- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 17,40 kb
Роспись декоративной шкатулки
"Роспись декоративной шкатулки"
Введение
Для своей курсовой работы я выбрала Хохломскую роспись. Её я выбрала неспроста. Она запала мне в душу, как только мы начали её изучать, своим содержанием, композициями, шикарными цветами, птицами.
Хохлома́ – старинный русский народный промысел, родившийся в XVII <#”justify”>Для своего проекта я выбрала объёмную форму. Это ларец, для хранения различных предметов, а так же может выступать в роли шкатулки. На нем можно очень интересно показать композицию. Техника выполнения моей курсовой работы верховая, под ягодку.
хохломская роспись декоративный шкатулка
История Хохломской росписи
Свое название хохломской промысел получил от крупного торгового села Хохлома Нижегородской губернии, в которое из близлежащих деревень свозили деревянные изделия на продажу (в самом селе Хохлома эти изделия никогда не производились). Для хохломского промысла характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Промысел родился в середине XVII века (хотя самые ранние хохломские изделия, сохранившиеся в музеях, относятся лишь к началу XIX века), когда в Поволжье появились раскольники, которые спасались в этих лесных местах от преследования властей. Заметим, что еще до их прихода местные жители занималось изготовлением посуды из мягких пород дерева. Среди раскольников были иконописцы, научившие местных мастеров расписывать деревянные изделия удивительными узорами так, что эти изделия напоминали металлическую золоченую посуду. Основные приемы изготовления хохломы с тех пор почти не изменились. Создание изделий состоит из нескольких этапов: сначала на токарном станке вытачивается заготовка, так называемое "белье", затем заготовку грунтуют жидким раствором глины ("вапы") и смазывают сырым льняным маслом, на следующей стадии изделие пропитывают олифой и просушивают. Эту операцию повторяют три-четыре раза.
Следующий этап – лужение: предмет покрывают полудой – металлическим порошком алюминия (когда-то использовался порошок серебра, позднее более дешевый порошок олова). Теперь изделие (серебристого цвета) готово к росписи, которая наносится масляными красками и закрепляется сушкой в печи, потом покрывается несколькими слоями лака, причем каждый слой сушится отдельно. Лак под воздействием высокой температуры и превращает серебристый цвет изделия в золотой. В Хохломской росписи используются три основных цвета: красный, черный и золотой, вспомогательными цветами, употребляющимися в небольших количествах, являются зеленый и желтый. В хохломской росписи сложились два вида письма: "фоновое" и "верховое". Сохранились они и до сих пор, хотя по сравнению с росписью конца XIX в. современная роспись богаче по композиции и разнообразию мотивов.Рассмотрим отдельно каждый вид письма, чтобы понять его специфику и разобраться в особенностях написания узора.
При "верховом" письме мастер наносит рисунок черной или красной краской на золотой или серебряный фон изделия. Здесь можно выделить три типа орнамента:
·"травная" роспись;
·роспись "под листок" или "под ягодку";
·роспись "пряник" или "рыжик".
"Травная" роспись напоминает знакомые всем с детства и привычные травы: осоку, белоуч, луговик и др. Это, пожалуй, наиболее древний вид росписи. Он пишется завитками, разнообразными мазками, мелкими ягодками или колосками по серебристому фону "Травный" рисунок всегда был популярен среди хохломских мастеров росписи. С большой любовью выписывали, да и сейчас пишут этот рисунок кистью, то собирая его в густые кусты, то разбрасывая их по поверхности изделия, создавая свои варианты традиционного орнамента.
