- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 13,5 Кб
Садово-парковое искусство Индии
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Алтайский государственный университет»
Отделение среднего профессионального образования
географического факультета
Кафедра физической географии и ГИС
Курсовая работа защищена с оценкой
________________________________
Руководитель курсовой работы
Ст. преподаватель Субботина Л.Л.
Курсовая работа
По дисциплине «Основы садово-паркового искусства»
Тема:
Садово-парковое искусство Индии
Работа выполнил
Студент гр. № 9291-сп Л.Р.Чумакова
г.
Содержание
I. Введение
II. Садово-парковое искусство Индии
III. Тадж-Махал
V. Растительность Индии
VI. Цветы Индии
VII. Самые известные садово-парковые комплексы Индии
VIII. Заключение
IX. Список использованной литературы
I. Введение
"Мой сад – моя жизнь", – пожалуй, это древнее индийское изречение не могло принадлежать представителям ни одного другого народа. Именно в Индии – огромной стране с многообразными природными ресурсами – отношение к цветку, дереву, а значит, и саду отличается особенной трепетностью и любовью. Развитие индийского садово-паркового искусства вплетено в историю страны и отражает ее важнейшие вехи. При этом, даже находясь на перекрестке цивилизаций – а долгое время именно здесь Запад в прямом смысле встречался с Востоком, Индии удалось сохранить аутентичность своих садов и парков, избежав существенного влияния других культур. Вот почему и по сей день индийская ландшафтная архитектура остается совершенно оригинальным явлением, нигде не повторенным и неповторимым.
II. Садово-парковое искусство Индии
Садово-парковое искусство – одно из древнейших в Индии. На печатях, найденных в Мохенджо – Даро и Хараме – и относящихся к третьему тысячелетию до нашей эры, нанесены изображения деревьев. Культ дерева – древнейший индийский культ, воспринятый впоследствии буддизмом (известно, что каждый период жизни Будды связан с определённым деревом) от более древних религий. Жители древней Индии считали дерево чем-то вроде посредника между человеком и Буддой. Они не просто выращивали их для красоты, но просили у деревьев всё то в чем они нуждались в повседневной жизни (одежда, питьё, пища и пр.).Саженцы деревьев, травы для газона выращиваются на местных семенных станциях. Дерево воспевалось в народных эпосах и легендах. А в процессе древних археологических раскопок находили изображения деревьев, что говорит об особенном отношении индусов к ним.
Садово-парковое искусство страны это смесь эпох и разных верований, которые чтят природу и себя в ней тоже. Местным садоводам удалось сохранить аутентичность парков и садов, при этом они избежали влияния европейских цивилизаций. Индийская ландшафтная архитектура – совершенно оригинальное явление, которое трудно повторить, поэтому оно и не встречается в европейской культуре.
Расцвет садово-паркового искусства в Индии приходится на период со 2 по 4 век н. э. Именно в это время декоративные и лекарственные растения становятся предметом изучения, – им посвящаются трактаты, они становятся непременным атрибутом женского туалета, их разведением занимаются лучшие государственные умы. Жизнь индийских аристократов в основном протекает в саду, а не в доме, поэтому требования к садовому обустройству повышенные. Именно в это время к саду начинают предъявляться эстетические требования, а не только утилитарные. Сады для царей, жрецов и царедворцев не только должны были быть оснащены всем необходимым для беззаботного времяпрепровождения: водоёмом, качелями и скамьями, но еще и услаждать глаз причудливыми сочетаниями различной растительности. На ветвях деревьев развешивались клетки с птицами, в прудах плавали лебеди, а по дорожкам расхаживали гордые павлины.
Превосходным умением обустройства садов особенно славились жители Кашмира. Каждый роскошный дворец был окружен искусной системой террас и бассейнов из цветного мрамора, а сложнейшая геометрия многочисленных дорожек и аллей до сих пор поражает воображение. Встречаются и описания садов на террасах, напоминающих знаменитые сады Семирамиды, что говорит о том, что Кашмирские садоводы широко применяли контейнерное цветоводство и достигли в нем немалых успехов.
