- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 26,61 Кб
Самураи: образ жизни и стиль мышления
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Филиал в г. Надыме
Курсовая работа
по дисциплине «Культурология»
Самураи: образ жизни и стиль мышления
Выполнила:
студентка группы НРт – 10
Авдеева Д.
Научный руководитель:
преподаватель культурологи Елагина И.Н.
Надым 2012
Содержание
Введение
Глава 1. История возникновения и традиции самурайства в Японии
.1 Возникновение самураев. Формирование кодекса Бусидо
.2 Военная подготовка самураев в Японии
Глава 2. Влияние образа жизни и стиля мышления самураев на современную культуру Японии
.1 Поведение самураев в мирное время
.2 Образ мышления самурая и его влияние на современную культуру Японии
Заключение
Литература
Введение
Сословие самураев оказало колоссальное влияние на Японию, оставив после себя массу историй и легенд, дошедших до наших дней. Образ самурайского война представляет собой несколько искусного убийцу, столько уравновешенного человека, строго живущего по догматам кодекса самураев. Таким образом, интересна и историческая часть проблемы и философская. Японское общество и по сей день пропитано принципами военного сословия прежних веков.
Именно поэтому данный аспект и сегодня является наиболее актуальной темой для исследования.
По наиболее распространенному мнению, нижней границей эпохи самураев следует считать восьмой век нашей эры. Верхняя граница – девятнадцатый век. При правлении в Японии сёгунов из феодального дома Токугава (1603-1867), с прекращением феодальных войн, потребность в самураях постепенно сходила на нет. Хотя процесс внутреннего распада сословия самураев заметно усилился с середины XVIII века. Развитие мануфактурного производства и усиление городской буржуазии приводили к постепенному экономическому вырождению самурайства.
Основные сведения о культуре самураев можно подчерпнуть из трудов различных исторических деятелей. Вопросы иерархии в японском обществе хорошо рассмотрены в монографии «культ императора в Японии» Т. Г. Сила-Новицкой. Так же в книге Спеваковского А. Б. «Самураи – военное сословие Японии». В книге под редакцией Жукова Е. М. «Японский милитаризм» описывается положения самурайства в период феодальной раздробленности и их тысячелетний путь в истории. массового сознания.
Цель работы – исследование влияния образа жизни и стиля мышления самураев на современную культуру Японии.
Задачи:
) Рассмотрение возникновения самурайства;
) Рассмотрение предпосылок для появления самурайства;
) Рассмотрение быта самураев;
) Анализ философии самураев.
Объектом исследования моей работы является культура самурайского сословия. Предметом исследования являются культурные ценности самураев.
В моей работе был использован описательный метод, для описания событий происходящих в Японии, связанных с самураями. Хронологический метод, последовательно излагающийй события Смуты Гэмпэй. Метод исторической взаимосвязи, для выявления связи влияния самурайства на Японию.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
В ведении раскрывается актуальность темы, цели и задачи научно-исследовательской работы.
В первой главе рассматривается зарождение самурайского сословия и формирование военного кодекса в Японии.
Во второй главе описывается влияние образа жизни и стиля мышления самураев на современную Японию.
В заключении показана краткая хронология развития самурайства и подведены итоги влияния самурайства ка культуру современной Японии.
Глава 1. История возникновения и традиции самурайства
.1 Возникновение самураев. Формирование кодекса бусидо
Слово самурай происходит от слова сабурау – «охранять, служить», и первоначально имело значение «личный слуга». Слово буси имеет почти то же значение, что и слово самурай; это более древнее слово впервые появилось в эпоху нара (710-784 гг.) на несколько столетий раньше слова самурай. Появление первых представителей сословия военно-служилого дворянства Японии относится к VII-VIII вв. н. э. Тогда еще они не назывались собственно самураями. Буси, букэ, цувамоно – так называли вооруженных людей. В древней Японии слово "самурай" ("сабурай"), образованное от глагола "сабурахи", имело буквальное значение – "служить великому человеку, человеку высшего сословия". Со временем так стали называть воинов-дружинников, находящихся на службе.
