посвящённая женщинам, начинается со слов: «О люди! Бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одной души и из неё сотворил пару ей – жену, а от них распространил много мужчин и женщин. Вы все происходите из этой души». Этим также подчёркивается равенство и ценность всех людей перед Богом независимо от их пола.
Мусульманин может иметь четыре жены, но лишь при условии, что к каждой из них он будет справедлив. Исламские богословы настаивают на том, что Коран позволяет многобрачие, но не поощряет его, а цель подобного разрешения – продление рода (ведь женщина может быть бесплодной) и облегчение жизни самих женщин. При заключении брачного договора приверженец ислама может дать женщине клятву, что она будет его единственной женой. И если он ее не сдержит, жена вправе требовать развода. Также женщина может обратиться в шариатский суд с требованием развода, если муж не обеспечивает ее хорошей одеждой, едой, питьем, если он нанес ей телесные повреждения. А каждая из жен может потребовать отдельный дом для себя и своих детей. Ни муж, ни жена не вправе уклоняться от интимной близости, муж не должен надолго оставлять свою супругу наедине.
Из Корана мы можем понять, что супружеская измена женщины или добрачный секс должны быть наказуемы, однако, мера наказания не определена. Но, по всей видимости, – это не смертная казнь, так как сура 4:16 содержит указание «Если они раскаются после наказания, не напоминайте им о мерзости, совершённой ими, не стыдите и не порицайте их этим».
Далее Коран объясняет, каких женщин, можно брать в жены: незамужних (если это не пленницы), не состоявших в браке с отцом, или не являющихся кормилицами и близкими родственницами. При этом во многих арабских странах часто встречались браки между кузенами и кузинами. Но всякое принуждение женщины к браку считается грехом. Особо тяжким грехом считается и изнасилование женщины, виновный может быть даже казнен, если его вина доказана или может быть позволена кровная месть родных жертвы.
Приданное принадлежит только жене, муж имеет право на него лишь с разрешения супруги. Перед составлением брачного договора жених обязан дать невесте махр – свадебный подарок. А в случае раздела наследства детям мужского пола передается большая часть, если же в семьи остались лишь дети женского пола, то они могут претендовать на две трети имущества. Вдова имеет право оставаться в доме мужа и пользоваться его имуществом. По истечению четырех месяцев с дня смерти супруга, вдова может снова выйти замуж. Единственная дочь или единственный сын получают наследство в полной мере, раздав долю другим родственникам и неимущим.
В ситуации развода мусульманин говорить своей жене: «инти талик», что значить «ты разведена» и с этого момента у женщины начинается особый период – «идда» (около четырёх с половиной месяцев), во время которого супруги уже не вступает в интимную близость, но женщина остается в доме мужчины. В это время решаются многие юридические вопросы, например, вопросы содержания и проживания детей. Также за это время супруги могут помириться. Эта же процедура может быть инициирована женщиной. Чаще всего духовенство, рассматривающее вопрос в суде, старается помирить мужа и жену.
Наряду с богословием в исламских странах специфически развивалась и система права, именуемая шариатом. Шариат состоит из комплекса правил, которые содержатся в Коране и суне (сборнике хадисов – благочестивых рассказов), а также выработанных многовековой практикой исламских богословских школ. Они определяют убеждения, формируют моральные ценности и религиозную совесть верующих, а также определяют конкретные нормы права. Правосудие на основе норм шариата осуществляют мусульманские судьи – чиновники – кади.
Многие современные государства, в которых ислам является официальной религией, до сих пор передают дела семейного и уголовного, а также частично гражданского права под юрисдикцию шариатских религиозных судов. Именно этот факт во многом определяет роль женщины в истории и современном мире ислама.
В шариате выделяются три раздела: ибадат (религиозные обязанности людей, правила их соблюдения), муамалят (набор сугубо юридических норм, регулирующих общественную и частную жизнь) и укубат (правила применения наказаний за нарушение ибадата и муамалята). Шариат дополняет адат – неписанные нормы права, которые сохранились с доисламских времен.
Официальные нормы шариата устанавливают для женщины социальный статус ниже, чем для мужчины: две женщины равняются одному мужчине. Так за убийство женщины или причинение ей телесного ущерба предполагается меньшая ответственность. При разделе имуществе мужчине выделяется «доля двух женщин». Но собственным имуществом женщины могут распоряжаться вполне свободно: продавать, менять, дарить и т.д.
