- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 9,19 Кб
Сопоставление религий Древнего Китая и Древней Индии
Всероссийская академия внешней торговли
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИСТОВ-МЕЖДУНАРОДНИКОВ
Контрольная работа
по дисциплине «Культурология»
Тема работы: «Сопоставление религий Древнего Китая и Древней Индии»
Выполнил:
Студент 5 группы
Берковский Е.А.
Принял:
Некрасова М.Б.
даосизм буддизм культ богов церковь
Китай. Религия и церковь
«В Китае с древности сохранились конфуцианство и даосизм. В I в. в страну проникает буддизм (в форме хинаяны), но не получает особого признания, с V в. начинается проникновение буддизма в форме махаяны. Его широкому распространению способствовало то, что буддизм допускает неограниченное расширение своего пантеона за счет включения в него местных богов, а для махаяны характерно еще и то, что местные божества сливаются при этом с персонажами буддийской мифологии. Так, например, очень популярная в Китае богиня милосердия Гуань-инь стала считаться аватарой будды Авало-кетешвары. Таким образом, на протяжении всего Средневековья в Китае сосуществуют три религии – конфуцианство, даосизм и буддизм; их называли «три истины». Подавляющее большинство верующих выполняют обряды всех трех религий: так, для лечения больных или для изгнания злых духов чаще приглашают даосских монахов, для совершения погребальных обрядов – буддийских. Со стороны государственных властей отношение к этим религиям в различное время менялось: в целом признавая их все как истинные, отдельные правители и династии часто отдавали предпочтение одной из них. Так, буддизм пользовался особым покровительством императоров династий Суй и Сун, а конфуцианство – Юань и Цин (т.е. иноземных правителей). В VI- VIII вв. в Китае зарождается такое своеобразное и интересное направление буддизма как чань-буддизм (более известный под японским названием «дзэн-буддизм»). В эпоху Цин в стране появляется шаманизм, принесенный маньчжурами: его элементы включаются в придворный культ. В VI-IX вв. в Китай проникает зороастризм и манихейство. С X в. начинается проникновение в Китай ислама (в настоящее время число приверженцев его доходит до нескольких миллионов). Проникло в Китай и христианство, но точное время его появления установить трудно, и широкого распространения оно не имеет. Чань-буддизм Китайское название «чань» восходит к санскритскому слову «дьхяна» – медитация. Ежедневная медитация, продолжающаяся несколько часов, – основа религиозной практики чань. Однако основоположники чань, развивая тезис махаяны о тождестве сансары и нирваны, отказывались противопоставлять медитативное состояние прочим формам человеческой деятельности. «Обыкновенное сознание – это и есть истина» – гласит один из главных постулатов чань. По преданию чань основана выходцем из Индии патриархом Дамо (Бодхидхарма), прибывшим в Китай во второй четверти VI в. и обосновавшимся в монастыре Шаолиньсы (провинция Хэнань). Бодхидхарма считается 28-м по счету преемником мудрости Будды, передававшейся непосредственно от учителя к ученику. Наряду с идеей «передачи истины от сердца к сердцу» другой отличительной особенностью чаньской традиции стало учение о «внезапном просветлении»… Последнее было развито 6-м (и последним) патриархом чань Хуэйнэном (638-713)… Различаются четыре основных принципа чань: «Не твори письменных поучений», «Передавай традицию вне наставлений», «Прямо указывай на человеческое сердце», «Прозревай природу и становись Буддой». В отличие от прочих школ китайского буддизма в монастырях чань большое значение придавалось совместному физическому труду. В монастыре Шаолинь сложилась самобытная школа воинского искусства. Чань оказал глубокое влияние на литературу и искусство позднесредневекового Китая».
