- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 45,37 Кб
Россия и Европа в XVIII веке: взаимосвязь и взаимодействие культур
Курсовая работа
Россия и Европа в XVIII веке: взаимосвязь и взаимодействие культур
Содержание
Введение
. Развитие культуры России в XVIII веке
.1 Просвещение
.2 Русская наука. М.В. Ломоносов
.3 Музыка XVIII века
.4 Народное творчество XVIII века
.5 Культура дворянства
. Культура Европы в XVIII веке
.1 Развитие науки в эпоху просвещения
.2 Стилевые и жанровые особенности искусства XVIII столетия
. Россия и Европа в XVIII веке: взаимосвязь и взаимодействие культур
.1 Широкое проникновение европейских нововведений в Россию
.2 Основные сферы взаимодействия русской культуры с культурами стран Западной Европы
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема взаимодействия русской культуры с культурами европейских стран занимает все большее место в исследованиях ученых различных специальностей – историков, философов, культурологов, лингвистов, психологов. Связано это, прежде всего, с тем, что бурный рост новых технологий настолько облегчил передачу информации на большие расстояния за очень короткое время, что потребители этой информации получили до сих пор невиданные возможности знакомиться с достижениями культур разных народов, причем многие как позитивные, так и негативные стороны этого процесса стали проявляться еще явственнее.
"Век разума и просвещения" – так говорили о своем времени великие мыслители XVIII столетия, провозвестники новых революционных идей. В историю мировой культуры XVIII век вошел как эпоха больших идейных и общественно-исторических сдвигов, острейшей борьбы с феодально-монархическими устоями и религиозным догматизмом.
В новый период вступает и русская культура, пережившая на рубеже XVII и XVIII столетии знаменательный перелом. Приобщаясь к богатому культурному наследию Европы, русские деятели в то же время опирались на коренные отечественные традиции, накопленные за длительный предшествующий период художественно-исторического развития, на опыт древнерусского искусства. Именно в силу этой глубокой преемственности Россия сумела в течение XVIII века не только принять активное участие в общем процессе движения мировой культуры, но и создать свои национальные школы, прочно утвердившиеся в литературе и поэзии, в архитектуре и живописи, в театре и музыке. К концу столетия русское искусство достигает огромных успехов.в. – последний исторический этап перехода от феодализма к капитализму. Развитие культуры в этот период во всех странах Европы проходило под знаком идей Просвещения. Отличительная черта этого времени – исследование основных вопросов эстетики театра, природы актерского мастерства. XVIII столетие часто называют «золотым веком театра».
Объектом исследования является взаимодействие русской культуры с культурами западноевропейских стран.
Предметом исследования – динамика этого процесса в ее исторической ретроспективе.
Целью данного исследования является рассмотрение процесса взаимодействия культур с точки зрения его непрерывной динамики.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
.рассмотреть развитие культуры России в XVIII веке
2.выделить основные черты культуры Европы XVIII века
.определить взаимодействие культур России и Европы XVIII столетия
Теоретико-методологической основой исследования стали основополагающие принципы исторической науки: объективность, историзм, комплексный подход. Принцип историзма предопределил рассмотрение динамики процесса взаимодействия культур в ее непрерывном развитии, в контексте конкретно-исторической обусловленности.
Исследование основывается на комплексном анализе процесса взаимодействия культур с учетом органической взаимосвязи явлений культуры в их историческом развитии.
Цель и задачи курсовой работы определили ее структуру. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
искусство народное творчество культура дворянства
1. Развитие культуры России в XVIII веке
1.1 Просвещение
На грани XIX в. в России числилось 550 учебных заведений и 62 тыс. учащихся.
Эти цифры показывают подъем грамотности в России и вместе с тем ее отставание по сравнению с Западной Европой: в Англии в конце XVIII в. насчитывалось в одних только воскресных школах более 250 тыс. учащихся, а во Франции количество начальных школ в 1794 г. доходило до 8 тыс. В России же в среднем училось лишь два человека из тысячи.
Социальный состав учащихся в общеобразовательных школах был чрезвычайно пестрым. В народных училищах преобладали дети мастеровых, крестьян, ремесленников, солдат, матросов и т. д. Неодинаков был и возрастной состав учащихся – в одних и тех же классах обучались и малыши и 22-летние мужчины.
Общераспространенными учебниками в училищах были азбука, книга Ф. Прокоповича «Первое учение отрокам», «Арифметика» Л.Ф. Магницкого и «Грамматика» М. Смотрицкого, часослов и псалтырь. Обязательных учебных программ не было, срок обучения колебался от трех до пяти лет. Прошедшие курс учения умели читать, писать, знали начальные сведения из арифметики и геометрии.
Немалую роль в развитии просвещения в России сыграли так называемые солдатские школы – общеобразовательные училища для солдатских детей, преемники и продолжатели цифирных школ петровского времени. Это – наиболее рано возникшая, самая демократическая по составу начальная школа того времени, обучавшая не только чтению, письму, арифметике, но и геометрии, фортификации, артиллерии. Не случайно во второй половине XVIII в. отставной солдат наряду с дьячком становится учителем грамоты и в деревне и в городе – вспомним отставного сержанта Цыфиркина, честного и бескорыстного, тщетно пытавшегося обучить Митрофанушку «цыфирной мудрости». Солдатские дети составляли основную массу студентов Московского и Петербургского университетов. К типу солдатских принадлежали также национальные военные школы, открытые во второй половине XVIII в. на Северном Кавказе (Кизлярская, Моздокская и Екатериноградская).
Второй тип школ в России XVIII в. – это закрытые дворянские учебные заведения: частные пансионы, шляхетские корпуса, институты благородных девиц и т. д., всего более 60 учебных заведений, где обучалось около 4,5 тыс. дворянских детей.
Хотя в шляхетских корпусах (Сухопутном, Морском, Артиллерийской, Инженерном) готовили главным образом офицеров для армии и флота, они давали широкое по тому времени общее образование. В них учились первые русские актеры братья Волковы и драматург Сумароков; ученики участвовали в спектаклях придворного театра.
Сословными учебными заведениями были и благородные пансионы – частные и государственные: Смольный институт благородных девиц, Благородный пансион при Московском университете и т. д. Из них выходили хорошо образованные дворяне, воспринявшие идеологию своего класса.
Эти учебные заведения пользовались наибольшей финансовой поддержкой правительства: на один Смольный институт отпускалось 100 тыс. руб. в год, в то время как на все народные школы давалось по 10 тыс. руб. на губернию, да и эти деньги шли не только на народное образование, но и на нужды «общественного призрения» – больницы, богадельни и пр.
К третьему типу учебных заведений относятся духовные семинарии и школы. Их насчитывалось 66, в них обучалось 20 393 человека (имеются в виду только православные школы). Это были также сословные школы, предназначаемые для детей духовенства; разночинцев в них, как правило, не принимали. Главной задачей этих школ была подготовка преданных церкви и царю священников, но воспитанники семинарий получали и общее образование и нередко становились проводниками грамотности в своих приходах.
Небольшое количество (около двух десятков) специальных школ (горные, медицинские, штурманские, межевые, коммерческие и др.), а также основанная в 1757 г. Академия художеств, представляли четвертый тип учебных заведений. Хотя в них училось всего около 1,5 тыс. человек, они играли важную роль в подготовке специалистов, в которых Россия тогда особенно нуждалась.
Наконец, подготовка специалистов велась и через университеты – Академический, учрежденный в 1725 г. при Академии наук и существовавший до 1765 г., Московский, основанный в 1755 г. по почину Ломоносова, и Виленский, который формально был открыт лишь в 1803 г., но фактически действовал как университет с 80-х годов XVIII в. Студенты философского, юридического и медицинского факультетов Московского университета, помимо наук по своей специальности, изучали также латынь, иностранные языки и русскую словесность.
Московский университет был крупным культурным центром. Он издавал газету «Московские ведомости», имел собственную типографию; при нем работали различные литературные и научные общества. Из стен университета вышли Д.И. Фонвизин, позднее А.С. Грибоедов, П.Я. Чаадаев, будущие декабристы Н.И. Тургенев, И.Д. Якушкин, А.Г. Каховский.
