- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 33,41 kb
Сандро Боттичели
Министерство РФ
МОУ средняя школа № 23
РЕФЕРАТ
Тема: САНДРО БОТИЧЕЛЛИ
Работу выполнила:
Попова Анастасия
6а класс
Руководитель:
Федоренко Н.С.
г. Комсомольск-на-Амуре
2002 год
ПЛАН
I. Вступление: «Сандро Филипепи – мастер рисунка как основы флорентийской «квантроченто».
II.Основная часть:
1. Путь великого живописца
2. Начало формирования творчества художника.
3. Три основных ступени искусства Ботичели:
а) «Распятие» Кебридж (Массачусет), Музей Фогг.
б) Коронование Марии (Алтарь Сан Марко) Флоренция, Галерея Уорфи.
в) Реальность и фантазия в «4 эпизодах Настаджо дель Онести» .
г) Аллегория в картинах «Рождение Венеры» и «Весна», Флоренция, Галерея Уффици.
д) «Поклонение Волхвам», Флоренция, Галерея Уффици.
III. Заключение: «Великий живописец».
«САНДРО ФИЛИПЕПИ – МАСТЕР РИСУНКА КАК ОСНОВЫ
ФЛОРЕНТИЙСКОЙ ЖИВОПИСИ»
Боттичелли был превосходным мастером рисунка, составляющего основу флорентийской живописи кватроченто. Имя его вписано в плодотворный и замечательный период развития искусства Тосканы – вторую половину XV века. Личность Сандро было бы трудно рассматривать вне связи с окружением его покровителей Медичи, которое обычно представляют ясным, беззаботным (напомним строку карнавальной песни Лоренцо Великолепного: «счастья хочешь – счастлив будь»), блестяще остроумным, культурным, экономически процветающим. Но в действительности искусство мастера отражает атмосферу тревоги и неустойчивости, в которой жил его город. Возможно, самый «флорентийский» из художников, Сандро Боттичелли лучше всех других передал противоречия своего века с его исключительными достижениями в области культуры и политики и вместе с тем резкими социальными и историческими потрясениями.
Около 1464 года Алессандро поступил в мастерскую Фра Филиппе Линпи, которую покинул в 1467 году в возрасте двадцати двух лет.
Первой его работой могли быть фрески, выполненные этим монахом-кармелитом вместе с учениками в соборе в Прато. Однако можно заключить, что уже в 1469 году Боттичелли – самостоятельный художник, ибо в кадастре того же года Мариано заявил, что сын его работает дома. Деятельность четырех сыновей (старший из них, Джованни, стал маклером и выполнял роль финансового посредника при правительстве, а его прозвище «Botticella» перешло к более знаменитому брату) принесла семье Филипепи значительные доходы и положение в обществе. Филипепи владели домами, землей, виноградниками и лавками. Девятого октября 1469 года в Сполето умер Фра Филиппе; уже в следующем году Сандро открыл собственную мастерскую и где-то между 18 июля и 8 августа 1470 года закончил произведение, принесшее ему широкое общественное признание. Картина с изображением аллегории Силы предназначалась для Торгового суда -одного из важнейших городских учреждений, занимавшегося рассмотрением правонарушений экономического характера. Тот факт, что изображение других семи Добродетелей было заказано в 1469 году авторитетному тогда художнику Пьеро Поллайоло, свидетельствует, что и Боттичелли в то время также был известен во флорентийской художественной среде.
