- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 38,36 kb
Декоративное панно "Красно солнышко" в технике лоскутного шитья
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Курсовая работа
по декоративно-прикладному искусству
Декоративное панно «Красно солнышко» в технике лоскутного шитья
Выполнила: студентка IV курса
Смолина Ю.В.
Научный руководитель:
старший преподаватель Морус Г.Г.
Бирск 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ЛОСКУТНОГО ШИТЬЯ
1.1 История возникновения и развития лоскутного шитья
1.2 Виды лоскутного шитья
ГЛАВА II. РУССКИЙ ОРНАМЕНТ
2.1 Характеристика русского орнамента
2.2 Символика русского орнамента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение
Жизнь каждого человека – это своеобразное лоскутное полотно, где яркие и волшебные мгновения чередуются с серыми и черными днями.
Существует притча о лоскутном шитье. «Одна женщина пришла к мудрецу и говорит: "Учитель, все у меня есть: и муж, и дети, и дом – полная чаша, но стала я думать: зачем все это? И жизнь моя развалилась, все не в радость!" Выслушал её мудрец, задумался и посоветовал попробовать сшить свою жизнь. Ушла женщина от мудреца в сомнении но попробовала. Взяла иголку, нитки и пришила лоскуток своих сомнений к клочку голубого неба, который видела в окне своей комнаты. Засмеялся её маленький внук, и пришила она кусочек смеха к своему полотну. Так и пошло. Запоет птица – и ещё один лоскуток добавляется, обидят до слез – ещё один.
Из лоскутного полотна получались одеяла, подушки, салфетки, сумочки. И все, к кому они попадали, чувствовали, как кусочки тепла поселялись в их душе, и им уже никогда не было одиноко, и никогда жизнь не казалась им пустой и бесполезной» (13).
Каждая мастерица как бы творит полотно своей жизни. В этом можно убедиться на работах художниц Татьяны Сапелкиной, Риммы Быбиной, Татьяны Терентьевой, Майи Сысоевой, Нелли Савельевой, Ларисы Денисовой (Президент Ассоциации мастеров лоскутного шитья России) (см. приложение 1).
Воспоминания из детства и юности, о том, как прабабушка учила сшивать лоскуточки между собой, привили любовь к старинному ремеслу. В послевоенные годы лоскутным шитьем занимались только бабушки в деревнях, по старинке сберегавшие каждый лоскуток. Лоскутное шитье тесно переплетается со многими видами рукоделия – с ткачеством, с вышивкой. Здесь и птицы – символ солнца, и женские фигуры – символ матери-земли, и орнамент – символ засеянного поля. Лягушки, птицы, кони – это изображения, которые часто использовали как символы семейного благополучия и богатства. Птица чаще всего – райская с хохолком и красивым большим хвостом. Нередко изображали и утицу, она присутствует на многих вышивках. А вот женщина с поднятыми руками еще более серьезный символ и оберег. У язычников она – мать сыра-земля, а у христиан этот образ перешел в образ богородицы Оранты, которая защищает от войн и оберегает от несчастий. Крест или солярный знак во многих странах издревле означал символ солнца, на Руси он использовался повсеместно (15).
Самое трудное в русском лоскутном шитье заключается не в умении резать ткань и сшивать лоскутки, а в умении согласовывать их между собой, подбирать наиболее красивые и гармоничные их сочетания, чувствовать цвет и характер ткани. Русские мастерицы владели этим в совершенстве. Они использовали несложный, но очень верный способ – прикладывали лоскуты друг к другу – и внимательно смотрели, какое сочетание им «глянется», откладывали, а через некоторое время снова смотрели, и, если сочетании цветов им продолжало нравиться, приступали к сборке. Этот прием хорошо известен тем, кто работает с цветом. Так работали мастера в старину, так работают теперь потомственные мастера, научившиеся ткачеству, вышивке или лоскутному шитью от мам и бабушек, так работают профессиональные художники. Народное искусство русского Севера сохранило лучшие национальные традиции лоскутного шитья ( 15) (см. приложение 2).
Невозможно объяснить, почему так завораживают и притягивают к себе старые вещи и предметы, какой магической силой обладают старинные вышивки и лоскутные одеяла, непонятна и неразгаданна до конца семантика узоров, созданных несколько веков назад.
Сегодня появилось много мастеров, поднявших этот вид рукоделия на небывалую высоту, созданы многочисленные клубы, студии, мастерские, изучающие и развивающие такое древнее и вечно новое лоскутное шитье (Шмакова Н.,Сивакова Э.Н., Прилежаева А.Г., Никулина А.А, Чуфаровская А.В., Банакина Л.В.)
Одни увлеченно трудятся созданием лоскутных одеял, черпая вдохновение в национальном искусстве, другие предпочитают шить одежду, привнося в свою работу многообразие приемов шитья и декоративное богатство русского народного костюма. Так или иначе, современное лоскутное шитье тесно переплетается с народной швейной традицией, а через нее – с культурным наследием прошлого. Лоскутные работы в русском стиле отличаются особым гармоничным сочетанием, а также умелым использованием в одном изделии тканей разных фактур.