Необходимо трезво оценивать результаты развития просвещения в России в XVIII в. Дворянская Россия имела Академию наук, университет, гимназии и другие учебные заведения, а крестьянский и мастеровой люд страны в массе оставался неграмотным.
Школьная реформа 1786 г., так широко афишированная правительством Екатерины II, была народной только по имени, а на деле носила сугубо классовый характер. Нельзя забывать, что идеи «Просвещения» были «девизом царизма в Европе». Однако гений народа смог проявиться не благодаря политике «просвещенного абсолютизма», а вопреки ей. Это особенно наглядно видно на примере М.В. Ломоносова.
1.2 Русская наука. М.В. Ломоносов
Нет необходимости подробно рассказывать о жизни М.В. Ломоносова: со школьной скамьи каждый знает о том, как этот сын рыбака-помора тайком от родителей ушел с обозом в Москву, претерпел тяжкую нужду и лишения, но наук не оставил, а стал первым русским академиком, основал Московский университет и, по меткому определению А.С. Пушкина, «сам был первым нашим университетом». Это был ученый энциклопедических знаний, один из основоположников современного естествознания, физик, химик, астроном, геолог, историк, поэт и лингвист.
Появление такого гиганта науки, как Ломоносов, в условиях крепостной России нельзя объяснить простой случайностью, капризом природы, прихотью судьбы.
Предшествовавшее развитие русского общества подготовило великие достижения XVIII в., когда русская наука, освобождаясь от пут средневековья, переживала своеобразное Возрождение. Ф. Энгельс характеризовал Возрождение как эпоху, «которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености» <#”center”>1.3 Музыка XVIII века
Петровская Эпоха положила начало развитию светской музыки нового типа. Творчество этого времени пока еще очень незначительно: оно ограничивается в основном простейшими жанрами прикладной музыки – военной, застольной, танцевальной.
На улицах новой столицы – Петербурга – играют военные оркестры; во дворце устраиваются ассамблеи с танцами; музыка звучит и на торжественных празненствах, и на военном параде, и на театральных подмостках. Строительство нового "государства Российского" настойчиво требовало новых, особых, специфических форм музицирования.
Новая функция музыкального искусства особенно полно проявилась в жанрах парадной, торжественной музыки.
В честь Петра I и его полководцев исполнялись специально сочиненные песнопения, носившие названия "панегирических", или "виатных", кантов.
В музыкальном поэтическом отношении панегирические канты были типичным выражением героико-патриотических настроений петровской эпохи. Они породили особый стиль торжественно-пышной, гимнической хоровой музыки стиль, получивший высшее завершение в хоровых концертах, кантатах и ораториях конца века.
Особой популярностью пользовались танцевальные жанры. Танцы петровских ассамблей – менуэт, полонез, англез – прочно укоренились на русской почве, а некоторые из них, в первую очередь менуэт, стали излюбленными в дворянском обществе. Достаточно разнообразным был музыкальный репертуар петровских ассамблей. В последние годы царствования Петра музыкальные развлечения при дворе приобретают иной характер.
Постепенно к музыке начинают приобщаться наиболее образованные представители русской аристократии. Некоторые из них хорошо владели искусством игры на клавикордах, скрипке и флейте. При дворе входят в моду галантные песни любовно-лирического содержания ("арии"), исполнявшиеся под аккомпанемент клавесина, флейты или скрипки.
Видное место музыка заняла и в театре. Первые годы царствования Петра I положили начало активному развитию театральной жизни в России. Впервые театр стад доступным для сравнительно широкого круга зрителей. Неизменной участницей всех спектаклей была инструментальная музыка. Для оформления театральных постановок, по-видимому, требовалась довольно большая группа музыкантов.
Начав свое существование в первые годы царствования Петра I, русский театр продолжал расти и развиваться в течение всего XVIII века. Становится важным центром музыкальной жизни в послепетровскую эпоху, когда искусство завоевывает все более широкое общественное признание.
Эпоха 30-60-х годов XVIII столетия ознаменовалась ростом национального самосознания и укреплением национальных культурных традиций. Огромное значение имела деятельность Михаила Васильевича Ломоносова – первого русского ученого мирового масштаба. Росла и крепла русская литература; расцветала поэзия русского классицизма, представленная в творчестве того же Ломоносова и его ближайших современников В.К. Тредиаковского и А.П. Сумарокова. Успехи русского искусства наглядно проявились в творчестве знаменитого зодчего В.В. Растрелли, в портретной живописи А.П. Лосенко, А.П. Антропова и И.П. Аргунова.
В период 30-40-х годов музыка постепенно выходит из сферы прикладного искусства на самостоятельный путь развития. Осваиваются сложные музыкальные жанры: опера, кантата, соната, сюита. Музыкальные инструменты, в том числе клавикорды, скрипка и арфа, получают все более широкое распространение в дворянском быту. При дворе и в домах знатных вельмож устраиваются камерные концерты. Формируются хоровые капеллы, оркестры и оперные труппы, русские музыканты овладевают исполнительским мастерством. Тем самым развивающиеся традиции бытового и концертного музицирования готовили почву для последующего возникновения русской композиторской школы.
Основным жанром, характеризующим развитие музыкального искусства XVIII века в России, была опера. Не удивительно, что именно в оперном жанре ярче всего проявились впоследствии творческие возможности русских композиторов XVIII века. Наряду с оперным искусством в России приобретают популярность различные жанры камерной музыки. В середине XVIII века камерные концерты при дворе становятся обычным явлением.
Большим успехом камерное музицирование пользовалось в аристократических любительских кругах. К этому времени заметно выросла и роль придворного оркестра.
В начале 60-х годов оркестр был разделен на две самостоятельные группы музыкантов – исполнителей оперно-симфонической и бальной музыки. Такая дифференциация была несомненным признаком роста исполнительских сил.
Не случайно из среды музыкантов придворного оркестра выдвинулись в конце века такие даровитые русские композиторы, как В.А. Пашкевич и И.А. Хандошкин.
Последняя треть XVIII века характеризуется значительной демократизацией музыкально-общественной жизни. Театральная жизнь выходит далеко за пределы придворного, аристократического быта. Развивается музыкальное образование, нотопечатание и нотоиздательское дело. Музыка становится достоянием более широких кругов русского общества: домашнее музицирование получает распространение в мелкопоместной и городской мещанской среде.
Огромное значение для развития оперного жанра в России имели успехи отечественного драматического театра. Большого подъема театральная жизнь достигла в период 1770-1780-х годов, в эпоху деятельности передовых русских драматургов Фонвизина, Николаева, Княжина, Капниста. В 1776 году в Москве состоялось открытие Петровского театра, на основе которого впоследствии возник Большой театр. Наряду с городскими "вольными" театрами в конце XVIII века широко развертывается сеть крепостных театров, разбросанных по всей России. Особенно широкой известностью пользовались театры графа Н.П. Шереметева в его подмосковных имениях Кусково и Останкино.
Театр Шереметьева был в первую очередь оперным, причем основу репертуара составляли последние театральные "новинки" – комические оперы французских и итальянских композиторов. На этой сцене шли лучшие произведения Паизиелло, Пиччини, Гретри и Монсиныи.
А в главных ролях блистала знаменитая "первая певица" шереметевского театра Прасковья Ивановна Ковалева (по сцене – Параша Жемчугова, 1768-1803), чье имя вошло в народные предания и было овеяно легендарной славой.
Широкой популярностью в быту крепостнической России пользовался особый вид исполнительства – музыка роговых оркестров. В конце XVIII века роговые оркестры исполняли также и достаточно широкий концертный репертуар классической музыки (в том числе симфонии Гайдна и Моцарта) и даже участвовали в оперных спектаклях.
К концу XVIII века все более систематический характер приобретает концертная жизнь. Ораториальные, хоровые концерты пользовались большим успехом у публики. Одновременно устраивались и сольные концерты. Большим успехом пользовались выступления клавесинистов и органистов В. Пальшау, И. Гесслера, А. Сартори, известных в России также и по своей педагогической деятельности.
Успехи музыкального образования и театрально-концертной жизни создали прочную Основу для дальнейшего роста музыкальной культуры. Если в начале века домашнее музицирование процветало лишь в узком кругу русской аристократии и было в значительной степени данью «иноземному вкусу», то теперь оно сделалось потребностью.