Приемы росписи растительного орнамента настолько разнообразны, что из-под кисти мастера выходят удивительные мотивы. Они свиваются в своеобразные элементы, сочетание которых создает множество комбинаций. Из отдельных травинок художники пишут излюбленный ими мотив петуха (или курочки), который восседает на "древе" или клюет с него ягоды .Письмо, в которое, помимо травки, мастера включают листья, ягоды и цветы, носит характерное название "под листок" или "под ягодку". Эти росписи отличаются от "травки" более крупными мазками, образующими формы овальных листочков, круглых ягодок, оставляемых тычком кисти. Народные мастера берут свои мотивы, стилизуя растительные формы. Поэтому не удивительно, что на изделиях хохломских мастеров мы видим цветы ромашки, колокольчика, тюльпана, листья винограда, земляники, ягоды смородины, крыжовника, клюквы. Основу росписи "под листок" составляют остроконечные или округлые листья, соединенные по три или пять, и ягоды, расположенные группами около гибкого стебля. В росписи больших плоскостей используют мотивы покрупнее – вишня, крыжовник, клубника, виноград. Эта роспись обладает большими декоративными возможностями. В сравнении с "травкой" она многоцветнее. Например, если в "травной" росписи используют в основном черный и красный цвет, то в росписи "под листок" или "под ягодку" мастера пишут листочки зелеными, а также в сочетании с коричневым и желтым. Эти росписи обогащаются травным узором, который пишется в таких композициях зеленой, красной, коричневой красками.Будучи удивительно наблюдательными, мастера росписи черпают из природы нескончаемое богатство мотивов, перерабатывая их и перенося на изделия, которые радуют глаз, воспитывают любовь и гордость за свою Родину. К "верховому" письму относится еще одна своеобразная разновидность росписи – "пряник" или "рыжик". Ее выполняют обычно внутри чаши или блюда. "Пряник" – это геометрическая фигура, чаще всего вписываемая в квадрат или ромб, украшенная кустиками в углах, а в середине прямоугольника – "большой рыжик" – солнце. Хохломичи "пряник" называют "косовик", так как из его углов растут пучки трав, словно косы."Росписи "пряниками" или "рыжиками" более просты и условны, чем "травные"; когда приглядишься к ним, то кажется, что Солнце с завитыми по кругу лучиками-травинками находится в постоянном движении. Захвачены им и пышные травные побеги вокруг. Впечатление такое, словно встречный ветер колеблет и развевает их".Рисунки "верховой" росписи создаются легкими мазками кисти, сквозь которые мерцает золото фона.При "фоновом" письме кистью сначала наносятся контурные очертания орнамента, а затем красной или черной краской закрашивается окружающий фон, а сами мотивы тонко прописываются легким мазком кисти. В "фоновом" письме выделяют два типа орнамента:
·роспись "под фон";
·"Кудрину".
Роспись "под фон", как уже отмечалось, начинается с прорисовки линии стебля с листьями и цветами, а иногда и с изображениями птиц или рыб. Затем фон записывается краской – чаще всего черной. По золотому фону прорисовывают детали крупных мотивов. Поверх закрашенного фона кончиком кисти делаются "травные приписки" – ритмичные мазочки вдоль основного стебля, тычком кисти "налепливаются" ягоды и мелкие цветы. "Золото" просвечивает в таком виде письма только в силуэтах листьев, в крупных формах цветов, в силуэтах сказочных птиц, которых любят рисовать хохломские мастера. Роспись "под фон" значительно более трудоемкий процесс, и не каждый мастер справится с такой работой. Изделия с этой росписью предназначались обычно для подарка, а поэтому выполнялись, как правило, на заказ и ценились выше. Разновидностью "фоновой" росписи является "кудрина". Ее отличает стилизованное изображение листьев, цветов, завитков. Не занятое ими пространство закрашивают краской, и золотые ветви эффектно смотрятся на ярко-красном или черном фоне. Свое название "кудрина" получила от золотых кудреватых завитков, линии которых образуют причудливые узорные формы листьев, цветов и плодов. Роспись "кудрина" напоминает ковер. Особенностью ее является то, что главную роль играет не кистевой мазок, а контурная линия, плоское пятно золота и тонкий штрих в проработке деталей. Фон в таком виде росписи также окрашивается в красный или черный цвет. Красным или черным цветом, в зависимости от желания автора, ведется и проработка деталей. Других красок в этом виде письма не используют. От возникновения хохломской росписи до сегодняшних дней различные ее виды претерпели огромные изменения, хотя стилистическая основа осталась той же. Благодаря фантазии мастеров появляются все новые мотивы, создаются все новые и новые композиции хохломской росписи.