Дружинники постепенно превращались в вооруженных слуг, получавших от своего хозяина содержание – жилище и пищу, а иногда и участки земли с приписанными крестьянскими дворами. Такие самураи сами превращались в феодалов. По наиболее распространённому мнению, самурайство зародилось в VIII <#”justify”>Когда старший из них, Ёритомо, повзрослел, он сумел собрать вокруг себя родственников Минамото, преданных вассалов и кланы «грубых варваров» северо-восточных провинций, всегда державшихся обособленно от изнеженной аристократии Киото и ненавидевших ее. Они были готовы присоединиться к Ёритомо для того, чтобы покончить с ней, а заодно и с диктатурой Тайра. Так началась борьба на уничтожение, которая вылилась, в конечном счете, в войну Гэнпэй (Гэндзи-Хэйкэ). Тайра ( Хэйкэ) потерпели в ней сокрушительное поражение и были уничтожены как клан, а в 1192 году император провозгласил Ёритомо сёгуном, «полководцем, подавляющим варваров».
Победа клана Гэндзи (Минамото) и его сторонников просто окончательно узаконила процесс, который шел уже в течение многих лет: центральное правительство постепенно теряло контроль над страной. Чтобы стимулировать экспансию на север и восток, сопровождавшуюся вытеснением айну, и увеличить производство зерна, власти обещали завоевателям освобождение колонизованных земель от налогов. Триумф клана Гэндзи и его союзников лишь подтвердил данное положение вещей и ускорил процесс перехода власти.
Признание этой военно-политической ситуации нашло отражение в новой форме государственного устройства император назначил Ёритомо сёгуном. С данным назначением начался этап удивительных взаимоотношений между троном и сёгунатом, которые оставались одной из основных черт политической системы страны на протяжении почти семи столетий. Взаимоотношения императора и сёгуна имели и еще одну отличительную черту – поначалу сёгунское управление осуществлялось из удаленного от двора региона. Ёритомо сделал своей ставкой Камакура, что в нескольких днях пути на северо-восток от Киото. Отсюда он мог контролировать ситуацию в столице и стране, не утруждая себя придворными интригами и необходимостью приудерживаться дворцового этикета и моды. В конце концов, Простые манеры и одежда воина были до сих пор главной составляющей его образа жизни. Почему он должен отказываться от них? Он и его помощники чувствовали себя уютнее в Камакура. А новый порядок однозначно свидетельствовал: помпезная и пышная жизнь является уделом двора, а реальная власть находится в Камакура, в руках сёгуна. После смерти Ёритомо номинально управляли его потомки, но власть уже от его неумелых сыновей перешла к регентам Ходзё. Последние, тем не менее, продолжали придерживаться политики отстраненности от двора. Лишь в 1336 году (спустя 140 лет после назначения Ёритомо сёгуном) наследовавший Минамото сёгунат Асикага перенес свою ставку в Киото. Но и там сёгуны продолжали играть ведущую роль.
В <#”justify”>1.2 Военная подготовка самураев
Часто, во времена внутренних воин молодой самурай отправлялся сражаться в возрасте пятнадцати-шестнадцати лет, поэтому обучение боевым искусствам начиналось в двенадцать-тринадцать лет. С малых лет будущие самураи получали воспитание, позволявшее им во взрослой жизни демонстрировать чудеса выносливости, смирения и боевых качеств. Если воин из сословия простолюдинов уделял много внимания тренировке тела, то самурай воспитывался с раннего детства так, что каждое его действие могло рассматриваться как элемент духовного, боевого и физического совершенствования. В результате, даже физически более слабый воин – самурай легко побеждал в бою нескольких противников.
Японские дети всегда росли в суровых условиях. В самурайских домах, как и в крестьянских, мальчишки зимой и летом бегали в лёгком платье с непокрытой головой и босиком, либо в лёгких соломенных сандалиях. Носки (таби) выдавались только к парадным выходным. Отопление, представлявшее собой вмонтированную в пол жаровню с углями, было редкостью даже в замках.
С первых лет жизни детям самураев прививался воинственный дух сословия самураев и почитание воинской доблести, как главной добродетели. Пословица говорила, что у детей должны быть герои, как у самурая – меч. Родители не должны слишком опекать ребёнка, нельзя позволять ему обнаруживать страх при ударе грома, не нужно запрещать ему гулять в темноте. В то же время, если ребёнка слишком сильно наказывать, он вырастет робким, самоуглублённым созданием. В любом случае необходимо заботиться, чтобы он не приобрёл дурных черт характера. С пяти лет дети самураев носили деревянные мечи, которые впоследствии заменялись настоящими.
Секреты воинских искусств (будзюцу, или будо), самураи осваивали в рамках традиционных школ (рюха, или просто рю). Учитывая подобную подготовку, самураи легко переносили физические тяготы, которые поджидали их на начальном этапе обучения в школах будзюцу. Месяцами длились однообразные упражнения. Постановка базовой техники новой школы даже у опытных самураев зачастую отнимали годы. Дважды в год, в зимние холода и в разгар летней жары, по восемьдесят дней проводились усиленные занятия – «сборы», так называемые зимние учения (как-кэйко) и летние учения (сёто-кэйко). В эти периоды тренировки продолжались почти круглосуточно, чередуясь с часами сидячей медитации.