К музыкальному искусству, несмотря на сословные ограничения, тянутся все более широкие слои населения, и даже представители крепостного сословия теперь составляют едва ли не основную группу музыкантов-профессионалов. К концу XVIII века можно говорить о вполне сложившихся, устойчивых национальных традициях в области музыкального исполнительства, оперного театра, концертной жизни.
Опера XVIII века. Среди различных жанров профессиональной музыки конца XVIII века опера занимает первое место. Именно опера в эту эпоху становится наиболее развитым, наиболее профессиональным и вместе с тем наиболее массовым видом музыкального творчества.
Опера привлекает к себе и широкую аудиторию и лучшие творческие силы. Опера вызывает живые отклики в общественном мнении, в поэзии, литературе и критике. С большой непосредственностью и полнотой она отображает передовые, демократические тенденции русского искусства.
В опере, как и в комедии, затрагивались самые острые, коренные проблемы русской действительности, и в первую очередь вопрос о социальном неравенстве, о тяжелом, бесправном положении крепостного крестьянства.
Русская опера XVIII века – это прежде всего реалистическая опера-комедия бытового плана, тесно связанная со всем укладом русской общественной жизни.
На оперной сцене в конце XVIII века выступает галерея типических персонажей, давно знакомых зрителю по комедиям того времени. Опера по-своему метко высмеивала отсталые нравы русского общества, бичевала пороки скотининых и простаковых.
Критическая, обличительная направленность определяет главную, основную тенденцию реалистической оперы-комедии XVIII века, вошедшей в круг самых значительных, прогрессивных явлений русского искусства радищевской поры. Молодое искусство оперы XVIII века со всей очевидностью свидетельствует об удивительном разнообразии путей развития русской композиторской школы.
Опера, со всей сложностью и многообразием ее форм, питала всю русскую профессиональную музыку содействовала развитию других жанров. В ней коренились основы и русского симфонизма, и русской хоровой классики. Тесно соприкасаясь с народной песней и бытовым романсом, она оказывала воздействие и на профессиональную вокальную лирику.
Активное развитие оперной драматургии в XVIII веке во многом заранее обусловило ту важную роль, которую суждено было играть оперному жанру в творчестве композиторов-классиков.
1.4 Народное творчество XVIII века
Мятежное поэтическое творчество неизменно сопутствует народу на протяжении всей его истории, являясь художественным откликом на крупнейшие события действительности. В различные эпохи народное творчество принимало разные формы. Для XVIII в. характерно возникновение новых тем и образов, вызванных к жизни изменившимися историческими условиями.
Центральное место в устном народном творчестве XVIII в. занимают песни и предания о Пугачеве. Недаром А.С. Пушкин ценил в них «печать живой современности». Эти песни создавались в ходе боев восставших с Царскими войсками.
Народ видит в Пугачеве не «государственного вора, изверга, злодея и самозванца», как именовали его царские манифесты, а народного царя, крестьянского заступника и мстителя.
В народных преданиях Пугачев – богатырь, герой-полководец, кровно связанный с народом и противостоящий дворянству; он стал во главе восставших, которые:
…задумали дело правое,
Дело правое, думу честную:
Мы дворян господ – на веревочки,
Мы дьяков да ярыг – на ошейнички,
Мы заводчиков – на березоньки.
Народ не поверил даже смерти Пугачева – настолько велика была уверенность в его силе. Подвиг Пугачева воспет не только русскими: башкиры, мордва, татары, удмурты видели в нем выразителя народных чаяний. Вместе с Пугачевым в башкирских песнях прославлен и его соратник Салават Юлаев.
Кроме песен о Пугачеве, в XVIII в. пользовались популярностью ранее созданные песни о Разине, о «добрых молодцах, вольных людях». Такова знаменитая песня «Не шуми, мати зеленая дубравушка».
В XVIII в. продолжали широко бытовать традиционные жанры народного творчества – былины, сказки, пословицы, поговорки, бытовые песни и т. д. Нельзя считать случайностью, что в XVIII в. были записаны пословицы, отражающие представление о воле: «воля господину, а неволя холопу», «воля неволи не хочет», «в поле-воля».
В рукописную демократическую литературу XVIII в. проникли произведения народного творчества, которые не могли быть напечатаны из-за цензурных рогаток. Таков «Плач холопов», который выразительными сравнениями раскрывает «свирепство» бар и подневольное положение крепостных. «Куда бы ты ни сунься – везде господа», – горестно восклицает неизвестный автор «Плача»; смерть – вот единственное избавление от тяжелой судьбы. Трудная жизнь голодающих дворовых отразилась в крестьянской «Повести пахринской деревни Камкина». То жалоба, то горький смех сквозь слезы слышатся в рукописных пародиях на официальные документы. В «Глухом паспорте» автор с горечью говорит о невозможности беглому крестьянину найти работу; нищета толкает его на путь грабежа и разбоя. Тяжкая солдатская служба ярко описана в рукописных повестях солдатского происхождения – в пародийной челобитной к богу и в «Горестном сказании». Народная сатира проникает и в лубочные листы – такова картинка «Бык не захотел быть быком», где в иносказательной форме выражаются мечты народа о социальной справедливости.
Основные мотивы устной народной драмы – резкое обличение царя-злодея (драма «Царь Максимилиан»), насмешка слуги над разорившимся дворянином («Мнимый барин»), призывы к расправе над дворянами («Лодка»). Этот жанр устного народного творчества отразил в доходчивой игровой форме классовые противоречия того времени.
Русский демократический театр XVIII в. также показывал дворян и церковников в их истинном неприглядном виде, сатирически разоблачал глупость судейского чиновника, алчность и невежество чужеземного доктора-шарлатана, дурость и спесь барина-тунеядца. Для народного театра характерны резкий гротеск в обрисовке характеров, выразительность жеста и диалога, частая импровизация текста с использованием общеполитических и местных житейских тем. Эти народные представления послужили одной из национальных основ русской бытовой и сатирической драматургии второй половины XVIII в.
Художественные вкусы трудового народа находят яркое воплощение в произведениях прикладного искусства. В творениях народных мастеров встречаются изображения народного быта, сатирические зарисовки представителей правящих классов, сказочные образы, растительный и геометрический орнамент.
Украшались резьбой или росписью прялки, ткацкие станки и т. д. Расписные детские игрушки XVIII в. в гротескной форме высмеивают жеманную, изнеженную барыню, самодовольного купца, модника-вельможу. Изображения животных и птиц (петуха, сокола, коня, лебедя и т. д.) можно найти на всевозможных предметах бытового обихода, мебели, пряничных досках и т. п. Бедна была посуда крестьянина, но как любовно расписаны глиняные и деревянные чаши и ковши, какой тонкой резьбой покрыты берестяные туеса и деревянные шкатулки, сколько строгого вкуса вложено в узорные ткани, тонкие кружева и красочные вышивки.
1.5 Культура дворянства
Классицизм. Русская культура второй половины XVIII в. отражает черты подымающейся нации. Возрастает общественная роль художественной литературы, которая постепенно теряет прежний анонимный и рукописный характер. Передовые писатели выступают активными борцами за идеи просветительства; возникают первые литературные журналы.
Главное содержание культурного процесса середины XVIII в. – становление русского классицизма, идейной основой которого была борьба за мощную национальную государственность под эгидой самодержавной власти, утверждение в художественных образах могущества абсолютной монархии.
Хотя русские писатели и художники обращались к опыту опередившего их в развитии западноевропейского классицизма, они стремились придать этому течению черты национального своеобразия. Хорошо об этом сказал Ломоносов: «Чтобы ничего неугодного не ввести, а хорошего не оставить, надобно смотреть, кому и в чем лучше последовать».
В отличие от западноевропейского классицизма, в русском классицизме, полном пафоса гражданственности, были сильны просветительные тенденции и резкая обличительная сатирическая струя.
В литературе русский классицизм представлен произведениями А.Д. Кантемира, В.К. Тредьяковского, М.В. Ломоносова, А.П. Сумарокова. А.Д. Кантемир явился родоначальником русского классицизма, основоположником наиболее жизненного в нем реально-сатирического направления – таковы известные его сатиры. В.К. Тредьяковский своими теоретическими трудами способствовал утверждению классицизма, однако в его поэтических произведениях новое идейное содержание не нашло соответствующей художественной формы. Это было достигнуто в жанре торжественной и философской оды М.В. Ломоносовым, для которого и эта форма и обращение к монарху были поводом для пропаганды идеи общенародного культурного прогресса.
