- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 10,28 Мб
Садово-парковое искусство Италии эпохи Ренессанса. Эстетико-художественный анализ
Московский Архитектурный институт
(Государственная академия)
Кафедра Философии
Реферат по Эстетике
Садово-парковое искусство Италии эпохи Ренессанса.
Эстетико-художественный анализ
Выполнила студентка
курса 14 группы
Артамонова Ксения
Москва, 2015
Содержание
Введение
Характеристика субъекта творчества (Эпоха Ренессанса)
Характеристика объекта творчества (итальянские сады)
Примеры итальянских садов
Заключение
Список литературы
Введение
Особое место в истории садово-паркового искусства занимают итальянские сады эпохи Ренессанса. Замкнутые регулярные сады на склонах, наполненные скульптурами, гротами, водными сооружениями, открывающие красивый вид на ландшафт вне сада, не оставят зрителя равнодушным. Создается ощущение, что главные идеи, заложенные в итальянских садах, это идеи удивления («сюрпризности»), театральности и наслаждения красотой природы, подчиненной человеку, но без видимого противоречия.
В данной работе будет рассмотрена тема зарождения и развития регулярного парка в Италии под влиянием настроений и идей эпохи Ренессанса, влияния архитектурных форм Ренессанса на формирование образа итальянского сада, особенности регулярных садов, присущих именно итальянскому искусству, и отличия от других европейских садов и парков того времени. Будут рассмотрены примеры садов и парков. Особое внимание будет уделено художественному образу и особенностям восприятия итальянских садов зрителем.
Разбор характера культурной среды конца 15-16 века, определение основополагающих ценностей
Формирование понимания субъекта творчества, свойственное для рассматриваемого периода
Характеристика творчества данного периода
– Анализ эстетических принципов формообразования
– Определение и описание художественного образа
сад ренессанс парковое искусство
Характеристика субъекта творчества
В своей работе в качестве культурной среды я рассматриваю Италию 15-16 веков. Италию этой эпохи характеризует в первую очередь развитие культуры и искусства во всех областях. Формируются капиталистические отношения. Многие городские ремесленники содержат мастерские с большим числом подмастерьев и учеников.
Немаловажную роль играют обширные торговые связи по всему миру, развитие буржуазии. Появление меценатов, готовых вкладывать средства в строительство вилл и парков, способствует развитию ландшафтной архитектуры, появлению новых парков и садов, развитию садового искусства.
В данном контексте субъектом творчества является Эпоха Возрождения. Она определила период культурного и идейного развития. В основе культуры Возрождения лежит принцип гуманизма, утверждения достоинства и красоты реального человека, его разума и воли, его творческих сил. Творчество деятелей эпохи Возрождения было проникнуто верой в безграничные возможности человека, его воли и разума, пафосом утверждения идеала раскрепощенной творческой личности, красоты и гармонии действительности.
Эпоху характеризует стремление к благоустройству и укреплению городов. В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения -общественные здания, дворцы, городские дома. Обращаясь к античному наследию, великие архитекторы эпохи (Брунеллески, Альберти, Браманте, Палладио) создали величавые постройки – ясные, гармоничные, соразмерные человеку. Особое внимание уделяется строительству вилл, с прилегающими к ним садами или парками. Также происходит развитие площадей и городских пространств.
В эпоху Ренессанса формообразование носит уже планомерный характер: предметы сначала зарождаются на бумаге, в виде проектов, и лишь затем по этим проектам их выполняют в материале. Если предыдущие стили органически развивались друг из друга, то Ренессанс избрал отправной точкой художественно-культурное наследие античности. В архитектуре начинают господствовать новые формы, связанные с возрождением античной ордерной системы.
Возврат к идеям античности и поиск гармонии наилучшим образом характеризуют творчество Эпохи Возрождения. Художественность становится центром культуры. Происходит осознание разделения функций и художественного образа.
Отражением общего направления художественной мысли своего времени являются эстетические принципы формообразования. Композиция центричная, статичная, отвечает образу парадности и богатства, вместе с тем, комфортная и уютная, в соответствии с масштабом человека. Мерой всего является человек, его возможности и потенциал. С точки зрения гармонии природа и культура становятся равнозначными. Ритм в архитектуре и творчестве изменяется от спокойного к напряженной динамике.