В 1472 году он записался в Гильдию Святого Луки (объединение художников), куда вступил и пятнадцатилетний Филиппино Липпи, сын его учителя, друг и коллега. Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции; одна из самых замечательных сто картин Святой Себастьян (хранится в Берлине) выполнена для старейшей церкви города Санта Мария Маджоре. В том же 1474 году, когда было завершено это произведение, художника пригласили работать в другой город. Пизанцы попросили его написать фрески в цикле росписей Кампосанто, а в качестве пробы его мастерства заказали ему алтарный образ Смерть Марии, который не был закончен Боттичелли, так же как не были выполнены им и сами фрески. Именно в этот период установился тесный контакт между живописцем и членами семьи Медичи, признанными правителями Флоренции. Для брата Лоренцо Медичи, Джулиано, он расписал знамя для знаменитого турнира 1475 года на Пьяцца Санта Кроче. Джулиано был убит в 1478 году во время заговора семьи Пацци против Медичи, направляемого папой Сикстом IV. Фигуры заговорщиков, как повешенных, так и еще скрывающихся от правосудия, Сандро написал на фасаде Палаццо делла Синьория со стороны Порта деи Догана (ворот Таможни). Связь Сандро с домом Медичи укреплялась; начинался самый плодотворный период творчества художника, принесший ему величайшую известность. Судя по количеству его учеников и помощников, зарегистрированных в кадастре, в 1480 году мастерская Боттичелли пользовалась широким признанием.
Благодаря политике Лоренцо Медичи, стремившегося к примирению с папой и расширению культурных связей Флоренции, Боттичелли вместе с Козимо Росселли, Доменико Гирландайо и Пьетро Перуджино 27 октября 1480 года направился в Рим расписывать стены Сикстинской капеллы. Можно предположить, что из Рима мастер уехал в конце февраля 1482 года, поскольку контракт на выполненные фрески был оформлен семнадцатого числа этого месяца, а двадцатого скончался во Флоренции отец Сандро.
В 1483 году вместе с учениками на четырех досках художник написал для украшения свадебного ларя историю Настаджо дельи Онести по одной из новелл Декамерона Боккаччо. В том же 1483 году Лоренцо Великолепный заказал Боттичелли, Перуджино, Филиппино Липни и Доменико Гирландайо цикл настенных росписей на своей вилле в Спедалетто около Вольтерры. Еще одним общественным заказом – художник получил его в 1487 году от представителей налогового ведомства (Magistratura dei Massai di Camera) – было тондо, выполненное для Зала аудиенций в Палаццо делла Синьория. Исследователи идентифицируют его с картиной “Мадонна с гранатом”.
Появление на политической сцене Флоренции Фра Джироламо Савонаролы не оставило Боттичелли безразличным; религиозные темы стали преобладающими в его искусстве. В 1489-1490 годах он написал Благовещение для цистерцианских монахов (ныне в гале- so рее Уффици).
В 1495 году художник выполнил последние из работ для Медичи, написав на вилле в Треббьо несколько произведений для боковой ветви этой семьи, позднее прозванной «dei Popolani».
В 1501 году художник создал “Мистическое Рождество” Впервые он подписал свою картину и поставил на ней дату.
Как правило, историки искусства выделяют три фактора, сыгравшие заметную роль в творческом развитии Боттичелли. Воздействие их различимо уже в самых ранних произведениях художника, созданных им около 1470 года, вскоре после завершения ученичества в мастерской Филиппе Липпи.
Прежде всего на формирование молодого художника оказал влияние сам Филиппе Липпи, что особенно сказывалось в типах персонажей; эти липпиевские черты проступают даже в работах Сандро зрелого периода. Ранние картины Боттичелли исследователи обычно и рассматривают как вариации знаменитой Мадонны с Младенцем и ангелами Филиппе, теперь хранящейся в Уффици.
Именно в искусстве Антонио Поллайоло и Андреа Верроккьо следует искать два других компонента, повлиявших на формирование живописной манеры Боттичелли. У первого – динамическую, полную напряженности линию, позволяющую строить формы лишь с помощью очертаний и по-новому трактовать движение, у второго – подвижность форм, способных слиться с окружающей средой, и смягчение их контуров живописными средствами (черты, которые разовьет молодой Леонардо).