По-иному традиции русского классицизма проявились в сочинениях А.П. Сумарокова и его школы (М.М. Херасков, В.И Майков Я.Б. Княжнин), которая защищала идею неразрывности интересов дворянства и монархии.
Сумароков положил начало драматургической системе классицизма. В трагедиях он под влиянием действительности того времени, часто обращается к теме восстания против царизма, например в политической трагедии «Дмитрий Самозванец». В своем творчестве Сумароков преследовал общественно-воспитательные цели, выступая с проповедью высоких гражданских чувств и благородных поступков; «свойство комедии – издевкой править нрав», – писал А.П. Сумароков.
С 70-х годов XVIII в. русский классицизм в литературе переживает кризис; обострение социальных противоречий и классовой борьбы приводит к проникновению в литературу новых тем и настроений. Так, республиканские мотивы появились в трагедии Я.Б. Княжнина «Вадим Новгородский». Но в то же время гражданская тематика оттесняется любовной лирикой. Из ведущего литературного направления классицизм становится литературой узких реакционно-крепостнических кругов.
Классицизм завоевывает господствующее положение в архитектуре и изобразительном искусстве. Он определил облик Петербурга, где строили В.И. Баженов, А.Д. Захаров, А.Н. Воронихин, а также иностранные архитекторы – Г. Камерон, Д. Кваренги и др.
Русские архитекторы успешно решали важнейшие задачи градостроительства; их постройки отличаются ясностью и логичностью замысла: строгость и лаконизм сочетались в их творчестве со стремлением к монументальным торжественным образам. Особо следует отметить старое здание Библиотеки имени В.И. Ленина (б. дом П.Е. Пашкова) в Москве – высшее достижение творчества Баженова, блестящий образец классицизма, совершенный по архитектурному образу и изобретательности в убранстве. Патриотической гордостью, идеями триумфа и мощи России проникнуты ансамбли и общественные здания, созданные русскими архитекторами второй половины XVIII в., например здание Сената в Московском Кремле (М.Ф. Казаков), Таврический дворец в Петербурге (И.Е. Старев). Величественная простота и оригинальность композиции совмещаются в них с компактностью объемов, светлой окраской, богатством отделки фасада здания и ограды.
Характерной чертой русского классицизма в скульптуре была теплота, человечность. Достаточно взглянуть на надгробие Н.М. Голицыной в Донском монастыре работы Ф.Г. Гордеева, чтобы почувствовать возвышенную печаль и мудрую сдержанность тихой скорби, выраженные с величайшей искренностью.
Русские мастера создали образцы монументальной скульптуры, отличающиеся величественным характером, гуманизмом образов, лаконичностью и обобщенностью. Один из самых замечательных памятников этой эпохи – памятник Петру I работы Э.-М. Фальконе. Он был иностранцем, но созданный им монумент должен рассматриваться в рамках русской культуры, предопределившей оценку Петра I и трактовку его скульптурного образа. Фигура Петра, простершего вперед руку, ритмически связана с конем, а все изваяние – с мощным постаментом, каменной скалов весом в 80 тыс. пудов. Глубина мысли, героическое истолкование образа, патетичность художественного замысла делают «Медного всадника» поэзией истории, символом великого исторического призвания России.
Классицизм нашел отражение и в исторической живописи. Обращают на себя внимание полотна А.П. Лосенко «Владимир и Рогнеда» и «Прощание Гектора с Андромахой», картина Г.И. Угрюмова «Испытание силы Яна Усмаря». Однако в живописи сказалась больше ограниченность классицизма – отвлеченный идеальный характер образов, условность колорита, подражание позам и жестам античных образцов.
Русский театральный классицизм, сложившийся к середине XVIII в., был заложен драматургией Ломоносова и Сумарокова, утвердивших национально-патриотическую тематику и просветительское направление в театре.
Распространение классицизма в театральном искусстве связано с возникновением в Петербурге в 1756 г. государственного публичного профессионального театра во главе с русским актером Ф.Г. Волковым. Крупнейшими актерами русского театрального классицизма были также И.А. Дмитревский, П.А. Плавильщиков, Т.М. Троепольская. Их игра отличалась тонким мастерством в раскрытии страстей и мыслей, выразительностью декламации. Мастер большого сценического темперамента, Ф.Г. Волков оставил по себе память вдохновенного художника в героических образах свободолюбивых персонажей трагедии Сумарокова, не сходивших со сцены в то время.
Сентиментализм. Классицизм не был единственным течением дворянской культуры в век Просвещения. На смену ему пришел сентиментализм. Он принес с собой внимание к чувствам и интересам простого человека, преимущественно из «среднего» класса.
Трагедию заменили «слезная мещанская драма» и комическая опера. Возвышенный язык трагедийных героев перестает волновать слушателей, с восторгом встречающих «смешение в действиях забавы с горестью» и обливающихся слезами над чувствительными повестями.
Создатель жанра сентиментальной повести и сентиментального путешествия в русской литературе, Н.М. Карамзин стремился передать тонкие и глубокие переживания простых людей. Однако в своих произведениях он в консервативном духе рисовал идиллические отношения между помещиками и крестьянами.
Влияние сентиментализма отразилось и в архитектуре, особенно парковой, – с различными «гротами уединения», таинственными, скрытыми в полумраке беседками, в стилизации «дикой» природы. Одна из работ агронома и дворянского мемуариста А.Т. Болотова так и называется: «Некоторые общие примечания о садах нежно-меланхолических». Большинство усадеб XVIII в. было создано при участии или по проектам крепостных архитекторов и садоводов.
В живописи сентиментализм сказался в «чувствительных» сюжетах, в приторно-слащавой трактовке крестьянских образов, в пасторальной обрисовке природы. В картине М.М. Иванова «Доение коровы» все внимание художника сосредоточено не на крестьянах (его образы на них и не похожи!), а на кротких овечках, на идиллической картине мирной сельской жизни. Глядя на это полотно, нельзя подумать, что оно написано в 1772 г. – в преддверии Крестьянской войны. Сильны сентиментальные темы и в творчестве пейзажиста С.Ф. Щедрина, писавшего традиционные «ландшафты со скотиною», крестьянскими избами фантастической архитектуры и идиллическими «сельскими увеселениями» пастухов и пастушек. Одним из видных сентименталистов в портретной живописи был В.Л. Боровиковский. Созданные им женские образы (например, портрет М.И. Лопухиной) полны нежных элегических чувств и идиллических настроений.
Основоположником сентиментализма в русском театре является актер В.II. Померанцев. Театр 70-80-х годов XVIII в. часто обращался к пасторальным операм и комедиям. Таков «Деревенский праздник» Майкова, на котором умиленные крестьяне хором поют: «Много мы имеем в поле и живем по нашей воле, ты нам барин и отец!»
Таковы же и «слезные драмы» Хераскова с душераздирающими сценами и идиллическим концом, с вознаграждением добродетели и обличением порока. Сентиментально-идиллическая «чувствительность» проникла и в музыку. Романс «Стонет сизый голубочек» (слова И.И. Дмитриева, музыка Ф.М. Дубянского) надолго пережил своих создателей, продолжая и в XIX в. тревожить сердца купчих и мещаночек.
Сентиментализм в русской культуре возник в период формирования новых, буржуазных отношений в недрах феодально-крепостнического строя, и его борьба с классицизмом была отражением глубоких социально-экономических процессов. Поэтому при всей политической ограниченности сентиментализма он был течением прогрессивным для своего времени.
2. Культура Европы в XVIII веке
2.1 Развитие науки в эпоху просвещения
Франция начала века характеризуется значительным развитием антирелигиозных тенденций, ставших одним из наиболее важных аспектов Просвещения.