Художественному образу Эпохи Возрождения присущи такие характеристики как изящество, благородство, торжественность. Ведь художественный образ является отражением части своей эпохи – красочный, яркий, стремительный, вдохновляющий период истории, для которого характерно стремительное развитие науки и искусства, свободная светская культура, ориентированная на человека и его деятельность.
Характеристика объекта творчества
В качестве объекта творчества в своей работе я рассматриваю садово-парковое искусство Италии. Следовательно, культурной средой является Италия в эпоху Возрождения. Эту эпоху характеризует развитие буржуазной архитектуры, ландшафтной архитектуры, садово-паркового искусства, переход от образов и идей средневековья к эстетическим принципам античности. Именно в этот период происходит зарождение принципов регулярного сада, террасного сада, сада с водными устройствами.
Сады эпохи Ренессанса отличает спокойная прямоугольная планировка. Сад небольшой по размерам, предназначен для отдыха на открытом воздухе. Аллеи – узкие переходы между «зелеными комнатами». Вид на окружающий ландшафт ограничен определенными видовыми точками. Дом не является доминантой композиции, а растворяется в ней.
Творческое начало характеризуется появлением и реализацией идей театральности, «сюрпризности» сада или парка. Отличительной чертой является использование природных условий для формирования планировочного решения и художественного образа парка. Сложный рельеф играл важную роль в организации итальянских садов. Сады располагались на холмах и склонах и представляли собой ряд замкнутых террас, соединенных проходами и лестницами. Благодаря рельефу и зеленым насаждением, каждый сад был отделен от других и имел свое художественное решение. Вместе с тем, важен был вид, открывающийся из него на окружающую территорию. Таким образом, создается ощущение уединения, но не замкнутости.
Развивается топиарное искусство и, вместе с тем, используются свободные посадки растений. Итальянские регулярные сады имеют свою особенность. Несмотря на подчинение руке человека, природа кажется «живой». Для сравнения, французские регулярные сады выражают победу воли человека над природой, ее полное подчинение, преобладает искусственное формирование ландшафта, сильное развитие топиарного искусства. Итальянские сады тоже регулярные, однако, в них ощущается больше естественности, природности. Возможно, это связано с использованием рельефа, а также с многочисленными водными каскадами и гротами, свободно растущими деревьями, наполняющими сады.
Говоря о творчестве в итальянских садах, нельзя не отметить активное использование скульптурного искусства и организацию скульптурных композиций.
Итальянские сады эпохи Ренессанса характеризуют также свойственные им эстетические принципы формообразования, такие как композиция, гармония, мера, ритм.
Композиция в основном носит регулярный характер с использованием систем фонтанов, каскадов, гротов, скульптур и растений.
Гармонию определяет ощущение естественности сада при видимом воздействии руки человека. Гармоничное сочетание регулярно и свободно посаженных растений, больших и маленьких, шумных и тихих водных устройств, парадных и уединенных частей парка.
Мерой являются в равной степени природа и человек. Все, что создано человеком, основано на условиях и образах, раскрытых самой природой страны (особенности рельефа для организации террас и водных систем) и историей культуры (античные образы скульптур). Влияние человека на организацию природного ландшафта не больше и не меньше, чем необходимо для гармоничного восприятия ландшафтной архитектуры.
Ритм можно характеризовать как постоянно изменяющийся – то ровный, то динамичный. Это особенности регулярного парка, присущие итальянским садам. Наличие основной оси, прямых аллей, связывающих чаще всего прямоугольные по форме отдельные части сада. Чаще всего встречается симметричное расположение архитектуры относительно основной оси.
Самой важной характеристикой итальянского сада эпохи Ренессанса является описание его художественного образа. Именно восприятия художественного образа определяет настроение и эмоции, эстетическое переживание, вдохновение зрителя, попавшего в сад. Сад, как театральное зрелище, где с каждым новым шагом раскрывается своя картина, свое настроение, звучание. Гармоничное сочетание торжественности, парадности, эффектности вместе с уединенность, замкнутостью, ощущением частной, приватной территории.
Примеры итальянских садов
Рассмотрим несколько примеров классического итальянского сада эпохи Возрождения.
Наиболее яркий пример сочетания парадности и уединенности – сад виллы Ланте (архитектор Дж. Виньола).