Как создаются изделия с хохломской росписью? Сначала делают заготовки из древесины, Затем мастер встает за токарный станок, снимает резцом излишек древесины и постепенно придает заготовке нужную форму. Так получается основа. Потом основу покрывают грунтовкой. После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы. Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон, а затем быстро втирает в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно. Эта операция очень ответственная. От неё будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, прочность росписи. В течение дня изделие покрывают олифой 3-4 раза. Последний слой сушат до момента когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его. Следующий этап – втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Выполняют его также вручную тампоном. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск, и готовы для росписи. В росписи применяются темперные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи, – красный и чёрный, но для оживления узора допускаются и другие краски – коричневый, зелёный, жёлтый. Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию.
Техника хохломской окраски связана с горячей обработкой изделий и требует большого опыта и мастерства. Работа эта очень трудоемка. Росписью украшали главным образом разные виды деревянной посуды. Белые неокрашенные чашки, миски, станцы и солонки – так называемое белье – сначала просушивали, а затем покрывали жидким слоем глины, которая закывала поры дерева. Это делалось для того, чтобы древесина не впитывала в себя масла, каторым обрабатывались изделия в дальнейшем. Эти предметы после просушки мазали сырым льняным маслом и ставили в печь на всю ночь. Затем их тщательно покрывали олифой, снова просушивали. Эту операцию повторяли три-четыре раза. Проолифленные предметы были готовы к полудке. Тонко растертым порошком олова протирали всю поверхность предмета так, что деревянная вещь приобретала вид металлической и блестела, как серебрянная. Только после всех этих подготовительных операций вещь начинали расписывать: по проолифленной поверхности тонкой кисточкой наносили узор черной и красной краской. Расписанную вещь снова олифили и ставили закаливаться в горячую печь. Под влиянием высокой температуры лак темнел, становился желтовато-коричневым, благодаря чему серебристый порошок под слоем лака приобретал золотистый блеск.
Технологическая карта хохломской росписи
Заготовка: Деревянную посуду, предназначенную под роспись, вытачивают на токарном станке или выдалбливают из просушенной древесины. Такие заготовки называют «бельём». Готовое изделие ещё раз просушивают. Длительность сушки зависит от размера изделия (от 3 дней до 3 недель при температуре 22-28градусов). Когда влажность древесины достигнет 6-8 %, сушка закончится. Если заготовка недостаточно просушена, то при выполнении последующих технологических операций на поверхности изделия могут появится трещины, а лаковый слой может покрыться пузырями. За несколько дней до конца сушки желательно поместить бельёв более тёплое место с температурой около 30 градусов. Грунтовка: Классический вариант: Разведённый до жидкого состояния вам нужно втереть в бельё тряпкой очень тонким слоем. Затем изделие просушивается в течении нескольких часов при комнатной температуре. После этого наносится второй слой и сушится уже около 10 часов. Высушенные изделия охлаждают до комнатной температура и слегка шлифуют. Адаптированный вариант: Чтобы сократить время подготовки изделия к росписи, можно воспользоваться грунтовкой (ГФ-021, № 138).Готовый грунт наносится тонким слоем и просушивается при комнатной температуре в течении суток. Затем шлифуется наждачной бумагой. Проще всего применять грунт из мучного клейстера. Шерстяную ткань промачивают раствором и обмазывают им изделие. После просушки операцию повторяют ещё раз. Окончательная сушка длится6-8 часов, затем изделие шлифуется. Вгонка:
Классический вариант: Прогрунтованное вапом изделие пропитывается льняным маслом. После этого ему дают вылежаться 40-50минут. Затем сухой чистой тряпкой удаляют не впитавшиеся излишки льняного масла. После вгонки изделие сушится в шкафу 4-6 часов при температуре 50-70градусов. Обработанное таким образом изделие имеет прочную оболочку, которое закрывает поры древесины, препятствуя проникновению внутрь лака и олифы, которые применяются при последующей обработке. Адаптированный вариант: Изделия, пропитанныеГФ-021, № 138 пропитывать льняным маслом не нужно. Если после грунтовки обнаружатся трещины или выбоины, их необходимо затереть шпаклёвкой. Для того, чтобы не было заметно затёртых мест, изделие шлифуют тонкой шкуркой. Олифление: Классический вариант: Олифление производится 4раза. Для этого берут натуральную, сваренную из льняного или конопляного масла, олифу. Её равномерно размазывают в ладонях рук и слегка протирают ими изделие. Три слоя олифы просушивают примерно около 2 часов при температуре 22-25градусов. Четвёртый слой, последний, наносят более густо, и сушку производят в печи при температуре 50-60 градусов. Необходимо внимательно следить за состоянием верхнего слоя. Нужно, чтобы олифа просохла не до конца. Адаптированный вариант: Грунтованное шлифованное изделие покрывают масляным лаком 2 раза. Тонкий слой лака твердеет уже через 3 часа, хотя для полного высыхания ему потребуется 1-3 суток. Необходимо следить, чтобы лак на поверхности изделия загустел, но плёнка ещё не образовалась и он некоторое время продолжал быть липким. Лужение: Лужение производят полудой, которую наносят при помощи «куколки» на липкую поверхность лака иди олифы. Алюминиевый порошок(полуда) состоит из мельчайших чешуек. Прилипая к лаку, они создают непроницаемый металлический панцирь в несколько слоёв. Необходимо следить затем, чтобы на поверхности изделия не оставалось пробелов. Когда изделие покрыто полудой ровно, надо стряхнуть с него лишний порошок и поставить сушить при комнатной температуре на сутки. После лужения посуда приобретает ровный металлический блеск и готова к росписи. Роспись: Классический способ: Опытные мастера выполняют роспись без предварительного рисунка, постоянно импровизируя, находят всё новые и новые композиции. Адаптированный вариант: Не имея опыта, следует потренироваться на плоских формах, а как начнёт получаться, можно уже браться за различные объёмные формы. Практически вся роспись ведётся на весу. Пролуженную заготовку опирают на колено, придерживая левой рукой. Рядом на столе удобно располагают кисти, краски и всё необходимое для росписи. Кисточку держат вертикально, берётся 3мя пальцами у основания.
В процессе письма участвуют не только пальцы, но и вся рука. Она должна быть свободна от локтя, благодаря чему можно проводить неразрывным движением серии штрихов или длинных мазков на сферических или цилиндрических поверхностях. Лачение: Классический вариант: Расписанное изделие покрывается масляным лаком и закаливается в печи при температуре 270-300градусов. Под действием температура лак начинает желтеть и изделие получает золотистый цвет. Для получения более насыщенного цвета операция лачения повторяется несколько раз. Лак наносится очень тонким слоем и хорошо просушивается. В использовании пищевого лака к нему добавляют 2г оранжевого и3г жёлтого анилиновых красителей, 100г спирта на 1л лака. Покрытое этим составом изделие запекают при температуре 150 градусов. После закалки лаковая плёнка приобретает высокую прочность. Адаптированный вариант: Если есть необходимость, то можно получить любой оттенок прозрачного лака. Для этого необходимо жирорастворимый светопрочный оранжевый краситель 2Ж развести в небольшом количестве растворителя, а затем вылить лак и тщательно перемешать до получения однородной массы. Изделие, покрытое таким лаком, сушат при комнатной температуре в течении суток до полного высыхания. Если необходимо ускорить процесс, то можно поставить изделие в сушильный шкаф при температуре 40-60 градусов на несколько часов. Расписная поверхность изделия после покрытия подкрашенным лаком так же будет отливать золотистым цветом, какие при закаливании.
Инструменты, оборудование, материалы
1.Бумага -для работы карандашом можно использовать бумагу любой плотности с гладкой поверхностью, желательно белого цвета. Для работы с красками (гуашь, темпера) требуется более плотная фактура. А4,А2,А1-для обтягивания планшета. (Акварельная бумага не подходит).
.Краски – темпера (для основной работы на планшете и изделии). Тюбики темперы продаются в наборе или по отдельности – все необходимые цвета нужно приобрести. Использовали: белила титановые, глубоко-чёрная, ультрамарин.