Примечателен так же обряд совершеннолетия самурая – гэмбуку ( «гэн» – голова, «фуку» – ношение), Церемония являлась знаком входа подростка во взрослую жизнь. Для мальчиков возраст совершеннолетия находился в пределах от 11 до 17 лет (как правило 12). Им дарили взрослую одежду и изменяли детскую причёску на взрослую. Они также получали новые взрослые имена. Обряд совершеннолетия считался одним из самых важных моментов в жизни самурая. Он обычно происходил в синтоистском или буддийском монастыре в торжественной обстановке. Авторитетный старейшина рода или знатный почетный гость, часто сюзерен, провозглашал юношу равным среди равных в братстве самураев. Ему впервые делалась взрослая особая прическа, которая как и ношение двух мечей являлась символом принадлежности к сословию.
Необходимость повышения эффективности методов ведения боя уже в ранние периоды истории Японии заставляла тех, кто посвятил себя сражениям, активно изучать разное оружие и возможности его применения. Однако, ни стандартизация оружия, ни систематизация боевых искусств не была возможна, пока не сформировался класс профессиональных воинов. Примерно начиная со второй половины 12 века формировались рю – системы и школы боевых искусств. Основное внимание уделяли работе с наиболее часто используемым оружием – луком и стрелами, мечом, копьем, алебардой, но при этом не упускали из виду ни одного вида оружия или техники боя, которые могли оказаться эффективными. К 17 веку будзюцу стало впечатляющей силой: сформировалось около шестидесяти различных боевых систем, формально представленных в более чем девяти тысячах традиционных школ – рю. Культура феодальной Японии внесла огромный вклад в формирование самых разнообразных боевых рю. В доктрине будзюцу доминировали шесть основных типов рю:
Оригинальные, то есть такие школы, где обучение проводили сами основатели боевого стиля или их собственные ученики под наблюдением наставника. Вторичные школы, которыми руководили инструкторы и учителя, обучавшиеся у других мастеров данного стиля.
Наследственные рю – школы, которые действовали под управлением одной семьи учителей, где передача накопленных знаний и опыта переходила от отца к сыновьям. Ненаследственные рю (рю-ха) – школы, являвшиеся прямой противоположностью к третьему типу. Общественные школы – имели официальное разрешение властей проводить обучение в закрепленном месте, и получали содержание в виде продукции.
Частные школы действовали без официального разрешения на территории феодальных владений. Такие школы не получали содержания, игнорировались властями, или же находились под запретом.
Отличительной особенностью всех японских видов военных искусств (бугэй) являлось то, что основной акцент при овладении ими делался прежде всего на нравственно-моральную сторону и развитие "духовных способностей самурая", т.е. психической уравновешенности воина, а затем уже на формирование физически развитой личности. Моральное содержание таких дисциплин, как кэндо, кю-до и т.д., показывается иероглифом, который в сочетании с другими звучал как "до", являясь основой этих слов, говорящей о нравственном принципе и имеющей также глубокую связь с религиозными аспектами жизни военного сословия. Преобладающее значение имела внутренняя подготовка воина, на что обращалось больше внимания, чем на напряжение внешних физических сил самурая. Решающим фактором в деле выработки силы духа была медитация. Перед тренировочным боем самураи обычно принимали позы, характерные для дзен-буддийских монахов, приготовившихся к созерцанию, и старались дышать глубоко и равномерно. Это заранее готовило органы дыхания к физической работе и содействовало дальнейшему ритмическому функционированию лёгких во время самой схватки с противником, когда резко возрастала потребность организма в кислороде.
Все выдающиеся наставники говорили о том, что ни один боевой метод, независимо от его внешних достоинств, не может иметь реальной ценности, если он не помогает выработать в человеке характер, который позволяет ему полностью овладеть своим оружием и стать истинным мастером в его использовании. По этой причине многие мастера обращались к древним теориям духовного просветления, которые, в их религиозной или философской интерпретации, помогали человеку понимать лучше окружающую его реальность, благодаря чему он мог более эффективно справляться со сложными ситуациями. Со временем многие дисциплины и упражнения, разработанные последователями этих теорий, были адаптированы конкретным требованиям будзюцу.
К синпо (методам психологической подготовки самураев) можно отнести:
Тайсоку – «брюшное дыхание»;
Найкан – внутреннее созерцание, медитация;
Саймин-дзюцу – искусство гипноза;
Сюнкан саймин-дзюцу- методы мгновенного гипноза противника.