Женщины, согласно исламу, как и мужчины имеют право и должны получать образование, но в отличие от юношей, обучающихся в общественных школах, она получали образование дома от частных наставников. В этом отношении «слабый пол» Востока имел даже больше прав чем, его сестры христианской Европы, которые вплоть до недавнего времени не могли получить нормальное образование и не допускались во многие научные сферы. И если мусульманин имеет обязанности перед женой, то такие же обязанности он имеет и перед дочерями, о которых он должен хорошо заботиться, в частности учить.
В общественной жизни мусульманство предписывает женщины второстепенную роль: женщина не может быть правителем, священником или судьёй (что, впрочем, характерно и для многих других религий). Большинство публичных профессий в странах ислама – до сих пор сугубо мужская прерогатива. Женщины могут заниматься ремеслами, помогать мужьям вести финансовые дела либо самостоятельно вести торговлю. Но главное предназначение женщины в исламе – это создание уюта в доме, управление бытовыми делами. При этом она должна быть ограждена от тяжелого физического труда. При выходе из дома, желательно, чтобы женщину сопровождал мужчина – махрам (чаще родственник), а сама она прятала лицо.
Отличаются нормы также в зависимости от конфессии, так у шиитов, в отличие от суннитов разрешен временный брак. Помимо того, что шариат не менялся на протяжении столетий, он также поражает западных исследователей своей нелогичностью (например, кражи наказываются более жестоко, чем убийства) и большим числом телесных наказаний. Такие преступления как супружеская измена женщины (но не мужчины), проституция, гомосексуализм, употребление наркотиков и алкоголя, несоблюдение поста, а также неугодная Богу жизнь караются смертью. При этом последнее преступление вообще крайне сложно истолковать. Запрещены аборты и убийства новорожденных, хотя во отдельных исламских странах и сегодня практикуется убийство новорождённых девочек.
Безусловно, особые отношения связывают сына и матерь, сын обязан заботиться о своей матери не хуже, чем о женах, полностью обеспечивая ее всем необходимым, если она овдовела. Как правило, одинокую мать в свой дом принимает старший сын. Благочестивый мусульманин обязан также хорошо относиться к прочим родственницам женского пола, соседкам и вообще уважать женщин.
Помимо шариата и Корана роль женщины в исламской религии определяется суннами, фетвами – юридические акты духовных лиц, решениями, принятыми по аналогии – киясами. Однако, наиболее интересно рассмотреть жизнь жён пророка Мухаммада (именно поэтому мы так подробно описали его биографию и личную жизнь) и святых женщин ислама, иллюстрирующих идеал «прекрасной половины» в исламской религии.
После смерти Хадидже Мухаммад женился на знатной вдове Сауде бинт Заме, ее главной добродетелью было то, что после смерти своего супруга деньги она истратила на помощь бедным. Здесь мы можем наблюдать еще одну характерную черту – ислам наделяет образ женщины добротой, милосердием, столь важными для каждого «угодного Богу человека». Безусловно, Сауда и сама была мусульманкой, а ее первый супруг был новообращённым последователем Мухаммада.
Но после Хадидже наиболее влиятельной женой пророка являлась Аиша бинт Абу Бакр. Считается, что именно эта женщина вдохновляла пророка на насильственное насаждение ислама и была причастна ко многим интригам и убийствам. Но мусульмане также почитают ее как «мать правоверных», которая оставила после себя много хадисов – рассказав о жизни Мухаммада, являющихся образцом для жизни «правоверных». Аиша стала единственной женщиной, не вступавшей в брак до Мухаммада. Легенды гласят, что она терзалась ревностью, к уже умершей Хадидже, память которой так чтил Мухаммад.
Передала хадиса и другая жена основателя ислама Хафса бинт Умар (на ней он был женат одновременно с Сауйдой и Аишей), у которой также хранился первый оригинальный вариант Корана. Хафса отличалась набожностью, проводя много времени в молитвах. Эти примеры показывают, что роль женщины в исламе – это еще и роль хранительницы сакральных знаний. И если в исламе и не существует монашества, то все же пост, молитва, аскетизм, некое удаление от мира приветствуется среди мусульманок.