.Карандаши – необходимы для эскизирования (т, тм) и переноса рисунка на кальку, а затем на изделие (тм, м).
.Кисти – разной толщины. Белка № 4;колонок № 1,2;синтетика № 14(плоская)
.Планшет – состоит из деревянного каркаса с прибитой сверху фанерой (размер 60*40).
.Калька – для перевода на неё карандашом рисунка и дальнейшего перевода на изделие.
.Кнопки канцелярские – для закрепления ватмана на планшете.
.Столярный скотч – для закрепления кальки.
.Ёмкость с водой – необходима в работе с красками.
.Наждачная бумага – №1001,№1000,№50,№968,
.Шлифовальный аппарат.
.Палитра.
.Резак
.Ластик – разрезанный по диагонали.
.Ветошь (салфетка, тряпка).
.Примеры для работы- фотографии, книги
.Лезвие – для исправлений и доработок.
.Лак – ПФ №283.
.Растворитель – № 646, (уайт-спирит).
.Линейка – 25 см, 50 см.
.Предметы для росписи (шкатулка, бусы, браслет).
.Клей ПВА с водой – для поднятия ворса.
.Шпаклёвка – для заделывания трещинок, изъянов.
Организация рабочего места
.Подготовка и выбор рабочего места
В кабинете не должно быть тесно, в помещении должно присутствовать постоянное проветривание, перед работой нужно обязательно сделать влажную уборку своего рабочего места.
Освещение должно быть улучшенным, лучше всего работать при дневном свете, т. к. это бережет зрение и помогает не ошибиться в выборе цвета, свет должен падать с левой стороны.
Также важно удобно сидеть, некоторые предпочитают низкие стульчики, посадка правым боком к столу, так, чтобы можно было вертеть расписываемый предмет на коленях. Также работу облегчает «мостик» под рукой.
Лишние материалы и приборы для данной операции, лучше убрать со стола. Сумки и личные вещи учащегося не должны мешать работе.
2.Персональные материалы и принадлежности
Подручные материалы (палитра, ёмкость с водой) должны стоять по правую сторону от человека. Выкладывая краски на палитру нужно соблюдать определённый порядок и строго следовать ему.
Бумага – требуется для рисовальных работ (проектирование, эскизирование ).
Пенал – для хранения карандашей, резака, ластика, и т.п.
Кисточки которые не используются при работе, должны лежать в специальном пенале рассчитанном под них. Кисточки беспорядочно разбросанные по парте, представляют немалую опасность, не только для самого ученика, но и для его сверстников.
Работая с планшетом, его необходимо держать под углом в 15 градусов, для более удобного и качественного исполнения задания.
3.Отделка изделия
На стадии шлифовки и грунтовки изделие не должно находиться на рабочем столе, работу на этих стадиях необходимо проводить в отдельном, хорошо проветриваемом помещении. При шлифовке изделий образуются мелкие частички древесной и строительной пыли.
После изготовления изделия – начинается его необходимая стадия- лакирование. Для этого нужно также специально отведённое и оборудованное место, с хорошей циркуляцией воздуха. Место для сушки должно хорошо выветриваться, и изолироваться от посторонних, во избежание прилипания к лаку мелких частичек от одежды.
Процесс сушки долгий, поэтому необходимо создать условия безопасного хранения изделия.
Растворитель при работе, нужно держать подальше от огня и лёгковоспламеняющихся предметов.
Материалы Основной материал для росписи – краски. При росписи древесины применяют те же краски, что и в живописи: масляные, темперные, гуашевые, акварельные, а так же анилиновые красители. Для Городецкой росписи лучше всего подходят гуашевые и темперные краски.Инструменты Основной инструмент мастера росписи – кисть. Чаще всего для росписи используют круглые беличьи и колонковые кисти разных размеров. В Городецкой росписи вам, как минимум, понадобятся такие кисти:
круглая колонковая № 1 и № 2 с ворсом средней длины (для контурной работы и обводки черной краской).· круглая беличья № 2 и № 3 для нанесения красной краски.· плоская синтетическая или щетинная № 4,5,6 для нанесения грунта и для покрытия лаком.