На этих трех предпосылках основано искусство Боттичелли. Разумеется, как у всякого большого художника, оно не было механическим соединением названных мотивов, но их самостоятельной и своеобразной переработкой. Наделенный тонкой художественной восприимчивостью, Сандро усвоил необходимые элементы выразительности у учителя, дав им вместе с тем глубоко личное истолкование. Таковы, например, в его картинах типы лиц с липпиевскими чертами, но всегда отмеченные настроением легкой меланхолии, погруженности в свой внутренний мир. Кроме того, преобладающий интерес для художника представляла человеческая фигура, а не ее пространственное окружение (отчего он даже признавался предшественником маньеризма, хотя культурные основы его искусства и этого направления различны); язык линии использовался им для передачи экспрессии (именно этим определяется его трактовка формы). Данные тенденции станут особенно очевидными в поздних произведениях мастера. В отличие от ряда других живописцев на протяжении всего творчества Сандро эти стилистические приметы остаются почти неизменными. Меняются темы, и, как мы увидим, все более акцентированный характер приобретают составляющие его стиля – линия, колорит и экспрессия. В некоторых его поздних работах красочная поверхность становится полированной и почти ослепительной в своей интенсивности, словно он забыл уроки искусства Верроккьо.
Свойственная Боттичелли манера ясно проявилась уже в первых картинах. В русле традиции Липпи – это в особенности сказывается в типах лиц – выполнены две его Мадонны из Уффици; в первой из них Мария изображена в саду роз, в другой – представлена в ореоле серафимов. В обеих картинах четко различимы индивидуальные стилистические черты мастера, прежде всего в фигуре Марии, более удлиненной и естественной в своем строении, чем у Липпи. Если в Мадонне дель Розето Младенец верроккьевского типа, то во второй, Мадонне во Славе, это уже чисто боттичеллевский ребенок, с налетом грусти на лице и словно бы осознающий свою священную миссию (он изображен благословляющим).
Заслуживают внимания также отделка оружия синей эмалью и передача игры света на металле, свидетельствующие о знакомстве художника с ювелирным делом. Трактовка тканей еще связана с кругом Верроккьо.
В это же время Сандро начал писать портреты, внося элемент психологической трактовки в обобщенные, меморативные образы, характерные для кватрочентистской традиции флорентийского портрета.
Итак, можно заключить, что к 1470 годам боттичеллевская манера живописи вполне определилась.
В дальнейшем творчество его обогатилось гуманистическими темами, заказы на воплощение которых он получал от членов семьи Медичи.
Наивысшего напряжения драматизм достигается в “Распятии” Боттичелли. Фигура распятого Христа доминирует над расположенным внизу городом, который похож на Флоренцию. Слева вверху изображен Бог-Отец, высылающий вперед сонм ангелов со щитами, на которых начертан крест, а с противоположной стороны – дьяволы, мечущие из черного облака горящие факелы. В нижней части композиции видна распростертая у подножия креста и в исступлении обнимающая его Мария Магдалина, направо от нее ангел, поражающий зверя с чертами льва, в то время как другой зверь, выскакивающий из-под плаща Магдалины, убегает прочь. Как в ряде других случаев с картинами Боттичелли, мнения исследователей расходятся в интерпретации этой религиозной аллегории, однако все единодушны в том, что вдохновлена она проповедью Савонаролы. Картина символизирует раскаявшуюся Флоренцию (Магдалина), спасаемую божественным вмешательством от нависшей над ней опасности. Такое содержание имеет соответствие в исторических событиях тех лет:
Боттичелли, кажется, исполнил здесь своего рода гражданскую миссию, приняв участие в жизни города своим искусством, сохранившим замечательную силу воздействия. Добавим, что влияние Савонаролы на позднее творчество художника, подчас отрицаемое учеными, особенно явно сказалось в выборе тем апокалиптического и пророческого плана, которые переведены им на язык аллегории, находящий себе параллель в сочинениях и проповедях доминиканского монаха из Феррары.