Кроме того, Кашмир славился и плавучими садами. Создавали их, срезая у основания растущую на дне озера траву, и связывая ее в толстые маты, которые затем прикреплялись к тонким столбам, вбитым в дно озера. Маты покрывались слоем земли толщиной более полуметра. На таких плавучих грядках выращивали огурцы и дыни, а также цветы.
В горных районах Индии и на Тибете процветала культура сада с лекарственными растениями. Лекарственные травы выращивались в основном монахами – теми самыми, что сформировали могучую систему тибетской медицины. Эти травы в виде готовых препаратов широко экспортировались в Китай.
Следующей вехой в истории ландшафтного дизайна Индии становятся сады Могольской империи (XVI-XVIII века н.э.). Начиная с 16 века мотивы мусульманского Востока все сильнее проникают в индийский сад. Все чаще и чаще в строительстве используется принцип Чор-Бак – многократное деление сада на квадраты. Сад делится на четыре квадрата, которые, в свою очередь, делятся еще на четыре квадрата. В качестве разделительных полос используются уже не дорожки, а небольшие каналы с водой. В центре квадратов устраиваются фонтаны или устанавливаются бассейны с миниатюрными фонтанчиками. Плодовые и вечнозеленые деревья тоже высаживаются в геометрическом порядке.
Индийские мусульмане обносили свои сады высокими стенами, вероятно для того, чтобы никто не мог подсматривать за обитательницами гаремов, которые в них гуляли. В центре сада возвышалось четырехугольное или восьмиугольное здание под куполом, строго поделенное на мужскую и женскую части. Часто этот роскошный дом после смерти владельца становился его усыпальницей.
III. Тадж-Махал
Самым известным дворцом, превращенным в мавзолей, является Тадж-Махал, названный жемчужиной Индии. Мавзолей Тадж-Махал вместе с окружающим его парком занимает значительную площадь – 17 га. Доступ в сады и к мавзолею открыт с южной стороны сада, где на одной линии стоят два входных портала, украшенные традиционными чаттри. После этого посетитель попадает на территорию четко спланированного сада, который разделен на квадраты четырьмя каналами, в точке пересечения которых находится бассейн. Во времена Шах-Джахана в воде плавали золотые рыбки, а павлины важно вышагивали по берегу. Вооруженные стражники, одетые в белые одежды, охраняли сад не только от недругов, но и от хищных птиц. Само здание мавзолея находится на северной стороне.
Деревья в саду Таджа, либо кипарис (символизирующий смерть), либо плодового типа (означающие жизнь), и даже они расположены симметрично. Тадж-Махал занимает северную часть угла сада, а не центр. Фактически, в центре сада, между мавзолеем и входом, стоит мраморный водоём в форме лотоса, который отражает Тадж в своих водах. К бассейну подведен оросительный канал, вдоль которого посажены кипарисы. Река в этом месте никогда не бывает спокойной, поэтому невозможно увидеть идеально спокойное отражение Тадж-Махала в воде. Эта особенность подчеркивает иллюзию нереальности. В предрассветном тумане величественное здание, кажется, плывет над землей.
Вдоль оросительного канала с фонтанами посажены кипарисы, очертания крон которых гармонируют с куполами четырех минаретов. В последнее время в саду были посажены розовая cassida и the Monurs.