Цель: выполнить творческую работу в технике лоскутного шитья на тему « Красно солнышко».
Объект исследования: лоскутное шитье.
Предмет исследования: традиции русского лоскутного шитья.
Цель, предмет и объект исследования определили необходимость постановки следующих задач:
1. Изучить и проанализировать имеющийся теоретический материал по проблеме исследования.
2. Собрать иллюстративный материал.
3. Изучить теоретические и практические основы художественной обработки ткани.
4. Создать творческую работу.
При написании курсовой работы были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ литературы и художественных произведений, анализ экспериментального материала, обобщение, метод восхождения от абстрактного к конкретному, метод моделирования.
Глава I. История лоскутного шитья
1.1 История возникновения и развития лоскутного шитья
Лоскутное шитье издавна известно многим народам. Из пестрых и однотонных кусочков ткани, выкроенных по шаблонам, мастерицы составляют самые разные композиции – мозаичные узоры. Недаром этот вид творчества у нас называют ситцевой или лоскутной мозаикой. На лицевой стороне таких композиций нет видимых швов. Лоскутная мозаика – одно из направлений в лоскутной технике. Существует и другое – аппликация. Здесь, чтобы создать рисунок, лоскутки нашивают на единый кусок ткани – фон. Оба эти направления могут прекрасно соседствовать и дополнять друг друга в лоскутных произведениях (19).
Принято считать, что техника лоскутного шитья в ее современном виде зародилась в Англии. Но история ее возникновения восходит к очень отдаленным временам. В одном из национальных музеев Каира выставлен образец орнамента, сшитый из кусочков кожи газели, датируемый 980 годом до нашей эры, а в Токийском музее хранится датируемая приблизительно теми же годами старинная одежда, украшенная узорами из разных лоскутов. В 1920 году английский археолог сэр Артур Штейн обнаружил удивительный ковер, хранившийся в пещере тысячи будд и приблизительно датируемый IX веком, который был сшит монахами из многочисленных кусочков одежды паломников ( 9).
В Европу техника лоскутного шитья была занесена скорее всего с Востока, вместе с крестовыми походами, когда рыцари привозили с собой трофейные знамена, ковры, ткани и различные одежды. В Америку техника лоскутного шитья попала в конце XVIII века вместе с переселенцами из Англии, Германии и Голландии и именно здесь усовершенствовалась и превратилась в национальный и любимый вид творчества (9).
Экономичная лоскутная техника (ее называют на Западе "пэчворк) как вид декоративно-прикладного искусства возникла сначала в Англии. Сюда еще в XVI веке начали привозить индийские хлопчатобумажные ткани прекрасных расцветок и узоров. Иметь в доме индийское одеяло, богато декорированное вышивкой или набивным рисунком, считалось признаком достатка. Очень скоро появились и подделки – одеяла из хлопчатобумажных индийских тканей, изготовленные на английских мануфактурах. В 1712 году правительство Англии, заботясь о сохранении и развитии собственных шерстяных и шелковых мануфактур, запретило продавать на территории Англии индийский ситец и изделия из него. Конечно, контрабанду ситца это не остановило, однако он стал дефицитен и дорог. Бережливые женщины, выкроив из дорогого ситца одежду, стали использовать его остатки для других изделий. Яркие элементы узора ткани шли на аппликации: их нашивали на льняные или шерстяные полотна. А из мелких разноцветных лоскутков собирали единое полотно по принципу мозаики
В России лоскутная техника прочно обосновалась в XIX веке, когда появился в продаже дорогой заморский ситец. Расцвет лоскутного шитья пришелся на конец XIX века и был связан с развитием машинного производства ситца, а также с широким распространением в народе разнообразных дешевых хлопчатобумажных тканей с набивным рисунком. В обиход вошли ситцевые сарафаны и рубахи. Их украшали лоскутными орнаментами. Из остатков ситца при крое одежды, из кусочков отслуживших свой срок текстильных изделий экономные хозяйки научились собирать одеяла, коврики, занавески, подушки и другие вещи (19).
Традиционные "деревенские" узоры отечественной лоскутной техники – несложная мозаика из полосок, квадратов и треугольников ярких контрастных цветов (см. приложение 3, рис.1, 3). Очень интересны объемные технологии в русском лоскутном шитье, когда каждый лоскуток, вырезанный с помощью лекала (круга или квадрата), складывают в треугольник, затем группируют треугольники рядами и настрачивают по кругу на основу из плотной ткани, или когда длинные жгуты скрученной ткани заплетают в шнур-косичку, а затем косички разных цветов выкладывают по кругу и сшивают между собой (см. приложение 3, рис.2, 4, 5).
В 1970-е годы в одежде и в украшении интерьеров стал модным фольклорный стиль, и тогда появился новый всплеск интереса к лоскутной технике. Музеи России начали собирать и изучать лоскутные изделия. Их прекрасные образцы пополнили коллекции народного творчества Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства в Москве, Музея ивановского ситца, местных краеведческих музеев. Лоскутными технологиями заинтересовались современные профессиональные художники.