Первым и наиболее радикальным атеистическим произведением, распространившимся во Франции в начале 30-х гг., явилось «Завещание» сельского священника Ж. Мелье, согласно которому «все, что ваши богословы и священники с таким пылом и красноречием проповедуют вам о величии, превосходстве и святости таинств, которым они заставляют вас поклоняться, все, что они с такой серьезностью рассказывают вам об их мнимых чудесах, все, что они с таким рвением и уверенностью расписывают вам о небесных наградах и о страшных адских муках, – все это, в сущности, не что иное, как иллюзии, заблуждения, обман, измышление и надувательство…»
Однако, как правило, столь жесткая позиция не была свойственна Просвещению, которое до середины XVIII в. опиралось на принцип деизма. Эта теория признает сотворение мира Богом, но исходит из того, что в дальнейшем Господь перестает вмешиваться в дела природы и общества. Деисты, к которым принадлежали Вольтер, Монтескье, а также более поздние деятели Просвещения – Руссо, Кондильяк, критиковали все распространенные религии и говорили о необходимости «естественной религии», направленной на благо разума и человека. «Мечом, отрубившим голову деизму», стала «Критика чистого разума» И. Канта.
Если в XVII в. главную роль в науке играла математика, то в XVIII ее «догоняют» биология, физика, география [6, с. 286]. Наука приобретает системный характер. Рационализм XVII в. постепенно меняется. Он уступает место убежденности в возможности и необходимости развития разума, просвещения человеческой личности. Вторая половина 40-х гг. XVIII в. характеризуется становлением материалистических воззрений.
Произведения Ж. Ламетри содержат утверждения о том, что мыслящий человек не найдет ни теоретических оснований, ни практических интересов для своей веры в Бога. Однако он считал, что атеизм не подлежит распространению среди обычных людей и понятен только немногим избранным, стоящим выше остальных в интеллектуальном плане.
В конце 40-х гг. материалистические взгляды получают обоснование в работах Д. Дидро и П. Гольбаха, которые считали атеизм необходимым и доступным для всех.
Механистическое естествознание, которое господствовало до второй половины XVIII в., исследовало движение, передаваемое от одного тела к другому, объясняя начало движения действиями Бога, как, например, Ньютон с его теорией «первотолчка».
Вольтер также признавал наличие некоего вечного существа, которое является причиной всех других. Вольтеровский деизм явился основой для формирования взглядов материалистов 30-40-х гг., поскольку он признавал за Богом только создание мира, а впоследствии, по мнению Вольтера, Бог в дела мира не вмешивается. Ламетри, Дидро, Гельвеции, Гольбах, творчество которых совпало с развитием химии, геологии и биологии, получили основание для утверждения о развитии природы из самой себя.
К 60- 70-м гг. Вольтер отказывается и от утверждения о Божественном сотворении мира, однако не от существования Бога вообще. В то же время он не находит ответа на такие вопросы, как происхождение мира, местонахождение Бога.
Дидро стал инициатором создания «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел», издание которой продолжалось с 1751 по 1780 года. Она стала центром, объединившим просветителей. Книга содержала сведения по математике, астрономии, географии, описывала технологию изготовления промышленных изделий.
Мануфактура постепенно уступает место более сложной организации труда.
Ускорение ткачества потребовало создания прядильной машины, изобретенной ткачом Джеймсом Харгривсом. В 1784 г. Эдмунд Картрайт дарит человечеству механический ткацкий станок. В 1771 г. появляется предприятие, где машина приводилась в движение водяным колесом. Это была уже не мануфактура, а первая фабрика, на которой операции осуществлялись машинами [6, с. 288].
В 1784 г. механик Джеймс Уатт создал паровую машину, которая могла применяться независимо от наличия поблизости реки, в отличие от водяного колеса. Это ознаменовало уже переход от мануфактуры к фабрике.
Первый рабочий паровоз создал инженер-самоучка Джордж Стефенсон в 1814 г. Массовое строительство железных дорог начинается в 20-х гг. XIX в. Используются новые материалы и источники энергии.
Таким образом, развитие науки в эпоху Просвещения развивалось в русле методологии рационализма.
2.2 Стилевые и жанровые особенности искусства XVIII столетия
Образцом всего доброго и прекрасного для просветителей была природа. Настоящий ее культ создадут сентименталисты в 60-х гг. XVIII века, но увлечение естественностью, восторженное созерцание ею начинается вместе с самой эпохой Просвещения.
Зримым воплощением «лучших миров» для людей эпохи Просвещения были сады и парки.
Парк эпохи Просвещения создавался для возвышенной и благородной цели – как совершенная среда для совершенного человека.
Парки эпохи Просвещения не были тождественны естественной природе. В композицию парков и садов включались библиотеки, картинные галереи, музеи, театры, храмы, посвященные не только богам, но и человеческим чувствам – любви, дружбе, меланхолии. Все это обеспечивало реализацию просветительских представлений о счастье как «естественном состоянии», о «естественном человеке», основным условием которого было возвращение к природе. Среди них особо выделяется Петергоф (Петродворец), созданный на берегу Финского залива архитекторами Ж. Леблоном, М. Земцовым, Т. Усовым, Дж. Кваренги. Этот великолепный парк с его неповторимыми дворцами и грандиозными фонтанами сыграл исключительную роль в развитии русской архитектуры и садово-паркового искусства и вообще в истории русской культуры [3, с. 386].
Европейское искусство XVIII столетия соединяло в себе два различных направления: классицизм и романтизм.
Классицизм в изобразительном искусстве, музыке, литературе – это стиль, основанный на следовании принципам античного греческого и римского искусства: рационализма, симметрии, целенаправленности, сдержанности и строгом соответствии содержания его форме.
Романтизм ставит во главу угла воображение, эмоциональность и творческую одухотворенность художника.
Искусство эпохи Просвещения использовало старые стилистические формы классицизма, отражая при их помощи уже совершенно иное содержание. В искусстве разных стран и народов классицизм и романтизм образуют то некоторый синтез, то существуют во всевозможных комбинациях и смешениях.
Важным новым началом в искусстве XVIII века было и появление течений, не имевших собственной стилистической формы и не испытывавших потребности в ее выработке. Таким культурологическим течением был, прежде всего, сентиментализм (от франц. чувство), отразивший в полной мере просветительские представления об изначальной чистоте и доброте человеческой натуры, утрачиваемыми вместе с отдалением общества от природы.
Практически на территории почти всей Европы наблюдается вторжение светского начала в религиозную живопись тех стран, где раньше она играла главную роль – Италии, Австрии, Германии. Жанровая живопись порой стремится занять главное место. Вместо парадного портрета – портрет интимный, в пейзажной живописи – пейзаж настроения.
В первой половине XVIII века ведущим направлением во французском искусстве стало рококо. Все искусство рококо построено на ассиметрии, создающей ощущение беспокойства-игривое, насмешливое, вычурное, дразнящее чувство. Не случайно термин «рококо» произошел от французского «рокайль» – буквально бриллиант и украшение из раковин. Сюжеты- только любовные, эротические, любимые героини – нимфы, вакханки, Дианы, Венеры, совершающие свои нескончаемые «триумфы» и «туалеты».
Ярким представителем французского рококо стал Франсуа Буше (1703- 1770). «Первый художник короля», как он официально именовался, директор Академии, Буше был истинным сыном своего века, все умевшим делать сам: панно для отелей, картины для богатых домов и дворцов, картоны для мануфактуры гобеленов, театральные декорации, книжные иллюстрации, рисунки вееров, обоев, каминных часов, карет, экскизы костюмов и т.д. Типичные сюжеты его полотен – «Триумф Венеры» или «Туалет Венеры», «Венера с Амуром», «Купанье Дианы».
Антуан Ватто (1684-1721) – французский живописец, обращался к изображениям современной ему жизни. Глубокие размышления Ватто о сущности подлинно высокого искусства отразились в его полотнах. Декор, изысканность произведений Ватто послужили основой рококо как стилевого направления, а его поэтические открытия были продолжены живописцами реалистического направления середины XVIII века. В русле новых эстетических идей в искусстве развивается творчество Жана Батиста Симона Шардена (1699-1779), художника, создавшего в сущности новую живописную систему. Шарден начал с натюрморта, писал вещи кухонного обихода: котлы, кастрюли, бачки, затем перешел к жанровой живописи: «Молитва перед обедом», «Прачка», а от нее – к портрету.
Французская скульптура XVIII в. проходит те же этапы, что и живопись. Это преимущественно рокайльные формы в первой половине века и нарастание классических черт – во второй. Черты легкости, свободы, динамики видны в скульптуре Жана Батиста Пигаля (1714-1785), в его полном прелести, легкого стремительного движения, непосредственности изящества «Меркурии, подвязывающем сандалию».