В основе боттичеллевской драмы, глубоко личной, наложившей печать на все его искусство, – полярность двух миров. С одной стороны, это сложившаяся в окружении Медичи гуманистическая культура с ее рыцарскими и языческими мотивами; с другой – реформаторский и аскетический дух Савонаролы, для которого христианство определяло не только его личную этику, но и принципы гражданской и политической жизни, так что деятельность этого «Христа, царя флорентийского» (надпись, которую приверженцы Савонаролы хотели сделать над входом в Палаццо делла Синьория) выступала полной противоположностью великолепному и тираническому правлению Медичи.
Другим ярким произведением Боттичелли является “Алтарь Сан Марко” (“Коронование Марии с ангелами, Евангелистом Иоанном и Святыми Августином, Иеронимом и Элигием”), написанный около 1488-1490 годов для принадлежащей ювелирам капеллы в церкви Сан Марко. Капелла была посвящена их покровителю Святому Элигию. Центральная часть алтаря отмечена архаическими чертами: фигуры ангелов и святых резко различаются по масштабу; фантастическая ниша, в которую заключена сцена коронования, контрастирует с более реалистической трактовкой пространственного окружения четырех главных персонажей. Вместе с тем в картинах пределлы немало живости в изображении Иоанна среди нагромождения каменных глыб на острове Патмое или Святого Августина в его почти пустынной келье, в лаконичном и напряженном Благовещении, в сцене покаяния Святого Иеронима в скалистой пещере, наконец, в энергичной фигуре Святого Элигия, чудесным образом выковывающего новую ногу лошади, и в необычности ракурса спешившегося всадника в развевающемся плаще. Белая лошадь в этом эпизоде – леонардовский мотив, обретающий, как и всякое заимствование Боттичелли у других художников, характер глубоко личной интерпретации. В картине заключена та напряженная экспрессия, которая заставляет формы сгибаться, приобретать резкие повороты, деформироваться.
Несмотря на широкую известность, которой произведение пользовалось сразу после своего завершения, его ждала нелегкая судьба и долгие годы скитаний. С алтаря в капелле церкви оно переместилось в Зал капитула монастыря Сан Марко, оттуда – в галерею Академии во Флоренции и далее, в 1919 году – в Уффици. Только по завершении его длительной реставрации, проведенной в лаборатории при Опифичио делле Пьетре Дуре в 1989 году, можно считать закончившимися топографические перемещения картины. Что касается реставрации, то она лишь отчасти устранила вред, нанесенный великолепному произведению многочисленными путешествиями из одного помещения в другое. Из-за них безвозвратно утрачено первоначальное обрамление алтаря, которое заменила резная рама, происходящая из ныне несуществующей церкви Баттилани. В реставрации картина нуждалась уже с 1830 года (когда она находилась в Академии и ее реставрировал Аччайи) и вплоть до 1921 года, когда ею занялся Фабрицио Лукарини, полностью переписавший зеленое одеяние ангела слева. Но несмотря на эти’работы отслаивание и выпадение красочного слоя продолжалось, что привело к последней, самой полной реставрации, которая, кажется, остановила процесс разрушения картины.
Сила воздействия этой живописи в значительной мере обусловлена трактовкой небесного видения, насыщенного религиозно-символическими мотивами с апокалиптической окраской. Они навеяны проповедями Савонаролы во Флоренции, которые вскоре привели к политическому перевороту, закончившемуся изгнанием Медичи в 1494 году. Иоанн, автор Евангелия, Посланий и Апокалипсиса, изображенный с поднятой вверх раскрытой книгой (с пустыми страницами, ибо он еще ждет слов Откровения), выступает в композиции фигурой, посредующей между созерцателями видения (Августином, Иеронимом, Элигием) и фантастическим коловращением ангелов вокруг радужной арки из херувимом и серафимов, окаймляющей сцену Коронования Марии. Явление ангелов на фоне золотых лучей, в ослепительном сиянии, среди дождя роз и земной пейзаж с его скалами и пустынным лугом, на котором стоят святые, кажется, подчеркивают контраст между фантасмагорической притягательной небесной реальностью и тяготами мира материального.