Лоскутная техника требует от художника великолепного владения и цветом, и мастерством шитья. Чтобы добиться хорошего результата, нужна абсолютная, миллиметровая точность кроя и такая же точность при сшивании лоскутков, так как из-за разницы в несколько миллиметров возникает перекос изделия. Кроме того, нужно еще в совершенстве освоить ручную и машинную стежку (от слова "стегать" – прошивать насквозь положенный между двумя кусками ткани слой ватина, ваты или другой прокладки). Различные узоры стежки служат дополнительным украшением лоскутного изделия (19).
Из лоскутков мастерицы шьют самые разные вещи: тряпичных кукол, картины, панно, одеяла, покрывала, подушки, скатерти, прихватки, занавески, коврики, сумки, жакеты, жилеты. Полагаясь на собственный вкус, можно дать полную свободу в выборе тканей (см. приложение 4).
Чтобы овладеть всеми тонкостями этого искусства, нужно время и терпение. Начинать лучше с самых простых, небольших изделий, например с прихваток. Нужно научиться соединять два одинаковых по размеру, но разных по цвету прямоугольных треугольника в квадрат, затем из квадратов составить полоску, несколько полосок сшить в лоскутную пластину. Главные условия успеха – художественный вкус и аккуратность. Составляя из лоскутков мозаику, важно, чтобы они гармонировали по цвету, иначе композиция будет рябить в глазах. Гармоничным сочетанием тканей различных цветовых и геометрических решений можно достигать неповторимых колоритов. Дополнительные сложности возникают в работе с пестрыми лоскутками, которые, кроме основного тона, имеют и другие цвета. Собирая разные кусочки ткани в единое полотно, мастер всякий раз проверяет получаемый эффект. При этом он больше опирается не на теорию цветовых сочетаний, а на свою интуицию (18).
Своим разнообразием лоскутные вещи притягивают наше внимание. Их применяют для убранства в кухни: салфетки, прихватки для горячего, скатерти, в спальни: наволочки, одеяла, пледы. В гостиной как декоративное панно, в качестве аксессуаров, например, нарядной сумки, кошелька либо одежды: изящного летного костюма или стеганого жилета (12).
Сейчас лоскутным шитьем занимаются самодеятельные мастера и художники-профессионалы. Они увлеченно трудятся над созданием лоскутных одеял, черпая вдохновение в национальном искусстве, другие предпочитают шить одежду, привнося в свою работу многообразие приемов шитья и декоративное богатство русского народного костюма. Так или иначе, современное лоскутное шитье тесно переплетается с народной швейной традицией, а через нее – культурным наследием прошлого. Лоскутные работы в русском стиле отличаются особой яркостью, «весельем» красок. Для них характерно многоцветье, гармоничное сочетание пестрого с пестрым, а также умелое использование в одном изделии тканей разных фактур. Во многих городах России образуются клубы любителей лоскутного шитья, проводятся встречи, фестивали, совместные акции, реализуются международные проекты. Сейчас, когда лоскутное шитье получает второе рождение, многие страны борются за приоритеты с этой сфере человеческой деятельности. Но, наверное, правильнее будет сказать, что лоскутное шитье интернационально, то есть принадлежит всему миру. И действительно, этот наиболее доступный способ художественного самовыражения служит языком общения людей разных национальностей, вероисповедания (13).
1.2 Виды лоскутного шитья
Существует несколько видов лоскутного шитья.
Пэчворк – лоскутная аппликация или шитьё из лоскутков путём накладывания мелких деталей на более крупные (от англ. patch – заплатка или кусочек ткани, лоскут; work – работа). В отличие от моделирования одежды при создании предметов интерьера, например панно или покрывала, здесь возможно применение тканей любого вида, фактуры, расцветки.
Квилтинг – более широкое понятие, чем пэчворк ( quilting – сшивание, простёгивание). Он включил в себя несколько видов техник рукоделия, включая лоскутную технику пэчворк, аппликацию, вышивку, традиционные для квилтинга стежки и строчки. Готовые работы, выполненные в этой технике, принято называть квилтами, а людей, которые занимаются этим видом рукоделия – квилтёрами (11).
Квилтинг
Среди самых красивых ранних художественных квилтов выделяются так называемые альбомные квилты, которые символизировали дружбу или «свободу» и дарились друзьям или родственникам на память, особенно когда они куда-то переезжали, например на далекий американский Дикий Запад. Эти квилты иногда еще называют подарочными или автографными. Своим сюжетом они должны были напоминать о чем-то дорогом для человека, которому дарились, будь то здания или церкви, узнаваемые люди или исторические персонажи. В таких квилтах непременно присутствуют стилизованные цветы, листья и другие природные мотивы, а иногда знакомые предметы, животные, а также люди, занятые повседневными делами. Порой блоки изготавливались несколькими лицами, а иногда изделие принадлежало только одной мастерице. Самые знаменитые альбомные квилты были созданы в Балтиморе и его окрестностях (шт. Мэриленд) в 1840-1860 годы. Обычно их можно узнать по белому или кремовому фону, щедрому использованию красной, зеленой и желтой ткани и блокам с очень живописными узорами. Квилтинг (изготовление квилтов) – вид рукоделия, при котором вручную или на машине прошиваются не менее трех слоев ткани. При этом на поверхности квилта образуется рельефный узор и она становится трехмерной.