IV. Раджпутский сад
Со временем Могольский сад преобразуется в Раджпутский сад (XVIII век). Этот тип сада возникает в результате слияния двух культур: Раджастана (Центральной Индии) и культуры Могольской империи. Характеристикой садов этой эпохи является чрезмерная декоративность: появляются мозаика, искусственное освещение, помимо фонтанов и бассейнов сады украшают скульптурой, ажурными мраморными и деревянными решётками, по аллеям и дорожкам садов гуляют павлины. Помимо местных растений, начинают сажать и экзотические: гампу, гранат, яблони, бананы, могра, чамаили, королеву цветов – бара-машу, которая цветёт круглый год, за что её справедливо называют "12 месяцев". Буйство красок и ароматов и сейчас наполняет сады Амбер, Джайпур, Мандорский сад, разбитые в те давние времена
V. Растительность Индии
Почти всю южную Индию занимает самое крупное в этой стране плоскогорье – плато Декан, или Южное плато. На плато Декан распространены по меньшей мере 5 типов растительности, два из которых – влажные листопадные леса (первый в дождевой тени Западных Гатов, второй – в долинах рек, текущих на восток), и три – аридные: сухие листопадные леса, колючекустарниковый лес и саванны. Из-за животных нетронутых участков коренной растительности очень немного, особенно страдают аридные типы растительности, воздействие на которые оказывает также усилившаяся аридизация климата.
Среди декоративной растительности Индии можно отметить такие растения как: даора круглолистная, ним, сандаловое дерево, хинг, саловое дерево, хардвикия, баньян, филлантус, мурайя иноземная, джамбул, железное дерево, далбергия сиссу, баиль, большой галангал, раувольфия змеиная, терминалия войлочная, альбиция, кордия, эбеновое дерево, каранда, кассия трубочная, хиптаже и т.д.
Сандаловое дерево Santalum album [sandalwood] – вечнозеленое паразитическое дерево из сем. Санталовые (Santalaceae). Высота дерева до 9 м, ствол коричнево-серый, большим количеством гладких и гибких ветвей. Оно получает питание, присасываясь отростками к корням других деревьев.
Один из видов салового дерева (сала) Shorea talura [sal, jalari, telugu] – дерево сем. Диптерокарповые (Dipterocarpaceae).
Мурайя иноземная Murraya exotica [chinese box, orange jasmine] – вечнозеленое деревце или кустарник из сем. Рутовые (Rutaceae). Произрастает во многих странах Юго-Восточной Азии в разных типах местообитаний на всех высотах до 1300 м. Морозостойкое растение, выдерживающее заморозки до -4 C.
Железное дерево, или алли Memecylon umbellatum [delek air tree, ironwood, anjani, blue mist] – небольшое деревце из сем. Melastomataceae, листья которого содержат желтую краску, используемую буддистами для окраски тростниковых матов.
VI. Цветы Индии
В Индии великое множество цветов. Цветы индийцы очень любят, традиционно почитая некоторые из них, например, лотос, и применяя в различных обрядах. Знаменитые индийские гирлянды, цветки в причёсках, украшение дома цветами – всё это может обеспечить богатейшая индийская флора.
Помимо всем известного лотоса, в Индии растут разноцветные маки, ирисы, розы. Розы в этой стране были в большой цене ещё в древности, когда считалось, что подношение радже розы способствует исполнению просьбы.
Есть в Индии и тропические орхидеи, например, Dendrobium regium, цветущий с весны до начала лета. Орхидные растут в основном в предгорьях Гималаев, а также Западных и Восточных Гат. Кроме того, орхидеи распространены на западном побережье и южных возвышенностях. Орхидные эпифиты большей частью произрастают на северо-востоке страны, северо-запад же характеризуется распространением наземных видов орхидей. В Западных Гатах можно встретить также миниатюрные виды орхидных растений.
Индия славится своими великолепными тюльпанами. Существует даже известный сад тюльпанов Сирадж-Багх, куда приезжает множество туристов, чтобы получить незабываемое наслаждение от созерцания бесконечных цветных полей. Китайскую розу в Индии называют «Джапа пушта» и одаривают её лепестками Ханумана – индуистское божество в образе обезьяны, храмы которого можно встретить по всей стране.
Женщины часто украшают свои роскошные чёрные волосы нежными цветками чампака. Эти ароматные цветки растут на дереве Michelia champaca, относящемся к магнолиевым, и бывают жёлтого или оранжевого цвета. А цветки альбиции девушки используют даже вместо серёжек, настолько они ажурные и воздушные – совсем как настоящие ювелирные украшения!
