- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 45,44 Кб
Русская культура второй половины XIX века
Введение
Культура – одна из форм общественной жизни. Ее развитие есть результат творчества человека в различных сферах его деятельности, духовной или материальной. Являясь совокупностью знаний, которыми располагает общество на той или иной стадии своего развития, культура составляет его интеллектуально – нравственный, духовный потенциал.
Данная курсовая работа посвящена изучению художественной культуры России второй половины XIX века.
Актуальность темы не вызывает сомнения. Ведь в истории России вторая половина XIX века занимает особое место. Это время большого подъема русской культуры, дальнейшего развития такой системы, как художественная культура. Он тесно связан со сдвигами в экономической и политической жизни страны.
В пореформенную эпоху в России были созданы замечательные произведения литературы и искусства, занявшие достойное место в сокровищнице мировой культуры. Сила русского национального искусства заключалась в его художественных достоинствах, гражданственности, высокой нравственности и демократической направленности.
Несмотря на то, что изучением культуры России этого периода занимались многие исследователи в разное время, эта тема продолжает вызывать интерес, она не теряет своей актуальности. Нельзя останавливаться на достигнутом. Ведь культура изучаемого мной периода очень многогранна, требует новых подходов и методов в изучении.
Цель работы – осветить и охарактеризовать развитие художественной культуры России второй половины XIX века. Художественную культуру следует рассматривать как совокупность различных областей искусства: литературы, музыки, театра, живописи, архитектуры. Исходя из цели, я поставила перед собой следующие задачи: рассмотреть развитие таких областей культуры, как литература, театр и живопись в рассматриваемом мною периоде. На мой взгляд, именно эти области художественной культуры играли наиболее важную роль в общественной жизни России того времени.
При работе я пользовалась различными источниками и литературой. Их следует кратко охарактеризовать.
В качестве источников мною были использованы многочисленные статьи известного в ту пору русского критика Стасова В.В.. Его критические статьи и монографии о ныне знаменитейших представителях русского искусства являются ценным источником по изучаемой мной теме.
Также в качестве источника я использовала критические литературные статьи Писарева Д.И., который являлся известным русским публицистом и литературный критиком того времени. Это был один из уважаемых деятелей той эпохи. Его статьи являются ценным источником, т.к. он был современником многих деятелей культуры, поэтому его статьи являются ценным источником по изучаемой мной теме.
Кроме того в качестве источника я также использовала материалы из Хрестоматии по истории СССР . В книге собраны источники, документы и материалы по истории России в эпоху капитализма, от падения крепостного права до свержения, в том числе и источники по изучаемой мной теме. Помимо источников я использовала и различную литературу. Прежде всего, это крупные издания по истории культуры. Использована работа «История русского и советского искусства». В пособии излагается история развития русского и советского искусства начиная с древнейших времен и до середины XX века. Специальный раздел посвящен истории искусства второй половины XIX века. «Краткий очерк истории русской культуры» – это издание, в котором рассматриваются все стороны развития культуры, начиная с X по начало XX века. В этих работах подробнейшим образом дана характеристика всех сфер культуры России.
Также мной использована работа Милюкова П.Н. Очерки по истории русской культуры . Работа посвящена истории искусства, школы, просвещения. Автор дает характеристику становления различных стилей в искусстве. Также использована работа Аношкиной В.Н.. Здесь дано систематическое рассмотрение истории русской литературы первой и второй половины XIX века. Она содержит обзорные главы о творчестве писателей и разделы, посвященные классикам в литературе. Также мною была использована работа, написанная коллективом авторов, а именно Алешина Л.С., Ракова М.М, Горина Т.П.. Подробнейшим образом дана характеристика всех направлений в культуре России, приведен обширный фактический материал.
Для характеристики некоторых моментов я использовала труды, по определенной конкретной проблеме. А именно – работу Лотман Л.М. об Островском А.Н. и русской драматургии его времени, посвященной подробной характеристике деятельности этого выдающегося человека, а также драматургии изучаемого периода и работу Гомберг -Вержбинской Э.Н., посвященной жизни и деятельности известных передвижников.
Кроме всего прочего я использовала крупные труды по истории русской литературы и истории драматического театра в России, где дана подробнейшая информация о становлении и развитии этих областей художественной культуры.
художественный культура живопись литература
§1. Литература
Во второй половине XIX века по степени влияния на русское общество литература занимала первое место. Она отражала разные стороны общественной жизни, содействовала развитию общественного сознания. Русская литература исконно выступала как учитель, проповедуя идеи добра, искала причины зла и пути исправления и преобразования социальной действительности. Социально-политические процессы, происходящие в России в XIX., формировали настроения в обществе, определяли состояние литературы, в которой происходил процесс формирования новых направлений и стилей.
Середина и вторая половина XIX в. явились эпохой расцвета критического реализма в литературе, связанного в своих истоках непосредственно с гоголевской школой, продолжавшего также реалистические традиции Пушкина. Проникновенное и правдивое отражение действительности в ее важнейших типических чертах, смелая критика отрицательных явлений, страстная дума о судьбах родины, глубокое внимание к человеку, к его внутренней жизни в связи с условиями его личного и общественного существования характеризовали литературу критического реализма, в которой обличение существующего зла шло об руку с поисками и утверждением положительных нравственных и общественных идеалов. Развитию и углублению художественного метода критического реализма способствовали те сдвиги в литературно-общественной жизни, которые совершились в период падения крепостного права.
Правдивое отражение действительности, осмысление ее с точки зрения соответствия общественному прогрессу, изображение, призванное помочь людям понять эту действительность, отзывчивость на насущные вопросы, желание видеть народ свободным и счастливым – вот, что отличало творчество писателей реалистов.
Во второй половине XIX века появляется целая плеяда талантливейших писателей и поэтов, оказавших огромное влияние на российскую общественность данного периода.
Творчество каждого из великих русских писателей второй половины XIX века носит характер глубочайшего индивидуального своеобразия, каждый из них являет собой свой особый художественный мир.
Пример тому – И. С. Тургенев (1818-1883). Характерная для русской литературы связь с общественными интересами, с развитием освободительного движения в творчестве И. С. Тургенева нашла богатое и сильное проявление.
Зрелость Тургенева-писателя совпадает с парой расцвета русского классического реалистического романа – особенно емкого литературного жанра, в рамках которого оказалось возможным создать широкую картину современней жизни, отразить движение общественных идей. Тургенев заявил себя великим мастером социально – психологического, «социально-идеологического» романа и близкий к роману большей повести, где неповторимо прекрасными художественными средствами он воплотил судьбы русский дворянский и разночинский интеллигенции 40- 70-х годов.
В то время как другие живут еще прошлым, И. С. Тургенев наиболее чуток к новым веяниям. В 1855 г. он пишет первый роман «Рудин», в 1856 г. выпускает его в свет. Будучи этапным произведением для самого Тургенева, «Рудин» вместе с тем представлял собою веху в истории русской литературы. Он являлся звеном в развитии традиции, которая была заложена Пушкиным в «Евгении Онегине», потом продолжена Лермонтовым в «Герое нашего времени» и развита Герценом в «Кто виноват?» В Рудине Тургенев воплотил образ «лишнего человека». И действительно, в трагическом положении оказались наиболее передовые представители дворянства, начиная с момента поражения декабристов и вплоть до 40-х годов. Тургенев, верно отразил черту целой эпохи . Еще строже оценивает Тургенев тип «лишнего человека» в романе «Дворянское гнездо». Вот что писал о его знаменитом романе «Дворянское гнездо» критик Писарев Д.И.: «Это вполне поучительный роман: он рисует современную жизнь, оттеняет ее хорошие и дурные стороны…вызывает читателя на серьезные и плодотворные размышления» .
Наиболее известная работа Тургенева – роман «Отцы и дети», написанный им в 60-е годы XIX века. Роман является знаковым для своего времени, образ главного героя Евгения Базарова воспринимался молодёжью как пример для подражания. Такие идеалы, как бескомпромиссность, отсутствие преклонения перед авторитетами и старыми истинами, приоритет полезного над прекрасным, были восприняты людьми того времени и нашли отражение в мировоззрении Базарова. Писарев писал о нем: «В романе нет ни завязки, ни развязки, ни строго обдуманного плана, есть типы и характеры, есть сцены и картины, и, главное, сквозь ткань рассказа сквозит личное, глубоко прочувствованное отношение автора к выведенным явлениям жизни» .
Громадное общественно-воспитательное значение имели тургеневские образы русских женщин. В творчестве Тургенева блистательно выразилась и другая замечательная черта русской литературы и всего русского передового искусства – единство, слитность совершенной художественной формы с глубиной идейного и этического содержания. Необыкновенное мастерство построения, тонкость письма, поэтическая речь, жизненность и выпуклость характеристик в сочетании с лирическим одушевлением, теплотой чувства сделали Тургенева одним из любимейших авторов и в России, и за рубежом .