Набожностью, трудолюбием и милосердием отличались и Зейнаб бинт Хузайма, Зейнаб бинт Джахш, Рамля бинт Абу Суфьян, Райхана бинт Зейд, Маймуна бинт аль-Харис. Последняя также оставила потомкам более семи десятков хадисов о жизни своего супруга и становлении ислама.
Некоторые браки были заключены пророком Мухаммадом из дипломатических соображений, так на Джувайрии бинт аль-Харис он женился с целью обращения в ислам языческого племени, из которого происходила Джувайрия. Весьма интересна история Марии (или Мириам) аль-Кибтии, являвшейся дочерью египетского христианина. Историки не могут с точностью установить, стала ли она законной женой пророка, или являлась всего лишь его наложницей, но именно она кроме Хадидже родила Мухаммаду ребёнка. Считается, что Мария, как и ее сестра добровольно приняли ислам по приезду в Медину, что возводится в ранг особой добродетели этой «матери правоверных». Вообще мужчины – мусульмане могут жениться на «женщинах писания», то есть христианках и иудейках, а вот женщины-мусульманки не имеют права выходить замуж за не мусульманина. Этот обычай сохранился до наших дней.
Устное предание в исламе также восхваляет Амину – мать Мухаммада и Фатиму – его дочь. Именно личности этих женщин заложили основу для культа святых жён, популярного в некоторых течениях ислама. Фатима бинт Мухаммад была младшей дочерью пророка и его жены Хадидже. В переводе ее имя означает «защищённая от зла и огня ада». Она родилась в тяжёлый период борьбы приверженцев новой религии и воспитывалась лично матерью и отцом, став их любимицей. Повзрослев она вышла замуж за своего двоюродного брата Али ибн абу Талиба, того самого, что был усыновлён Мухаммадом. Али выплатил Фатиме щедрый махр, но свадьбу справили скромно, и их брачная жизнь послужила образцом для всех мусульман, исполненная любви, мира и согласия. После смерти Фатимы Али больше не вступал в брак. На протяжении всей своей жизни, Фатима, искренне приверженная исламу, строго следовала правилам благочестия, проявляя кротость, доброту, сострадание к бедным и исполняя все религиозные предписания со своими детьми и мужем. Дочь пророка всячески сторонилась интриг и политических распрей. Шииты даже почитают ее как мученицу (Фатима скончалась после очередного бегства – хиджры), называя Ум абихи, то есть «мать своего отца». Такое почитание открывает еще одну ипостась женщины – мусульманки: верной и любящей дочери, не менее вдохновляющей своего отца, чем жены. Другое имя Фатимы – Марьям аль-кубра, то есть «старшая (или величайшая) Марьям» в знак близости ее образа к образу христианской Девы Марии.
Многих может удивить, но в исламе почитают и Деву Марию, называя ее Мариам, матерью пророка Исы (Иисуса).
Кроме вышеперечисленных женщин, в качестве святых почитаются в исламе Ситта Нафиса из Каира, правнучка халифа Хасана, прославившаяся своим благочестием и тридцатью паломничествами в Мекку, а также совершением чудес. Легендарная Асия, жена фараона, принявшая ислам и мученическую смерть за веру, ветхозаветные праведницы: Сара, жена Авраама, Агарь – мать Измаила, Балькис – царица Савская, Хаууа (Хава) или же Ева – первая женщина, сотворённая Аллахом, и, конечно же, Сувайба и Халима – кормилицы пророка.
В России, а именно в Казани на мусульманском кладбище находится могила семи святых дев, к которой приходят паломники. Вообще следует упомянуть, что у народов Кавказа, исповедующих ислам, существовал обычай, согласно которому девушка – мусульманка могла остановить поединок, сняв покрывало со своей головы. Это указывает на большое уважение к женщине.
Таким образом, мы можем видеть, что роль женщины в исламе весьма противоречива: в ранний период становления религии женщина объявлялась практически равной мужчине, выступая как мать, жена, дочь, верный друг, советчик мужчины, и равный ему исполнитель воли Бога и хранительница тайных знаний, устроительница домашнего уюта. Со временем реформирование ислама, его разделение на ряд течений и укрепление шариата – свода правовых норм, по которым живут мусульмане, роль женщины трансформировалась, становясь более скромной в религиозной и общественной жизни, низводясь до продолжательницы рода и хранительницы домашнего очага. Однако в разных регионах этот процесс протекал различно, поэтому можно говорить о национальных различиях. На сегодняшний день роль женщины в исламе значительно отличается в разных странах мира.