В конечном итоге две концепции стали краеугольными камнями тренировок на высшем уровне в каждой школе боевых искусств: концепция центра (хара) и концепция внутренней энергии (Ки), обе из которых присутствуют, в той или иной форме, во всех философских системах Индии, Тибета, Кореи, Китая и Японии.
Преимущественное духовное напряжение, способствовавшее развитию самообладания, хладнокровия и трезвости мысли при всех упражнениях, однако, не означало что в военных искусствах самураев физический фактор (сила и выносливость) рассматривался как несущественный. Являясь вторым образующим элементом в военных дисциплинах, физическое воспитание требовало от воина кропотливого оттачивания техники, развития физической силы, выносливости, выработки почти инстинктивной феноменальной реакции и координации движений. Всё это достигалось в результате каждодневных и многочасовых тренировок.
В рю самураи проходили обучение по таким специализациям как: единоборство с мечом (Аису Кугё, Итто, Кото Ёири, Нито, Омори, Сасанума, Синто, Хоки, Ягу и т.д.), единоборство без оружия (Дайто, Дзуки, Ёсин, Кюсин, Миура, Сибукава, Сэкигути, Тода, Ягю Синган и т.д.), плаванье в самурайских доспехах (Канкай, Кобо, Мугаи, Сибукава, Ямоноути и т.д.), стрельба из лука, искусство верховой езды, а так же специализация шеста, копья, оружия с цепью и тд.
Представляя себе образ самурая, нельзя не упомянуть о, пожалуй, главном отличительном признаке – самурайском мече. Хотя, Название "самурайский" можно считать условным. Оно привычно для европейца, понимающего под этим типом меча в первую очередь катану, но в саму Японию эта форма меча пришла из Кореи, и в японских хрониках VII-XIII вв. такой меч назывался "корейским". Меч значил для самурая больше, чем все земные блага. Если ему предстояло выбрать между мечом работы известного мастера и, к примеру, богатым поместьем, самурай без колебаний выбирал меч. В завещании знаменитого сёгуна Токугава Иэясу сказано: «Каждый, кто имеет право носить длинный меч, должен помнить, что его меч должен рассматриваться как его душа, что он отделится от него лишь тогда, когда расстанется с жизнью». Известный полководец XVI века Такэда Сигэн писал, что «истинный самурай ни на минуту не должен расставаться со своим мечом, даже тогда, когда он находится на брачном ложе».
Всю жизнь самурая сопровождал меч. Его ставили на специальной подставке у колыбели новорожденного, у изголовья раненого, клали на смертном одре рядом с воином. С пяти лет будущие воины опоясывались деревянными мечами, которые вскоре заменялись настоящими. Существует несколько видов самурайских мечей. Длинный меч, катана, был основным боевым оружием. Катана имела слегка изогнутую форму клинка, длинную рукоять, за которую можно было держаться во время схватки как одной, так и двумя руками, и была заточена с одной стороны. Вместе с катаной самураи носили короткий меч, вакидзаси. Вакидзаси примерно наполовину короче катаны. Его удобно пускать в ход в стесненных условиях, например в помещении. Катану и вакидзаси самураи носили с собой. Ношение двух мечей указывало на принадлежность к сословию самураев.
Упоминания о луке и стрелах как об оружии и как о церемониальных принадлежностях можно найти в самых ранних исторических документах Японии – эти упоминания связаны с мифологией. В древние времена использование лука и стрел носило в основном церемониальный характер, но ко времени формирования класса профессиональных воинов лук стал первым оружием войны. Сформировались две основные традиционные системы, соответствующие специализации на стрельбе из лука всадников и пеших воинов. Даже после того как пеоявление огнестрельного оружия и продолжительный период мира, навязанный Токугава, значительно уменьшили его стратегическое значение, стрельба из лука по-прежнему продолжала считаться благородным занятием.
Известное под общим названием сагэй (достижения в стрельбе из лука) или, более конкретным, кодзюцу (искусство или техника обращения с луком), это было полностью сформировавшееся искусство со сложной практикой, методикой и теорией.
Полный комплект доспехов самурая включал в себя 23 предмета, а иногда и более. Среди основных можно назвать шесть элементов: кираса до, шлем кабуто, защита лица мэн-гу, наручи котэ, поножи сунэатэ и набедренники хайдатэ.