Сознательным реалистом был и другой выдающийся мастер русского романа, современник Тургенева И. А. Гончаров (1812-1891). Из трех романов Гончарова, связанных в глазах автора последовательной идеей «перехода от одной эпохи русской жизни к другой», первый – «Обыкновенная история» – появился в конце 40-х годов, при жизни Белинского, приветствовавшего в нем страшный удар по «романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму». Позже Добролюбов выступил революционным истолкователем объективного идейно-художественного смысла центрального произведения Гончарова – «Обломов». Мотив «погасания», порождающего апатию, безучастие ко всему, «особенно к общему благу», сам Гончаров справедливо считал господствующим в романе. В период крайнего осложнения общественных противоречий накануне крестьянской реформы этот второй гончаровский роман, вышедший в 1859 г., был воспринят как беспощадный приговор феодально-крепостнической России. Благодаря огромному искусству обобщения, типизации, свойственному Гончарову, понятие обломовщины пережило крепостную эпоху; оно осталось в языке синонимом неповоротливости и косности, разъедающей и мертвящей лени, страха перед трудностями. Писарев писал об этом: «Слово обломовщина не умрет в нашей литературе: оно составлено так удачно, оно так осязательно характеризует один из существенных пороков нашей русской жизни, что, по всей вероятности, из литературы оно проникнет в язык и войдет во всеобщее употребление».Человек умеренных политических взглядов, подавшийся далее вправо под влиянием обострения общественной борьбы в 60-е годы, Гончаров в последнем романе «Обрыв» (1869) попытался в противовес революционным стремлениям представить будто бы положительную, утверждающую и умиротворяющую силу поместно-дворянского быта и морали, а образом Волохова «бросил камень», говоря словами демократической критики, в ищущую, передовую молодежь своей эпохи. Но и «Обрыв» покоряет сочностью и полнокровностью бытовых картин, пластичностью большинства характеров, в особенности, женских, тщательностью отделки деталей, гибкостью и чистотой языка .
Сложен был творческий путь великого романиста, выступившего тоже в 40-х годах, Ф. М. Достоевского (1821-1881). Один из главных представителей гоголевской школы, участник утопическо-социалистических и демократических кружков петрашевцев, подвергшийся за это жестокой каре (смертный приговор, замененный ссылкой на каторгу), Достоевский затем пережил душевный перелом. Некоторые идейные противоречия сказывались, впрочем, в творчестве Достоевского уже в ранние годы. С каторги он вышел надломленным, растерявшим многие прежние верования. После недолгого переходного периода (конец 50-х и начало 6О-х годов, когда созданы и напечатаны были такие произведения, как «Записки из Мертвого дома», «Униженные и оскорбленные») Достоевский усвоил более или менее прочно религиозно-монархические воззрения. Не только в чисто публицистических, но и в художественных произведениях, также проникнутых у него публицистическим духом, Достоевский выступал противником революционной демократии. Гуманистические мотивы, составлявшие ценнейшую основу его деятельности до каторги, тем не менее громко звучат и в последующем его творчестве. Одаренный гениальной силой анализа и изобразительности, Достоевский в серии больших романов («Преступление и наказание», «Идиот», «Подросток», «Братья Карамазовы») и в ряде произведений более мелких форм с редкой силой показал страдания угнетенных, распад личности в эксплуататорском обществе под неумолимой властью денег. Он будил сочувствие к участи маленьких людей, к судьбе подавленных, нищих, обиженных.
Достоевский – мастер психологического, социально-философского романа. В нем справедливо видят одного из величайших психологов мировой литературы. Достоевский, начиная с 80-х годов XIX в., стал одним из популярнейших в мире авторов. Страстных последователей его можно найти в литературе многих стран. Бесспорно, все лучшее, главное в Достоевском представляет собой выдающееся достояние гуманистической культуры мира.
Долгие годы шел идейный спор между Ф. М. Достоевским и М.Е.Салтыковым-Щедриным (1826-1889), крупнейшим в русской художественной прозе представителем революционно-демократического мировоззрения. Начало пути Щедрина приходится на вторую половину 40-х годов. И он был связан с кругом петрашевцев. После ссылки он привлек к себе всеобщее внимание, в середине 50-х годов, наиболее глубоким из произведений подлинно обличительной литературы предреформенной эпохи – «Губернскими очерками». Циклы очерков, рассказов оставались и в дальнейшем излюбленной формой великого сатирика, отвечая его горячему политическому темпераменту, стремлению к действенному вмешательству в общественную борьбу. Но писатель создал и ряд своеобразных, мало укладывающихся в традиционные формы романов, как «История одного города», «Господа Головлевы», «Пошехонская старина» и др.
Щедрин относится к народническому лагерю в широком смысле этого понятия. Как и революционные народники, он был пламенным защитником интересов крестьянства, непримиримым врагом самодержавия и крепостничества. Щедрину свойственна глубокая вера в народную массу. Скорбя об отсутствии революционного сознания в крестьянстве, он мечтал о пробуждении народа, который скажет в истории свое решающее слово.
Грозный обличитель царизма, бюрократии, помещичьего класса, Щедрин заклеймил и хищников первоначального капиталистического накопления. Он внимательно следил за наступлением капитала на деревню, растущим расслоением крестьянства. Молодежь жадно прислушивалась к его голосу, видела в нем одного из своих идейных вождей. Слово Щедрина проникало уже и к передовым рабочим. Группа рабочих после смерти писателя в адресе его вдове называла его «другом угнетенных», борцом за свободу .
Громадная полоса русской жизни – от начала XIX до начала ХХ в. – нашла отражение в творениях великого писателя земли русской Л. Н. Толстого (1828-1910). Его деятельность представляет собой вершину русского критического реализма, шаг вперед в художественном развитии человечества. К шедеврам мировой литературы принадлежат его романы «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», трилогия «Детство. Отрочество. Юность», «Севастопольские рассказы», «Смерть Ивана Ильича», драматические сочинения («Власть тьмы» и др.). Неумолимая правдивость осталась навсегда отличительной чертой Толстого. Он был великим сердцеведом, несравненным знатоком и изобразителем движений человеческой души, «диалектики души». Любовью к народу, к труженику, любовью к человеку, глубоким гуманизмом и нравственной чистотой проникнуто его творчество, богатое и многоцветное, как сама жизнь. Стремление проникнуть в душевный мир простого человека, критическое отношение к жизни светского общества, характерные для Толстого. На рубеже 70-80-х годов он переживал духовный кризис, повлекший за собой полный переход Толстого на позиции патриархального крестьянства. Он в произведениях последнего периода с неотразимой силой обличал помещичье государство, официальную церковь, комедию царского суда, милитаризм и войну, экономическое порабощение масс. Толстой выразил ужас патриархального крестьянина перед наступлением разрушающего устои старого быта капитализма. Бессмертный художник оказал трудно измеримое влияние на литературу русского и других народов России, на советскую литературу, на писателей и миллионные массы читателей всего мира.
Из литературы, появившейся в канун крестьянской реформы, нельзя не назвать творений С. Т. Аксакова (1791-1859), реалистический дар которого развился под непосредственным влиянием Гоголя. После известных «охотничьих» книг («Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» и др.) Аксаков в 1856-1858 гг. издал наиболее значительные свои произведения – «Семейную хронику» И «Детские годы Багрова-внука». Творчество Сергея Аксакова, превосходного знатока родного слова, одного из самых глубоких поэтов природы в русской литературе, писателя, обладавшего большим мастерством индивидуальной характеристики героев, приобрело крупное значение в деле обличения крепостнического уклада .
Крупное место в истории художественной прозы принадлежит Д. Ф. Писемскому (1821-1881) и Н. С. Лескову (1831-1895). Оба писателя прошли сложный путь. Писемский, начавший литературную деятельность в 40-х годах, автор ряда романов, рассказов из народной жизни, пьес, обладал недюжинным талантом, большой наблюдательностью и дал выразительные, резко очерченные картины действительности. Во многих его произведениях (наиболее популярный его роман «Тысяча душ», опубликованный в 1858 г., повести «Тюфяк», «Богатый жених» и др.) объектом острой критики являются крепостнические нравы и порядки. Однако у Писемского не было ясного общественного миросозерuания, и в разгар освободительного движения 60-х годов он оказался в открытом конфликте с демократическим лагерем, против которого был направлен его нашумевший «антинигилистический» роман «Взбаламученное море» (1863). В позднем творчестве Писемского заметно выдаются антикапиталистические черты.
В литературной борьбе против демократических сил участвовал на известном этапе своей деятельности (в 60-х-начале 70-х годов) Лесков, тоже опубликовавший «антинигилистические» романы («Некуда» и еще гораздо более резкий – «На ножах».). Но определяющими для оценки места Лескова в литературе остаются те его многочисленные сочинения (повести, рассказы «Запечатленный ангел», «Очарованный странник», «Тупейный художник», «Левша», «Леди Макбет Мценского уезда», в немалой степени – при известной его противоречивости – роман-хроника «Соборяне» и т. д.), где он проявил себя подлинным знатоком русского быта, блестящим мастером сюжета и речи .
Задачу показа «новых людей» своей эпохи с самой лучшей и сильной стороны разрешил Н. Г. Чернышевский в романе «Что делать?», написанном автором в Петропавловской крепости и опубликованном в «Современнике» в 1863 г. Это был программный политико-философский роман, проповедовавший новую, светлую мораль, освобождение и равноправие женщины, рассказывавший об идеале освобождения труда, о перспективах революционной борьбы. Громадное впечатление на поколения демократической молодежи произвел в романе Чернышевского образ «высшей натуры» – революционера Рахметова. Не только шестидесятники и семидесятники, но и молодые русские социал-демократы формировались нравственно под сильным влиянием романа Чернышевского. Уже в Сибири Чернышевский создал роман «Пролог», в котором дано исключительно рельефное и убедительное художественное изображение периода подготовки крестьянской реформы, в живых образах показаны столкнувшиеся тогда на общественной арене силы демократии, крепостничества и либерализма.
К наиболее даровитым писателям-демократам 60-х годов принадлежат В. А. Слепцов (1836-1878) и А. и. Левитов (1835-1877). Слепцов с большой остротой нарисовал картины реальной действительности «эпохи реформ», быта крестьян и рабочих; в повести «Трудное время» (1865) им дана смелая критика результатов крестьянской реформы, обличается своекорыстный помещичий либерализм и запечатлен привлекательный образ представителя революционно-демократической интеллигенции (Рязанов).