Жан Антуан Гудон (1741-1828) – истинный историограф французского общества, в своей скульптурной портретной галерее передал духовную атмосферу эпохи. «Вольтер» Гудона – свидетельство высокого уровня французского искусства.
Английское искусство XVIII в. – расцвет национальной школы живописи в Англии – начинается с Уильяма Хогарта (1697- 1764), живописца, графика, теоретика искусства, автора серии картин «Карьера проститутки», «Карьера Мота».
Хогарт был первым живописцем-просветителем в Европе.
Крупнейший представитель английской школы портретной живописи Томас Гейнсборо (1727-1888). Зрелый стиль художника сложился под влиянием Ватто. Его портретным образам свойственна душевная утонченность, одухотворенность, поэтичность. Глубокая человечность присуща его изображениям крестьянских детей.
Итальянская живопись XVIII в. достигла своего расцвета только в Венеции. Выразителем духа Венеции был Джованни Баттиста Тьеполо (1696-1770), последний представитель барокко в европейском искусстве, живописец, рисовальщик, гравер. Тьеполо принадлежат монументальные фресковые циклы как церковные, так и светские. Венеция дала миру прекрасных мастеров ведуты – городского архитектурного пейзажа: Антонио Каналетто (1697-1768), прославленного торжественными картинами жизни Венеции на фоне ее сказочной театральной архитектуры; Франческо Гварди (1712-1793), находившего вдохновение в простых мотивах повседневной жизни города, его залитых солнцем двориков, каналов, лагун, многолюдных набережных. Гварди создал новый тип пейзажа, отмеченного поэтичностью, непосредственностью зрительских впечатлений.
XVIII столетие подготовило также господство буржуазной культуры. На смену старой, феодальной идеологии пришло время философов, социологов, экономистов, литераторов.
Основной литературный жанр эпохи Просвещения – роман.
Успех романа, особенно значительный в Англии, был подготовлен успехом просветительской публицистики.
Писатели-просветители прекрасно сознавали, насколько несовершенно современное им общество и порочен человек, и, тем не менее, надеялись, что подобно Робинзону из первой части романа Даниэля Дефо (1660-1731) человечество, полагаясь на свой разум и трудолюбие, взойдет на вершины цивилизации. Но, быть может, и эта надежда иллюзорна, о чем так недвусмысленно свидетельствует Джонатан Свифт (1667-1754) в романе аллегории «Путешествие Гулливера», когда отправляет своего героя на остров разумных лошадей. В созданном им памфлете «Сказка о бочке» он от души посмеялся над церковными распрями.
Развертывая в своих книгах положительную программу, просветители широко представили и то, как живет человек, обманывая и обманываясь. Нравственный идеал неизменно соседствует с сатирой. В романе Г. Филдинга (1707- 1754) «История Тома Джонса, найденыша» использовано параллельное построение сюжета, напоминающее сказочный: о добром и злом братьях, каждому из которых, в конце концов, воздается по заслугам. Это было время новых философских убеждений, время, когда идеи не только излагались в трактатах, но легко перекочевывали в романы, вдохновляли поэтов и воспевались ими.
Широкий диапазон просветительской мысли представлен в творчестве английского поэта и сатирика Александра Попа (1688-1744). Его философско-дидактическая поэма «Очерк о человеке» стала для Европы учебником новой философии. Выход в свет ее первого русского издания в 1757 г. стал фактически началом Русского Просвещения.
В последнее десятилетие века наряду с классицизмом в художественной литературе зарождается новое течение – сентиментализм, наиболее полно выразившийся в повестях Н.М. Карамзина (1766-1826) «Бедная Лиза» и «Наталья, боярская дочь».
В конце XVII-XVIII вв. начинает складываться тот музыкальный язык, на котором потом заговорит вся Европа.
Первыми были Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) и Георг Фридрих Гендель (1685-1759).
Бах – великий немецкий композитор и органист, работал во всех музыкальных жанрах, кроме оперы. До сих пор он непревзойденный мастер полифонии. Гендель, как и Бах, использовал библейские сюжеты для своих произведений. Наиболее известные – «Саул», «Израиль в Египте», «Мессия». Гендель написал более 40 опер, ему принадлежат органные оркестры, сонаты, сюиты.
Огромное влияние на музыкальное искусство Европы оказала венская классическая школа и ее виднейшие мастера Йозеф Гайдн (1732-1809), Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) и Людвиг Ван Бетховен (1770-1827). Венские классики переосмыслили и заставили зазвучать по-новому все музыкальные жанры и формы. Их музыка являет высочайшее достижение эры классицизма по совершенству мелодий и форм.
«Отцом симфонии» называют Франца Йозефа Гайдна, учителя Моцарта и Бетховена. Им было создано более 100 симфоний. В основе многих из них – тема народных песен и танцев, которые композитор разрабатывал с удивительным искусством. Вершиной его творчества стали «12 Лондонских симфоний», написанных во время триумфальных поездок композитора в Англию в 90-х гг. веке Гайдн написал множество замечательных квартетов и клавирных сонат.
Ему принадлежит свыше 20 опер, 13 месс, большое количество песен и других сочинений. В конце творческого пути он создал две монументальные оратории – «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801), в которых выражена мысль о величии мироздания и человеческой жизни. Гайдн довел до классического совершенства симфонию, квартет, сонату.
Вольфганг Амадей Моцарт писал музыку и играл на скрипке и клавесине в том возрасте, когда другие дети еще не умеют складывать буквы. Необыкновенные способности Вольфганга развились под руководством его отца – скрипача и композитора Леопольда Моцарта. В операх «Похищение из сераля», «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта» Моцарт с изумительным мастерством создает разнообразные и живые человеческие характеры, показывает жизнь в ее контрастах, переходя от шутки к глубокой серьезности, от веселья к тонкой поэтической лирике.
Эти же качества присущи и его симфониям, сонатам, концертам, квартетам, в которых он создает высшие классические образцы жанров. Вершинами классического симфонизма стали три симфонии, написанные в 1788 г. (всего Моцартом было написано около 50). В симфонии «Ми бемоль мажор» (номер 39) показана полная радости, игры, веселого танцевального движения жизнь человека. В симфонии «Соль минор» (номер 40) раскрывается глубокая лирическая поэзия движения человеческой души. Симфония «До мажор» (номер 41), названная современниками «Юпитер», обнимает весь мир с его контрастами и противоречиями, утверждает разумность и гармоничность его устройства.
3. Россия и Европа в XVIII веке: взаимосвязь и взаимодействие культур
3.1 Широкое проникновение европейских нововведений в Россию
Факторами, определяющими стремление русских к европейской культуре, являлись соответствие европейских форм новым потребностям страны и внешняя притягательность этой культуры для русских. Петра больше привлекали протестантские страны, так как в них бурно развивалась техника и новые технологии, так необходимые для России в начале XVIII в. Но в массовом сознании эти идеи не находили признания, потому что все связанное с техническими усовершенствованиями, считалось дьявольским, способным погубить душу человека. На этом этапе происходит попытка поиска механизмов освоения новой культуры разными социальными слоями. Однако новые обычаи очень нелегко завоевывали позиции в обществе. Боясь наказания за невыполнение царских указов, многие внешне старались соответствовать новым требованиям, однако в сознание изменения проникали гораздо медленнее.
На этом этапе стремление русского общества к знакомству с западноевропейской культурой еще не отличалось той глубиной и сознательностью, которая станет характерной чертой следующего этапа. Дворянство, получившее от Петра III манифест о вольности дворянской и освободившееся от обязательной государственной службы, имело больше свободного времени и материальных возможностей знакомиться с европейской культурой непосредственно в ее собственном ареале. Однако нередко такое знакомство было весьма поверхностным и не затрагивало глубин сознания. Заимствованная оболочка не превращалась в конкретные дела, так как в России трудно было найти практическое применение просветительским идеям, столь модным во второй половине XVIII в. Внешние черты европейской культуры и просвещения, так интенсивно воспринимаемые высшими классами русского общества, лишь резче определяли ту грань, которая отделяла эти классы от огромной массы крестьян и представителей недворянских сословий.