В квилте верхний слой – декоративный, он выполняется обычно в технике лоскутного шитья ("пэчворка") или в комбинации ее с аппликацией, вышивкой, коллажем и т.д. Средний слой – прокладка, обычно из синтепона или ватина. Нижний слой – подкладка, делается как правило, из хлопчато-бумажной ткани. Все три слоя обязательно простегиваются вмеcте. Качество простежки свидетельствует об уровне техники исполнителя, качество верхнего слоя и умение сочетать изображение с рельефом говорят о нем, как о художнике (17).
Из утилитарного ремесла, родившегося по необходимости, квилтинг превратился в вид высокого декоративного искусства, стал одним из его самых ярких и многоликих видов. Покрывала и панно, изготовленные в технике квилтинга, являются объектами собирательства музеев, галерей и коллекционеров. Коллекции квилтов украшают экспозиции самых престижных музеев США, Великобритании, Германии, Швейцарии, Австрии и многих других стран. Аналогичные разделы и экспонаты имеются и в музеях России, в том числе, в Государственном Русском музее и Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства.
Настоящей родиной квилта стала Америка, куда это вид рукоделия попал вместе с переселенцами. В этой стране, вобравшей в себя традиции и культуру разных народов, квилтинг стал национальным видом искусства, за двести лет там разработаны и стали традиционными многие узоры и технологии изготовления лоскутных изделий( 18).
Кажущаяся, на первый взгляд, простота квилта, чаще всего, – иллюзия. На самом деле, изготовление квилтов требует исключительной аккуратности, точности, высокой техники шитья (в том числе и машинного), художественных способностей и всегда является многодельным высококвалифицированным трудом, отнимающим большое количество времени. В то же время, это занятие, совмещающее в себе знание и использование различных видов прикладного искусства и многих профессиональных умений, несет в себе огромный потенциал для самовыражения и самосовершенствования художника, ибо возможности как цветовых, так и геометрических решений квилтов, практически безграничны (17).
Пэчворк
Пэчворк считается одним из самых древних видов рукоделия.
В настоящее время эта техника аппликации пользуется все большей популярностью. Пэчворк в нашей стране и не только словно обретает новую жизнь, переживает период своего возрождения. И это не удивительно: сейчас ручная работа вновь завоевала свою прежнюю ценность. Изделия, созданные из лоскутов, — прекрасное украшение любого дома, они наилучшим образом вписываются в общий дизайн помещения, подчеркивая его индивидуальный стиль, делая его уютнее и гармоничнее.
Лоскутная техника поистине многогранна и неповторима. Во всем мире невозможно найти две одинаковых работы, созданные из лоскутов ткани. И при всем вашем желании сделать «копию» классического варианта пэчворка тоже нельзя: в любом случае ваше изделие приобретет совершенно другой неповторимый облик. Создавая собственное изделие из кусочков ткани, совершенно не обязательно строго следовать определенным правилам. Слушайте свое сердце и включайте фантазию, ведь вы сами можете стать автором абстрактных узоров и оригинальных рисунков (см. приложение 5).
В технике пэчворка можно изготовить все что угодно: одеяла, подушки, коврики, кухонные прихватки, одежду и многое-многое другое. Освоить пэчворк совсем несложно – нужно только подружиться со швейной машинкой.
Для лоскутного шитья подходит абсолютно любая ткань всевозможных расцветок и фактур. Лоскутки могут быть однотонными и с рисунком, их форма – любой, какой только позволяет фантазия. Начинающим лучше всего выбрать для работы хлопчатобумажные ткани с мелким рисунком, например, ситец, сатин или лен. Эти ткани хорошо стираются и утюжатся.
Говоря об истории возникновения техники пэчворк, следует отметить, что данный вид «лоскутного» искусства имеет богатые традиции и интересную многовековую историю. Создателями пэчворка являются рукодельницы из среды бедных. Женщины по причине отсутствия денег не могли себе позволить приобрести какую-либо новую вещь, что, собственного говоря, и стало первым шагом создания новых одеял, дорожек и многих других интересных вещиц из остатков (лоскутков) ткани. Не зря лоскутное шитье является одним из самых экономичных видов рукоделия. Немного позже шитье из кусочков ткани стало модным увлечением, которое со временем «переросло» в отдельный вид рукоделия, именуемый пэчворк (7). Глава II. Русский орнамент
2.1 Характеристика русского орнамента
Орнамент – язык тысячелетий. Слово «орнамент» происходит от латинского ornare и в буквальном переводе оно означает «украшение, узор». Академик Б. А. Рыбаков так сказал о содержательности орнамента: «Разглядывая затейливые узоры, мы редко задумываемся над их символикой, редко ищем в орнаменте смысл. Нам часто кажется, что нет более бездумной, легкой и бессодержательной области искусства, чем орнамент. А между тем в народном орнаменте, как в древних письменах, отложилась тысячелетняя мудрость народа, начатки его мировоззрения и первые попытки человека воздействовать на таинственные для него силы природы средствами искусства». Однако было бы неверно, говоря об орнаментах, сводить все к украшательству (14).