Индия. Религия и церковь
«Если в период государства Маурья и Кушанов (III в. до н.э. – II в. н.э.) государственной религией был буддизм, то уже при Гуптах брахманизм (индуизм) начинает постепенно вытеснять буддизм (к настоящему
времени буддизма в Индии практически не существует). Но и в самом брахманизме произошли серьезные изменения. На первый план среди богов выдвинулась триада: Брахма-Вишну-Шива; где Брахма – это
создатель мира, Вишну – хранитель, а Шива – разрушитель (кроме<гого, Шива есть воплощение сил плодородия, сексуальной энергии). Возникло учение об аватарах (воплощениях) богов, одним из наиболее популярных богов делается Кришна (одна из аватар Вишну), выступающий в качестве бога-спасителя людей, а на юге функции бога-спасителя приобретает Рама (герой эпоса Рамаяна). На почве почитания тех или иных богов в индуизме возникают различные секты и направления. Сформировались два основных направления – шиваизм и вишнуизм, где в качестве главного божества почитаются соответственно Шива или Вишну (образ Брахмы всегда оставался достаточно расплывчатым, и особый культ Брахмы не появился). Возникают эротические культы, связанные с почитанием женского начала – шакти; ряд почитателей Шивы создает оргиас-тические изуверские культы, связанные с поклонением богам любви и смерти, главным из которых была Кали (Дурга) – супруга Шивы. Так, приверженцы одной из самых изуверских сект – тхуги (душители) – приносили в жертву Кали случайных людей (через удушение). Общим для всех индуистов является признание авторитета Вед, учение о карме и переселении душ (метемпсихоз), вера в божественное происхождение каст. В конце XV в. в Индии возникает своеобразная секта сикхов, ее основоположник Нанак пытался объединить в одну религию не только всех индуистов, но и мусульман.
На протяжении нескольких столетий сикхи вели борьбу с иностранными владыками – сначала мусульманами, а потом англичанами. С древнейших времен в Индии сохраняется (хотя и немногочисленная) секта джайнистов, существуют приверженцы йоги и многих других древних учений.
В Средневековье в Индию проникает христианство (определенные его идеи оказали влияние на формирование образа и биографии Кришны), но оно не получает широкого распространения даже в эпоху колониальной зависимости, когда оно насаждалось англичанами.
Кришнаизм В XV-XVI вв. в Индии начинается реформаторское движение, центральным в котором стало понятие «бхак-ти» – благоговейная любовь к богу, являющаяся средством спасения, в которой все люди равны (впервые это понятие встречается в Бхагават-гите). Последователи этого учения назывались «бхакты». Именно среди бхактов получило особое распространение поклонение Кришне как воплощенного Бога (широкое распространение в Индии имело и почитание Бога без воплощения). Идея бхакти получает свою теоретическую разработку в трудах таких философов, как Чайтанья, Раманужда, Валлабхачарья. По преданию, Шри Валлабхачарья при посещении Браджа (район, где по преданию родился и вырос Кришна) имел видение Кришны, на месте этого чуда он в 1499 г. заложил храм Шри Натха (окончательно достроенный в 1519 г.). Позднее в Брадже
Из древних упоминаний о Кришне наибольшего внимания заслуживает Бхагават-гита (вставная поэма в Махабхарате), где Кришна предстает в виде возничьего – Арджуны (см. Культура Древней Индии). Биография Кришны излагается в пуранах.
Кришна Кришна (др.-инд. krsna, буквально «черный», «темный», «темно-синий»), в индийской мифологии сын Васудевы и Деваки, аватара Вишну. Образ Кришны многозначен; по-видимому, в нем слились различные мифологические и, может быть, даже исторические прототипы. Предполагают, что «чернота» Кришны – свидетельство южноиндийского, дравидского происхождения его образа. Цвет тела Кришны – темно-синий или темно-лиловый (реже он изображается совсем черным, темно-зеленым или темно-коричневым) и сравнивается с цветом дождевой тучи, несущей освобождение от смертоносной жары. Кришна по природе своей – прежде всего защитник, избавитель. Но для индийца в слове «Кришна», «Черный», есть также что- то недоброе, зловещее; это же имя носят (в ведах и позже) различные демоны-асуры… В городе Матхара правил неправедный царь Канса. Чтобы избавить от него землю, Вишну решает родиться в человеческом облике. Канса слышит предсказание, что он умрет от руки восьмого сына своей двоюродной сестры Деваки, и убивает всех рождающихся у нее от Васудевы сыновей. Спасается лишь седьмой сын, Баларама, а восьмого сына, Кришну, едва тот родился, Васудеве чудесным образом удается переправить на другой берег реки Ямуны, где он воспитывается в семье пастуха Нан-ды и его жены Яшоды. Канса, узнав об исчезновении новорожденного, приказывает убить всех младенцев в Матхуре. Детство Кришны, его шалости (похищение масла у Ящоды, одежд у купающихся пастушек и др.) и подвиги (убийства демонов, которых подсылает Канса, поглощение пламени лесного пожара и спасение от него воров и пастухов, победа над повелителем змей Калией; поднятие над головой горы Говардха-на, чтобы прикрыть от дождя пастухов, пастушек и их скот, и др.) – излюбленные темы индийской поэзии. Еще более популярная тема – любовь пастушек к отроку Кришне. Заслышав свирель пастуха Кришны, пастушки, бросая мужей и домашние дела, бегут к нему и танцуют с ним в экстазе на берегу Ямуны. Пастушки и их влечение к Кришне трактуются индусами как символ человеческих душ, устремленных к слиянию с богом. Но бог неуловим и недостижим: в конце концов, Кришна покидает пастушек, чтобы выполнить свой долг – убить Кансу. Убийством тирана завершается юность Кришны. Из пастуха он превращается в воина и политика: восстанавливает справедливую власть в Матхуре и защищает город от демонов, мстящих за Кансу. При этом Кришна переводит всех жителей Матхуры – ядавов в Двараку, новый город, который по его приказу строится за одну ночь.