Большой успех среди молодой интеллигенции имел появившийся на рубеже 60-70-х годов роман Омулевского (и. В. Федорова, 1836-1883) «Шаг за шагом» с группой положительных героев, олицетворявших стремление к борьбе за светлое будущее.
В литературу обозреваемой, как и предшествующей эпохи, глубоко оригинальный вклад внес А. И. Герцен, бывший не только великим публицистом, но и замечательным писателем-художником. Почетное место в русской и мировой литературе занимают художественные мемуары Герцена «Былое и думы», создававшиеся на протяжении 50-х и 60-х годов. В них отражены жизнь и борьба русской свободолюбивой интеллигенции 30-60-х годов, события умственной и политической жизни России и Запада.
В 70-х годах получает широкое развитие собственно народническая беллетристика, связанная с идеологическими представлениями этого периода русского общественного движения. Процессы, происходившие в это время в пореформенной деревне, приковывали к себе усиленное внимание общественности. Крестьянство, вышедшее на «свободу», но страдавшее под двойным гнетом и барина-дворянина и «чумазого» капиталиста, было предметом дум и исследований демократической интеллигенции. Это неизбежно проникало в той или иной степени в художественную литературу о крестьянстве, создававшуюся семидесятниками.
«Идеализирующей», тенденции в народнической беллетристике отдал немалую дань Н. Н. Златовратский (1845-1911), автор повестей и очерков («Устои», «Деревенские будни» и др.), в которых он занимался описанием общинных распорядков, подчеркивая в качестве будто бы их основы гарантии нравственной индивидуальной свободы и равного экономического благосостояния для всех членов крестьянского общества.
Особую струю в литературе о народе представлял Глеб Успенский (1843-1902). Один за другим появляются большие циклы его очерков – «Из деревенского дневника», «Крестьянин и крестьянский труд», «Власть земли». Очерки и рассказы Г. И. Успенского с их метким, колоритным языком, особенным юмором, с превосходными зарисовками людей и быта, волнующие глубочайшей искренностью тона, имеют высокую художественную ценность. В них заключено большое идейное содержание. Большую роль в культурной и общественной жизни играла русская поэзия.
Ведущей фигурой демократической поэзии является Н. А. Некрасов (1821-1877). Позднее он встретился и сошелся с Чернышевским и Добролюбовым, И это привело к упрочению его революционно-демократических позиций. Благодаря редкой созвучности с духом времени, с идейными требованиями эпохи, а также великому мастерству поэзия Некрасова заняла в уме и сердце демократического читателя первое место. Стихи Некрасова, его поэмы «Коробейники», «Орина, мать солдатская», «Мороз, Красный нос», «Железная дорога» в тоне глубокого понимания и сочувствия развертывали картину народной жизни, труда и страданий. Особенно потрясает она в неоконченной поэме «Кому на Руси жить хорошо», писавшейся в 60-е и главным образом в 70-е годы. Здесь со всей остротой поэт поставил проблему «народного счастья», вопрос о причинах бедствий деревни . Безмерная любовь к народу соединялась у Некрасова с ненавистью к его врагам, с презрением к его ложным «друзьям», что, в частности, находило выражение в своеобразной некрасовской сатире. Он воспел декабристов и их самоотверженных жен («Русские женщины»), создал поэтические образных деятелей русского освобождения – Белинского, Добролюбова; в его творениях живо отразилась революционно-народнического поколения 70-х годов. Некрасов – глубочайший реалист. Он тщательно широко и правдиво отразил жизнь страны, народ.
Художественная литература как одна из форм общественного сознания завоевала в духовной жизни общества преобладающее влияние, заменяя частично в условиях самодержавной России открытые публицистические выступления. Ее социально действительный характер, воздействие на понятие и нравы общества отмечали многие современники. Объединенные общей идеей общественной значимости литературного творчества, писатели этого периода имеют ярко выраженную индивидуальность. Но в то же время их произведения объединяют некоторые общие, специфические национальные черты. Таким образом, патриотический дух, любовь к своему народу, чувство кровной связанности с ним составляет основу основ величайших произведений русской литературы.
§2. Драматический театр
К середине 50-х годов XIX века русский драматический театр стал важным фактором не только культурной, но и идейной жизни России. К этому времени четко обозначилась роль театра как общественно- политической трибуны.
История России этих лет полна той драматической борьбы, которая есть почва и воздух театра. В этой драме своя завязка – крестьянская реформа 1861г., и своя кульминация – революционная ситуация на рубеже 70-80 гг., и своя развязка – цареубийство 1 марта 1881г. Конфликтное, переломное время, столкновение целых пластов русской жизни, борьба идей – все это давало русскому театру мощный заряд энергии.
Театр все более становился органической частью общественно-культурной жизни, охватывая уже не только узкий круг столичной публики, но и более широкие слои провинциальной интеллигенции. С усилением острых проблем в общественной жизни в театре рос интерес к современной бытовой драме .
Театр второй половины XIX в. неразрывно связан с именем А. Н. Островского (1823-1886). Островский внес неоценимый вклад в историю театра. Драматургии и театру посвящена вся сорокалетняя его деятельность, на протяжении которой он создал около пятидесяти пьec выдающегося художественного и общественного значения (среди них «Бедность не порок», «Доходное место», «Гроза», «Горячее сердце», «Лес», «Волки и овцы», «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые» и др.).
год, когда на сцене впервые получила воплощение драматургия Островского, стал преддверием новой эпохи в театре. Оригинальные комедия и драма во главе с творениями Островского, яркие по форме, полные глубокого содержания, многосторонне отражавшие русскую жизнь – современную, частью и прошлую,- увлекли лучшую часть зрителей. Они захватили и актерскую среду, передовые представители которой задыхались во многих пьecax старого репертуара, чуждых русской жизни, не дававших творческого удовлетворения артистам -художникам. По складу своих воззрений и творчества Островский был демократом – просветителем, защитником человеческих прав, врагом произвола, самодурства. Островский развернул широкую и правдивую картину действительности, изобразил «темное царство» самодержавно-крепостнической Руси, купеческого и дворянско-помещичьего быта. Зоркий наблюдатель исторического процесса, он отобразил ломку старого жизненного уклада, рост буржуазных отношений; если в дореформенный период он боролся против «темного царства» на его патриархально-крепостнической стадии, с течением времени он все больше сосредотачивал внимание на изображении нового типа дельца в и хищников, «удачно» приспосабливающихся к условиям складывающейся капиталистический России.
В противовес самодурам и стяжателям разных мастей Островский с любовью рисовал чистых душой людей, простых, искренних и честных, мечтающих о достойном существовании, в доступной им форме протестующих против подавления человеческий личности, власти денежного мешка, семейной тирании. Этих «лучей света в темном царстве» много у Островского, в частности, среди героинь его пьес.
Островский – великий мастер драматургии. Его творчество отличается большим жанровым разнообразием. Уделяя очень много сил и внимания разработке комедийного жанра, он создал и превосходные драмы. Такие произведения Островского, как «Гроза» и «Бесприданница», могут почитаться истинными трагедиями. Кроме сочинений современного содержания, посвященных изображению семейно-общественных нравов той или иной социальной среды (купечества, дворянства, чиновничества, актерства и вообще разночинства), он написал ряд произведений исторической драматургии («Козьма Захарьич Минин-Сухорук», «Воевода», «Василиса Мелентьева» и др.), овеянную поэзией сказочную пьесу на фольклорном материале «Снегурочка. Островский гордится языкам своего народа. По заслугам он стяжал себе славу чародея русского слава.
Безмерно много сделав для роста русский драматургии и театра, Островский могуче повлиял также на развитие драматургии и актерского искусства других народов России; он оказал большое влияние на драматургию славянских стран .
Островский не был избалован «благоволением» высших сфер и цензуры. Драматическая литература находилась под двойным гнетом: пьесы, зависевшие от общей цензуры при печатании, требовали специального разрешения при постановке на сцене. Между тем театральная цензура была еще придирчивее общелитературной, так как правительство воздействия театра на общество опасалось даже в большей степени, чем влияния литературы. Не раз становился Островский жертвой цензуры.
Еще пагубнее сказался гнет цензуры на А. В. Cуховo-Кобылине (1817-1903). Близкий по духу творчества к Гоголю, Островскому и Щедрину, Сухово-Кобылин написал в 50-60-х годах трилогию, состоящую из комедии «Свадьба Кречинского», драмы «Дело», своеобразной публицистической трагикомедии «Смерть Тарелкина». Трилогия Сухово-Кобылина – смелая и глубоко впечатляющая сатира на порядки крепостнической и чиновно-бюрократической России – отличается яркостью и типичностью характеров, динамичностью действия, сочностью языка. Для сцены доступной оказалась в период написания трилогии одна «Свадьба Кречинского» (премьера состоялась в конце 1855 г.), сразу занявшая место среди самых репертуарных пьес.
Тяжелые цензурные мытарства пришлось пережить пьесам других больших писателей эпохи – Писемского, Щедрина, Алексея Толстого, Льва Толстого. Писемский поставил на сцене ряд пьес («Горькая судьбина», «Самоуправцы», «Ваал», «Просвещенное время» и др.). Наибольшее внимание привлекла сохранившаяся до нашей эпохи в репертуаре драма из крестьянской жизни «Горькая судьбина», написанная накануне отмены крепостного права и воспринимавшаяся, вопреки заметной идейной неполноценности, как резкое обличение порожденного крепостничеством деревенского уклада.
К классикам драматургии принадлежит А. К.Толстой. Им в 60-х годах создана драматическая трилогия – «Смерть Иоанна Грозного», «царь Федор Иоаннович», «царь Борис». Трилогию, особенно ее первые две части, справедливо относят к жемчужинам драматургии. Такое место ей обеспечивают интересная психологическая разработка образов, колоритный, высокохудожественный язык, живые картины быта и нравов старой Руси. В трилогии нашла выражение враждебность А. К. Толстого к деспотизму и произволу, воплощением которых он считал московское самодержавие.