Орнамент — это особый вид художественного творчества, который, как считают многие исследователи, не существует в виде самостоятельного произведения, он лишь украшает собой ту или иную вещь. Многие исследователи отмечают, что орнамент представляет собой достаточно сложную художественную структуру, для создания которой используются различные выразительные средства. Среди них — цвет, фактура и математические основы орнаментальной композиции — ритм, симметрия; графическая экспрессия орнаментальных линий, их упругость и подвижность, гибкость или угловатость; пластика — в рельефных орнаментах; и, наконец, выразительные качества используемых натурных мотивов, красота нарисованного цветка, изгиб стебля, узорчатость листа. Почти всегда несложные знаки, которые воспринимаются нашим просвещенным взором как кружки, волнистые линии, зигзаги или крестики, на самом деле имели для создателей этих композиций совсем другое значение. Художественный, образный язык орнамента многообразен. Выполняя задачу декоративного значения, он часто играет роль социальной, половозрастной отметки, этнической принадлежности, является средством выражения народного мировоззрения(6).
Извилистая линия часто была символом воды – необычным веществом с таинственными свойствами, одной из первостихий мира. Кружок представлял собой солярный (солнечный) знак. Крест нередко был оберегом, противодействующим силам зла. Орнамент с подобными знаками придавал вещи особый смысл, как бы погружал ее в ткань сложных взаимоотношений человека и мира в рамках определенной картины мира (16).
Однако, человечество «взрослеет» и время веры в мистическое значение древних символов и в их реальную силу прошло. Мы знаем о древних мифах, но не верим в них. С утратой веры в магическую силу знаков из орнаментов стал улетучиваться их сокровенный смысл, и они действительно, стали превращаться в один из элементов декора. Тем не менее, есть еще места на Земле, в том числе и в России, где «записанная» орнаментами картина мира еще воспроизводится, живет в людях и предметах, а значит, созданные в рамках этой картины мира орнаменты не утратили свою силу, сокровенный смысл и значение. Одно из таких мест – поселения малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России (16).
Русский орнамент по праву называется одним из самых интересных явлений в мировой художественной культуре.
Он представляет собой уникальный мир художественных образов. На протяжении веков русский орнамент видоизменялся, трансформировался, но неизменно поражал воображение современников своей поэтикой и красотой линий и красок. Орнамент сопровождал человека в его повседневной жизни. Растительные, геометрические, зооморфные и другие мотивы украшали жилище человека, культовые и бытовые предметы, одежду, рукописные книги. Узоры, нанесенные на предмет, несли в себе основы мироздания. Художник осмыслял окружающий мир и стремился выразить к нему свое отношение, комбинируя разные элементы, варьируя линию или цветовое соотношение. Орнамент мог сплошным ковром заполнять все свободное пространство или украшать только некоторые части изделия, подчеркивая их художественно-пластическую выразительность (1).
Орнамент построен на ритмическом чередовании изображаемых мотивов, производная от формы и подчиняющаяся ей структура. Орнамент не может быть рассчитан математически, он покрывает поверхность предмета, повторяя его изгибы, подчеркивая их или скрывая. Нельзя рассчитать, каким будет завиток, который положен мастером. Внутренняя структура орнамента имеет изобразительное, прикладное и семантическое начало. Узор всегда имеет прикладную сторону, он жестко связан с функцией предмета, на который он наносится, с его формой, материалом. И, наконец, любой орнамент имеет тот или иной смысл. Он может иметь прямой смысл письма, отражать своими ритмами в сложно-опосредованной форме реальные ритмы жизни, нести символические значения, закрепленные традицией. Все орнаменты имеют свои названия, весьма устойчивые, если принять во внимание обширную территорию их распространения. Для расшифровки смысла орнаментов привлекаются как объяснения мастериц, так и религиозно-мифологические представления, а также устойчивые фольклорные и бытовые выражения, так как в их основе – одна и та же система представления о мире. Представления о картине мира передаются от поколения к поколению, и осознается она лишь частично (см. приложение 6).
Время появления первых орнаментальных композиций в русском искусстве неизвестно, однако можно предположить, что интерес к украшению предметов развивался одновременно с освоением окружающего мира ( 4, с.6).