Доспехи самурая менялись на протяжении военной истории в результате развития тактики боя и появления новых видов вооружений. Одним из непременных атрибутов самурая был лук, поэтому доспех того времени ( Япония эпохи Хэйан и камакура) были приспособлены в основном для защиты от этого вида оружия. Типичным доспехом того времени был о-ёрой. Он состоял из кирасы ламеллярной конструкции с тремя большими кусадзури (пластинами) и с разрезом на правом боку. Этот разрез прикрывался отдельной металлической пластиной, которая со временем преобразовалась в четвертую кусадзури. Грудь и живот прикрывались передником из тисненой или разрисованной кожи, называемым цурубасири, который не давал цепляться тетиве лука за металлические элементы доспеха.
Дешевые образцы для простых пехотинцев делались из кожи с нашитыми на нее металлическими фрагментами той или иной формы и своей общей стойкостью к вражеским ударам уступали добротной кольчуге. Хуже всего они защищали от острых стрел, снабженных узкими и длинными "бронебойными" наконечниками, а также от умелых колющих движений меча. Когда же говорят о несравненной подвижности и непроницаемости японского доспеха, то подразумевают дорогие и тяжелые разновидности самурайских доспехов. Пластины доспеха сошнуровывались вместе посредством кожаных ремешков, отсюда и происхождение японского термина одоси-гэ, означающего шнуровку.
Признанные непревзойденными всем мире японские самурайские шлемы являются образцами кузнечного мастерства, чьи секреты не разгаданы и по сей день. Кабуто, или шлем, воплощал личность самурая, и определял его статус в обществе.
-й век ознаменовался революционными изменениями в дизайне кабуто. Высокопоставленные самураи заказывали своим оружейникам изготовление шлемов с богатым орнаментальным исполнением. Имел, как правило, полусферическую форму, с присоединёнными пластинами для защиты шеи. Шлем изготавливался из трёх или более склёпанных металлических пластин, расположенных сверху вниз; либо из кожи, иногда усиленной металлическими пластинами. Элементы защиты шеи (сикоро)- своего рода сегментный назатыльник, сделанный из изогнутых металлических пластин, покрытых лаком, и соединённых шёлковыми или кожаными ремнями. Сикоро закрывало не только затылок, но и уши. Кабуто (шлемы) под тяжестью сикоро (ламеллярная защита шеи) постоянно сползали назад, что заставляло самураев нахлобучивать их на лоб.
Глава 2. Влияние образа жизни и стиля мышления самураев на современную культуру Японии
.1 Поведение самураев в мирное время
Самурай – это воин, живущий в постоянной опасности и готовый в любой момент отдать свою жизнь за господина. В мирное время самураи отдыхали от битв в обществе своих семей, хотя многие избегали заводить семью, что бы не обременять себя ничем. Семья воспринималась как социальный долг перед обществом, поэтому самураи весьма серьезно, с чувством ответственности и долга, относились к своим семьям. Идеальными считались семейные отношения, основанные на этике Бусидо, такие отношения, конечно, можно скорее отнести к товарищеским, чем к любовным. Самурай мог женится на девушке только из самурайского рода. Именно девушке, так как в повторные браки женщины из самурайского сословия не вступали, за редчайшим исключением, в виду того, что это категорически порицалось моралью общества того времени. Женщина могла иметь одного мужа. Сам же самурай не был ограничен в свободе выбора, он мог официально заводить до четырех жён и неограниченное количество наложниц. Супружеская верность была целиком уделом женщины, так как самурай мог наслаждаться мирной жизнью и в обществе гейш («гей» – умение, «сё» – человек, что буквально означает "человек искусства"). Верность мужу рассматривалась как верность господину, и ставилась вше всего на свете.
Сексуальная мораль самураев была двойственной – одна предназначалась для женщин, а другая – для самих самураев. Девушки, рожденные в самурайском доме, до самого замужества жили на женской половине. Братьев и сестер очень рано отделяли друг от друга и воспитывали в соответствии с будущим предназначением: девочек – как жен и матерей, а мальчиков – как воинов.
Девушек воспитывали в самурайских семьях в чрезвычайно большой строгости. В них воспитывались те же качества характера, какими обладали самураи. Женщин учили даже военному искусству, конечно, не для того, чтобы они сражались (хотя женщина из самурайского рода могла постоять за себя, чему много примеров), а для того, чтобы они лучше понимали своего мужа и то дело, каким он занимался в жизни. Женщин также учили лечить раны, готовить лекарственные бальзамы и настои. Поведение женщин самурайского сословия было жестко регламентировано, как и поведение их мужей. Девочек из самурайских семей даже спать приучали в красивой целомудренной позе, лежа на спине со сложенными вместе ногами и вытянутыми вдоль тела руками, для чего им специальным образом привязывали ноги, что со временем создавало требуемую привычку. Выйдя замуж, женщина должна была оберегать сон мужа и лишним движением не побеспокоить его.