Превосходная реставрация позволяет оценить значимость в творчестве Боттичелли алтаря Сан Марко, который знаменует переход от более реалистических и рациональных изобразительных решений, характерных для живописи кватроченто, к последним произведениям художника.
Лоренцо Великолепный заказал Сандро написать четыре эпизода из новеллы о Настаджо дельи Онести, включенной в “Декамерон” Боккаччо. Сюжет ее, одновременно жестокий и рыцарственный, был сродни придворной культуре, сложившейся в медичейском кругу. Поводом для заказа картин послужило бракосочетание племянника Лореццо Джаноццо Пуччи с Лук-рецией Бини. Все четыре картины находились в семье Пуччи до середины XIX века, пока не наступил неблагоприятный период для сохранения в Италии национального художественного наследия, в особенности кватрочеитистской живописи. Теперь они разделены между музеем Прадо в Мадриде (первые три эпизода) и коллекцией Уотни в Лондоне (четвертый эпизод).
Замысел картин полностью принадлежит Боттичелли, хотя в соответствии с практикой художественных мастерских того времени, выполнение значительной части заказа он доверил своим помощникам. В первых трех эпизодах различима рука Бартоломео ди Джованни, а в последнем – Якопо Селлайо, близко следовавших манере Сандро. Особое впечатление производит передача пространственного окружения, будь то эпизод, происходящий в роще ниний в Равенне, или сцена пира по случаю свадьбы Настаджо со своей строптивой невестой, дочерью Паоло Граверсари.
Как обычно у Боттичелли, композиции соединяют драматизм содержания и элегантность его трактовки (стройные фигуры, грациозные движения), воплощая действие на грани реальности и фантазии, в которое вносит свой акцент эмалевая чистота цвета в передаче элементов архитектуры и природы.
Две самые знаменитые картины Боттичелли, так называемая “Примавера” (Весна) и “Рождение Венеры”, заказаны Медичи и воплощают в себе культурную атмосферу, возникшую в медическом кругу. Историки искусства единодушно датируют эти работы 1477-1478 годами. Картины написаны для Джованни и Лоренцо ди Пьерфранческо – сыновей брата Пьеро «Подагрика».
Эта картина связана с классической поэзией. Но наряду с реминисценциями римской культуры в замысле боттичеллевских композиций должны были отразиться идеи Фичино, нашедшие свое поэтическое воплощение у Полициано. Присутствие Венеры символизирует здесь не чувственную любовь в ее языческом понимании, но выступает гуманистическим идеалом любви духовной, «того сознательного или полуосознанного устремления души ввысь, которое очищает все в своем движении» (Шастель).
Следовательно, образы “Весны” носят космологически-духовный характер. Оплодотворяющий Зефир соединяется с Флорой, порождая Примаверу, Весну -символ живительных сил Природы (В литературе о Боттичелли распространена и другая трактовка трёх перечисленных персонажей: считается, что здесь представлены Зефир, нимфа Хлорис и богиня цветения Флора, рожденная в союзе Хлорис с Земфиром). Венера в центре композиции (над ней Амур с завязанными глазами) -отождествляется с Humanitas – комплексом духовных свойств человека, проявления которых олицетворяют три Грации; устремивший взгляд вверх Меркурий рассеивает своим кадуцеем облака. В боттичеллевской трактовке миф обретает особую выразительность, идиллическая сцена возникает на фоне густо сплетенных ветвями апельсиновых деревьев, следующих единому гармоническому ритму, который создается линейными очертаниями драпировок, фигур, движением танца, постепенно затихая в созерцательном жесте Меркурия. Фигуры отчетливо вырисовываются на фоне темной листвы, напоминая шпалеру. Некоторые ученые видят в этом приеме возвращение к готической фантазии, однако речь скорее идет о решении художником раннего Ренессанса задачи свободного размещения человеческих фигур в открытом пространстве.