Из наследия Льва Толстого – драматурга важнейшее значение имеют «Власть тьмы», «Плоды просвещения», посмертно опубликованный «Живой труп». Народная драма «Власть тьмы», написанная в 1886 г., не свободна от противоречий, характеризующих мировоззрение и творчество Толстого. В ней сказался Толстой- проповедник марали совершенствования и покаяния. Но в пьесе прежде всего виден Толстой – великий протестант, обличитель, психолог, несравненный знаток крестьянства, сумевший показать ужас и «тьму» задавленной, разоряющейся пореформенной деревни и создавший незабываемые образы людей из народа. «Власть тьмы» В начале 1887 г. была уже подготовлена к постановке в Александринским театре, но в последний момент запрещена вследствие вмешательства Победоносцева. После этого драма Толстого могла появиться на русской публичной сцене лишь в 1895 г. К этому времени она успела обойти многие западноевропейские сцены. «Власть тьмы» повлияла на развитие мировой драматургии. Комедия «Плоды просвещения», созданная через несколько лет после «Власти тьмы», – сатира на общественные верхи, которым противопоставлены представители крестьянский среды. Пьеса имела глубокий социальный смысл – в ней ярка показаны угнетенное положение крестьянства, его великая земельная нужда, пробуждающаяся готовность к протесту.
Плеяду замечательных драматургов эпохи замыкает Чехов. Он генетически связан и с Островским, и с Тургеневым-драматургам. В то же время он и в драматургии сказал свое новое слово. Первым крупным произведением Чехова для сцены был «Иванов», поставленный в 1887 г. Вскоре был написан «Леший», послуживший затем основой для «Дяди Вани». В середине 90-х годов появилась «Чайка», на самом рубеже ХХ в. – «Три сестры», наконец, незадолго до смерти автора – «Вишневый сад». Не считая неудавшейся в целом постановки «Чайки» В Александринском театре в 1896 г. и постановки «Лешего» на частной сцене в 1889 г., начало сценической истории созданных после «Иванова» больших чеховских пьес относится к самому концу 90-х годов и первым годам ХХ в. Драматургия Чехова отразила переживания значительных кругов русской интеллигенции 1880-х-начала 1900-х годов и через них общую обстановку русской жизни этого переходного периода. Одновременно ей присущ большой общечеловеческий смысл. Отказ от внешних эффектов, предельная жизненность, чуткий психологизм, тонкий лиризм, особенная внутренняя музыкальность, глубокий подтекст, сложное сплетение драматического и комического характерны для творческого метода Чехова, оказавшего и оказывающего поныне огромное влияние на мировой театр.
Островский и другие классики русской драматургии подняли ее во второй половине XIX в. на большую высоту. Их произведения вместе с наследием корифеев прошлых времен сыграли огромную роль в жизни театра.
Во второй половине XIX в. появляется целая плеяда выдающихся русских артистов. Актерское мастерство этого периода развивается в направление большей сложности, художественности, психологической глубины и зрелого мастерства. Эволюция сценического искусства столичных театров представляла собой прежде всего эволюцию искусства актеров, развивавшегося в эти десятилетия сложно, во многих направлениях. Развитие актерского искусства было отмечено обостренным тяготением к правде. Начинался новый существенный этап в формировании бытовой русской актерской школы. Мелодраматическая и фарсовая преувеличенность приемов, воспитанная репертуаром предыдущих десятилетий, еще оставалась очень живучей, но постепенно вырабатывались новые краски для раскрытия внутренней жизни человека на сцене. При этом некоторые актеры приходили к своеобразной лирической манере исполнения .
Достижения сценического искусства второй половины XIX в. связаны в первую очередь с Московским Малым театрам. Велико было его культурное и общественное значение. В период Островского Малый театр сохранял положение главного центра театральней культуры. Малый театр звали Домом Щепкина, так как в нем живы были плодотворные традиции великого реформатора сцены, отца сценического реализма. Вместе с тем Малый театр па праву зовется и Домом Островского: он был с ним связан теснейшими узами и оказал громадное влияние на всю его историю; в свою очередь и Островский обязан был Малому театру, где он многому научился, где встретил поддержку, где его драматургия находила образцовее воплощение. Артистка и писательница Т.Л. Щепкина – Куперник, правнучка великого русского актера М.С. Щепкина писала о нем: «… сцена Малого театра была единственным местом, с которого раздавались и смелые мысли и благородные слова, той кафедрой, с которой великолепные артисты лучше всяких проповедников и профессоров учили нас любви к красоте, правде, свободе…» .
Малый театр объективно занимал серьезное место в освободительном движении. С его подмостков раздавалась слова обличения, направленного против гнетущих народ темных сил. Малый театр был театрам критического реализма, очагам и оплотом реалистического искусства.
Малый театр называли театрам актера. Его труппа состояла из талантливых мастеров, каждый из которых представлял собой своеобразную творческую индивидуальность. Но в то же время в театре давала себя знать стремление к коллективному творчеству, к слиянию в сплоченное целое всех крупных индивидуальностей.
Центральной фигурой в Малом театре середины века был Пров Садовский (1818-1872. Его имя неотделимо от Островского. Садовский был актерам покоряющей естественности и правдивости, искренности и человечности, глубокой народности.
К одному поколению с Садовским принадлежали большие артисты, ученики Щепкина, И. В. Самарин и С. В. Шумский. Во второй половине 40-х годов на сцену Малого театра вступила Л. П. Никулина-Косицкая (1827-1868), трагическая актриса, захватывавшая зрителей «бездной чувства», ярким и приподнятым воплощением образов страдающих и протестующих русских женщин, – первая Катерина в «Грозе». Видное место в жизни театра заняла и ее сверстница Е. Н. Васильева (1829-1877), считавшаяся многими в 60-х годах «первой из русских артисток».
Более сорока лет, с начала 60-х годов, прослужила на сцене Малого театра Г. Н. Федотова (1846-1925), замечательная актриса и высокой комедии, и драмы и трагедии, создававшая вдохновенные, притом глубоко обдуманные образы в драматургии.
Эпоху в истории театра составила деятельность М. Н. Ермоловой (1853-1928; на сцене Малого театра с 1870 г.). Ермолова была величайшей русской трагической актрисой, актрисой могучих порывов, героического пафоса. Образы отечественного и иноземного, классического и современного репертуара находили в ней гениальную воплотительницу. В пьесах Островского Ермолова играла Катерину («Гроза»), Ларису («Бесприданница») и другие роли. В Негиной («Таланты и поклонники», 1881) она достигла наивысшего совершенства. Ермолова ярко олицетворяла ту связь театрального искусства с общественностью, передовой литературой, которая характеризует расцвет Малого театра. В период подъема революционного движения разночинской интеллигенции – в 70-х годах – творчество Ермоловой явилось на сцене своеобразным художественным его отголоском .
Через несколько лет после Ермоловой свою судьбу с Малым театром соединил А. П. Ленский (1847-1908), артист редкой обаятельности и мягкости, один из крупнейших художников сцены. Деятельность Ленского не была ограничена рамками непосредственно актерского творчества. Он был теоретикам театра, педагогам, режиссером.
В историю культурной и общественной жизни пореформенной России Малый театр вошел как « властитель дум», как олицетворение передового драматического искусства. Творчество корифеев Малого театра – это пример жизнеутверждающего реализма в театральном искусстве. Щепкина – Куперник писала о них: « в Малом театре артисты служили из поколения в поколение: театральные семьи – Ермоловых, Щепкиных, Садовских и т.д. – были неразрывно связаны с театром преемственностью своей. Старики старались, на смену им подрастали дети, а там являлись внуки – и все это с первых дней жило интересами Малого тетра, не мыслило себя вне его стен…» .
Александринский театр в Петербурге был другим важнейшим центром театральной культуры. Правительственный чиновничий Петербург стремился подчинить театральную жизнь столицы верхам избранной великосветской публики. Министерство двора, дирекция императорский театров старательно ограждали столичный Александринский театр от веяний современной жизни. Репертуар Александринского театра был более пестрым, ремесленные пьесы чаще оттесняли здесь серьезную, большую драматургию. Но, несмотря на активное противодействие театральной бюрократии, цензурные преследования, Александринский театр в 60-е годы добивался укрепления связей театра с современной драматургией.
Сила и слава Александринского театpa заключались в щедром богатстве выдающихся актерских талантов; здесь творили многие замечательные представители русской реалистической школы. В Александринском театре, долго не знавшем, подобно и Малому, подлинной режиссуры, достигался все же подчас великолепный ансамбль, хотя «хоровое начало» было в нем менее выражено, чем на московской сцене.
Едва ли не величайшим актером, подвизавшимся в Александринском театре, был А. Е. Мартынов (1816-1860), один из главных основоположников сценического реализма. Вторая половина 50-х годов была порой его наивысших достижений, связанных с воплощением образов Островского, Тургенева, Алексея Потехина. В лице Мартынова Александринский театр в середине XIX в. ближе всего подошел к передовой общественной мысли и литературе, деятели которой восторженно ценили его творчество, проникнутое духом демократизма и гуманизма.
Почти одновременно с Мартыновым, в середине 30-х годов, начал работу в Александринском театре В. В. Самойлов (1812-1887). Он покорял зрителя безграничной способностью к перевоплощению, исключительным вниманием к внешнему рисунку роли и в целом редкостной «характерностью» своего исполнения.