Но особенно почитаемы индийцами цветки жасмина. Без них не обходится ни одно праздничное цветочное украшение. Цветки жасмина считаются в Индии священными ещё с глубокой древности и издавна применяются в религиозных и светских обрядах. Существует и ещё один священный цветок, очень похожий на жасмин – маллика. Обычно украшения из маллики посвящают другому индуистскому божеству – великому Шиве, принося их ему в храм.
Жасмин используется как декоративное растение для садов и парков
VII. Самые известные садово-парковые комплексы Индии
индийский ландшафтный архитектура сад
1)Сады Лоди
Этот популярный парк Дели находится на улице Лоди, между рынком Кхан и Гробницей Сафдарджанга. Ближайшая станция метро – Khan Market.
Сады Лоди примечательны, кроме того, тем, что на их территории расположены уникальные архитектурные памятники 15-16 веков. Старейшим памятником является восьмиугольная гробница последнего правителя из династии Саидов – Мохаммеда Шаха, возведенная в 1444 году (юго-западная часть парка).
Другие значимые достопримечательности этого парка Дели:
Увенчанный куполом мавзолей Сикандара Лоди (северо-западный угол парка), недалеко от которого проходит арочный мост 16 века Атхпула (в северо-западной части парка);
Купольный мавзолей Бара Гумбад конца XV века (в центральной части парка), рядом с которым – старинная мечеть и мавзолей Шиш Гумбат, некогда облицованный голубой плиткой, от которой сегодня остались лишь фрагменты.
В саду есть заповедник бабочек, розарий. Здесь также открыт Национальный парк Бонсай с коллекцией карликовых деревьев.
В Садах Лоди можно совершить часовую прогулку, а можно задержаться на целый день, наслаждаясь тишиной и свежим воздухом. Здесь пропадают ощущения того, что вы находитесь в центре оживленного индийского мегаполиса.
2)Мавзолей Акбара в Сикандра
Гробница Акбара Великого – усыпальница падишаха Акбара I Великого, одного из самых известных и почитаемых мусульманских правителей Индии, покровителя науки и искусств. Архитектурный шедевр эпохи Великих Моголов. Расположена в Сикандре, пригороде города Агра (в 8 километрах к северо-западу от центра города), штат Уттар-Прадеш, Индия.
Акбар Великий сам выбрал место для своего мавзолея и начал строительство ещё при жизни, как это было принято утимуридов, – примерно в 1600 году. Закончено сооружение гробницы было сыном Акбара Великого Джахангиром в 1613 году.
Гробница Акбара Великого представляет собой мемориальный комплекс, расположенный на территории парка площадью около 48 гектар. Парк имеет квадратную форму, окружён стеной с четырьмя воротами. Трое из четырёх ворот не настоящие, попасть в парк можно только через одни ворота – южные или Ворота Великолепия. Ворота построены из традиционного тёмно-красного песчаника и выложены разноцветной узорчатой плиткой с геометрическим, растительным и каллиграфическим орнаментом. С четырёх углор ворот расположены минареты из белого мрамора, который в начале XVII века был в Индии новым и необычным строительным материалом.
Широкая мощёная дорога ведёт от южных ворот к зданию мавзолея, построенному в традиционном стиле. Его отделка скромнее, чем у Ворот Великолепия, его отличает строгость и чёткая проработанность деталей. Мавзолей имеет пирамидальную форму состоит из пяти ярусов. Верхний ярус выполнен также из мрамора и увенчан четырьмя остроконечными башенками. Посередине мавзолея – открытый двор, в центре которого установлен символический саркофаг Акбара Великого, расписанный арабской вязью. Однако это всего лишь имитация, подлинное захоронение Акбара Великого и его двух жён находится в катакомбах под усыпальницей. Первоначально планировалось, что здание мавзолея будет завершаться огромным мраморным куполом, но этого не случилось.