По своему замыслу “Рождение Венеры” близко “Весне”, в нем трактуется предшествующее по смыслу положение неоплатонического мифа: акт воплощения Humanitas Природой. Соединяясь с материей, животворный дух вдыхает в нее жизнь, и Ора (Время года), символизирующая исторический момент совершенствования человечества, протягивает богине плащ «скромности», даруя ей щедрость в наделении людей своими добродетелями. Кажется, подобная картина отражена в строках поэмы Полициано Стансы о турнире:
Колышется, стоя на раковине,
Влекомой к берегу сладострастными Зефирами
И Небеса любуются этим [зрелищем]».
Нежные тона рассвета используются художником скорее в карнации фигур, чем в трактовке окружающей их пространственной среды, они приданы также легким одеяниям, оживленным тончайшим узором из васильков и маргариток. Оптимизм гуманистического мифа органично сочетается здесь со светлой меланхолией, характерной для искусства Боттичелли. Но вслед за созданием этих картин противоречия, постепенно углубляющиеся в культуре и изобразительном искусстве Ренессанса, коснулись и художника. Первые признаки этого становятся заметны в его творчестве в начале 1480-х годов.
Произведение, отражающее непосредственные связи между живописцем и семьей Медичи, “Поклонение волхвов” (ныне в галерее Уффици) было заказано между 1475 и 1478 годами Джованни (или Гаспаре) да Дзаноби Лами – банкиром, близким к семье Медичи, и предназначалось для его фамильного алтаря в церкви Санта Мария Новелла. Для многих исследователей особая привлекательность этой картины заключается в том, что здесь можно отыскать изображение целого ряда исторических лиц. Однако это качество не должно отвлекать внимание от ее замечательного композиционного построения, свидетельствующего о достигнутом к тому времени художником высоком уровне мастерства. В целое вплетены и элементы изобразительного языка других живописцев, но Боттичелли придал всему неповторимый оттенок меланхолического достоинства, который различаем тут даже в его автопортрете, и хотя в действе с известными городу участниками запечатлен некий исторический момент, оно носит характер скорей фантастически прекрасного зрелища, свойственный впоследствии большинству произведений Сандро. “Поклонение …” написано легкими, текучими линиями, в колорите его присутствуют золотистые отсветы наподобие ясного света солнечного заката, воссоздавая в более сложной пространственной среде те эффекты, которые ранее использованы художником в двух его картинах на тему Истории Юдифи.
К “Поклонению волхвов”, возможно, примыкает фреска с изображением Рождества Христова в люнете, находящемся теперь на внутренней части фасада церкви Санта Мария Новелла, над входным ее порталом. Первоначально он располагался выше, завершая заказанную Гаспаре Лами капеллу (или алтарь) со стороны фасада церкви. Примечательно, что в свое время этот люнет располагался по соседству с фреской Мазаччо “Троица”, которая сегодня снова занимает ту же, что в XV веке, стену левого нефа.
ВЕЛИКИЙ ЖИВОПИСЕЦ
Боттичелли был глубоко погружен как в духовную атмосферу медичейской культуры, так и в ту, которая наступила во Флоренции с приходом Савонаролы, черпая там творческое вдохновение. Какой бы из этих миров ни питал в большей степени искусство художника на протяжении его жизни, произведениям его неизменно свойственна острота экспрессии, поэтическая фантазия, неповторимо личная манера письма. Даже когда кажется, что Боттичелли остается в стороне от современного ему развития искусства, замыкаясь в самом себе (позднее творчество), мы не можем отказать в величии мастеру, который из шестидесяти пяти лет своей жизни полвека отдал искусству.
Использованная литература:
1. БОТТИЧЕЛЛИ. Бруно Санти (Перевод с итальянского С.И.Козловой. М.: СЛОВО) 1996г., – (Великие мастера итальянского искуства).
2.
Советский энцеклопедический словарь, 1984г.вып.