Значительно более молодой и годами, и стажем работы на Александринской сцене П. В. Васильев (1832-1879), младший брат московского актера Сергея Васильева, вместе с Самойловым возглавлял после смерти Мартынова петербургскую сцену. Павел Васильев был силен задушевностью и человечностью, теплотой и страстностью исполнения, прекрасным знанием русского быта. Пьесы Островского составляли главную основу его репертуара.
Господствующее положение на петербургской сцене с 70-х годов занимала М. Г. Савина (1854-1915), в первую очередь великая комедийная артистка, прославившаяся вместе с тем и как исполнительница многих драматических ролей. Смелая правда, чуткое проникновение в замысел драматурга – все это характеризовало игру Савиной, представившей обществу огромную галерею женских типов разных эпох и состояний, главным образом типов русских женщин – из произведений Гоголя (Марья Антоновна и Анна Андреевна – «Ревизор»), Тургенева (Верочка, Наталья Петровна – «Месяц В деревне»), Льва Толстого (Акулина .. «Власть тьмы»), Островского ( Тугина – «Последняя жертва»).
В 80-х годах на Александринской сцене подвизалась рядом с Савиной П. А. Стрепетова (1850-1903), также одна из крупнейших представительниц театрального искусства, в целом более, чем императорской, принадлежащая провинциальной сцене. Молодежь, демократическая публика любила Стрепетову, очень «народную» актрису, потрясавшую сердца своим исполнением, полным вдохновения, внутреннего огня. Ее лучшими ролями считались Лизавета в «Горькой судьбине» и Катерина в «Грозе» .
Имена К. А. Варламова (1848-1915) и В. Н. Давыдова (1849-1925) неразрывно, на протяжении 40-45 лет, связаны с Александринским театром. Это – гениальные комики, глубочайшим образом, однако, трогавшие также в драматических ролях и положениях. Варламов переиграл более тысячи ролей – исполнял русскую классику и современный репертуар. Если Варламов был преимущественно артистом интуиции, чутья, то секрет очарования давыдовского искусства заключался в органическом сочетании вдохновения, интуиции с высочайшим мастерством до предела разработанной техники.
Императорским театрам, как уже отмечено, принадлежала монополия на публичные театральные представления в обеих столицах. Правительство держалось за монополию по мотивам прежде всего охранительно-полицейским. Уничтожение монополии, допущение частных театров – таково было требование общественного мнения. Монополия была уничтожена лишь в 1882 г. – эта мера тогда расценивалась как отмена «крепостного состояния» театра. Но общественные круги, наиболее заинтересованные положением театра, как и значительная часть самой артистической среды, задолго до ликвидации монополии старались прорвать ее теми или иными способами.
В Москве с конца 60-х годов серьезное значение приобрела деятельность театра при Артистическом кружке – объединении деятелей искусства, возникшем в 1865 г. по инициативе А. Н. Островского и Николая Рубинштейна (кружок просуществовал до начала 80-х годов).
Интересное начинание представлял собой Народный театр, устроенный при Всероссийской политехнической выставке в Москве (1872) под руководством артиста, режиссера и драматурга А. Ф. Федотова (мужа Г. Н. Федотовой). Печать отмечала, что «московские рабочие, мастеровые, приказчики» обрадовались, когда узнали об устройстве дешевого театра, и поддерживали его своим вниманием и интересом, чему способствовали, кроме доступных цен, выбор пьес и художественное исполнение. В числе артистов находились известнейшие деятели провинциальной сцены. И власти, и купеческо-дворянская Городская дума никак не считали себя заинтересованными в Народном театре, который с закрытием выставки должен был прекратить существование.
На месте Народного театра через некоторое время возник Общедоступный театр антрепризы двух чиновников-театралов С. В. Танеева и Ф. М. Урусова, продержавшийся несколько сезонов. Репертуар был чрезвычайно пестрым.
Гораздо более почетное место в истории театральной культуры занимает московский театр, открытый молодой актрисой Малого театра А. А. Бренко (1849-1934). После опыта устройства спектаклей в Пассаже Солодовникова в начале 1880 г. Бренко организовала – осенью того же года – постоянный театр, известный под названием Пушкинского (по местонахождению близ открытого перед тем памятника Пушкину). Пушкинский театр просуществовал около двух лет, частью работая в полулегальных условиях, так как официально было получено при основании дела разрешение ставить только «сцены из пьес». Театр собрал великолепную труппу, главным образом из лучших представителей театральной провинции. В 1882 г. место закрывшегося из-за финансовых трудностей Пушкинского театра занял Русский драматический театр Ф. А. Корша. Театр Корша оказался самым долговечным из частных театров – он дожил до первых лет Советской власти. Вначале театр Корша продолжал традиции Пушкинского театра, но потом его идейно-художественный уровень стал снижаться; репертуар был засорен легковесными пьесами. Все же коршевский театр занимал очень заметное место в театральной жизни страны.
В конце 1888 г. в Москве состоялся первый спектакль любительской труппы Общества литературы и искусства. Новое начинание, душой которого был К. С. Станиславский (1863-1938), сыграло важную роль в развитии русского театра. Основателями общества, кроме Станиславского, были А. Ф. Федотов и известный в прошлом оперный артист Ф. П. Комиссаржевский. Событие в театральной истории составила постановка Станиславским в 1891 г. «Плодов просвещения». Одновременно с работой Станиславского развертывалась в 90-х годах деятельность В. И. Немировича-Данченко (1858¬1943) в драматическом классе Московского филармонического училища по воспитанию молодых артистических сил, способных к решению больших идейно-художественных задач.
При оценке этой работы Станиславского и Немировича-Данченко следует учесть, что к концу века в жизни русского театра, при всех его достижениях, отмечались все же некоторые тревожащие признаки, позволяющие говорить об известном кризисе. В меньшей степени, чем прежде, театр удовлетворял общественное мнение. Рождавшаяся новая драматургия (в самой России это был прежде всего Чехов), отвечавшая запросам более чуткой части зрителей, не находила достаточного отклика в существующем театре. Сильнее прежнего чувствовалась вообще неудовлетворенность репертуаром и, конечно, господством театральных чиновников; возникал вопрос о том или ином обновлении самих приемов и методов актерского творчества, о новых формах реализма. Станиславский и Немирович-Данченко, яркие носители новых стремлений, сблизились между собой на почве общей им обоим решимости реализовать такие стремления на практике и положили начало новому, полностью свободному от казенной опеки театру. Так появился в 1898 г., на пороге ХХ столетия, Московский Художественный театр, открывший новый этап в развитии театрального искусства .
Разные стихии борются в русском театре 60-70 гг. Главная из них – реализм, представленный, прежде всего, драматургией Островского. Этот реализм, народный, тенденциозный в своем отношении к правде, добру и злу, в этот период находится в поре зрелости, в зените. Таким образом, Во второй половине XIX в. в истории русского театра наступает новая эпоха – на сцене появляются пьесы великого русского драматурга А. Н. Островского. Драматургия Островского – это целый театр, и в этом театре выросла плеяда талантливейших актеров, прославивших русское театральное искусство.
§3. Живопись
Блестящий расцвет русской культуры второй половины XIX века ярко проявился и в изобразительном искусстве, искусстве реалистическом, истинно народном, глубоко национальном. Это было искусство гуманистическое, пронизанное идеями революционно- освободительного движения, отражающее борьбу шестидесятников и народничества против крепостничества и самодержавия, имевшее большой общественный резонанс в демократических кругах русской интеллигенции. Посвященное народу, оно говорило с ним правдивым, простым и ясным языком. Никогда прежде у русских художников не было такой огромной и благодарной аудитории.
Изобразительное искусство было проникнуто идеями освободительной борьбы народа, откликалось на запросы жизни и активно вторгалось в жизнь. В изобразительном искусстве окончательно утвердился реализм – правдивое и всестороннее отражение жизни народа, стремление перестроить эту жизнь на началах равенства и справедливости. Вторая половина XIX века стала важным этапом в развитии русского изобразительного искусства. Оно стало подлинно великим, активно вторгаясь в жизнь и отражая ее, или решая проблемы, поставленные временем .
В русской живописи существовало два основных направления, которые принято называть «академическое», выражавшее дворянско-буржуазные взгляды, и «передвижническое»,т.е.демократическое.
Олицетворение рутины видели в Академии художеств, зависимой от придворных кругов, оказавшейся в стороне от подъема общественного сознания. Академия стояла на страже отживающих традиций, «высокого» стиля и «высоких» тем – из античной мифологии, религиозных, псевдоисторических. Она боялась близкого соприкосновения искусства с современной жизнью.
В картинах из русской действительности, все в большем числе появляющихся с конца 50-х-начала 60-х годов на выставках, усиливаются обличительные черты; растет критический реализм, стремление к вмешательству в жизнь и к воздействию на нее в интересах народа.
Вторая половина XIX века- это время оформления реалистического, национального, демократического направления в изобразительном искусстве, это время жизни и творчества выдающихся русских художников, внесших огромный вклад в развитие русского изобразительного искусства.
Типичной для живописи 60-х годов была фигура В. Г. Перова (1833-1882). Он является ярчайшим представителем обличительного направления в живописи. Его роль в развитии национального реалистического искусства была очень значительна и до, и особенно после 60-х годов. Имя Перова стало популярным с последних предреформенных лет, когда одно за другим начали появляться его полотна, посвященные разным сторонам русской жизни, изображению различных социальных типов, остро обличавшие чиновничество, духовенство («Приезд станового на следствие», 1857; «Первый чин», 1860; в 1861-1862 гг. – «Сельский крестный ход на Пасху», «Проповедь в селе», «Чаепитие в Мытищах»). В 1865-1868 гг. появились картины Перова «Проводы покойника», «Тройка», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Утопленница», «Последний кабак у заставы», где внимание художника привлечено к тяжелой доле крестьянства, к жертвам социальной несправедливости. Сочувствие художника, несомненно, на стороне крестьянина, образ которого явно идеализирован. Позже Перов перешел к нейтральным в общественном смысле жанровым темам («Птицелов», «Охотники на привале») он проявил себя еще и превосходным портретистом (портреты А. Н. Островского, В. И. Даля, М. П. Погодина, И. С. Тургенева, знаменитый портрет Ф. М. Достоевского – одна из вершин портретной живописи). Творчество В. Г. Перова отличают неподкупная правдивость, глубокое чувство, дар психологического проникновения .