Идеальная кисть для росписи должна напоминать каплю, семечко, пламя свечи. Приобретая кисточки, проверяйте их по внешнему виду, чтобы были погуще, с аккуратно подобранными волосками. Макните кисть в воду и стряхните ее, чтобы проверить кончик. Найти хорошую кисть не просто, каждая проявляет свой характер. Любимыми кистями мастер очень дорожит, никому не одалживает, потому что каждый имеет свой почерк, а это обязательно отразится на кисточке. Деревянный кончик кисточки тоже рабочий – он используется как тычок для нанесения точек: семечек, росинок. Отработанная кисть еще послужит вам в качестве тычка, если аккуратно срезать оставшиеся волоски.
Палитра нужна, чтобы смешивать краски, подснимать с кисти лишнюю краску. Палитрой может служить белое блюдце, кафельная плитка, кусок оргстекла, крышка.
Окончательная отделка расписанного изделия Лаковое покрытие позволяет защитить роспись на дереве от воздействия внешней среды: влаги, перепадов температур, активных веществ. Кроме того, кроющие материалы – олифа, лак, мастика – придают изделию дополнительный декоративный эффект.Обработка изделия лаком – тоже своего рода искусство. Бывает, что красиво разрисованная вещь под неправильно подобранным или плохо нанесенным лаком теряет привлекательность. Не случайно на предприятиях художественных росписей есть профессия лачилы. Вот кто знает все тонкости лаковых покрытий! Мы же должны разбираться в основных и самых доступных средствах, с учетом условий детских учреждений. Масляный лак ПФ-283 (4С) зарекомендовал себя с лучшей стороны и наиболее подходит для нас. Он хорошо разбавляется скипидаром (обязательно натуральным)! Сохнет он не менее 72 часов при комнатной температуре. Ни в коем случае не ускоряйте этот процесс в горячей духовке – лак вздуется. Лучше всего положить полаченную вещь в чистую, протертую перед этим влажной тряпкой коробку с крышкой или просто накрыть сверху коробкой для того, чтобы меньше садилось пыли и не распространялся запах лака. При высыхании образуется глянцевая эластичная поверхность, которая имеет повышенные физико-механические свойства и устойчива при контактах с водой. Для работы отливайте небольшие порции лака и разбавителя в небольшие емкости, а большую банку с лаком плотно закройте крышкой и на несколько секунд переверните банку крышкой вниз. Возникшая герметичность не позволит лаку засохнуть. Не старайтесь покрыть изделие в первый же раз толстым слоем лака. Лучше первую обработку сделать лаком пожиже, дать ему хорошо просохнуть, а затем слегка зашкурить.
При нанесении лака как тампоном, так и кистью на поверхности образуются маленькие пузырьки из-за того, что из пор древесины выходит воздух. По мере высыхания часть из них исчезает, а некоторые остаются. Их особенно трудно ошлифовывать. Чем более разбавленным будет лак, тем меньше будет пузырьков. По мере увеличения слоев лака, каждый последующий слой должен быть тоньше предыдущего.
Рабочее место должно быть хорошо проветриваемым и хорошо освещенным, площадью не менее 12 кв. м., оснащено необходимыми средствами пожаротушения. Запрещено: Принимать пищу и напитки в кабинете художника; хранить легковоспламеняющиеся и горючие жидкости в сосудах из полимерных материалов.
Перед началом работы следует:
1.Надеть спецодежду.
2.Подготовить к работе необходимое оборудование и инструменты.
3.Убедиться в наличии и исправности средств пожаротушения.
По окончании работы следует:
1.Привести в порядок рабочее место, убрать инструменты и материалы.
2.Снять спецодежду.
3.Вымыть тщательно руки.
Техника безопасности – свод правил и положений, направленный на обеспечение условий безопасного труда или проведения каких-либо других работ. Назначенные лица проводят инструктаж обучающихся по безопасности труда, воспитательных мероприятиях с обязательной регистрацией в классном журнале или журнале. Учась в образовательном учреждении ученику необходимо ознакомиться с инструктажем техники безопасности, соблюдать указанные правила.