Совершая дальнейшие подвиги, Кришна обретает сначала восьмерых жен (первая из них Рукмини), а затем еще 16100 жен. Обладая чудесной способностью пребывать одновременно со всеми женами, Кришна производит многочисленное потомство. После битвы при Курукшетре, которая завершает круг земных дел Кришны-Вишну, Кришна, решив вернуться в божественные сферы, сначала уничтожает весь город ядавов, а затем и сам погибает от стрелы охотника, принявшего его
за оленя.
В средневековой индийской культуре наибольшую популярность приобрел образ Кришны- любовника (при этом на первый план выдвинулась одна из пастушек – Радха, хотя в некоторых сектах и областях Индии преобладает культ Рукмини)… Сходство некоторых моментов в мифе о Кришне и в преданиях о жизни Иисуса Христа, а также фонетическая близость имен («Кришна», а в другом произношении «Кристна», «Христос») давали основания некоторым исследователям видеть в Кришне видоизмененный образ Христа, некогда занесенный в Индию кочевыми племенами. Однако эта гипотеза не подтверждена сколько-нибудь убедительно».
Вывод: Китай
Специфической чертой развития религиозных форм идеологии в древнем Китае является сосуществование в этой стране развитых форм институциализированных религий (даосизм, буддизм) и религиозно-философских учений (конфуцианство) со всевозможными неорганизованными народными верованиями и культами, представлявшими типологически значительно более ранний стадиальный тип религиозных представлений. Эти верования названы выше народными в сугубо социологическом смысле, как противостоящие организованным, этически и индивидуально ориентированным религиям, а не как "простонародные" или "крестьянские", поскольку они были широко распространены во всех слоях общества, включая императорский двор. При этом они могли играть существенную роль даже на уровне государственного культа (культы Неба, Земли и т.д.), чему способствовала и установка конфуцианства не на отбрасывание, а на этически ориентированное перетолковывание их архаического содержания. Вследствие этого картина религиозной жизни древнего Китая являла собой сочетание и переплетение стадиально различных представлений, что усугублялось тенденцией к синкретизации религиозных течений, основанной на отсутствии установки на догматическую исключительность у всех религий традиционного Китая.
Вывод: Индия
Для индийских религиозных систем характерна определённая их рыхлость, аморфность, терпимость к иным воззрениям, и потому термин ”индуизм” следует понимать как определение целой группы верований, связанных почти идентичным пантеоном богов. Культы разных богов возникали, очевидно, сравнительно независимо, но, развиваясь в близких условиях, пользуясь одними и теми же источниками, они принимали схожую тактику: не отрицая существования божеств-конкурентов, умаляя их могущество, занижать положение в иерархии богов, соответственно, значимость ”своего” бога. Столкновения на религиозной почве, конечно, имели (и имеют) место, но ярости религиозных войн, характерных для монотеистических религий, не наблюдалось. Можно сказать, что за тысячелетия ”эволюции” национальной индийской религии был пройден сложный путь. Индия прошла путь от примитивного язычества, с его кровавыми нравами, до индуизма – религии, вобравшей в себя опыт тысячелетий.