Представительницам самурайского сословия строго предписывалось, как себя вести. Например, им строго запрещалось приближаться к постороннему мужчине ближе чем на два метра, говорить с ним без свидетелей, делать что-либо, что могло быть понято двусмысленно. Спутница жизни война должна быть под стать ему. Она должна быть с мужем и душой и телом, быть идеалом верности, терпения, долга. Идеальными были отношения между мужем и женой, основанные на этике Бусидо, хотя такие отношения можно отнести более к товарищеским, нежели к любовным.
Если самурай недоволен какими-то поступками своей жены, он должен разумными доводами убедить ее согласится с ним. Не подобает самураю в таких случаях кричать на жену, оскорблять и угрожать ей, так как вести себя подобным образом могут лишь наемники и чернь. Еще менее подобает войну хвататься за меч или грозить жене кулаком – на это лишь способен трусливый самурай. Храбрый самурай никогда не угрожает тому, кто слабее его. Тот же, кто делает то, что презирает отважный человек, справедливо называется трусом.
Семейная организация общества самураев носила ярко выраженный клановый характер. Клан был всем для самурая, это был его микрокосмос, государство в государстве. Самурай не дорожил своей жизнью, но он заботился о жизни и славе своего клана, увеличении его влияния в обществе. Самураи прекрасно знали свою родословную, они знали, какому предку и чем они обязаны, чтили своих предков и стремились, чтобы их личные заслуги перед кланом превзошли деяния их предшественников. Самурай видел в клане свою опору и средство к процветанию. Чем больше сыновей у самурая, тем сильнее его род, тем выше шансы на его выживание. Были семьи, имевшие несколько десятков сыновей.
Преданность родителям ставилась выше кажущейся естественной связи с детьми. Особые отношения связывали отца и его сына, неоплатность долга сына по отношению к отцу была законом. Хорошему войну нужно заботится и о родителях. Воин, не забоявшийся о родных и близких – плохой самурай, даже если он смышлен, благоразумен, образован и хорошо обучен. Забота о родителях, семейный долг, это один из основополагающих принципов «пути Война». Тот, кто является самураем, должен вести себя в строгом соответствии с сыновней почтительностью. Есть разные способы исполнения сыновних обязанностей.
Один, когда родитель честен и воспитывает детей с добротой, оставляет им всю собственность, а также устраивает для них хорошие браки. Когда такой родитель удаляется на покой, нет ничего особенного и достойного похвалы в том, что дети должны ухаживать за ним и относится к нему со всей внимательностью.
Но если родитель зол и своенравен, если он всегда ворчит и ничего не дает детям, и постоянно требует еды, питья и одежды, и если он, встречая людей, говорит: « мой неблагодарный сын так непочтителен, поэтому я и влачу так свою жизнь. Вы не представляете, как тяжела моя старость», то даже к такому сварливому родителю следует относится с почтением и, не высказывая никаких признаков раздражения, потакать его плохому характеру и утешать в его престарелой немощи. Полностью отдавать свои силы родителю – вот подлинная сыновняя почтительность. Тот, кто не заботится о своих родителях в своем доме, войдет в дом господина, чтобы отвечать за его казну, но такой никогда не станет верным и преданным слугой, ведь стоит только тучам сгуститься над приютившим его домом, как бежит он в страхе и стенаниях. Ибо сказано: тот, кто не заботится о родителях своих, с легкостью изменяет господину и становится предателем.
Что же касается родственников, будь то семья прямых потомков клана самурая, или семья основателей рода, или же семья знаменосца, если семья бедствует, претерпевает лишения и впала в крайнюю нужду, то самураю положено не отдаляться от них. Наоборот, самураю надлежит сблизится с ними, поддерживая тесные отношения и справляясь о них время от времени.
Среди крестьян и торговцев обычно дети старших и младших братьев, как и замужних сестер, зовутся племянниками, и к ним ко всем относятся одинаково. Самураям же не подобает так поступать. Например, сына старшего брата, являющегося наследником, почитают, хотя он и племянник, как старшего брата, и относятся к нему с соответствующим уважением, потому что он будет исполнять обязанности старшего брата. Такое особенное почтение относится только к племяннику, представляющему основателя семьи и рода. Что касается второго и третьего сына, то достаточно, если будут соблюдаться обычные отношения дяди и племянника, как и в случае с сыновьями младших братьев.