Общие правила безопасности: 1. Получить инструктаж по электро-пожарной безопасности. 2. Следить за исправностью оборудования и приспособлений. 3. Перед началом работы проверить своё рабочее место на наличие дефектов
. Соблюдать порядок на рабочем столе. 5. Запрещается иметь на рабочем столе не требуемые для работы предметы.
.Постоянно повышать и совершенствовать навыки работы по своей профессии.
. При работе с лаками, растворителями нужно быть осторожней, помнить о их лёгкой воспламеняемости. 8. Соблюдать дисциплину. 9. При несчастном случае, немедленно оповестить об этом преподавателя.
.Запрещается оставлять после себя неубранное место, необходима уборка.
.По окончанию работы выключить всё электрическое оборудование.
Заключение
Народное и декоративно-прикладное искусство является, неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Декоративно прикладное искусство – одна из областей пластических искусств. Формирует окружающую человека материальную, предметно-пространственную среду, внося в неё эстетическое начало. Искусство не просто фиксирует то, что видит в жизни художник. Искусство есть постоянное открытие прекрасного в обыденном. Способность видеть новое в жизни и находить ему соответствующую пластическую форму.
Легко увидеть, что основными законами искусства являются всеобщие законы жизни – законы природы, мышления я истории, своеобразно выраженные в специфической области искусства, законы диалектики.
Кроме того, есть композиционная техника, сумма приемов – вывод из всемирно-исторического опыта искусства. Она, композиционная техника, развивается, обогащаясь творческой практикой все новых поколений художников. Одни приемы композиции теряют свое значение, когда исторически исчезают идейные концепции, вызывавшие их к жизни, но на смену им приходят новые, по велению жизни, выдвигающей новые задачи перед искусством.
Изучив традиции и освоив технологию народных росписей возможно применить эти знания в украшении предметов быта, современного интерьера и дизайна. Возможно украсить кожаные вещи, деревянные пуговицы, браслет, колечко, кухонную посуду, современную мебель. Изделие может украшать фонды музея КХР №59 или стать методическим пособием для изучения Городецкой росписи.
Современное состояние народных художественных промыслов, расположенных на территории Российской Федерации, в подавляющем своём большинстве оставляет желать много лучшего. О той задействованности и о том уровне развития, на котором находились художественные промыслы в эпоху «расцвета социализма» в РФ и СССР, можно только мечтать. Как молотом по наковальне прошёлся новый строй народнохозяйственному комплексу страны, не обойдя и эту отрасль. В жёстких рыночных условиях многие и многие предприятия художественных промыслов были разорены, коллективы распались, школы мастерства перестали существовать. В таких условиях остаётся надеяться главным образом только на одно – на великую мудрость и великое терпение русского народа, прошедшего не через одно испытание и на то, что художественные промыслы в принципе могут передаваться, как и ранее по наследству. От отца к сыну, от матери к дочери, от дедов к внукам и конечно от учителей к ученикам. И, без всякого сомнения, это наше великое достояние распустится вновь пышным цветом, когда закончится очередная «зима» и начнётся новая «весна» в жизни нашего народного промысла.
Список литературы
1.Емельянова Т.И. Хохлома. – Л.: Аврора, 1974.Бардина Р.А.
.Изделия народных художественных промыслов и сувениры. – М.: Высшая школа, 1977.Супрун Л.Я. Резьба и роспись по дереву. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983.
.Орловский Э.И. Изделия народных художественных промыслов. – Л.: Лениздат, 1974.
.Махмутова Х.И Роспись по дереву. – М.: Просвещение, 1987.Рогов А.П. Кладовая радости. – М.: Просвещение, 1982.Осетров Е.И.
.Живая древняя Русь. – М.: Просвещение, 1984.БСЭ. Изд. 3-е. – М.: СЭ, 1970-1978.
.Города России: энциклопедия. – М.: БРЭ, 1994.Н. Величко "Русская роспись. Техника. Приемы. Изделия"