Идейно-общественная атмосфера эпохи сказались на памятных событиях 1863 г., приведших к разрыву с Академией художеств группы одаренных молодых художников.
Четырнадцать выпускников Академии, допущенных к конкурсу на золотые медали первого достоинства, потребовали свободного выбора сюжетов конкурсных работ. Руководство Академии отвергло это требование, настаивая на обязательных темах, первой из которых была «Валгалла» из скандинавской мифологии (допущена была еще по жанру тема «Освобождение крепостных крестьян»). Не только возмущение рутинной, ничего не говорившей уму и сердцу конкурентов темой «Валгалла», но вообще протест против навязывания обязательных сюжетов и подавления личности и общественных стремлений художников вызвали с их стороны отказ от участия в конкурсе и демонстративный их выход из Академии художеств. Это произошло 9 ноября 1863 г. Группа протестантов состояла из тринадцати живописцев (И. Н. Крамской, А. И. Корзухин, А. И. Морозов, Ф. С. Журавлев, К. Е. Маковский и др.) и одного скульптора (В. П. Крейтан). Ее вдохновителем и вождем был И. Н. Крамской (1837-1887).Стасов со временем так охарактеризует выступление 14: « Эти молодые люди были все крайне недостаточны, значит, от головы до ног, были зависимые и обязанные дорожить за будущность свою, и однако же, рискуя этой будущностью, они предпочитают лишиться награды и перспективы путешествия за границу, только бы не выполнять того, что претит их художественной совести» .
Они решают, что академия им больше не нужна, посылка за границу тоже; подражания великим образцам они бегут, как чумы, всему предпочитают натуру, и притом свою родную, русскую натуру, и в ней ищут пищи для своего вдохновения. Покинув академию, молодежь составляет «артель», сделавшуюся потом зерном «Товарищества передвижных выставок». Обращение к большой публике являлось естественным выходом для такого направления, которое не хотело больше лицемерия и учености, объявляло войну всякой условности и всем хотело быть одинаково понятно .
«Бунт» четырнадцати, их решение организоваться в свободную художественную артель насторожили правительство. По «высочайшему повелению», за «действиями сих молодых людей» и «направлением составленного ими общества» было установлено наблюдение. Артель петербургских художников была профессиональным объединением, выполнявшим всевозможные заказы, а одновременно бытовой коммуной и, главное, идейно-художественным центром; здесь как бы формировалось на том этапе общественное мнение художественной среды. Артель устраивала выставки картин, пользовавшиеся большим успехом у публики.
Дело артели оказалось все же нелегким и сложным: экономические мотивы для некоторых из ее членов стали в конце концов преобладающими, а принципиальная сторона отошла на второй план. Внутри артели начали возникать трения. В 1870 г. Крамской покинул артель; она просуществовала еще несколько лет, но уже не имела прежнего значения. Заслуживает внимания, что в середине 60-х годов в Петербурге некоторое время существовала и вторая художественная артель, возникшая по примеру начинания Крамского и его товарищей. К ней принадлежали В. М. Максимов, А. А. Киселев (будущие передвижники), Н. А. Кошелев и др.
Участники обеих артелей, первой в особенности, в значительной степени определяли характер живописи 60-х годов, обращенной к русской действительности, проникнутой сердечным вниманием к жизни и переживаниям простых людей. Но ими не исчерпывается круг художников-шестидесятников новой реалистической школы. К 60-м годам относятся лучшие картины Н. В. Неврева (1830-1904), родственного по духу творчества Перову, такие как «Торг» (продажа молодой крестьянки помещиком) и серия картин. В тот же период развернулось творчество художника-сатирика, бытописателя городской бедноты Л. И. Соломаткина (1837-1883). В. Г. Шварц (1838-1869) прокладывал новые пути в исторической живописи, внося в нее черты реализма, психологизма, в известной степени и обличительства; ему принадлежит выдающаяся картина «Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче»(1868),ряд произведений о времени Ивана IV. Другой исторический живописец К.Д.Флавицкий(1830-1866),оставшийся в рамках академического направления, тем не менее в нашумевшей картине «Княжна Тараканова» (1864) испытал воздействие демократической живописной школы.
Художественное движение 60-х годов подготовило почву для образования товарищества передвижных художественных выставок.
Инициатива создания этого объединения, сыгравшего громадную роль в русской культуре, принадлежала Г. Г. Мясоедову (1834 или 1835-1911). В ноябре 1870 г. был утвержден устав Товарищества, через год открылась в Петербурге первая его выставка. Стасов писал о ней: «Самая большая художественная новость в настоящее время в Петербурге – передвижная выставка. С какой стороны на нее ни посмотришь, везде она является чем-то особенным и небывалым: и первоначальная мысль, и цель, и дружное усилие самих художников, которым никто извне не задавал тона, и изумительное собрание превосходных произведений, в числе которых блещет несколько звезд первоклассной величины, – все это не слыхано и не видано, все это новизна поразительная». Масштабы деятельности Товарищества постепенно расширялись. Число городов, посещаемых выставкой передвижников, к 80-м годам увеличилось в несколько раз. Важная сама по себе мысль о передвижении выставок, приближавшем искусство к более или менее широким слоям населения, притом не только русского, но и украинского, литовского, латышского и т. д., далеко не исчерпывала задач нового, еще небывалого по характеру объединения, которое, не отличаясь полным внутренним единством всех участников, все же составилось и действовало фактически на основе некоторых существенных общих принципов и стремлений. Товарищество последовательно отстаивало принципы критического реализма и народности.
Народ был главным героем многих передвижнических полотен. Некоторые передвижники большое внимание уделяли и жизни города. В передвижнической живописи с середины 70-х годов появляются произведения, посвященные труду рабочих, рабочим типам. Передовые общественные круги с исключительным интересом и сочувствием встретили образование Товарищества передвижников. Реакционные круги, напротив, проявляли к передвижникам недоброжелательное отношение. Наиболее удачные выставки превращались в крупные не только художественные, но и общественные события. За первую четверть века их существования передвижные выставки посетило более миллиона человек.
Для передвижников характерно особенное внимание к социально-бытовому жанру. В нем многие современники видели центр тяжести передвижных выставок, и известное оскудение передвижнического жанра к самому концу века воспринималось уже как признак некоторого упадка деятельности Товарищества.
В области преимущественно жанра работали такие передвижники, как Мясоедов (главным образом в первую пору своего творчества), Максимов, Савицкий и др., причем виднейшее место именно в жанровых картинах принадлежало крестьянской теме .
В. М. Максимова (1844-1911) прославили картины «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (передвижная выставка 1875 г.), «Семейный раздел» (1876); особую популярность завоевала потом картина Максимова «Все в прошлом» (1889), посвященная (если говорить о ней в социальном разрезе) теме распада дворянских гнезд, затрагивавшая отчасти и другую тему взаимоотношений помещиков и крестьян. Подкупает зрителей характерностью крестьянских типов, убедительным изображением общественных контрастов, теплой симпатией к народу лучшая картина Г. Г. Мясоедова «Уездное земское собрание в обеденное время» (1872-1873). Признание принесла Мясоедову воспевающая труд «Страдная пора» («Косцы», 1887). Крестьянам, а иногда труженикам, пришедшим на заработки в город, посвящал свое творчество К. А. Савицкий (1844-1905), автор картин «Ремонтные работы на железной дороге» (1874), одной из первых картин о рабочем труде, «Встреча иконы» (1878). Художник рассказывал о трудной народной жизни, с увлечением писал мужественные образы людей из народа.
В отличие от Максимова или Мясоедова В. Е. Маковский (1846-1920) посвятил себя преимущественно – городскому жанру. Жадное внимание к окружающей действительности, исключительная наблюдательность и прежде всего большое мастерство в психологической характеристике, создании разнообразнейших типов определяют облик Владимира Маковского, автора множества произведении чисто бытового плана, а одновременно картин серьезного общественного звучания. Творчество его проникнуто интересом и сочувствием к простым людям, к обиженным и страждущим. Широко известны произведения В. Е. Маковского «Осужденный» (1879), «Крах банка» (1881), «Свидание» (1883), «На бульваре» (1886-1887). Стасов писал о нем: «Владимир Маковский – один из лучших и капитальнейших русских художников. Его картин – множество, все они носят доказательства чудесного таланта» .
С разработкой городского жанра связано также имя художника Н. А. Ярошенко (1846¬1898). Был одним из идейных вождей Товарищества. Он принадлежал к тем художникам, кто наиболее тесно связал свое творчество с общественно-политическим движением эпохи. Совершенно справедливо охарактеризовал Ярошенко Стасов В.В.: «Этого художника можно назвать по преимуществу портретистом современного молодого поколения, которого натуру, жизнь и характер он глубоко понимает, схватывает и передает. В этом его главная сила».