Исследователями, русскими и зарубежными, предпринимались попытки изучить искусство построения орнаментальных композиций. О русском орнаменте писали археологи, этнографы, историки, искусствоведы. В первую очередь внимание научного мира было обращено на изучение искусства XI—XVII вв. Среди наиболее известных ученых, занимавшихся вопросом орнамента, были Ф. Г. Солнцев, Ф. И. Буслаев, И. М. Снегирев, В. И. Бутовский, В. В. Стасов, известный французский ученый Е. Виоле-ле-Дюк. Они занимались исследованием русского орнамента во всех его проявлениях — не только как уникального явления, но и как составной части формы и декора различных предметов. Орнаментом украшали всё, начиная с больших произведений архитектуры и заканчивая мелкой бытовой утварью. А ярче всего всего орнамент проявился в русской вышивке (1, с.9).
По используемым в орнаменте мотивам его делят на: геометрический, состоящий из абстрактных форм (точки, прямые, ломаные, зигзагообразные, сетчато пересекающиеся линии; круги, ромбы, многогранники, звёзды, кресты, спирали; более сложные специфически орнаментальные мотивы — меандр и т. п.); растительный, стилизующий листья, цветы, плоды и пр. (лотос, папирус, пальметта, акант и т. д.); зооморфный, или животный, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных. В качестве мотивов используются также человеческие фигуры, архитектурные фрагменты, оружие, различные знаки и эмблемы (гербы); антропоморфный, подразделяемый на две большие группы: а) архаический, отражающие древние мифологические представления, б) бытовой (или жанровой). Особый род орнамента представляют стилизованные надписи на архитектурных сооружениях (например, на среднеазиатских средневековых мечетях) или в книгах (т. н. вязь). Нередки сложные комбинации различных мотивов (геометрических и звериных форм — т. н. тератология, геометрических и растительных — арабески) (5).
Русский орнамент — область малоизученная, многое в ней остается неисследованным и неясным. Фольклорные традиции, христианское вероучение, наследие восточных и западноевропейских стран — все это оказывало влияние на формирование русского орнамента.
Русские орнаменты воспринимали разнородные элементы, обогащались и трансформировались в новые формы. Богатство и разнообразие форм и видов русского орнамента свидетельствует о творческом мышлении мастеров и об их высоком художественном вкусе (1, с.7).
2.2 Символика русского орнамента
Наши далекие предки пользовались языком орнамента задолго до появления письменности. Основные формы орнаментирования изделий складывались в тесном взаимодействии со своеобразием истории, культуры народа, особенностями его жизненного уклада и быта, трудовой деятельности, окружающей природы, климатических условий и наличия природных материалов.
Весь круг образов, составляющих основу народного орнамента, складывался и отшлифовывался в ходе тысячелетних наблюдений за природой.
В символической форме образы орнамента передают пожелания счастья и благополучия, выражают почитание живительной силы природных стихий – огня и воды, воздуха и земли, и восхищение разнообразием жизни. Тайна таких узоров передавалась из поколения в поколение. Такими условными знаками человек выражал свои понятия о мире. Историческое развитие орнамента в народном творчестве привело к сложению различных видов – геометрического, растительного, зооморфного, сюжетно-изобразительного и др. В создании мотивов орнамента проявлялась способность народа подмечать наиболее существенные особенности изображаемого.
Техника тканых изделий определила устойчивый характер орнамента. Элементы чаще всего схематизированы и обобщены, что отвечает геометрическому характеру переплетений вертикальных и горизонтальных линий строения ткани. Основой тканного орнамента является орнамент геометрический, в котором преобладающими по своему значению являются мотивы с диагональным расположением узорообразующих линий и среди них различные варианты ромбов, косого креста, свастических знаков, связанных с комплексом жизненно важных идей. Это идеи плодородия, живительной силы солнечного света, огня, воды, круговорота событий в природе, гармонии и порядка, царящего в мире (10).
Любуясь сегодня тонкой проработкой тканого орнамента, мы и не подозреваем, какой глубокий символический смысл таил он в себе когда-то. Но если мы попробуем вспомнить хоть один орнамент из традиционного ткачества, у нас вряд ли что-нибудь получится.
Между тем любая орнаментная структура состоит из однородных, повторяющихся в сюжете, мотивов. Достаточно запомнить своеобразный код рисунка и «распутаете» любой узор. Один из таких «кодов» традиционного орнамента – обыкновенный треугольник. Как символ треугольник известен во многих культурах мира. У одних народов означает жилище, семейный очаг. У других – символизировал огонь, солнце. У третьих – активное (верхняя точка треугольника) и пассивное (две нижние точки). Активным началом, дарующим жизнь – Земля. Во всех случаях треугольник – это еще и символ вечности. Не случайно такова форма египетских пирамид и древних славянских курганов (см. приложение 7).
Треугольники, как и различные комбинации из них в виде всевозможных ромбов или многоугольников, набранных полосой в мелком и частом ритмах, непременно присутствуют в декоре домашнего ткачества. И орнамент этот тем выразительней, чем большей фантазией, выдумкой и сноровкой обладала мастерица, варьируя пропорциями и размерами единственного треугольника.