3.Роль женщины в исламе в современном мире: проблемы и пути их решения
Позиция современных умеренных исламских богословов такова: изначально Бог создал мужчину и женщину равными, вместе они жилы во взаимоуважении, рождали детей. Все пророки, еще до Мухаммада, уважали женщин. Зато в Давней Греции, Риме, Индии и других государствах к ним относились как к рабам. В средневековой Европе вообще шли богословские споры: есть ли у женщин душа, или нет.
В доисламские времена в арабских странах мужчины отвечали за свою семью. Но в силу особенностей исторической эпохи, тогдашних обстоятельств (мужчины были кочевниками, охотниками) они не хотели, чтобы в семьи рождались девочки. Нередко девочек закапывали живьём в возрасте пяти лет – самое жестокое явление. Так было до ислама. Когда пришёл пророк Мухаммед, он сказал, что убийство девочек – страшный грех. Не должно быть разницы между юношами и девушками. А сам он очень чтил свою мать, жён, дочерей, родственниц и вообще женщин.
Женщина в исламе занимает важное место относительно Бог и общества в целом. На неё смотрят как на ценность, которая нуждается в защите и заботливом отношении. Мужчина и женщина, согласно исламу, являются равными, что дает им все соответствующие права – на защиту жизни, чести, имущества и достоинства. Эти права являются неприкосновенными, не ущемляются и не отрицаются. Но ислам устанавливает определённые отличия между мужчиной и женщиной в некоторых правах и обязанностях. Мужчина – глава и кормилец семьи, он отвечает за ее финансовое и материальное обеспечения. Женщина – хранительница домашнего очага, заботливая мать и жена. Конечно, она может выбирать профессию и работать, но не в ущерб семье. К тому же есть тяжелые физические виды труда, запрещённые для женщин. Не позволительно и чтобы женщина работала в развлекательных заведениях, ведь в исламе – они не товар, а душа, личность.
Относительно ношения хиджаба (платка, скрывающего лицо), о котором так часто упоминают западные критики, исламские богословы парируют – в христианстве есть традиция покрытия головы представительниц женского пола.
Если в мусульманских странах есть мужчины, которые унижают женщин, подвергают их насилию, считают, что те их собственность и должны только находиться дома и беспрекословно подчиняться им, то это лишь народная традиция, не имеющая отношения к истинному исламу. Всякое ограничение прав женщин, например, запрет работать, водить авто, является искажением, неверным толкованием ислама. Относительно же полигамии, то лишь 10% мусульманских мужчин имеют более одной жены.
По нашему мнению это объясняется не только искажением ислама, но и сильным влиянием устаревших норм шариата, ведь мы заметили явную разницу между Кораном и шариатом. В тех странах, где активно действуют шариатские суды и распространены эти самые «народные традиции» происходит наибольшее число нарушений прав женщин. К ним относятся Пакистан, Афганистан, часть Индии, Йемен, Иордания, Саудовская Аравия. В них победил исламский фундаментализм. Наиболее резонансными стали случаи жестокого покалеченных пакистанок Наимы Азар, Ирум Салид, Наджаф Султан, Шаназ Усман и Шаназ Биби (примечательно, что все они пострадали от руки мужчин – родственников), облитие кислотой афганских школьниц, групповые изнасилования и убийства на этно-религиозной почве в Индии.
В таких же государствах, как Турция, Тунис, где оформилось светское государство, и действуют Конституции, законы, отвечающие международным нормам права, случаев нарушения прав женщин намного меньше.
Все это говорит о том, что роль женщины в исламе – это почётная роль, не ущемляющая прав, а нарушения последних и гендерное неравенство происходит из-за игнорирования базовых прав и свобод человека, искажения не только религиозных, но и светских моральных и юридических норм. Соответственно вопрос защиты прав женщин исламского мира должен решаться через юридическим путем: требуется постепенное упразднение антигуманных норм шариата, внедрение демократических законов. В начале ХІХ ст. исламские мыслители Саид Джамаль Аб-Дин Асадабади (аль-Афгани), Мухамед Абду, Рашид Реза и особенно Касим Амин и организация «Сестринское движение» в арабских странах стремились создать модерную, либеральную и феминистическую интерпретацию ислама. Наиболее ранний пример принципиальной дискуссии относительно прав женщин был изложен в статье выдающегося османского писателя Намика Кемаля, опубликованной в газете «Tasvir-I Efkâr» (1867). В 1899 г. на арабском языке была выдана книга Касима Амина «Освобождение женщины».