Революционная тема нашла отражение в таких полотнах Н. А. Ярошенко, как «Заключенный» (1878), «У Литовского замка» (1878-1881). С той же темой связаны картины «Студент» (1881) и «Курсистка» ( 1880 и 1883), в которых даны яркие типические образы передовой молодежи народнического периода. В картине «Кочегар» (1878) Ярошенко выступил как один из пионеров рабочей темы в изобразительном искусстве, горячий протестант против нечеловеческих условий рабочего труда. Ярошенко принадлежит к крупным мастерам портретной живописи. Он оставил галерею портретов, глубоких, психологически правдивых. Портретная живопись, нельзя не подчеркнуть, занимала значительное, в отдельных случаях и главное место в творчестве ряда передвижников.
Выдающимся мастером портрета был И.Н. Крамской. Работа над портретом открывала перед ним, как и другими передвижниками, возможность показа положительного деятеля современности – видных представителей культуры в первую очередь. Стасов В.В., с которым Крамского связывали долгие 15 лет дружбы, писал о нем: «…один из самых крупных художников и людей, какие только у нас рождались. Из числа художественных произведений Крамского многие навсегда останутся драгоценными памятниками таланта его, потому что он прежде всего искал передать в них жизнь, натуру человека, тип, характер». Внимательное изучение натуры, глубокое проникновение в характер составляли отличительные черты дарования Крамского. Крамской не раз создавал образы крестьян: «Полесовщик», «Крестьянин с уздечкой» и др. В первом из них изображен волевой тип крестьянина, многое понявшего в существующем строе жизни, который вызывает у него недовольство, граничащее с ненавистью (так комментировал образ сам автор). Крамской увидел в народе большое разнообразие характеров, и, главное, совершенно покончил с умиленно-сентиментальным или жалостливым толкованием народных типов. Неподдельным, глубоким чувством проникнута картина Крамского «Неутешное горе» (1884). В написанной двенадцатью годами раньше картине «Христос в пустыне» изображен критический момент в жизни мыслящего и страдающего человека, решающего вопрос о выборе пути.
Вначале 70-х годов выступил со своими первыми крупными произведениями великий художник И. Е. Репин (1844-1930).Гениальный мастер рисунка, композиции, непрерывно стремившийся к совершенствованию, художник огромного темперамента, Репин особенно подчеркивал роль идей, содержания в искусстве.
Репин был художником поразительной широты и разносторонности. В области жанра его полотна явились вершиной передвижничества. «Бурлаки на Волге» (1870-1873), «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883) являются своеобразными поэмами народной жизни. Из толпы оборванцев в картине «Бурлаки на Волге» он создаст художественный символ русского народа, веками тянущего свою тяжелую государственную лямку среди монотонной исторической арены .Здесь и в других картинах, посвященных труду и быту народа, дана галерея разнородных живых типов, в незабываемых образах показано подневольное положение массы и в то же время нашла выражение вера передовых людей в силу и мужество народа, надежда на его лучшее будущее. Стасов писал об этой картине: « Важнее и глубже задачи никто еще из русских живописцев не брал. Скотоподобное порабощение простолюдина, низведение крестьянина на степень рабочей лошади, тянущей лямку бечевы, и это в продолжение долгих столетий, – вот мысль картины» .
Ряд репинских жанров проникнут искренней симпатией к подвигу революционных борцов («Под конвоем», 1876; «Арест пропагандиста», 1878-1892; «Отказ от исповеди», 1879-1885; «Не ждали», 1883 и 1884-1888, и др.). Великий психологический дар Репина сказался в огромной и разнообразнейшей галерее созданных им портретов. Репин-портретист с неподражаемой глубиной, силой, меткостью запечатлел облик виднейших представителей литературы и общественности, музыки, живописи и театра. Правящую верхушку царской России на рубеже двух веков с беспощадной правдивостью изобразил Репин в групповом портрете «Торжественное заседание Государственного совета» и в этюдах к нему. Репин принадлежит к замечательным русским историческим живописцам. На передвижной выставке в Петербурге в 1885 г. зрители были потрясены картиной «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». На картине изображен тот момент, когда сын упал, и ярость, гнев мгновенно сменились у отца предельным горем, ужасом, непереносимой скорбью. Не просто семейная драма на полотне Репина. Перед нами не только отец: это – царь. Художник, воскрешая историю, заставляет зрителя как бы стать очевидцем этой драмы далекой нашей старины, воочию увидеть Ивана Грозного, царя и человека. Она воспринималась как взволнованный протест против самовластия, деспотизма, смертной казни .
К началу 90-х годов была закончена (в наиболее известном варианте) картина «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану» (вторая картина на ту же тему закончена художником в 1896 г.). Идеей художника при создании картины было прославление свободолюбия народа, подъема духа и энергии, испытываемого им в борьбе за независимость и вольность.
История русской живописи знает много высокодаровитых художников. Но ни одного не было, в картинах которого глубина мыслей и чувств сочеталась бы с таким живописным мастерством, как у Репина. Репин – самый глубокий, самый волнующий среди всех мастеров русской живописи недавнего прошлого, и в истории нашего искусства он занял место совершенно особенное . Стасов так охарактеризовал его: « У него совершенно свой, особенный взгляд и чувство, и только тогда он силен и значителен, когда выражает это чувство. А чувство это состоит в постижении и передаче масс людских» .
Исторической живописи было отдано в основном творчество другого великого художника-В. И. Сурикова (1848-1916). Наивысший расцвет его творческих сил относится к 80-90-м гг. дам XIX в. Суриков был художником масс. Масса, толпа Сурикова никогда не была безликой, каждого из участников он наделял глубоко индивидуальными чертами.
«Утро стрелецкой казни» создано Суриковым в 1878-1881 г., «Боярыня Морозова» – в 1881-1887 гг. Это две вершины суриковского творчества. С исключительной силой сказалась в них способность художника к проникновению в дух прошлого, к бесконечно правдивой характеристике и людей, и обстановки жизни. Моральное величие, мужество, готовность русского человека к подвигу во имя захвативших его верований, убеждений воспевал Суриков. Во всем богатстве и красоте проявился в картине колористический гений Сурикова. Между «Утром стрелецкой казни «Боярыней Морозовой» Суриков написал поражающую глуби- ной психологической характеристики и блестящими живописными качествами картину «Меншиков в Березове», а уже в 90-е годы, он создал такие выдающиеся образцы батальной живописи, как «Покорение Сибири» и «Переход Суворова через Альпы». В первом десятилетии ХХ в. Суриков написал «Степана Разина», которого задумал еще в 80-е годы. Он был выдающимся мастером пейзажа и портрета (одна из лучших его портретных работ – «Сибирская красавица»,портрет А. Рачковской, 1890-е годы).
Задолго до появления батально-исторических полотен Сурикова всесветную славу завоевал в батальной живописи В. В. Верещагин (1842-1904). Верещагин лично участвовал в операциях русских войск в Средней Азии в 60-х годах, на Балканах в конце 70-х годов. Он создал циклы картин, посвященных военным действиям в Туркестане и русско-турецкой войне. Творчество Верещагина знаменовало новый этап в русской и мировой батальной живописи. Стасов так охарактеризовал его: «… живописец такого склада, какого прежде его никто не видывал и не слыхивал ни у нас, ни в Европе» . Он ставил перед собою цель разоблачения войны как орудия насилия, страшного бедствия для человечества.
Новое, внесенное Верещагиным, естественно, заключалось также в том, что он интересовался в первую очередь не армейскими верхами, а рядовой массой. Верещагин сделал героем своих картин народ. Его обличающее войну творчество оказывало серьезное влияние на умы. Значительный интерес представляет созданная Верещагиным в 90-х годах серия картин об Отечественной войне 1812 г. Ранее написанные Верещагиным картины и этюды индийского цикла.
Свое особое слово в русской живописи, в частности исторической, сказал В. М. Васнецов (1848-1926). Он вошел в историю живописи как художник русского народного эпоса, былины, сказки. По мотивам «Слова о полку Игореве» написана картина «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1878-1880), за которой последовали «Битва русских со скифами» (1879-1881), «Витязь на распутье» (1878-1882). Знаменитая «Алёнушка», одно из самых задушевных созданий живописи, появилась на передвижной выставке 1881 г. Около двух десятилетий работал Васнецов над картиной «Богатыри» (окончена в 1898 г.), дававшей особо полное олицетворение той красоты, мощи, смысла родных наших образов, нашей русской при роды и человека, выражение которых художник признавал задачей искусства. К 1882-1885 гг. относится выдающееся произведение Васнецова в области монументально-декоративной живописи – роспись зала «Каменный век» в Историческом музее в Москве. На протяжении ряда лет (1885-1896) Васнецов был занят росписью Владимирского собора в Киеве. И в этой рабате проявилось высокое мастерство художника.
Богатый раздел изобразительного искусства эпохи составила пейзажная живопись. Выдающиеся ценности в области пейзажа создали многие художники, не являвшиеся «специалистами» пейзажной живописи, для которых пейзаж обычно играл роль фона картины. Иногда пейзаж оказывался наиболее общепризнанной стороной в творчестве художника. Вместе с тем пейзаж являлся самостоятельней отраслью искусства, которой многие деятели отдавали все или силы.
Почетное место в развитии пейзажной живописи занял реалистический пейзаж передвижников. Для них характерно обращение к родной природе. Вместо экзотических, «парадных» пейзажей (итальянских, швейцарских и т. д.), К которым тяготели художники академического направления, передвижники утвердили в пейзаже национальную тему, они раскрыли красоту в том простом и естественном, что повседневно окружало их. В пейзажах передвижников сплошь и рядом ощущался и воспринимался своего рода социальный подтекст. Зритель вслед за художником видел и чувствовал тех людей, ту массу народную, что жила в окружении написанной на холсте природы .