Браная техника тканья демонстрирует огромное многообразие вариантов и ромбического орнамента (фигура ромба – составное целое их двух треугольников). Происхождение и семантика ромбического были изучены одним из его крупнейших исследователей академиком Б.А.Рыбаковым. Им установлено, что ромбический орнамент зародился в глубокой древности, в недрах палеолита. В ранних земледельчатых культурах ромбическим узором – символом плодородия – покрывали глиняные фигуры женских божеств, сосуды – жертвенники. Простой ромб с точкой по середине выражал идеограмму засеянного поля; ромб с отростками или завитками на внешних углах был символом плодородия. Со временем этот рисунок перешел и в ткачество (10).
Учитывая технику тканья, ромбические фигуры в нем преобладали: простой ромб и ромб с продленными сторонами («городчатый»), ромб с крюками в многочисленных вариациях. Встречается также простой и «городчатый» квадрат, гребенчатые фигуры. Используются и половины названных элементов, а также мотивы прямых и косых крестов.
Законы геометрии преобразовали уже знакомые символы в строгие фигуры, изменив их порой до неузнаваемости. Так в тканых и вязаных узорах можно найти фигуру, прямоугольно загнутый крючок – стилизованного гуська. Ряды гуськов, следующих один за другим, образовывали другой орнамент – меандр, обозначающий воду, реку. Перекрестье таких гуськов образует один из древнейших символов – свастику – крест с загнутыми концами, который, как и простой крест, обозначает солнце, знак времени и вечного движения, знак огня и пожелания благодати, жизненного счастья. На Севере существовало два вида свастики: женская и мужская. Женская – против часовой стрелки, мужская по часовой стрелке. Соединенная вместе двуединая свастика представляла собой ромб с крючками на концах. В символике, как бы, объединялось настоящее с прошедшим. Спешащие по часовой стрелке гуськи обозначали время живых, идущие против – время мертвых. Соединенные в едином знаке они символизировали кровное родство потомков и предков (3, с.46).
Знак свастики в ткачестве и орнаментном северном вязании, как и в народном искусстве в целом, занимал особое место. Свастики покрывали коруны и кокошники русских женщин, оплечья и другие части рубах, передники, пояса. Их ткали и вышивали на свадебных ширинках и праздничных полотенцах, вязали на зимних чулках и варежках (см. приложение 8).
Хотя символика эта давно забыта, мы не должны забывать о прошлом. Все, что оставили нам наши предки, должно органично войти в нас, стать частью нас самих. Зная и понимая то, о чем думал наш пращур, как воспринимал смысл бытия, нам легче адаптироваться в этом мире, ощущая за плечами многовековой опыт предыдущих поколений (3, с.47).
Растительным мотивам в русском орнаментальном искусстве придавалось большое значение и отводилась главная роль. Фактически, они составляли основу орнаментального «политеса». Со временем орнаментальные композиции все более усложнялись, образовывали сложные композиционные схемы, в которых переплетались сказочные и реальные мотивы. Свобода художника в этой области искусства не была ограничена строгими рамками.
Мотивы цветов, веток, виноградных лоз, жгутов также занимали важное место в структуре русского орнамента. Плетеный или растительный орнамент в виде завитков, листьев, чашелистиков широко применялся в украшении новгородских рукописных книг XII—XIV вв. Упругие растительные завитки часто встречаются в декоре памятников XIV—XVII вв (2,с 15).
Часто в украшении инициалов — заглавных букв в рукописных книгах — встречались изображения всевозможных животных и птиц, которые сливались с растительными формами. Подобный вид орнамента получил название тератологического.
Древнерусскими мастерами очень часто воспроизводились изображения драконов, павлинов, собак, тельцов. Звериная голова, лапа, хвост являлись логическим «продолжением» буквы, а порой настолько видоизменяли букву, что ее трудно было узнать.
Причудливые звериные формы встречались и в украшении миниатюрных заставок. Они располагались симметрично, головой к центру композиции или по верхнему краю заставки.
«Тератологический» стиль в орнаменте был издревле связан с мифологическими верованиями, уходящими в далекую древность. У различных народов — древних кельтов, германцев — можно встретить элементы звериного стиля, но нигде он не достигали такой поэтичности, как в русской культуре. В западноевропейской практике тератологические мотивы искусно вплетались в саму орнаментальную вязь и являлись составной частью инициала. Затейливое переплетение цветущих розанов, пышных листьев, розеток также привлекало внимание (6).
Узор так запутан, что в нем трудно выявить отдельные изображения, связать хвосты дракона с его же головами и шеями, проследить изгибы змеиных тел или стеблей растений. Такая драматическая напряженность была характерна именно для западноевропейского сознания, в русском же зверином орнаменте животные лишены ощущения борьбы. Каждое изображение животного само по себе самоценно.
Образ зверя «ставит» акцент в непрерывной линии орнамента. Безусловно, в кельтском, немецком, английском искусстве зверь представляет собой часть орнаментального завитка, он заметен только при тщательном изучении сплетения линий. В русской культуре художник более внимательно относится к «зверю». В миниатюрных лицевых изображениях на общем фоне «плетенки» можно различить голов зверя, его хвост, лапы (8).