Петр I стал выразителем новых взглядов на европейскую культуру, которые он приобрел в Немецкой слободе в Москве. Именно там Петр получил первые знания о Европе и представления о том, что и как надо изменить в России, которые в дальнейшем стали претворяться в жизнь в ходе его реформ. Важным этапом на этом пути было участие Петра в составе Великого посольства 1697-1698 гг. Пребывание за границей оказало на Петра чрезвычайно сильное влияние. Там он увидел, насколько разнятся нравы, обычаи, образ жизни людей в Европе от жизни в России.
Новые потребности русского общества требовали новых форм государственного устройства, значительных изменений во всех сферах жизни общества, и формы эти приходилось искать среди чужих культур, так как в традиционной русской культуре, места для нового, в силу ее чрезвычайной консервативности, быть не могло, тем более, что ревнители русской старины достаточно сильно и убедительно выступали против всяческих новшеств. Это было одним из решающих факторов, предопределивших такую ситуацию, когда все поиски нового сосредотачиваются в западноевропейской культуре. Еще одним фактором, направлявшим движение в сторону западноевропейской культуры, была большая притягательность ее внешней стороны для русских.
При Петре пристрастие ко всему иностранному считается символом прогресса и залогом успешного развития страны. Поэтому двор и высшая аристократия ориентируются только на западные образцы, отказываясь от любых проявлений старины, и внешних (одежда, предметы быта), и лежащих в сфере сознания (русский язык, мировоззрение). Преимущества европейской культуры были столь привлекательны, что со времен Петра все последующие монархи пытались заимствовать многое из европейской культуры, стремясь приобщить Россию к европейской цивилизации. Своеобразие ситуации в России заключалась в том, что в массовом сознании огромное значение имели вековые стереотипы православия, в котором и светское искусство и научно-технический прогресс считались чуждыми, «дьявольскими», противными самой природе русского духа. Поэтому все более распространявшаяся европейская культура в России не принимается основной массой населения, а функционирует только в кругу европейски образованных лиц. Датский посланник Юст Юль уловил эту особенность: «Хотя в настоящее время в своем образовании русские и стараются обезьянничать, подражая другим народам, тем не менее внутри их по-прежнему сидит мужик»
Тот резкий поворот в мироощущении русских, начало которому было положено петровскими реформами, привел к резкой трансформации в оценке ценностей. В сознание русского человека проникает понимание того, что попытки держаться в стороне от международной жизни, сознательно чураться европейского просвещения значило полностью отказаться от собственного развития и «перейти в разряд или азиатских, или третьестепенных европейских государств». Этот процесс на данном этапе носил лавинообразный характер. Многие заимствования проходили неосмысленно и сопровождались усилением социальных, экономических и политических противоречий, что способствовало еще большему расслоению общества в понимании этого процесса.
Преемники Петра продолжали идти по указанному Петром пути заимствования западноевропейских знаний, по пути усвоения европейской культуры, однако былого увлечения, какое было при Петре, особой энергии, в деле ознакомления русских с западноевропейской культурой, правительство не показывает. В царствование Екатерины I, Петра II и Анны Иоанновны процесс проникновения западной культуры в Россию продолжается, хотя и не столь интенсивно, как при Петре. Елизавета, при всем ее благочестии и искренней приверженности православной вере, никоим образом не собиралась отказываться от зримых плодов распространения европейской культуры в России. Продолжается курс на сближение с европейской культурой. «Россия текла путем, предписанным ей рукой Петра, более и более удаляясь от своих древних нравов и сообразуясь с европейскими». С восшествием на престол Петра III кардинально меняются вкусы при дворе, что было связано с тем явным предпочтением, которое он отдавал немцам, выделяя их среди всех прочих иностранцев. После немцев первое место среди его предпочтений занимали англичане, «нравы и обычаи которых ему роднее наших», как отмечал французский дипломат Лафермьер.
После вступления на престол Екатерины II начинает складываться новая ситуация в процессе взаимодействия культур. Связано это, прежде всего, с тем, что Екатерина заявляет о своем стремлении следовать теориям европейских просветителей и руководствоваться ими в своей деятельности. Как указывал Р.Ю. Виппер, «правление Екатерины представляло любопытный эксперимент культурного воспитания неиспорченной, способной и грубой нации». К концу XVIII в. процесс проникновения в Россию элементов европейской культуры развивался достаточно быстрыми темпами, хотя многие иностранные наблюдатели считали, что, «хотя русская нация и сделала значительный шаг к усовершенствованию, но это усовершенствование едва заметно, если мы сопоставим его с образованностью других наций». Однако то, что знатнейшие вельможи не уступали любому европейцу в утонченности приемов и образе жизни, совершенно не значило, что вся русская нация приобщилась к европейской культуре. Как заметил У. Кокс, «не следует забывать, что цивилизовать отдельных личностей еще не значит цивилизовать нацию.
3.2. Основные сферы взаимодействия русской культуры с культурами стран Западной Европы
Открытие русскими голландской культуры
Петр выбрал Голландию в качестве образца для подражания, потому что именно эта страна являлась в начале XVIII в. европейским научным и философским центром. Петр высоко ценил такие качества голландцев, как трудолюбие, стремление проявить свои знания и способности в практической деятельности, в научном поиске, их скромность, аккуратность и бережливость. Поэтому лучшего места для приобретения знаний, умений, полезных навыков, чем Голландия, трудно было найти. Подлинное открытие голландской культуры Петром произошло во время его посещения Республики Соединенных провинций в ходе Великого посольства. Великое посольство прибыло в Голландию летом 1697 г. и Петр воочию увидел те многочисленные образцы в различных сферах жизни страны, которые он позднее пытался внедрить на русской почве.
Наиболее привлекательными явлениями голландской жизни Петр считал высокий уровень промышленной активности и производительности труда, которые основывались не только на особых качествах голландского национального характера, но и на выдающихся технических достижениях голландцев. Во время пребывания в Голландии Петр особое внимание уделял знакомству с различными коллекциями раритетов, животных, растений, минералов, которые свозились в Голландию со всего мира и помещались в многочисленные кунсткамеры, которых в одном только Амстердаме было более сорока.2 В Голландии Петр учился часовому делу, кораблестроению, рисованию, изготовлению гравюр, изготовлению бумаги, шелкопрядству и ткачеству.
Особое место немецкой культуры в России.
Немецкая культура занимала в России особое место, так как ни с одним из европейских народов русские не имели такого близкого соприкосновения и такого интенсивного культурного общения, как с немцами.
В 30-е гг. XVIII в. немецкая культура приобретает особое значение в России, что связано, прежде всего, с личными предпочтениями императрицы Анны Иоаннов-ны. Немецкий язык становится господствующим при дворе, многие важные государственные должности занимают немцы. В царствование Екатерины II происходит интенсивный приток немецких колонистов, совершенно изменяющих те территории, на которых они поселились. Немцы принимали активное участие во всех сферах жизни русского общества и внесли значительный вклад в развитие русской культуры.
Немцы были первыми иностранцами в России, которые стали образовывать компактные поселения еще в XVII в. Наиболее известным из них была московская Немецкая слобода, где жили иностранцы разных национальностей, но немцы имели преобладающее значение. Русские имели возможность наблюдать жизнь немцев и заимствовать для себя некоторые черты их быта. И часто что-то, казавшееся русским смешным и нелепым, позже становилось неотъемлемой частью русского быта. Так, например, при каждом доме в Немецкой слободе находился сад, в котором было по несколько грядок латука, над которым русские много смеялись и называли немцев травоедами, однако позже обычай употреблять овощные травы в пищу прочно вошел в обыкновение русских. То особое место, которое занимали немцы и немецкая культура в России, определяется, в том числе и термином «русский немец», который прочно укоренился в сознании русских. Он свидетельствовал о том, что, в отличие от французов или англичан (словосочетания «русский француз» или «русский англичанин» даже трудно себе представить), немцы активно участвовали во всех сферах жизни русского общества и внесли значительный вклад в развитие русской культуры.
Значительное влияние немецкой культуры на русское общество имело и обратную сторону. Проявляя свои национальные качества, немцы привносили в ведение дел (особенно это касалось представителей чиновничьей бюрократии), которыми они занимались, приемы неприятные русским – канцелярский педантизм, строгую дисциплину и порядок, не совсем отвечающие нравам русских. И недовольство именно этими качествами конкретных немцев зачастую переносилось на всех немцев, формируя к ним негативное отношение.