Отчасти эти призывы были реализованы лишь в ХХ в. На сегодняшний день в мире должны создаваться и активно действовать международные правозащитные организации, которые бы сотрудничали с исламскими женскими союзами наподобие «Женщин, Живущих под Мусульманским Правом» для влияния на законы, обычаи и конкретную действительность жизни женщин – мусульманок. И, конечно же, необходим международный межэтнический, межрелигиозный диалог, устраняющий нетерпимость, проявления фундаментализма, милитаризации и нарушения прав человека.
Заключение
После написания данной контрольной работы мы можем убедиться в том, что роль женщины в исламе не совпадает с западным стереотипом об угнетении и унижении. В Коране – священной книге мусульман закреплено равенство мужчины и женщины перед Богом, а значит, и равенство в обществе. Основатель ислама – пророк Мухаммад очень любил своих жён и дочерей, ставших образцом для мусульманок, «матерями правоверных». Первые века установления ислама стали настоящим освобождением для женщин аравийских племён, которые до этого страдали от жёсткого обращения. Женщина в исламе – это друг и партнёр мужчины, заботливая мать, жена, дочь, сестра, благочестивая молитвенница и утешительница, милосердная кормительница бедных, почитаемая и превозносимая. И хотя она не может в полной мере участвовать в религиозной жизни, ее социальная роль не должна быть умалена.
Однако постепенно с распространением ислама в мусульманских государствах закрепилась система шариата – исламского права, которое установила что «один мужчин равен двум женщинам» и многие другие ограничения, нарушающие права женщин. В отдельных государствах эти тенденции совпали с консервацией доисламских гендерных традиций и формированием фундаментальных течений религии. Так, например, произошло в Иране, Афганистане, Пакистане, Саудовской Аравии, исламских регионах Индии. Здесь и сегодня права женщин регулярно нарушаются.
Следовательно, нарушение прав женщин – мусульманок – это искажение ислама и грубое нарушение прав человека. Для борьбы с подобными явлениями создаются специальные организации, например международное общество «Женщин, Живущих под Мусульманским Правом». Во многом им помогают западные правозащитные организации и фонды. И если будут приложены общие усилия для юридических реформ и изменения гендерного мировоззрения в некоторых исламских государствах, то проблема нарушения прав мусульманок исчезнет.
Список использованной литературы
1.Али Шариати. Фатима – дочь пророка. – М.: Исток, 2010. – 168 с.
2.Анкушина Г.А. Права женщин в странах арабского мира: прошлое, настоящее, а есть ли будущее? // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. Т. 4. №34. С. 561-565.
.Аникин Д.А. Религиоведение. – М.: Юрайт, 2012. – 208 с.
.Коран. – СПб.: Диля, 2013. – 576 с.
.Магомедов А.М. Права женщин в исламском праве // Евразийский юридический журнал. 2011. №41. С. 57-62.
.Магомерзоев М. Ислам. Основы. – М.: Эксмо, 2010. – 288 с.
.Муртаза Мутаххари. Правовой статус женщины в исламе. – М.: Садра, 2013. – 400 с.
.Муфтий Р. Гайнутдин. Ислам. Ответ на вызовы времени. – М.: Эксмо, 2011. – 752 с.
.Мухаммад Реза Мошфеги. Исламское право. Перевод Зейналова Н. – М.: Исток, 2010. – 112 с.
.Пророк Мухаммад. – М.: Эксмо, 2010. – 288 с.
.Сапронова М.А. Ислам и государственные структуры арабских стран. – М.: МГИМО-Университет, 2011. – 164 с.
.Степанова М.А. Жены и матери пророков. – СПб.: Диля, 2009. – 128 с.
.Файрузов Б.Г. Ислам в России. – СПб.: Балтийская книжная компания, 2012. – 80 с.
.Чепелева А.В. Женский аспект этической концепции любви в суфизме // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2013. Т. 2. №4. С. 118-126.
.Эспозито Дж. Ислам. Почему мусульмане такие. – М.: Эксмо, 2011. – 384 с.