Рассматривая компоненты, составляющие характеристику орнамента, как базисную единицу народного искусства, знакомясь с художественным языком орнамента, можно сказать, что он гораздо сложнее, чем кажется при первом восприятии. Заключение
Рукоделие, развивающее художественный вкус и умение, воспитывающее терпение, приучающее к аккуратности, обогащает нашу внутреннюю жизнь и приносит истинное удовольствие от выполненной работы.Искусство лоскутного шитья можно сравнить с живописью. Только краски нам заменяют ткань, а кисть – иголка с ниткой. И как по волшебству из-под легкой руки мастера выходит шедевр.
Своеобразные лоскутные вещи преображают дом, добавляя тепла и уюта.
Они применимы и для кухни в виде скатерти, салфеток, прихваток, для гостиной как диванные подушки, и декоративное панно, для спальни :покрывала, наволочки на подушки.
Эти вещи сделаны своими руками, в них частичка души мастерицы. Они уникальны тем, что других таких нет во всем мире.
Сегодня вокруг лоскутного шитья царит оживление не только в России, но и в тех странах, где оно появилось раньше, чем у нас. Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности.
Среди таких известных видов рукоделия, как вышивание, вязание, плетение и др., особое место занимает шитье из лоскута.
Термин «лоскут» имеет два значения: первое – лоскут как единичный элемент, деталь; второе – лоскут как материал для производства.
Продолжая и развивая традиции, современные мастера разрабатывают новые, удивительные узоры и находят необычные цветовые сочетания.
Художественные изделия из лоскута по праву заняли достойное место среди произведений декоративно-прикладного творчества во многих странах мира. Экспозиции музеев США, Германии, Швеции, Швейцарии, Австралии содержат целые коллекции изделий, выполненных в стиле лоскутной техники – Patchwork. Имеется такая коллекция и во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.
Подводя итоги нашей курсовой работы, можно сделать вывод, что поставленные цели и задачи были достигнуты: изучен и проанализирован имеющийся теоретический материал по проблеме исследования, собран иллюстративный материал, освоены техники лоскутного шитья и создана творческая работа.
Собранный теоретический материал может быть использован студентами и преподавателями на занятиях декоративно-прикладного искусства и учителями в общеобразовательной школе на уроках при изучении темы «Русский орнамент», а также в кружковой работе. Сама творческая работа может являться элементом декора в интерьере. Список литературы
1. Ивановская В.И. Русские орнаменты.-М.: В.Шевчук, 2006.-226с.
2. Качаева М.А. Сокровища русского орнамента. –М.: Белые альвы, 2008.-208с.
3. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник.-М.:Наука, 1978.-207с.
4. Стасов В.В. Русский народный орнамент. – СПб, 1872. – Вып. 1.
5. Википедия. Свободная энциклопедия. Орнамент -http://ru.wikipedia.org/wiki/Орнамент (21.10.10)
6. Ворончихин Н.С., Емшанова Н.А.. Орнаменты. Стили. Мотивы- http://www.bibliotekar.ru/ornamenty/74.htm (20.12.10)
7. Дамские рукоделия. Пэчворк — искусство вдохновения- http://www.ma-dam.ru/index.php?menu_id=373&menu_parent_id=329 (17.12.10)
8. Древнерусский орнамент – http://art-blog.su/post97672994 (11.11.10)
9. Зайцева О.В. Лоскутное шитье: Практическое руководство- http://fictionbook.ru/author/olga_zayiceva/loskutnoe_shite_prakticheskoe_rukovodstvo/read_online.html?page=1 (22.11.10)
10. Кириллов М, Некина Т. Статья о значении орнаментов – http://karelalaine.blogspot.com/2010/02/blog-post.html (25.10.10)
11. Клуб шитья и рукоделия – http://www.elfort.ru/article.php?id=2 (15.12.10)
12. Лоскутное шитье. От истоков до современности // – http://www.museum.ru/N20175 (18.10.10)
13. Мой компас. Пэчворк.- http://moikompas.ru/compas/patchwork(18.10.0)
14. Осетров Е. Живая древняя Русь. Язык таинственных узоров- http://www.bibliotekar.ru/rusDrevnyaya/5.htm (17.12.10)
15. Русский Север : история и традиции лоскутного шитья – http://www.quilters.ru/events/events_detail.php?ID=13310 (18.10.10)
16. Северный орнамент – украшение, оберег, посредник -http://www.ethnic-tour.ru/etnicru/edu/orn (4.10.10)
17. Сидельникова А. История квилтинга (quilt), виды квилтинга и немного о тканях -http://loskutnik.ru/article/read/istoria_kviltinga_vidy_kviltinga_i_nemnogo_o_tkanyah.html (16.10.10)
18. Страна советов. Пэчворк – лоскутное шитье – http://strana-sovetov.com/hobbies/rukodelie/2419-patchwork.html(18.09.10)
19. Шитье из лоскутков. Наука и жизнь / Архив журнала «Наука и жизнь» // 1998. №2 – http://www.nkj.ru/archive/articles/10341/ (15.11.10)