С детьми сестер самураю надлежало поддерживать ровные отношения, устные и письменные, держаться от них на расстоянии, так же следует самураю обращаться к племянникам и младшим братьям, а так же к собственным детям, если они направлены в другую семью.
Вообще же социальная и идеологическая роль института семьи в японском обществе была очень значительна. Семья рассматривалась как модель конфуцианского общества в миниатюре, составляющая часть общества в целом. Разумеется, самураи, как ревностные носители конфуцианской морали и традиции, придавали большое значение институту семьи, как лону, порождающему их класс.
Всякий воин будет гордится, если другие самураи называют его преданным, предусмотрительным и надежным. Это соответствует духу и природе пути исполнения воинского долга самураем.
Войну пристало иметь много знакомцев среди собратьев по оружию, однако дружбу поддерживать следовало с теми из них, кто умен, отважен, смел и умудрен опытом. Самураю не следовало ошибаться в выборе друзей, поддерживая отношения не с самыми достойными войнами. Позабыв о подобающему войну поведении, легкомысленный самурай, дни и ночи проводящий в праздности и веселье, должен быть готов к тому, что его отвергнут настоящие войны самураи.
Самое главное для самурая, находящегося на службе – общаться и заводить друзей только среди тех своих товарищей, которые отважны, верны долгу, умны и влиятельны. В целом, самураю желательно заводить близких друзей из числа тех, кого он любит и с кем он предпочитает есть, пить и путешествовать. Ибо если он проявит к одному из них расположение и сделает своим другом, полагая, что тот будет веселым и хорошим спутником, они могут легко повести себя непристойным для самурая образом: относиться друг к другу без должных церемоний, обращаться друг к другу слишком фамильярно и ссориться из-за пустяков. Подобное предосудительное отсутствие достоинства лишь показывает, что, хотя внешне некоторые выглядят как самураи, сердца их как у нищих поденщиков.
2.2 Образ мышления самурая и его влияние на современную культуру Японии
Традиционная философия самураев учила никогда не думать о завтрашнем дне, жить днем сегодняшним, как учили проповедники: Следует жить легко, подобно листку, плавно падающему с дерева. При этом стремиться быть, по возможности, счастливым, если это не противоречит исполнению долга. Прожить жизнь достойно и счастливо означало жить в соответствии с долгом и быть непобежденным.
В повседневной жизни, самурай также следовал кодексу Бусидо, каждый день посвящал определенное время своему самосовершенствованию и познанию пути Война. В Кодексе самурая существует категория, к которой уместно причислить повседневные и чрезвычайные правила самурая. К повседневным правилам относятся принципы рыцарства и вооружения, к чрезвычайным – общевойсковые принципы и ведение битвы.
Что касается принципов повседневной категории, то самураю должно заботится о своем внешнем виде и соблюдать правила личной гигиены. Во всём облике самурая и его привычках соблюдался особый культ аккуратности и чистоты. Каждое утро, совершив омовение, самурай надевал чистую одежду и был физически готов к смерти до кончиков наманикюреных ногтей: "В столь отдалённые времена, как эра Камбун (1661-1672), – говорит автор "Хагакурэ", – самурай каждое утро принимал ванну, брился, душил волосы, стриг ногти, аккуратно шлифовал их пемзой и полировал токуса".
В свободное от службы время, войну пристало читать, совершенствоваться в каллиграфии, обдумывать дела минувших дней или древние уложения и установления, касающиеся военных дел.Чаще всего в качестве рекомендуемых воину для чтения книг упоминаются конфуцианские каноны и, особенно, Четверокнижие: Беседы и рассуждения Конфуция, Великое Учение, Срединное и неизменное и Мэн-цзы. Такэда Нобусигэ в дхъевяносто девяти статьях, включающих в себя многочисленные примеры из приличествующих для чтения образованному воину сочинений, называет Беседы и рассуждения одним из самых необходимых для изучения текстов. Однако запрещалось читать китайские стихи, рэнга и вака. Тот, кто будет отдавать свое сердце этим утонченным и изящным словам, станет подобен женщине. Рожденный же в доме самурая должен думать только о том, чтобы взять в руки длинный и короткий мечи и умереть.
Такэда Сингэн (1521-1573), великий полководец и могущественный даймё, полагал, что обучение самурая должно быть тесно связано с его повседневными обязанностями и жизнью. А Курода Нагамаса (1568-1623), лишь недолго проживший при новом порядке Токугава, был убежден, что образованность и высокая культура – это не столько чтение книг, сколько познание Пути Истины. А для управляющего знать Путь Истины – значит быть проницательным и прямым человеком, который и в жизни, и на службе пользуется собственной властью лишь во благо другим, проявляет гуманность по отношению ко всем людям, разбирается в них и умеет четко отличать добро от зла.