Одним из основоположников передвижнического пейзажа был И. И. Шишкин (1832-1898). Главнейший представитель эпической линии в пейзажной живописи, Шишкин с исключительным знанием и мастерством, с редкой любовью писал преимущественно лес средней и северной полосы России, раскрывал богатство, ширь, мощь природы Родины. «Сосновый бор» (1872), «Рожь», (1878), «Среди долины ровные» (1883), «Сосны, освещенные солнцем» (1886), «Утро в сосновом лесу» (1889), «Корабельная роща» (1898) принадлежат к наиболее популярным картинам Шишкина, в катарам видели народного художника.
Другой из основателей пейзажной живописи передвижников А. К. Саврасов (1830-1897). Саврасов открыл лирическую линию русского пейзажа. Его картина «Грачи прилетели!», показанная на 1-й передвижной выставке, была воспринята как откровение благодаря небывалой задушевности, поэтичности, скромной и естественной красоте. Картины «Проселок» (1873), «Радуга» (1875) поддерживали славу художника-поэта, одновременна талантливого педагога, сыгравшего большую роль в воспитании целой плеяды живописцев.
И. И. Левитан (1860-1900) принадлежит к более молодому поколению художников. Левитан восторженно любил родную природу, глубоко чувствовал «бесконечную красоту окружающего». С всепокоряющей силой он передавал чувства и настроения, возбуждаемые природой в человеке. Сложнейшая гамма переживаний выражена в его полотнах. Левитану были понятны чувства передовых людей его эпохи, их боль за страдания родины. Гражданская тема нашла особенно яркое, хотя – по характеру пейзажной живописи своеобразное, отражение в знаменитой картине «Владимирка» ( 1892), навеянной мыслью о судьбе тысяч ссыльных. К любимейшим народом произведениям Левитана относятся также «Вечер на Волге» (1888), «У омута» (1892), «Над вечным покоем» (1894), «Золотая осень» (1895), «Летний вечер» (1899), «Озеро. Русь» (1899-1900).
На протяжении второй половины XIX в. продолжалась начавшаяся еще в 30-е годы деятельность известного художника-мариниста И. К. Айвазовского. Под его влиянием развилось дарование другого художника моря, вместе с тем художника-историографа российского флота А. П. Боголюбова (1824-1896) .
Достижения пейзажной живописи радовали любителей искусства. Но, с другой стороны, постоянное возрастание к концу века удельного веса пейзажа вселяло некоторую тревогу. Беспокойство выражалось в печати особенно в связи с более или менее заметным обеднением социально-бытового жанра. В оскудении жанра, в том, что на передвижных выставках реже теперь появлялись острые, захватывающие картины из современной жизни, сказывалось известное понижение идейно-общественного уровня деятельности Товарищества передвижников. В свою очередь последнее обстоятельство зависело от всей социально-политической обстановки. В Товариществе передвижников проявлялись колебания, увлечение «нейтральными» темами. Если у части старых передвижников наблюдалась в той или иной степени растерянность, то в среде молодого передвижнического поколения появились художники, чуткие к новым общественным явлениям. Они не ограничивались достигнутым их предшественниками и стремились расширить и обновить круг тем и образов.
С. А. Коровин (1858-1908), художник крестьянской и отчасти солдатской темы, в известной картине «На миру» и многочисленных эскизах и этюдах к ней (1883-1893) художественно-убедительно отразил социальное расслоение в пореформенной деревне. Крестьянская тема была господствующей в творчестве одного из самых крупных мастеров конца XIX и начала ХХ в. А. Е. Архипова (1862-1930), жанриста и пейзажиста. В молодом поколении художников, связанных в определенный период с Товариществом передвижников, очень рано выделилась фигура В.А.Серова (1865-1911). Валентин Серов уже в возрасте 22-23 лет создал такие шедевры, как «Девочка с персиками» (портрет Веры Мамонтовой, 1887), «Девушка, освещенная солнцем»,подлинные поэмы о светлой юности. Серов – гениальный мастер, творивший в различных областях искусства .
Эпоха «передвижников» запоздала сравнительно с началом художественного реализма в литературе; но кончается она приблизительно в то же время, в 80-90-х гг., и перед тем же напором нового поколения. Новый разрыв традиций и бунт молодежи 90-х гг. повторяет бунт самих передвижников против предшествовавшего им поколения академистов. Но то восстание взяло своим лозунгом создание русской национальной школы. Восстание молодежи 90-х гг. становится под знамя космополитизма. Надо сказать, что сами передвижники значительно облегчили тот протест против себя, который назревал в новом поколении. В середине 70-х годов они уже не были теми задорными протестантами и бойцами, какими явились организаторы «Артели» 60-х гг. Их пыл утих вместе с достигнутым ими успехом .
Однако симпатии передового русского общества были неизменно на стороне передвижников, ибо в их творчестве русская интеллигенция и простой народ видели выразителей своих интересов. Достижения и завоевания русской живописи второй половины XIX века, в котором себя проявили русские художники имеют огромное значение и уникальную ценность в русском изобразительном искусстве. Живописные произведения, созданные русскими художниками навсегда обогатили русскую культуру.
Заключение
Вторая половина XIX века – время большого подъема русской культуры. он тесно связан со сдвигами в экономической и политической жизни страны.
Падение крепостного права означало начало нового, капиталистического периода в истории России. Капитализм внес существенные перемены в жизнь общества: преобразовал хозяйственно-экономический строй, изменил социальный и духовный облик населения, его быт, условия жизни, способствовал росту культурных потребностей. Культура, являясь важнейшей системой общественной жизни, аккумулировала идеи эпохи.
В пореформенную эпоху в России были созданы замечательные произведения литературы и искусства, занявшие достойное место в сокровищнице мировой культуры. Сила русской национальной культуры заключалась в ее художественных достоинствах, гражданственности, высокой нравственности и демократической направленности.
Огромный социальный охват, наступательный, обличительный дух, обращенность к злободневным проблемам – вот что определяло литературу пореформенного периода. Русская литература отличалась не только критическим отношением к действительности, она разоблачала зло, искала пути борьбы с этим злом, выполняла общественно-преобразующую миссию. Идейная полнота, глубокое проникновение в жизненные явления, неприятие несправедливости, богатство художественного воплощения литературных произведений обусловили ведущую роль литературы в развитии других видов искусства.
Литература отражала разные стороны общественной жизни, содействовала развитию общественного сознания. Русская литература исконно выступала как учитель, проповедуя идеи добра, искала причины зла и пути исправления и преобразования социальной действительности. Социально-политические процессы, происходящие в России в XIX., формировали настроения в обществе, определяли состояние литературы, в которой происходил процесс формирования новых направлений и стилей. В 1860-80 гг. XIX в. более резко определились два лагеря: демократов и либералов. Демократы призывали к революционным преобразованиям, а либералы – к постепенным, экономическим.
Во второй половине ХIX в. литература изобиловала различными жанрами. Вторая половина XIX века явилась эпохой расцвета критического реализма в литературе. К середине XIX столетия в русской литературе закончился процесс развития основных принципов изображения действительности, реализм окончательно утвердился.. И литература XIX в. становится движущей реальной силой во всей русской художественной культуре.
Вторая половина XIX века стала переломной и для русского театра. Впервые большое место в его репертуаре заняли пьесы отечественных авторов, и в первую очередь великого русского драматурга А.Н. Островского. Драматургия Островского – это целый театр, и в этом театре выросла плеяда талантливейших актеров, таких как П.М. Садовский, П.А. Стрепетова, А.Е. Мартынов, М.Н. Ермолова, прославивших русское театральное искусство. Кроме пьес Островского в русской драматургии второй половины XIX в. появляются пьесы А. В. Сухово-Кобылина, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. К. Толстого, Л. Н. Толстого. Театр идет по пути утверждения правды, реализма.
Основными центрами театральной культуры продолжали оставаться Малый и Александрийский театры. Однако значительно выросло число театров и театральных трупп в провинциальных городах России, появился новый демократический зритель, главным образом из разночинской среды. Театр все более становился органической частью общественно-культурной жизни, охватывая уже не только узкий круг столичной публики, но и более широкие слои провинциальной интеллигенции.
Таким образом, во второй половине XIX века в России были созданы замечательные произведения литературы и искусства, занявшие достойное место в сокровищнице мировой культуры.
Библиография
Источники.
1.Писарев Д.И. Литературная критика в 3т. Т.I. Л.: изд-во Художественная литература,1981. 382 с.
.Стасов В.В. Избранные сочинения в 3т., Т.II. М.-Л.: изд-во Искусство,1937.678 с.
.Стасов В.В. Избранные сочинения в 3т., Т.III. М.: изд-во Искусство,1952.888с.
. Стасов В.В. статьи и заметки, не вошедшие в собрание сочинений. Т. II. М.: изд-во Искусство, 1954. 456 с.
.Хрестоматия по истории СССР 1861-1917 годов. М.: Просвещение, 1970. 607 с.
Литература.
1. Алешина Л.С., Ракова М.М, Горина Т.П. Русское искусство XIX -н.XX века. М.:Наука,1972.503с.
.Аношкина В.Н, Петров С.М. История русской литературы XIX века. М.: Просвещение,1989.445с.
. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. Ч.2. М.: Владос,2002. 398с.
.Гомберг- Вержбинская Э.Н. Передвижники. Л. : Искусство, 1970.231с.
5. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. М.: Высшая школа,2009.368с.
6.Лотман Л.М. Островский А.Н. и русская драматургия его времени. М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1961.350с.
7.Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры в 3 т., Т. II. М.: Прогресс – Культура, 1994. 528с.
. Очерки истории русской культуры второй половины XIX века под ред. Н.М. Волынкина. М.: Просвещение, 1976. 490с.
.История русского драматического театра. М.: Искусство, 1980. 551 с.
. История русской литературы в 3т., Т. III. М.: Наука, 1964. 900с.
. Краткий очерк истории русской культуры. Л.: Наука, 1967.651с.