Приобщение русского дворянства к французской культуре.
В царствование Алексея Михайловича отношения с Францией становятся более интенсивными, однако они не могут сравниться по степени интенсивности с отношениями с Англией и Голландией. По словам французского посланника, пытавшегося объяснить этот феномен, нравы и обычаи французов так разнятся с нравами русских, «что нет вероятности, чтобы эти две нации, столь различные, остались надолго в согласии».
При Петре наступает новый этап в развитии русско-французских отношений. Если в изучении естественных наук, в освоении новых технологий использовался опыт Англии, Голландии и Германии, то влияние французской культуры, прежде всего, проявлялось в том, что именно через нее русские знакомились с науками, изучающими общественное развитие, с новинками литературы и искусства. Во время царствования Анны Иоанновны происходит некоторое снижение интенсивности контактов, однако и в этот период полностью культурные связи между Россией и Францией не прекращались.
Новая эра в распространении французской культуры в России начинается после вступления на престол императрицы Елизаветы Петровны, чья приверженность французской культуре и языку была широко известна. К этому периоду относятся, главным образом, внешние заимствования, распространение французских мод и обычаев, появление известных типов петиметра и модницы. Понимание важности французской культуры для развития просвещения в России наступает уже во второй поло вине XVIII в., когда Екатерина II сама подает пример подражания всему французскому. Петербургский двор по своему блеску, галантности и куртуазности почти ни в чем не уступает двору Версальскому.
Отношение к французской культуре последовательно проходило несколько этапов. Если на первом этапе основное внимание русского общества было направлено на внешнюю сторону культуры – моды, бытовые привычки и т.д., на втором этапе -на французскую литературу и увлечение французской философией, то на следующем этапе, примерно с начала 90-х гг. XVIII в., русское общество знакомится с теми переменами, которые произошли во французском обществе во второй ноловине XVIII в., что связано с деятельностью французских эмигрантов в России. Они принесли с собой свободное, человечное отношение к людям низшего звания, к прислуге, простоту в обращении, непритязательность в одежде, пренебрежение к внешним отличиям, уважение к личным достоинствам человека. На рубеже XVIII и XIX вв. процесс взаимодействия русской и французской культур переживал свой наивысший подъем, что обуславливалось той значительной ролью, которую играла Франция на международной арене и той притягательной силой, которую имела французская культура для ее поклонников во многих странах мира. Интерес к французской культуре среди образованного дворянства, возникнув в 40-е гг. XVIII в., уже никогда не угасал, и даже в периоды острых политических и военных конфликтов между двумя странами наступало некоторое взаимное охлаждение, но оно не носило долгосрочного характера.
Процесс приобщения русского общества к французской культуре имел и негативные стороны. Об этом стали говорить и писать уже в 50-х гг. XVIII в. Русские сатирические журналы полны обличениями бездумных подражателей. В жанре комедии с такими же обличениями выступает А.П. Сумароков, императрица Екатерина со своими сатирическими пьесами, Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин, В.И. Лукин, И.А. Крылов.
Это внешнее проявление французского влияния объясняется тем, что наиболее легким путем приобщение к французской культуре можно было осуществить путем прямого подражания, копирования уже имеющихся образцов. Усвоение внешних черт французской жизни – мод и приемов, светских обычаев, было и легче и привлекательнее, чем усвоение научных сведений и отвлеченных философских понятий, которые усваивались гораздо медленнее.
Повышенный интерес русского общества к английской культуре
Рост могущества Англии, основывавшийся на ее выдающихся достижениях в области промышленности, сельскохозяйственного производства, науки и культуры, привел к тому, что во многих европейских странах стали рассматривать все английское как самое лучшее, которому необходимо подражать путем привнесения элементов английской культуры на национальную почву. Увлечение английским захватило многие европейские страны, в том числе и те, которые имели значительные достижения в собственной культуре, например Францию и Германию. Россия также не стала исключением, и подобное явление стало фактом развития русской культуры, начиная с конца 60-х гг. XVIII в. Со второй половины 60-х гг. XVIII в. стремление подражать всему английскому достаточно прочно проникает в сознание русского дворянства. Постепенно подражание англичанам становится не только признаком хорошего тона, но и свидетельством утонченного воспитания, явным знаком приобщения к самым вершинам европейской культуры.
Английская жизнь настолько входит в моду, что постепенно вырабатывается определенный стиль поведения и образа жизни определенной части русской аристократии, видящей в Англии единственно возможный образец для подражания. Появляется несколько типов англоманов – людей, беспредельно преданного английской культуре, преклоняющегося перед ней.’
Однако одновременно с этим явлениям происходят и явления противоположного порядка, когда многие отмечают и опасность бездумного подражания англичанам, причем опасность такого подражания была замечена еще до широкого распространения англомании в России. Известный публицист князь М.М. Щербатов считал, что «английская зараза» появилась в последние годы царствования Елизаветы Петровны. Он резко критиковал графа П. Шувалова за покупку дорогих английских лошадей, а жену канцлера А.К. Воронцовой распекал за то, что она имела пристрастие к английскому пиву.2 К началу 70-х гг. XVIII в. новые, непривычные прежде явления
Конец XVIII – начало XIX вв. знаменуют собой интенсификацию отношений России и Англии практически во всех областях. Некоторое кратковременное ослабление интереса к английской культуре наблюдается после заключения Тильзитского мира, когда официальные власти не поощряли знаков преклонения перед английской культурой и там, где это было возможно, пытались не допустить их публичного проявления. Однако в среде дворянства повсеместно растет увлечение английским бытом, английской литературой, английскими политическими учреждениями, английскими экономическими теориями, английскими методами обучения.
Восемнадцатый век в области культуры и быта России – век глубоких социальных контрастов, подъема просвещения и науки.век был знаменателен для России заметными переменами и значительными достижениями в области искусства. Изменились его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство выходило на общеевропейские пути развития. Еще в недрах XVII века, в петровские времена, происходил процесс «обмирщания» русской культуры. В становлении и развитии светской культуры общеевропейского типа невозможно было полагаться на старые художественные кадры, для которых новые задачи оказались не по плечу.
XVIII век Западной Европы характеризуется небывалой централизацией производства, капитала, рынков сбыта, возникновением могущественных монополий, их расширением за счет существующих и вновь насильственно создаваемых колоний, перераспределением сфер влияния между государствами и монополиями.
Следствием этих обстоятельств явилось резкое обострение противоречий между различными направлениями философии, этики, истории, искусства.
Приглашаемые на русскую службу иностранные мастера не только помогали создавать новое искусство, но и были учителями русских людей. Другим не менее важным путем получения профессиональной подготовки была посылка русских мастеров на учебу в Западную Европу. Так многие русские мастера получили высокую подготовку во Франции, Голландии, Италии, Англии, Германии.
Однако в отличии от предыдущего периода времени на культуру большое влияние оказывало дворянство, а также продолжалось засилье иностранцев.
В этот период русская наука и образование продолжали развиваться, хотя крепостное право и самодержавие сильно препятствовали этому. Все же царскому правительству приходилось принимать некоторые меры по распространению образования – этого требовала эпоха.
В развитии просвещения России второй половины XVIII в. отчетливо прослеживаются две тенденции. Первая из них проявлялась в существенном расширении сети учебных заведений; вторая выражалась в усилении влияния принципа сословности на постановку просвещения.
Русское искусство, продолжающее в XVIII веке развиваться на новых европейских началах, по-прежнему оставалось выражено национальным явлением со своим специфическим лицом, и факт этот сам по себе весьма знаменателен.
Список используемой литературы
1.Абрамов А.И., Егорова И.В. Русское Просвещение. М.,2001.
.Бердяев Н.А. Русская идея в России и русской философской культуре. М., 1990
.Бутромеев В.П.Всемирная история в лицах: XVIII- XIX века -М., 2004.
.Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. -М., 2009.
.Радугин А. А., Культурология.- М.: Центр, 2001
.Чекалов Д. А., Кондратов В. А., История мировой культуры. Конспект лекций.- Ростов – на – Дону: Феникс, 2005.
.Шишова Н. В., Акулич Т. В., Бойко М. И., История и культурология. – 2-е изд. перераб. и доп.- М.: Логос, 2006