О прочих искусствах излагается следующее: участвовать в танцах им категорически запрещается. Самурай, который будет уличен в том что занимается танцами – несовместимыми с военным искусством – будет приговорен к сэппуку. Войну ни в коем случае непозволительно праздновать, даже если у него нет поручений от хозяина и он свободен от службы.
Самурай должен быть всегда учтив и сосредоточен. Принимая гостей дома, войну пристало обращаться любезно и учтиво, в соответствии с положением и заслугами гостей. Ведь несомненно, что самураи, как только они осознали себя отдельным сословием, со всей серьезностью относились к своему высокому предназначению.
Однако было бы в высшей степени неправильно и даже несправедливо считать самураев лишь надменными, вспыльчивыми и до исступления озабоченными только сохранением собственной чести людьми. Они полностью сознавали не только значимость своего положения, но и накладываемую на них ответственность. Японцы и поныне предельно внимательно относятся к занимаемому человеком месту в обществе, хотя, конечно, шкала «рангов и должностей» сегодня совершенно иная по сравнению с периодом Токугава. Большинство самураев прекрасно понимали свои высокие обязательства и старались соответствовать своей роли представителей высшей касты, с гордостью нося имя воина.
Заключение
Идеология самурайства прочно легла в менталитет Японии и остается актуальной по сей день. Единственной же неизменной вещью на протяжении существования человеческого общества остается его психология: моральные нормы, этические принципы в отношениях между людьми.
В X-XII вв. в процессе феодальных междоусобиц окончательно оформились владетельные роды, предводительствовавшие значительными военными силами, которые лишь номинально числились на императорской службе. К тому времени сложились и устои неписанного морального кодекса самурая «Путь лука и скакуна» («Кюба-но мити»), позже превратившегося в свод заповедей «Путь Воина» («Бусидо»).
Начало выделения самураев как особого сословия обычно датируется периодом правления в Японии феодального дома Минамото (1192-1333). Предшествовавшая этому затяжная и кровопролитная гражданская война (т. н. «Смута Гэмпэй») между феодальными домами Тайра и Минамото создала предпосылки для установления сёгуната – правления самурайского сословия с верховным военачальником («сёгуном») во главе.
На формирование идеологии современной Японии повлияли как религиозные воззрения самураев, так и кодекс воина. Так как самураи были военным сословием, и их с детства готовили к битвам, то в основе мировоззрения самурайства легли такие понятия как: честь, доблесть бесстрашие. С другой стороны, до наших дней дошла не только богатое духовное наследие этого сословие, но и боевые техники, приемы, стратегии ведения войны того времени, являющиеся визитной карточкой самураев. В числе главных принципов самурайской морали выделялись: верность господину; вежливость; мужество; правдивость; простоту и воздержанность; презрение к личной выгоде и деньгам.
Протрет самурая прочно вписался в историю. Это портрет смелого, доблестного, сильного война. Образ самурая гармонично сочетает в себе как хорошие физические данные, так и духовное развитие, что, несомненно, обращает на себя внимание.
Потомки бывших самураев создали несколько общественных организаций, которые изучают историю военного сословия феодальной Японии, гордятся его заслугами и высоким профессионализмом, а некоторые мечтают и о возрождении былого военного величия своей страны. Богатая история самурайства остается интересной и по сей день, благодаря своей необычности, насыщенности, и, несомненно, человек, окунувшийся в атмосферу самурайства наврядли забудет этот опыт.
самурай кодекса бусидо
Литература
1. Басов А. Р. Общество самураев. Самурай и его семья. – М., 2004.
. Брайант, Э. Самураи. – М., 2005.
.Дрэгер Донн Ф. – Классическое будзюцу. – М., – 2002
4.Клири, Т. Кодекс самурая. – РнД., – 2001.
.Котенко Р.В., Мищенко А.А. Книга самурая. Бусидо.- СПб., 2000.
.Курчакова А. К. Секреты самураев: Боевые исскуства феодальной Японии. – М., 2000.
.Ратти, О., Уэстбук А. Тайны древних цивилизаций. Самураи. – М., 2004.
.Тернбул, С. Военная история. – Спб., 2005.
.Уилсон, С. Сочинения японских воинов. – М., 1982.
.Сайт журнала «Человек без границ» http://www.manwb.ru/articles/simbolon/live_tradition/samuray_sword/