Художественный образ сада виллы Ланте гармоничный, целостный, живописный. Сад сделан с большим вкусом. Вначале сада большой квадратный партер с фонтаном. Перед террасной частью сада располагаются два здания виллы, симметрично относительно оси. Далее идет система террас и водоемов. Сад завершается П-образным бассейном и постройками на верхней террасе.
Яркий пример театральности итальянского сада – Сады Боболи (итал. Giardino di Boboli) – знаменитый парк во Флоренции, один из лучших парковых ансамблей итальянского Ренессанса, расположенный на склонах холма Боболи, за палаццо Питти.
Длинные осевые дорожки, баскеты, террасы, декоративные элементы из камня, скульптуры, фонтаны. Во всем царит атмосфера гармонии и покоя.
Особенностью является то, что из садов открываются живописные виды на город. А с уровня второго этажа палаццо открывается вид на центральную часть сада.
Наибольшее развитие тема воды получила в саду Виллы д’Эсте в Тиволи (арх. П. Лигорио. 1550г.).
Вилла д’Эсте была задумана как сад нимф Гесперид, посвященный Гераклу. Ключевым элементом сада в Тиволи стала статуя Геракла, от которой вели две символические дороги – одна к Добродетели, другая к Пороку.
Одной из важных составляющих сада является сложная и удивительная система фонтанов, которая оставалась лучшей и уникальной до появления фонтанов Петродворца. Фонтан органа, в котором сложное гидравлическое устройство создает уникальный звуковой эффект, Фонтан дракона, «Кипящая лестница», которую окружают сорок два водомета. С невероятным размахом создана Дорога ста фонтанов – каждому из них соответствовал рельеф на темы из поэмы Овидия «Метаморфозы». Обращают на себя внимание и Гроты Венеры и Дианы, а также фонтан Рометта, который олицетворяет семь холмов Рима.
Такое обилие образов позволяет создать общее впечатление о художественном образе этого сада, как о «полноводном», сказочном, богатом на детали и эффектные акценты творении.
Гидросистема сада работает под естественным напором воды. Этому способствует многоуровневость сада. Это еще раз подчеркивает естественность регулярных итальянских садов. Ведь даже сложная гидросистема работает с использованием существующих особенностей ландшафта. Рельеф помогает формированию организации естественного движения воды.
Сад Виллы д’Эсте ярче всего демонстрирует красоту использования разнообразных водных устройств. Однако, нельзя не заметить, что вода, в различных ее эстетических формах, используется в итальянских садах очень часто.
Благодаря водным сооружением становится очевидным динамичный ритм этого сада.
Стоит отметить то, что характер плана относится к позднему Возрождению, а художественное решение формы сооружений и растительности выражает характер Барокко.
Эпоху Барокко (после 1600г) характеризует иерархия пространства с главенством пространства дома. Дом становится доминантой, символом авторитарности, часто находится на подиуме, вблизи дома располагаются партеры с брадери. Сад организовывается на идее движения от дома и к дому. Композиция сада должна восприниматься целиком из главной комнаты второго этажа. Основой композиции сада является абсолютная симметрия, прямые линии основных планировочных членений. Часто используется принцип укрупнения форм по мере удаления от дома. Сады эпохи Барокко больше, сделаны с большим размахом, они более парадные, помпезные.
Заключение
В данной работе я провела эстетико-художественный анализ итальянских садов эпохи Возрождения, определила основный характеристики их художественного образа и влияние культурной среды на формообразование и создание образов.
Эти сады являются наилучшим отражением своей эпохи, в которой мерой всему является человек наравне с природой, а культурная среда определяет безграничное развитие творчества.
На мой взгляд, итальянские сады пышные, многодельные, многообразные и очень поэтичные. Имея четкую структуру, они кажутся естественными и живописными. При этом явно видна рука человека, придающая эффектную форму свободной природе сада, способную удивлять и вдохновлять зрителя.
Список литературы
1. История ландшафтной архитектуры, Ожегов С.С, Москва, архитектура-С (стр. 50-74 «Возрождение и барокко в Италии»)
.Энциклопедия архитектурных стилей, В. Кох, Москва, 2011 (стр. 212-235 «Ренессанс и маньеризм»)