3)Сирадж-Багх
В штате Джамма и Кашмир, недалеко от города Сринагара у берегов озера Дал раскинулся удивительный сад Сирадж-Багх, в котором растет 360 тысяч тюльпанов. Здесь варьируются оттенки от белоснежных и нежно-розовых до багрово-красных и иссиня-черных – всего насчитывают порядка 60 цветов и оттенков.
Собранные со всего света всевозможные сорта тюльпанов рассажены в 3 условно обозначенных зонах в соответствии с географическим происхождением того или иного сорта.
Открытый для посетителей в апреле 2006 года уникальный сад тюльпанов стал крупнейшим подобным садом в Азии, целью которого является увеличение числа туристов в этот район Индии.
Расположенный в живописной Кашмирской долине и окруженный снежными вершинами гор, озером и лугами, сад Сирадж-Багх привлекает не только туристов и местных жителей, но и создателей знаменитых индийских фильмов. Болливуд практически сразу облюбовал это место для красочных пейзажных съемок на открытых площадках, утопающих в цветущих тюльпанах.
Плата за вход чисто символическая, но власти штата планируют расширять сад. В ближайшее время здесь будут посажены розы, лилии, герберы, гладиолусы и другие цветы и цветущие кустарники.
Сад открыт для посетителей круглый год, но наилучшее время для визита – период цветения тюльпанов – с марта по май.
Самые известные садово-парковые комплексы Дели, Агры и штата Уттар-Прадешь, а также Раджастхана и его жемчужин Джайпура и Удайпура: сады Лоди и сады Хайат Бакш Красного Форта в Дели; садово-парковые комплексы Мавзолея Акбара в Сикандра; Мавзолея Тадж-Махал, сад Ментаб Бакг и сады Диван-и-Ам и Ангури Бакг Красного Форта в Агре; сады Багх в Бхаратпуре и Джал Махал в Дееге; сады Форта Амбер, дворцов Мубарак Махал и Чандра Махал в Джайпуре; сады Самод Багх в Самоде; сады Сахелион Ки Бари и дворцов Удайпура и озера Пичола; сады Форта Деви Гарх, отеля Оберой Удавиллас.
Таким образом, из всего вышесказанного мы можем заключить, что в Индии, с ее влажным и теплым климатом, щедрой природой, деревнями, городами и их жителями, культурой и традициями, просто не могли не появиться парки и сады. Они – неотъемлемая часть страны.
Здесь настолько благодатные условия для богатой и бурной растительной и животной жизни, что у народа Индии еще в древности появилось естественное желание упорядочить, оформить, сохранить и приумножить то, что изначально было дано природой.
Подтверждение этому – многочисленные парки и сады, художественные произведения таких великих писателей, поэтов, как Рабиндранат Тагор, Редьярд Киплинг и живописцев – Николая Константиновича Рериха, его сына Святослава Николаевича Рериха, воспевших великолепную, красочную природу. Все, что растет и цветет в этой огромной многонациональной и густонаселенной стране, нашло уход и приют в разнообразных парках и садах, которых здесь великое множество и вокруг дворцов, и вокруг простых хижин.
IX. Список использованной литературы
1)http://www.kazedu.kz/referat/200716
2)http://www.sikhism.ru/kultura-indii/sadovo-parkovoe-iskusstvo-v-indii.html
3)http://landscape-designer.ru/articles/art_1258/
4)http://www.studhistory.ru/pages/more/sadovo-parkovoe-iskusstvo-indii.html
)http://indolog.ru/sadovo-parkovoe-iskusstvo-indii-36.html
6)http://geobotany.narod.ru/asia05_india.htm
7)<http://stomirov.info/?p=750>
8)http://vk.com/search?c%5Bq%5D=%D0%A1%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%BE-%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5%20%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%20%D0%98%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D0%B8&c%5Bsection%5D=auto&w=wall-27081313_447
9)http://natalyandnick.com/blog/2012/05/29/india-delhi-red-fort/